АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Л. В. КОВТУНЕНКО
Статья посвящена проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных учреждениях России с учетом международного опыта; рассмотрены роль и значение профилактики преступлений в среде несовершеннолетних; акцентировано внимание на альтернативных изоляции от общества мерах наказания как наиболее эффективных способах исправления и ресоциализации.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, ресоциализация, профилактика преступлений, нравственно-правовая реабилитация, типы воспитательных учреждений, формы работы, программы ресоциализации.
В настоящее время Россия позиционирует себя как социальное государство с развитой системой социальной поддержки слабо защищенных категорий населения, в первую очередь, подростков и молодежи. Система воспитательно-профилактических мероприятий в отношении молодежи выстроена таким образом, чтобы подросток, совершивший правонарушение, не был оторван от семьи, школы, ближайшего социального окружения без особой необходимости. В ситуации подростков, оказавшихся в воспитательной колонии, возможности их ресоциализации резко снижаются. Большинство агентов ресоциализации оказываются вне пределов социального пространства несовершеннолетнего правонарушителя. Кроме того, социальная среда внутри воспитательной колонии, по оценкам многих ученых и практиков, не способствует гармоничному развитию личности подростка.
Проводимая в пенитенциарной системе России реформа направлена на качественное изменение самих подходов к исполнению наказаний [5].
Система исполнения уголовных наказаний должна стать более открытой, менее формализованной, а главное - ориентированной на решение основной задачи - исправление осужденных и полноценное включение их в жизнь общества после отбытия наказания. Одной из ведущих идей в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы должна стать ресоциализация осужденных. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты,
разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменена такая мера взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками и др. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в учреждениях введены должности психологов, социальных работников. Однако сложность проблем, стоящих перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают наиболее социально уязвимые категории осужденных, к которым относятся и несовершеннолетние осужденные женского пола.
Преступность несовершеннолетних женского пола является разновидностью женской и подростковой преступности, и самое строгое наказание, которое может им назначаться, - лишение свободы. По состоянию на 1 октября 2011 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось в 47 воспитательных колониях для несовершеннолетних 3,1 тыс. чел. [7]. Недооценка учета половой принадлежности и возраста лица, совершившего преступление, отрицательно сказывается на результатах процесса его ресоциализации. Поведение девушек характеризуется меньшей степенью криминогенности по сравнению с юношами. Причинами такого различия являются со-
циальные условия, определяющие роль мужчины и женщины в обществе, учитывая, что различия между полами имеют не только биологическую, но и социальную природу и во многом связаны с социально-бытовыми ролями, которые традиционно играют мужчина и женщина, а также с требованиями, предъявляемыми к ним обществом. Несмотря на то, что преступность девушек отличается высокой латентностью, темпы роста преступности в их среде не могут не тревожить. Традиционными видами преступлений среди девушек считаются кражи, грабежи, хулиганство. В последнее время все чаще регистрируются преступления, отличающиеся невероятной жестокостью, исключительной дерзостью и цинизмом, что свидетельствует о нравственной деградации, пренебрежительном отношении к нормам морали. Девушки-подростки чаще всего предварительно планируют совершение преступления, в силу психологических причин совершают их чаще в одиночку, что увеличивает общественную опасность их личности, хотя общественная опасность деяния при этом значительно ниже, чем при групповом преступлении. Все это доказывает необходимость выработки специфических мер воспитательного и ресоциализирующего воздействия на данную категорию преступников.
В педагогических работах ресоциализация рассматривается как деятельность по преодолению отклонений в поведении несовершеннолетних (Е. В. Горланова, С. Н. Дубинин, И. В. Королева, А. С. Новоселова, В. Н. Савардунова и др.). Проблема ресоциализации осужденных актуализирована и обоснована в научных публикациях Ю. А. Алферова, Ю. М. Антоняна, М. Г. Деболь-ского, А. И. Зубкова, С. А. Лузгина, А. В. Пищелко, В. М. Позднякова, М. П. Стуровой, В. Е. Южанина и других авторов, но ей еще уделяется недостаточно внимания на практике.
Что же понимается под ресоциализацией осужденных? Ресоциализация - длительный процесс, в основе которого лежит сложный комплекс организационных, юридических, психолого-педа-гогических, экономических, медицинских мер, направленных на формирование у осужденных готовности и способности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Ресоциализация - это результат, практическая реализация цели наказания. Позитивная ресоциализация и реадаптация несовершеннолетних женского пола в обществе после освобождения являются особенно важными, так как преступность несовершеннолетних составляет основу для воспроизводства общей женской преступности [4].
Таким образом, ресоциализация предполагает усвоение элементарных правовых, нравственных, культурно-этических норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы включиться в жизнь общества. В то же время ресоциализация, осуществляемая в условиях отбывания наказаний, должна быть достаточной для того, чтобы осужденные не утрачивали умений и навыков бесконфликтного общения и поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества, а если их не существовало, то они должны быть сформированы. Учет этого требования позволит трансформировать и модернизировать условия, которые на протяжении многих лет затрудняли эффективную организацию педагогического процесса в местах лишения свободы.
Процесс ресоциализации подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии, осуществляется в форме воспитательных, образовательных, трудовых и иных мер социализирующего воздействия с момента заключения под стражу до выхода подростка на свободу. Эффективным, как показывает практика, является проведение психолого-педагогических и социальнопсихологических тренингов по коррекции как индивидуальных, так и групповых особенностей личности несовершеннолетних.
Отечественная пенитенциаристика накопила немалый опыт разработки и реализации программ по ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола. Однако сегодня этого недостаточно.
В настоящее время Россия имеет возможность использовать накопленный опыт стран Европейского содружества по ресоциализации преступников, отбывающих наказания в виде лишения свободы.
Например, большую помощь в ресоциализации осужденных женского пола в тюрьмах западных стран оказывают программы подготовки их к жизни на свободе, которые направлены на поддержание положительных связей. Например, лиц женского пола обучают домоводству, личному уходу за собой, полезному проведению досуга, для них организуются курсы парикмахеров, можно получить специальность (менеджера, повара, садовода), проводятся культурные и спортивные мероприятия, кружковая работа, поощряется самодеятельное творчество, предоставляются отпуска в течение отбывания наказания, специальные отпуска для устройства на работу и решения бытовых вопросов.
Положительным опытом для России может стать опыт ФРГ [2], где в качестве средств, спо-
собствующих ресоциализации, помимо общеобразовательного и профессионального обучения и производительного труда, особое место занимает социальная работа с осужденными. Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодательно поставлена задача ресоциализации осужденных.
Одним из ведущих направлений в работе по ресоциализации осужденных является обучение, которое требует большого труда по формированию у них мотивации к учебе. Для достижения положительных результатов используются индивидуальные формы работы, а также большое количество созданных различных образовательных программ.
Важную социализирующую функцию выполняет профессиональное образование, организуемое совместными усилиями администрации тюрем и федеральными комитетами по труду, свободными немецкими профсоюзами и ориентированное на потребности свободного рынка рабочей силы.
Весомый вклад в дело ресоциализации осужденных, формируя их мировоззренческие установки, оказывая практическую помощь конкретным осужденным, изменяя отношение общественности к осужденным, вносит церковь: в одних тюрьмах священнослужители входят в штат учреждения, в других - с ними заключают договор, в третьих - приглашают для разового проведения проповедей.
Основными формами работы, обучающими организовывать свой досуг, являются спортивные и культмассовые мероприятия, работа в библиотеках и со средствами массовой информации, семинары по проблемам брака, воспитания детей и др.
При взаимодействии с другими методами в качестве эффективного средства, стимулирующего психическую деятельность осужденного по формированию установки на положительную ресоциализацию и адаптацию, выступает психоло-го-педагогический аутотренинг. Социальные тренинги подразумевают изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков» и т. д.
Педагогический аутотренинг для осужденных женщин, одним из авторов которого является педагог А. С. Новоселова, результативно зарекомендовал себя и в российских женских колониях.
Широко используется для лиц женского пола в западных тюрьмах психологическое консультирование по разрешению межличностных конфликтов, а также беседы с семьями.
Важное значение имеет социальная работа по оказанию помощи в организации повседневной жизни: в нахождении места работы и профессии через различные программы помощи безработным, направлении на курсы переквалификации, проведении реабилитационных мероприятий, включающих поиск и обеспечение им жилья, составление проектов по жилью, беседы и оказание помощи по ведению хозяйства.
Проводится консультирование по юридическим вопросам и оказывается помощь в период подготовки к освобождению: инициирование
примирения преступника с жертвой; сотрудничество с судом; разработка проектов организации свободного времени и поиска работы; оказание помощи по ориентации в социальном пространстве через сотрудничество как с коммунальными, так и с региональными объединениями специалистов (например, наркозависимость, социальная помощь и т. д.) [2].
В Германии помощь молодежи носит превентивный характер, исправительное воспитание как принудительное отменено. Ведомства по делам молодежи создают соответствующие в достаточном количестве службы помощи детям и подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. Все виды помощи осуществляются только на добровольной основе и при участии молодого человека в поиске подходящего для него предложения, например, места проживания.
Вот некоторые виды помощи детям и молодежи: внешкольное обучение молодежи; привлечение в спортивные организации; стимуляция развития в дневное время; педагогическая защита; педагогическая консультация, социальная работа с группами; службы социально-педагогической помощи семье; воспитание в интернатах в дополнение к семейному воспитанию или заменяющее его; интенсивная социально-педагогическая помощь подростку и др.
Необходимо заметить, что в Германии очень сильны традиции социальной педагогики и понятия «социальный работник» и «социальный педагог» употребляются как тождественные.
Немецкие специалисты считают помещение подростка в закрытое учреждение (колонию) крайней мерой в рамках помощи. Предпосылкой для отправки подростка в закрытое учреждение является заявка родителей в совет опекунов. В за-
крытые учреждения должны помещаться только те подростки, которые представляют потенциальную опасность и уклоняются от терапии и помощи. Таким подросткам оказывается так называемая индивидуальная интенсивная социальнопедагогическая помощь, которая рассчитана на длительный срок и отличается от других видов помощи разнообразием форм и содержания. Обычно с такими детьми (максимально с тремя) занимается дипломированный социальный педагог. Кроме того, если молодые люди помещаются в учреждения юстиции или психиатрии, сотрудники служб помощи должны разрабатывать дополнительные варианты педагогической помощи после выхода из этих учреждений.
В Голландии разработаны различные проекты по работе с детьми и подростками, допускающими отклоняющиеся формы поведения. С подростками, осужденными условно, используется проект Nieuwe Регересйеуеп ^Р). Основной контингент этого проекта - молодые люди в возрасте 14-25 лет, попадающие в сферу внимания проекта разными путями: через полицию, по направлению из школ и других учреждений. Молодому человеку предлагается стать клиентом NP с тем, чтобы не усугубить ситуацию. Работа рассчитана на 4-6 месяцев. По статистике 74 % подростков успешно реабилитируется в социальном отношении, 24 % подростков совершают повторные правонарушения [6]. Социальный работник является ключевой фигурой всех проектов, он работает одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной.
С девушками, занимающимися проституцией, в Амстердаме работает специальная молодежная полиция и суд.
В США для подростков, которым выносят приговор о лишении свободы, существуют две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. Закрытые места лишения свободы - это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения подростков, находящихся в предварительном заключении, на время проверки обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения - это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу подростков, направленных туда по решению суда. Существует четыре типа воспитательных учреждений для таких несовершеннолетних, они различаются по степени ограничения свободы. К ним относятся: школы по перевоспитанию; молодежные лагеря и ранчо; закрытые приюты и детские дома; центры круглосуточного надзора.
При отправке в то или иное учреждение учитывается много различных факторов, например, потребление алкоголя или наркотических веществ, семейные обстоятельства. В ряде случаев перед отправкой проводится психиатрическое обследование в специализированном диагностическом центре для несовершеннолетних.
Воспитательные учреждения различаются по степени ограничения свободы. Программы рассчитаны на разный срок пребывания в них детей, например, в молодежном ранчо в Раперте (штат Айдахо), где большинство воспитанников - жертвы физического или сексуального насилия со стороны родителей, программа рассчитана на срок от 9 до 14 месяцев. Почти все подростки включены в школьную систему общины. Государственное воспитательное учреждение в Сент-Энтони, рассчитанное на подростков, совершивших кражи, изнасилования, поджоги, работает по программе более длительного срока. Интересно отметить, что указанные исправительные учреждения представляют собой отдельные домики или общежития квартирного типа, имеется бассейн, различные игровые комнаты. В учреждениях работают разные специалисты, занимающиеся с подростками.
Пенитенциарная система Франция осторожно (впрочем, как и большинство других европейских стран) применяет к своим несовершеннолетним гражданам такую меру наказания, как лишение свободы, и такую меру пресечения, как содержание под стражей, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека вовсе не способствует его исправлению и ресоциализации.
Очень широко во французских тюрьмах используются выезды за пределы мест лишения свободы [1].
Двери французских тюрем всегда открыты для различных неправительственных организаций, помогающих администрации в реинтеграции заключенных. При каждом учреждении функционируют социально-культурная и спортивная секции.
Общую тенденцию совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в развитых зарубежных странах во второй половине ХХ в. можно кратко охарактеризовать как стремление к введению альтернативных мер наказания, таких как штрафы, отсрочка тюремного заключения и пробация, а также общественное порицание и различные формы общественно-полезных работ.
Наиболее распространен и востребован в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные технологии, технологии, направленные на восста-
новление, поддержание и развитие социально полезных связей.
На основании вышеизложенного можно выделить то общее, что характеризует работу с трудными подростками в разных странах:
- профилактическая направленность;
- работа по месту жительства подростков (в общине);
- использование программ, которые направлены на определенную группу подростков;
- привлечение разных специалистов, координирующих свою деятельность;
- профессиональная база в виде разветвленной сети социальных служб, расположенных в общине.
Концепция развития УИС России до 2020 г. [5] как форма выражения политики государства в сфере исполнения наказаний требует осмысления процессов и явлений, происходящих в пенитенциарных системах мира. Зарубежный опыт может и должен стать неким ориентиром на пути совершенствования отечественной уголовно-исполнительной системы, которая, не теряя своей национальной индивидуальности, накопленного положительного опыта, должна развиваться в русле мировых процессов.
Мы поддерживаем предложения, выдвигаемые в ряде научных работ, о создании реабилитационных центров, служб социально-психологической помощи освобожденным из исправительных учреждений, имея в виду, что особое внимание в этих службах должно уделяться освобожденным несовершеннолетним. Для успешного функционирования данных служб требуется подготовка соответствующих специалистов (психологи, социальные работники, инструкторы-консультанты, медиаторы по разрешению проблемных и конфликтных ситуаций и др.).
Актуальность и сложность решения проблем ресоциализации несовершеннолетних женского пола, отбывших наказание в местах лишения свободы, приводят к необходимости объединения в этом направлении усилий различных государственных, общественных, религиозных и иных органов.
Формами помощи могут стать и создание специализированных общежитий для кратковременного проживания женщин, отбывших наказание и не имеющих жилья; и создание центров социальной адаптации, которые будут заниматься предоставлением освобожденным временного места жительства, оказанием им содействия в трудоустройстве, материальной, правовой, медицинской и иной помощи, и наконец, трудоустройство освобожден-
ных. Немаловажное значение в связи с этим приобретает деятельность зарождающейся службы патроната, попечительских советов.
Значительное место должно быть уделено вопросам социального контроля, развитие которого выступает важной предпосылкой и дальнейшим совершенствованием деятельности, направленной на предупреждение преступлений.
Заслуживают внимания опыт осуществления посткриминального контроля за осужденными и особенности правового регулирования данной деятельности в зарубежных странах (Англия, Германия, Латвия, США, Франция, Эстония, Япония и др.) [3].
Анализ законодательного опыта зарубежных стран в борьбе с преступностью показывает, что в настоящее время все больше и больше принципы гуманизма и справедливости определяют стратегию уголовной политики большинства современных демократических государств. В частности, для этих стран общей является тенденция к уменьшению числа приговоров, связанных с реальным лишением свободы, стремление заменить карательные меры превентивными, улучшить положение заключенных в местах отбывания наказания, минимизировать количество несовершеннолетних и женщин, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях.
Безусловно, система исполнения наказания России нуждается в реформировании, в более ясной формулировке целей и задач, в которых должны быть учтены необходимость социальной адаптации человека, без которой невозможно его возвращение в общество, потребность в принятии самостоятельных решений, возможность правильно разрешать сложные житейские проблемы.
Нами затронуты далеко не все проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола. Естественно, что многие из них покажутся дискуссионными, а пути их решения не единственными и не окончательными.
Западная система исправления правонарушителя показывает, что оно возможно не только в результате самого факта отбывания наказания, но и посредством повышения эффективности целенаправленного социального воздействия на личность подростка в самом воспитательном учреждении. Поэтому в условиях роста подростковой преступности, которая может привести в будущем к увеличению взрослой преступности, необходимость осмысления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, оказавшихся в условиях воспитательной колонии, приобретает особую значимость.
Литература
1. Александров Ю. Отбывание уголовного наказания во Франции и в России. URL: http://yandex.ru.
2. Андреев Н. А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учебное пособие. М., 2001.
3. Гета М. Пробация в уголовном праве зарубежных стран. Усть-Каменогорск, 2004.
4. Ильяшенко А. Н. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних женского пола: учеб. пособие. Воронеж, 2000. С. 11.
5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
6. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток, 2004. С. 80.
7. ФСИН России. URL: http://fsin.su.
* * *
ACTUAL PROBLEMS OF THE CONDEMNED FEMALE MINORS’ RESOCIALIZATION IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT THE INTERNATIONAL EXPERIENCE
L. V. Kovtunenko
The article is devoted to a problem of the condemned female minors resocialization in educational establishments of Russia taking into account the international experience; the role and value of preventive maintenance of crimes among minors are considered; the attention to alternative for isolation from a society punishment measures as the most effective ways of correction and of resocialization is payed.
Key words: condemned female minors, resocialization, preventive maintenance of crimes, moral-legal rehabilitation, types of educational establishments, forms of work, the program of resocialization.