Научная статья на тему 'Особенности дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях'

Особенности дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1170
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов А. Л.

Статья посвящена проблемам дифференциации исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, применения к ним мер поощрения и взыскания, определения условий отбывания наказания в воспитательных колониях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях»

Особенности дифференциации условий отбывания наказания

в воспитательных колониях

А.Л. САНТАШОВ - начальник кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Социально-правовая природа института изменения условий отбывания наказания (прогрессивная система). Современный этап развития Российского государства характеризуется особым вниманием к соблюдению прав человека. Это касается и уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем практика деятельности исправительных учреждений свидетельствует о необходимости дифференциации условий отбывания наказания для различных категорий осужденных1.

Речь здесь следует вести, с одной стороны, о смягчении условий отбывания наказания, сокращении сроков пребывания в исправительных учреждениях для осужденных за менее опасные преступления, а с другой - о создании жестких условий для тех, кто виновен в тяжких и особо тяжких преступлениях, а также для нежелающих становиться на путь исправления, злостных нарушителей режима, не поддающихся исправлению2.

Наиболее отчетливо курс на гуманизацию условий отбывания наказания в отношении несовершеннолетних осужденных проявился в последние годы3. Особое внимание стало уделяться возможности изменения условий содержания осужденных в рамках

одного учреждения в зависимости от достигнутых результатов исправления и специфики отдельных групп (категорий)4.

Систему организации режима в исправительных учреждениях (в том числе и в ВК), которая предусматривает изменение условий содержания осужденных в зависимости от результатов исправительного воздействия, принято именовать прогрессивной5. Она является одной из основных форм реализации института дифференциации исполнения наказания. При этом, как справедливо отмечает О.И. Бажанов, определение прогрессивной системы только как особого порядка отбывания наказания в виде лишения свободы необоснованно сужает ее цели6. Наиболее приемлемой нам представляется позиция Ю.М. Ткачевского, который пишет: «Прогрессивной системой исполнения уголовных наказаний является установленный законом порядок изменения условий исполнения уголовных наказаний, улучшающий или ухудшающий правовой статус осужденного в зависимости от его поведения, отношения к отбываемому наказанию»7.

Вполне понятно, что с течением времени представления о прогрессивной системе, формах и видах

ее реализации существенно менялись. Совершенно справедливо констатирует Ю.М. Ткачевский, что сам этот термин условен8, хотя в последнее время предпринимаются попытки его подкорректировать. Так, А.Е. Шевченко использует в своей работе понятие «прогрессивно-регрессивная система»9. По его мнению, в случае хорошего поведения осужденного и соответственно улучшения условий отбывания наказания имеет место прогрессивный элемент и, наоборот, при плохом поведении и ухудшении условий - регрессивный.

Вместе с тем некоторые авторы скептически относятся к такого рода терминологическому нововведению. Оно, на их взгляд, не полностью отражает сущность прогрессивной системы. При ее применении ключевым является то обстоятельство, что осужденный постоянно ощущает перспективу изменения своего положения как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения. Таким образом, с точки зрения карательно-воспитательного воздействия возможность увеличения объема кары тоже прогрессивный элемент10.

Противоречие здесь только кажущееся. В данном случае следует согласиться с А.Е. Шевченко, так как оба элемента следует рассматривать в диалектическом единстве как два способа выражения реакции общества на изменение поведения осужденного.

Особое значение в раскрытии сущности прогрессивной системы имеют ее признаки (свойства), к числу которых относятся следующие:

- наглядность применения (личный опыт и пример осужденных демонстрируют связь положительного или негативного поведения субъекта, его отношения к режимным правилам исполняемого наказания с изменениями правового положения в лучшую или худшую сторону);

- обоснованность (справедливость) применения;

- равенство возможностей (все осужденные имеют равные возможности для улучшения условий содержания);

- значительность и ощутимость изменений режима исполнения наказания в связи с переходом на ту или иную ступень прогрессивной системы;

- неоднократность применения;

- реализация путем применения поощрительных и охранительных норм уголовного и уголовно-исполнительного права.

Несмотря на то, что прогрессивная система как способ отбывания наказания известна и применяется различными государствами более полутора веков и ей посвящены многочисленные теоретические разработки, у нее есть как убежденные сторонники (Г.А. Аванесов, Н.А. Беляев, О.И. Бажанов, Ю.М. Ткачевский и др.), так и противники11. Встречаются также в литературе и разночтения по поводу ее сущности.

Так, например, Н.А. Стручков обоснованно выступал против отождествления прогрессивной системы с полным исполнением наказания. Он исходил из того, что прогрессивная система - всего лишь часть процесса исполнения наказания, его дифференциация12. По мнению Ю.М. Ткачевского, прогрессивная система является одной из частей (элементов) режима исполнения наказания и реализуется путем изменения в ту или иную сторону карательного воз-действия13. Действительно, кара осужденного осуществляется только через режимные правила исполнения любого наказания. Следовательно, предписания прогрессивной системы являются не только частью карательно-воспитательного процесса, но и частью режима исполнения наказания.

Особенности изменения условий отбывания наказания в ВК. Как известно, наиболее широким является диапазон изменения условий содержания осужденных в местах лишения свободы, что придает гибкость осуществлению дифференцированного исполнения наказания. Так, в соответствии со ст. 132 УИК РФ в ВК устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

Разрешая вопрос о дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в ВК, отметим, что в соответствии с определенным законодателем характером изменения правового статуса воспитанника она выглядит следующим образом:

Дифференциация условий отбывания наказания в виде лишения свободы в ВК

Условия отбывания лишения свободы в ВК Размер денежных средств, разрешаемый для расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (в месяц) * Количество свиданий, разрешаемых воспитанникам в течение года Место проживания

краткосрочных дли-тельных

Строгие 3 МРОТ 6 - Изолированные жилые помеще н ия, запираемые в свободное от учебы или работы время

Обычные 5 МРОТ 8 4 Общежития

Облегченные 7 МРОТ 12 4** Общежития

Льготные Без ограничения Без ограничения 6 Общежития***

* Речь идет о средствах, имеющихся на лицевых счетах осужденных, помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ.

** По решению администрации ВК длительные свидания воспитанников, содержащихся в облегченных условиях отбывания наказания, могут проходить за пределами ВК (ч. 2 ст. 133 УИК РФ).

*** Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации ВК. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду (ч. 4 ст. 133 УИК РФ).

Как видно из приведенной выше таблицы, основными параметрами, по которым проводится различие условий отбывания наказания в ВК, являются:

1) размер денежных средств, разрешаемый для расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

2) количество свиданий, разрешаемых воспитанникам в течение года;

3)место проживания.

При этом переход на ту или иную ступень прогрессивной системы должен сопровождаться значительными изменениями в исполнении наказания. Лишь при соблюдении этого требования осужденный реально ощутит преимущества добросовестного отношения к отбыванию наказания и негативные последствия злостного неисполнения режимных правил, недисциплинированности. Незначительные изменения условий содержания не оказывают стимулирующего или устрашающего характера. К «мелочи» незачем стремиться, «мелочь» не устрашит. На это обстоятельство обращали внимание многие ученые14.

В этой связи заслуживает внимания мнение практических работников, которые неудовлетворительно

оценивают регламентацию в УИК РФ особенностей исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних. На вопрос нашей анкеты: «Является ли достаточным изменение условий отбывания наказания в ВК?» - 79% опрошенных ответили отрицательно и только 21% - положительно.

Если мы говорим о системном подходе к установлению различных условий отбывания наказания, то количественные характеристики их параметров должны устанавливаться не произвольно, а в соответствии с каким-то алгоритмом. Например, определяя размер денежных средств, разрешаемых для расходования воспитанникам на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в месяц, законодатель устанавливает: 3 МРОТ - для осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, 5 МРОТ - в обычных, 7 МРОТ - в облегченных и без ограничения - в льготных. Нетрудно заметить, что размер денежных средств увеличивается или уменьшается с переводом на новый вид условий (за исключением льготных) на 2 МРОТ.

По-иному дело обстоит с регламентацией краткосрочных свиданий. Если осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается 6 свиданий, а в обычных - 8, то в облегченных - уже 12 и без ограничения - в льготных. Тем самым нарушается кратность в установлении их количества.

Еще более ущербным видится определение законодателем количества длительных свиданий. Так, для осужденных, находящихся на строгих условиях отбывания наказания, данные свидания вообще запрещены, на обычных и облегченных условиях их количество равняется 4, а на льготных - 6.

Наконец, принимая во внимание место проживания воспитанников, следует указать на то, что различие здесь существует лишь между строгими и всеми остальными видами условий отбывания наказания в ВК, поскольку только в первом случае осужденные проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от работы или учебы время, а в иных случаях (обычные, облегченные, льготные условия) - в общежитиях, расположенных на территории ВК.

По замыслу законодателя при ВК должен был появиться и другой вид общежитий - расположенных за ее пределами, без охраны, но под надзором администрации колонии. Здесь могли бы проходить длительные свидания осужденных, содержащихся в облегченных условиях, а также проживать воспитанники, отбывающие наказание в льготных условиях. Последним дополнительно разрешалось бы пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду, что на территории самой колонии категорически запрещено. Однако, как указывается в литературе, из-за недостаточного финансирования данные общежития до сих пор не построены15. На вопрос нашей анкеты: «Имеется ли за пределами жилой зоны Вашего учреждения общежитие для проживания осужденных, переведенных на льготные условия отбывания наказания?» - 100% опрошенных ответили отрицательно. Таким образом, реализация соответствующих положений ч. 2, 3 и 4 ст. 133 УИК РФ во многом заблокирована, а проведенная законодателем дифференциация, к сожалению, теряет свою практическую значимость.

Небезынтересен и тот факт, что воспитанники в большинстве случаев не используют свое право на краткосрочные свидания в полном объеме16, не говоря уже о снятии большинства ограничений для осужденных, находящихся в льготных условиях. Зачастую подросток просто не может реализовать свои права из-за отсутствия необходимых денежных средств,

тяжелого материального положения в семье; многие из воспитанников (до 20%) являются сиротами или лишенными родительского попечения17.

Сложив воедино установленные законодателем различия в условиях отбывания наказания в ВК, мы приходим к следующим выводам:

1) проведенная законодателем дифференциация в ряде аспектов выглядит непоследовательной;

2) правовой статус воспитанников не претерпевает существенных изменений, особенно при переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные.

Изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону можно, прежде всего, путем корректировки количества свиданий воспитанников. Так, например, необходимо провести кратную дифференциацию количества длительных свиданий: 4 - для осужденных, содержащихся на обычных условиях отбывания наказания, 2 - на строгих условиях, 6 - на облегченных условиях и 8 - на льготных.

Вместе с тем требуется установить кратность в определении количества краткосрочных свиданий: 8 - для осужденных, содержащихся на обычных условиях отбывания наказания, 6 - на строгих условиях, 10 - на облегченных. В отношении осужденных, содержащихся в льготных условиях, следует сохранить решение законодателя о предоставлении им права пользоваться краткосрочными свиданиями без ограничения их количества.

Предложенный выше подход находит поддержку и среди респондентов. На вопрос нашей анкеты: «Считаете ли Вы целесообразным установить кратное изменение количества свиданий, разрешаемых осужденным в ВК в течение года, при изменении условий отбывания наказания?» - 82% опрошенных ответили положительно и 12% высказались против.

Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в ВК. В юридической литературе уголовно-исполнительную дифференциацию наказания принято подразделять на два вида: общую и дополнительную. Общая дифференциация устанавливает различный объем карательных элементов, входящих в содержание режима, условий отбывания наказания. Дополнительная дифференциация наказания заключается в установлении различных объемов карательных элементов, позволяющих проводить корректировку условий отбывания наказания, правового положения осужденных при помощи мер поощрения и взыскания18.

Для повышения позитивного стимулирования, по нашему мнению, целесообразно закрепить в УИК используемые на практике дополнительные формы поощрения для несовершеннолетних.

На вопрос нашей анкеты: «Как Вы относитесь к дополнению перечня мер поощрения, применяемых в отношении осужденных, содержащихся в ВК?» - 79% респондентов ответили положительно (тогда как 21% затруднился с ответом), указав следующие меры: направление письма близким родственникам о примерном поведении осужденного; предоставление один раз в год бесплатного длительного свидания с близким родственником при совместном проживании в гостинице ВК; предоставление одного бесплатного телефонного разговора в течение года; предоставление материальных льгот осужденным, успешно обучающимся в учебных заведениях.

Наряду с этим в связи с изменением социально-экономических условий в стране и норм расходования денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости целе-

сообразно увеличить размер суммы до одного МРОТ вместо 1/4 МРОТ на такой вид поощрения, как разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку указанных выше продуктов и предметов первой необходимости (п. «ж» ч. 1 ст. 113).

В основу применения к осужденным мер взыскания уголовно-исполнительным законодательством положены принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, рационального использования мер принуждения и средств исправления осужденных.

Водворение в дисциплинарный изолятор относится к наиболее суровым дисциплинарным взысканиям, применяемым к нарушителям установленного порядка отбывания наказания в ВК. Осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Они имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа.

Следует отметить, что истории развития исправительных учреждений были известны случаи условного наложения взысканий на осужденных19. То есть за совершенный проступок на осужденного накладывалось взыскание, например, в виде водворения в штрафной изолятор, но в исполнение оно не приводилось, если в течение определенного периода не было допущено нового нарушения.

Интересным является пример временно приостановленного взыскания на срок шесть месяцев, применяемого в исправительных учреждениях Англии. Согласно английской тюремной дисциплинарной системе начальник учреждения может приостановить любое взыскание, кроме предупреждения, на срок до шести месяцев таким образом, чтобы оно не могло вступить в силу, если осужденный не совершит другого дисциплинарного нарушения в период приостановки первого взыскания. Взыскание исполняется немедленно или последовательно, если наложено взыскание за последующее нарушение20.

Как нам представляется, эта мера близка к отсрочке исполнения наказания. В этой связи следует согласиться с мнением В.С. Епанешникова и С.Л. Бабаяна о том, что введение условного наложения дисциплинарного взыскания и разумное его использование с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, несомненно, будет способствовать повышению эффективности дисциплинарной практики, снижению объема строгих видов взысканий в системе мер воздействия, поскольку осужденному будет предоставлена возможность серьезно задуматься над своим поведением и попытаться изменить его в лучшую сторону21.

Подтвердили эффективность условно вынесенной меры взыскания в виде водворения осужденного в дисциплинарный изолятор 68% представителей администрации ВК, участвовавших в опросе, против высказались 16%, воздержались 16%.

В ходе анкетирования на вопрос: «По истечении какого срока условно вынесенная мера взыскания может быть погашена?» - большинство респондентов (66%) ответили, что приемлемым является срок «от одного до трех месяцев».

В связи с этим оптимально было бы включить данную меру в перечень мер взысканий, применяемых к осужденным к лишению свободы в ВК (ст. 136 УИК РФ), с указанием периода ее действия от одного до трех месяцев.

Оставление в ВК осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. Поскольку режимные правила ИК для взрослых преступников в значительной мере строже, чем соответствующие режимные правила в ВК, оставление в последних лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, до достижения возраста девятнадцати лет22 в случае их примерного поведения является одним из элементов прогрессивной системы23.

В исследованиях психологов отмечается пагубность влияния взрослых осужденных на впервые поступивших в ИК общего режима осужденных молодежного возраста. Так, В.Г. Деев указывает на то, что «приспособленцы (осужденные молодежного возраста, имеющие неустойчивую направленность личности, - А.С.) осознанно подстраиваются под обстановку в колонии; неустойчивые нередко вовлекаются в сложные взаимоотношения между отрицательно и положительно направленными осужденными, теряют уверенность и собственные силы, а затем попадают в число отверженных»24.

В связи с этим в литературе приводились суждения о том, что лиц, достигших возраста совершеннолетия, следует переводить не в Ик общего режима, а в колонию-поселение25 или же оставлять при ВК26, что позволит оградить их от отрицательного воздействия других осужденных. Кроме того, предлагалось распространить данное положение на лиц, хотя и достигших 21 года, но не отбывших полностью срок наказания в ВК27.

Небезынтересен, на наш взгляд, и опыт реализации данного элемента прогрессивной системы в уголовно-исполнительном законодательстве зарубежных государств.

Так, в соответствии со ст. 132 УИК Республики Беларусь осужденные к лишению свободы, достигшие 18 лет, как правило, продолжают отбывать наказание в ВК до достижения ими возраста 21 года. В исключительных случаях срок пребывания в ВК осужденным, достигшим указанного возраста, может быть продлен каждый раз еще до одного года по мотивированному постановлению начальника ВК, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и санкционированному прокурором.

Фактически данное положение законодательства позволяет оставлять в ВК осужденных, достигших возраста совершеннолетия, до окончания срока на-казания28.

Рассматривая прогрессивную систему исполнения лишения свободы и ее отражение в законодательстве Республики Казахстан, А.Б. Скаков небезосновательно указывает на негативные последствия перевода осужденных в исправительное учреждение иного вида режима, при котором происходит нарушение единого процесса воспитательного воздействия, осуществляемого в рамках одного психолого-педагогического и социального коллектива. Администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, будет вынуждена заново начинать изучение его личности, а осужденному придется адаптироваться к условиям нового места отбывания наказания, устанавливать контакты с членами нового коллектива. Избежать этих последствий позволяет создание в одном исправительном учреждении изолированных участков с различными видами режи-ма29.

Новое уголовно-исполнительное законодательство Украины также предусматривает оставление осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста, в ВК до окончания срока наказания, но не более

чем до достижения ими 22 лет (ст. 148 УИК Украины 2003 г.).

По результатам проведенных Вологодским институтом права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний исследований30 предлагалось внедрение в отечественную пенитенциарную систему модели учреждения для несовершеннолетних, включающего в себя помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, ВК и изолированного участка ИК общего режима31. Прогнозировались следующие результаты функционирования данной экспериментальной ВК:

- предотвращение криминального влияния взрослых преступников на несовершеннолетних и молодых осужденных с момента водворения в следственный изолятор и до окончания срока лишения свободы без возрастных ограничений;

- создание непрерывной, последовательной и единой системы психолого-педагогической коррекции личности молодого преступника;

- сохранение и восстановление социально полезных связей;

- снижение рецидивной преступности;

- обеспечение тесного взаимодействия министерств и ведомств, общественных организаций в воспитательной работе с молодыми правонарушителями; координация усилий в вопросах бытового и трудового устройства, социальной защиты после освобождения;

- подготовка осужденного к освобождению с устойчивой установкой на правопослушное поведение в результате внедрения программы воспитательной работы32.

Следует отметить, что определенные меры в данном направлении уже были предприняты законодателем по инициативе Минюста России33. Так, Федеральным законом № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ"»34 была изменена редакция ст. 140 УИК РФ, в соответствии с которой разрешается создание изолированных участков ВК, функционирующих как ИК общего режима, куда могут переводиться для дальнейшего отбывания наказания из ВК отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 140 УИК РФ все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из Вк либо из изолированного участка ВК, функционирующего как ИК общего режима, в ИК общего режима.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

Изучение вопроса о дифференциации исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних дает возможность утверждать, что в целом действующие нормы уголовно-исполнительного права предусматривают различные варианты изменения условий отбывания наказания в ВК. Вместе с тем мы критически оцениваем ситуацию, когда различные основания дифференциации исполнения наказания влекут за собой одни и те же правовые последствия, в связи с чем предлагаются определенные меры по устранению подобного рода коллизий.

Ряд законодательных решений нуждается в корректировке, поскольку возможности по изменению условий содержания далеко не исчерпаны. Представляется необходимым расширение перечня мер поощрения и взыскания для решения вопросов, за-

трагивающих права и законные интересы несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Наконец, в целях обеспечения более плавного исполнения лишения свободы в ВК следует признать верным решение законодателя об оставлении в них положительно характеризующихся лиц, достигших совершеннолетия в период отбывания наказания, до окончания срока, но не более чем до достижения ими возраста девятнадцати лет. Однако с учетом дифференциации исполнения наказания отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие в период отбывания наказания в ВК возраста восемнадцати лет, должны переводиться для дальнейшего его отбывания в изолированный участок ВК, функционирующий как ИК общего режима, при его наличии или в ИК общего режима.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Михлин А.С. Уголовно-исполнительное законодательство на современном этапе // Роль органов юстиции в правовом государстве. М., 2002. С. 210.

2 См.: Кашуба Ю.А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. С. 10.

3 См.: Никитенко И.В. Гуманизация исполнения и отбывания наказания в воспитательной колонии (организационно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002. С. 17.

4 См.: Данилин Е.М., Поздняков В.И., Саблина Л.С. Организационные и психолого-педагогические проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных: Учеб. пособие. М., 1994. С. 17-18.

5 Следует отметить, что в широком смысле прогрессивная система исполнения уголовных наказаний включает в себя следующие элементы: изменение условий отбывания наказания в границах одного и того же исправительного учреждения; изменение вида исправительного учреждения; замену одного уголовного наказания другим в процессе их исполнения; осуждение за совершение преступления в процессе исполнения наказания. См. подр.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997. С. 85-128.

6 См.: Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск, 1981. С. 69-70.

7 Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. С. 132.

8 См.: Там же. С. 3-4.

9 См.: Шевченко А.Е. Прогрессивно-регрессивная система исполнения уголовных наказаний: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.

10 См.: Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан. Алматы, 2004. С. 7.

11 См., напр.: Наташев А.Е. Непримиримость «прогрессивной системы» отбывания лишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961. С. 249; Фефелов В.А. Принцип дифференциации исполнения наказания - узаконение нецивилизованных правил отбывания наказания // Человек: преступление и наказание. Рязань, 1992. С. 48-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Справедливости ради следует отметить, что данный автор считал категорически невозможным использование в исправительно-трудовом праве термина «прогрессивная система» и предлагал рассматривать институт изменения условий содержания осужденных. Вместе с тем он является одним из первых советских ученых, которые ввели в теорию исправительно-трудового права термин «дифференциация» (см.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. С. 93-94; Он же. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 177).

13 См.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. С. 133.

14 См., напр.: Цветинович А.Л. Проблемы повышения эффективности законодательства об уголовных наказаниях // Вопросы эффективности правосудия по уголовным делам. Калининград, 1980. С. 74; Соловьев Ю.Д. Проблемы совершенствования поощрительных норм советского исправительно-трудового права // Совершенствование законодательных основ исполнения уголовных наказаний. М., 1988. С. 42; Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. С. 136.

15 См.: Громов М.А., Остапчук Л.В. Особенности реформирования деятельности воспитательных колоний // Вопросы теории и практики управления в условия реформирования УИС. Рязань,

2001. С. 94-96; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2004. С. 348.

16 К примеру, в Вологодской воспитательной колонии число краткосрочных свиданий воспитанников в течение года обычно не превышает 6-8. Данные получены методом включенного наблюдения при изучении документации младшего инспектора ВК по выдаче посылок, передач и бандеролей, проведению длительных и краткосрочных свиданий.

17 См.: Уголовно-исполнительная система России: Статистический сборник (1993-2003). М., 2003. С. 15.

18 См., напр.: Бриллиантов А.В. Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 43. Сходную позицию по данному вопросу занял и Ю.М. Ткачевский, рассматривая меры поощрения и взыскания в качестве элементов прогрессивной системы, которые смягчают или ужесточают исполнение наказаний (см.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. С. 98-100).

19 Так, в 1960-х гг. в исправительно-трудовых учреждениях на Украине широкое применение нашло условное наложение взысканий, которое при известных обстоятельствах давало даже больший воспитательный эффект, чем приведение взыскания в исполнение. (См.: Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 48-49)

20 См.: Пономарев С.Н., Маруков А.Ф., Геранин В.В. Тюремная система Англии и современное обяяящество. Рязань, 2002. С. 6465.

21 См.: Епанешников В.С. Юридическая ответственность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 228; Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы. С. 195.

22 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6216.

23 См.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. С. 135.

24 Деев В.Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1982. С. 80.

25 См.: Цибульская Г.З. Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 8.

26 См.: Перцова Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 64.

27 См., напр.: Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. Ростов н/Д, 2002. С. 256.

28 См. подр.: Саркисова Э.А. Уголовное право. Общая часть: Учеб. пособие. Минск, 2005. С. 534-543; Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: Практ. пособие / Под общ. ред. В.Б. Шабанова. Минск, 2001. С. 155-158; Шарков А.В. Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие. Минск, 2002. С. 139-142.

29 См.: Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2004. С. 8, 26-30.

30 Имеются в виду прежде всего научные исследования «Повышение эффективности взаимодействия исправительных учреждений с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2000-2004 гг.), «Разработка психолого-педагогических и организационно-правовых основ деятельности учреждения, состоящего из помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора, воспитательной колонии и изолированного участка исправительной колонии общего режима для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» (2003-2005 гг.).

31 См.: Предложения о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Вологда, 2003. С. 3-6. Схожее предложение несколько позднее было высказано Р.С. Ахметшиным в его диссертационном исследовании (См.: Ахметшин Р.С. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (на материалах Удмуртской Республики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 10).

32 См.: Лукашов В.Н. Концептуальный подход к созданию ис-правительно-воспитательного комплекса, функционирующего в режиме следственного изолятора, воспитательной колонии и изолированного участка исправительной колонии общего режима для несовершеннолетних и молодых правонарушителей // Разработка модели учреждения, состоящего из помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора, воспитательной колонии и изолированного участка исправительной колонии общего режима. Вологда, 2003. С. 15.

33 Предложения по совершенствованию соответствующих законодательных предписаний готовились преимущественно отделом воспитательных колоний Управления воспитательной работы с осужденными Главного управления исполнения наказаний Минюста России и основывались на пожеланиях практических работников воспитательных колоний (см. об этом: Перцова Л.В. Основные направления и перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 180-185).

34 См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.