Научная статья на тему 'Ресоциализация как условие позитивного изменения несовершеннолетних осужденных'

Ресоциализация как условие позитивного изменения несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / MINOR OFFENDERS / RESOCIALIZATION / PENITENTIARY AND POSTPENITENTIARY RESOCIALIZATION / CORRECTION / REHABILITATION AND EDUCATIONAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов ресоциализации несовершеннолетних, интеграции пенитенциарной и постпенитенциарной работы по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZATION AS THE CONDITION OF POSITIVE CHANGE OF CONDEMNED MINORS

Article is devoted tо consideration of questions of resocialization of minors, integration of penitentiary and postpenitentiary work towards education of minor offenders

Текст научной работы на тему «Ресоциализация как условие позитивного изменения несовершеннолетних осужденных»

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Л. В. КОВТУНЕНКО

Статья посвящена рассмотрению вопросов ресоциализации несовершеннолетних, интеграции пенитенциарной и постпенитенциарной работы по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, ресоциализация, пенитенциарная и постпенитенциарная ресоциализация, коррекционно-реабилитационное и воспитательное воздействие.

Детство - это особый социальный феномен. Все, кто работает с детьми, должны учитывать неустойчивость психики ребенка, его социальную незрелость.

Положение детей в России в последние десятилетия - свидетельство того, что в большинстве своем они стали заложниками разрушительных политических и социальных преобразований, экономических и социальных реформ, сопровождавших распад советского государства и период так называемого цивилизационного слома.

В настоящее время несовершеннолетние -наиболее криминально пораженная категория населения: в последние десятилетия, несмотря на либерализацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних, преступность росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее количество населения этой возрастной группы [1].

Портрет малолетних осужденных, попадающих сегодня в места лишения свободы, весьма многолик. У подростка наблюдается незрелость во всех аспектах психической жизни: эмоциональной, поведенческой и мировоззренческой. У него развит идеализм и максимализм в суждениях, чувствительность к мнению окружающих, легкая внушаемость, неадекватное представление о явлениях окружающей среды.

И, конечно же, самостоятельно служба исполнения наказаний не в состоянии исправить ситуацию по ресоциализации, сложившуюся с несовершеннолетними, отбывающими уголовное наказание.

Ведь если пенитенция - это покаяние, то надо сделать все для того, чтобы несовершеннолетний или молодой человек, совершивший первое преступление, находясь в местах лишения свободы,

пришел сам к покаянию. Многие из воспитанников колоний не способны самостоятельно изменить себя, свое негативное поведение, восстановить ослабленные связи с домом, носящим только название, успешно адаптироваться к жизни, от которой они отвыкли. Сформировавшихся людей среди несовершеннолетних значительно меньше, так лучше пусть они набираются опыта не от сокамерников, а от квалифицированных специалистов пенитенциарной системы или представителей общественных организаций.

Попав в следственный изолятор, подросток оказывается перед выбором: а) принять опыт сокамерников и остаться в среде преступников; б) пересмотреть свои прежние поступки и ориентироваться на искупление вины, стараться вернуться в общество законопослушным гражданином.

На этом этапе колебания и определения необходимо участие квалифицированного педагога, психолога, социального работника, так как эта первая встреча может стать решающей для выбора дальнейшего пути.

Мы убеждены: ресоциализация осужденных -это дело не только уголовно-исполнительной системы, а всей территории административного округа, откуда несовершеннолетние поступили для отбывания срока.

Без сомнения, работу по ресоциализации с несовершеннолетними должен проводить социальный работник, который бы вел конкретных 5-10 человек из своего района и был связующим звеном между колонией, семьей, центром занятости, звеньями местной власти и т. д. Социальный работник, психолог должны изучить подростка, его семью, бывшее и будущее его окружение. При этом, помогая, предоставлять ответственность за

происходящее в жизни самому осужденному, формировать у него интернальный локус контроля.

Сколько бы мы ни обсуждали проблему гуманизации и педагогизации, пока не будет создана команда единомышленников в воспитательной колонии и на той территории, откуда попал в колонию и куда возвращается молодой преступник, все остальные попытки и действия будут незначительны и одноразовы, а значит, не результативны.

В связи с этим возможно привлечение в качестве волонтеров студентов вузов (будущих социальных работников, правоведов, психологов, медиков, прошедших соответствующее дополнительное обучение и имеющих склонность к общественной работе, в том числе и через прохождение практики в колониях).

Открытость пенитенциарной системы - одно из условий эффективности совместной работы в команде.

Присоединение России к международным договорам, прежде всего тем, которые касаются детей и молодежи, принятие законодательных актов и планов действий по их реализации, восприятие их в общественном сознании позволяют сформировать приоритетные направления по вопросам защиты, которые сегодня осуществляются государством. В этом направлении делаются сегодня определенные шаги. Но они должны быть тверже и результативней. Это может быть тогда, когда мы в вопросах гуманизации и педагогизации в свете идей А. С. Макаренко, исходя из требований сегодняшнего дня, от теории перейдем к делу.

Несмотря на имеющиеся трудности объективного и субъективного плана, достижение цели наказания в виде ресоциализации (социальной реабилитации) несовершеннолетнего осужденного все-таки возможно, если соблюдать следующие условия:

- создание реабилитирующей среды, гуманизация условий отбывания наказания. Понятие гуманизма, к сожалению, связывают только с правами человека, с уважением его достоинства и с созданием благоприятной среды, условий существования. Однако в пенитенциарной практике гуманизм - это не только уважение к личности и ее правам, но и ответственность этой самой личности, т. е. осознание ею своих обязанностей перед государством, обществом, другими людьми, перед самой собою. Предъявление высокого уровня требований к личности также служит стимулом ее развития, восхождения к духовным ценностям, что должно являться как целью и смыслом самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. Такой подход к по-

ниманию гуманизма предполагает постоянное самосовершенствование личности, поиск нравственных способов достижения поставленной цели. «Кто хочет исправить недостатки человека, должен понять и его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них нужно опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзника в нем самом»;

- высокая профессиональная квалификация и компетентность администрации и персонала колоний, их педагогическое мастерство и искренняя заинтересованность в судьбе каждого воспитанника, превалирование психолого-педагогических методов в воспитании. «В воспитании, - писал К. Д. Ушинский, - все должно основываться на личности воспитателя, потому что сила изливается только из живого источника человеческой личности» [2];

- низкая наполняемость и высокая штатная обеспеченность персоналом. Согласно предлагаемой модели воспитательных центров ликвидируется отрядное звено и создается сектор воспитательной работы, включающий группу осужденных в количестве восьми человек, за которым закрепляется социальный педагог. Социальную работу организуют социальные работники воспитательного центра с момента прибытия осужденных в карантинное отделение и до освобождения, штат социальных работников устанавливается из расчета 1 социальный работник на 32 осужденных.

Психологическая работа проводится психологами воспитательного центра, начиная с момента прибытия осужденных в карантин и до освобождения, штат психологов устанавливается из расчета 1 психолог на 16 осужденных [3].

- создание силами воспитанников и персонала рентабельного производства, обеспечивающего трудовую занятость, учитывающую склонности подростков;

- обучение воспитанников «престижным» высокооплачиваемым и дефицитным специальностям в соответствии с их интересами, что облегчит проблему их трудоустройства после освобождения, получения необходимого заработка.

В последние годы идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, получили право на длительные свидания, трудовой отпуск за пределами воспитательной колонии, неограниченное количество телефонных разговоров с родственниками, право

проживания вне территории исправительного учреждения и др.

Среди ученых в вопросах кардинального изменения системы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних нет единой позиции. Одни, ссылаясь на специфику России, отстаивают сохранение нынешних порядков; другие выступают за их еще большее ужесточение; третьи - за смягчение карательной практики в отношении несовершеннолетних.

Позиция педагогов и психологов однозначна: подросток имеет надежду вырасти законопослушной личностью с последовательной позитивной системой взглядов и ценностей, помогающей ему ориентироваться в мире, только в нормальной, законопослушной социальной среде.

Директор ФСИН России А. А. Реймер поставил перед сотрудниками службы исполнения наказаний задачу по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры. Само название четко отражает цели и задачи, которые должны решать эти учреждения. Воспитатели, сотрудники должны быть в большей мере ориентированы на проведение психолого-педагогической, социальной работы и, в первую очередь, на решение проблем воспитания и ресоциализации несовершеннолетних в реабилитационной системе.

В зарубежных источниках основное внимание ученых и практиков сосредоточено на мерах специальной профилактики делинквентности несовершеннолетних, которые могут осуществляться на трех уровнях:

- первичное предупреждение направлено на устранение факторов внешней среды, способст-вующнх совершению преступлений;

- вторичное предупреждение имеет целью предотвратить криминализацию личности потенциальных преступников и связано с воздействием на неустойчивых лиц, в том числе подростков из группы риска;

- третичное предупреждение направлено на предотвращение рецидива со стороны лиц, уже совершивших преступление.

Изучение и обобщение западного опыта позволит создать наиболее эффективные методы профилактической работы с несовершеннолет-

ними делинквентами в России. Особый интерес для нашей практики представляет деятельность «терапевтических общин», реабилитационных и ресоциализационных центров, систем пробации, антибуллинговые программы, центры дополнительного профессионального образования, организация спортивного досуга для несовершеннолетних. Использование опыта зарубежных коллег будет способствовать повышению качества процесса ресоциализации несовершеннолетних делинквентов и бесконфликтному вхождению их в социум.

Решение проблем по модернизации и трансформации воспитательных колоний в реабилитационные центры для несовершеннолетних в России зависит от целого ряда факторов. Многие из них связаны с экономическими и политическими условиями. Крайне важной является состояние криминальной ситуации в нашей стране.

Величие любого государства заключено в отношении к своим подданным. Возрождающаяся Россия достойна иметь свою систему ресоциализации десоциализированных несовершеннолетних граждан.

Литература

1. Кононец А. С. [и др.]. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. М., 2007.

2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 2. С. 63-64.

3. URL: http:// www.фсин.рф

* * *

RESOCIALIZATION AS THE CONDITION OF POSITIVE CHANGE OF CONDEMNED MINORS

L. V. Kovtunenko

Article is devoted to consideration of questions of resocialization of minors, integration of penitentiary and postpenitentiary work towards education of minor offenders.

Key words: minor offenders, resocialization, penitentiary and postpenitentiary resocialization, correction, rehabilitation and educational influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.