ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ в уголовно-исполнительной системе
Долматов В.Е.
Долматов Вадим Евгеньевич - старший инспектор, группа по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, лейтенант внутренней службы, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Московской области, г. Ногинск
Аннотация: в данной работе выделены основания для изменения вида исправительного учреждения (ИУ), к которым можно отнести: поведение или состояние здоровья осуждённого, необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов, достижение осужденным определенного возраста в период отбывания наказания. На деле же в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения в зависимости от их поведения и отношения к труду. Изменение вида исправительного учреждения осуществляет суд по месту отбывания наказания по представлению администрации учреждения.
Ключевые слова: исправительное учреждение, колония, колония-поселение, уголовно-исполнительная система, отбывание наказания.
GROUNDS FOR CHANGING THE TYPE OF CORRECTIONAL INSTITUTION IN THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM
Dolmatov V.E.
Dolmatov Vadim Evgenievich - Senior Inspector, GROUP ON EDUCATIONAL WORK WITH SUSPECTS, ACCUSED AND CONVICTED, Lieutenant of Internal Service, PKU SIZO-1 OF THE UFSIN OF RUSSIA FOR THE MOSCOW REGION, NOGINSK
Abstract: in this work, the reasons for changing the correctional institution (IU) are identified, which include: the behavior or state of health of the convict, the need to resolve criminal procedural issues, the attainment of a certain age by convicts during the serving of punishment. In fact, in the process of serving a sentence in the form of deprivation of liberty, convicts can be changed the type of correctional institution, depending on their behavior and attitude towards work. A change in the type of correctional institution shall be carried out by the court at the place of serving the sentence upon submission by the administration of the institution. Keywords: correctional institution, colony, colony-settlement, penitentiary system, serving punishment.
УДК 343
Изменение вида исправительного учреждения - перевод осужденного из исправительного учреждения (ИУ) одного вида в другой, влекущий за собой изменения нормативно предусмотренных условий отбывания наказания, правового положения осужденного и применения к нему средств исправления, в целях его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.
В соответствии с этим определением можно выделить ряд способов изменения вида ИУ: перевод положительно характеризующихся осужденных из исправительной колонии общего или строгого режима в колонию-поселение; перевод положительно характеризующихся осужденных из тюрьмы в исправительную колонию (ИК); перевод положительно характеризующихся осужденных из ИК особого режима в ИК строгого режима; перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями, из колонии-поселения в ИК, вид которой был ранее определен судом; перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями, из ИК общего, строгого и особого режимов в тюрьму; перевод осужденных
из ИК, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор (СИЗО) для участия в процессуальных мероприятиях; перевод осужденных из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий как ИК общего режима, при его наличии или в ИК общего режима; перевод больных осужденных, требующих стационарного лечения, в лечебно -профилактическое учреждение (ЛПУ) из других ИУ и обратно; перевод осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, для амбулаторного лечения в лечебное исправительное учреждение (ЛИУ) из других ИУ и обратно и др.
Изучение ст. 78 УИК РФ показывает, что основанием изменения вида ИУ является поведение осужденного. В этой норме закона описываются отдельные из вышеупомянутых способов изменения вида ИУ, в которых поведение осужденного (положительное или отрицательное) является основанием перевода в ИУ другого вида. Другие нормы закона также ориентируют правоприменителя на учет поведения осужденного как основания изменения вида ИУ [5, с. 49].
Так, положительно характеризующиеся осужденные могут быть оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО или тюрем. Представляется, что предусмотрение максимального числа способов изменения вида ИУ будет стимулировать правопослушное поведение осужденных под «угрозой» ухудшения условий отбывания наказания или ввиду «стремления» их улучшить (иные способы совершенствования данного правового института описываются в литературе [1, с. 37].
Вместе с тем осужденные, ранее переведенные из ИК особого режима в ИК строгого режима, в случае отрицательного поведения не могут быть (как следует из ст. 78 УИК РФ) по решению суда возвращены обратно. В противном случае осужденные не заинтересованы в своем последующем правопослушном поведении после такого перевода. Одним из оснований изменения вида ИУ является необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов. В соответствии со ст. 77.1 УИК РФ осужденные из ИК, ВК или тюрьмы могут быть переведены в СИЗО на срок, определяемый органами предварительного расследования преступлений. При этом виде перевода также учитывается поведение осужденного [4, с. 54].
Так, по ч. 4 ст. 77.1 УИК РФ по окончании следственных действий или судебного разбирательства осужденные переводятся в ИК, ВК или тюрьму, в которых они отбывали наказание, если судом им не изменен вид ИУ. Это, по-видимому, означает, что поведение осужденного в СИЗО тоже может стать основанием для изменения вида ИУ. Еще одно основание изменения вида ИУ заключается в достижении осужденным определенного возраста в период отбывания наказания в ВК (ст. 140 УИК РФ).
В этом случае также учитывается поведение осужденного, так как по достижении 18 лет положительно характеризующиеся осужденные могут быть еще на один год оставлены в ВК, а отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18 лет, а также все осужденные, достигшие 19 лет, переводятся из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий как ИК общего режима, при его наличии или в ИК общего режима (ст. 140 УИК РФ). Очередное основание изменения вида ИУ касается состояния здоровья осужденного, имеющего серьезное влияние на процесс отбывания наказания [2, с. 112-117], и перевода в ЛПУ или ЛИУ (ст. 101 УИК РФ) и обратно. В данном случае определенное значение имеет поведение осужденного.
Так, согласно п. 138 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ (это же распространяется и на ЛИУ) и возвращены по прежнему месту содержания при отсутствии медицинских противопоказаний.
Таким образом, можно выделить четыре основания изменения вида ИУ:
1) поведение осужденного;
2) необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов;
3) достижение осужденным определенного возраста в период отбывания наказания в ВК;
4) состояние его здоровья. Однако только первое - поведение осужденного - в той или иной степени учитывается при всех способах изменения вида ИУ. На наш взгляд, в ст. 78 и
54
других статьях УИК РФ следует четко закрепить не только способы изменения вида ИУ, но и основания таких переводов осужденных. Между тем иногда расплывчаты критерии, позволяющие отнести осужденного к требующему перевода в ИУ другого вида.
Так, в соответствии с п. 204 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 августа 2010 г. № 640 и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 190 (Порядок организации медицинской помощи), обратный перевод в ИУ из ЛПУ ставится в зависимость от поведения осужденного: лица, систематически или злостно нарушающие больничный режим, а также отказывающиеся от лечения, могут быть выписаны из больницы по месту отбывания наказания в определенных случаях.
При этом поведение осужденного становится дополнительным критерием (кроме основного - состояния здоровья) обратного перевода в ИУ осужденного, содержащегося в ЛПУ. В п. 138 ПВР ИУ также указывается дополнительный критерий обратного перевода осужденных из ЛПУ в ИУ: осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и по прежнему месту содержания при отсутствии медицинских противопоказаний. Перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания дан в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, однако среди них нет систематического или злостного нарушения больничного режима, а также отказа от лечения. В связи с этим критерии перевода осужденных-нарушителей из ЛПУ в другие ИУ отличаются друг от друга в разных подзаконных актах - Порядке организации медицинской помощи и ПВР ИУ [3].
Однако главным основанием изменения вида ИУ по-прежнему является поведение осужденного. Оценка этого поведения должна быть основана на конкретных критериях, которые в ст. 78 УИК РФ прописаны недостаточно. Так, согласно данной статье осужденные условно делятся на положительно характеризующихся и злостных нарушителей. Между этими двумя категориями имеется несколько промежуточных оценок поведения осужденных: имеющие поощрения и взыскания и содержащиеся в облегченных условиях содержания; не имеющие ни поощрений, ни взысканий и содержащиеся в обычных условиях содержания; не имеющие поощрений, имеющие взыскания и содержащиеся в обычных условиях содержания и т. п.
Изменение вида ИУ в отношении положительно характеризующихся осужденных целесообразно только тогда, когда имеющиеся средства облегчения условий отбывания наказания в данном учреждении исчерпаны [1, с. 38].
Подразумевается, что такие осужденные должны иметь поощрения, не иметь взысканий, а также находиться в ИК общего, строгого и особого режимов на облегченных условиях отбывания наказания. В отношении осужденных, признанных злостными нарушителями (по аналогии с положительно характеризующимися, которые должны быть переведены в облегченные условия), изменение вида ИУ целесообразно после их перевода в строгие условия (а не после, например, перевода осужденного, признанного злостным нарушителем, из облегченных в обычные условия).
Иная ситуация - по отношению к колониям-поселениям. Так, представляется расплывчатым критерием запрет перевода в колонии-поселения осужденных, не прошедших обязательного лечения, а также требующих специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. В таких заведениях проходят лечение значительное количество осужденных, имеющих как заболевания, требующие применения принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения, так и иные болезни. Отдельные заболевания законодатель объединил в группу, требующую обязательного лечения: алкоголизм, наркомания, токсикомания, ВИЧ-инфекция, открытая форма туберкулеза или венерические заболевания (ст. 18 УИК РФ).
Не меньшее значение в отношении осужденных с психическими расстройствами имеют принудительные меры медицинского характера. Полагаем, что в ст. 78 УИК РФ следует закрепить положение о запрете переводить в колонии-поселения (где режим существенно
55
ослаблен по сравнению с ИК общего, строгого и особого режимов) осужденных, к которым применяются принудительные меры медицинского характера или обязательное лечение. Между тем, как указывают исследователи [3, с. 35-36], в колониях-поселениях все же содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза, которые должны проходить лечение в ЛИУ, ведь ограничения, указанные в ст. 78 УИК РФ, отсутствуют в ст. 58 УК РФ (на другие недостатки уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования межотраслевых институтов указывается в юридической литературе) [4, с. 52-55].
Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего улучшения правовой регламентации оснований и критериев изменения вида ИУ.
Список литературы /References
1. Антонкин К.ЛПроблемы обеспечения надзора за осужденными в колониях -поселениях и на участках колоний-поселений // Вестник Кузбасского института, 2014. № 4 (21). С. 36-42.
2. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология, 2014. № 1. С. 112-117.
3. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г. / под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. В.И. Селиверстова. М., 2012. 938 с.
4. Кашуба Ю.А., Скиба А.П. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы правового положения больных осужденных // Уголовно-исполнительное право, 2012. № 1. С. 52-55.
5. Скиба А.П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования // Человек: преступление и наказание, 2014. № 3. С. 46-50.