ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
В. Е. Южанин*, Д. В. Горбань**
ПРИНЦИП ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. Современная политика Российской Федерации в уголовно-исполнительной сфере исходит из необходимости проявления гуманного отношения к лицам, преступившим закон. Достижение целей по повышению эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, и сокращению рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. связывается с разработкой на законодательном уровне и последующим внедрением в практику комплекса мер, основной задачей которых является социальная адаптация осужденных.
Подавляющее большинство принципов, закрепленных в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, реализуются в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В научной литературе достаточно подробно разработаны подходы к понятию и классификации принципов уголовно-исполнительного права и законодательства. Отдельными учеными-пенитенциаристами выделяются и принципы самостоятельных институтов уголовно-исполнительного права, например института изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы.
Недостаточное правовое регулирование и, соответственно, применение в рамках указанного правового института получил принцип прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы. Авторы обосновывают актуальность и необходимость введения принципа прогрессивной системы отбывания лишения свободы в уголовно-исполнительное законодательство, вносят предложения по совершенствованию указанной отрасли. Структурно статья состоит из нескольких частей. В первой части статьи авторы исследуют понятие и классификации принципов права вообще и уголовно-исполнительного права в частности. Во второй части статьи анализируют понятие и сущность современной прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы, рассматривают различные подходы ученых-пенитенциаристов к указанной проблеме. В третьей части статьи обосновывают предложения о дополнении уголовно-исполнительного законодательства РФ, связанные с закреплением принципа прогрессивной системы отбывания лишения свободы.
© Южанин В. Е., Горбань Д. В., 2017
* Южанин Вячеслав Ефимович, доктор юридических наук, профессор Академии права и управления ФСИН России, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации [email protected]
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1
** Горбань Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, командир взвода Академии права и управления ФСИН России [email protected]
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1
Ключевые слова: прогрессивная система, исполнение наказаний, отбывание наказаний, альтернативные санкции, система наказаний, проживание осужденных вне колонии, социальная адаптация, институты права, принцип права, принцип законодательства, принцип прогрессивной системы.
001: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.123-134
Проблема принципов уголовно-исполнительного права на сегодняшний день не теряет своей актуальности1. Как отмечает А. Я. Гришко, они (принципы) являются предметом особого внимания2. Мнения разных авторов по вопросу принципов уголовно-исполнительного права невозможно свести к какому-либо единому знаменателю. Практически каждый конструирует собственную систему принципов и их содержание3. Первопричина этого — отсутствие методологически обоснованного подхода к пониманию самой категории «принцип», о чем говорил еще в конце 70-х гг. прошлого века В. А. Уткин4.
Категория «принцип» имеет различные интерпретации — философскую, социальную, политологическую5. В научной литературе существует достаточно большое количество подходов ученых к пониманию принципов уголовно-исполнительного законодательства и права.
Как указывает С. В. Чубраков, в уголовно-исполнительной литературе принцип традиционно определяется как «руководящее начало», «основная идея»6. А. Е. Наташев видел в прин-
ципе важнейшее руководящее положение7; А. С. Михлина — руководящую правовую идею8.
А. М. Репьева выделяет пять основных подходов к пониманию категории «принцип»:
1) идея;
2) требование;
3) правило;
4) начало;
5) основа9.
Р. В. Королев предлагает включать в понятие принципов уголовно-исполнительного права содержание уголовно-исполнительной политики, нормотворческую и правоприменительную деятельность органов государства в ходе реализации норм уголовно-исполнительного права10.
И. Н. Павлов под принципами уголовно-исполнительного права понимает центральные положения, на основании которых функционирует вся система исполнения наказаний11.
В зарубежной научной литературе активно изучаются принципы права, их понятие, основное содержание, в том числе применительно
Чубраков С. В. К вопросу о философском содержании категории «принцип» в уголовно-исполнительном праве // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 334. С. 99.
Гришко А. Я. О принципах уголовно-исполнительного права // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Серия: Юриспруденция. 2014. № 4. С. 70. Чубраков С. В. Указ. соч. С. 99.
Уткин В. А. Понятие «принцип отрасли права» и его значение для дискуссии о самостоятельности исправительно-трудового права // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. Томск, 1979. С. 21.
Репьева А. М. Реализация общеправовых принципов в процессе исполнения наказания в воспитательных колониях : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 16—17.
Чубраков С. В. Толкование категории «принцип отрасли права» в уголовно-исполнительном праве // Проблемы теории уголовного наказания и его применения : сб. мат. межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Уткина. Томск, 2009. С. 38.
Наташев А. Е. Принципы советского исправительно-трудового права. М., 1972. С. 4. Уголовно-исполнительное право / отв. ред. А. С. Михлин. М., 2008.
Репьева А. М. Реализация общеправовых принципов в процессе исполнения наказания в воспитательных колониях : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 25—38.
Королев Р. В. Принцип демократизма в уголовно-исполнительной системе России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2010. С. 8.
Павлов И. Н. Некоторые аспекты реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в уголовно-исполнительном праве // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 6. С. 26.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
к отраслям права криминального цикла. Понимание принципов права в зарубежных источниках сводится к трактовке их как руководящих правил, идей, установок, что соответствует общепризнанной концепции принципов права, разработанной отечественными учеными12.
В научной литературе встречаются и другие подходы к пониманию принципов уголовно-исполнительного законодательства и права. Например, принцип рассматривается как требования уголовно-исполнительной политики, отражающие сущность, содержание и качественные особенности отраслевого законодательства, определяющие его место в системе права и показывающие закономерность его дальнейшего развития13.
Отдельные ученые-пенитенциаристы выделяют институционные принципы в уголовно-исполнительном законодательстве, т.е. принципы, присущие отдельным институтам отрасли14. Об этом говорил еще в 70-х гг. прошлого столетия Н. А. Стручков. Он отмечал, что способствовать выяснению проблемы принципов исправительно-трудового права будет разработка принципов отдельных институтов этой отрасли права15.
Важными принципами института исполнения наказания в виде лишения свободы (института изменения условий отбывания наказания в рамках института лишения свободы) являются:
а) дифференциация и индивидуализация исправительного процесса на основе правовой и психолого-педагогической классификации осужденных;
б) оказание осужденным помощи в социальной адаптации16.
Тем не менее в подходах к определению понятия «принцип уголовно-исполнительного права и законодательства» ученые не устанавливают четких и определенных границ, данные
понятия не имеют соответствующего правового закрепления, а также общепризнанного значения, поэтому каждый исследователь наполняет их собственным субъективным содержанием.
Мы придерживаемся позиции А. М. Ре-пьевой и понимаем под принципами уголовно-исполнительного законодательства закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве основополагающие требования, обусловленные совокупностью закономерностей развития общества, содержащие в себе (пронизывающие все законодательство) наиболее существенные черты уголовно-исполнительной политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Переходя к нормативному закреплению принципов в уголовно-исполнительном законодательстве, необходимо отметить, что они обозначены в ст. 8 УИК РФ, причем сделано это было впервые в истории развития пенитенциарного законодательства России (принципы ранее не были закреплены законодателем в ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 гг.)17.
В ст. 8 УИК РФ перечислены следующие принципы уголовно-исполнительного законодательства:
а) законность;
б) гуманизм;
в) демократизм;
г) равенство осужденных перед законом;
д) дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний;
е) рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;
ж) соединение наказания с исправительным воздействием.
12 Hoecke M. van. The Use of Unwritten Legal Principles by Courts. 8 Ratio Juris 3. 1995. Pp. 249 ; Dworkin R. Taking Rights Seriously. Harvard University Press, 1978. P. 29 ; Bentham. Principles of Penal Law. // 1 Works 365, 576 / Bowring ed. 1859. Pt. III. C. XXI. 10th para., 11th para.
13 Сизая Е. А. Разграничение принципов уголовно-исполнительного права от принципов уголовно-исполнительной политики, целей и задач, функций и иных юридических категорий пенитенциарного законодательства // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2.
14 Васильев А. М. Правовые категории. М., 1976. С. 227 ; Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 262.
15 Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 92.
16 Уголовно-исполнительное право. Общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2001. С. 267.
17 Королев Р. В. К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 4. С. 125.
Несмотря на законодательное закрепление принципов в УИК РФ в научной литературе при их рассмотрении и анализе учеными обозначается ряд проблемных вопросов, требующих решения:
1) в отличие от уголовного закона, уголовно-исполнительный закон закрепляет перечень принципов, но не раскрывает их содержания18;
2) при реализации принципов уголовно-исполнительного законодательства возникают сложности, связанные с предметом их правового регулирования;
3) среди ученых-пенитенциаристов нет единого мнения о разграничении принципов уголовно-исполнительного права и законодательства, об их соотношении с принципами уголовно-исполнительной политики, принципами деятельности уголовно-исполнительной системы и принципами исправления осужденных.
Традиционно в научной литературе принципы уголовно-исполнительного права классифицируются на три основные группы:
а) общеправовые;
б) межотраслевые;
г) отраслевые (специфические для каждой отрасли права)19.
Отельными учеными предлагается дополнить закрепленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему принципов новыми их видами. Например, И. А. Сперанский помимо основных принципов уголовно-исполнительного законодательства выделял следующие их виды:
а) принцип сочетания убеждения и принуждения;
б) принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление;
в) принцип развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных20. Некоторые из перечисленных И. А. Сперанским принципов встречаются и в других отраслях знаний, например в социологии исполнения уголовных наказаний:
а) признание возможности корректирования поведения каждого осужденного, выработка на этой основе средств и методов будущей социальной адаптации;
б) дифференцированный подход к различных категориям осужденных, условиям их содержания (прогрессивная система) и др.21 А. М. Репьева предлагает дополнить систему принципов уголовно-исполнительного законодательства принципом справедливости22; В. Г. Громов — ввести в систему принципов уголовно-исполнительного законодательства принцип уважения прав человека23.
Не умаляя достоинства указанных предложений, мы хотели бы более подробно остановиться на проблеме дополнения системы принципов уголовно-исполнительного законодательства, а также принципов института изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы принципом прогрессивной системы.
Прогрессивная система отбывания наказания достаточно подробно изучалась. Как отмечают отдельные авторы, вопрос об изменении условий содержания осужденных во время отбывания ими наказания как института уголовно-исполнительного права является в теории права дискуссионным, имеет давнюю историю (как правило, он сопрягается с так называемой
18 Сизая Е. А. Принцип гуманизма при исполнении наказания в виде лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. С. 9.
19 См: Непомнящая Т. В. Общие начала, принципы и критерии назначения наказания // Журнал российского права. 1999. № 12. С. 76 ; Пятайкина Н. Ю. Принцип законности как общий и межотраслевой принцип // Проблемы развития личности в современном мире : материалы III Международной науч.-практ. конф. «Человек и общество: проблемы взаимодействия» / под ред. С. Н. Макаровой. Саратов, 2010. С. 187—190.
20 Сперанский И. А. Принципы советского исправительно-трудового права и их закрепление в основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 13. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть / под ред. Н. А. Стручкова, И. В. Шмарова, И. А. Сперанского. М., 1977. С. 112.
21 Андреев Н. А. Социология исполнения уголовных наказаний. М., 2001. С. 39.
22 Репьева А. М. Реализация общеправовых принципов в процессе исполнения наказания в воспитательных колониях : дис. ... канд. юрид. наук. С. 64.
23 Громов В. Г. Криминогенность мест лишения свободы и ее нейтрализация : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2009. С. 9, 12, 25.
прогрессивной системой отбывания наказания) и по нему нет до сих пор единой точки зрения24.
В целом в научной литературе традиционно прогрессивная система понимается как система отбывания наказания, основанная на переводе исправляющегося осужденного на менее строгий режим и таким образом на все большем приближении к условиям жизни на свободе25.
Родоначальником прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания принято считать Д. Говарда. Именно им впервые были предложены и обоснованы критерии классификации осужденных по группам, движение по которым зависело от поведения заключенного в период отбывания наказания. Для исправляющихся предполагалось изменение костюма, улучшение пищевого рациона и помещения, применение различных по своему характеру наград (свидания, более легкий труд)26.
В зарубежной практике одним из первых прогрессивная система исполнения и отбывания наказания была реализована А. Макконочи в 1840 г. на острове Норфолк. Исправляющимся он постепенно улучшал условия содержания, так что в результате каждый осужденный получал перспективу попасть на другой остров, на котором пресекались все случаи жестокого обращения с людьми, были выстроены школы, церкви, каждый осужденный мог построить дом, жить с семьей, вести хозяйство и заслужить досрочное освобождение. В итоге была организована пятиступенчатая программа исправления и досрочного освобождения27.
В зарубежной литературе очень широко анализируется понятие прогрессивной системы отбывания наказания. Отдельными авторами в нее включаются следующие элементы:
а) система классификации осужденных (maximum — максимальная, high — высокая, medium — средняя, low — низкая, open — открытая;
б) постепенное снижение изоляции осужденного путем так называемого «высвобождения»;
в) оказание помощи после освобождения;
г) предоставление осужденным различных видов отпусков;
д) возможность работы за пределами исправительного учреждения;
е) предоставление условно-досрочного освобождения (parole)28.
Известный английский ученый М. Грюнхут отмечал, что «прогрессивная система представляет такую организацию тюремного режима, при которой осужденному дается самостоятельная возможность взойти от начальной ступени своего заключения до момента освобождения. Эта система стимулирует исправление, улучшает его взаимоотношения, укрепляет и испытывает его волю, и, таким образом, отдает его судьбу в его же собственные руки»29.
Понятие и сущность прогрессивной системы отбывания наказаний изучались и отечественными учеными-пенитенциаристами. Так, Ю. М. Ткачевский определял его понятие как «части уголовно-исполнительного права, которая регламентирует изменение условий исполнения уголовного наказания в зависимости
24 Хачикян А. М. Лишение свободы: Криминологические и уголовно-исполнительные проблемы. Ереван, 2008. С. 38.
25 Аванесов Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы. Прогрессивная система : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966 ; Бажанов О. И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск, 1981 ; Ткачевский Ю. М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний // Вестник Моск. ун-та. 1997. № 6. С. 12—25 ; Якимович Ю. К. Становление советской прогрессивной системы отбывания лишения свободы (1918—1924гг.) // Предупреждение рецидивной преступности в Сибири. Томск, 1980. С. 17—26 ; Советское исправительно-трудовое право. М., 1960 ; Ременсон А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных : дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 1965.
26 Тепляшин П. В. Истоки и развитие английского тюрьмоведения. Красноярск, 2005. С. 45.
27 Smith A.B., Berlin L. Treating the Criminal Offender. 2nd ed. New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1981. — P. 19. Barry J.V. Alexander Maconochie of Norfolk Island. A study of a Pioneer in Penal Reform. London : Wellington ; N. Y. : Oxford University Press, 1958. Р. 99 —121, 129—137, 167—175.
28 Walsh T. Incorrections: Investigating Prison Release Practice and Policy in Queensland and Its Impact on Public Safety, 2004.
29 Grünhut M. Penal Reform. A comparative study. Oxford : At the Clarendon Press, 1948. Р. 42.
от поведения осужденного, как в сторону увеличения его прав, так и в сторону ужесточения наказания» 30.
A. Б. Скаков отмечал, что в наиболее общем виде прогрессивную систему можно определить как организацию исполнения наказания, при которой в зависимости от поведения осужденного условия отбывания им наказания изменяются в сторону улучшения или ухудшения31.
B. А. Уткин пишет, что можно судить о достоинствах и недостатках прогрессивной системы отбывания наказания в каждый конкретный период существования. Современную попытку трансформировать прогрессивную систему отбывания наказания в систему «социальных лифтов» он считает не совсем удачной. На сегодняшний день, отмечает В. А. Уткин, очевидно, что из опыта реализации «социальных лифтов» заслуживает внимания лишь практика аттестаций осужденных и основанная на ней их дифференциация32. Интересным представляется суждение В. А. Уткина о том, что прогрессивная система возможна и эффективна не в условиях «тюрьмизации», а в мультирежим-ных, т.е. «гибридных» учреждениях. Аналогичная структура, по сути, уже заложена в создаваемых ныне воспитательных центрах, и это само по себе заслуживает внимания33.
А. Е. Шевченко использует понятие «прогрессивно-регрессивная система»34. По его мнению, в случае хорошего поведения осужденного и, соответственно, улучшения условий отбывания наказания имеет место прогрессивный элемент и, наоборот, при плохом поведении и ухудшении условий — регрессивный.
Н. А. Стручков считал категорически невозможным использование в исправительно-трудовом праве термина «прогрессивная си-
стема» и предлагал «рассматривать институт изменения условий содержания осужденных» в зависимости от их исправления как институт советского исправительно-трудового права, аналогичный по внешним признакам, но противоположный по политически-классовой природе институту прогрессивной системы буржуазного пенитенциарного права35.
По мнению А. В. Бриллиантова, отождествление прогрессивной системы и института изменения условий неправомерно, так как прогрессивная система есть более широкое понятие36.
З. А. Астемиров отмечал, что в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации предпринята попытка введения так называемой прогрессивной системы отбывания наказания осужденными, когда инициатива улучшения условий их содержания в местах лишения свободы предоставлена самим осуж-денным.37.
Заслуживает внимания определение понятия, предлагаемое В. П. Сидоровым: «Прогрессивная система исполнения и отбывания уголовных наказаний — это регламентированный нормами уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права конкретизированный применительно к видам исправительных учреждений порядок применения стимулирующих правопослушное поведение организационных, режимных, воспитательных и иных мер исправительного воздействия, основанный на осознаваемой осужденным возможности изменений условий его содержания и правового положения в зависимости от его поведения как в сторону ухудшения, так и улучшения, вплоть до условно-досрочного освобождения от наказания»38.
30 Ткачевский Ю. М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997. С. 3.
31 Скаков А. Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан : дис. ... д-ра юрид. наук. Астана, 2004. С. 17.
32 Уткин В. А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. № 3. 2012. С. 62.
33 Уткин В. А. Указ. соч. С. 69.
34 Шевченко А. Е. Прогрессивно-регрессивная система исполнения уголовных наказаний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.
35 Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: часть Особенная. М., 1985. С. 93.
36 Бриллиантов А. В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания. М., 1995. С. 9.
37 АстемировЗ. А. Уголовно-исполнительное право : курс лекций. Махачкала, 2000. С. 92.
38 Сидоров В. П. Прогрессивная система в исправительных учреждениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.,1999.
А. Ф. Сизый объединял под понятием «прогрессивная система» любое изменение правового статуса осужденного в сторону смягчения или ужесточения режимных правил39.
Прогрессивная система подвергалась критике как советских ученых, так и современных. В частности, отмечалось, что прогрессивная система в России не имеет достаточного количества взаимосязанных элементов, единой цели, идеологии, необходимого количества этапов, не в полной мере реализуется через институты изменения условий отбывания наказания, подготовки осужденных к освобождению40. Также критике прогрессивную систему отбывания наказания подвергал А. Е. Наташев41.
Возражения против «прогрессивной системы» сводились к следующему42:
1) передвижение осужденных по исправительно-трудовым учреждениям разных видов режимов означало бы ослабление стабильности состава заключенных в отрядах (Ната-шев А. Е. );
2) в то же время посредством прогрессивной системы «покупается» исправление у самого осужденного, ибо ему за хорошее поведение как бы платят улучшением условий содержания. Это может привести к углублению чувства эгоизма, угодничества, подхалимства, приспособленчества (Стручков Н. А. );
3) как система, основанная на поощрениях и льготах и на угрозе их лишения, прогрессивная система способна порождать у заключенных корыстное, потребительское отношение к своему поведению и желание добиваться льгот любыми средствами (хитростью, угодничеством) (Наташев А. Е.);
4) проведение этой системы связано с серьезным смягчением или усилением репрессии в отношении осужденных по усмотрению администрации исправительно-трудовых учреждений (Наташев А. Е. );
5) возможны ее извращение на практике (Яковлев А. М. ).
Стоит согласиться с мнением большинства ученых и отметить, что понятие «прогрессивная система» условно и прежде всего связано с теми нормами уголовно-исполнительного права, которые регламентируют изменение условий исполнения уголовного наказания в зависимости от поведения осужденного, как в сторону улучшения его правового положения, так и в сторону ужесточения наказания. Но также не стоит забывать о нормах уголовного и уголовно-процессуального права.
Несмотря на столь высокий интерес к изучению прогрессивной системы, она до сих пор является лишь условной теоретической конструкцией, не нашедшей своего законодательного закрепления, точного и унифицированного понятия. Закрепление принципа прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации несомненно решит данную правовую проблему. Прогрессивная система отбывания наказания должна стать своеобразной пенитенциарной идеологией — принципом, который бы реали-зовывался через институты изменения условий отбывания наказания, подготовки осужденных к освобождению, досрочного освобождения и другие.
Основная цель прогрессивной системы — социальная адаптация, она достигается с помощью отдельных задач: а) подготовка осужденных к освобождению;
6) закрепление результатов исправления осужденных, полученных на предыдущих стадиях отбывания наказания;
в) трудовое и бытовое устройство осужденных.
Для реализации принципа прогрессивной системы необходимо социальную адаптацию осужденных закрепить в качестве цели уго-
39 Сизый А. Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики). Рязань, 1994. С. 70.
40 Южанин В. Е. О российской «прогрессивной системе» исполнения наказания в виде лишения свободы // Современное уголовно-исполнительное законодательство: проблемы теории и практики : Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2007. С. 35.
41 Наташев А. Е. Неприемлемость «прогрессивной системы» отбывания лишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961, С. 249—250 ; Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. С. 149—151.
42 Наташев А. Е., Стручков Н. А. Указ. соч. С.148—149 ; Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1978. С. 163 ; Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964. С. 185.
ловно-исполнительного законодательства, в результате чего часть 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации будет выглядеть следующим образом:
«Уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями:
а) исправление осужденных;
б) предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами;
в) социальную адаптацию осужденных и лиц, отбывших наказание». Соответственно из ч. 2 ст. 1 УИК РФ необходимо исключить задачу по социальной адаптации осужденных. Предлагается дополнить ст. 1 УИК РФ ч. 3, 4 и 5, в каждой из которых необходимо раскрыть содержание целей уголовно-исполнительного законодательства. Соответственно ч. 5 ст. 1 УИК РФ, по нашему мнению, могла бы закреплять понятие «социальной адаптации осужденных и лиц, отбывших наказание». По нашему мнению, под социальной адаптацией осужденных и лиц, отбывших наказание, понимается процесс подготовки осужденных к освобождению (имеющий начало за 6 месяцев до освобождения) и управления их социализацией после освобождения (в течение года после освобождения) под контролем уполномоченных на это органов, включающий в себя комплекс различных мероприятий: помощь в бытовом и трудовом устройстве; получение специальности; помощь в восстановлении семейных отношений; предоставление материальной помощи и др.
Проблема социальной адаптации осужденных и предупреждения рецидива с их стороны
после освобождения в последнее время глубоко изучается учеными-пенитенциаристами43. В условиях лишения свободы и изоляции от общества наблюдается значительная деформация личности осужденного, на что неоднократно указывалось в научной литературе различных отраслей знаний44. После освобождения основная масса осужденных испытывает трудности в социальной адаптации в связи с изменением ценностных ориентиров в процессе отбывания наказания. Все это несомненно является фактором, непосредственно влияющим на совершение нового преступления освобожденным, о чем свидетельствуют высокие цифры рецидива преступности в официальных статистических данных и научных исследованиях различного рода45.
В уголовно-исполнительном законодательстве закреплен ряд институтов и субинститутов, непосредственно направленных на решение вопросов социальной адаптации осужденных и реализацию прогрессивной системы:
1) предоставление осужденным разрешения на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами учреждения (ст. 96 УИК РФ)46;
2) освобождение в колониях общего режима из-под стражи осужденных, находящихся в облегченных условиях содержания, за шесть месяцев до окончания срока наказания в целях их успешной социальной адаптации (ч. 3 ст. 121 УИК РФ)47;
3) разрешение проживания за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях (ч. 4 ст. 133 УИК РФ)48;
43 Южанин В. Е. Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений // Преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29).
44 Елеонский В. А. Отношение осужденных к наказанию. Рязань, 1976 ; Антонян Ю. М. Изучение личности преступника. М., 1982 ; Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы (клинико-динамический и медико-социальные аспекты) : дис. ... д-ра мед. наук. М., 2004.
45 Городнянская В. В. Постпенитенциарный рецидив : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2011.
46 Уваров О. Н. Об оценке личности осужденного при переводе его в более мягкие условия отбывания наказания и при решении вопроса о предоставлении ему права передвижения без конвоя (сопровождения) // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 345. С. 126—129.
47 Епифанов О. С. Уголовно-правовое регулирование в механизме правового воздействия на осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003.
48 Козаченко Б. П., Бирюкова Е. Ю. Правовое регулирование социальной адаптации несовершеннолетних осужденных, освобождаемых из льготных условий отбывания наказания, на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое обеспечение Концепции развития уголовно-ис-
4) предоставление осужденным возможности выезда за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК РФ)49;
5) проживание осужденных женщин за пределами исправительного учреждения в порядке ч. 3 ст. 121 УИК РФ50;
6) проживание осужденных, содержащихся в колонии-поселении, не допускающих нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение в порядке пункта «б» части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительнорго кодекса Российской Федерации51;
7) разрешение осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, проведения за пределами колонии выходных и праздничных дней (ч. 2 ст.113 УИК РФ)52;
8) предоставление несовершеннолетним осужденным права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии (ст. 134 УИК РФ)53;
9) предоставление несовершеннолетним осужденным права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников (ст. 134 УИК РФ)54. Перечисленные институты и субинституты
уголовно-исполнительного права, связанные с
нахождением осужденного за пределами исправительного учреждения, обладают общим
свойством — выражают отказ от необходимости дальнейшего отбывания лишения свободы осужденным в условиях изоляции, охраны и сравнительно более жесткого режима с одновременным указанием на возможность другого варианта условий — отбывание лишения свободы без охраны, но под надзором, длительно либо краткосрочно.
Учитывая указанную особенность рассматриваемых правовых норм и то обстоятельство, что они не выделены в самостоятельный раздел, а рассредоточены в отдельных статьях и нормах Уголовно-исполнительного кодекса, в которых регулируются вопросы изменения условий отбывания наказания, организации труда осужденных и выездов за пределы исправительного учреждения, представляется обоснованным предпринять попытку их систематизации.
Одним из важнейших аспектов социальной адаптации осужденных являются условия отбывания наказания (возможность их изменения — прогрессивная система) и их совершенствование. Объединяющим, на наш взгляд, институтом в рассматриваемом аспекте может выступить институт открытых условий отбывания наказания, которым должны быть дополнены нормы уголовно-исполнительного законодательства, наряду с обычными, строгими и облегченными. Открытые условия предлагается создать для всех видов режима с различием по степени физической изоляции, допускаемого общения, объему правоограничений и интенсивности надзора. Следует законодательно определить критерии для перемещения осужденных в открытые условия и их правовой статус.
полнительной системы Российской Федерации до 2020 года: современное состояние и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27—28 окт. 2011 г.) : в 2 т. Рязань, 2011. Т. 2. Ч. 1. С. 249—252.
49 Дендебер С. Н. Институт выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2012.
50 Середа Е. В. Теоретические и прикладные проблемы применения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин и их социальной адаптации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.
51 Титаренко А. П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях : дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
52 Бабаян С. Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
53 Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири) : дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2011.
54 Болтков С. Н. Задачи по обеспечению исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы. М., 2004.
Для закрепления открытых условий отбывания наказания в качестве самостоятельного их вида необходимы следующие изменения в уголовно-исполнительное законодательство:
а) ч. 1 ст. 87 УИК РФ «условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы» дополнить новым видом условий отбывания наказания — открытыми;
б) ст. 120, 122, 124, 133, 129 УИК РФ дополнить открытыми условиями отбывания наказания, так как ст. 132 и ст. 133 УИК РФ предусматривают льготные условия отбывания наказания для несовершеннолетних осужденных. В данных статьях слова «льготных» и «льготные» предлагаем заменить на «открытых» и «открытые» соответственно. Все перечисленное диктует необходимость
закрепления принципа прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в уголовно-исполнительном законодательстве.
Очень важным моментом при закреплении и реализации принципа прогрессивной системы является подготовка осужденных к освобождению. Мероприятия по подготовке осужденных к освобождению закреплены в гл. 22 УИК РФ «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Тем не менее мы можем отметить, что в России на сегодняшний день нет единой системы подготовки осужденных к освобождению, управляемой из определенного центра, расположенного за пределами исправительного учреждения. Поэтому данная работа разрозненна, кроме того, она не встроена в прогрессивную систему отбывания наказания, хотя должна завершать последнюю. Завершающий этап прогрессивной системы (подготовка осужденных к освобождению) должен быть дифференцированным с учетом положительно и отрицательно характеризующихся осужденных.
Необходимо также включение отдельной главы в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, детально регламентирующей процесс подготовки осужденных к освобождению и управлению их социальной адаптацией. В настоящее время подготовка сводится законодателем к трудовому и бытовому устройству освобождаемых, проведению с ними воспитательной работы, разъяснению им прав и обязанностей (ч. 2 ст. 180 УИК РФ). К тому же статья «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказание, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных» имеет узкое назначение и не направляет администрацию на комплексное решение рассматриваемых вопросов.
Важным направлением внедрения принципа прогрессивной системы отбывания наказания является законодательное закрепление процесса управления социальной адаптацией. Функции управления рассматриваемой деятельностью целесообразно сосредоточить в руках специализированной службы в составе уголовно-исполнительной системы. На нее также необходимо возложить ответственность за ресоциализацию осужденных, которая не заканчивается их исправлением. По завершении этого процесса должны быть созданы все условия для приобщения осужденного к социальному общежитию и снята юридическая и моральная ответственность с государства в лице уголовно-исполнительной системы за его повторное преступление. При освобождении осужденного следует передать под наблюдение ответственной государственной службе. В зарубежной практике вполне успешно в этих целях используется служба пробации. Подобие службы пробации есть и в России — это уголовно-исполнительные инспекции.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев Н. А. Социология исполнения уголовных наказаний. — М., 2001.
2. Бажанов О. И. Прогрессивная система исполнения наказания. — Минск, 1981.
3. Болтков С. Н. Задачи по обеспечению исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы. — М., 2004.
4. Бриллиантов А. В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания. — М., 1995.
5. Гришко А. Я. О принципах уголовно-исполнительного права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. — 2014. — № 4.
6. Елеонский В. А. Отношение осужденных к наказанию. — Рязань, 1976.
7. Королев Р. В. К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. —2007. — № 4.
8. Непомнящая Т. В. Общие начала, принципы и критерии назначения наказания // Журнал российского права. — 1999. — № 12.
9. Павлов И. Н. Некоторые аспекты реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в уголовно-исполнительном праве // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2006. — № 6.
10. Пятайкина Н. Ю. Принцип законности как общий и межотраслевой принцип // Проблемы развития личности в современном мире : мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и общество: проблемы взаимодействия» / под ред. С. Н. Макаровой. — Саратов, 2010.
11. Сизая Е. А. Разграничение принципов уголовно-исполнительного права от принципов уголовно-исполнительной политики, целей и задач, функций и иных юридических категорий пенитенциарного законодательства // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2007. — № 2.
12. Сизый А. Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики). — Рязань, 1994.
13. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. — Саратов, 1970.
14. Тепляшин П. В. Истоки и развитие английского тюрьмоведения. — Красноярск, 2005.
15. ТкачевскийЮ. М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний // Вестник Московского университета. — М., 1997. — № 6.
16. Ткачевский Ю. М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. — М., 1997.
17. Уваров О. Н. Об оценке личности осужденного при переводе его в более мягкие условия отбывания наказания и при решении вопроса о предоставлении ему права передвижения без конвоя (сопровождения) // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 345.
18. Уткин В. А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. — 2012. — № 3.
19. Хачикян А. М. Лишение свободы: Криминологические и уголовно-исполнительные проблемы. — Ереван, 2008.
20. Чубраков С. В. К вопросу о философском содержании категории «принцип» в уголовно-исполнительном праве // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 334.
Материал поступил в редакцию 16 февраля 2016 г.
THE PRINCIPLE OF A PROGRESSIVE SYSTEM OF SERVING THE SENTENCE OF DEPRIVATION OF LIBERTY
YUZHANIN Vyacheslav Efimovich — Doctor of Law Professor of the Academy of Law and Management of the Federal Penal Correction Service, Honorary worker of higher school of the Russian Federation [email protected]
390000, Russia, Ryazan, Sennaya Street, 1
GORBAN' Dmitriy Vladimirovich — PhD in Law, Platoon Commander of the Academy of Law and Management
of the Federal Penal Correction Service
390000, Russia, Ryazan, Sennaya Street, 1
Review. The current policy of the Russian Federation in the Penal sphere stems from the need for a humane attitude to persons, breaking a law. The achievement of the goals for improving the efficiency of institutions and bodies implementing sentences and reduce recidivism of crimes committed by persons who have served their sentence, the concept of development of the penal correction system of the Russian Federation up to the year 2020 is associated with the development of the legislation and subsequent implementation in practice a set of measures focus on social adaptation of convicts. The vast majority of the principles enshrined in the Penal Enforcement Code of the Russian Federation are implemented in practical activities of the institutions and bodies of criminal executive system. The scientific literature provides quite detailed approaches to the concept and classification of the principles of the criminal-executive law and legislation. Individual scien-tists-penitenciarists distinguish principles of independent institutes and the criminal-executive law, for example the institute of changes in terms of serving the sentence of deprivation of liberty.
There is a lack of legal regulation, and accordingly the application within the specified legal institution for the principle of a progressive system of serving the sentence of deprivation of liberty. The authors justify the urgency and necessity of introducing the principle of a progressive system of serving imprisonment in penal enforcement legislation make proposals to improve the given industry.
Structurally, the article consists of several parts. In part one of this article, the authors explore the concept and classification of the principles of law generally and criminal-executive law in particular. In the second part of the article the authors analyze the concept and the essence of modern progressive system serving the sentence of deprivation of liberty, and are considering various approaches of scientists-penitenciarists to the issue. In the third part of the article they justify the proposals submitted in the Criminal-Executive legislation of the Russian Federation associated with the principle of a progressive system of serving imprisonment.
Keywords: progressive system, enforcement of sentences, the serving of sentences, alternative sanctions, penalties, accommodation of convicted persons outside the colony, social adaptation, the institutions of law, the principle of law, the principle of law, the principle of a progressive system.
BIBLIOGRAPHY
1. Andreev N. A. Sociology of execution of criminal punishments. — M., 2001.
2. Bazhanov O. I. Progressive system of execution of punishment. — Minsk, 1981.
3. Boltkov S. N. Task to enforce penalties against convicted minors // Theoretical and applied problems of criminally-Executive system. — M., 2004.
4. Brilliantov A. V. The problem of classification of persons sentenced to deprivation of liberty for the purpose of differentiating the conditions of serving the sentence. — M., 1995.
5. Grishko A. Ya. On principles of criminal-executive law // Bulletin of Moscow State Regional University. Jurisprudence Series. — 2014. - № 4.
6. Eleonskiy V. A. The attitude of convicted to punishment. — Ryazan, 1976.
7. Korolev R. V. To the question of the concept of the principle of democracy in criminal law // Business in Law. Economic Legal journal. — 2007. - № 4.
8. Nepomnyashchaya T. V. Common principles and criteria for imposition of punishment //Journal of Russian Law. — 1999. — No. 12.
9. Pavlov I. N. Some aspects of the implementation of the principle of differentiation and individualization of the penalty in the criminal-executive law // The prison system: law, economy, management. — 2006. - № 6.
10. Pyataikina N. Yu. The principle of legality as the common and cross-sector principle // Pproblems of personal development in the modern world: proceedings of III international scientific and practical Conference "People and society: the problem of interaction / S.N. Makarova (ed.). — Saratov, 2010.
11. Sizaya E. A. Delineation of the principles of the criminal-executive law the principles of penal policy, goals and objectives, functions and other legal categories of prison legislation // Correctional system: law, economy, management. — 2006. - № 6.
12. SizyiA. F. Incentive rules the criminal-executive law (problems of theory and practice). — Ryazan, 1994.
13. Struchkov N. A. Soviet corrective labor policy and its role in the fight against crime. — Saratov, 1970.
14. Teplyashin P. V. The origins and development of the English prison. — Krasnoyarsk, 2005.
15. Tkachevskiy Yu. M. Russian progressive penal system // Bulletin of Moscow University. — M., 1997. - № 6.
16. Tkachevskiy Yu. M. Russian progressive system of execution of criminal punishments. — M., 1997.
17. Uvarov O. N. On assessment of convict when transferring him to a more lenient conditions for the serving of sentences and in deciding whether to grant him right of movement without an escort (escort)//Tomsk State University. — 2011. — No. 345.
18. Utkin V. A. Resocialization and progressive system // New law journal. — 2012. - № 3.
19. Khachikyan A. M. Deprivation of Liberty: Criminological and Penal-Executive problem. — Yerevan, 2008.
20. ChubrakovS. V. To the question of philosophical content category "principle" in the criminal-executive law // Tomsk State University. — 2010. — No. 334.)