УДК 343 .824 ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ДАНИЛИН,
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник;
НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА ДАВЫДОВА,
кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, e-mail: medotdelnii@yandex.ru; ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕВДОКИМОВ,
старший научный сотрудник, e-mail: Evdokimov.zakon@rambler.ru; НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МАХИБОРОДА,
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник (НИИ ФСИН России), e-mail: nik-makhiboroda@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА)
Реферат: в статье рассматривается проблема профессионального обучения осужденных. Обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства. Это дает им возможность получить профессиональные трудовые навыки и специальности, необходимые для их социальной адаптации в обществе после отбытия срока наказания. Труд несовершеннолетних осужденных рассматривается только как средство их исправления, организация трудовой деятельности в воспитательных колониях не преследует своей целью извлечение прибыли.
Исследование проблемы отношения осужденных к труду показало, что даже нарушители режима отбывания наказания проявляют большой интерес к творческим видам деятельности. Сам по себе труд еще не является воспитывающим средством, но становится им тогда, когда формируется положительное отношение к трудовой деятельности, ее результатам, другим осужденным и сотрудникам колонии. Мастера и преподаватели профессионального училища проводят значительную работу с осужденными, направленную на их профориентацию в рамках трудового воспитания. Например, положительное влияние на осужденных оказывают подготовка и проведение выставок технического творчества.
Результаты мониторинга позволяют положительно оценить процесс профессионального обучения осужденных и общественно полезный труд.
Ключевые слова: профессиональное обучение осужденных, воспитательные колонии, труд, мониторинг, осужденные, лишение свободы, поведение.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагает совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокацию, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных.
Обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер
реализации уголовно-исполнительной политики государства. Это дает им возможность получить профессионально-трудовые навыки и специальности, необходимые для их социальной адаптации в обществе после отбытия срока наказания. Труд несовершеннолетних осужденных рассматривается только как средство их исправления, организация трудовой деятельности в ВК не преследует своей целью извлечение прибыли.
Анализ материалов мониторинга ВК показал, что сам по себе труд еще не является воспитывающим средством, но становится им тогда, когда формируется положительное отношение к трудовой деятель-
© Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Евдокимов И. В., Махиборода Н. И., 2015
ности, ее результатам, другим осужденным и сотрудникам колонии, меняется отношение осужденного к себе. Профессиональное обучение осужденных и общественно полезный труд следует рассматривать во взаимосвязи.
Количество осужденных, получивших начальное профессиональное образование в воспитательных колониях в 2014 г., составило 973 человека, в
2013 г. - 1075 человек. Количество осужденных, трудоустроенных в ВК по полученной профессии в
2014 г., - 177 человек, в 2013 г. - 126 человек. Количество осужденных, работающих на оплачиваемых объектах 2014 г., - 698 человек, в 2013 г. -619 человек. Таким образом, в этом направлении прослеживается положительная динамика.
Следует отметить, что в настоящее время профессиональные училища (ПУ) уходят от однообразия осваиваемых профессий. У осужденных появилась возможность обучаться инновационным видам деятельности, профессиям, востребованным на рынке труда. К таким относится, например, профессия автослесаря. Так, в ПУ ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области оборудован новый класс для обучения автослесарей с макетами и деталями автомобиля в натуральную величину. Занятия по новой специальности проводятся также в компьютерном классе с использованием тренажеров. В перспективе - открытие класса, оборудованного автотренажерами. В Пермской ВК осуществляется обучение по 6 профессиям, среди которых, например, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей и другие популярные профессии. В ходе производственного обучения и производственной практики учреждение выполнило план по оказанию услуг и выпуску продукции для нужд Пермской воспитательной колонии. Данная деятельность осуществлялась в ВК в рамках проработки вопроса Концепции развития уго-ловно-исполни-тельной системы Российской Федерации до 2020 года об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания.
В женских ВК в основном ведется подготовка по традиционной специальности для этих учреждений - оператор швейного оборудования. В настоящее время в ПУ этих ВК вводятся новые специальности, например, оператор ЭВМ.
Исследование проблемы отношения осужденных к труду показало, что даже нарушители режима отбывания наказания проявляют большой интерес к творческим видам деятельности. Изготовление, например, красивой детской одежды, кухонных наборов, художественных вышивок, панно, резьба по дереву и выжигание - далеко не полный перечень видов деятельности осужденных, которые способствуют достижению цели профессионального обучения и общественно полезного труда после их освобождения.
Подготовленная в 2014 г. сотрудниками НИИ ФСИН России характеристика несовершеннолетних осужденных свидетельствует о том, что почти треть этих лиц (28,9 %) ожидают столкнуться со сложностями в трудоустройстве после освобождения.
Мастера и преподаватели ПУ проводят значительную работу с осужденными, направленную на их профориентацию в рамках трудового воспитания. Например, положительное влияние на осужденных оказывают подготовка и проведение выставок технического творчества.
Мероприятие «Мы - профессионалы» (Ново-оскольская ВК) позволяет осужденным показать себя в роли художников. В этом же учреждении в особо торжественной обстановке проходит мероприятие «Посвящение в рабочие», организуемое во многих ВК в честь выпускников ПУ, на котором присутствуют все осужденные колонии. С напутственными словами к выпускникам ПУ обращаются не только представители администрации колонии, общественности, ветераны труда из мастеров, но и воспитанники, добросовестно относящиеся к труду и учебе, готовящиеся к условно-досрочному освобождению.
Результаты мониторинга позволяют положительно оценить процесс профессионального обучения осужденных и общественно полезный труд.
nPOE^EMbl PECQUHA^HIAUHH OCY^flEHHblX
EVGENY MIKHAYLOVICH DANILIN,
phd in pedagogy, associate professor, leading researcher;
NADEZHDA VASILYEVNA DAVYDOVA, phd in medicine, senior researcher, e-mail: medotdelnii@yandex.ru; IGOR VLADIMIROVICH EVDOKIMOV,
senior researcher, e-mail: Evdokimov .zakon@rambler.ru; NIKOLAYIVANOVICH MAKHIBORODA, phd in pedagogy, associate professor, leading researcher (Scientific research institute of the FPS of Russia) e-mail: nik-makhiboroda@yandex.ru
VOCATIONAL EDUCATION CONDEMNED AND SOCIALLY USEFUL WORK (BY RESULTS OF MONITORING FOR THE FIRST HALF OF THE YEAR 2014)
Annotation: the problem of a vocational education of the condemned is considered. Obligatory attraction condemned to socially useful work is one of measures of realization of criminal and executive policy of the state. It gives them the chance to receive the professional labor skills and specialties necessary for their further, after departure of term of punishment, social adaptation in society. Work of the minors condemned is considered only as means of their correction, the organization of work in educational colonies doesn't pursue the purpose generation of profit.
Research of a problem of the relation condemned to work showed, what even violators of the mode of serving of punishment show a great interest to creative kinds of activity. Work in itself isn't the bringing-up means yet, but becomes it when the positive relation to work, its results, to another condemned and to employees of a colony is formed. Masters and teachers of professional school carry out considerable work with condemned, directed on their career guidance within labor education. For example, preparation and holding exhibitions of technical creativity have positive impact on the condemned.
Results of monitoring allow to give a positive assessment to process of a vocational education condemned and socially useful work.
Key words: vocational education of the condemned, educational colonies, work, monitoring, the condemned, imprisonment, behavior.
© Danilin E. M., Davydova N. V., Evdokimov I. V., Mahiboroda N. I., 2015