УДК 343
А. А. Баранов
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ТРУДА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемные вопросы, связанные с привлечением к труду осужденных в местах лишения свободы. Проведен анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок и нормы организации труда в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Проанализированы особенности правового порядка и норм образования граждан, находящихся в местах лишения свободы. По результатам проведенного анализа в статье предложен ряд мероприятий по совершенствованию уголовно-исполнительной системы России. Автор приходит к выводу о том, что в рамках развития общества на разных уровнях, включая общесоциальный, правоохранительный и организационный, успешное проведение реформы уголовно-исполнительной системы возможно, однако во многом будет зависеть от разработки ее теоретических основ с учетом апробации в практической деятельности.
Ключевые слова: труд осужденных, места лишения свободы, уголовно-исполнительный кодекс, исправительные учреждения.
A. A. Baranov
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
TOPICAL ISSUES REGULATION WORK IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
Abstract. The article deals with the main problematic issues related to the employment of convicts in places of deprivation of liberty. The analysis of the current criminal enforcement legislation of the Russian Federation regulating the order and norms of the organization of labor in correctional institutions of the criminal-executive system of Russia is carried out. Features of the legal order and norms of education of citizens who are in places of deprivation of liberty are analyzed. Based on the results of the analysis, the article suggests a number of measures to improve the criminal-executive system of Russia.
The author comes to the conclusion that within the framework of the development of society at different levels, including general social, law enforcement and organizational, successful reform of the penal system is possible, but in many respects will depend on the development of its theoretical foundations, taking into account approbation in practice.
Key words: work of convicts, places of deprivation of liberty, penitentiary code, correctional institutions.
С проблемами обучения осужденных и сокращения производства остро встают вопросы, связанные с порядком привлечения осужденных к труду, в частности в местах лишения свободы, так как предусмотренный Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ) обязательный труд лиц, осужденных к лишению свободы, представляется одним из основных средств их исправления.
Основным перспективным направлением совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России является организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных, в рамках которой планируются:
формирование условий, необходимых для качественной трудовой занятости осужденных с учетом специфики конкретных видов исправительных учреждений; улучшение производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных в качестве одного из основных способов их ресоциализации; оптимизация системы оплаты труда лиц, осужденных к лишению свободы, в целях получения возможности компенсации ущерба от их преступлений в отношении потерпевших граждан и государства; обеспечение работающих осужденных лиц социальными гарантиями, связанными с их трудовой деятельностью; осуществление своевременного и достоверного пересмотра расценок по оплате труда осужденных в зависимости от стабильности и вариативности производственного процесса на территории исправительного учреждения; корректировка размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного; определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям работ и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; совершенствование и развитие систем начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также их оптимизация с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан [4].
Еще одним нерешенным вопросом организации труда в исправительных учреждениях остается правовое регулирование порядка и норм образования осужденных, в частности, возраст обучаемых граждан, находящихся в местах лишения свободы. Положениями УИК РФ установлена возрастная категория осужденных, которые обязаны получать общее образование, - до 30 лет. Таким образом, администрация исправительного учреждения не имеет права обязать осужденных в возрасте старше 30 лет получать начальное образование и, как следствие, трудоустроить их на рабочее место, требующее наличия навыков письма и чтения. Практика показывает, что часть трудоспособных осужденных, не обученных чтению и письму, этапируются в исправительные учреждения в возрасте старше 30 лет. Вместе с тем одним из основных средств исправления осужденных является получение общего образования и профессиональное обучение (пункт второй ст. 9 УИК РФ). Кроме того, пункт первый статьи 103 УИК РФ предусматривает обязанность лиц, осужденных к лишению свободы, трудиться в местах и на работах, назначаемых администрацией исправительного учреждения, в связи с чем представляется целесообразным увеличить возраст обучаемых в зависимости от возраста, установленного трудовым законодательством [7].
Рассматривая порядок и нормы исчисления заработной платы осужденным, отметим, что в части ее начисления также имеется ряд недочетов, которые нуждаются в устранении. В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о внесении корректировок в пункт четвертый ст. 99 УИК РФ, в котором сказано, что осужденные, получающие заработную плату и (или) пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, за исключением стоимости специального питания и специальной одежды [5]. Кроме того, с осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. В случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах указанные расходы по ходатайству администрации исправительного учреждения удерживаются в судебном порядке, но при условии, если будет с чего удерживать: ведь многие из осужденных не желают зарабатывать и не имеют денежных средств, что в свою очередь усугубляет трудовую мотивацию и влечет снижение их собственной заинтересованности в трудоустройстве. В данном случае целесообразно урегулировать вопрос удержания денежных средств с неработающих осужденных граждан и предусмотреть
ужесточение штрафных санкций, применяемых к ним в случае отказа от работы по неуважительным причинам [1].
Что касается заработной платы, то на сегодняшний день действующим законодательством не закреплено применение к оплате труда осужденного процентной надбавки за его работу на территории исправительного учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ст. 315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате [6], а Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера [3]. В этой связи, а также с учетом того, что осужденные привлекаются к труду не по трудовому договору, а на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, требуется внести дополнение в статью 105 УИК РФ в части законодательного определения неприменения к оплате труда осужденных процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, представляется целесообразным законодательно закрепить порядок стимулирования правопослушного поведения осужденных, которые в течение всего срока отбывания наказания добросовестно трудились на работах с вредными или опасными условиями труда, применив в качестве поощрительной меры льготное исчисление срока отбывания наказания.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в рамках развития общества на разных уровнях, включая общесоциальный, правоохранительный и организационный, успешное проведение реформы УИС возможно, однако во многом будет зависеть от разработки ее теоретических основ с учетом апробации в практической деятельности [2]. При этом важное значение имеет выделение внешних и внутренних целей реформирования УИС: формирование новых отношений в сфере исполнения наказаний, основанных на инновационных и иных методах воздействия на осужденных. В конечном счете, предлагаемые меры приведут к формированию новой пенитенциарной культуры и будут способствовать ее перспективному благоприятному воздействию на лиц, осужденных к лишению свободы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марченко Д.Э. К вопросу об организации обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях УИС России / Д.Э. Марченко, М.А. Яворский // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2015. — № 3. — С. 17-20.
2. Морозов П.Е. Пути преодоления несовершенства трудового законодательства о социально-трудовых отношениях / П.Е. Морозов // Российская юстиция. — 2015. — № 2. — С. 25-28.
3. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 31.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 16. — Ст. 551.
4. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (с изм. от 23 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
5. Романовский Г.Б. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. — М. : РИОР, Инфра-М, 2013. — 320 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (дата обращения: 09.02.2017).
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 09.02.2017).
REFERENSES
1. Marchenko D.E., Iavorskii M.A. To a question of the organization of ensuring the right of convicts for freedom of worship in correctional facilities of a penal correction system of Russia. Ugolovno-ispolnitel'naia sistema: pravo, ekonomika, upravlenie = Criminal-Executory System: law, economy, management, 2015, no. 3, pp. 17-20 (in Russian).
2. Morozov P.E. Ways of overcoming imperfection of the labor legislation about the social and labor relations. Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justitia, 2015, no. 2, pp. 25-28 (in Russian).
3. On the state guarantees and compensations for the persons working and living in the region of the Far North and the areas equated to them: the act of the Russian Federation from 19.02.1993 no. 4520-1 (an edition from 31.12.2014;. Vedomosti SND i VS RF = Sheets of CPD and SC of the Russian Federation, 1993, no. 16, art. 551.
4. On the approval of the Concept of development of a penal correction system of the Russian Federation till 2020: The order of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 no. 1772-r (with amendment of September 23, 2015). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2010, no. 43, art. 5544.
5. Romanovsky G.B., Romanovskaya O.V. Pravookhranitel'nye organy. Uchebnoe posobie [Law enforcement agencies. Manual]. Moscow, RIOR, Infra-M Publ., 2013, 320 p.
6. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm i dop, vstup. v silu s 01.01.2017) (The Labor Code of the Russian Federation from 12/30/2001 no. 197-FZ (an edition from 03.07.2016)). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (accessed 09.02.2017).
7. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 08.01.1997 N 1-FZ (The Penal Code of the Russian Federation from 8.01.1997 no. 1-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (accessed 09.02.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Баранов Алексей Алексеевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: corobckova. [email protected].
AUTHOR
Baranov Aleksei Alekseevich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: с[email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Баранов А.А. Актуальные вопросы регламентирования труда в местах лишения свободы / А.А. Баранов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Baranov A. A. Topical issues regulation work in places of deprivation of liberty. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).