Научная статья на тему 'Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования'

Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1815
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / CONVICTS'' LABOUR / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ТРУДА / VOLUNTARY CHARACTER OF LABOUR / ПРИБЫЛЬНОСТЬ ТРУДА / PROFITABILITY OF LABOUR / ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / EMPLOYMENT OF CONVICTS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / PRODUCTION OF PENITENTIARY FACILITIES / REHABILITATION OF CONVICTS / SOLE TRADING OF CONVICTS / DEPRIVATION OF FREEDOM / PENITENTIARY FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Ольга Владимировна, Степанова Ирина Борисовна

Предметом исследования является система общественных отношений по исполнению лишения свободы в связи с обеспеченностью трудовой занятости осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Несмотря на установленный Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. явный приоритет социальной и психологической работы, значение труда как одного из средств исправления осужденных к лишению свободы оценивается довольно высоко. На сегодняшний день наибольшее внимание привлечено к проблеме создания новых принципов и подходов к исправлению осужденных, что незаслуженно отодвинуло на второй план вопросы законодательного регулирования привлечения их к труду, в том числе индивидуальной предпринимательской деятельности. Приводятся данные исследования, проведенного авторами статьи на базе четырех колоний Ивановской области, позволяющие получить некоторое представление о результатах исправительного процесса. Условия индивидуальной трудовой занятости осужденных, выработанные два десятилетия назад федеральными органами исполнительной власти, соотносятся с современными законодательными положениями и теоретическими представлениями. Предлагается внести изменения в ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также в ст. 1, 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; разработать новую инструкцию, регламентирующую организацию индивидуальной трудовой деятельности на территории исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor as one of the means of convicts'' rehabilitation: legislative regulatory problems

The subject of the research is the system of social relations in terms of employment of convicts serving their sentence in penitentiary facilities. Despite the evident preeminence of social and psychological work set out by the Concept of the development of the penitentiary system in the period till 2020, one should not underestimate the significance of labour as one of the correctional means applied towards the convicts. At present most attention is paid to the problem of elaborating new principles and approaches to the rehabilitation of convicts which has led to the inappropriate underestimation of the concept of their employment regulated by the legislation including the employment of convicts as sole traders. There have been presented the data of the research performed by the authors on the basis of four correctional institutions of Ivanovo region which enable to get an idea about the results of the rehabilitative process. The conditions of sole trading of the convicts worked out two decades ago by federal executive bodies correlate with the current legislative provisions and theoretical notions. The authors come out with the proposal to introduce alterations to Article 103 of the Penal Code of the Russian Federation and also to Articles 1, 17 of the Law «Regarding penitentiary facilities used for rehabilitation of criminal convicts»; to elaborate a new instruction regulating the organization of sole trading on the territory of penitentiary facilities.

Текст научной работы на тему «Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования»

О.В. Соколова*, И.Б. Степанова**

ТРУД КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Предметом исследования является система общественных отношений по исполнению лишения свободы в связи с обеспеченностью трудовой занятости осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Несмотря на установленный Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. явный приоритет социальной и психологической работы, значение труда как одного из средств исправления осужденных к лишению свободы оценивается довольно высоко. На сегодняшний день наибольшее внимание привлечено к проблеме создания новых принципов и подходов к исправлению осужденных, что незаслуженно отодвинуло на второй план вопросы законодательного регулирования привлечения их к труду, в том числе индивидуальной предпринимательской деятельности. Приводятся данные исследования, проведенного авторами статьи на базе четырех колоний Ивановской области, позволяющие получить некоторое представление о результатах исправительного процесса. Условия индивидуальной трудовой занятости осужденных, выработанные два десятилетия назад федеральными органами исполнительной власти, соотносятся с современными законодательными положениями и теоретическими представлениями. Предлагается внести изменения в ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также в ст. 1, 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; разработать новую инструкцию, регламентирующую организацию индивидуальной трудовой деятельности на территории исправительных учреждений.

Ключевые слова: исправление осужденных, индивидуальная трудовая деятельность, труд осужденных, лишение свободы, трудовой потенциал, добровольность труда, прибыльность труда, занятость осужденных, исправительные учреждения, производство исправительных учреждений.

Вопрос о содержании цели исправления и о возможности ее достижения, особенно при исполнении наказания в виде лишения свободы, является одним из наиболее дискуссионных в теории уголовного и уголовно-исполнительного права. В научной литературе все чаще звучит идея о том, что исправление осужденного — это лишь благое пожелание законодателя, которое практически никогда не реализуется. Статистика

рецидива преступлений, к сожалению, подтверждает истинность подобных суждений. В 2013 г. в Российской Федерации 34,2 % преступлений совершены ранее судимыми лицами1.

1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 г. М.: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ, 2014. С. 38. URL: http://mvd.ru/upload/site1/ document_file/H8NGnfdiEy.pdf (последнее обращение — 7 апреля 2014 г.).

© Соколова О.В., 2015

* Соколова Ольга Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Ивановского государственного университета. [olgasokolova.067@mail.ru]

153002, Россия, г. Иваново, Посадский переулок, д. 8, корп. 8. © Степанова И.Б., 2015

** Степанова Ирина Борисовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Ивановского государственного университета. [kiddy2006@yandex.ru]

153002, Россия, г. Иваново, Посадский переулок, д. 8, корп. 8.

Некоторое представление о результатах исправительного процесса можно получить, проанализировав ответы осужденных на вопрос о возможности совершения ими новых преступлений после освобождения от отбывания наказания. В ходе эмпирического исследования, проведенного авторами настоящей статьи на базе четырех исправительных колоний общего режима, расположенных на территории Ивановской области, 65 % (из 200 опрошенных) осужденных ответили, что не совершат новых преступлений после освобождения. Однако лишь 11 % из них мотивировали это тем, что совершение преступлений противоречит их изменившимся взглядам и убеждениям, остальные указывали на другие причины: «нежелание огорчать родственников» (26 %), «отсутствие объективной необходимости в совершении преступлений» (20 %) и т.д. Свои ближайшие перспективы оценивали неопределенно 18 % осужденных, отмечая, что не совершат новых преступлений лишь при условии трудоустройства, получения образования, устройства личной жизни, разрешения жилищного вопроса после освобождения. 12 % осужденных живут по принципу «от сумы да тюрьмы не зарекайся», а потому у них вообще отсутствует какая бы то ни было уверенность в завтрашнем дне. И, наконец, 5 % лиц, отбывающих лишение свободы, в категоричной форме ответили, что совершат новое преступление после освобождения. Результаты проведенного исследования позволяют сделать далеко не утешительный вывод о том, что по-настоящему исправившимися или исправляющимися можно считать только 11 % опрошенных нами лиц. А это означает, что эффективность наказания в виде лишения свободы для реализации цели исправления осужденных на сегодняшний день минимальна. Большинство опрошенных нами осужденных (63 %) убеждены, что достичь цели исправления в колонии невозможно.

У персонала исправительных учреждений иное мнение: 95 % из опрошенных нами начальников отрядов, сотрудников отделов воспитательной работы, психологических лабораторий допускают возможность достижения указанной цели. 60% служащих исправительных колоний наиболее эффективным средством исправления осужденных считают воспитательную работу, которая направлена на формирование у лиц, отбывающих наказание, элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, существующим в нем правилам поведения, к труду и его результатам, к закону. Наиболее результативной формой такой работы 86 % сотрудников назвали индивидуальную воспитательную работу. Однако, заметим, что лишь 29 % осужденных, отвечая на вопрос о том, как часто с ними проводится такая работа,

указали на ее регулярный характер. 1/3 опрошенных утверждают, что индивидуальные воспитательные мероприятия проводились с ними эпизодически, а еще 11 осужденных вовсе отрицают факт проведения в ними такой работы. По-видимому, на сегодняшний день индивидуальная воспитательная работа не носит системного характера, что позволяет поставить под сомнение эффективность ее осуществления.

Именно за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в исправительных учреждениях разработчики Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. от 14.10.2010 г. намереваются достичь одной из ее основных целей — сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. В качестве задачи, способствующей достижению данной цели, определено изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе2. Тем самым, по замечанию Т.Ф. Минязевой, было заявлено о смещении акцента с исправления осужденных трудом на их социальную реабилитацию3.

Означает ли это, что разработчики Концепции весьма сдержанно оценивают воспитательный потенциал труда в исправительных учреждениях? Заметим, что в ходе проведенного нами опроса персонала колоний общего режима лишь 49 % из них в качестве наиболее эффективного средства исправления осужденных назвали общественно-полезный труд. Другая половина сотрудников полагает, что принуждение к низкооплачиваемому труду отнюдь не способствует «выработке рефлексов правильного поведения».

По мнению Т.Ф. Минязевой, разработчики Концепции понимали, что такое средство, способствующее сокращению рецидива, как психолого-педагогическая работа, окажется бездейственным, если на его основе не будет обеспечена трудовая занятость и профессиональная подготовка осужденных4. Не стоит забывать также о том, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы сокращение рецидива видится и за счет постпенитенциарной реабилитации осужденных, которая без привития или закрепления трудовых навыков в принципе немыслима. Поэтому, на наш взгляд, нельзя утверждать о снижении роли труда как одного

2 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

3 Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. // Российская юстиция. 2013. № 3. С. 31-33.

4 Там же.

из средств исправления осужденных. Остается только заметить, что задействовать весь потенциал данного средства исправления не удается ни одному исправительному учреждению: обеспечение трудовой занятости осужденных для большинства исправительных колоний остается проблематичным.

В 2012 г. в Российской Федерации на базе реорганизованных предприятий осуществляли деятельность 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских, обеспечивающих профессиональное обучение и трудовую занятость осужденных. На оплачиваемых работах было трудоустроено 215,5 тыс. осужденных (в 2011 г. — 214,8 тыс. человек), в том числе на производстве — 158,7 тыс. человек, на работах по хозобслуживанию исправительных учреждений — 56,8 тыс. человек. В целом же вывод осужденных на оплачиваемые работы составил лишь 35,2 % от их среднесписочной численности (в 2011 г. — 31,7 %). Средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях УИС составил 169,3 руб. (2011 г. — 165,79 руб.)5.

Среди опрошенных нами лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Ивановской области, 63 % были привлечены к оплачиваемому труду. Это неплохой показатель с учетом приведенных выше данных. 32 % осужденных в ходе анкетирования указали, что прошли профессиональное обучение в исправительном учреждении, однако более половины из них не связывают свою дальнейшую трудовую деятельность с полученной в колонии профессией. Профессиональное обучение в исправительном учреждении в основном ориентировано на подготовку специалистов для собственного производства и зачастую не учитывает потребностей рынка труда в стране, регионе и уж тем более желание конкретного осужденного. Поэтому на сегодняшний день вклад профессионального обучения в ре-социализацию осужденных, на наш взгляд, весьма скромен.

В этой связи следует положительно оценить разрабатываемые федеральными органами власти программы, направленные на регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. В частности, государственная программа РФ «Юстиция», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р, переориентирует производственный потенциал уголовно-исполнительной системы на решение в первую очередь социальных задач — на восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их по-

следующей адаптации в обществе. В результате реализации программы в 2020 г. доля осужденных, освободившихся из мест лишения свободы без профессии (специальности), не должна будет превышать 8,6 %.

В 2011-2012 учебном году в 333 профессиональных училищах ФСИН России и 302 их обособленных структурных подразделениях, а также непосредственно на производстве исправительных учреждений обучено рабочим профессиям 158,2 тыс. осужденных (102,7 % к 2011 г., 154 тыс. человек), в том числе в училищах — 110,33 тыс. осужденных (103,5 % к 2011 г., 106,58 тыс. человек), на рабочих местах учреждений — 46,1 тыс. осужденных (101,5 % к 2011 г.; 45,4 тыс. человек)6.

В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается не только разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции, обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы, создание дополнительных рабочих мест, но и определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях; осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан. Планируется разрабатывать программы профессиональной подготовки осужденных с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций.

Разработчики Концепции развития уголовно-исполнительной системы и различных государственных программ (таких, например, как «Юстиция») оценивают и те негативные характеристики производственной сферы исправительных учреждений, которые усложняют и тормозят реализацию мероприятий по совершенствованию деятельности промышленного сектора: отказ потенциальных потребителей в первую очередь из числа государственных и муниципальных заказчиков, от размещения заказов на производство

5 Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р «Об утверждении государственной программы РФ «Юстиция»» // Российская газета. № 77. 10.04.2013.

6 Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р «Об утверждении государственной программы РФ «Юстиция»» // Российская газета. № 77. 10.04.2013.

продукции, выполнение работ, оказание услуг в исправительных учреждениях; техническое оснащение производства основывается на отечественном низкопроизводительном оборудовании с высоким процентом износа; стоимость создания одного рабочего места — 1,1 млн руб.; большинство сельхозпроизводителей ФСИН России являются бюджетными организациями и не могут получать субсидии на производимую сельхозпродукцию, привлекать кредитные ресурсы для технического переоснащения производств и обновления парка машин и механизмов; недостаточная штатная численность педагогических работников училищ сказывается на полноценной системе начального профессионального образования и профессиональной подготовке осужденных.

Решение данных проблем видится в первую очередь в финансировании уголовно-исполнительной системы, в выделении дополнительных материальных средств для реализации тех или иных мероприятий, обозначенных программой по регулированию государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Но, на наш взгляд, выполнение государственных программ, концепций немыслимо без серьезной работы по формированию законодательной базы, по внесению изменений в ныне действующее законодательство. Своевременное обновление нормативных правовых актов позволит в ходе модернизации уголовно-исполнительной системы не нарушить права участников правоотношений, избежать пробелов и противоречий в законодательном регулировании. Разработчики программы «Юстиция», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2013, заинтересованы «в обеспечении работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью». Несомненно, что такие гарантии должны иметь законодательную основу, но, к сожалению, на сегодняшний день вопросы нормативного регулирования трудовой деятельности ушли на второй план. Хотя, как нам видится, назрела необходимость внесения изменений в гл. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ряда нормативных правовых актов, регламентирующих труд осужденных к лишению свободы.

В связи с предполагаемым в будущем отказом от такой разновидности учреждений, как исправительная колония, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. ориентирует исполнительные органы власти на создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения. Так, предполагается расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями; разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в ус-

ловиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости.

Индивидуальная форма трудовой занятости осужденных не является новой для уголовно-исполнительного законодательства: ст. 37 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (в ред. Закона РФ от 12 июня 1992 г. № 2988-1) разрешала занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Данное положение было впоследствии перенесено и в первоначальную редакцию ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Организация индивидуальной трудовой деятельности в местах лишения свободы регламентировалась соответствующей Инструкцией МВД, Министерства труда и Министерства социальной защиты населения (о которой будет сказано несколько ниже).

Мнения ученых о предпринимательской деятельности осужденных к лишению свободы разделились. Например, А.И. Зубков констатировал, что «подобная форма трудовой деятельности осужденных ... не привилась»7. Причинами, препятствующими развитию такой формы занятости, назывались: кризисное состояние экономики, отсутствие у осужденных необходимых средств, слабая информированность осужденных и администрации о существующих возможностях, отсутствие в ряде случаев необходимого уровня доверия и «баланса интересов» осужденных и администрации, нежелание администрации возлагать на себя дополнительные обязанности и ответственность, несовершенство законодательной и подзаконной базы8.

В свою очередь, И.В. Шмаров отмечал «перспективность развития именно такой формы трудоиспользования осужденных; при определенных условиях она может быть довольно эффективной»9. Ж.Б. Оспанова, ссылаясь на литературу 90-х гг. прошлого столетия, указывала, что ученые связывали перспективы развития индивидуальной трудовой деятельности осужденных с отдельными видами творчества, прикладного искусства, оказанием бытовых услуг населению; ими высказывались предложения о том, чтобы отказаться в местах лишения свободы от малоквалифицированного, тяжелого труда в пользу развития промыслов, т.к. они делают труд творческим, иными словами воспитательным трудом. При этом, подчеркивает Ж.Б. Оспанова, авторы

7 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / В.М. Анисимков, В.В. Базунов, Н.И. Брез-гин и др.; под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. 528 с. // СПС «КонсультантПлюс».

8 Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть / Уткин В.А. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. С. 103.

9 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / под общ. ред. С.В. Степашина. 2-е изд., перераб., и доп. М.: Юрист, 1999. С. 372.

исходили из того, что многие изделия осужденных отвечают самому изысканному вкусу. В их поделках много выдумки, неожиданных решений, мастерства10. Исследователи отмечают, что предоставление возможности осужденным заниматься предпринимательской деятельностью не только создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства11. Так, например, в 1993 г. были зарегистрированы два предприятия без образования юридического лица, занимавшиеся изготовлением моделей кораблей для коллекционеров12.

Не разрешил эти споры и законодатель, исключив в 2007 г. из ч. 1 ст. 103 УИК РФ положение о предоставляемой осужденным возможности занятия индивидуальной трудовой деятельностью13. Как уже указывалось нами ранее, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г., утвержденной федеральный органом исполнительной власти в 2010 г., вновь упоминается данная форма занятости осужденных. Обращает на себя внимание тот факт, что уже к IV кварталу 2013 г. Правительство РФ планировало разработать новые принципы привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости (Об утверждении государственной программы РФ «Юстиция»: Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р). В этой связи решение вопроса о законодательном закреплении норм об организации индивидуальной формы труда осужденных видится нам вполне закономерным шагом.

Нормативная база должна учитывать специфику предпринимательской деятельности осужденных к лишению свободы, в частности такие ее характеристики, как опосредованность участия осужденного в экономических рыночных отношениях, ограниченность в выборе сфер деятельности и инициативность труда (в контексте правового статуса осужденного эта характери-

стика может также именоваться как добровольность труда).

Идея самостоятельности предпринимательской деятельности осужденных противоположна режиму лишения свободы14. Организация такой деятельности без содействия администрации исправительного учреждения не представляется возможной. В ранее действовавшей Инструкции о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 1993 г. (далее — Инструкция о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных 1993 г.) упоминалось о содействии администрации в получении осужденными необходимых данных для проведения расчетов и обоснований, в регистрации утвержденных учредительных документов в установленном законом порядке, в сохранности документов и имущества товарищества15.

Сфера деятельности осужденных в смысле реализации своих предпринимательских способностей является, по мнению исследователей, ограниченной кустарным или мелкотоварным производством. Это связано с тем, что само производство должно быть организовано на территории исправительных учреждений (в Концепции уголовно-исполнительной системы до 2020 г. речь идет о тюремных условиях изоляции).

Если рассматривать ограниченность предпринимательских прав осужденных в контексте ранее действовавшей Инструкции о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных 1993 г., то она была также обусловлена рядом законодательных условий: осужденный к лишению свободы должен был иметь возможность 1) возместить затраты, связанные с осуществлением данной деятельности; 2) получать прибыль не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда16. Последнее из указанных требований не распространялось на осужденных, которым было разрешено трудиться по их желанию, например инвалидов; лиц мужского пола, достигших 60-летнего возраста; женщин, достигших 55-летнего возраста).

10 Оспанова Ж. Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI междунар. заоч. науч.-практ. конф. (03 июля 2013 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. С. 105-113.

11 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / под общ. ред. С.В. Степашина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1999. С. 370-371; Родионова М.А. Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби. Изд-во «Проспект», 2005. С. 145.

12 Официальный сайт деловой газеты «Известия». Репортаж Ю. Снегирева от 9 июля 2007. URL: http://izvestia.ru/ news/326409 (последнее обращение — 25 марта 2014 г.).

13 Федеральный закон от 06.06.2007 № 91-ФЗ «О внесении

изменений в ст. 103 и 141 Уголовно-исполнительного ко-

декса РФ и Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол-

няющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» //

Российская газета. № 123. 09.06.2007.

14 Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М.: Проспект, 2009. 432 с. // СПС «КонсультантПлюс».

15 Инструкции о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, 1993. Приложение к приказу МВД России от 30 ноября 1993 г. № 517 (БНА, 1994, № 4) // Уголовно-исполнительный кодекс РФ с постатейными материалами / сост. А.С. Михлин, В.А. Казакова, Е.Ю. Панкратьева; под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2003. С. 494.

16 Машнина Е.В. Проблема реализации права осужденных граждан на труд в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 109.

Что касается возмещения затрат (затрат на производство, приобретение и (или) реализацию товаров, работ или услуг; на транспортировку, хранение, страхование и прочее, указанное, например, в ст. 40 Налогового кодекса РФ17), то данное требование следует признать приемлемым и необходимым. Оно позволяет гарантировать систематичность осуществляемой деятельности и стабильность самого производства.

Обращает на себя внимание указание на такую характеристику индивидуального труда осужденного, как его прибыльность. Само понятие прибыли означает полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 Налогового кодекса, часть вторая): заработной платы тех осужденных, которые привлечены к производственной деятельности, закупки сырья и прочих затрат. Согласно действующему законодательству интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда (ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-118). Но данное положение расходится с гражданским законодательством. Следует отметить, что предпринимательская деятельность осужденных ранее могла осуществляться в форме товариществ с ограниченной ответственностью (с учетом современного законодательства — обществ с ограниченной ответственностью). Устав данного общества определяет, в том числе, и порядок распределения расходов и прибыли между учредителями19. Следовательно, прибыль осужденного, являющегося одним из учредителей, будет являться той суммой, из которой будут осуществляться соответствующие удержания (расходы по содержанию осужденного и пр.).

Следует учесть и тот факт, что одним из основных условий, с соблюдением которого связывается возникновение возможности для осужденных заниматься предпринимательской деятельностью, определяется желание осужденных заниматься такой деятельностью. В данном случае важна инициатива самого осужденного, который обладает соответствующими трудовыми навыками и предпринимательскими способностями. Нельзя, конечно, исключать и инициативу администрации исправительного учрежде-

17 Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014) // Российская газета. № 295. 30.12.2013.

18 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 25.11.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316; Российская газета. № 267. 27.11.2013.

19 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Российская газета. № 30. 17.02.1998; Российская газета. № 303. 31.12.2012.

ния. Поскольку оценить «трудовой потенциал»20 осужденного можно, например, после его привлечения к курсу обучения, позволяющего выявить его профессиональные наклонности, а также составить представление о правовых и экономических основах предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день проведение подобных курсов имеет иную цель — подготовку осужденных к освобождению. Так, в одной из исправительных колоний (в ИК-15 УФСИН России по ХМАО — Югре) критериями отбора для прохождения обучающей программы стали возраст (до 30 лет) и размер срока до освобождения (шесть месяцев)21. Ученые же предлагают привлекать к прохождению подобных курсов всех желающих осужденных22 и в начале срока отбывания наказания в виде лишения свободы. Полагаем, что такие курсы будут также способствовать процессу ресоциализации осужденных, их исправлению. Возможно, это вызовет интерес к индивидуальной трудовой деятельности и поднимет уровень ценностного отношения к труду, позволяющему законным способом обеспечивать свое существование, тем более если этот труд не является монотонным, принудительным.

Сомнение вызывает установление каких-либо размеров прибыли, предполагаемых к получению осужденным в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Инструкция о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных 1993 г. в качестве условия называла возможность получения прибыли в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Из содержания Инструкции не совсем понятно, должен ли каждый из учредителей получать данную сумму или она может быть пропорционально поделена на них всех. С учетом количества учредителей размер их заработанных средств может оказаться минимальным и явно не покроет всех расходов по содержанию осужденного. Так, на 1 июля 2013 г. среднесуточная стоимость питания взрослого осужденного составила 62,74 руб., в целом на содержание осужденного в день тратится порядка 142 руб.23 и свыше четырех тысяч рублей в месяц.

Возникает вопрос о целесообразности малоприбыльных обществ с ограниченной ответственностью, которые создаются учредителями-осуж-

20 Бегишева К.А. Организация труда осужденных в уголовно-исполнительной системе: направления деятельно-

21

сти: автореф. ... дис. канд. экон. наук. Томск, 2012. С. 6.

Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказания РФ // URL: <фсин.рф/пеш8/агЬ1уе.рЬр> (последнее обращение — 2 апреля 2014 г.).

22 Оспанова Б.Ж. Указ. соч. С. 108.

23 Официальный сайт ГУФСИН России по Иркутской области // URL: <http://38.fsin.su/news/detail.phpfELEMENT_ ID=94298> (последнее обращение — 2 апреля 2014 г.).

денными. При ответе на данный вопрос следует, на наш взгляд, придерживаться идеи о выработке новых принципов привлечения осужденных к труду, а также о признании Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. основной своей целью — социальную адаптацию осужденных, а одним из средств достижения данной цели — труд. Достижение прибыли не должно препятствовать исправлению осужденного. Поэтому нужно исходить из того, что если та или иная индивидуальная трудовая деятельность осужденных позволяет покрывать расходы, затраты, связанные с ее осуществлением, но не приносит существенной прибыли, то вопрос о целесообразности функционирования такого общества с ограниченной ответственностью должен уже решаться не в экономической плоскости (привлекательности бизнеса), а в воспитательной (как средство исправления, как способ занятия свободного времени и т.д.).

В целом возврат к внедрению в пенитенциарную практику индивидуальной предпринимательской деятельности не состоится, если вслед за федеральными органами исполнительной власти законодатель не предпримет каких-либо шагов по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты. В частности, в ч. 1 ст. 103 УИК РФ, в ст. 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993 г., необходимо вернуть положение, согласно которому осужденным разрешается заниматься индивидуальным трудом. Следует разработать новую инструкцию, регламентирующую организацию подобной деятельности на территории исправительных учреждений. При этом должны

Библиография:

быть учтены современные подходы к развитию уголовно-исполнительной системы. В качестве условий индивидуальной трудовой занятости осужденных могут быть названы: желание осужденных заниматься предпринимательской деятельностью (добровольность привлечения к данной форме труда); наличие трудового потенциала конкретного осужденного, выявленного в ходе прохождения обучающей программы по основам предпринимательской деятельности; возможность администрации учреждения содействовать индивидуальным формам трудовой занятости осужденных; покрытие осужденным расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С учетом одного из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы, согласно которому интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда (ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), не устанавливать в качестве обязательного требования к организации предпринимательской деятельности возможность получать прибыль. При этом в ст. 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует указать, что извлечение доходов как неотъемлемая цель предпринимательской деятельности не должно создавать препятствий для исправления осужденного. Администрация исправительного учреждения должна в равной степени оценить экономические и воспитательные показатели результатов индивидуальной трудовой деятельности осужденного.

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. — М.: Проспект, 2009. — 432 с.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / под общ. ред. С.В. Степашина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 1999.

3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / В.М. Анисимков, В.В. Ба-зунов, Н.И. Брезгин и др.; под ред. А.И. Зубкова. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. — 528 с.

4. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть / Уткин В.А. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. — 256 с.

5. Машнина Е.В. Проблема реализации права осужденных граждан на труд в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 15 (153). Право. Вып. 19. — С. 107-110.

6. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. // Российская юстиция. — 2013. — № 3. — С. 31-33.

7. Оспанова Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции. (03 июля 2013 г.). — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — С. 105-113.

8. Родионова М.А. Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах: учеб. пособие. — М.: ТК Велби. Изд-во «Проспект», 2005. — 288 с.

9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ с постатейными материалами / сост. А.С. Михлин, В.А. Казакова, Е.Ю. Панкратьева; под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2003. 1006 с.

Материал поступил в редакцию 11 апреля 2014 г

LABOUR AS ONE OF THE MEANS OF CONVICTS' REHABILITATION: LEGISLATIVE REGULATORY PROBLEMS

Sokolova Olga Vladimirovna

PhD in Law, assistant professor, Department of Criminal Law and Procedure, Ivanovo State University

[olgasokolova.067@mail.ru]

Stepanova Irina Borisovna

PhD in Law, assistant professor, Department of Criminal Law and Procedure, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Ivanovo State University»

[kiddy2006@yandex.ru]

Abstract

The subject of the research is the system of social relations in terms of employment of convicts serving their sentence in penitentiary facilities. Despite the evident preeminence of social and psychological work set out by the Concept of the development of the penitentiary system in the period till 2020, one should not underestimate the significance of labour as one of the correctional means applied towards the convicts. At present most attention is paid to the problem of elaborating new principles and approaches to the rehabilitation of convicts which has led to the inappropriate underestimation of the concept of their employment regulated by the legislation including the employment of convicts as sole traders. There have been presented the data of the research performed by the authors on the basis of four correctional institutions of Ivanovo region which enable to get an idea about the results of the rehabilitative process. The conditions of sole trading of the convicts worked out two decades ago by federal executive bodies correlate with the current legislative provisions and theoretical notions. The authors come out with the proposal to introduce alterations to Article 103 of the Penal Code of the Russian Federation and also to Articles 1, 17 of the Law «Regarding penitentiary facilities used for rehabilitation of criminal convicts»; to elaborate a new instruction regulating the organization of sole trading on the territory of penitentiary facilities.

Keywords

Rehabilitation of convicts, sole trading of convicts, convicts' labour, deprivation of freedom, labour potential, voluntary character of labour, profitability of labour, employment of convicts, penitentiary facilities, production of penitentiary facilities.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belykh V.S. Legal regulation of the entrepreneurship in Russia: monograph. — M.: Prospect, 2009. — 432 p.

2. Commentary to the Penal Code of the Russian Federation / under the general editorship of S.V. Ste-pashin. 2-nd edition, updated and supplemented. — M.: Jurist, 1999.

3. Commentary to the Penal Code of the Russian Federation (itemized) / V.M. Anisimkov, V.V. Bazunov, N.I. Brezgin and others; under the editorship of A.I. Zubkov. — M.: INFRA-M-NORMA, 2001. — 528 p.

4. Course of lectures on penal law. Special part / Utkin V.A. — Tomsk: Publishing House of Tomsk University, 1995. — 256 p.

5. Mashnina E.V. Problems of realization of convicts' rights to labour in penitentiary facilities // Courier of Chelyabinsk State University. 2009. № 15 (153). Law. Edition 19. — P. 107-110.

6. Minyazeva T.F. Labour as the primary means of convicts' rehabilitation in the framework of the Concept of development of the penal system of the Russian Federation in the period till 2020 // Russian justice. — 2013. — № 3. — P. 31-33.

7. Ospanova Zh.B. Legal aspects of organization of convicts' labour in the current circumstances // Issues of modern jurisprudence: documents of the XXVI International extramural scientific practical conference. (July 03, 2013). — Novosibirsk: Publishing House «SibAK», 2013. — P. 105-113.

8. Rodionova M.A. Penal law in questions and answers: Textbook — M.: TK Velby. Publishing House Prospect, 2005. — 288 p.

9. The Penal Code of the Russian Federation (itemized, with supplementary documents) / Compiled by A.S. Mikhlin, V.A. Kazakova, E.Yu. Pankratyeva; under the general editorship of Yu.I. Kalinin; Scientific editor A.S. Mikhlin. 2-nd edition, corrected and supplemented. — M.: Spark, 2003. — 1006 p.

10. Bukalerova L.A., Minyazeva T.F. Serving the sentence: experience of the Russian Federation and Norway// NB: Administrative law and administrative practice. — 2013. — № 6. — P. 32-43. URL: http:// www.e-notabene.ru/al/article_9495.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.