Научная статья на тему 'Применение поощрительных норм к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях'

Применение поощрительных норм к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / EDUCATIONAL COLONIES / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / MINOR CONVICTS / МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ / ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРУГОГО ВИДА / TRANSFER OF CONVICTS TO CORRECTIONAL FACILITY OF OTHER LOOK / ENCOURAGEMENT MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян Сергей Львович

Осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях, несмотря на относительно небольшой удельный вес среди всех осужденных, требуют к себе особого внимания и специфического подхода к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, выбору средств и методов воздействия на личность, а также подготовке их к жизни после освобождения. Успешность и эффективность процесса социализации этой категории осужденных зависит в том числе от объема средств позитивного стимулирования. На основе проведенных нами исследований предлагаем использовать исторический опыт перевода положительно характеризующихся осужденных из колоний для несовершеннолетних по достижении ими 18 лет в колонии-поселения. Эта мера расширит возможность дифференциации исполнения наказания, повысит эффективность исправительного воздействия данной категории осужденных и обеспечит их успешную социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INCENTIVE NORMS TO THE CONVICTS SERVING SENTENCE IN EDUCATIONAL COLONIES

The convicts who are held in educational colonies despite rather small specific ammount among all convicts, require special attention and specific approach to execution of criminal penalty in the form of imprisonment, to the choice of means and methods of impact on the personality, and also preparation them to life after release. Success and efficiency of process of socialization of this category of convicts also depends from the volume of positive stimulation means. On the basis of the conducted researches the author suggests the use of historical experience of transfer of positively characterized convicts from colonies for minors on reaching them the age of 18 years in a colony settlement. This measure will expand a possibility of differentiation of punishment execution, will increase efficiency of corrective influence on this category of convicts and will provide their successful social adaptation to living conditions in society.

Текст научной работы на тему «Применение поощрительных норм к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях»

УДК 343.815

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ БАБАЯН,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права (Российский государственный университет правосудия),

e-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ К ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Реферат: осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях, несмотря на относительно небольшой удельный вес среди всех осужденных, требуют к себе особого внимания и специфического подхода к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, выбору средств и методов воздействия на личность, а также подготовке их к жизни после освобождения. Успешность и эффективность процесса социализации этой категории осужденных зависит в том числе от объема средств позитивного стимулирования.

На основе проведенных нами исследований предлагаем использовать исторический опыт перевода положительно характеризующихся осужденных из колоний для несовершеннолетних по достижении ими 18 лет в колонии-поселения. Эта мера расширит возможность дифференциации исполнения наказания, повысит эффективность исправительного воздействия данной категории осужденных и обеспечит их успешную социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.

Ключевые слова: воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные, меры поощрения, перевод осужденных в исправительное учреждение другого вида.

В настоящее время одним из важных национальных приоритетов России является государственная политика по улучшению положения детей в Российской Федерации, определяемая Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в том числе в отношении несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Так, в разделе 5 «Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях УИС и в постпенитенциарный период» подчеркнута необходимость организации работы по восстановлению позитивных отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказания помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания. При этом значительная роль в деле ресоциализации осужденных отводится поощрительным нормам и институтам, эффективно влияющим на мотивацию правопослушного поведения осужденных, обеспечивающим необходимый простор для активной деятельности по социальной адаптации и реабилитации после освобождения.

Рассматривая вопросы правового регулирования данных институтов, целесообразно проанализировать исторический опыт их применения в России. Еще в советское время в период с 1954 по 1961 год в СССР успешно применялся поощри-

© Бабаян С. Л., 2016

тельный институт изменения вида исправительно-трудовых колоний (ИТК) путем перевода осужденных к лишению свободы в колонии облегченного режима. Эти колонии по своему назначению и характеру режима в значительной мере напоминали современные колонии-поселения. В ИТК облегченного режима в соответствии с Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР 1958 г. могли содержаться: лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не более 3 лет; лица, переведенные из колоний общего режима по отбытии ими не менее трети срока наказания при условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду; лица, переведенные из исправительно-трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении 18 лет, если они себя хорошо зарекомендовали [1, с. 6].

Думается, что исторический опыт перевода положительно характеризующихся осужденных из исправительно-трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении 18 лет в колонию-поселение является актуальным в настоящее время и его можно использовать в воспитательных колониях (ВК) уголовно-исполнительной системы. В случае перевода в колонию-поселение на осужденных в меньшей степени будут воздействовать традиции и обычаи криминальной субкультуры по сравнению с исправительными колониями (ИК) общего режима и, наоборот, в большей степени

улучшатся их социально полезные связи, повысится возможность получения среднего профессионального или высшего образования и т. д.

Осужденные, содержащиеся в ВК, несмотря на относительно небольшой удельный вес среди всех осужденных исправительных учреждений (ИУ), требуют к себе особого внимания и специфического подхода к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, выбору средств и методов воздействия на личность, а также подготовке их к жизни после освобождения. Успешность и эффективность процесса социализации этой категории осужденных зависит в том числе от объема средств позитивного стимулирования. В Европейских тюремных правилах (2006 г.) в отношении пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних сказано: «Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе» (ч. 1 п. 5).

Известно, что осужденные, содержащиеся в ВК и достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из ВК в ИК общего режима по постановлению начальника ВК (ч. 3 ст. 140 УИК РФ). В связи с этим положительно характеризующиеся осужденные ВК, достигшие 19 лет, то есть предельного возраста пребывания в ВК, и имеющие большой срок лишения свободы, сталкиваются со сложностями и проблемами при переводе в ИК общего режима.

Если к моменту достижения девятнадцатилетнего возраста срок отбывания наказания не истек, перевод в ИК общего режима неминуем. Для положительно характеризующегося осужденного нахождение в ИК общего режима может начаться с негативного воздействия осужденных, не приветствующих линию правомерного поведения. Часто он оказывается в сложной, дискомфортной и даже агрессивной для него среде, поэтому в интересах соблюдения собственной безопасности они вынуждены примыкать к неформальной структуре и принимать ее правила [2, с. 39-60]. Соответственно положительно характеризующиеся осужденные ВК, предполагая, какой «прием» ожидает их в ИК общего режима, преднамеренно совершают нарушения порядка отбывания наказания и получают взыскания, для того чтобы перевестись во «взрослую колонию» с так называемой достойной репутацией.

Интервьюирование сотрудников ИУ и осужденных, проведенное в рамках нашего исследования, показывает, что у тех осужденных, которые не имеют перспективы претендовать на УДО при достижении указанного возраста, динамика отрицательного поведения резко возрастает. По материалам исследования, проведенного А. И. Дроздовым, нарушения режима содержания в течение полугода до достижения осужденными ВК совершеннолетия допускают и

соответственно получают взыскания большинство (60 %) осужденных [3, с. 124].

Следует отметить, что в соответствии с моделью воспитательного центра (ВЦ), размещенной на официальном сайте ФСИН России для обсуждения [4], предполагается раздельное содержание в ВЦ лиц в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет, от 18 до 21 года и старше. Представляется, что было бы рациональным установить для осужденных, содержащихся в ВЦ, максимальный возраст отбывания наказания до 25 лет. Именно до достижения этого возраста отбывают наказание осужденные в воспитательных учреждениях Швейцарии [5, с. 14]. При этом осужденный при совершении преступления в несовершеннолетнем возрасте в большинстве случаев будет отбывать наказание в ВЦ до конца срока, что положительно повлияет на процесс исправительного воздействия.

В настоящее время отсутствие альтернативы при переводе в ИК общего режима приводит к выбору негативной линии поведения и отказу от положительных возможностей пребывания в облегченных условиях содержания. Мы согласны с С. Б. Рябых, что эта проблема может быть разрешена путем применения перевода осужденных, достигших совершеннолетия, непосредственно из ВК в учреждение открытого типа - колонию-поселение [6, с. 10]. Такой перевод в колонию-поселение будет, во-первых, реально стимулировать стремление осужденных к исправлению путем поэтапного и последовательного изменения их правового статуса вплоть до освобождения от отбывания наказания, во-вторых, способствовать уменьшению воздействия на осужденных традиций и обычаев криминальной субкультуры по сравнению с ИК общего режима и, наоборот, улучшению их социально полезных связей.

Кроме того, по данным наших исследований, большинство сотрудников ИУ (64,8 %), руководителей ИУ, территориальных органов УИС (68,7 %) и судей (80 %) полагают, что в целях закрепления результатов исправления и успешной социальной адаптации следует предоставить право перевода в колонию-поселение положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказание в ВК и достигшим 18-летнего возраста. Отрицательно на этот вопрос ответили соответственно 26,4, 12,5 и 12,8 % респондентов и 8,8, 14,6 и 7,2 % - затруднились с ответом. Кроме того, большинство (63,7 %) практических работников ИУ считают, что одним из условий данного перевода осужденного из ВК в колонию-поселение должно быть пребывание осужденного в облегченных или льготных условиях содержания (материалы получены в 2013 г. в Академии управления МВД России в результате анализа и обобщения 1833 опросных листов со-

трудников исправительных учреждений УИС, 287 руководителей и представителей территориальных органов УИС и начальников ИУ из 11 территориальных органов ФСИН России, а также 368 судей, в том числе 198 судей районных судов и 170 судей верховных судов республиканских, краевых, областных и равных им судов из различных регионов Российской Федерации, проходивших обучение в Российской академии правосудия).

В связи с изложенным целесообразно дополнить ч. 2 ст. 78 УИК РФ п. «д» следующего содержания: «д) из воспитательных колоний в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных или льготных условиях содержания и достигшими восемнадцатилетнего возраста, не менее четверти срока наказания - за преступления небольшой или средней тяжести; не менее трети срока наказания - за тяжкие преступления; не менее половины срока наказания - за особо тяжкие преступление».

Для реализации указанного перевода также необходимо дополнить ст. 140 УИК РФ «Перевод осужденных к лишению свободы из воспи-

тательных колоний в исправительные колонии» ч. 5, в которой указать, что положительно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из воспитательных колоний в колонии-поселения. При этом необходимо предусмотреть и механизм перевода указанной категории осужденных из колонии-поселения в ИК общего режима в случае ухудшения динамики их поведения. Для этого п. «б» ч. 4 ст. 78 УИК РФ после слов «по приговору суда» следует дополнить словами «или по решению суда о переводе из воспитательной колонии» и далее по тексту.

Таким образом, применение поощрительных норм путем перевода осужденных, достигших возраста 18 лет и отбывающих наказание в ВК, в колонию-поселение расширит возможность дифференциации исполнения наказания, повысит эффективность исправительного воздействия данной категории осужденных и обеспечит их успешную социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.

Список литературы

1. История тюремного содержания в России и возможность его использования в УИС : аналит. обзор. М., 2010.

2. Анисимков В. М. Антиобщественные традиции и обычаи «преступного мира» среди осужденных в местах лишения свободы и проблемы борьбы с ними : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. 241 с.

3. Дроздов А. И. Изменение условий отбывания лишения свободы в механизме ресоциализации осужденных : дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010. 204 с.

4. Модель воспитательного центра. Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn-h1akkl.xn-p1ai/document/index.php?ELEMENT_ID=12732 (дата обращения: 20 апреля 2016 г.).

5. Краснов Ю. А. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 7. С. 14.

6. Рябых С. Б. Правовой режим исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 189 с.

SERGEY LVOVICH BABAJAN,

dsc in law, associate professor, professor, criminal law department (Russian state university of justice), e-mail: [email protected]

APPLICATION OF INCENTIVE NORMS TO THE CONVICTS SERVING SENTENCE

IN EDUCATIONAL COLONIES

Abstract: the convicts who are held in educational colonies despite rather small specific ammount among all convicts, require special attention and specific approach to execution of criminal penalty in the form of imprisonment, to the choice of means and methods of impact on the personality, and also preparation them to life after release. Success and efficiency of process of socialization of this category of convicts also depends from the volume of positive stimulation means.

On the basis of the conducted researches the author suggests the use of historical experience of transfer of positively characterized convicts from colonies for minors on reaching them the age of 18 years in a colony settlement. This measure will expand a possibility of differentiation of punishment execution, will increase effi-

© Babajan S. L., 2016

ciency of corrective influence on this category of convicts and will provide their successful social adaptation to living conditions in society.

Key words: educational colonies, minor convicts, encouragement measures, transfer of convicts to correctional facility of other look.

References

1. Istorija tjuremnogo soderzhanija v Rossii i vozmozhnost' ego ispol'zovanija v UIS [History of prison contents in Russia and a possibility of his use in penal system]. Moscow, 2010.

2. Anisimkov V. M. Antiobshhestvennye tradicii i obychai «prestupnogo mira» sredi osuzhdennyh v mestah lishenija svobody i problemy bor'by s nimi. Dis. kand. jurid. nauk [Antisocial traditions and customs of «underworld» among convicts in places of detention and problems of fight against them. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 1991. 241 р.

3. Drozdov A. I. Izmenenie uslovij otbyvanija lishenija svobody v mehanizme resocializacii osuzhdennyh. Dis. kand. jurid. nauk [Change of conditions of serving of imprisonment in the mechanism of resocialization of convicts. Cand. legal sci. diss.]. Samara, 2010. 204 р.

4. Model' vospitatel'nogo centra [Model of the educational center]. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [. Official site of the FPS of Russia]. Available at : http://xn-h1akkl.xn-p1ai/document/index.php?ELEMENT_ID=12732 (Accessed 20 April 2016).

5. Krasnov Ju. A. Zarubezhnyj opyt ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody v otnoshenii nesover-shennoletnih [Foreign experience of an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning minors]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of penal system, 2011, no. 7, p. 14.

6. Rjabyh S. B. Pravovoj rezhim ispolnenija i otbyvanija nakazanija v vospitatel'nyh kolonijah Rossii [A legal regime of execution and serving sentence in educational colonies of Russia. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 2012. 189 a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.