Научная статья на тему 'О порядке применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в содружестве Независимых Государств'

О порядке применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в содружестве Независимых Государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
885
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PENALTY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL AND EXECUTIVE LEGISLATION / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / VIOLATION OF AN ESTABLISHED ORDER OF SERVING SENTENCE / МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ / DISCIPLINARY MEASURES / НАЧАЛЬНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / CHIEF OF CORRECTIVE ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович, Лепщиков Алексей Николаевич

Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, направлены на поддержание соответствующего порядка и условий отбывания уголовного наказания, дисциплины среди осужденных, выступают способом фиксации степени их исправления, стимулируют их к правопослушному поведению.Сравнительно-правовой анализ зарубежного, в том числе модельного, уголовно-исполнительного законодательства, международных стандартов обращения с осужденными метод совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства, а дополнительное изучение зарубежного опыта исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, включая вопросы применения мер взыскания к осужденным, способствует повышению эффективности данных процессов. Страны участницы Содружества Независимых Государств, активно формируют уголовно-исполнительное законодательство и основные тенденции по исполнению уголовных наказаний в свете применения новых Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с осужденными 2015 года (Правила Нельсона Манделы).На основе изучения системы мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, их содержания, формы выражения, порядка применения, механизма назначения и погашения в странах Содружества Независимых Государств формулируются выводы о перспективах развития дисциплинарной ответственности осужденных в местах лишения свободы, ее законодательной регламентации, особенностях использования в исправительных учреждениях, их соответствии международным стандартам отбывания наказания.Аргументируются предложения об использовании зарубежного опыта при совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства, а также проведении дополнительных научных и прикладных исследований в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович, Лепщиков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О порядке применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в содружестве Независимых Государств»

УДК 343.821(47+57)

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОТАПОВ, ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, e-mail: potapov_35@list.ru;

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕПЩИКОВ, ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, e-mail: kuipovro.vipe@mail.ru

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Реферат: меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, направлены на поддержание соответствующего порядка и условий отбывания уголовного наказания, дисциплины среди осужденных, выступают способом фиксации степени их исправления, стимулируют их к правопослушному поведению.

Сравнительно-правовой анализ зарубежного, в том числе модельного, уголовно-исполнительного законодательства, международных стандартов обращения с осужденными - метод совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства, а дополнительное изучение зарубежного опыта исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, включая вопросы применения мер взыскания к осужденным, способствует повышению эффективности данных процессов. Страны - участницы Содружества Независимых Государств, активно формируют уголовно-исполнительное законодательство и основные тенденции по исполнению уголовных наказаний в свете применения новых Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с осужденными 2015 года (Правила Нельсона Манделы).

На основе изучения системы мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, их содержания, формы выражения, порядка применения, механизма назначения и погашения в странах Содружества Независимых Государств формулируются выводы о перспективах развития дисциплинарной ответственности осужденных в местах лишения свободы, ее законодательной регламентации, особенностях использования в исправительных учреждениях, их соответствии международным стандартам отбывания наказания.

Аргументируются предложения об использовании зарубежного опыта при совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства, а также проведении дополнительных научных и прикладных исследований в данной сфере.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, уголовное наказание, международные стандарты, уголовно-исполнительное законодательство, лишение свободы, осужденный, дисциплина, нарушение установленного порядка отбывания наказания, меры взыскания, начальник исправительного учреждения.

ANDREY MIKHAYLOVICH POTAPOV, VILE of the FPS of Russia, Vologda, Russian Federation, e-mail: potapov_35@list.ru;

ALEXEY NIKOLAEVICH LEPSHHIKOV, VILE of the FPS Russia, Vologda, Russian Federation, e-mail: kuipovro.vipe@mail.ru

THE ORDER OF DISCIPLINARY MEASURES APPLICATION TO PRISONERS IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Abstract: the disciplinary measures applied to convicts to imprisonment are directed to maintenance of the appropriate order and conditions of serving of criminal penalty, discipline among convicts, appear a method of fixing of a level of their correction, stimulate them to right obedient behavior.

The comparative and legal analysis of the foreign, including model, criminal and executive legislation, the international standards of treatment of convicts - a method of enhancement of the domestic criminal and executive legislation of the Russian Federation, and an additional study of foreign experience of execution and serving sentence in the form of imprisonment, including questions of application of disciplinary measures to convicts, promotes increase in efficiency of these processes. Member countries of the Commonwealth of Independent States (CIS), actively create the criminal and executive legislation and the main tendencies on execution of criminal penalties in the light of application of new United Nations standard minimum rules concerning treatment of convicts of 2015 (Nelson Mandela's Rules).

On the basis of a study of system of the disciplinary measures applied to convicts to imprisonment, their content, the form of expression, an order of application, the mechanism of assignment and cancellation in the CIS countries are formulated outputs about perspectives of development of disciplinary responsibility of convicts in places of detention, its legislative regulation, features of use in correctional facilities, their compliance to the international standards of serving sentence.

The article also touches upon the use of foreign experience while developing home penal legislation and also carrying out additional scientific and applied researches in this sphere.

© Потапов А. М., Лепщиков А. Н., 2017 © Potapov A. M., Lepshhikov A. N., 2017

Keywords: Commonwealth of Independent States, criminal penalty, international standards, criminal and executive legislation, imprisonment, convict, discipline, violation of an established order of serving sentence, disciplinary measures, chief of corrective establishment.

В соответствии с международными стандартами отбывания наказания (Правила Нельсона Манделы 2015 г.) дисциплину и порядок в исправительных учреждениях следует поддерживать в том числе путем ограничений, которые необходимы для соблюдения должных правил общежития в них. В контексте данной работы речь будет идти о мерах взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, назначаемых за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Содержание данных ограничений должно быть обязательно урегулировано на законодательном уровне и прежде всего касаться:

- поведения осужденного, представляющего собой дисциплинарное нарушение;

- вида и продолжительности мер взыскания, которые могут быть наложены на осужденных;

- субъекта, имеющего право налагать такие меры взыскания.

Указанные положения международных стандартов отбывания наказания соответствуют динамике их развития на современном этапе. При этом стоит отметить, что на территории стран Содружества Независимых Государств ( СНГ) в настоящее время происходит активное развитие уголовно-исполнительного законодательства путем изменения действующих кодифицированных актов (Армения, Азербайджан, Беларусь, Узбекистан) и принятия новых уголовно-исполнительных кодексов (Казахстан, Киргизия).

Процессы, затрагивающие применение мер взыскания к осужденным, имеют свои национальные особенности, поэтому представляют особый научный интерес в рамках обобщения существующих зарубежных подходов к их законодательной регламентации в целях совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и практики его применения в вопросах дисциплинарной ответственности осужденных. Актуальность этот процесс приобретает в рамках разработки новой модели уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Изначально меры взысканий, применяемые к осужденным, лишенным свободы, были определены в Модельном уголовно-исполнительном кодексе стран СНГ 1996 г. (Модельный кодекс), который, как и уголовно-исполнительное законодательство большинство стран СНГ, предусматривал следующие меры взысканий:

- выговор (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Узбекистан);

- дисциплинарный штраф в размере, устанавливаемом государством (Казахстан, Киргизия, Россия);

- водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до пятнадцати суток (Азербайджан: мужчин - до пятнадцати суток, женщин - до десяти суток, Армения - в карцер, Беларусь - до десяти суток, Казахстан - в дисциплинарный изолятор, Киргизия, Россия, Узбекистан в изоляторы и карцеры);

- перевод осужденных мужчин - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, в том числе перевод в единое помещение камерного типа);

- перевод осужденных женщин - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в помещения камерного типа на срок до трех месяцев (Азербайджан, Беларусь, Киргизия, Россия);

- отмена права осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, проживания вне общежития и запрет выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до одного месяца. При этом к осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях-поселениях, не применяется взыскание в виде перевода в помещения камерного типа (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия);

- осужденные - злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию того вида режима, который был ранее определен судом, а лица, направленные по приговору суда в колонию-поселение, - в исправительную колонию общего режима; из исправительных колоний общего и строгого режимов - в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в колонии (Азербайджан, Беларусь, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан).

Кроме того, некоторые страны СНГ применяют и иные меры взысканий на национальном уровне: предупреждение (Азербайджан, Узбекистан); строгий выговор (Армения); внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправительного учреждения (Беларусь); отмена улучшенных условий отбывания наказания (Азербайджан, Узбекистан); лишение права на получение очередной посылки или передачи (Беларусь); лишение очередного длительного или краткосрочного свидания (Беларусь); приостановление права получения посылок, передач и бандеролей, за исключением вещей, необходимых для личной гигиены и медицинской помощи, на срок до двух месяцев (Молдова); приостановление права на краткосрочные и длительные свидания на срок до трех месяцев (Молдова); запрет проживания за пределами пенитенциарного учреждения для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения (Молдова).

Оценка указанных мер взыскания показывает, что наиболее распространенными их видами являются: выговор, водворение в штрафной изолятор или помещение камерного типа, отмена права проживания за пределами колонии-поселения, перевод в другое исправительное учреждение. Данное соотношение характерно и для новых уголовно-исполнительных кодексов Казахстана и Киргизии, что позволяет сделать вывод о преемственности и эффективности данных мер взыскания.

Необходимо отметить неоднозначный характер отдельных мер взыскания, имеющих место в странах СНГ, с точки зрения соответствия международным стандартам. Так, применяемая в Беларуси мера взыскания в виде внеочередного дежурства по уборке помещений или территории исправительного учреждения противоречит положению стандарта о том, что осужденных не следует назначать в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию самого тюремного учреждения (пр. 40.1 Правил Нельсона Манделы).

Кроме того, в Правилах Нельсона Манделы закреплено, что дисциплинарные взыскания не должны запрещать контакты с семьей (пр. 43.1). Такие

меры взысканий, как лишение права на получение очередной посылки или передачи (Беларусь), лишение очередного длительного или краткосрочного свидания (Беларусь), приостановление права получения посылок, передач и бандеролей, за исключением вещей, необходимых для личной гигиены и медицинской помощи, на срок до двух месяцев (Молдова), приостановление права на краткосрочные и длительные свидания на срок до трех месяцев (Молдова) ограничивают контакты с семьей на длительный период, что вызывает вопросы.

В отношении срочности мер взыскания обращает на себя внимание и требование стандарта, запрещающего длительное одиночное заключение в качестве меры взыскания, то есть одиночное заключение в течение срока, превышающего 15 дней подряд (пр. 43.1). В законодательстве стран СНГ под такую меру подпадает перевод осужденных мужчин - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях особого режима, в одиночные камеры на срок до шести месяцев. По своему содержанию данная мера взыскания, на наш взгляд, может быть изменена в сторону минимизации одиночного содержания.

Требует внимания и такая мера взыскания, как отмена улучшенных условий содержания, применяемая в Азербайджане и Узбекистане. В большинстве стран СНГ данная мера взыскания была упразднена ввиду того, что изменение условий отбывания наказания является следствием применения других дисциплинарных взысканий, а применение двух взысканий за одно нарушение недопустимо. Изменяемые условия отбывания наказания - это не мера дисциплинарного наказания, а место отбывания наказания нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Научная дискуссия по этому вопросу продолжается и сегодня [1, с. 109-110].

Применение мер взыскания к осужденным, лишенным свободы, в странах СНГ также требует сравнительно-правового анализа механизма их реализации. Сформированный в Модельном кодексе подход к применению мер взыскания, обязывающий учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного, а налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру проступка, является общим для всех стран и соответствует международным стандартам.

При этом срок, в течение которого должно быть назначено наказание, варьируется в разных странах. Так, в Модельном кодексе предусматривается, что взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если проводилась проверка - со дня ее окончания, но не

позднее трех месяцев со дня совершения проступка. Аналогичные сроки предусмотрены в Беларуси, Казахстане, Киргизии, России.

В Азербайджане срок установлен в указанных пределах, срок проверки сокращен до одного месяца.

В Армении рассматриваемый срок наложения взыскания - пятнадцать суток без возможности его продления в рамках проверки. Это самый короткий срок, установленный в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ.

Кроме того, только в Азербайджане и Армении устанавливается исключительно письменная форма наложения дисциплинарных взысканий. В остальных странах по ряду взысканий предусматривается устная форма его объявления. При этом в Беларуси данный вопрос на законодательном уровне оформлен бланкетной нормой, предусматривающей его регламентацию правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Данная ситуация во многом обусловлена субъектами, применяющими меры взыскания к осужденным. Общим правилом является то, что только начальник исправительного учреждения (лицо, его заменяющее) обладает правом применять все виды взысканий. Это характерно для Армении, Киргизии, Молдовы, Узбекистана. В Беларуси таким правом пользуются вышестоящие руководители, заместители начальника исправительного учреждения и начальники отрядов, в Казахстане - начальники исправительных учреждений и их заместители. В России, кроме начальников исправительных учреждений, правом налагать устное взыскание обладают начальники отрядов. Вопрос о субъектах, применяющих меры взыскания, остается открытым в уголовно-исполнительном праве, существующие законодательные подходы в разных странах подтверждают это. Кроме того, по такой мере взыскания, как перевод в другое исправительное учреждение, субъектом применения выступает суд, который занимает особое место в дисциплинарном производстве, не подпадая под законодательный перечень должностных лиц, применяющих меры взыскания.

Отдельно по порядку применения мер взыскания в Модельном кодексе устанавливается, что взыскания приводятся в исполнение, как правило, немедленно и лишь в исключительных случаях -не позднее одного месяца со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Данное положение аналогично закрепляется в уголовно-исполнительном законодательстве Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Молдовы. При этом в Армении содержится указание только на немедленное исполнение дисциплинарного взыскания, других сроков нет.

Обращает на себя внимание законодательный подход Казахстана, заключающийся также в немедленном исполнении дисциплинарных взысканий, а в случаях болезни осужденного, его этапирования либо отсутствия условий для его исполнения - не позднее одного месяца со дня наложения. Таким образом, в Казахстане конкретизировали условия, при которых предоставляется отсрочка начала исполнения взыскания. Данная практика требует дополнительного изучения, так как в целом оценивается положительно.

Необходимо отметить и ряд других моментов, встречающихся в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ и обращающих на себя внимание. Так, если по правилу, сформулированному в Модельном кодексе, за один проступок запрещается назначать несколько взысканий, то в Беларуси и Азербайджане данное правило расширили нормой, закрепляющей, что за несколько нарушений, совершенных одновременно или в течение одних суток, может налагаться одно взыскание. Этот законодательный подход также оценивается положительно.

Отдельное место в порядке применения взыскания занимает механизм их снятия (погашения). Модельным кодексом отмечается, что если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Данный срок установлен также в Азербайджане, Киргизии, Молдове, России, Узбекистане. В Армении, Беларуси, Казахстане указанный срок составляет шесть месяцев. При этом в Казахстане данная норма расширена указанием на то, что, если в течение шести месяцев со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания, а признанный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания - не являющимся таковым. Данный законодательный подход ранее уже обсуждался в юридической литературе [2, с. 52-53] и поддерживается нами, так как устраняет проблему расчета срока содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях в случае погашения их взыскания.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ мер взыскания к осужденным, лишенным свободы, и порядка их применения в странах СНГ показывает, что реализация дисциплинарной ответственности во многом обусловлена тенденциями развития самих стран. С одной стороны, государства отходят от практики следования совместно разрабатываемым модельным законам в области исполнения и отбывания уголовных наказаний, с другой - продолжается процесс самостоятельного развития пра-

вового регулирования вопросов в данной сфере. Это прямо касается вопросов применения мер взыскания к осужденным, лишенным свободы. Указанные в рамках данной работы особенности уго-

ловно-исполнительного законодательства в этой области отдельных стран СНГ могут быть учтены при совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

Библиографический список

1. Янчук И. А. Отдельные вопросы правового регулирования системы социальных лифтов, применяемой в исправительных учреждениях ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1 (88). С. 107-111.

2. Янчук И. А. Об использовании оценки степени исправления осужденных к лишению свободы в процессе дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 50-53.

Литература

1. Янчук, И. А. Об использовании оценки степени исправления осужденных к лишению свободы в процессе дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний [Текст] / И. А. Янчук // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 1 (33). - С. 50-53.

2. Янчук, И. А. Отдельные вопросы правового регулирования системы социальных лифтов, применяемой в исправительных учреждениях ФСИН России [Текст] / И. А. Янчук // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 1 (88). - С. 107-111.

References

1. Janchuk I. A. Ob ispol'zovanii ocenki stepeni ispravlenija osuzhdennyh k lisheniju svobody v processe differenciacii i individualizacii ispolnenija nakazanij [About use of assessment of extent of correction of convicts to imprisonment in the course of differentiation and individualization of execution of punishments]. Vest-nik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of institute: crime, punishment, correction, 2016, no. 1 (33), pp. 50-53. (In Russ.).

2. Janchuk I. A. Otdel'nye voprosy pravovogo regulirovanija sistemy social'nyh liftov, primenjaemoj v is-pravitel'nyh uchrezhdenijah FSIN Rossii [Single questions of legal regulation of the system of social elevators applied in correctional facilities of the FPS of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 1 (88), pp. 107-111. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Потапов Андрей Михайлович - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, e-mail: potapov_35@list.ru;

Лепщиков Алексей Николаевич - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, e-mail: kuipovro.vipe@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Потапов, А. М. О мерах взыскания осужденных к лишению свободы и порядке их применения в Содружестве Независимых Государств / А. М. Потапов, А. Н. Лепщиков // Уголовно-исполнительное право. -2017. - Т. 12(1-4), № 3. - С. 342-346.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Potapov Andrey Mikhaylovich - phd in law, associate professor, head of penal law and organization of educational work with condemned department of the VILE of the FPS of Russia, Vologda, Russian Federation, e-mail: potapov_35@list.ru;

Lepshchikov Alexey Nikolaevich - associate professor of penal law and organization of educational work with condemned department of the VILE of the FPS of Russia, Vologda, e-mail: kuipovro.vipe@mail.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Potapov A. M., Lepshhikov A. N. O merah vzy-skanija osuzhdennyh k lisheniju svobody i porjadke ih primenenija v sodruzhestve nezavisimyh gosudarstv [The order of disciplinary measures application to prisoners in the commonwealth of independent states]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 3, pp. 342-346. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.