УДК 331:343.9 ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КОРЯКИН,
ББК 65. 292.91-64 кандидат экономических наук,
К70 докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ ИЗ ЧИСЛА ТРУДОУСТРОЕННОГО СПЕЦКОНТИНГЕНТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ
Реферат: осужденные, привлекаемые в исправительных учреждениях ФСИН России к оплачиваемому труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию и имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца на общих основаниях. В силу этого администрация исправительного учреждения обязана оформить либо восстановить трудоустраиваемым осужденным недостающие документы, в частности страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Работодателю также необходимо отчислять обязательные платежи (страховые взносы) в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с тем с 2011 г. у страхователей отсутствует обязанность представлять отчетность в Фонд обязательного медицинского страхования.
Акцентируется внимание на исполнителях, перечне документов и сроках оформления и получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, по состоянию на 2014 г. приводятся отчетные периоды для представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета. Анализу подвергается проблема, возникающая в работе бухгалтерских служб исправительных учреждений ФСИН России, связанная с невозможностью зачисления суммы страховых взносов непосредственно на лицевой счет осужденного из-за отсутствия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Приводится возможный способ формирования данных при неполной уплате взносов.
Ключевые слова: труд осужденных, социальное страхование осужденных, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Законодатель рассматривает труд как одно из основных средств исправления осужденных, средства содействия достижению целей наказания. Четвертый раздел распоряжения Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» направлен на повышение экономической эффективности труда осужденных.
Начиная с федерального бюджета на 2014-2016 годы, бюджетные ассигнования, предусмотренные на содержание федеральных органов исполнительной власти, утверждаются в разрезе государственных программ Российской Федерации.
В апреле 2014 г. была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Юстиция». Федеральная служба исполнения наказаний является соисполнителем государственной программы «Юстиция» в части подпрограммы «Регулирование государственной политики в сфере ис-
полнения уголовных наказаний» и Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)».
Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм [1, с. 104]. Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест [2, с. 31; 3, с. 43].
Привлеченные к труду осужденные подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечи-
ваются пособиями по беременности и родам [4]. Отметим, что осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца на общих основаниях. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба.
Первоочередному трудоустройству подлежат осужденные, не имеющие медицинских противопоказаний и имеющие судебные иски по возмещению материального ущерба. Приказом начальника исправительного учреждения осужденный назначается на должность с учетом имеющихся в личном деле документов (удостоверяющих личность, об образовании, о профессиях, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, полиса обязательного медицинского страхования, индивидуального номера налогоплательщика и др.). В случаях поступления осужденного в исправительную колонию без перечисленных документов администрация обязана принять меры по их оформлению либо восстановлению.
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - это документ, который содержит страховой номер физического лица, дату его регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) и некоторые анкетные данные [5, с. 10]. Оно необходимо для оформления работодателем ежемесячных обязательных платежей (страховых взносов) в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, а также федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
При привлечении осужденного к оплачиваемому труду для перечисления страховых взносов необходимо предъявить в бухгалтерию учреждения страховое свидетельство, однако в определенных ситуациях оформить его для осужденного следует работодателю:
- если осужденный к лишению свободы не зарегистрирован в Пенсионном фонде и не имеет страхового свидетельства;
- при утрате осужденным страхового свидетельства и необходимости его восстановления;
- при изменении данных осужденного и необходимости замены страхового свидетельства.
Трудовым кодексом Российской Федерации не установлены сроки для оформления страхового свидетельства работодателем. Этот срок указан только в п. 9 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования [6] и составляет две недели с момента трудоустройства.
В исправительном учреждении оформлением страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (страхового номера индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования) занимается группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Процедура регистрации и получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования установлена Инструкцией.
Чтобы впервые оформить страховое свидетельство для осужденного к лишению свободы, администрация исправительного учреждения должна подать в территориальное отделение Пенсионного фонда следующие документы [5]:
- заявление в произвольной форме от осужденного о выдаче свидетельства;
- анкету застрахованного лица (форма АДВ-1);
- опись передаваемых документов (форма АДВ-6-1).
Эти документы учреждение должно передать в
Пенсионный фонд в течение двух недель с момента трудоустройства нового работника. В свою очередь, территориальное отделение Фонда в трехнедельный срок с момента их получения обязано открыть физическому лицу (осужденному) индивидуальный лицевой счет, оформить страховое свидетельство и направить его в исправительное учреждение вместе с сопроводительной ведомостью.
Об оформлении страхового свидетельства учреждение должно известить осужденного в течение недели после его получения. Причем он должен расписаться в сопроводительной ведомости, которую необходимо переслать обратно в свое отделение Пенсионного фонда в месячный срок [6].
Анкета застрахованного лица заполняется группой соцзащиты и учета трудового стажа осужденных на основании документа, удостоверяющего личность. Анкета застрахованного лица (форма АДВ-1) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда от 31 июля 2006 г. № 192п. Одновременно с анкетой администрация исправительного учреждения должна представить в территориальный орган Пенсионного фонда копию документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, следовательно, и внесение сведений в индивидуальный (персонифицированный) учет, а также зачисление страховых взносов Пенсионным фондом на индивидуальный лицевой счет осужденного напрямую зависит от наличия документа, удостоверяющего его личность.
Пенсионный фонд и его территориальные отделения ведут индивидуальный (персонифицированный) учет информации о каждом застрахованном физическом лице, [5] в частности, о страховом ста-
же, заработке, размере уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование. Основной целью является обеспечение права на получение трудовой пенсии.
Отметим, что с 2011 г. персонифицированный учет организован также в системе обязательного медицинского страхования, а порядок его ведения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н. Однако у страхователей никаких обязанностей в связи с этим не возникает. В частности, они не обязаны представлять в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) какую-либо отчетность для целей персонифицированного учета. Сведения о застрахованных лицах, необходимые для обязательного медицинского страхования, ФОМС получает от органов Пенсионного фонда.
В 2014 г. для представления сведений установлены четыре отчетных периода: I квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. При этом сведения индивидуального персонифицированного учета представляются в органы Пенсионного фонда ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом [5]. При этом информация об уплаченных взносах представляется согласно данным бухгалтерского учета, а о страховом стаже осужденных - на основании документов кадрового учета.
На основе полученных в ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России эмпирических данных можно сделать вывод о возникающих по причине отсутствия постоянного страхового номера индивидуального лицевого счета проблемах трудоустройства осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.
Практика складывается таким образом, что сначала осужденному готовят страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а затем оформляют приказом на должность. Попробуем разобраться, почему так происходит?
Администрация исправительного учреждения в установленных Пенсионным фондом в электронном виде обязана представить на работающих осужденных сведения о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Страховые взносы администрацией учреждения начисляются и перечисляются в Пенсионный фонд, однако на период оформления страхового
свидетельства обязательного пенсионного страхования не зачисляются на лицевые счета тех, информация в отношении которых отсутствует.
Следует отметить, что Инструкция не дает разъяснений, как сформировать данные при неполной уплате взносов. Уплата взносов производится в целом по учреждению, а в формах персонифицированного учета она отражается по каждому застрахованному лицу отдельно. Полагаем, что в этом случае нужно из суммы начисленных страховых взносов в целом по учреждению выделять и учитывать сумму взносов по трудоустроенным работникам, в отношении которых осуществляется процедура оформления и выдачи страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
В случае получения спецконтингентом страхового свидетельства в следующем квартале администрации исправительного учреждения необходимо внести соответствующие корректировки в сведения индивидуального (персонифицированного) учета предыдущего отчетного периода.
Законодательством установлен порядок заполнения и представления форм персонифицированного учета в случае выявления ошибок в ранее представленных сведениях. Корректирующие сведения подаются по формам, действовавшим в корректируемом периоде. Корректирующие и изменяющие сведения необходимо подавать одновременно с представлением исходных документов за период, в котором выявлены ошибки.
Если исправительным учреждением доначислены страховые взносы за предшествующие отчетные периоды, в разделе «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях» формы АДВ-6-2 нужно указать сумму доначислений, отраженной в Расчете по форме РСВ-1 (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 08-26/5320).
Как только учреждение представит в орган Пенсионного фонда отчетность, отражающую внесенные корректировки, он проведет камеральную проверку. Только после завершения проверки учреждению следует составлять корректирующую форму СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2. В форме АДВ-6-2 учреждение укажет сумму корректировки, которая будет учтена в прошедшей камеральную проверку форме РСВ-1 Пенсионного фонда (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 08-26/5404).
Сумму начислений можно скорректировать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Бывает, что территориальное отделение Пенсионного фонда находит ошибки в представленных документах и возвращает документы страхователю. Фонд не вправе вносить в лицевые счета дан-
ные документов, которые оформлены с нарушениями. В таких случаях в течение двух недель после уведомления об ошибках учреждение должно представить в Пенсионный фонд уточненные сведения [6]. Фонд также вправе направить страхователю запрос с требованием представить сведения, подтверждающие, в частности, начисление и уплату взносов, стаж работников. Такие документы должны быть представлены в срок, указанный в запросе.
Несмотря на то что законодательно не установлена ответственность за нарушение работодателем сроков оформления свидетельства, несвоевременное оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования может негативно сказаться на итогах сдачи такой отчетности. Если при подаче данных персонифицированного учета выяснится, что в сведениях о работнике отсутствует страховое свидетельство, то такая отчетность не будет принята органом Пенсионного фонда. За нарушение сроков сдачи персонифицированной отчетности предусмотрена ответственность по ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в размере 5 % от суммы начисленных взносов за отчетный квартал, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 1000 руб., поэтому
своевременное оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осужденному позволит администрации исправительных учреждений ФСИН России сдать отчетность вовремя и без штрафных санкций.
Кроме того, учитывая, что работодатель согласно Трудовому кодексу Российской Федерации обязательно оформляет страховое свидетельство, отсутствие такого документа у работника может быть расценено как нарушение законодательства о труде. Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за подобные нарушения может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Таким образом, работодатель обязан оформить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования своевременно, чтобы в срок представить отчетность в Пенсионный фонд и не нарушить требования законодательства Российской Федерации.
Действующее законодательство не запрещает администрации исправительного учреждения трудоустраивать осужденных, не имеющих необходимых документов, но вместе с тем присутствует риск наложения штрафов на страхователя за непредставление сведений персонифицированного учета.
Список литературы
1. Бармашов В. И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С.103-105.
2. Епанешников В. С., Комбаров Р. В. Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 31-34.
3. Мухтарова Ю. Ш. Организация трудовой деятельности осужденных - основа воспитательной работы // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2. С. 43.
4. О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 окт. 2001 г. № 727 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 43. Ст. 4106.
5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : федер. закон от 1 апр. 1996 г. № 27-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 14. Ст. 1401.
6. Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования : приказ Мин-здравсоцразвития России от 14 дек. 2009 г. № 987н.
EVGENIY ANATOL'EVICH KORIAKIN,
phd in economic, applicant for a doctoral degree (Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
THE PROBLEM POINTS ARISING WITH MAINTAINING OF THE INDIVIDUAL (PERSONIFIED) ACCOUNTING OF DATA ON THE INSURED PERSONS FROM AMONG THE EMPLOYED SPECIAL SQUADS IN CORRECTIONAL FACILITIES
OF THE FPS OF RUSSIA
Annotation: convicted, brought to a paid labour in correctional facilities of the FPS of Russia are subject to obligatory state social insurance and have the right for the state provision of pensions, at disability, loss of the breadwinner on a common basis. Thereby this fact the administration of correctional facility is obliged to issue or restore missing documents, in particular the insurance certificate of obligatory pension insurance. The employer is obliged also to deduct compulsory payment (insurance payment) in the Pension fund of the Russian Federation, Social insurance fund, federal and territorial funds of obligatory medical insurance. At the same time since 2011 insurers have no duty to present the accounts to Fund of obligatory medical insurance.
The author draws our attention to performers, the list of documents and terms of registration and obtaining the insurance certificate of obligatory pension insurance, as of 2014 he brings the reporting periods for presentation of data of the individual personified account to authorities of Pension Fund of the Russian Federation. In this article the author touches a problem arising in work of accounting services of correctional facilities of the FPS of Russia, connected with impossibility of transfer of the sum of insurance payment directly for personal account of the convicted due to the lack of the insurance certificate. The author brings the possible way of formation of data in case of incomplete payment of fees.
Key words: work of convicted, social insurance of convicted, the insurance certificate of obligatory pension insurance.
References
1. Barmashov V. I. Ispol'zovanie intellektual'nogo potenciala osuzhdennyh k lisheniju svobody v celjah sovershenstvovanija ih trudovoj adaptacii [The use of the intellectual potential of the convicted persons to deprivation of liberty in order to improve their labour adaptation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, p. 103-105.
2. Epaneshnikov V. S., Kombarov R. V. Problemy realizatsii prava na trud osuzhdennykh k ogranicheniiu svobody [Problems of the right to work for people sentenced to liberty restraint]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo -Penal law, 2014, no. 1, p. 31-34.
3. Mukhtarova Yu. Sh. Sovremennye problem privlecheniia osuzhdennyh k trudu v kontekste realizatsii prin-zipa spravedlivosti v deiatel'nosti UIS [Organization of labour activity of convicted persons as a basis for educational work]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2013, no. 2, p. 43.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 oktjabrja 2001 g. № 727 «O porjadke obespechenija posobijami po objazatel'nomu gosudarstvennomu social'nomu strahovaniju osuzhdennyh k lisheniju svobody lic, privlechennyh k oplachivaemomu trudu» [The resolution of the Government of the Russian Federation from October 15th, 2001, № 727 «About an order of providing with grants on obligatory state social insurance of convicted persons brought to a paid labour in correctional facilities »]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Russian Federation Code, 2001, no. 43, art. 4106.
5. Federal'nyj zakon ot 1 aprelja 1996 g. № 27-FZ «Ob individual'nom (personificirovannom) uchete v sisteme objazatel'nogo pensionnogo strahovanija» [The federal law from April, 1st, 1996, № 27-FZ «About the individual (personified) account in system of obligatory pension insurance »]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Russian Federation Code, 1996, no. 14, art. 1401.
6. Prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii ot 14 dekabrja 2009 g. № 987n «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke vedenija individual'nogo (personificirovannogo) ucheta svedenij o zastrahovannyh licah dlja celej objazatel'nogo pensionnogo strahovanija» [The order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 14th December, 2009, № 987n «About the approval of the Instruction about an order of maintaining the individual (personified) accounting of data on the insured persons for mandatory pension insurance]. Unpublished.