Научная статья на тему 'К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: работа с семьей как основа профилактики преступности несовершеннолетних'

К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: работа с семьей как основа профилактики преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1272
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СЕМЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / FAMILY RESOCIALIZATION / MINORS / FAMILY / JUVENILE CRIME PREVENTION / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / DEVIANT ACTIVITIES / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна, Анищенко Алена Сергеевна

Раскрывается сущность и содержание понятия ресоциализации как ключевой задачи в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Отмечается, что процесс ресоциализации представляет собой не только внутриличностные изменения человека, совершившего правонарушение, но также и позитивные изменения его социальных связей в процессе и после отбывания наказания. Утверждается, что семья является основой для ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, равно как и базой для профилактики правонарушений несовершеннолетних. Помещение подростка в «закрытое» учреждение отдаляет его от семьи, и для успешной ресоциализации несовершеннолетнего осужденного необходима коррекция внутрисемейных и детско-родительских отношений, поиск и использование ресурсов семьи, активное включение членов семьи в воспитание ребенка на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях. Однако на сегодняшний день работа с семьей несовершеннолетнего, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы, представляет собой самое слабое звено всей системы профилактики преступности несовершеннолетних. Взаимодействие сотрудников «закрытого» учреждения с семьей несовершеннолетнего правонарушителя часто является опосредованным ввиду того, что несовершеннолетние могут являться жителями других регионов. Изложено мнение, что данное ограничение могла бы компенсировать работа других служб на территории проживания несовершеннолетнего и его семьи, преемственность в работе с подростком и семьей, а также выработка единого эффективного алгоритма взаимодействия всех служб, чья деятельность связана с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и их семьями. Уделено внимание роли некоммерческих организаций в работе с семьей несовершеннолетнего осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна, Анищенко Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a Question of Resocialization of Minors in Conflict with the Law: Working Within a Family as a Basis of the Juvenile Crime Prevention

The article is dedicated to a subject of a concept of resocialization as key task in work with minor offenders. As indicated at the article the process of resocialization is not only intra personal changes of the person who committed an offense, but also it includes positive changes of his social communications during and after serving sentence. The authors emphasize that the family is a basis for resocialization of minor offenders, as well as a base for prevention of offenses of minors. The placement of the teenager to the secure institution damages relationships between him and his family. Correction of the relations within a family and between a child and parents is necessary. As well as search and use of resources of family, active inclusion of family members in education of the child at penitentiary and post-penitentiary stages is necessary for successful resocialization of the minor offender. However today work with family of the minor serving criminal penalty in the form of imprisonment represents the weakest link of all system of juvenile crime prevention. Officers of a penal institution often have limited possibilities of corellation with family of the minor offender because of the fact that minors can be inhabitants of other regions. Authors are strongly convinced that this problem can be solved through the work of services at the territory of accommodation of the minor and his family, succession in work with the teenager and family and also development of an effective algorithm of interaction of all services, whose activity is related to the minors and their families. The authors also say about the role of non-governmental organizations in work with a family of minor convict.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: работа с семьей как основа профилактики преступности несовершеннолетних»

УДК 343.8

К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: РАБОТА С СЕМЬЕЙ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Садовникова М. Н.1, Анищенко А. С.2, 2018

1 Иркутский государственный университет, г. Иркутск,

2 Иркутский Молодежный фонд правозащитников «Ювента», г. Иркутск

Раскрывается сущность и содержание понятия ресоциализации как ключевой задачи в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Отмечается, что процесс ресоциализации представляет собой не только внутриличностные изменения человека, совершившего правонарушение, но также и позитивные изменения его социальных связей в процессе и после отбывания наказания. Утверждается, что семья является основой для ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, равно как и базой для профилактики правонарушений несовершеннолетних. Помещение подростка в «закрытое» учреждение отдаляет его от семьи, и для успешной ресоциализации несовершеннолетнего осужденного необходима коррекция внутрисемейных и детско-родительских отношений, поиск и использование ресурсов семьи, активное включение членов семьи в воспитание ребенка на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях. Однако на сегодняшний день работа с семьей несовершеннолетнего, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы, представляет собой самое слабое звено всей системы профилактики преступности несовершеннолетних. Взаимодействие сотрудников «закрытого» учреждения с семьей несовершеннолетнего правонарушителя часто является опосредованным ввиду того, что несовершеннолетние могут являться жителями других регионов. Изложено мнение, что данное ограничение могла бы компенсировать работа других служб на территории проживания несовершеннолетнего и его семьи, преемственность в работе с подростком и семьей, а также выработка единого эффективного алгоритма взаимодействия всех служб, чья деятельность связана с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и их семьями. Уделено внимание роли некоммерческих организаций в работе с семьей несовершеннолетнего осужденного.

Ключевые слова: семейная ресоциализация, несовершеннолетний, семья, профилактика преступности несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа, девиантное поведение, преступление.

Нормативные документы последних лет, в частности Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [1], определяют ресоциализацию как ключевую задачу в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. призвана служить основой для принятия решений, касающихся повышения эффективности системы профилактики и создания условий для успешной социализации и ресоциализации несовершеннолетних [2].

Термин «ресоциализация» за последнее десятилетие прочно закрепился в науке [3] и пенитенциарном законодательстве, а следовательно, и в практике работы с осужденными, где рассматривается как результат социальной защиты и цель работы группы социальной защиты осужденных [4].

Вместе с тем сама идея ресоциализации осужденных не бесспорна, и существуют разные точки видения ее сущности и содержания. С одной стороны, само уголовное наказание не

должно сводиться к ресоциализации, т. е. потребность в ресоциализации не может быть основанием для помещения несовершеннолетнего в пенитенциарное учреждение: «...ни в коем случае нельзя посылать людей в тюрьму, чтобы они там "выучились ремеслу", "излечились от наркомании и алкоголизма" или просто "чтобы о них там позаботились"» [5]. С другой стороны, лишение свободы - это наказание, а не средство для наказывания [6], т. е. «.наказанием является само заключение в тюрьму, лишающее человека свободы выбора, разлучающее с друзьями, с семьей. а не нечто, чему заключенный должен дополнительно подвергаться в тюрьме: избиения, пытки, отсутствие света, тепла, постели, пищи, медицинского обслуживания» [7]. Смысл и суть ресоциализации осужденных к лишению свободы в том, что пенитенциарные учреждения (исходя из соответствующей политики государства, обеспечивающей данный процесс организационно, материально-технически, научно-методически) должны стремиться к тому, чтобы осужденный (в том числе несовершеннолетний) изменился в лучшую

сторону; чтобы изменилось в лучшую сторону его отношение к обществу, другим людям, к нормам и правилам, существующим в обществе; должны создавать необходимые для этого условия, способствующие мотивации и помогающие осужденным самим ресоциализировать себя, а достичь этого только и исключительно изоляцией от общества не представляется возможным [8]. Но и достичь этих целей, только и исключительно работая с осужденным в условиях изоляции, невозможно. Пенитенциарным учреждениям необходимо взаимодействовать с общегражданскими институтами, с общественными организациями, вузами, волонтерами [9], приглашая их для работы внутри учреждения, расставляя акценты и указывая на проблемные места на постпенитенциарной стадии.

В этом подходе к ресоциализации заключены и цели, и нормы деятельности пенитенциарной системы, и стиль ее организации и управления, и типы совершаемых действий, и понимаемые задачи, и, в том числе, ее экономическая и финансовая составляющие. При таком открытом общении пенитенциарной системы с социумом и решении общей задачи, направленной на ресоциализацию, обращение с осужденными должно соответствовать этой идее, поэтому должны быть запрещены жестокость, грубость, насилие, унижение и т. д., должны соблюдаться права человека, что является основой ресоциа-лизационной работы.

По нашему мнению, ресоциализация в широком смысле - это процесс, реализуемый посредством государственно-правовых мер, направленных на формирование (создание и функционирование) устойчивой, разнообразной, эффективно работающей системы институтов, осуществляющих ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей (в том числе и осужденных) [10].

Ресоциализация в узком смысле - это целенаправленный процесс восстановления и/или приобретения ценностей, норм, социальных знаний, опыта, а также возможностей и способностей, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум).

Данные дефиниции вполне оправданно отражают то, что ресоциализация осужденных -это не только позитивные изменения личности правонарушителя, но и коррекция системы его общественных связей и отношений в микро- и макросреде.

Более того, считаем, что в отношении несовершеннолетних осужденных, восстановление и сохранение семейных взаимоотношений, формирование социально и личностно полезных социальных связей, оздоровление его микросреды, создание условий для включения его в различные виды позитивной деятельности после освобождения, разрешение имеющих место конфликтов (явных или скрытых) - составляют основу процесса его ресоциализации.

Семья, ребенок которой находится в местах лишения свободы, чаще всего не имеет собственных ресурсов для преодоления ситуации совершения преступления и недопущения ее вновь. Семья такого ребенка, с одной стороны, уже стигматизирована субъектами системы профилактики как «неблагополучная», а с другой стороны, у самой семьи уже выработана защитная реакция в результате пережитого негативного опыта взаимодействия с системой профилактики. Административные штрафы, рассмотрение на заседаниях (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП), Школьный совет профилактики и др.), контроль органов полиции, постановка на учет в КДНиЗП, подразделении по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), не создают основы для повышения родительской компетенции в вопросах преодоления ситуации девиантности. Родители, подвергаясь мерам воздействия (чаще карательным, а не восстановительным) и не получая помощи по воспитанию ребенка и изменению его поведения, негодуют и возмущаются, что еще больше разрушает их отношения с системой профилактики и с ребенком. Подросток отдаляется, уходит из дома, дальше криминализируется, втягивается в группы с криминальной субкультурой, совершает новые преступления. Помещение детей в «закрытые» учреждения еще больше разрушает их отношения с семьей. Семья опасается быть откровенной, семья «закрывается» от специалистов, что не способствует решению ее проблем. К сожалению, зачастую семья отдаляется и от ребенка, причинившего столько бед. Часто дети находятся в учреждении в другом субъекте Российской Федерации. Так, несовершеннолетние осужденные жители Забайкальского края и Республики Бурятия отбывают наказание в Ангарской ВК Иркутской области. Девочки помещаются в спецучилище закрытого типа в Республике Бурятия. Девушки, осужденные к лишению свободы, жительницы Иркутской области, отбывают наказание в г. Томске.

Взаимодействие с семьей несовершеннолетнего, тем более полноценная работа, в «закрытых» учреждениях (СИЗО, воспитательная ко-

лония (далее - ВК), спецшкола, спецучилище, ЦВСНП) осложнено, особенно когда подросток является жителем другого региона. Только 10 % детей, находясь в «закрытых» учреждениях, общаются с семьей. Родители не могут приехать к детям из-за финансовых и организационных проблем. Около 20 % детей в «закрытых» учреждениях - дети-сироты, которые проживают в замещающих семьях или в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные связи слабеют, разрушаются, поэтому ни семья, ни учреждение, ни сам ребенок не готовы к его возвращению, и потому рецидив среди вернувшихся высок.

Для успешной ресоциализации несовершеннолетнего осужденного требуется коррекция внутрисемейных и детско-родительских отношений, использование и развитие потенциала семьи несовершеннолетнего осужденного, максимальное включение членов семьи в воспитание их ребенка на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях.

Однако именно работа с семьей несовершеннолетнего, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы в ВК, представляет собой самое слабое звено всей системы профилактики преступности несовершеннолетних. Так, закон не регламентирует работу с семьей среди направлений деятельности ВК, СИЗО [11]. В соответствии с ФЗ № 120 семья не является субъектом профилактики, семья является объектом воздействия, ее возможности, потенциал, ресурсы не используются, зачастую семья уходит в оппозицию.

Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. закреплено развитие единой воспитывающей среды, в том числе за счет организации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказания помощи таким детям в адаптации и ресоци-ализации по окончании отбывания наказания. Вместе с тем Концепция, являясь Распоряжением Правительства РФ, требует внесения изменений в целый ряд подзаконных актов, регламентирующих работу, к примеру, сотрудников воспитательных колоний в части реализации ее положений.

Работа с семьей несовершеннолетнего осужденного в деятельности ВК на сегодняшний день регламентирована посредством лишь общих формулировок, и только в период нахождения осужденного в ВК, без охвата постпенитенциарной стадии и без возможности работы

специалистов ВК за пределами колонии, тем более в другом регионе.

В соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, социальная защита осужденных в исправительном учреждении [12] (тем самым в Положении пространство предоставления социальной защиты ограничивается исправительным учреждением, что представляется достаточно узким) представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации (выделено автором. -М. С.) после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве. Исходя из смысла данного определения, можно сделать вывод о том, что социальная защита осужденных осуществляется исключительно на пенитенциарной стадии, включая мероприятия, которые способствуют ресоциализации осужденных после освобождения. На практике таким образом и организована работа групп социальной защиты осужденных в исправительных учреждениях, которая лишь отчасти способствует их постпенитенциарной адаптации.

Основные функции группы социальной защиты [13] представляют собой достаточно широкий спектр действий, в том числе и по вопросам, относящимся к работе с семьей, и включают социальную диагностику, изучение личностных характеристик осужденных, которым необходима социальная помощь; оказание социальной помощи, социальное сопровождение; способствование укреплению положительных внешних социальных связей; подготовка к освобождению, трудовое и бытовое устройство после освобождения.

Относительно лиц, содержащихся в ВК, регламентируются дополнительные функции: взаимодействие с представителями попечительского совета при ВК и родительского комитета с целью оказания помощи осужденным в решении вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства; организация сопровождения несовершеннолетних осужденных, которым предоставлено право выезда за пределы ВК.

Таким образом, можно сделать вывод, что для добросовестного, ответственного сотрудника, для которого важен результат - восстановленные отношения осужденного с семьей, достаточно правовых основ для организации работы с семьей хотя бы на этапе пенитенциарном. Однако такая работа будет опосредованной, без возможности прямого воздействия на семью (иными словами, сотрудники ВК (психо-

лог и социальный работник) не могут выехать в другой субъект Российской Федерации для работы с семьей).

Основной недостаток вышеуказанного Положения в том, что он не отражает самой сути и результата социальной работы с осужденными. Вся документация группы социальной защиты осужденных направлена на выявление проблем, а не на их решение. К примеру, единственным документом, фиксирующим социальную помощь, является Журнал учета приема осужденных по социальным вопросам, среди граф которого имеют место описание социальной проблемы и принятое решение. И поэтому достаточно констатации факта - поддерживает или не поддерживает связь с семьей несовершеннолетний осужденный и направления по месту жительства осужденного информации о том, что осужденный находится в ВК, а также о возможностях контакта с ним (телефонные переговоры, переписка, посылки, передачи, бандероли, свидания).

Такое ограниченное воздействие на семью со стороны сотрудников ВК было бы обоснованным, если бы к этой работе подключались иные службы, работающие с правонарушителями, и если бы весь процесс работы с семьей был преемственным.

ФЗ № 120 среди категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, указывает «отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК», и отдельным пунктом «освобождающихся...» (п. 12). Таким образом, законодатель закрепляет специфику индивидуальной профилактической работы во время отбывания наказания в ВК и в отношении освобождающихся. Однако в ст. 11, среди направлений деятельности КДНиЗП как координатора всей системы профилактики, остается только функция работы с освобождающимися. И единственным субъектом, который занимается «отбывающими наказание», остается ВК.

Согласно подпункту «б» пункта 7 Примерного положения о КДНиЗП [14], региональные КДНиЗП могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в ВК, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе посещать эти учреждения. Однако для этого должны быть предусмотрены финансовые средства в соответствующих бюджетах.

Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, с момента вынесения приговора суда снимаются с профилактического учета органов внутренних дел, на котором они стояли с момента их привлечения к уголовной ответ-

ственности. Их родители, если они состояли на учете как отрицательно влияющие на детей, также снимаются с учета [15]. Несовершеннолетний также будет снят с учета КДНиЗП, если ранее состоял на нем. Такая ситуация представляется парадоксальной, когда все структуры, которые действительно могут способствовать восстановлению социальных связей, создать условия для постпенитенциарной адаптации, самоизолируются от несовершеннолетнего и его проблем, передав его на попечение ВК. И только за 6 месяцев до освобождения включаются в оказание помощи по решению вопросов трудового и бытового устройства.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ 2016 г. также среди видов помощи несовершеннолетним указывают категорию «освобождающихся» [16], но и среди этих видов помощи целенаправленная работа с семьей не предусмотрена. Лишь указывается на проведение КДНиЗП встреч с законным представителем не реже одного раза в квартал; перед освобождением ПДН проводят обследование жилищно-бытовых условий семьи и составляют акт об этом. Что, бесспорно, не является созданием условий для благополучного возвращения освобождающегося в семью.

Единственным правовым механизмом работы с семьей остается механизм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 120, несовершеннолетний, совершивший правонарушение (соответственно и преступление), относится к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; а семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, ребенок которой находится в социально опасном положении. Таким образом, все семьи, чьи дети отбывают уголовное наказание в ВК, относятся к категории семей, находящихся в социально опасном положении. Анализ нормативных документов (федеральных и региональных), а также анализ практической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, к сожалению, подтверждает с одной стороны достаточно формальный подход (поставили семью на учет; внесли в банк данных; вызвали на заседание и др.), а с другой стороны, по своему содержанию носит скорее карательный характер, нежели восстановительный. В отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, в соответствии с ФЗ № 120 и Порядком межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по организации индивидуальной профилактической работы в отношении детей и семей, находящих-

ся в социально опасном положении (в каждом субъекте Российской Федерации разрабатывается свой документ на основе Примерного документа, разработанного Правительственной КДНиЗП), должен быть разработан план индивидуальной профилактической работы. Так, ответственным за реализацию программы индивидуальной профилактической работы в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в ВК, будет, скорее всего, полиция (ПДН по месту жительства), что еще раз подчеркивает карательный подход. Анализ законодательства через определение функционала субъектов системы профилактики позволяет определить направления работы с семьей, но не содержание, не критерии эффективности и не результаты, что создает на практике условия для формального подхода. Кроме того, подход к работе с семьей как находящейся в социально опасном положении изначально представляется проигрышным. Семья не будет готова к истинному взаимодействию, к максимальному вовлечению в процесс воспитания, повышения родительской компетенции, в психологическую работу.

Разработанный в Иркутской области алгоритм помимо мероприятий, направленных на работу с самим несовершеннолетним и семьей, как находящимися в социально опасном положении, также указывает иные мероприятия: восстановление и развитие эмоциональной, психологической связи между детьми и их родителями (законными представителями), обучение конструктивному взаимодействию родителей и детей, направленному на поддержку и развитие детско-родительских отношений (п. 17); сотрудники ВК (педагоги, психологи) самостоятельно либо с привлечением специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (социальные учреждения по месту жительства) проводят встречи с родителями (законными представителями) по оказанию им психологической помощи в подготовке к встрече с освобождающимся; разрабатывают рекомендации по ресоциализа-ции (п. 19) [17].

Вместе с тем весомое значение в ресоциали-зации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеет именно установление их контакта с семьей*, с родствен-

никами, ближайшим бытовым окружением. Работа субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с родственниками воспитанников ВК осуществляется достаточно формально и не всегда профессионально**. Самостоятельное целевое контактное воздействие на семью несовершеннолетнего осужденного со стороны сотрудников ВК на законодательном уровне не регламентировано***. На практике такая работа осуществляется посредством организации родительского комитета при ВК (в который входят чаще всего социально активные родители), проведения «Дней открытых дверей», когда родственники осужденных могут посетить ВК, побеседовать с сотрудниками (присутствуют на таких мероприятиях родственники лишь 10-15 % осужденных). Отдельным направлением является проведение краткосрочных и длительных свиданий, когда родители и сотрудники в принципе имеют возможность обсудить какие-либо возникающие проблемы, однако только в порядке частной инициативы.

Считаем, что целями психолого-педагогической и социальной работы с родственниками осужденных являются: установление взаимно позитивного контакта с осужденным (как минимум); восстановление детско-родительских отношений (как максимум); повышение ценности семьи и ее роли в жизни несовершеннолетнего после освобождения; выявление, аккумулирование ресурсов семьи (материальных, духовных, воспитательных и др.); повышение уровня родительской компетенции.

С точки зрения ресоциализации восстановление семейных отношений важно в нескольких аспектах: правовом (защита прав несовершеннолетнего во время отбывания наказания и после освобождения; сохранение за ним жилой площади и др.); экономическом (материальная поддержка со стороны семьи в первое время после освобождения; обучение навыкам формирования и расходования семейного бюджета и др.); этическом (воспитательная и духовная функции, так как семья, являясь агентом ресоциа-

Во время отбывания наказания в виде лишения свободы в среднем только около 30 % имеют контакты со своей семьей. Так, 27 % воспитанников переписываются с родственниками; примерно 25 % получают посылки, передачи, бандероли; около 25 % общаются по телефону; к 25 % родственники приезжают на свидания (по данным работы Фонда «Ювента» в Ангарской ВК, которые подтверждаются другими исследованиями).

Можно отметить парадоксальность ситуации, когда несовершеннолетний, будучи условно осужденным, одновременно состоит на учете в ПДН, КДНиЗП и УИИ, и возможно проведение этими субъектами встреч и профилактических бесед с родителями осужденного, но как только он попадает в места лишения свободы, его семья выпадает

из функциональных обязанностей этих структур.

***

Среди обязанностей старшего специалиста по социальной работе закреплено оказание содействия осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, однако «оказание содействия» и «целенаправленная работа с семьей» - не идентичные по содержанию понятия.

лизации, играет в этом процессе ведущую роль, прежде всего посредством собственного примера); эмоциональном (привитие позитивных эмоциональных состояний, сопровождающих установление межличностных контактов) [18].

Очевидно, что несовершеннолетний, возвращаясь в семью, чувствует, с одной стороны, радость освобождения, с другой стороны - не знает, как вести себя; кроме того, противоречивыми оказываются и чувства членов семьи по отношению к освобожденному, обусловливающие нагнетание напряжения. Семья играет особую роль в жизни освободившегося, поскольку становится для него почвой восстановления способности к переживанию, близости, любви, гармонии в отношениях [19]. Но семья также может стать фактором дальнейшего развития склонности к преступному поведению (в случае агрессивного отношения к несовершеннолетнему со стороны членов семьи, его игнорирования, дистанцирования от него и его проблем; гиперопеки и других форм проявления нарушения семейных связей, что может послужить поводом для протеста несовершеннолетнего, способом выражения которого зачастую является преступление [20]).

Стратегии ресоциализации семьи индивидуальны в каждом случае, однако можно выделить основные направления: восстановление связей с семьей, поддержка и дальнейшее позитивное развитие этих связей; дистанцирование освобождающегося от его семьи (когда очевидно, что семья станет источником дальнейшего противоправного поведения).

Не вдаваясь в подробное рассмотрение вопросов предоставления длительных и краткосрочных свиданий осужденному в ВК, отметим ряд обстоятельств. Необходимо констатировать, что наметившаяся тенденция размещения несовершеннолетних осужденных в отдаленных от места жительства субъектах Российской Федерации (фактически две трети воспитанников отбывают наказание в отдалении от своих семей, родных, близких [21]) и отсутствие финансовых средств у большей части родственников нивелирует данное право осужденных. С другой стороны, ресоциализирующий потенциал общения осужденного и родственников во время свиданий не используется сотрудниками ВК.

Раздел IX Правил внутреннего распорядка ВК регулирует порядок разрешения осужденным выездов за пределы колонии [22], однако не регулирует такую форму свиданий, как длительные, которые, по решению администрации, также могут проходить за пределами ВК [23]. Для осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, возможность проведения

длительного свидания за пределами ВК стала бы фактором дальнейшей успешной ресоциа-лизации при условии продуманной стратегии организации, включающей проведение встреч с родственниками, составление программы проведения свидания, во время которого были бы решены вопросы, связанные с постпенитенциарным периодом.

На практике редко используется предусмотренная ч. 1 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) возможность предоставления краткосрочного отпуска (до 7 суток) для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения*. Также редко используются длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска, возможность которых предусмотрена ст. 97 УИК РФ**. Вышеобозначен-ные формы организации свиданий и отпуска были бы эффективными при организации их в рамках индивидуальной комплексной программы ресоциализации.

Считаем, что эффективнее организация работы с семьями несовершеннолетних осужденных осуществляется тогда, когда к ней привлекаются представители некоммерческих организаций.

Так, Фонд «Ювента», взаимодействуя на основе соглашения с ГУФСИН России по Иркутской области уже с 2000 г., разрабатывает и апробирует новые формы работы с несовершеннолетними правонарушителями, часть из которых признаны на федеральном уровне [24].

В рамках конкурса президентских грантов, Фондом «Ювента» подготовлен проект «Дом, где тебя ждут! Семья - основа ресоциализации детей, преступивших Закон. Развитие компетенций родителей и детей посредством сопровождения семьи, восстановления детско-ро-дительских отношений и овладения навыками конструктивного взаимодействия. Внедрение модели семейной ресоциализации в Восточной Сибири». Проект получил государственную поддержку и реализуется во взаимодействии с уполномоченными по правам ребенка, КДНиЗП в трех субъектах Российской Федерации: в Иркутской области, в Республике Бурятия и в Забайкальском крае.

В среднем (2007-2010 гг.) выезды для решения вопросов бытового и трудового устройства были разрешены в Ангарской ВК не более чем 1 % осужденных; за 2009 г. в ВК Респ. Бурятия - ни одному осужденному.

Труд несовершеннолетних осужденных регулируется законодательством о труде (в соответствии с ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Часть 4 ст. 104 закрепляет, что работающим осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, предоставляется право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.

Проект «Дом, где тебя ждут!» направлен на формирование условий для ресоциализации детей, преступивших закон, посредством активизации ресурсов их семей и расширения компетенций родителей в преодолении деви-антного поведения ребенка. Для успешного возвращения в семью несовершеннолетних, находящихся в «закрытых» учреждениях (СИЗО, ВК, ЦВСНП, спецшкола, спецучилище) трех регионов, проводятся интерактивные тренинги для родителей, для несовершеннолетних в «закрытых» учреждениях, направленные на формирование ценности семьи, обучение конструктивному взаимодействию в семье и других сферах. Психологическое, медиативное, информационное, организационное, финансовое сопровождение взаимодействия несовершеннолетнего и его семьи (в том числе во время свиданий), проведение родительских собраний, разнообразных акций позволит восстановить детско-родительские отношения и нарушенную коммуникацию, решить внутрисемейные конфликты, улучшить эмоциональный фон в семье, что создаст условия для предупреждения совершения детьми повторных преступлений и подготовит всех участников к выходу несовершеннолетнего из учреждения. Проект реализуется совместно с КДНиЗП трех регионов, которые отвечают за социальное и бытовое устройство несовершеннолетних, вернувшихся из «закрытых» учреждений. Повышение компетенции сотрудников КДНиЗП, иных сотрудников, работающих с детьми, в использовании более эффективных технологий работы с семьей, будет способствовать созданию условий для устойчивой стабильной ресоциализационной работы с семьей и детьми в трех регионах Восточной Сибири. Объединение представителей гражданского общества, органов власти и научного сообщества регионов Восточной Сибири с целью разработки и внедрения с учетом полученного опыта работы с семьями и наработанных практик создаст условия для эффективной системы семейной ресоциализации. Выработанные методологические основы, алгоритм работы с семьей, учебно-методические материалы и наличие сотрудников, обученных технологиям, продолжение бесплатных дистанционных тренингов создадут устойчивую систему работы с семьей ребенка, преступившего закон.

Внедрение в России института пробации требует изучения, эффективного использования и расширения ресурсов семьи для ресоци-ализации несовершеннолетнего. Эффективно организованный процесс работы с семьей несовершеннолетнего осужденного во время его пребывания в местах лишения свободы, пре-

емственность этого процесса горизонтального характера, начиная со стадии карантинного отделения (когда возможно, со стадии следственного изолятора или помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора) и на постпенитенциарном этапе, и преемственность вертикальная, когда все субъекты данного процесса придерживаются в своем воздействии на семью осужденного единых требований, единой концепции, основанной на индивидуальном подходе, с целью восстановления детско-роди-тельских отношений и использования/развития потенциала семьи, а не порицания «плохих родителей», создает основу для успешной ресоци-ализации несовершеннолетнего после освобождения, что и является базой формирования его побуждения к социально значимому поведению и деятельности, в результате чего вырабатываются ответственность за свое поведение, а также адекватная самооценка, общественная направленность, осознание своей вины и т. д.

Восстановление детско-родительских отношений во время пребывания ребенка в учреждении, сопровождение семей, работа с сотрудниками учреждений для детей - основная задача по созданию достаточных условий для ресоциализации несовершеннолетнего. Ш

1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

2. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р // Собр. законодательства РФ. 2017. № 14. Ст. 2088.

3. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие / С. А. Лузгин [и др.] ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань, 2006. С. 23.

4. О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 30 дек. 2005 г. № 262 // Бюл. Минюста РФ. 2006. № 3.

5. Стерн, Вивьен. Западная традиция тюремного заключения // Неволя. 1999. № 7-8/1999. С. 48.

6. Лузгин, С. А. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие / С. А. Лузгин [и др.] ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань, 2006.

7. Стерн, Вивьен. Западная традиция тюремного заключения // Неволя. 1999. № 7-8/1999. С. 48.

8. Прозументов Л. М., Сутурин М. А. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних в ракурсе реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Криминол. журн. Байкал. гос. ун-та экономики и права. 2014. № 4. С. 22-30.

9. Соколова О. В. Взаимодействие гражданских институтов и пенитенциарных учреждений в сфере профилактики девиантно-го родительства // Девиантология родительства : сб. науч. тр. М., 2016. С. 164.

10. Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточно-Сибирского региона) : монография. Иркутск, 2010. 416 с.

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Рос. газ. 1999. 30 июня.

12. О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ

Минюста РФ от 30 дек. 2005 г. № 262 // Бюл. Минюста РФ. 2006. № 3. П. 3.

13. О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 30 дек. 2005 г. № 262 // Бюл. Минюста РФ. 2006. № 3. П. 15

14. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : постановление Правительства РФ от 6 нояб. 2013 г. № 995 // Собр. законодательства РФ. 2013. № 45. Ст. 5829.

15. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. 2014. № 11. Ст. 63.2.

16. О направлении методических рекомендаций : письмо Ми-нобрнауки России от 28 июля 2016 г. № 07-3188 // Администратор образования. 2016. № 20. С. 40-72.

17. Об утверждении Алгоритма межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними, содержащимися в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, отбывающими наказание в воспитательной колонии и возвращающимися (освобождающимися) их них [Электронный ресурс] : постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 22 марта 2017 г. № 2-кдн // Документ опубликован не был. URL: http:// irkobl.ru/sites/kdnizp/doc/solution/postanovlenie%20KDNiZP%20 ot%2022.03.2017%20%E2%84%96%202-kdn%20Algoritm%20 AVK%20i%20SUVUZT.PDF(Дата обращения: 01.04.2018).

18. Технология формирования социальных навыков : метод. пособие / под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2005. С. 52.

19. Там же с. С. 54.

20. Там же.

21. Волкова Т. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголов. право. 2008. № 3. С. 102.

22. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 6 окт. 2006 г. № 311 // Рос. газ. 2006. 18 окт.

23. Уголовно-исполнительный кодекс РФ : федер. закон от 8 янв.1997 № 1-ФЗ // Рос. газ. 1997. 16 янв. Ст. 133.

24. О направлении методических рекомендаций ... С. 40-72.

список литературы

Волкова Т. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовное право. -2008. - № 3. - С. 99-104.

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие / С. А. Лузгин [и др.] ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. - 2-е изд., испр. - Рязань : Акад. права и упр. Федер. службы исполнения наказаний, 2006. - 356 с.

О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 30 дек. 2005 г. № 262 // Бюл. Минюста РФ. - 2006. - № 3.

О направлении методических рекомендаций : письмо Минобрнауки России от 28 июля 2016 г. № 07-3188 // Администратор образования. - 2016. - № 20. - С. 40-72.

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. // Собр. законодательства РФ. - 2012. -№ 23. - Ст. 2994.

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Рос. газ. - 1999. - 30 июня.

Об утверждении Алгоритма межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними, содержащимися в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, отбывающими наказание в воспитательной колонии и воз-

вращающимися (освобождающимися) их них [Электронный ресурс] : постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 22 марта 2017 г. № 2-кдн // Документ опубликован не был. URL: http://irkobl.ru/sites/kdnizp/doc/solution/postanovlenie%20 KDNiZP%20ot%2022.03.2017%20%E2%84%96%202-kdn%20 Algoritm%20AVK%20i%20SUVUZT.PDF (Дата обращения: 09.04.2018).

Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. - 2014. - № 11. - Ст. 63.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р. // Собр. законодательства РФ. - 2017. - № 14. - Ст. 2088.

Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 6 окт. 2006 г. № 311 // Рос. газ. - 2006. - 18 окт.

Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : постановление Правительства РФ от 6 нояб. 2013 г. № 995 // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 45. - Ст. 5829.

Прозументов Л. М. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних в ракурсе реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. / Л. М. Прозументов, М. А. Суту-рин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. -№ 4. - С. 22-30.

Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточно-Сибирского региона) : монография / М. Н. Садовникова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2010. - 416 с.

Соколова О. В. Взаимодействие гражданских институтов и пенитенциарных учреждений в сфере профилактики девиантного родительства // Девиантология родительства : сб. науч. тр. - М. : ИИУ МГОУ 2016. - С. 162-172.

Стерн Вивьен. Западная традиция тюремного заключения // Неволя. - 1999. - № 7-8/1999. - С. 47-50.

Технология формирования социальных навыков : метод. пособие / под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Ли-сецкого. 2-е изд., испр. и доп. - Самара : Универс-групп, 2005. - 224 с.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ : федер. закон от 8 янв.1997 № 1-ФЗ // Рос. газ. - 1997. - 16 янв.

REFERENCES

Volkova T. Ugolovno-pravovaya i ugolovno-ispolnitelnaya kharakteristika osuzhdennykh. otbyvayushchikh nakazaniye v vospita-telnykh koloniyakh. Ugolovnoyepravo, 2008, no 3, pp. 99-104. (in Russian) Luzgin S.A., Kuznetsov M. I., Kazantsev V. N. i dr. Sotsialnaya rabota v ugolovno-ispolnitelnoy sisteme : ucheb. posobiye. Pod obsh. red. Yu.I. Kalinina. Ryazan, Akademiya prava i upravleniya Federalnoy sluzhby ispol-neniya nakazaniy Publ., 2006, 356 p. (in Russian)

O gruppe sotsialnoy zashchity osuzhdennykh ispravitelnogo uchrezh-deniya ugolovno-ispolnitelnoy sistemy. Prikaz Minyusta RF ot 30 dek. 2005 g. N 262. Byulleten Minyusta RF, 2006, no 3. (in Russian)

O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy. Pismo Minobrnauki Rossii ot 28 iyulya 2016 g. № 07-3188. Administrator obrazovaniya, 2016, no 20. (in Russian)

O Natsionalnoy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761. Sobraniye zakonodatel-stva RF, 2012, no 23, st. 2994. (in Russian)

Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh. Feder. zakon ot 24 iyunya 1999 g. N 120-FZ. Ros. gaz., 1999, 30 iyunya. (in Russian)

Ob utverzhdenii Algoritma mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya subyektov sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesover-shennoletnikh po rabote s nesovershennoletnimi. soderzhashchimisya v

spetsialnom uchebno-vospitatelnom uchrezhdenii zakrytogo tipa. otbyvay-ushchimi nakazaniye v vospitatelnoy kolonii i vozvrashchayushchimisya (osvobozhdayushchimisya) ikh nikh [Elektronnyy resurs]. Postan. Komis-sii po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav Irkutskoy oblasti ot 22 marta 2017 g. № 2-kdn. Dokument opublikovan ne byl. URL: http:// irkobl.ru/sites/kdnizp/doc/solution/postanovlenie%20KDNiZP%20ot%20 22.03.2017%20%E2%84%96%202-kdn%20Algoritm%20AVK%20i%20SU-VUZT.PDF (Data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)

Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdele-niy po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. N 845. Byulleten normativnykh aktov federalnykh organov ispolnitelnoy vlasti, 2014, no 11, st. 63.2. (in Russian)

Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh na period do 2020 goda. Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 22 marta 2017 g. N 520-r. Sobraniye zakonodatelstva RF, 2017, no 14, st. 2088. (in Russian)

Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka vospitatelnykh koloniy ugolovno-ispolnitelnoy sistemy. Prikaz Minyusta RF ot 6 oktyabrya 2006 g. N 311. Ros. gaz., 2006, 18 okt. (in Russian)

Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o komissiyakh po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav. Postan. Pravitelstva RF ot 6 noy-ab. 2013 g. N 995. Sobraniye zakonodatelstva RF, 2013, no 45, st. 5829. (in Russian)

Prozumentov. L.M., Suturin M.A. Lisheniye svobody v otnoshenii nesovershennoletnikh v rakurse realizatsii kontseptsii razvitiya ugolovno-is-polnitelnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda. Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava, 2014, no 4, pp. 22-30. (in Russian)

Sadovnikova M.N. Resotsializatsiya nesovershennoletnikh osuzhden-nykh (po materialam Vostochno-Sibirskogo regiona). Irkutsk, IGU Publ., 2010, 416 p. (in Russian)

Sokolova O.V. Vzaimodeystviye grazhdanskikh institutov i peniten-tsiarnykh uchrezhdeniy v sfere profilaktiki deviantnogo roditelstva. Devian-tologiya roditelstva : sbornik nauchnykh trudov. Moscow, IIU MGOU Publ., 2016, pp. 162-172. (in Russian)

Stern Vivyen. Zapadnaya traditsiya tyuremnogo zaklyucheniya. Nevo-lya, 1999, no 7-8/1999, p. 47-50. (in Russian)

Tekhnologiya formirovaniya sotsialnykh navykov : metodicheskoye posobiye. Pod obsh. red. S.V. Berezina, K.S. Lisetskogo. Samara, Univ-ers-grupp Publ., 2005, 224 p. (in Russian)

Ugolovno-ispolnitelnyy kodeks RF. Feder. zakon ot 8 yanv.1997 g. N 1-FZ. Ros. gaz., 1997, 16 yanv. (in Russian)

To a Question of Resocialization of Minors in Conflict with the Law: Working Within a Family as a Basis of the Juvenile Crime Prevention

© Sadovnikova M. N., Anishchenko A. S., 2018

The article is dedicated to a subject of a concept of resocialization as key task in work with minor offenders. As indicated at the article the process of resocialization is not only intra personal changes of the person who committed an offense, but also it includes positive changes of his social communications during and after serving sentence. The authors emphasize that the family is a basis for resocialization of minor offenders, as well as a base for prevention of offenses of minors. The placement of the teenager to the secure institution damages relationships between him and his family. Correction of the relations within a family and between a child and parents is necessary. As well as search and use of resources of family, active inclusion of family members in education of the child at penitentiary and post-penitentiary stages is necessary for successful resocialization of the minor offender. However today work with family of the minor serving criminal penalty in the form of imprisonment represents the weakest link of all system of juvenile crime prevention. Officers of a penal institution often have limited possibilities of corellation with family of the minor offender because of the fact that minors can be inhabitants of other regions. Authors are strongly convinced that this problem can be solved through the work of services at the territory of accommodation of the minor and his family, succession in work with the teenager and family and also development of an effective algorithm of interaction of all services, whose activity is related to the minors and their families. The authors also say about the role of non-governmental organizations in work with a family of minor convict.

Keywords: family resocialization, minors, family, juvenile crime prevention, individual preventive work, deviant activities, crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.