Научная статья на тему 'Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века - начало XXI века)'

Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века - начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / LABOR ACTIVITIES OF CONVICTS / INDIVIDUAL EMPLOYMENT / INVOLVEMENT OF CONVICTS TO WORK / PENAL INSTITUTIONS / ENTERPRISES OF THE PENITENTIARY SYSTEM / LABOR ADAPTATION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович, Улендеева Наталия Ивановна

Изменения в «Концепции развития уголовно-исправительной системы до 2020 г.», вступившие в силу с 1 января 2016 г., в части организации трудовой деятельности осужденных ставят вопрос о необходимости повышения ее как основного элемента ресоциализации. В статье приводится системный анализ законодательных актов, которые с 1992 г. регулировали трудовую деятельность спецконтингента в пенитенциарных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Self-Employment of Convicts: System Analysis (the End of 20th Century - the Beginning of the 21th Century)

He subject of research is organization of the individual employment of the convicts sentenced to imprisonment in the penitentiary of the russian federal penitentiary service. The changes, which came into force on 1 january 2016, and the concept of development of the penitentiary system until 2020 with regard to the organization of work of convicts raised the demand to improve the efficiency of the employment of convicts in correctional institutions as a key element of re-socialization. However, the idea of developing a model of convicts’ individual labor activities is not new in the history of the penal system. the article provides a systematic analysis of legislative acts which have regulated juvenile convicts’ labor activities in prisons since 1992.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века - начало XXI века)»

УДК 331

Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века — начало XXI века)

Грязное С.А.

Кандидат педагогических наук, начальник кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказания

Улендеееа Н.И.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС

Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказания

Изменения в «Концепции развития уголовно-исправительной системы до 2020 г.», вступившие в силу с 1 января 2016 г., в части организации трудовой деятельности осужденных ставят вопрос о необходимости повышения ее как основного элемента ресоциализации. В статье приводится системный анализ законодательных актов, которые с 1992 г. регулировали трудовую деятельность спецконтингента в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: трудовая деятельность осужденных, индивидуально-трудовая занятость, привлечение осужденных к труду, пенитенциарные учреждения, предприятия уголовно-исполнительной системы, трудовая адаптация осужденных.

Вступление в действие изменений, внесенных в «Концепцию развития уголовно-исправительной системы до 2020 г.» [1] в части трудовой деятельности осужденных, ставит вопрос о необходимости проработки модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Но индивидуальная форма трудовой деятельности осужденных не является новой в развитии уголовно-исполнительной системы. В законодательстве данный термин рассматривался на различных этапах становления и развития уголовно-исполнительного законодательства с 1992 г Так, в ст. 37 Исправительно-трудового кодекса РСФСР [2] отмечалось, что при организации трудовой занятости в исправительных учреждениях «осужденному может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью».

Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3] закрепляет в ст. 17 за «учреждениями, исполняющими наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекать осужденных к оплачиваемому труду:

1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания;

2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания;

3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;

5) в форме предпринимательской деятельности».

В 1993 г. было зарегистрировано два предприятия без образования юридического лица, занимавшихся изготовлением моделей кораблей для коллекционеров [4].

Первая редакция Уголовно-исполнительного кодекса РФ [5] от 08.01.1997 г. в ч. 1 ст. 103 также разрешает организацию индивидуальной трудовой деятельности в местах лишения свободы: «Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью». Данный вид деятельности регулируется инструкцией МВД, Министерства труда и Министерства социальной защиты населения.

В научной литературе неоднозначно анализируются результаты организации трудовой деятельности осужденных в форме предпринимательской деятельности.

Так, в статье Ж.Н. Оспановой со ссылкой на источники конца XX в. указывается, что «индивидуальная трудовая деятельность осужденных связана с отдельными видами творчества, прикладного искусства, оказанием бытовых услуг населению» [6, с. 107; 7].

М.А. Родионова отмечает, что «предоставление возможности осужденным заниматься предпринимательской деятельностью» способствует как созданию дополнительных рабочих мест, так и реализации индивидуальных профессиональных способностей спецконтингента, развитию и закреплению их профессиональных умений и навыков» [8, с. 10].

«Перспективность развития именно индивидуальной формы трудоиспользования осужденных» рассматривает также в своей работе И.В. Шмаров, который отмечает, что «при определенных условиях такая деятельность может быть довольно эффективной» [9, с. 47].

В статье [10] отмечается, что для привлечения к труду осужденных необходимо развивать предпринимательскую деятельность исправительных учреждений и «основной экономической задачей при организации предпринимательской деятельности является организация эффективного управления» [10, с. 22].

Противоположные выводы делает в комментариях к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [11, с. 71; 12, с. 18; 13, с. 22] группа ученых, которая при исследовании предпринимательской деятельности отмечает, что «подобная форма трудовой деятельности осужденных... не привилась». В работе [7, с. 103] также отмечаются причины этого явления: «кризис в экономике, отсутствие у осужденных необходимых средств, слабая информированность осужденных и администрации о существующих возможностях, проблемы законодательного характера при использовании труда заключенных».

Противоречия при организации предпринимательской деятельности осужденных привели к тому,

что на законодательном уровне в 2004 г. в ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 (от 22.08.2004 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3] при организации труда осужденных п. 5 утратил силу, то есть в форме предпринимательской деятельности привлекать осужденных к оплачиваемому труду было запрещено.

В 2007 г. и в ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса [14] также исключили положение о предоставлении осужденным возможности занятия индивидуальной трудовой деятельностью. В новой редакции ст. 103 говорится о том, что «осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных».

Однако в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» [1], реализуемой Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р, снова упоминается данная форма занятости осужденных в п. 4 в подразделе «Трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных» - «создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости». Также в п. 1 данного документа записано, что реализация трудовой адаптации осужденных, согласно данной Концепции, осуществляется в организованном производственном комплексе, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных (ЦТАО), 37 лечебно-производственных (ЛПМ) и 40 учебно-производственных трудовых мастерских (УПМ)».

Таким образом, в стенах исправительных учреждений функции по организации трудовой деятельности осужденных возложены на ЦТАО, согласно Приказа от 23 апреля 2010 г. № 171 «Об утверждении Положения об управлении трудовой адаптации осужденных ФСИН» [15]. Вся внебюджетная (предпринимательская) деятельность осужденных стала носить название «деятельность, приносящая доход».

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы внесены изменения в п.п. 1) и 2) ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 [16] (ред. от 20.04.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.), в которой теперь говорится, что «Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.

В связи с тем, что положение «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» выполнено в части организации производственного комплекса для обеспечения трудовой занятости осужденных, то в новой редакции «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 23.09.2015 г. абз. 11 п. 1 «Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских» исключен Распоряжением Правительства РФ [17] от 23.09.2015 г. № 1877-р. Для повышения эффективности труда осужденных предлагается:

- проработка модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- активное привлечение организаций независимо от форм собственности к созданию производственных участков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также к созданию рабочих мест за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, возврат к внедрению в пенитенциарную практику индивидуальной предпринимательской деятельности осужденных произошел на законодательном уровне, однако необходимо осмыслить данный переход, проанализировав различные точки зрения в литературе, касающиеся содержания определения понятия «трудовая деятельность осужденных», исследовать вопрос о существующих особенностях по организации различных форм индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности осужденных, проанализировать статистические материалы о результатах трудовой деятельности осужденных, приносящих доход, рассмотреть структуру трудовой деятельности осужденных с различных точек зрения по отношению к исправлению осужденных, изучить современные взгляды на производственно-предпринимательскую деятельность пенитенциарных учреждений.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р (ред.

23.09.2015 г.) «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 21.01.2016 г.).

2. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970 г.) (ред. от 06.07.1993 г.).

- URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 21.01.2016 г.).

3. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

4. Официальный сайт деловой газеты «Известия». Репортаж Ю. Снегирева от 9 июля 2007. - URL: http://izvestia.ru/news/326409 (дата обращения:

26.01.2016 г.).

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. -

1997. - № 2. - Ст. 198; Российская газета. - 1997.

- № 9.

6. Оспанова Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI Международной заочной научно-практической конференции. -Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 105-113.

7. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. - Томск: ТГУ, 1995. - 256 с.

8. Родионова М.А. Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 288 с.

9. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений / И.В. Шмаров, Ф.Т. Кузнецов, П.Е. Подымов. - М.: Юрид. лит., 1968. -184 с.

10.Грязнов С.А., Улендеева Н.И. Особенности механизма управления предпринимательской деятельностью в учреждениях пенитенциарной системы в условиях развития рыночных отношений // Вестник Владимирского юридического института. - 2015. - № 1 (34). - С. 20-25.

11. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России / А.И. Зубков, Ю.М. Калинин, В.Д. Сысоев. - М.: НОРМА,

1998. - 176 с.

12. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред А.И. Зубкова. - М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. - 528 с.

13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. С.В. Степашина. - М.: Юрист, 1999. - 622 с.

14. ФЗ от 06.06.2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 103 и 141 УИК РФ и Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы"» // Российская газета. - 2007. - № 123.

15.Приказ ФСИН России от 23.04.2010 г. № 171 (ред. от 23.08.2011 г.) «Об утверждении Положения об управлении трудовой адаптации осужденных Федеральной службы исполнения наказаний». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online (дата обращения: 20.01.2016 г.).

16. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 20.04.2015 г.) «Об учреждениях и органах, ис-

полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.). - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online (дата обращения: 26.01.2016 г.).

17. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2015 г. № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. -2015. - № 40. - Ст. 5581.

The Development of Self-Employment of Convicts: System Analysis (the End of 20th Century - the Beginning of the 21th Century)

S.A. Grjaznov, N.I. Ulendeeva Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

The subject of research is organization of the individual employment of the convicts sentenced to imprisonment in the penitentiary of the Russian Federal Penitentiary Service. The changes, which came into force on 1 January 2016, and the Concept of development of the penitentiary system until 2020 with regard to the organization of work of convicts raised the demand to improve the efficiency of the employment of convicts in correctional institutions as a key element of re-socialization. However, the idea of developing a model of convicts' individual labor activities is not new in the history of the penal system. The article provides a systematic analysis of legislative acts which have regulated juvenile convicts' labor activities in prisons since 1992.

Keywords: labor activities of convicts, individual employment, involvement of convicts to work, penal institutions, enterprises of the penitentiary system, labor adaptation of convicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.