Уголовно-исполнительное право
УДК 343.82 S.L. BABAYAN*
ББК 67.409.13 Б12
ENHANCEMENT OF LEGAL REGULATION OF INCENTIVE INSTITUTES OF CHANGE OF CONDITIONS OF PUNISHMENT EXECUTION AND KINDS OF CORRECTIONAL FACILITIES
Аннотация: в статье рассматривается правовое регулирование поощрительных институтов изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения (ИУ). В соответствии с проведенным исследованиемпредлагаются изменения для внесения в ч. 5 ст. 130, ч. 2 ст. 78 УИК РФ, направленные на оптимизацию применения норм данных поощрительных институтов.
Ключевые слова: изменение условий отбывания наказания, изменение вида исправительного учреждения, поощрительный институт, дифференциация исполнения наказания.
СЕРГЕЙ
ЛЬВОВИЧ
БАБАЯН*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Abstract: The article deals with legal regulation of incentive institutes of change of conditions of punishment execution and kinds of correctional facilities. According to the conducted research changes for part 5 items 130, part 2 items 78 of Penal Code are offered. They are directed to optimize the application of rates of the incentive institutes.
Keywords: change of conditions of serving of punishment, change of kinds of correctional facilities, incentive institute, differentiation of punishment execution.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 14 октября 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р, в сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными предусматривает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушномуповедению (система «социальных лифтов»). В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию системы социальных лифтов в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности. Основные задачи данной системы - мотивация осужденного к законопослушному образу жизни и дифференциация их по уголовно-правовой, социально-педагогической и психологической характеристикам.
Важную задачу в процессе дифференциации исполнения наказания и применения к осужденным системы социальных лифтов выполняют правовые институты, направленные на изменение условий отбывания наказания и вида ИУ в сторону снижения объема правоограничений, которые предусматривают организацию перспективных целей в зависимости от личности осужденного. По мнению видного ученого-пе-
* Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник (НИИ ФСИН России).
E-mail: [email protected].
нитенциариста А. С. Михлина, правовые институты уголовно-исполнительного права, применение которых связано с облегчением участи осужденного, предоставлением ему определенных благ, освобождением от обязанностей, можно отнести к числу поощрительных1. В связи с этим совокупность норм, изменяющих условия содержания осужденных посредством уменьшения объема правоограничений, следуетклассифици-ровать на два поощрительных института: изменение вида учреждения и изменение условий отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения. Цель данных поощрительных институтов, которые тесно связаны с элементами прогрессивной системы отбывания наказания, двоякая: во-первых, стимулировать исправление осужденных и, во-вторых, постепенно, путем корректировки поведения, подготавливать их к условиям жизни в обществе.
Для более эффективного использования средств поощрительного характера важно оптимизировать систему дифференциации исполнения наказаний и ее основную составляющую - классификацию осужденных в зависимости от степени их исправления для учета всех социально-психологических факторов личности.
Данные НИИИиПТ ФСИН России об изменении условий отбывания наказания в исправи -тельных колониях (ИК) свидетельствую™ том, что в 2010 г. 7,5 % (49 305) осужденных в зависимости от среднесписочной численности в ИК (655 796 чел.) были переведены из обычных в облегченные условия, и 1,3 % (8292 чел.) - из обычных в строгие. Всего из обычных условий были переведены 8,8 % (57 597) осужденных. Кроме того, в материалах специальной переписи осужденных 2009 г. отмечается, что 56,6 % осужденных не воспользовались правом краткосрочного свидания, 66,2 % не имели длительного свидания, на лицевых счетах 52,1 % тех, кто отбывает наказание, нет денежных средств2. Следовательно, для подавляющей части осужденных предоставляемый объем благ достаточен, и его увеличение им не нужно.
Таким образом, меры, стимулирующие позитивное поведение осужденных, в данном случае реализуются не в полном объеме, и наличие трех видов условий содержания не согласуется с количеством категорий осужденных, которые можно выделить в зависимости от степени исправления осужденных. В свою очередь, это не позволяет определить для каждой из них групповые средства психолого-педагогического воздействия.
Лица, осужденные к отбыванию лишения свободы в ИК общего, строгого и особого ре-
жимов, сначала помещаются в обычные условия содержания, которые, по мнению профессора Ю.М. Ткачевскогс, было бы правильнее назвать испытательными3. Среди этих осужденных оптимально выделить две группы. Первая группа осужденных объективно не достигла той степени исправления, которая подтверждает целесообразность перевода в облегченные условия отбывания наказания (они имеют взыскания за нарушение режима отбывания наказания, но не являются злостными нарушителями). Вторая категория осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях, не нарушает установленного порядка отбывания наказания, то есть не имеет взысканий и может быть переведена в облегченные условия. В связи с этим первую группу осужденных, нарушающих режим содержания и имеющих одно взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, можно содержать в условиях нового вида отбывания наказания - усиленных4 , а вторую категорию осужденных, не имеющих взысканий, - в обычных. Усиленные условия отбывания наказания могут служить средством более дробной классификации осужденных в зависимости от степени их исправления, что важно для реализации принципа стимулирования правопослушного поведения осужденных и системы социальных лифтов.
В связи с изложенным ст. 120, 122, 124 УИК РФ целесообразно дополнить ч. 2.1 следующего содержания: «Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, к которым за нарушение установленного порядка отбывания наказания применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, переводятся в усиленные условия отбывания наказания». Обратный перевод осужденных из усиленных условий в обычные должен осуществляться после досрочного снятия или погашения взысканий за нарушение режима содержания. Следует дополнить указанные статьи также ч. 2.2 такого содержания: «После снятия или погашения взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденные, отбывающие наказание в усиленных условиях, переводятся в обычные условия отбывания наказания».
Безусловное право осужденного на перевод из строгих условий содержания в обычные при отсутствии взысканий после отбытия определенного срока закреплено ч. 5 ст. 120, ч. 6 ст. 122, ч. 6 ст. 124 УИК РФ. Соблюдение осужденным режима содержания в строгих условиях достаточно для перевода в обычные условия,
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
а из обычных условий в облегченные - нет. Неопределенность порядка перевода из одних условий в другие, особенно лучшие, не вызывает у осужденных стремления к правопослушному поведению. Правовое регулирование изменения условий отбывания наказания не предусматривает и досрочного перевода из одних условий в другие.
Неопределенным является критерий перевода осужденных в тюрьме из одних условий в другие. Так, согласно ч. 5 ст. 130 УИК РФ в тюрьме по отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим, то есть формальный критерий - обязательный срок отбытия наказания - установлен, а материальный - нет. Получается, что на общий режим может быть переведен и осужденный, совершавший нарушения и имеющий взыскания, что не способствует его исправлению. В указанной норме рассматриваются виды условий отбывания наказания, поэтому представляется целесообразным слово «режим» заменить словами «условия отбывания наказания», а ч. 5 ст. 130 УИК РФ принять в следующей редакции: «Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания».
Общим принципом уголовно-исполнительного законодательства является отбывание осужденным всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ч. 1 ст. 81 УИК РФ), но из этого правила есть исключения, связанные с реализацией норм поощрительного института изменения вида ИУ. Данный институт -важный элемент уголовно-исполнительной дифференциации, выходящей за рамки уголовноправовой дифференциации, которая достигается путем законодательной классификации осужденных по социально-демографическим (пол, возраст) и уголовно-правовым (категория преступления, форма вины, рецидив, факт отбывания в прошлом наказания в виде лишения свободы) признакам и распределения выделенных классификационных групп по исправительным учреждениям разного вида5. Уголовно-исполнительная дифференциация перераспределяет осужденных по разным видам исправительных учреждений путем их перевода в соответствии со ст. 78 УИК РФ, например из ИК в колонию-поселение.
Различие критериев перевода из ИК общего и строгого режимов не соответствует прин-
ципам последовательности применения поощрительных средств. Например, согласно п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ при переводе осужденного из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение ему необходимо находиться в облегченных условиях отбывания наказания. Представляется нелогичным, что при переводе из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение и из ИК особого режима в ИК строгого режима данное условие не предусмотрено. Очевидно, в данном случае в системе применения норм поощрительного института изменения условий отбывания наказания отсутствует взаимосвязь и определенная последовательность.
В результате проведенного автором в 2010 г. исследования проблем применения поощрительных норм уголовно-исполнительного права выявлено: 72,5 % сотрудников считают, что нахождение в облегченных условиях содержания может рассматриваться как один из критериев определения готовности осужденного к переводу в другой вид исправительного учреждения с изменением условий отбывания наказания в лучшую сторону*. На вопрос: «Как Вы считаете, должны ли осужденные при переводе для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение находиться в облегченных условиях содержания?» - 72 % сотрудников ответили положительно, 15,8 - отрицательно, 3,8 - затруднились ответить. Выяснилось также, что 72,2 %, то есть большинство сотрудников, считают, что обязательным условием перевода осужденного из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима является отбывание им наказания в облегченных условиях содержания. Около 13,7 % отрицательно относятся к данной позиции, а 5,3 % - затруднились ответить на вопрос.
В связи с изложенным представляется целесообразным дополнить законодательство: положительно характеризующийся осужденный
* Опрос 600 сотрудниковИК общего, строгого и особого режимов и колоний-поселений - начальников учреждений, заместителей начальников ИК по воспитательной работе с осужденными, начальников отделов (воспитательного, оперативного, безопасности) и служб проводился в 10 территориальных органах УИС: ГУФСИНРоссии по Красноярскомуи Пермскому краям, Ростовскойобласти, Санкт-Петербургу и Ленинградскойобласти, УФСИН России по республикам Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Ставропольскому краю, Псковской и Тверской областям
может быть переведен в указанные выше виды исправительных учреждений только в том случае, если он отбывает наказание в облегченных условиях. Таким образом, в пп. «б» и «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ после слов «по отбытии осужденными» добавить фразу: «находящимися в облегченных условиях содержания» по ана -логии с п. «в» ч. 2 данной статьи.
Согласно п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Закон не содержит указаний на то, могут ли быть эти осужденные в случае положительного поведения возвращены в колонию до истечения срока наказания, назначенного по постановлению суда для отбывания наказания в тюрьме. Перспектива на досрочный «обратный» перевод у осужденного в данном случае отсутствует, а ведь именно возможность улучшить правовое положение и составляет основу исправительного воздействия на осужденного, а ее отсутствие явно противоречит принципам стимулирования правопослушного поведения. Учитывая общую тенденцию развития законодательства, целесообразно включить норму, предусматривающую досрочный «обратный» перевод из тюрьмы в колонию указанной категории осужденных при отбытии ими в тюрьме не менее двух третей срока наказания, назначенного по постановлению суда. В связи с этим ч. 2 ст. 78 УИК РФ необходимодополнить пунктом «д» следующего содержания: «из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными, переведенными в тюрьму из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, не менее двух третей срока наказания, назначенного по постановлению суда для отбывания наказания в тюрьме».
Осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях( ВК), несмотря на их относительно небольшой удельный вес в общем числе осужденных, требуют к себе особого внимания и специфического подходапри исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, выборе средств и методов воздействия на личность, а также подготовке к жизни после освобождения. Успехи эффективность процесса социализации этой категории осужденных зависит так-
же от объема средств позитивного стимулирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 140 УИК РФ отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся по решению суда для дальнейшего отбывания наказания из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий как исправительная колония общего режима, при его наличии или в исправительную колонию общего режима. Все осужденные, содержащиеся в ВК и достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспита -тельной колонии либо из изолированного участка ВК, функционирующего как ИК общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии (ч. 3 ст. 140 УИК РФ). Положительно характеризующиеся осужденные ВК, достигшие совершеннолетия и отбывающие большой срок лишения свободы, сталкиваются со сложностями и проблемами при переводе в ИК общего режима. Практические работники утверждают, что отдельные подростки, достигшие совершеннолетия, различным способом, в том числе с помощью нарушения режима содержания, «готовятся» к переходу в ИК. Определенным выходом из данной ситуации является предоставление возможности перевода из ВК в колонию-поселение положительно характеризующимся осужденным, достигшим возраста 18 лет. В случае перевода в колонию-поселение на осужденных в меньшей степени будут воздействовать традиции и обычаи криминальной субкультуры чем в ИК общего режима, и, наоборот, в большей степени окрепнут их социально полезные связи, повысится возможность получения высшего образования и т. д.
По данным нашего исследования, большинство сотрудников (64,8 %) полагают, что в целях закрепления результатов исправления и успешной социальной адаптации следует предоставить право перевода в колонию-поселение положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказание в ВК и достигшим 18-летнего возраста. Отрицательно на этот вопрос ответили 17,2 % сотрудников и 8,8 % затруднились с ответом. Кроме того, большинство (63,7 %) практических работников считают, что одним из условий перевода осужденного из ВК в колонию-поселение должно быть пребывание осужденного в облегченных условиях содержания.
В связи с этим предлагаем ст. 78 УИК РФ дополнить пунктом «е» следующегосодержания:
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
«из воспитательных колоний в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания и достигшими во время отбывания наказания возраста 18 лет».
Поощрительные институты, регулирующие изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, представляют собой достаточно гибкий механизм, в котором
получают реализацию принципы уголовно-исполнительного законодательства, основные средства исправления, а также методы воздействия на осужденных. В связи с этим целесообразно в дальнейшем совершенствовать правовое регулирование и механизм реализации данных поощрительных институтов как важных средств позитивного стимулирования правопослушного поведения осужденных.
1 См.: Михлин А.С. Поощрительные институты и их место в уголовно-исполнительном праве // Реформа уголовно-исполнительнойсистемы и ее правовое обеспечение М., 1993. С. 11.
2 См.: Характеристика осужденных отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных2009 года) / науч ред. В.И. Селиверстов М., 2010. Вып. 1. С. 5-7.
3 См.: ТкачевскийЮ.М. Российская прогрессивная система исполненияуголовных наказаний. М., 2007. С. 102.
4 См.: Березиков С.В. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях надо изменять // Законность. 2009. № 6.
5 См.: Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право. М., 2004. С. 6.