Научная статья на тему 'Принципы гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительном праве'

Принципы гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2145
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / ОСУЖДЕННЫЙ / ТРУД / WORK / ВЫЕЗДЫ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / PROGRESSIVE SYSTEM OF SERVING OF PUNISHMENT / ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / MINIMUM STANDARDS / ДОМ РЕБЕНКА / CHILDREN'S HOME / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGITIMATE INTERESTS / CONDEMNED / DEPARTURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришко Александр Яковлевич

гуманизм уголовно-исполнительного права диалектически противоречив: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства реализация рассматриваемого принципа в уголовно-исполнительном праве многоаспектна: 1) принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) определяя правовое положение осужденных, уголовно-исполнительный закон подчеркивает: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний»; 3) уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; 4) осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ограничения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности; 5) гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления; 6) в прямой связи с принципом гуманизма находятся нормы, регулирующие исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и женщин. На основе анализа реализации принципа гуманизма автор вносит предложение о законодательном закреплении принципа справедливости в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF HUMANITY AND DEMOCRACY IN THE CRIMINAL AND EXECUTIVE RIGHT

the humanity of the criminal and executive right is dialectically inconsistent: it is necessary to protect, on the one hand, society from criminal encroachments and in this regard to seek for achievement of the objectives of private and general prevention, with another to carry out compulsory resocialization of the criminal. Taking into account this circumstance realization of the considered principle in the criminal and executive right is multidimensional: 1) the principle of humanity is shown for and tasks of the criminal and executive legislation of the Russian Federation; 2) defining a legal status condemned, the criminal and executive law underlines: «The Russian Federation respects and protects the rights, freedoms and legitimate interests condemned provides legality of application of means of their correction, their legal protection and personal security at execution of punishments»; 3) the criminal and executive legislation and practice of its application are based on strict observance of guarantees of protection against tortures, violence and another the cruel or humiliating human dignity address with the condemned; 4) the condemned have the right for personal security... the humanity of the criminal and executive right is dialectically inconsistent: it is necessary to protect, on the one hand, society from criminal encroachments and in this regard to seek for achievement of the objectives of private and general prevention, with another to carry out compulsory resocialization of the criminal. Taking into account this circumstance realization of the considered principle in the criminal and executive right is multidimensional: 1) the principle of humanity is shown for and tasks of the criminal and executive legislation of the Russian Federation; 2) defining a legal status condemned, the criminal and executive law underlines: «The Russian Federation respects and protects the rights, freedoms and legitimate interests condemned provides legality of application of means of their correction, their legal protection and personal security at execution of punishments»; 3) the criminal and executive legislation and practice of its application are based on strict observance of guarantees of protection against tortures, violence and another the cruel or humiliating human dignity address with the condemned; 4) the condemned have the right for personal security. At emergence of threat of personal security condemned he has the right to file a petition to any official of the establishment executing punishments in the form of restriction of freedom with a request for ensuring personal security; 5) the humane attitude towards the persons serving sentence is shown in a legal regulation of fixed assets of correction; 6) in direct link with the principle of humanity there are norms regulating an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning minors and women. On the basis of the analysis of realization of the principle of humanity the author makes the offer on legislative fixing of the principle of justice in the Criminal and executive code of the Russian Federation. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Принципы гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительном праве»

УДК 343 .8 АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГРИШКО,

ББК 67.409-2 доктор юридических наук, профессор,

Г85 Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Е-тай: [email protected].

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА И ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Реферат: гуманизм уголовно-исполнительного права диалектически противоречив: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой - осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства реализация рассматриваемого принципа в уголовно-исполнительном праве многоаспектна:

1) принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

2) определяя правовое положение осужденных, уголовно-исполнительный закон подчеркивает: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний»;

3) уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными;

4) осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ограничения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности;

5) гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления;

6) в прямой связи с принципом гуманизма находятся нормы, регулирующие исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и женщин.

На основе анализа реализации принципа гуманизма автор вносит предложение о законодательном закреплении принципа справедливости в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ).

Ключевые слова: принцип, гуманизм, осужденный, труд, выезды, прогрессивная система отбывания наказания, правосудие, концепция, минимальные стандарты, дом ребенка, законные интересы.

Принцип гуманизма находит свое выражение в целом ряде норм Особенной части УИК РФ: разрешение выезда за пределы исправительного учреждения; зачет в общий трудовой стаж времени привлечения осужденных к оплачиваемому труду; организация домов ребенка в исправительных учреждениях.

Принцип гуманизма закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991), Конституции Российской Федерации, Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации.

Реализация этого принципа в уголовно-исполнительном законодательстве России отвечает международным стандартам обращения с осужденными. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (своего рода «Великой Хартии» прав осужденных) отмечается, что заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему

страдания уже в силу того, что отнимают у него право на самоопределение, поскольку лишают его свободы (пр. 57). Кроме того, в них записано: «Режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства» (пр. 60).

Гуманизм уголовно-исполнительного права диалектически противоречив: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой -осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства реализация рассматриваемого принципа в уголовно-исполнительном праве многоаспектна:

1) принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ст. 1 УИК РФ ука-

зывается на примат цели исправления как наиболее гуманной из целей наказания по отношению к осужденному;

2) определяя правовое положение осужденных, уголовно-исполнительный закон подчеркивает: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний» (ч. 1 ст. 10 УИК РФ);

3) уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 1 ст. 3 УИК РФ);

4) осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ограничения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности (ст. 13 УИК РФ);

5) гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Ряд существенных изменений в этом плане внес УИК РФ, воспринявший нормы международного права, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Так, изменение условий содержания в пределах одного исправительного учреждения дополняется элементами прогрессивной системы отбывания наказания путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (например, из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение).

Осужденным к лишению свободы могут быть разрешены выезды за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами и на время ежегодного оплачиваемого отпуска. Время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения засчи-тывается в срок отбывания наказания. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулатор-но-поликлинических или стационарных условиях.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кор-

мильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего или высшего профессионального образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия;

6) в прямой связи с принципом гуманизма находится выделение в изучаемом законодательстве норм, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и женщин.

Многие рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с несовершеннолетними осужденными и женщинами реализованы в российском законодательстве. Речь прежде всего идет о Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде, а также о Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990). Руководящие принципы исходят из того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется (п. «е» ч. 5 разд. I).

Таким образом, правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному представлению, основано не на снисхождении к преступникам молодежного возраста, а на таких ответных мерах, которые поощряют процесс изменения поведения, помогая молодому человеку почувствовать ответственность за свои поступки и понять, как они отражаются на других, а также способствуют социальной интеграции несовершеннолетнего, а не отчуждению его от общества.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, обращают внимание на то, что наказание должно осуществляться в условиях и обстоятельствах, обеспечивающих соблюдение прав человека. Следует гарантировать претворение в жизнь программ, которые поддерживали бы здоровье осужденных, воспитывали у них чувство ответственности и формировали взгляды и навыки, которые, в свою очередь, по-

могли бы им развивать свои возможности как членам общества.

С учетом изложенного российское уголовно-исполнительное законодательство в воспитательных колониях устанавливает обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

Для несовершеннолетних осужденных предусмотрена повышенная норма жилой площади в расчете на одного человека, питание и одежда предоставляются им бесплатно, для них создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливается повышенная норма питания. Они привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 24 рабочих дней.

Согласно Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (п. 2.4.5) исполнение наказания в отношении женщин и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, должно основываться на международных нормах, требующих учитывать их физиологические и возрастные особенности, а также роль женщин, которую они традиционно выполняют в обществе.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными выделяют насущные нужды беременных женщин и женщин с детьми. Так, в пр. 23 отмечается, что «женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. Там, где это возможно, следует заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале. Если же ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве».

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает организацию домов ребенка в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. Администрация исправительной колонии может продлить время пребывания малыша в доме ребенка на срок до одного года, если ему исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года (ст. 100 УИК РФ). Осужден-

ные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях.

Женщинам не назначаются смертная казнь, пожизненное лишение свободы и отбывание наказания в колониях строгого и особого режимов, а также в тюрьме. Они отбывают наказание в основном в исправительных колониях общего режима и в колониях-поселениях. Им предусмотрена повышенная норма жилой площади, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип демократизма выражается:

а) в признании осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. Государство берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивать их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний;

б) участии органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

в) учете общественного мнения в вопросах, связанных с совершенствованием уголовно-исполнительного законодательства и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) развитии общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы;

д) обеспечении объективной информацией граждан и общественных объединений о реальных условиях отбывания наказания осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

е) демократизации управления уголовно-исполнительной системой.

Этот принцип нашел отражение и закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, УИК РФ (ст. 12) устанавливает право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Принцип демократизма проявляется также в выборе осужденным языка обращения и переписки, свободе совести и свободе вероисповедания, осуществлении контроля общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, запрещении проводить кино-, фото- и видеосъемку осужденных без их письменного согласия.

Решая вопросы изменения вида исправительного учреждения, законодатель предусматривает возможность перевода осужденного в колонию-поселение из исправительных колоний общего и строгого режимов только с его согласия в письменной форме.

Закрепление в УИК РФ категории «законные интересы» осужденных свидетельствует о стремлении законодателя к расширению диспозитивных начал правового регулирования, что, несомненно, способствует реализации принципа демократизма. Например, перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется с его согласия (ст. 73 УИК РФ).

О расширении диспозитивных начал свидетельствует увеличение количества норм, регулирующих режим отбывания наказания, которые предполагают обязательный учет мнения осужденного

как необходимого условия возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом его прав и обязанностей. В УИК РФ таких норм в три раза больше, чем в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г.

В литературе имеют место суждения о наличии принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве [1, с. 60-63; с. 166]. Данный принцип по своему содержанию очень близок к принципу гуманизма. В то же время следует поддержать авторов, считающих необходимым закрепить его в качестве самостоятельного. В подтверждение этому можно привести конкретный пример. Согласно ч. 2 ст. 97 УИК РФ осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, может быть разрешен краткосрочный выезд за их пределы на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Возникает вопрос: почему такой выезд не может быть разрешен осужденному мужчине? Какой здесь принцип нарушен: гуманизма или справедливости? На взгляд автора, приведенный пример свидетельствует о нарушении принципа справедливости. Следовательно, последний имеет право на закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве.

Список литературы

1. Юнусов С. А. Реализация общеправового принципа справедливости в процессе отбывания наказания и при осуществлении надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2011.№ 2. С. 60-63.

2. Юнусов С. А. Воплощение принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве России // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 166.

ALEXANDER YAKOVLEVICH GRISHKO,

doctor of jurisprudence, professor (Commissioner for Human Rights in the Ryazan region) E-mail: [email protected].

PRINCIPLE OF HUMANITY AND DEMOCRACY IN THE CRIMINAL AND EXECUTIVE RIGHT

Annotation: the humanity of the criminal and executive right is dialectically inconsistent: it is necessary to protect, on the one hand, society from criminal encroachments and in this regard to seek for achievement of the objectives of private and general prevention, with another - to carry out compulsory resocialization of the criminal. Taking into account this circumstance realization of the considered principle in the criminal and executive right is multidimensional:

1) the principle of humanity is shown for and tasks of the criminal and executive legislation of the Russian Federation;

2) defining a legal status condemned, the criminal and executive law underlines: «The Russian Federation respects and protects the rights, freedoms and legitimate interests condemned provides legality of application of means of their correction, their legal protection and personal security at execution of punishments»;

3) the criminal and executive legislation and practice of its application are based on strict observance of guarantees of protection against tortures, violence and another the cruel or humiliating human dignity address with the condemned;

4) the condemned have the right for personal security. At emergence of threat of personal security condemned he has the right to file a petition to any official of the establishment executing punishments in the form of restriction of freedom with a request for ensuring personal security;

5) the humane attitude towards the persons serving sentence is shown in a legal regulation of fixed assets of correction;

6) in direct link with the principle of humanity there are norms regulating an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning minors and women.

On the basis of the analysis of realization of the principle of humanity the author makes the offer on legislative fixing of the principle of justice in the Criminal and executive code of the Russian Federation.

Key words: principle, Humanity, the condemned, work, departures, progressive system of serving of punishment, justice, concept, minimum standards, children's home, legitimate interests.

References

1. Junusov S. A. Realizacija obshhepravovogo principa spravedlivosti v processe otbyvanija nakazanija i pri osushhestvlenii nadzora za licami, osvobodivshimisja iz mest lishenija svobody [Realization of an all-legal principle of justice in the course of serving of punishment and at implementation of supervision of the persons released from imprisonment places]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2011, no. 2, pp. 60-63.

2. Junusov S. A. Voploshhenie principa spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave Rossii [An embodiment of the principle of justice in the criminal and executive right of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie - Man: Crime and Punishment, 2014, no. 3, p. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.