УДК 343 .83 ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕВДОКИМОВ,
старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]; НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МАХИБОРОДА,
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник (НИИ ФСИН России), e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Реферат: международное сотрудничество необходимо для изучения опыта исполнения наказания в виде лишения свободы, а также форм и методов исправительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. В 1868 г. группа чиновников Российской империи была направлена в Швейцарию, что послужило началом международного сотрудничества России по вопросам обучения и повышения квалификации сотрудников систем исполнения наказания несовершеннолетних. В настоящее время сотрудничество по этим проблемам осуществляется с пенитенциарными системами Азербайджана, Беларуси, Германии, Монголии, Норвегии, Таджикистана, Швейцарии, Финляндии и ряда других стран.
Перспективы сотрудничества в области социальной адаптации и ресоциализации осужденных молодежного возраста и подготовки их к освобождению были обсуждены в октябре 2009 г. на Международном круглом столе «Формы и методы работы уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов, государственных и общественных организаций с несовершеннолетними: пути их совершенствования» в Алексинской воспитательной колонии.
В 2014 г. был проведен первый в истории Международный шахматный турнир между несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, и осужденными молодежного возраста, содержащимися в пенитенциарных учреждениях Швейцарской Конфедерации. Турнир был приурочен к 200-летию дипломатических отношений России и Швейцарии. Согласно формату турнира за звание чемпионов боролись по 6 молодых осужденных с каждой стороны, победивших в ранее проведенных отборочных соревнованиях.
Представлены перспективные направления работы с несовершеннолетними осужденными.
Ключевые слова: международное сотрудничество, социальная работа, социальная адаптация, ресо-циализация, осужденные молодежного возраста, подготовка к освобождению, лишение свободы, несовершеннолетние правонарушители, повышение квалификации.
Закон 1866 г. «Об учреждениях приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» впервые в уголовно-исполнительной системе Российской империи определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, выделил приюты и колонии в качестве учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними преступниками.
Для изучения опыта исполнения наказания в виде лишения свободы, а также форм и методов исправительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей Обществом попечительным о тюрьмах в 1868 г. была направлена в Швейцарию группа чиновников МВД Российской империи. На протяже-
© Евдокимов И. В., Махиборода Н. И., 2015
нии 6 месяцев они знакомились с деятельностью пенитенциарных учреждений Швейцарской Конфедерации, использующих с 1775 г. методики педагога-пенитенциариста И. Г. Песталоцци. Это было началом международного сотрудничества России по вопросам обучения и повышения квалификации сотрудников систем исполнения наказания несовершеннолетних.
В настоящее время сотрудничество по этим проблемам осуществляется с пенитенциарными системами Азербайджана, Беларуси, Германии, Монголии, Норвегии, Таджикистана, Швейцарии, Финляндии и ряда других стран. Так, проводится работа по изучению зарубежного опыта социальной ресоциализации осужденных в ходе подготов-
ки к освобождению с участием национальных общественных организаций (визитеров Великобритании, мадиаторов во Франции) с администрациями учреждений для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. По итогам изучения в Красноярском крае апробируется создание совета общественных визитеров при каждом учреждении, что не противоречит принципам реформирования системы и действующему законодательству.
На базе реабилитационного центра Архангельской воспитательной колонии проводится работа по внедрению адаптированного к российским условиям метода APT (Aggression Replacement Training) - «Тренировка замещения агрессии» - структурированной педагогической программы, направленной на профилактику, уменьшение и замещение агрессивного поведения у детей и подростков, разработанной с участием психологов Норвегии.
В рамках российско-норвежского проекта в соответствии с программой реабилитации осужденных женщин «Победа» норвежской стороной обучено более 20 сотрудников территориальных органов и образовательных учреждений Чувашской Республики, Пермского края, Белгородской, Рязанской и Томской областей. Издан сборник материалов Международной российско-норвежской конференции «Повышение квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений: состояние проблемы, перспективы».
В Липецкой области осуществлялось взаимодействие по вопросам организации социальной реабилитации осужденных с пенитенциарной системой Германии. По его итогам в деятельность начальников отрядов ИУ были внедрены электронные дневники индивидуально-воспитательной работы с осужденными, разработаны программы электронного документирования работы психологов и социальных работников учреждений, в ИК-6 создана биометрическая система контроля и доступа в учреждение, которая не позволяет совершить побег путем подмены осужденного гражданским человеком.
Бесспорно, что за последние годы самым результативным стало российско-швейцарское сотрудничество в сфере подготовки социальных работников для учреждений УИС России. Сотрудничество осуществляется в рамках реализации:
- декларации о намерениях по сотрудничеству в области оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам между Министерством юстиции Российской Федерации и Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации от 12 сентября 1994 г.;
- программы сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний и Швейцарского управления развития и сотрудничества в период с 1997 по 2005 год под названием «Тюремная реформа в России»;
- программы сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний и Швейцарского управления развития и сотрудничества в период с 2005 по 2010 год в области профессиональной переподготовки сотрудников УИС по специальности «Социальная работа»;
- меморандума о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Управлением по безопасности человека Федерального департамента иностранных дел Швейцарской Конфедерации от 19 декабря 2011 г.
Первичными задачами проекта было создание и развитие образовательной программы специальности «Социальная работа в УИС» в Академии ФСИН России и Вологодском институте права и экономики ФСИН России, а также проведение переподготовки и повышения квалификации сотрудников УИС по программе «Социальная работа в УИС» в образовательных учреждениях ФСИН России.
Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в соответствии с требованиями стандартов второго и третьего поколений. Рабочие учебные планы включают в себя целый ряд дисциплин (социология, психология, педагогика, экономика, правоведение, медицина и др.), успешное освоение которых формирует высококвалифицированных специалистов.
Вместе с тем прорабатывается вопрос об унификации социального и психологического образования в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России. С 2013/14 учебного года в Академии ФСИН России в программу подготовки пенитенциарных психологов включены учебные курсы, призванные формировать у курсантов психосоциальные компетенции. В перспективе такие выпускники смогут организовывать и проводить как психологическую, так и социальную работу в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Переход с 2011 г. на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предусматривает реализацию основных образовательных программ по направлениям «Бакалавриат» и «Магистратура».
Выпускники, получившие квалификацию бакалавра социальной работы, могут работать в учреждениях УИС на должностях инспектора группы социальной защиты осужденных, инспектора по трудовому и бытовому устройству, а также в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России. Кроме
того, образовательная программа и квалификация позволяют выпускникам осуществлять социальную, воспитательную и кадровую работу с персоналом уголовно-исполнительной системы, занимать должности инспекторов кадровых и воспитательных аппаратов, заместителей начальников по кадрам и воспитательной работе как в учреждениях, так и в территориальных управлениях ФСИН России. В перспективе создания социальных служб в УИС или федеральной службы пробации магистры социальной работы смогут ее возглавить.
В настоящее время Академия ФСИН России и Вологодский институт права и экономики ФСИН России осуществляют образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования по специальности 040101.65 - Социальная работа (специализация «Социальная работа в УИС»).
Результатом первого этапа российско-швейцарского проекта стало введение в ведомственных вузах уголовно-исполнительной системы России многоуровневой программы подготовки кадров по специальности «Социальная работа в УИС», а также совместная разработка учебных планов, программ, учебных и методических пособий. Изданы учебные пособия «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе» [1], Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных [2]. Организована информационная поддержка сотрудников, преподавателей, курсантов через веб-сайт в Интернете - «Социальная работа в УИС», апробирована во всех учреждениях УИС программа автоматизированного рабочего места социального работника «Социальное досье».
В тарифно-квалификационный справочник УИС внесена профессия «Специалист по социальной работе в УИС», приказом Минюста России 2001 г. утверждены в штатах учреждений ФСИН России должности специалистов по социальной работе.
На втором этапе (2005-2010 гг.) при финансовой и методической помощи швейцарской стороны в 4 ведомственных вузах ФСИН России (Рязань, Вологда, Владимир, Томск) прошли профессиональную переподготовку с получением диплома о второй специальности «Специалист по социальной работе в УИС» 290 сотрудников групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений 74 территориальных органов ФСИН России. Преподаватели этих вузов и сотрудники воспитательных учреждений, проводящих практические занятия, повысили квалификацию и прошли стажировку в пенитенциарных учреждениях Швейцарии.
По итогам Международного семинара преподавателей российско-швейцарского проекта в мае
2006 г. во Владимирском юридическом институте ФСИН России издан сборник «Профессиональная переподготовка сотрудников УИС по социальной работе с осужденными: опыт и перспективы» [3].
Анализ развития международного, в том числе российско-швейцарского, сотрудничества в сфере подготовки специалистов по социальной работе в УИС отражен в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика».
В рамках реализации российско-швейцарского сотрудничества подготовлено и издано более 200 научных и учебно-методических материалов для курсантов, слушателей и сотрудников учреждений УИС. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России совместно с Высшей школой в Оль-тене подготовлен «Технологический справочник пенитенциарного социального работника».
Швейцарские эксперты приняли активное участие в подготовке приказов Минюста России «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на период 2006-2010 гг., квалификационной характеристикой (модель) специалиста по социальной работе УИС.
Перспективы сотрудничества в области социальной адаптации и ресоциализации осужденных молодежного возраста и подготовки их к освобождению были обсуждены в октябре 2009 г. на Международном круглом столе «Формы и методы работы уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов, государственных и общественных организаций с несовершеннолетними: пути их совершенствования» в Алексинской воспитательной колонии (УФСИН России по Тульской области) [4].
В мае 2010 г. швейцарские и российские эксперты детально изучали работу Алексинской воспитательной колонии, беседовали с сотрудниками и несовершеннолетними осужденными. По итогам этой аналитической работы в июне 2010 г. независимым экспертом МИД Швейцарии Х. Майером был подготовлен отчет, в котором изложено видение швейцарской стороны модели учреждения для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Рекомендации экспертов были использованы при подготовке эксперимента по внедрению модели воспитательного центра.
В связи с проведением эксперимента по созданию воспитательных центров на базе 5 воспитательных колоний ФСИН России швейцарская сторона обеспечила в 2011-2013 гг. проведение установочных занятий на семинарах с сотрудниками воспитательной колонии в России и стажировок более 40 сотрудников российских воспитательных колоний в пенитенциарных учреждениях Швейцарии [5].
В 2013-2014 гг. основное внимание экспертов российско-швейцарского проекта было направлено на изучение вопросов организации воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных, специфики проведения социально-психологической работы с несовершеннолетними осужденными женского пола и организацией исполнения наказаний осужденных женщин с детьми до трех лет в домах ребенка при женских колониях [6].
В 2014 г. был проведен первый в истории Международный шахматный турнир между несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях ФСИН России, и осужденными молодежного возраста, содержащимися в пенитенциарных учреждениях Швейцарской Конфедерации. Турнир был приурочен к 200-летию дипломатических отношений России и Швейцарии. Согласно формату турнира за звание чемпионов боролись по 6 молодых осужденных с
каждой стороны, победивших в ранее проведенных отборочных соревнованиях.
Многократный чемпион мира по шахматам депутат Государственной Думы Российской Федерации А. Е. Карпов, который был инициатором турнира, предложил проводить такие состязания ежегодно, в чем его поддержал первый заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы А. А. Рудый.
Временный поверенный в делах Швейцарии П. Францен также выразил надежду на продолжение сотрудничества в этом вопросе, отметив, что этот турнир был только первым шагом и шахматные школы тоже будут создаваться в пенитенциарных учреждениях для молодежи в кантонах Швейцарии.
Таким образом, к перспективным направлениям развития социальной работы с несовершеннолетними осужденными следует отнести:
- необходимость разработки действительно инновационных подходов к работе с несовершеннолетними осужденными на концептуальной основе;
- развитие научно-методической базы социальной работы с несовершеннолетними осужденными с учетом изменяющихся условий;
- дальнейшее сотрудничество экспертов России и Швейцарии в области социальной работы с несовершеннолетними осужденными с привлечением международных пенитенциарных организаций.
Список литературы
1. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие / С. А. Лузгин [и др.]. Рязань, 2006. 355 с.
2. Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных. М., 2008. 240 с.
3. Профессиональная переподготовка сотрудников УИС по социальной работе с осужденными: опыт и перспективы : материалы Междунар. проблемного семинара преподавателей российско-швейцарского проекта (Владимир, 15-20 мая 2006 г.). М., 2006. 240 с.
4. Евдокимов И. В. Чему учимся у них, что они получают от нас? (взаимодействие с пенитенциарными системами зарубежных стран: направления, опыт, практические результаты) // Преступление и наказание. 2013.№ 1. С. 21-22.
5. Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Евдокимов И. В. Махиборода Н. И. Как оценить деятельность воспитательных колоний // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 120-125.
6. Давыдова Н. В., Данилин Е. М. Кружковая работа с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 1. С. 41-45.
IGOR VLADIMIROVICH EVDOKIMOV,
senior researcher, e-mail: [email protected] NIKOLAYIVANOVICH MAKHIBORODA,
phd in pedagogy, associate professor leading researcher (Scientific Research Institute of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF PREPARATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS IN SOCIAL WORK IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA
Annotation: the international cooperation is necessary for studying of experience of the punishment execution in the form of imprisonment, and also forms and methods of corrective impact on minor offenders. In 1868 the group of officials of the Russian Empire was sent to Switzerland that served as the beginning of the international cooperation of Russia on training and professional development of staff of systems of an execution of the punishment of minors. Now cooperation on these problems is carried out with penal systems of Azerbaijan, Belarus, Germany, Mongolia, Norway, Tajikistan, Switzerland, Finland and some other countries.
Prospects of cooperation in social adaptation and resocialization of the condemned youth age and preparation them to release were discussed in October, 2009 on the international round table on a subject «Forms and methods of work of criminal and executive system, law enforcement agencies, state and public organizations with minors: ways of their improvement» in the Aleksinsky educational colony.
In 2014 the International chess tournament first in the history between the minors condemned, serving sentence in educational colonies of the Federal Penal Service of Russia, and condemned youth age, containing in penal institutions of the Swiss Confederation was held. The tournament was dated for the 200 anniversary of diplomatic relations of Russia and Switzerland. According to the tournament format, fought for a rank of champions on 6 young condemned from each party, earlier held selection competitions which won in. The perspective areas of work with the minors condemned are presented.
Key words: international cooperation, social work, social adaptation, resocialization, condemned youth age, preparation for release, imprisonment, minor offenders, professional development.
References
1. Social'naja rabota v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Social work in penal system]. Ryazan, 2006. 355 p.
2. Prakticheskoe rukovodstvo po social'noj rabote s razlichnymi kategorijami osuzhdennyh [Practical guidance on social work with various categories of the condemned]. Moscow, 2008. 240 p.
3. Materialy Mezhdunarodnogo problemnogo seminara prepodavatelej rossijsko-shvejcarskogo proekta. Vladimir, 15-20 maja 2006 g. «Professional'naja perepodgotovka sotrudnikov UIS po social'noj rabote s osuzhdennymi: opyt i perspektivy» [Proc. the International problem seminar of lecturers of the Russian-Swiss project, Vladimir, on May 15-20, 2006 «Professional retraining of employees of UIS on social work with the condemned: experience and prospects»]. Moscow, 2006. 240 s.
4. Evdokimov I. V. Chemu uchimsja u nih, chto oni poluchajut ot nas? (vzaimodejstvie s penitenciarnymi sistemami zarubezhnyh stran: napravlenija, opyt, prakticheskie rezul'taty) [To that we study at them, what they receive from us? (interaction with penal systems of foreign countries: directions, experience, practical results)]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2013, no. 1, pp. 21-22.
5. Danilin E. M., Davydova N. V., Evdokimov I. V. Mahiboroda N. I. Kak ocenit' dejatel'nost' vospi-tatel'nyh kolonij [How to estimate activity of educational colonies]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija -Applied legal psychology, 2014, no. 3, pp. 120-125.
6. Davydova N. V., Danilin E. M. Kruzhkovaja rabota s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Kruzhkovy work with condemned in correctional facilities]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy -Sheets of penal system, 2014, no. 1, pp. 41-45.
© Evdokimov I. V., Mahiboroda N. I., 2015