11.2. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ИНВАЛИДАМИ I И II ГРУПП
Белова Светлана Николаевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник организационно-научного отдела Место работы: ВИПЭ ФСИН России
Строгович Юрий Николаевич, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник юстиции 3 класса
Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: ресоциализация осужденных является одним из приоритетных направлений развития уголовно-исполнительной системы. Среди средств исправления, определенных в ст. 9 УИК РФ, в качестве одного из основных назван общественно полезный труд. При этом если для осужденных к лишению свободы, не имеющих ограничений по состоянию здоровья, участие в трудовой деятельности является обязательным, то осужденные инвалиды I и II групп привлекаются к труду только по желанию и в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о социальной защите инвалидов.
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с привлечением к труду этой категории осужденных. На основе анализа законодательства, результатов исследований высказывается точка зрения относительно возможности заключения с осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп срочных трудовых договоров. Кроме того, в работе поднимается дискуссионный вопрос о возможности обеспечения трудовой занятости осужденных инвалидов путем создания условий для занятия предпринимательской деятельностью.
Статья будет полезна практическим работникам, а также студентам и курсантам образовательных организаций. Ключевые слова: ресоциализация, осужденные инвалиды, трудовая занятость, предпринимательская деятельность, срочный трудовой договор.
ON SOME ISSUES OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO WORK FOR DISABLED OF GROUPS I AND II SENTENCED TO IMPRISONMENT
Belova Svetlana N., PhD in Law, Senior research assistant of Organizational-Scientific Department of the Vologda Insitute of Law and Economics of the Federal Penal System of Russia
Work place: Vologda Insitute of Law and Economics of the Federal Penal System of Russia
Strogovich Yuriy N., Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, State Counselor of Justice of the 3rd class
Work place: Research Institute of the Federal Penal Service of Russia
Annotation: resocialization of convicts is one of the priority directions in the development of the penal system. Among the remedies defined in Art. 9 of the Penal Code of the Russian Federation as one of the main named is socially useful work. At the same time if for those sentenced to imprisonment who are not restricted by the state of health, participation in labor activity is compulsory, the convicted disabled of groups I and II are recruited to work only at will and in accordance with labor legislation and legislation on the social protection of disabled people.
The article discusses some issues related to the involvement of this category of convicts in labor. Based on the analysis of the legislation and the results of the researches, a point of view is expressed regarding the possibility of the conclusion of fixed-term employment contracts with persons with disabilities of groups I and II who are sentenced to imprisonment. In addition the discussion raises the issue of the possibility of providing employment for convicted persons with disabilities by creating conditions for engaging in entrepreneurial activities.
The article will be useful to practical workers as well as to students and cadets of educational organizations.
Keywords: resocialization, convicted persons with disabilities, employment, business activity, fixed-term employment contract.
Ресоциализация осужденных, обеспечение правопослушно-го поведения в период отбывания наказания и их адаптация в обществе после освобождения являются важнейшими аспектами в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [4].
Основные средства исправления осужденных перечислены в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (далее - УИК РФ). Одним из наиболее эффективных среди них является общественно полезный труд, помимо прочего прививающий самостоя-
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
тельность, воспитывающий чувство ответственности, развивающий творческие способности человека. Отношение осужденного к труду учитывается при определении степени его исправления и рассматривается как один из факторов, влияющих на его социализацию.
Труд для осужденных к лишению свободы является обязательным (ст. 103 УИК РФ). Администрация исправительного учреждения, исходя из наличия рабочих мест, а также с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья осужденного и, по возможности, имеющейся у него специальности, определяет для него место работы и конкретный вид трудовой деятельности.
Отношения, связанные с привлечением к труду осужденных к лишению свободы, в силу своей специфики, связанной, в первую очередь, с обязательным характером их возникновения вне зависимости от желания осужденного и с неравноправием сторон этих отношений, не являются собственно трудовыми и находятся в сфере регулирования трудового законодательства лишь в определенной части. Именно поэтому, по общему правилу, нормы трудового законодательства, регламентирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, на осужденных к лишению свободы не распространяются (ч. 2 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 129 УИК РФ).
В то же время обязанность осужденных трудиться в местах лишения свободы не является абсолютной [5]. В соответствии с ч. 2 ст. 103 УИК РФ осужденные инвалиды I и II группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о социальной защите инвалидов.
Во многом можно согласиться с мнением о том, что реализация осужденными инвалидами I и II групп «права на труд осуществляется в том числе и как условие для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности» [2] и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. По существу это вытекает из дефиниции понятия социальной защиты инвалидов, содержащейся в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ).
Таким образом, с учетом положения ч. 2 ст. 103 УИК РФ осужденные инвалиды I и II группы вправе свободно принять решение трудиться им или нет.
Вместе с тем изъявивший о своем желание трудиться осужденный инвалид не всегда может быть трудоустроен. По статистике ФСИН России, за 2017 год в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 19,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе инвалидов III группы - 10,8 тыс., II группы - 7,8 тыс., I группы - 0,5 тыс.
В целях осуществления трудовой терапии в 2017 году было трудоустроено 2,1 тыс. осужденных инвалидов, из них инвалидов I и II группы - 0,5 тыс. Основную долю трудоустроенных инвалидов составили соответственно осужденные с III группой - 1,6 тыс. человек [15].
Отсутствие работы у осужденных негативным образом сказывается на процессе их исправления, «способствует моральной деградации личности, росту количества правонарушений и совершению новых преступлений среди осужденных» [6].
По статистике за 2017 г., общее число выявленных лиц, совершивших преступления, составило 967,1 тыс. человек [7], а каждое второе преступление было совершено лицами, ранее
совершавшими преступления. Уровень рецидивной преступности среди инвалидов I и II групп превышает 20 % [12, с. 13]. Одной из причин рецидива преступлений среди этой категории осужденных считается их неспособность адаптироваться после освобождения из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе.
В свою очередь, как представляется, неспособность освободившихся из мест лишения свободы инвалидов адаптироваться в обществе в значительной степени связана с тем, что в настоящее время в исправительных учреждениях не созданы надлежащие условия для обеспечения их трудовой занятости и организации обучения (переобучения). Вместе с тем без привития и (или) закрепления профессиональных и трудовых навыков невозможно добиться снижения рецидива [14, с. 77].
На сегодняшний день, о чем свидетельствуют вышеприведенные статистические данные, доля привлекаемых к труду осужденных инвалидов является весьма небольшой, несмотря на то, что проблеме трудозанятости инвалидов в настоящее время уделяется серьезное внимание.
Распоряжением ФСИН России от 30.09.2015 № 128-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») [11] по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний.
В плане мероприятий по реализации распоряжения ФСИН России по «Дорожной карте» предусмотрено освоение на производстве видов продукции, к изготовлению которой могут привлекаться осужденные инвалиды, и создание специальных рабочих мест для их трудоустройства с учетом расстройства функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности. К 2020 году предполагается увеличить удельный вес трудоустроенных инвалидов от общего числа подлежащих привлечению к труду инвалидов, содержащихся в исправительных учреждениях, до 21 процента.
Организация труда осужденных инвалидов имеет ряд особенностей, связанных с адаптацией рабочих мест и условий выполнения трудовых обязанностей в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья.
Рабочие места инвалидов должны соответствовать требованиям к их оснащению и оборудованию, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н, а условия труда - индивидуальной программе реабилитации инвалида [10].
Согласно ст. 23 Закона № 181-ФЗ для инвалидов I и II групп должен быть установлен сокращенный режим труда (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной заработной платы. Продолжительность ежедневной работы для таких лиц не должна превышать указанных в медицинском заключении пределов. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни, в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы им не запрещены. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для инвалидов составляет не менее 30 календарных дней.
Однако, как следует из ст. 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, а для осужденных инвалидов I и II групп его продолжительность может быть увеличена до 18 рабочих дней. При этом Кодексом не определены условия, при которых продолжительность отпуска может (но не должна) быть увеличена. То есть, данное положение, являясь по существу мерой социальной защиты, адресованной осужденным инвалидам, в то же время носит фактически усмотрительный характер.
Кроме того, в данном случае мы сталкиваемся с юридической коллизией, явным противоречием между нормами ст. 104 УИК РФ и ст. 23 Закона № 181-ФЗ, регулирующими продолжительность ежегодного отпуска инвалидам I и II групп.
Разрешение этой коллизии возможно только законодательным путем. Как представляется, в статью 104 УИК РФ следует внести изменение, предусматривающее увеличение продолжительности ежегодного отпуска осужденным инвалидам I и II групп до 30 календарных дней.
Кроме того, при привлечении осужденного инвалида к труду, следует обратить внимание на рекомендованный Минтрудом России перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, который (как по условиям труда, так и предметно) охватывает практически все группы профессий [9].
Вместе с тем производственный сектор уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день не позволяет в полной мере обеспечить эффективную трудовую занятость инвалидов, поскольку для лиц данной категории, как было уже сказано выше, необходимы специально оборудованные рабочие места, нередко с техническими приспособлениями.
В настоящее время осужденных инвалидов, как правило, трудоустраивают на участках по изготовлению швейной продукции, изделий народного творчества (сувенирной продукции), а также на работах по хозяйственному обслуживанию учреждений.
Трудоустройство осужденных инвалидов по профессиям, более востребованным на рынке труда, требует создания дополнительных рабочих мест, адаптированных для этой категории лиц, и соответствующих условий труда. В то же время, чтобы трудоустроить осужденного инвалида по соответствующей профессии или специальности, конкурентоспособной на рынке труда, необходимо его сначала обучить и (или) усовершенствовать его профессиональные навыки. Статистические данные, приведенные в научном исследовании Е.М. Данилина, Н.В. Давыдовой и Д.Е. Дикопольцева [1], свидетельствуют о низком образовательном уровне осужденных инвалидов: до направления в исправительные учреждения имели среднее профессиональное образование только 28,47% осужденных инвалидов (без разбивки на группы инвалидности), 31,95% - начальное или основное общее (неполное среднее) образование.
В целях повышения уровня профессионального образования и трудовой занятости осужденных представляется целесообразным дальнейшее расширение сотрудничества с коммерческими организациями, которые, в свою очередь, также должны быть заинтересованы в профессиональной подготовке (переподготовке) осужденных инвалидов, создании специализированных рабочих мест, адаптированных для них.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 159 (1983) «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (п. 2 ст. 1) государство в лице соответствующих своих органов обязано оказывать помощь инвалидам в получении и сохранении подходящей работы, способствуя тем самым их социальной интеграции.
Очевидно, что в этих целях необходима финансовая поддержка государством тех организаций, которые осуществляют производственную деятельность с использованием труда осужденных инвалидов. На сегодняшний день предоставляемые организациям льготы недостаточно стимулируют работодателей к тому, чтобы они принимали на работу инвалидов. Нужны дополнительные льготы, которые окупили бы понесен-
ные предпринимателями финансовые расходы на организацию специализированных рабочих мест для инвалидов.
Кроме того, учитывая, что труд осужденных инвалидов I и II групп регулируется нормами трудового законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов, представляется целесообразным применение в отношении данной категории осужденных института срочного трудового договора. С этой целью в уголовно-исполнительное и трудовое законодательство следует внести необходимые изменения, которые учитывали бы особенности правового положения отбывающих лишение свободы инвалидов.
Необходимо также обратить внимание на следующее.
В соответствии со ст. 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, таких, в частности, как резервирование рабочих мест, стимулирование создания дополнительных рабочих мест, создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами абилитации, организация обучения инвалидов новым профессиям.
Вместе с тем как следует из Закона РФ от 19.04.1991 № 10321 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» осужденные к лишению свободы не подпадают ни под категорию занятых граждан, ни под категорию безработных. В то же время для законопослушных инвалидов названным Законом предусмотрены дополнительные гарантии занятости, в том числе организация профессионального обучения, переподготовки по специальным программам, создание дополнительных рабочих мест и т.д.
Для распространения данных гарантий на осужденных инвалидов I и II групп, желающих трудиться и получить соответствующую специальность или профессию, что представляется вполне разумным, в указанный Закон должны быть внесены соответствующие изменения.
Необходимо отметить, что в принципе возможен еще один способ обеспечения трудовой занятости желающих трудиться осужденных инвалидов, который затрагивает сферу предпринимательской деятельности.
Напомним, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 23) под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Уголовно-исполнительное законодательство не содержит прямого запрета на занятие осужденными к лишению свободы предпринимательской деятельностью, хотя совершенно понятно, что условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы, ограничения, обусловленные в первую очередь режимными требованиями, не просто затрудняют, а де-факто препятствуют осужденным в возможном осуществлении предпринимательской деятельности. Очевидно, что один из основных существенных признаков, характеризующих предпринимательскую деятельность, а именно ее самостоятельность, может рассматриваться лишь в качестве факультативного, и то весьма условно. Самостоятельность в принятии реше-
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
ний и осуществлении тех или иных действий, возможность оценивать риски, связанные с предпринимательской деятельностью, и др. неизбежно вступают в конфликт с реально существующими условиями лишения свободы.
Между тем следует отметить, что до середины 2004 года Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 17) было закреплено положение о том, что учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных к оплачиваемому труду в числе прочего и в форме предпринимательской деятельности. Надо полагать, что законодатель имел в виду индивидуальную трудовую деятельность.
Понятие индивидуальной трудовой деятельности ранее использовалось весьма широко. Достаточно назвать такие ныне утратившие силу законодательные акты, как Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закон РФ от 25 декабря 1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.
Так, например, в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» граждане, не привлекавшие труд наемных работников, регистрировались в качестве лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность, а предпринимательская деятельность с привлечением труда наемных работников регистрировалась уже как предприятие (ст. 2). Под индивидуальной трудовой деятельностью, в соответствии с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ст. 2), понималась общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Законом разрешалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов (изготовление изделий для продажи населению, оказание платных бытовых услуг), а также допускались другие виды деятельности, основанные на личном труде граждан и членов их семей.
Индивидуальной трудовой деятельностью могли заниматься совершеннолетние граждане, участвующие в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашние хозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и учащиеся. Осуществлялась она гражданами с использованием своего имущества либо имущества заказчика, а также имущества, полученного на основании договоров имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.
Однако в настоящее время понятие индивидуальной трудовой деятельности в федеральном законодательстве не применяется.
Несмотря на это при внесении в 2015 году изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [3] среди прочего было внесено положение о проработке модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных в учреждениях УИС.
Следует также указать и на проводимые в этом направлении научные исследования [13]. Как верно пишет Ж.Б. Оспанова [8], данный вид трудовой деятельности помимо создания дополнительных рабочих мест будет также способствовать «реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства». Для развития индивидуально-трудовой деятельности она предлагает организовать в испра-
вительных учреждениях обучение основам предпринимательства всех желающих осужденных, что несомненно важно и для осужденных инвалидов.
Таким образом, проблема, связанная с возможностью и условиями осуществления осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности, является актуальной, требует достаточно серьезной проработки на предмет возможного ее законодательного решения.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,38%.
Список литературы:
1. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 27-30 // СПС КонсультантПлюс.
2. Еремина С.Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. № 8 // СПС КонсультантПлюс.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р).
4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 2808-р) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2 (Часть II). Ст. 413.
5. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный). «КОНТРАКТ», «Волтерс Клувер». 2011 // СПС КонсультантПлюс.
6. Обернихина Е. Н., Кайсина Т. П. Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление осужденных // Молодой ученый. 2016. №18. С. 350-356.
7. Основные показатели по преступности // URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infract ion/ (дата обращения: 31.03.2018).
Оспанова Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 26. С. 105-112.
8. Постановление Минтруда России от 8.09.1993 № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. № 11.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
10. Распоряжение ФСИН России от 30.09.2015 № 128-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний» // СПС КонсультантПлюс.
11. Самофалова О. Преодолевая стереотипы и барьеры // Преступление и наказание. 2017. № 4. С. 13-15.
12. См., напр.: Грязнов С.А., Улендеева Н.И. Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века - начало XXI века) // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С. 164-166; Мамажанов К.С. К вопросу об участии в предпринимательской деятельности лиц, осужденных к лишению свободы в Кыргызской Республике // Вестник КРСУ. 2011. Том 11. № 1; Раськевич А.А. Общественно-полезный труд как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 77-84.; Сту-
палова М.А. Право на свободу предпринимательской деятельности как элемент частной жизни осужденных в местах лишения свободы // Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2009. № 2 (11). С. 177 и т.д.
13. Соколова О.В., Степанова И.Б. Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования // Lex Russica. 2015. № 1. С. 76-83.
14. URL: http://фсин.рф/structure/adaptation/ (дата обращения: 04.03.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Беловой С.Н. и Строговича Ю.Н. «О некоторых вопросах реализация права на труд осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп»
Актуальность статьи «О некоторых вопросах реализация права на труд осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп» обусловлена наличием определенных противоречий и пробелов в регулировании отношений, связанных с привлечением к труду осужденных к лишению свободы из числа инвалидов I и II групп.
В статье затронута правовая природа общественных отношений,
складывающихся в процессе привлечения к труду осужденных инвалидов I и II групп. На основе анализа законодательства, результатов некоторых научных исследований, мнений ученых и практиков авторами высказана точка зрения относительно возможности заключения с осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп срочных трудовых договоров.
Кроме того, поднят дискуссионный вопрос о возможности обеспечения трудовой занятости осужденных инвалидов посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Статья аргументирована, логически обоснована, написана грамотным юридическим языком.
Вывод: статья С.Н. Беловой и Ю.Н. Строговича «О некоторых вопросах реализация права на труд осужденными к лишению свободы инвалидами I и II групп» отвечает предъявляемым к данному классу работ требованиям и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России
доктор экономических наук, профессор
М.Н. Козин