УДК 343 .81 СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ РЯБЫХ,
ББК 67.409.021 кандидат юридических наук,
Р98 преподаватель кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права
(Воронежский институт ФСИН России), е-шай: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Реферат: в статье анализируются особенности организации процесса исправления и воспитания осужденных в воспитательных колониях, исследуется комплекс теоретических, практических, правовых и организационных проблем правового регулирования исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях, анализируются современное состояние отечественного отраслевого законодательства, его возможности по реализации исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России.
В результате исследования были решены следующие задачи: рассмотрение и установление условий отбывания наказания для вновь поступивших несовершеннолетних осужденных; исследование мер поощрений и взысканий, применяемых к несовершеннолетним осужденным, и правовых последствий в механизме правового регулирования исполнения и отбывания наказания для поддержания социально полезных связей осужденных.
С помощью формально-логического метода выявлены и проанализированы признаки, составляющие содержание ненадлежащего исполнения наказания при переводе осужденных из воспитательных колоний в исправительные колонии. Даны конкретные научно аргументированные предложения по внесению дополнений и изменений в уголовно-исполнительное законодательство, направленные на совершенствование правового регулирования исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях, в частности:
а) дополнить ч. 2 ст. 132 УИК РФ следующим образом: «Если к осужденному в период пребывания в следственном изоляторе применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, то срок его нахождения в обычных условиях исчисляется с момента поступления в воспитательную колонию;
б) исключить из диспозиции ч. 1 ст. 140 УИК РФ словосочетание «отрицательно характеризующиеся»;
в) изложить ч. 1 ст. 139 УИК РФ в следующей редакции: «1. В целях закрепления результатов исправления и успешной социальной адаптации, а также завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года»;
г) исключить из диспозиции ст. 136 УИК РФ ссылку на п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ (дисциплинарный штраф в размере 200 рублей);
д) изложить п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ в следующей редакции: «в) из исправительных колоний общего режима, воспитательных колоний (по достижении осужденным восемнадцатилетнего возраста) в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания.
Ключевые слова: воспитательная колония, осужденный, несовершеннолетний, возраст, условия отбывания наказания, лишение свободы, колония-поселение, меры поощрения, меры взыскания, злостное нарушение.
Решая задачи правового регулирования уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, содержащихся в воспитательных колониях России, целесообразно учитывать особенности организации процесса исправления и воспитания осужденных в данных учреждения для дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с уголовным и уголовно-исполни-тельным законодательством Российской Федерации осужденным к лишению свободы, не достигшим на момент вынесения приговора судом восемнадцати лет, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.
По состоянию на 1 января 2014 г. в 42 воспитательных колониях содержалось 1983 осужденных, в том числе 110 несовершеннолетних женского
пола [3]. Несмотря на общую тенденцию последних лет к уменьшению численности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях (с 2006 г. их количество сократилось более чем в 4 раза), оперативная обстановка в данных учреждениях остается сложной. Это связано прежде всего с уголовно-правовой характеристикой несовершеннолетних преступников: осуждены за особо тяжкие преступления 27 % и за тяжкие преступления 61 %. Каждый четвертый осужден за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый третий - за грабеж и разбой [1, с. 16]. Вследствие этого за последние три года в воспитательных колониях ухудшилась криминальная ситуация: происходили групповые неповиновения, массовые беспорядки, побеги из-под охраны и другие противоправные деяния. Главной причиной многих из них являются недостатки в правовом регулировании исполнения и отбывания наказания в этих учреждениях.
Учитывая, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) максимально дифференцировал условия отбывания лишения свободы несовершеннолетними осужденными, в воспитательных колониях в отличие от исправительных колоний закреплено не три, а четыре вида условий отбывания наказания - обычные, облегченные, льготные и строгие (ч. 1 ст. 132 УИК РФ). При нахождении осужденного в данных условиях реализуется различный объем правоограничений.
В соответствии с ч. 9 ст. 132 УИК РФ перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, которые производятся по представлению совета воспитателей отряда.
На основании ч. 2 ст. 132 УИК РФ срок нахождения в обычных условиях исчисляется осужденному со дня заключения его под стражу, если он в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.
На практике администрация воспитательных колоний вынуждена отходить от требований ст. 132 УИК РФ, а именно в плане исчисления срока в обычных условиях в отношении лиц, поступивших в воспитательную колонию из следственного изолятора, к которым применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Перевод из одних условий в другие без изучения личности и наблюдения за его поведением, результатов пси-
хологического обследования и индивидуальной воспитательной работы не осуществляется. Исходя из этого предлагаем дополнить ч. 2 ст. 132 УИК РФ следующим образом:
«Если к осужденному в период пребывания в следственном изоляторе применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, то срок его нахождения в обычных условиях исчисляется с момента поступления в воспитательную колонию.
Еще более глобальная проблема существует с созданием в воспитательных колониях различных изолированных участков. Согласно ч. 1 ст. 140 УИК РФ в воспитательных колониях должны быть созданы изолированные участки, функционирующие как исправительная колония общего режима, для отрицательно характеризующихся осужденных к лишению свободы, достигших возраста 18 лет. Создание на территории подобного изолированного участка и так требует различных дополнительных затрат. В настоящее время действует норма (ч. 1 ст. 139 УИК РФ), согласно которой осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, в целях завершения результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки остаются в воспитательной колонии, но не более чем до достижения ими 19 лет.
Администрация воспитательной колонии не обязана оставлять осужденных, достигших 18-летнего возраста. Как правило, данная норма распространяется только на положительно характеризующихся осужденных. Лица, достигшие 18-летнего возраста и характеризующиеся отрицательно, на основании ч. 1 ст. 140 УИК РФ переводятся для дальнейшего отбывания наказания в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию общего режима.
Однако для поддержания социально полезных связей с семьей, близкими родственниками и другим социально-позитивным окружением положительно характеризующие осужденные изъявляют желание по достижении 18-летнего возраста перевестись в исправительное учреждение ближе к дому. В этом случае администрация, руководствуясь ч. 1 ст. 140 УИК РФ, вынуждена налагать дисциплинарные взыскания и готовить документы в суд как на отрицательно характеризующегося осужденного. В дальнейшем эти осужденные при этапировании к месту отбывания наказания, а также при нахождении в следственном изоляторе нарушают правила внутреннего распорядка, для того чтобы заработать «авторитет», который якобы поможет им адаптироваться среди взрослых преступников. В связи с этим считаем необходимым исключить из диспозиции ч. 1 ст. 140 УИК РФ словосочетание «отрицательно характеризующиеся».
В декабре 2008 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», который изменил ч. 1 ст. 139 УИК РФ и сократил возможный срок содержания несовершеннолетних в воспитательной колонии с 21 года до 19 лет.
По нашему мнению, это изменение в уголовно-исполнительном законодательстве имеет крайне отрицательные последствия. Как правило, при поступлении в исправительную колонию общего режима переведенные смешиваются с общей массой осужденных, приобретают в оставшийся срок наказания криминальный опыт, а позитивные навыки, которые они получили в воспитательных колониях, быстро утрачиваются.
Учитывая, что действующая редакция ч. 1 ст. 139 УИК РФ не соответствует потребностям практики, целесообразно изложить ч. 1 ст. 139 УИК РФ в следующей редакции: «1. В целях закрепления результатов исправления и успешной социальной адаптации, а также завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года».
В целях поддержания надлежащего порядка формирования правомерного поведения несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы особое место занимают меры взыскания, которые непосредственно направлены на исправление правонарушителей и применяются за совершенное нарушение режима.
Среди мер взыскания, закрепленных в ст. 115 и 136 УИК РФ, применяемых к несовершеннолетним осужденным, необходимо обратить внимание на такой вид взыскания, как дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей.
Согласно ч. 3 ст. 117 УИК РФ дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Анализ практики деятельности воспитательных колоний показал, что ни в одной из исследованных нами воспитательных колоний Российской Федерации данная мера взыскания никогда не применялась. Так, на основании ч. 3 ст. 116 УИК РФ несовершеннолетний осужденный, совершивший нарушения, указанные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного п. «б» ст. 136 УИК РФ. На практике признание лица злостным нарушителем осуществляется постановлением начальника
воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии одновременно с наложением дисциплинарного взыскания в виде водворения в дисциплинарный изолятор.
На основании изложенного необходимо сделать следующие выводы: во-первых, дисциплинарное взыскание в виде штрафа в размере 200 рублей не дает возможности правильного его применения, так как происходит несогласованность между ч. 3 ст. 117 и ч. 3 ст. 116 УИК РФ. Во-вторых, дисциплинарный штраф может быть применен только к тем осужденным, которые трудятся на производстве, имеют на лицевых счетах денежные средства, заработанные в период отбывания наказания. В-третьих, взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет, а не на развитие воспитательной колонии. В связи с этим дисциплинарное взыскание в виде штрафа в размере 200 рублей целесообразно исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к несовершеннолетним осужденным. Исходя из этого необходимо исключить из диспозиции ст. 136 УИК РФ ссылку на п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ.
Не менее важное значение для исправления осужденных имеет стимулирующая норма уголовно-исполнительного законодательства, предусматривающая перевод осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения. По нашему мнению, такой перевод следует осуществлять и из воспитательной колонии [2, с. 8]. Направление несовершеннолетних преступников в указанные учреждения позволит частично снять проблему утраты социально полезных связей, которые имеют большое значение не только для исправления, но и для дальнейшей социальной адаптации. Кроме того, считаем, что перевод в колонии-поселения из воспитательных колоний должен учитывать: согласие осужденного на перевод, специальность (образование) осужденного, возможность предоставления администрации колонии-поселения рабочих мест, желание осужденного трудиться, отсутствие у осужденного заболеваний. В связи с этим предлагаем изложить п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ в следующей редакции: «в) из исправительных колоний общего режима, воспитательных колоний (по достижении осужденным восемнадцатилетнего возраста) в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания».
Таким образом, вышеуказанные изменения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации будут способствовать совершенствованию правового регулирования в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Список литературы
1. Характеристика осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) / Е. М. Данилин [и др.] ; науч. ред. В. И. Селиверстов. М., 2010. Вып. 1. 27 с.
2. Дроздов А. И. Создание воспитательных центров: организационные и правовые аспекты // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 1. С. 7-9.
3. иКЬ:Ь11р:/фсин.рф//81гис1иге/1п8рео1ог/1ао/81а11811ка/Кга1кауа%20Ьаг-ка20и18 (дата обращения: 01.10. 2014).
SERGEY BORISOVICH RYABYKH,
candidate of tew, lecturer of department of penitentiary and criminal law
(Voronezh institute of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF EXECUTION AND SERVING OF A PENAL SENTENCE AGAINST CONVICTED PERSONS DETAINED IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES
Annotation: the article ana1yses the peculiarities of the organization of the process of correction and education of prisoners in correctional establishments.
The object of the research is a complex of theoretical, practical, legal and organizational problems of legal regulation enforcement and punishment in juvenile correctional facilities.
The aim of this work is a comprehensive analysis of the current state of the domestic industry legislation, its implementation, execution and serving a criminal sentence of imprisonment in a juvenile in reforming conditions of the penitentiary system of Russia.
The goal was provided by solving the following series of research tasks: review and establishment of conditions of detention for newly admitted juvenile offenders; the study of measures of rewards and penalties applicable to juvenile offenders and the legal implications in the mechanism of legal regulation enforcement and punishment to maintain socially-useful links convicts.
Using formal logical method identified and analyzed the characteristics that make up the content of improper performance penalty when transferring inmates of juvenile correctional facilities in the penal colony.
The scientific reasoned proposals on introduction of amendments and additions to the criminal are given, in particular:
a) supplement h. 2, Art. 132 Punishment Code as follows: «If a convicted person during his stay in the detention center used measure of punishment in the form of placement in solitary confinement, the period of his stay in normal conditions is calculated from the date of admission to an educational colony;
b) to exclude from the disposition h. 1, Art. 140 Punishment Code, the phrase «characterized by a negative»;
c) outline h. 1, Art. 139 Punishment Code to read as follows: «1. In order to consolidate the results of rectification and successful social adaptation, as well as completion of secondary (complete) general education or training convicts who have reached the age of 18 may be left in an educational colony until the end of the sentence, but not longer than until they reach the age of 21 «.
d) exclude from the disposition of Art. 136 PEC RF link to n. «В» of Part 1 of Art. 115 Punishment Code (disciplinary penalty in the amount of 200 rubles);
d) state the claim. «in» Part. 2 tbsp. 78 Punishment Code to read as follows: «a) of the penal colony, correctional facilities (upon reaching the age of eighteen convicted) in a colony settlement - after serving inmates of light-duty content, not less than one quarter of their sentence.
Key words: an educational colony, convicted, the minor, age, punishment serving conditions, deprivation of liberty, a colony settlement, measures of encouragement, disciplinary measures, malicious violation.
References
1. Kharakteristika osuzhdennykh otbyvayuschikh nakazaniya v vide lisheniya svobody (po materialam spetzial'noi perepisi osuzhdennykh) [Characteristics of prisoners serving the sentence of imprisonment (by materials of the special census of prisoners. Under scientific edition of V. I. Seliverstov]. Moscow, 2010, Vol. 1, 27 p.
2. Drozdov A. I. Sozdanie vospitatel'nykh tzentrov: organizatzionnye i pravovye aspekty. [Creation of educational centers: organizational and legal aspects]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2011, no. 1, p. 7-9.
3. URL:http:/fsinh//structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka20UIS (Accessed 1 October 2014).