Научная статья на тему 'Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных'

Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
808
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / WORK OF CONVICTS / ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС ОСУЖДЕННЫХ / LABOR PROCESS OF CONVICTS / ТРУДОСПОСОБНЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ABLE-BODIED CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кустов Михаил Николаевич

Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).Проблемы организации труда осужденных волнуют не только ученых и общественных деятелей, но и всех граждан страны, несущих бремя налогов на содержание преступников в исправительных учреждениях, которые не работают по различным причинам. При этом финансовые результаты от трудовой деятельности осужденных идут как на возмещение ущерба пострадавшим лицам, так и на компенсацию затрат государства по содержанию осужденных к лишению свободы.Администрации исправительных учреждений не принимают конкретных и действенных мер по созданию рабочих мест, в связи с чем организация труда осужденных переживает тяжелые времена, динамика трудоустройства осужденных к лишению свободы крайне неудовлетворительна.Учитывая, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации рассматривает труд в исправительных учреждениях как средство исправления преступников, пенитенциарная система должна предпринимать меры для создания необходимого количества рабочих мест для всех трудоспособных осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF VIOLATION OF REQUIREMENTS OF THE LAWS REGULATING WORK OF CONVICTS

Each convict sentenced to imprisonment is obliged to work in places determined by administration of correctional institutions (p.1 Art. 103 the Penal Code of the Russian Federation).Problems of the organization of work of convicts concern not only scientists and public figures, but also all citizens of the country bearing a burden of taxes on keeping criminals in correctional institutions who don’t work for various reasons. At the same time financial results of the work of convicts go both for compensation of damage to persons who suffered in the crime, and for compensation of the costs of the state of keeping convicts in prisons.Administration of correctional institutions doesn’t take concrete and effective measures of creating jobs and in this connection organization of work of convicts experiences difficulties, dynamics of employment of convicts sentenced to impprisonment is extremely unsatisfactory.Considering that the Penal Code of the Russian Federation investigates work in correctional institutions as a means of reform of criminals, the penal system must undertake measures to create the number of jobs that is necessary for all able-bodied convicts.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных»

УДК 343.823

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ КУСТОВ,

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУД ОСУЖДЕННЫХ

Реферат: каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Проблемы организации труда осужденных волнуют не только ученых и общественных деятелей, но и всех граждан страны, несущих бремя налогов на содержание преступников в исправительных учреждениях, которые не работают по различным причинам. При этом финансовые результаты от трудовой деятельности осужденных идут как на возмещение ущерба пострадавшим лицам, так и на компенсацию затрат государства по содержанию осужденных к лишению свободы.

Администрации исправительных учреждений не принимают конкретных и действенных мер по созданию рабочих мест, в связи с чем организация труда осужденных переживает тяжелые времена, динамика трудоустройства осужденных к лишению свободы крайне неудовлетворительна.

Учитывая, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации рассматривает труд в исправительных учреждениях как средство исправления преступников, пенитенциарная система должна предпринимать меры для создания необходимого количества рабочих мест для всех трудоспособных осужденных.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, труд осужденных, трудовой процесс осужденных, трудоспособные осужденные.

MIKHAIL NIKOLAEVICH KUSTOV, St. Petersburg legal institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]

CURRENT PROBLEMS OF VIOLATION OF REQUIREMENTS OF THE LAWS REGULATING WORK OF CONVICTS

Abstract: each convict sentenced to imprisonment is obliged to work in places determined by administration of correctional institutions (p.1 Art. 103 the Penal Code of the Russian Federation).

Problems of the organization of work of convicts concern not only scientists and public figures, but also all citizens of the country bearing a burden of taxes on keeping criminals in correctional institutions who don't work for various reasons. At the same time financial results of the work of convicts go both for compensation of damage to persons who suffered in the crime, and for compensation of the costs of the state of keeping convicts in prisons.

Administration of correctional institutions doesn't take concrete and effective measures of creating jobs and in this connection organization of work of convicts experiences difficulties, dynamics of employment of convicts sentenced to imppris-onment is extremely unsatisfactory.

Considering that the Penal Code of the Russian Federation investigates work in correctional institutions as a means of reform of criminals, the penal system must undertake measures to create the number of jobs that is necessary for all able-bodied convicts.

Keywords: penal system, work of convicts, labor process of convicts, able-bodied convicts.

Вопрос соблюдения администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, требований действующего законодательства, в том числе прав и обязанностей осужденных к лишению свободы, находится на постоянном контроле у государственных органов.

В 2017 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании по случаю 295-летия российской прокуратуры в своем выступлении от-

© Кустов М. Н., 2017 © Kustov M. N., 2017

метил необходимость держать на контроле ситуацию с соблюдением прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы [1]. Причины такого пристального внимания Президента Российской Федерации к проблеме соблюдения прав осужденных к лишению свободы закономерны. Во-первых, находясь в изоляции от общества, осужденные к лишению свободы обладают специальным правовым статусом, предполагающим суще-

ственное ограничение в правах и наделение специфическими обязанностями [2, с. 38]. Во-вторых, специфика функционирования исправительных учреждений предполагает закрытый характер деятельности, является хорошей почвой для нарушения прав осужденных и последующего сокрытия данных фактов. В-третьих, соблюдение прав данной категории граждан является обязанностью учреждений, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Однако анализ прокурорской и судебной практики свидетельствует о том, что именно администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в первую очередь допускают нарушения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы.

Не следует забывать, что количество должностных лиц, имеющих право без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, для осуществления контроля (надзора), ограничено.

Особенно чувствительна сфера трудовой деятельности осужденных в пенитенциарных учреждениях, так как она актуальна для всех граждан страны, несущих бремя по содержанию осужденных в исправительных учреждениях, которые не работают по различным причинам (ч. 1 ст. 99 УИК РФ).

В ст. 43 УК РФ определены исчерпывающие цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

Учитывая объективные свойства труда, законодатель определил его как средство исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), инструмент достижения целей наказания.

По состоянию на 1 апреля 2017 г. в исправительных колониях Российской Федерации отбывали наказание более 511 тыс. человек [3]. Данные статистические сведения наглядно показывают, что в местах лишения свободы находятся огромные человеческие ресурсы, трудовой потенциал которых должен и может быть применен с пользой как для общества, которое ожидает возвращение законопослушных граждан, так и для человека, отбывающего наказание за совершенное преступление.

Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Однако ч. 2 ст. 103 УИК РФ предполагает исключение из этого правила. Особые требования предъявляются при привлечении к труду осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных

женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой и второй группы. Привлечение данных категорий осужденных лиц к труду возможно только при наличии их согласия.

Кроме того, администрации исправительных учреждений запрещается использовать осужденных на работах, перечень которых установлен приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Согласно данному перечню запрещено использовать осужденных на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Кроме того, не допускается труд осужденных:

- по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;

- с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;

- связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;

- с подчинением им представителей администрации исправительных учреждений;

- в качестве водителей оперативных машин;

- в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков;

- в качестве сторожей в ночное время на удаленных объектах (для колоний-поселений).

Предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к труду исходя из наличия рабочих мест.

В 2015 г. численность осужденных, подлежащих обязательному привлечению к труду, составила более 522 тыс. чел., а трудоустроено - всего 200 тыс. чел. [4].

Следует отметить, что администрации исправительных учреждений не принимают должных мер по созданию рабочих мест и привлечению осужденных к труду, в связи с чем на сегодняшний момент организация труда лиц, находящихся в исправительных учреждениях, переживает тяжелые времена, количество трудоустроенных осужденных к лишению свободы не соответствует целям наказания.

Указанное положение дел осложняется рядом факторов: остается низкой профессиональная квалификация осужденных; большинство лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, осуждены на короткие сроки, что не позволяет обучить их какой-либо профессии и в последующем трудоустроить; увеличивается количество осужденных с наличием психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, а также неблагоприятным состоянием здоровья; имеющиеся рабочие места в исправительном учреждении не соответствуют трудовой квалификации осужденных и т. д. Складывающаяся ситуация создает в местах лишения свободы специфические социально-трудовые отношения, до сих пор сохраняющие черты рабского труда и крепостничества. К тому же в соответствии со ст. 103 УИК РФ администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду исходя из наличия рабочих мест. Таким образом, если в пенитенциарном учреждении недостаточное количество рабочих мест, то и у администрации учреждения нет обязанности их создавать.

Особенно остро стоит вопрос с осужденными, имеющими материальные обязательства перед потерпевшими по приговорам суда. В 2015 г. из общей суммы исковых требований - 60 393 731 тыс. р. -возмещено лишь 1 522 328 тыс. р. (не более 2,5 %).

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что приговоры суда на территории Российской Федерации в части взыскания материальных обязательств с осужденных исполняются ненадлежащим образом, а принципы справедливости и неотвратимости наказания работают с существенной оговоркой.

Нетрудоустроенный и неработающий осужденный при наличии материальных обязательств, установленных приговором суда, не возмещает ущерб, причиненный преступлением. При этом осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Е. А. Антонян приводит довод о признаках привилегированности труда осужденных в пенитенциарных учреждениях в связи с имеющимся дефицитом рабочих мест [5].

Так, работающий осужденный имеет возможность в дальнейшем использовать денежные средства, полученные в процессе работы на производстве по своему усмотрению, в том числе потратить в магазине, имеющемся в каждом исправительном учреждении.

Таким образом, основным нарушением законодательства, регулирующего труд осужденных, является непринятие администрацией исправительных учреждений должных мер по созданию новых производств и рабочих мест и соответственно не-

привлечение всех трудоспособных осужденных к трудовой деятельности.

Для оздоровления сложившейся ситуации считаем необходимым внесение поправки в ст. 103 УИК РФ, а именно исключение из нее слов «а также исходя из наличия рабочих мест», за которой последует большая и необходимая для общества и государства работа всей Федеральной службы исполнения наказаний. Указанные изменения возложат на уголовно-исполнительную систему безусловную обязанность по созданию необходимого количества рабочих мест и трудоустройству всех трудоспособных осужденных.

К следующему блоку нарушений, допускаемых исправительными учреждениями, следует отнести нарушения, связанные с оплатой труда осужденным. К ним относятся: выплата заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ), выплата заработной платы менее чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), неоплата труда осужденных в особых условиях и ночное время (ст. 146, 154 ТК РФ), зачисление на лицевой счет осужденных менее 25 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ), а также факты использования труда осужденных, в том числе сверхурочно, в выходные и праздничные дни без оплаты.

Так, Тамбовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проверки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области выявил факт выплаты заработной платы осужденным один раз в месяц, в связи с чем обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации исправительного учреждения по выплате заработной платы осужденным не реже чем каждые полмесяца и обязании производить выплату заработной платы осужденным в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Нарушения законодательства, связанные с начислением и выплатой заработной платы осужденным, трудоустроенным в исправительном учреждении, может повлечь за собой неблагоприятные социальные последствия в виде бунтов и погромов, ставит работающих осужденных в неравное положение с осужденными, которые не работают по различным причинам.

Остается нерешенным спор по поводу размера заработной платы осужденным, так как одна и та же работа, выполняемая осужденным и лицом, не лишенным свободы, оплачивается неодинаково.

Размер заработной платы осужденным нормативно не регламентирован, однако она не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда осужденных, отработавших полно-

стью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму. При этом низкая заработная плата не дает возможности работающему осужденному в полном объеме и как можно скорее погасить материальные обязательства по приговору суда.

Следующий блок нарушений связан с охраной труда и техникой безопасности, обеспечением безопасных условий труда (ст. 212 ТК РФ, ст. 104 УИК РФ), режимом труда и отдыха (ст. 305 ТК РФ), обеспечением работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ). Указанные нарушения могут повлечь за собой негативные последствия для жизни и здоровья осужденных.

Однако в силу ч. 6 ст. 103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Таким образом, даже при наличии существенных нарушений требований охраны труда и техники безопасности осужденные не имеют права прекращать работу, поскольку закон не позволяет ее прекратить с тем, чтобы по-

влиять на работодателя. При этом отказ от работы или прекращение работы является злостным нарушением режима.

Трудоустроенные осужденные должны иметь право прекращать работу в случае существенного нарушения работодателем требований законодательства об охране труда и техники безопасности, особенно когда данные нарушения могут нанести вред здоровью осужденных, в связи с чем считаем необходимым внесение изменений в ст. 103 УИК РФ. Вместе с тем, учитывая специфику деятельности исправительных учреждений, запрет организовывать и проводить забастовки должен быть сохранен.

Таким образом, государство рассматривает труд в исправительном учреждении как средство исправления отбывающих наказание преступников, в связи с чем администрация исправительных учреждений должна предпринимать меры для создания необходимого количества рабочих мест для всех трудоспособных осужденных. При этом рабочий процесс осужденных должен быть организован на основе сохранения их жизни и здоровья.

Библиографический список

1. Президент Российской Федерации : сайт. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53719 (дата обращения: 05.04.2017).

2. Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. 320 с.

3. Федеральная служба исполнения наказаний : сайт. URL : http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 14.04.2017).

4. О состоянии законности и прокурорского надзора при привлечении осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду и возмещении осужденными материального ущерба от преступлений : информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 марта 2016 г. № 17-14-2016.

5. Антонян Е. А. Правовое регулирование труда осужденных и его влияние на эффективность производственного сектора отечественной уголовно-исполнительной системы // Вестник Московского областного государственного университета. Сер. Юриспруденция. 2016. № 4. С. 57-62.

Литература

1. Антонян, Е. А. Правовое регулирование труда осужденных и его влияние на эффективность производственного сектора отечественной уголовно-исполнительной системы [Текст] / Е. А. Антонян // Вестник Московского областного государственного университета. - Сер. Юриспруденция. - 2016. -№ 4. - С. 57-62.

2. Минязева, Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации [Текст] / Т. Ф. Минязева. - М. : Норма, 2001. - 320 с.

References

1. Antonjan E. A. Pravovoe regulirovanie truda osuzhdjonnyh i ego vlijanie na jeffektivnost' proizvodstven-nogo sektora otechestvennoj ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Legal regulation of work of convicts and his influence on efficiency of a manufacturing sector of a domestic penal system]. VestnikMoskovskogo oblastnogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Jurisprudencija - Bulletin of the Moscow regional state university, 2016, no. 4, pp. 57-62.

2. Minjazeva T. F. Pravovoj status lichnosti osuzhdennyh v Rossijskoj Federacii [Legal status of the identity of convicts in the Russian Federation]. Moscow, Norma Publ., 2001. 320 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кустов Михаил Николаевич - старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Кустов, М. Н. Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных / М. Н. Кустов // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 4. - С. 657-661.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kustov Mikhail Nikolaevich - senior lecturer of public prosecutor's supervision and participation of the prosecutor in consideration of criminal, civil and arbitration cases department, St. Petersburg legal institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kustov M. N. Aktual'nye problemy narushenija trebovanij zakonov, regulirujushhih trud osuzhden-nyh [Current problems of violation of requirements of the laws regulating work of convicts]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 657-661.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.