Научная статья на тему 'Правовые аспекты привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к оплачиваемому труду'

Правовые аспекты привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к оплачиваемому труду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1091
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ / ТРУДОВАЯ КНИЖКА / УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белова С.Н., Волкова В.В.

В статье анализируется правовая природа отношений привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду, особое внимание обращается на необходимость устранения коллизий, возникающих вследствие регулирования данного процесса нормами трудового и уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of attracting to paid work convicts that are serving sentences in institutions of confinement

The article analyzes the legal nature of the relationship of attracting to paid work convicts that are serving sentences in institutions of confinement, special attention is drawn to the need to eliminate collisions arising from the regulation of this process by the norms of labor and penal legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к оплачиваемому труду»

УДК 343.823

Правовые аспекты привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к оплачиваемому труду

■ С. Н. БЕЛОВА - старший научный сотрудник организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;

В. В. ВОЛКОВА - начальник кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент

В статье анализируется правовая природа отношений привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду, особое внимание обращается на необходимость устранения коллизий, возникающих вследствие регулирования данного процесса нормами трудового и уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; трудовое право; трудовые правоотношения; привлечение осужденных к труду; трудовая книжка; учет рабочего времени.

Legal aspects of attracting to paid work convicts that are serving sentences in institutions of confinement

■ S. N. BELOVA - Senjor Researcher of the Organizational and Scientific Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD in Law;

V. V. VOLKOVA - Head of the Department of Economic Management and Production Organization in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD in Economics, Associate Professor

The article analyzes the legal nature of the relationship of attracting to paid work convicts that are serving sentences in institutions of confinement, special attention is drawn to the need to eliminate collisions arising from the regulation of this process by the norms of labor and penal legislation.

Key words: penal law; labor law; labor relation; attracting convicts to work; work record card; accounting of working hours.

В ст. 1 УИК РФ исправление осужденных названо главной целью уголовно-исполнительного законодательства, а одним из средств достижения этой цели (наряду

с режимом, воспитательной работой, образованием и профессиональным обучением, общественным воздействием) является общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ),

который помимо исправления способствует также ресоциализации и правопослушному поведению осужденных в период отбывания наказания и создает предпосылки для их успешной адаптации в обществе после освобождения1. В то же время, как справедливо отмечают И. В. Дворянсков и С. А. Злотников, если осужденные во время отбывания наказания не будут трудиться, их социализация после освобождения будет затруднена - на свободе они уже не смогут и не захотят трудиться. Соответственно, главный принцип и цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений - не будут достигнуты2. В этой связи исправительные учреждения должны создавать все необходимые условия для приобретения (восстановления) осужденными профессиональных трудовых навыков, выработки у них психологической и нравственной потребности трудиться3.

В соответствии со ст. 103 УИК РФ осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Признавая важность участия осужденных в общественно полезном труде, законодатель не определил в полной мере «механизм трудоустройства и юридически правильного оформления осужденных на оплачиваемую работу»4, что создает на практике определенные трудности и порождает судебные тяжбы5. Особенностью привлечения осужденных к труду является то, что данные отношения регулируются нормами сразу двух отраслей права: трудового и уголовно-исполнительного. Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет свободу труда как основной принцип правового регулирования трудовых отношений. В соответствии со ст. 15 данного кодекса законодатель определяет трудовые отношения как «основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции... в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором». Трудовое

законодательство полностью связывает возникновение трудовых правоотношений с добровольным соглашением сторон при свободном волеизъявлении, являющимся правообразующим юридическим фактом.

Основываясь на положении ст. 55 Конституции Российской Федерации, УИК РФ определяет, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, вследствие чего отношения осужденных с администрацией исправительного учреждения по привлечению их к труду носят специфический характер.

Во-первых, возникновение данных правоотношений не связано с заключением трудового договора. Труд для осужденного не право, а обязанность. Осужденные привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания. В этой связи они лишены права выбора работодателя, профессии, рода занятий и деятельности, что имеет место при заключении трудового договора на основании принципа свободы труда в том смысле, который отражен в ст. 2 ТК РФ6.

Требования, содержащиеся в ст. 103 и 129 УИК РФ, ст. 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 29.12.206 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»7, ст. 4, 11, 15, 16 ТК РФ, исключают возможность заключения трудовых договоров с лицами, осужденными к лишению свободы. В силу ч. 3 ст. 129 УИК РФ вопросы, связанные с приемом на работу осужденных, их увольнением, переводом на другую работу, не подпадают под правовое регулирование законодательства Российской Федерации о труде. В соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ трудовым законодательством регулируются только те условия труда осужденных, которые по своему содержанию не отличаются от условий труда свободных граждан (например, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии). Нормы уголовно-исполнительного законодательства призваны урегулировать такие условия труда осужденных, которые имеют свои особенности, обусловленные режимом отбывания наказания (например, время начала и окончания работы (смены), продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и т. п.)8.

Во-вторых, обязанность трудиться возникает в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Обще-

ственно полезный труд рассматривается уголовно-исполнительным законодательством как один из составных элементов процесса отбывания наказания и является средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ). В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Более того, невыполнение данной обязанности рассматривается законом (ч. 6 ст. 103 УИК РФ) как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, за которое к осужденному могут быть применены меры дисциплинарной и материальной ответственности.

В-третьих, в отношениях по привлечению осужденных к оплачиваемому труду отсутствуют стороны, присущие трудовым отношениям, - работник и работодатель. Согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а работником - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Осужденный к лишению свободы не вступает в трудовые отношения с работодателем.

Как было сказано выше, основанием возникновения трудовых отношений, в силу ст. 16 ТК РФ, является трудовой договор, заключаемый в соответствии с данным кодексом. Заключение трудового договора с осужденным к лишению свободы законодательством не предусмотрено. Труд осужденных является обособленной принудительной мерой исправления9. Осужденные привлекаются к труду не по собственной инициативе, поэтому они не могут рассматриваться в статусе работников с позиции норм трудового законодательства. Именно такой позиции придерживаются суды, разрешая судебные споры с участием осужденных по вопросу привлечения их к оплачиваемому труду10.

Правом добровольного участия в труде наделены в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством только инвалиды и лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет). С данными категориями осужденных, действительно, можно подумать о возможности заключения срочных трудовых договоров, но на сегодняшний день такая возможность законодательно не предусмотрена. В силу обязательности труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ) и отсутствия равноправных сторон возникающих отношений трудовые

отношения не могут возникнуть и трудовые договоры не могут быть заключены даже при наличии возможности у отдельных категорий осужденных трудиться с их личного согласия (данное исключение из общего правила не приводит к появлению новых правовых институтов, регулирующих привлечение осужденных к труду).

Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что отношения, связанные с трудом осужденных к лишению свободы, трудовыми не являются и находятся в сфере регулирования ТК РФ только опосредованно.

Вместе с тем среди ученых существуют и иные мнения на этот счет11. Так, например, Н. П. Шилова считает, что с момента фактического допуска осужденного к работе между ним и исправительным учреждением возникают именно трудовые отношения12. Аргументируя свою точку зрения, она ссылается на норму ст. 16 ТК РФ, предусматривающую в качестве одного из оснований возникновения трудовых отношений фактический допуск работника к работе, который, в свою очередь, является основанием для заключения трудового договора в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Однако, на наш взгляд, нормы трудового законодательства о фактическом допуске работника к выполнению трудовой функции как основание для заключения трудового договора не могут быть применены к лицу, осужденному к лишению свободы.

Основанием привлечения осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, к труду является сложный юридический состав, включающий в себя два факта: во-первых, приговор суда о виновности данного лица и назначении ему наказания в виде лишения свободы, во-вторых, приказ начальника исправительного учреждения о привлечении осужденного к оплачиваемому труду (с указанием размера заработной платы и конкретной должности), с которым осужденный должен быть ознакомлен под подпись. В приказе о приеме на работу в качестве основания его издания указывается ст. 103 УИК РФ. Заявления от осужденного с просьбой привлечь его к труду не требуется. Также осужденный, привлеченный к оплачиваемому труду, должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и производственной санитарии.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду, согласно ст. 104 УИК

РФ, засчитывается им в общий трудовой стаж.

При этом использование в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 104 УИК РФ) понятия «общий трудовой стаж» противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»13.

Общий трудовой стаж, на что обращают внимание ученые14, являлся основополагающим понятием для назначения пенсии по старости в утратившем на сегодняшний день силу Законе Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В настоящее время законодатель использует понятие «трудовой стаж», под которым, в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые за-считываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В целях приведения к единообразию понятийного аппарата УИК РФ считаем необходимым внести изменение в ст. 104 данного кодекса, исключив из понятия «общий трудовой стаж» слово «общий».

Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника, в силу ст. 66 ТК РФ является трудовая книжка установленного образца.

Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, также является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения (п. 2.1 Инструкции «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудо-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 г. № 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы // СЗ РФ. 2017. № 2 (Ч. II). Ст. 413.

вой стаж», утвержденной Указаниями Мин-соцзащиты России от 02.11.1992 г. № 1-94-У). В соответствии с п. 3.3 данной инструкции при освобождении осужденного из исправительного учреждения сведения карты учета о суммарном времени его работы заносятся в трудовую книжку или справку, что, по нашему мнению, противоречит ТК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»15.

Согласно ст. 66 ТК РФ и п. 4 указанного постановления в трудовую книжку должны вноситься сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Осужденные, как уже было сказано выше, не относятся к категории работников, поскольку отношения по привлечению их к труду трудовыми (применительно к ст. 15 ТК РФ) не являются.

Форма трудовой книжки не предполагает внесение записей о привлечении осужденного к труду. Информация о суммарном времени его работы в трудовую книжку занесена быть не может, так как не соответствует форме данной книжки. Подтверждением трудового стажа будет являться справка из исправительного учреждения об учете времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в трудовой стаж, и справка о среднемесячной заработной плате установленного образца для исчисления пенсии. В этой связи оформление (заведение) трудовой книжки не требуется.

Кроме того, в целях исключения неоднозначного понимания норм ст. 16, 67 ТК РФ считаем необходимым внести изменения в ст. 16 ТК РФ, добавив после слов «Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен» слова «Данное положение не распространяется на отношения по привлечению осужденных к оплачиваемому труду».

1 Sm.: Razvitie идо^по^роМе!^ sistemy (20172025 gody) : rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.12.2016 д. № 2808-г «ОЬ и^е^Г^епН КопсерсП federal'noj celevoj ргодгатту // SZ RF. 2017. № 2 (СЬ|. II). St. 413.

2 См.: Дворянсков И. В., Злотников С. А. Некоторые проблемы совершенствования исполнения наказания в виде лишения свободы в России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2. С. 71.

3 См.: Волкова В. В., Стребков Н. Н., Рассадина М. Н. и др. Актуальные проблемы привлечения к оплачиваемому труду осужденных к лишению свободы // Казанская наука. 2016. № 12. С. 26-28.

4 Корякин Е. А. Алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 82.

5 См., напр.: Определение Владимирского областного суда от 09.08.2011 г. по делу № 33-2533/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 13.02.2012 г по делу № 33-507/2013; от 13.02.2012 г. по делу № 33-510/2013 и т. п. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Еремина С. Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. № 8. С. 58-61.

7 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

8 См.: Машнина Е. В. Проблема реализации права осужденных граждан на труд в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 107.

9 См.: Определение Владимирского областного суда от

09.08.2011 г. по делу № 33-2533/2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 См., напр.: Определение Владимирского областного суда от 09.08.2011 г. по делу № 33-2533/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от

13.02.2012 г. по делу № 33-507/2013; от 13.02.2012 г. по делу № 33-510/2013 и т. п. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11 См., напр.: Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5. С. 79; Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11. С. 50.

12 См.: Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы. С. 79.

13 См.: СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831; 2013. № 52 (Ч. I). Ст. 6965.

14 См.: Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) (Бе-лянинова Ю. В.). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

15 См.: СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 3). Ст. 66.

2 Sm.: Dvorjanskov I. V., Zlotnikov S. A. Nekotorye problemy sovershenstvovanija ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody v Rossii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2017. № 2. S. 71.

3 Sm.: Volkova V. V., Strebkov N. N., Rassadina M. N. i dr. Aktual'nye problemy privlechenija k oplachivaemomu trudu osuzhdennyh k lisheniju svobody // Kazanskaja nauka. 2016. № 12. S. 26-28.

4 Korjakin E. A. Algoritm privlechenija osuzhdennyh k oplachivaemomu trudu v ispravitel'nyh uchrezhdenijah FSIN Rossii // Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. 2016. № 2 (36). S. 82.

5 Sm., napr.: Opredelenie Vladimirskogo oblastnogo suda ot 09.08.2011 g. po delu № 33-2533/2011; apelljacionnye opredelenija Orenburgskogo oblastnogo suda ot 13.02.2012 g. po delu № 33-507/2013; ot 13.02.2012 g. po delu № 33-510/2013 i t. p. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

6 Sm.: Eremina S. N. Vozmozhnost' realizacii prava na trud osuzhdennymi k lisheniju svobody // Juridicheskij mir. 2013. № 8. S. 58-61.

7 Sm.: Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 33. St. 1316.

8 Sm.: Mashnina E. V. Problema realizacii prava osuzhdennyh grazhdan na trud v mestah lishenija svobody // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 15 (153). Pravo. Vyp. 19. S. 107.

9 Sm.: Opredelenie Vladimirskogo oblastnogo suda ot 09.08.2011 g. po delu № 33-2533/2011. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

10 Sm., napr.: Opredelenie Vladimirskogo oblastnogo suda ot 09.08.2011 g. po delu № 33-2533/2011; apelljacionnye opredelenija Orenburgskogo oblastnogo suda ot 13.02.2012 g. po delu № 33-507/2013; ot 13.02.2012 g. po delu № 33-510/2013 i t. p. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

11 Sm., napr.: Shilova N. P. Osobennosti truda lic, osuzhdennyh k lisheniju svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2009. № 5. S. 79; Gubenko A. Regulirovanie truda osuzhdennyh k lisheniju svobody // Zakonnost'. 2005. № 11. S. 50.

12 Sm.: Shilova N. P. Osobennosti truda lic, osuzhdennyh k lisheniju svobody. S. 79.

13 Sm.: SZ RF. 2001. № 51. St. 4831; 2013. № 52 (Ch. I). St. 6965.

14 Sm.: Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 15.12.2001 g. № 166-FZ «O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii» (postatejnyj) (Beljanino-va Ju. V.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

15 Sm.: SZ RF. 2002. № 1 (Ch. 3). St. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.