Научная статья на тему 'Осуществление процесса ресоциализации личности несовершеннолетних осужденных путем применения адаптационных технологий'

Осуществление процесса ресоциализации личности несовершеннолетних осужденных путем применения адаптационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1318
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / JUVENILE OFFENDERS / RESOCIALIZATION / ADAPTATION / ADAPTIVE TECHNOLOGY / EDUCATIONAL COLONY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова Майя Алексеевна

Проведен анализ особенностей процесса ресоциализации несовершеннолетних подростков, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации воспитательных колониях. Отмечено, что применение адаптационных технологий обеспечит включение личности несовершеннолетнего осужденного в социальные коллективы, группы и новые условия социальной среды исправительного учреждения. Препятствием успешности реализации процесса ресоциализации служит тюремная субкультура, оказывающая отрицательное влияние на процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к установленному порядку исполнения и отбывания наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назарова Майя Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE PROCESS OF RESOCIALIZATION PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS BY APPLYING ADAPTATION TECHNOLOGIES

In the article the analysis of features of the process of resocialization minors serving sentences in correctional the criminal-Executive system of the Russian Federation educational colonies. The application of adaptation technologies ensure the inclusion of the individual juvenile offender's social collectives, groups, and new conditions of the social environment of the correctional institution. An obstacle of the success of implementation of process of re-socialization is the prison subculture has a negative impact on the process of social adaptation juvenile offenders by the order of execution and serving of punishment.

Текст научной работы на тему «Осуществление процесса ресоциализации личности несовершеннолетних осужденных путем применения адаптационных технологий»

УДК 316.614.034:343.915

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ

АДАПТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.А. Назарова

Проведен анализ особенностей процесса ресоциализации несовершеннолетних подростков, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации - воспитательных колониях. Отмечено, что применение адаптационных технологий обеспечит включение личности несовершеннолетнего осужденного в социальные коллективы, группы и новые условия социальной среды исправительного учреждения. Препятствием успешности реализации процесса ресоциализации служит тюремная субкультура, оказывающая отрицательное влияние на процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к установленному порядку исполнения и отбывания наказаний.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, адаптация, адаптационные технологии, воспитательная колония.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному и антисоциальному поведению, а значит, увеличилось и количество правонарушений, совершаемыми несовершеннолетними. В Российской Федерации состояние детской и подростковой преступности и правонарушений по-прежнему представляет одну из острейших проблем общества [1]. При этом, попадая в места лишения свободы, несовершеннолетние подростки не только легко приобретают антиобщественные привычки, но и закрепляют их. В процессе адаптации к условиям воспитательной подростки, которые не привыкли к жизненным трудностям, не способны самостоятельно решать личностные проблемы. Такие несовершеннолетние, находясь вдали от своих близких, утратив поддержку семьи и реальные жизненные перспективы, начинают приспосабливаться к неформальным требованиям воспитательной колонии.

Подросткам, испытывающим трудности в адаптации к условиям исправительного учреждения, свойственны тревожность, неуверенность в себе, нерешительность. Указанная группа подростков, оказавшись в условиях воспитательной колонии, ориентируются прежде всего на мнение отрицательно характеризующихся несовершеннолетних осужденных, стараются избегать конфликтных ситуаций, стремятся к получению одобрения со стороны внешнего окружения.

Отсутствие родственников и близких людей в существенной степени изменяет поведение несовершеннолетних осужденных. Подростки попадают в атмосферу криминальной субкультуры, межличностных конфликтов, агрессии окружающих, грубого обращения. Гуманизация уголовно-исполнительной системы предполагает рассмотрение вопросов оказания

социально-психологической помощи несовершеннолетним осужденным, что позволяет более полно реализовывать основную цель пребывания несовершеннолетних подростков в воспитательной колонии - не только отбывание наказания за совершенное преступление, но и привитие норм и ценностей, приемлемых для общества, исключение из их осознания окружающей действительности необходимости преступления как средства достижения цели.

Колония, предназначенная для перевоспитания подростков в возрасте 14-18 лет, является наиболее лояльным учреждением российской пенитенциарной системы, представляя собой место организованной изоляции несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния.

Цель воспитательной колонии - исправление несовершеннолетних осужденных.

К задачам колонии относятся:

- исправление;

- предотвращение рецидива;

- исполнение наказания.

Для реализации целей и задач необходимо создать в воспитательной колонии оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, при этом процессы адаптации, ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, на основе комплексного воздействия на личность подростка, должны обеспечить положительный результат.

Социально-воспитательный процесс в отношении подростков, противопоставляющих себя общественным нормам поведения, может быть реализован путем проведения совокупности следующих мероприятий:

1. Привития привычки мирного сосуществования, достигаемого за счет совместного обитания с другими несовершеннолетними осужденными.

2. Приобщения к процессу повышения образованности, достигаемого путем обязательного обучения по программе общеобразовательной школы и в рамках факультативных занятий по интересам.

3. Обучения полезным практическим навыкам и демонстрация собственной способности зарабатывать на жизнь правомерным путем.

4. Участия в общественной жизни, например в самодеятельности.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует 32 воспитательные колонии, из них две для лиц женского пола. На 01.01.2016 в данных колониях отбывали наказание 1683 несовершеннолетних осужденных, из них 93 девушки. Впервые несли наказание в виде лишения свободы 1656 осужденных; привлекались ранее к уголовной ответственности 27 человек [2].

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исправительной системы до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, Федеральной службой исполнения наказаний России была разработана модель воспитатель-

ного центра для граждан, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Основными целями воспитательного центра являются:

- исправление несовершеннолетних осужденных;

- предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами;

- обеспечение эффективной ресоциализации подростков к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия [3].

Ресоциализация подростков, отбывающих наказание, - комплекс мероприятий и результат социальной помощи, поддержки, индивидуального социально-педагогического воздействия на подростка в целях его подготовки к свободной жизни и формирования готовности удовлетворять свои потребности некриминальным образом. Процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к социальной среде воспитательной колонии является частью процесса ресоциализации. От указанного процесса зависит как эффективность процесса ресоциализации, так и процесс социальной адаптации лиц, отбывших наказание, к условиям жизни на свободе. С целью его реализации применяются программы сопровождения, которые создаются с применением адаптационных технологий, применяемые на протяжении отбывания наказания подростками.

В качестве приоритетных задач ресоциализации несовершеннолетних осужденных выступают:

• адаптация к условиям воспитательной колонии;

• формирование правильного отношения к труду и обучению;

• привлечение подростков, отбывающих наказание к работе в самодеятельных организациях;

• формирование среды несовершеннолетних осужденных на основе нравственных отношений;

• поддержание, восстановление и развитие социально полезных связей несовершеннолетних осужденных с их родными, друзьями, учебными и трудовыми коллективами;

• формирование интереса к законопослушной жизни после освобождения.

В ходе процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных происходит переориентация их асоциальной направленности, формирование навыков социального поведения, способности саморегуляции своего поведения с позиции принятых норм и ценностей в обществе. При этом особое внимание уделяется образовательному процессу, поддержанию здорового образа жизни, освоению профессий, выработке навыков послушного поведения и общения с людьми, занятиям общественно полезным трудом. Это возможно при совместной деятельности несовершеннолетних осужденных и работающих с ними специалистов - учителей общеобразо-

вательной школы воспитательной колонии, мастеров профессионального училища, воспитателей и психологов, социальных работников.

В основу ресоциализации несовершеннолетних осужденных заложены такие свойства личности, как способность к саморегуляции при общении со сверстниками, устойчивость к негативным психическим состояниям, социальный интеллект.

Условиями построения адаптационных технологий процесса ресоци-ализации несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, которые отбывают наказание. При этом должны учитываться цели, сроки, характер преступления, содержание адаптационных мероприятий, конструирование всего процесса отбывания наказания. Данные мероприятия должны основываться на теории и практике, принципах организации, использовании нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных. Итогом данной работы будет личность несовершеннолетнего, прошедшего школу выживания в воспитательной колонии, но изменившего свои взгляды на жизнь, научившегося нести ответственность за свою жизнь и совершаемые поступки, ставшего полноценным членом законопослушного общества.

Несовершеннолетние осужденные, попадая в исправительное учреждение с целью исполнения наказания, подвергаются социальной адаптации.

Процесс социальной адаптации представляет собой взаимодействие двух сторон - личности и новой для неё социальной среды. Указанный процесс в отношении несовершеннолетних осужденных может быть рассмотрен как:

- процесс, при котором личность приспосабливается к среде;

- установление между личностью и средой относительного равновесия или относительной гармонии;

- результат приспособительного процесса, в том числе к жизнедеятельности в различных её средах (учебной, бытовой, трудовой, социокультурной);

- процесс превращения человека в социального субъекта.

Процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к

условиям воспитательной колонии может протекать в двух направлениях:

1. Социальная адаптация к установленному порядку исполнения и отбывания наказания (режиму).

2. Социальная адаптация к тюремной субкультуре и неформальным нормам поведения между несовершеннолетними осужденными [4].

Адаптация в уголовно-исполнительной системе рассматривается на всех этапах отбывания наказания: при поступлении в исправительное учреждение - усвоение норм и правил, на основном этапе - к длительному пребыванию в тюремных условиях, на этапе, предшествующем освобождению, - к новым условиям жизни на свободе. Технология представ-

ляется через комплексные знания о средствах/способах реализации социальных процессов и самих процессов изменения личности, систематизируя ресоциализирующую деятельность, позволяя выполнять ее относительно разных лиц, в разное время, внося необходимые исправления.

Под адаптационными технологиями понимается организация процессов включения личности в группу и в новые условия социальной среды, деятельности, отношений [5]. Этот процесс представляет собой активное целенаправленное организационное согласование целей и желаний субъекта с его возможностями, социальными реалиями и тенденциями развития. Он содержит время, предмет, условия и показатели адаптации, а также критерии ее эффективности. Необходимо обратить внимание на особенности взаимодействия всех участников данного процесса, уровень и специфику управления адаптационными технологиями на основе определения целей совместной деятельности участников процесса и его организации. Завершающим этапом станет разработка программы совместных действий, определения ее результативности и внесения необходимых поправок и исправлений, подведения итогов проводимой работы.

Адаптационные технологии реализуют процесс включения личности несовершеннолетнего осужденного в социальные группы, коллективы, а так же новые условия социальной среды, отношений, деятельности, в которых он оказывается в условиях воспитательной колонии. Они характеризуются согласованием потребностей индивида с его возможностями, а также с реальностью социальной среды, тенденциями развития.

Необходимо оценить возможные влияния имеющихся в обществе и у спецконтингента социальных норм, установок и ценностей на эффективность использования конкретных адаптационных технологий. Вместе с тем, социальному работнику необходимо выбрать именно такие методы, приемы, средства, а также способы получения, обработки и анализа получаемой информации, которые позволят модифицировать ее в конкретные статистически достоверные и объективные выводы и практические рекомендации. Перечисленные требования должны быть соблюдены в процессе организации практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.

Разрабатываемые и внедряемые специалистами учреждений уголовно-исполнительной системы адаптационные технологии являются хорошим потенциалом оказания активного воздействия на все сферы личности несовершеннолетних осужденных и призваны содействовать изменению криминальных установок на социально одобряемые. Актуальность и эффективность их применения обусловлена необходимостью внесения исправлений в процесс перевоспитания несовершеннолетних подростков, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных - важная задача государства и общества в отношении личности подростка, преступившей закон или склонной к асоциальным действиям. Данный процесс направлен

на восстановление личности в качестве социализированного члена общества с целью недопущения повторных правонарушений.

Список литературы

1. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2008г. 192 с.

2. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних [Электронный ресурс] // http: //фсин.рф/structure/inspecto r/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения: 07.01.2016)

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации несовершеннолетних [Электронный ресурс]

http://fsm.su/document/mdex.php?ELEMENT_ID=6663 (дата обращения: 07.01.2016)

4. Игнатова Т.В., Назарова М.А. Понятие и виды социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии // Образование и общество. 2012. №2. С.95-102.

5. Наймушин А.И. , Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование УТИС: учеб. пособие. Уфа, 2000.

Назарова Майя Алексеевна, аспирант, mayanazarova@mail. ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

THE IMPLEMENTATION OF THE PROCESS OF RESOCIALIZATION PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS BY APPLYING ADAPTATION TECHNOLOGIES

M. A. Nazarova

In the article the analysis of features of the process of resocialization minors serving sentences in correctional the criminal-Executive system of the Russian Federation - educational colonies. The application of adaptation technologies ensure the inclusion of the individual juvenile offender's social collectives, groups, and new conditions of the social environment of the correctional institution. An obstacle of the success of implementation of process of re-socialization is the prison subculture has a negative impact on the process of social adaptation juvenile offenders by the order of execution and serving of punishment.

Key words: juvenile offenders, resocialization, adaptation, adaptive technology, educational colony.

Nazarova Mayya Alexeevna, postgraduate, [email protected], Russia, Orel, Russian academy of national economy and public service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.