Научная статья на тему 'Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы'

Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1236
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЙ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ САНКЦИИ / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ / ПРОЖИВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбань Дмитрий Владимирович

Современная уголовно-исполнительная политика, одним из приоритетных направлений которой является ресоциализация осужденных, в полной мере согласуется с целями наказания. В процедуре исполнения отдельных видов уголовных наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденных от общества, остается сложной проблема оптимизации соотношения карательной и исправительной составляющих, что требует дальнейшего совершенствования механизма исправительного воздействия, усиления в нем мотивации правопослушного поведения осужденных и их личного интереса в результатах процедуры ресоциализации. Достичь этого возможно путем поэтапного и комплексного реформирования законодательной и организационной основы исполнения отдельных видов наказаний. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть недостаточную взаимосвязь и обусловленность различных институтов в нормативном регулировании исправительного процесса, а точнее, ресоциализации осужденных. Применительно к наказанию в виде лишения свободы действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что лицам, примерно ведущим себя в исправительных учреждениях и добросовестно относящимся к труду, по истечении определенной части лишения свободы могут быть улучшены условия содержания. В предоставлении осужденному возможности заслужить примерным поведением и добросовестным отношением к труду права на улучшение условий есть сущность современной прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предполагается увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Все это требует тщательного подхода к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и определяет ее особую актуальность. В статье рассматриваются общетеоретические положения о прогрессивной системе исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, приводятся точки зрения ученых-пенитенциаристов на обозначенную проблему; анализируются отдельные виды наказаний, не связанных с лишением свободы, и нормы уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающие прогрессивную систему в отношении данных наказаний; содержатся выводы, направленные на совершенствование законодательства в области разработки и закрепления прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESSIVE SYSTEM OF EXECUTING AND SERVING THE SENTENCES NOT CONNECTED WITH DEPRIVATION OF LIBERTY

One of the priorities of the modern penal policy being re-socialization of convicted persons, this tendency is fully consistent with the objectives of punishment. Indeed, in the process of executing certain types of criminal sanctions, either connected with isolation of a convicted person from society or not, there remains a complex problem of optimizing the correlation between the penal and correctional components of the punishment that requires further improvement of the mechanism of corrective treatment, strengthening of motivation for law-abiding behavior of convicts and their personal concern for the outcome of the re-socialization procedure. It is possible to achieve this result by gradual and comprehensive reforming of the legal and institutional framework of executing certain types of punishments. To solve this problem it is necessary to overcome inadequate interrelation and interdependence of various institutions in the normative regulation of the correctional process or, to be exact, of re-socialization of convicts... One of the priorities of the modern penal policy being re-socialization of convicted persons, this tendency is fully consistent with the objectives of punishment. Indeed, in the process of executing certain types of criminal sanctions, either connected with isolation of a convicted person from society or not, there remains a complex problem of optimizing the correlation between the penal and correctional components of the punishment that requires further improvement of the mechanism of corrective treatment, strengthening of motivation for law-abiding behavior of convicts and their personal concern for the outcome of the re-socialization procedure. It is possible to achieve this result by gradual and comprehensive reforming of the legal and institutional framework of executing certain types of punishments. To solve this problem it is necessary to overcome inadequate interrelation and interdependence of various institutions in the normative regulation of the correctional process or, to be exact, of re-socialization of convicts. With regard to the custodial sanctions, the current penal legislation determines that conditions can be improved for the persons, who behave and do their job well after serving a certain part of their sentence in correctional facilities. It is the essence of modern progressive system of executing a custodial sentence to give the convicts the right for improving their conditions because of their good behavior and conscientious attitude to labor. However, in the framework of reforming the penal system of the Russian Federation, the total number of persons sentenced to punishments not connected with isolation of the convict from society is expected to increase by 200 thousand by 2020. It is to be achieved through the use of restriction of liberty as well as due to the increase of the number of sanctions not connected with isolation from society, and a more frequent application of these sanctions by the courts. This requires a cautious approach to the study of the progressive system of executing and serving non-custodial punishments and determines its particular significance. Structurally the article consists of two parts. In the first part, general theoretical statutes of the progressive system of executing and serving non-custodial punishments are dealt with from the point of view of penologists on the problems specified. In the second part of the article certain types of punishment not connected with deprivation of liberty and the rules of penal legislation, setting up a progressive system regarding these penalties are analyzed. At the end, conclusions are drawn aimed at improving the legislation in the field of developingt and securing the progressive system of executing and serving the sentences not connected with deprivation of liberty. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы»

УДК 343 .84 ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРБАНЬ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС

(Кузбасский институт ФСИН России), е-mail: dimas8807@mail.ru

ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Реферат: современная уголовно-исполнительная политика, одним из приоритетных направлений которой является ресоциализация осужденных, в полной мере согласуется с целями наказания. В процедуре исполнения отдельных видов уголовных наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденных от общества, остается сложной проблема оптимизации соотношения карательной и исправительной составляющих, что требует дальнейшего совершенствования механизма исправительного воздействия, усиления в нем мотивации правопослушного поведения осужденных и их личного интереса в результатах процедуры ресоциализации. Достичь этого возможно путем поэтапного и комплексного реформирования законодательной и организационной основы исполнения отдельных видов наказаний. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть недостаточную взаимосвязь и обусловленность различных институтов в нормативном регулировании исправительного процесса, а точнее, ресоциализа-ции осужденных.

Применительно к наказанию в виде лишения свободы действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что лицам, примерно ведущим себя в исправительных учреждениях и добросовестно относящимся к труду, по истечении определенной части лишения свободы могут быть улучшены условия содержания. В предоставлении осужденному возможности заслужить примерным поведением и добросовестным отношением к труду права на улучшение условий есть сущность современной прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предполагается увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Все это требует тщательного подхода к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и определяет ее особую актуальность.

В статье рассматриваются общетеоретические положения о прогрессивной системе исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, приводятся точки зрения ученых-пенитенциаристов на обозначенную проблему; анализируются отдельные виды наказаний, не связанных с лишением свободы, и нормы уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающие прогрессивную систему в отношении данных наказаний; содержатся выводы, направленные на совершенствование законодательства в области разработки и закрепления прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.

Ключевые слова: прогрессивная система, исполнение наказаний, отбывание наказаний, альтернативные санкции, наказания, не связанные с лишением свободы, принудительные работы, исправительные работы, обязательные работы, система наказаний, проживание осужденных за пределами колонии.

Из теории уголовно-исполнительного права нам известно, что прогрессивная система представляет собой такую организацию (порядок) исполнения наказания, при которой условия отбывания наказания осужденным изменяются либо в сторону ухудшения, либо в сторону улучшения в зависимости от поведения в период отбывания данного наказания [1].

© Горбань Д. В., 2016

В научной литературе упоминается о прогрессивной системе только применительно к исполнению наказания в виде лишения свободы [2]. Однако некоторые ученые считают, что прогрессивная система может распространяться и на другие виды наказания [3]. Позиция этих авторов представляется интересной по нескольким причинам. Во-первых, по данным официальной статистики, количество

осужденных к наказанию в виде лишения свободы с каждым годом сокращается, и все чаще отдается предпочтение назначению и исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы. Во-вторых, уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает закрепление прогрессивной системы при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, в связи с чем на теоретическом уровне представляется обоснованным восполнить данный пробел.

В ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) закреплены виды наказаний. Как отмечают отдельные исследователи, в настоящее время система уголовных наказаний находится в состоянии кризиса, поскольку около 80 % обвинительных приговоров суды вынуждены выносить к наказанию в виде лишения свободы (из них около 50 % - условно). Ситуация объясняется тем, что состояние преступности в России (с точки зрения ее структуры) и отсутствие в ст. 44 УК РФ соответствующих уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, не позволяют судам в полной мере применять имеющиеся в указанной норме альтернативные лишению свободы виды уголовных наказаний [4, с. 125].

Как отмечает в своем диссертационном исследовании И. М. Монахова, наказания, не связанные с лишением свободы, - это наказания, входящие в перечень, закрепленный в ст. 44 УК РФ, дифференцированные в Особенной части УК РФ и индивидуализированные в приговоре суда в виде меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении свободы, трудовых и имущественных прав осужденного [5, с. 8].

По мнению К. Н. Тарленко, наказания без изоляции от общества - это наказания, сущность которых не заключается в помещении осужденного в специализированные исправительные учреждения, в которых установлен режим отбывания наказания, особенностью данных наказаний является их меньшая репрессивность: они не ограничивают свободу передвижения осужденного, могут применяться и как основные, и как дополнительные [6, с. 45- 49].

К наказаниям, не связанным с ограничением или лишением свободы, относят: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе [7].

Для каждого из вида наказаний, не связанных с изоляцией от общества, устанавливается свой режим исполнения данного вида наказания, именуе-

мый в научной литературе как непенитенциарный, то есть это правопорядок исполнения наказаний без изоляции от общества, заключающийся в соблюдении им общих и специфических обязанностей (требований), которые призваны, с одной стороны, нейтрализовать воздействие факторов, способных создать условия для совершения условно осужденным нового преступления, с другой -обеспечить благоприятные условия его исправления [8, с. 24].

Непенитенциарный режим для наказаний, не связанных с лишением свободы, тесно связан с понятием прогрессивной системы. В этом контексте следует также различать режим прогрессивной системы отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и режим прогрессивной системы исполнения данных видов наказаний. Разграничивая указанные понятия, В. Н. Орлов отмечает, что под прогрессивной системой отбывания наказания следует понимать поступательное изменение элементов состава отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного, поставленных целей и наступивших последствий, в том числе достигнутых результатов. Прогрессивная система объективной стороны отбывания наказания заключается в поступательном изменении признаков, характеризующих внешнюю сторону отбывания уголовного наказания, в зависимости от поведения осужденного, поставленных целей и наступивших последствий (в том числе достигнутых результатов) [9].

На основании изложенного мы пришли к выводу о том, что наказания, не связанные с лишением свободы, имеют свой «режим» исполнения и отбывания, который направлен на достижение целей уголовно-исполнительного законодательства и который, по нашему мнению, может быть также организован по прогрессивной системе.

Позицию о том, что необходимо распространить действие прогрессивной системы на наказания, не связанные с лишением свободы, поддерживал в свое время О. И. Бажанов [10, с. 162-166]. Однако конкретных предложений в законодательство им сделано не было, а речь велась только о перспективе совершенствования данного законодательства. Как отмечал в советское время профессор А. Л. Ременсон, прогрессивную систему надо четко разработать и закрепить в законе [11, с. 96]. Эта позиция знаменитого ученого-пенитенциариста в полной мере применима и в отношении прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, ее разработки и закрепления.

Проведем анализ норм уголовно-исполнительного законодательства о прогрессивной системе ис-

полнения и отбывания отдельных видов наказаний, не связанных с лишением свободы.

Исправительные работы. Отдельные предпосылки прогрессивной системы были предусмотрены в отношении такого наказания, не связанного с лишением свободы, как исправительные работы. Согласно ст. 41 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, уголовно-исполнительные инспекции могли устанавливать для осужденных дополнительные ограничения и запреты, причем эта возможность связывалась и с поведением осужденного в период отбывания наказания. Отдельные авторы настаивают на том, чтобы вернуть данную правовую норму [12, с. 87].

Таким образом, сущность прогрессивной системы при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, будет заключаться в том, что в целях предупреждения совершения осужденным к исправительным работам нового преступления и обеспечения благоприятных условий его исправления суд и (или) уголовно-исполнительная инспекция вправе устанавливать осужденному дополнительные обязанности и запреты или отменять ранее установленные полностью или частично. Для этого предлагаем вернуть ст. 41 УИК РФ и изложить ее в прежней редакции.

Данное положение применимо в отношении осужденных к исправительным работам, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции (например, обязанность уголовно-исполнительных инспекций при исполнении ограничения свободы вносить в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы) [13, с. 26].

Принцип прогрессивной системы в отношении исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, реализуется также при определении осужденному к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью периодичности явки в уголовно-исполнительную инспекцию.

Принудительные работы. Особо хотелось бы остановиться на прогрессивной системе исполнения наказания в виде принудительных работ, введенного в законодательство Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ. Принудительные работы относятся к наказаниям, в основе которых заключено ограничение личной свободы в сочета-

нии с трудовой обязанностью и материальными ограничениями. Принудительные работы по своему содержанию, характеру и объему правоогра-ничений являются специальным видом ограничения свободы [14, с. 97].

Режим принудительных работ, являясь установленным порядком исполнения и отбывания наказания, включает в себя комплекс запретов и правовых обязанностей, возлагаемых на осужденного. Согласно ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ к ним относятся: а) выполнение правил внутреннего распорядка исправительных центров; б) работа в местах, определенных администрацией исправительного центра; в) постоянное нахождение в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ), проживание, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, запрет на их оставление в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; г) участие без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; д) постоянное наличие при осужденном документа установленного образца, удостоверяющего личность осужденного [14, с. 111].

Согласно ч. 6 ст. 60.4 УИК РФ осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.

Данная правовая норма напоминает нам по своему содержанию две другие нормы, закрепленные:

а) в ч. 3 ст. 121 УИК РФ, в которой указано, что осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади;

б) в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ, устанавливающем, что осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено прожи-

вание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения.

Как видим, законодатель воспринял идеи прогрессивной системы о проживании осужденных за пределами исправительных учреждений общего режима и колоний-поселений и применил их в отношении исполнения наказания в виде принудительных работ, во-первых, разрешив осужденным к принудительным работам проживать за пределами исправительных центров, во-вторых, определив периодичность регистрации и должностное лицо, которое устанавливает периодичность данной регистрации.

Обязательные работы. Отдельные авторы предлагают собственную систему отбывания обязательных работ, которая предполагает разделение условий их отбывания на три вида: обычные, облегченные, строгие. В облегченных условиях осужденные к обязательным работам могут: а) частично реализовать свое право на отдых, обратившись в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением о возможности приостановить исполнение наказания в виде обязательных работ на срок от 5 до 10 дней в период предоставления осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы; б) работать на определяемых для них объектах, при этом время обязательных работ не может превышать 6 часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе [15, с. 116-118].

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1) действующее уголовно-исполнительное законодательство закрепляет идеи прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы. Тем не менее необходима ее разработка и закрепление в общем виде. Распространение идей прогрессивной системы на исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, по нашему мнению, весьма актуально в плане дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Эта проблема требует более подробного изучения и анализа;

2) в рамках разработки и закрепления прогрессивной системы отбывания и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, необходимо для наказаний в виде исправительных или обязательных работ установить три вида условий: обычные, облегченные, строгие, на каждом из них -свой правовой режим для осужденных, который должен улучшаться в зависимости от поведения и перехода на новую ступень данных условий;

3) необходимо вернуть в УИК РФ статью 41, изложив ее в следующей редакции:

«В целях предупреждения совершения осужденным к исправительным работам нового преступления и обеспечения благоприятных условий его исправления суд и (или) уголовно-исполнительная инспекция вправе устанавливать осужденному дополнительные обязанности и запреты или отменять ранее установленные полностью или частично.

Данную законодательную конструкцию следует применять в отношении всех осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Список литературы

1. Аванесов Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы. Прогрессивная система : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966. 16 с.

2. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997.

3. Ткачевский Ю. М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы исполнения уголовного наказания // Вестник МГУ. 1981. № 6. С. 45-54.

4. Рожков С. А. Некоторые проблемы правового регулирования применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества // Вестник Пермского ун-та. 2009. № 3. С. 125-128.

5. Монахова И. М. Назначение наказаний, не связанных с изоляцией общества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 24 с.

6. Тарленко К. Н. К вопросу о содержании наказания в виде обязательных работ // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. Томск, 2006. Ч. 9. С. 45-49.

7. Гладких В. И., Курчеев В. С. Уголовное право России. Общая и Особенная части : учебник. М., 2015.614 с.

8. Ольховик Н. В. Непенитенциарный режим: понятие и содержание // Вестник Кузбасского института. 2011. № 1. С. 23-24.

9. Орлов В. Н. Применение и отбывание уголовного наказания : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 392 с.

10. Бажанов О. И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск, 1981.

11. Ременсон А. Л. Некоторые вопросы теории советского исправительно-трудового права // Советское государство и право. 1964. № 1. С. 93-99.

12. Ольховик Н. В., Прозументов Л. М. Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение. Томск, 2009. 159 с.

13. Ольховик Н. В. О содержании непенитенциарного режима // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 25-28.

14. Буш В. В. Принудительные работы как вид наказания в уголовном праве России : дис. канд. ... юрид. наук. Краснодар, 2015. 201 с.

15. Яхшибекян Э. Н. Эффективность исполнения отбывания наказания в виде обязательных работ : монография. М., 2013.

DMITRY VLADIMIROVICH GORBAN',

phd in law, lecturer, organization and supervision regime in prisons department

(Kuzbass institute of the FPS of Russia), e-mail: dimas8807@mail.ru

PROGRESSIVE SYSTEM OF EXECUTING AND SERVING THE SENTENCES NOT CONNECTED WITH DEPRIVATION OF LIBERTY

Annotation: one of the priorities of the modern penal policy being re-socialization of convicted persons, this tendency is fully consistent with the objectives of punishment. Indeed, in the process of executing certain types of criminal sanctions, either connected with isolation of a convicted person from society or not, there remains a complex problem of optimizing the correlation between the penal and correctional components of the punishment that requires further improvement of the mechanism of corrective treatment, strengthening of motivation for law-abiding behavior of convicts and their personal concern for the outcome of the re-socialization procedure. It is possible to achieve this result by gradual and comprehensive reforming of the legal and institutional framework of executing certain types of punishments. To solve this problem it is necessary to overcome inadequate interrelation and interdependence of various institutions in the normative regulation of the correctional process - or, to be exact, of re-socialization of convicts.

With regard to the custodial sanctions, the current penal legislation determines that conditions can be improved for the persons, who behave and do their job well after serving a certain part of their sentence in correctional facilities. It is the essence of modern progressive system of executing a custodial sentence to give the convicts the right for improving their conditions because of their good behavior and conscientious attitude to labor.

However, in the framework of reforming the penal system of the Russian Federation, the total number of persons sentenced to punishments not connected with isolation of the convict from society is expected to increase by 200 thousand by 2020. It is to be achieved through the use of restriction of liberty as well as due to the increase of the number of sanctions not connected with isolation from society, and a more frequent application of these sanctions by the courts. This requires a cautious approach to the study of the progressive system of executing and serving non-custodial punishments and determines its particular significance.

Structurally the article consists of two parts. In the first part, general theoretical statutes of the progressive system of executing and serving non-custodial punishments are dealt with from the point of view of penologists on the problems specified. In the second part of the article certain types of punishment not connected with deprivation of liberty and the rules of penal legislation, setting up a progressive system regarding these penalties are analyzed. At the end, conclusions are drawn aimed at improving the legislation in the field of developingt and securing the progressive system of executing and serving the sentences not connected with deprivation of liberty.

Key words: progressive system, execution of sentences, serving a sentence, alternative sanctions, punishment not connected with deprivation of liberty, forced labor, correctional work, compulsory labor, the penal system, accommodation of convicts outside prison.

References

1. Avanesov G. A. Izmenenie uslovij soderzhanija osuzhdennyh v processe otbyvanija lishenija svobody Progressivnaja sistema. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Change of conditions of detention of prisoners in the course of imprisonment serving. Progressive system. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1966. 16 p.

© Gorban' D. V., 2016

2. Tkachevskij Ju. M. Progressivnaja sistema ispolnenija ugolovnyh nakazanij [Progressive system of execution of criminal penalties]. Moscow, 1997.

3. Tkachevskij Ju. M. Problemy sovershenstvovanija progressivnoj sistemy ispolnenija ugolovnogo nakaza-nija [Problems of improvement of progressive system of execution of criminal penalty]. Vestnik MGU - Bulletin of MSU, 1981, no. 6, pp. 45-54.

4. Rozhkov S. A. Nekotorye problemy pravovogo regulirovanija primenenija nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osuzhdjonnogo ot obshhestva [Some problems of legal regulation of application of the punishments which aren't connected with isolation condemned from society]. Vestnik permskogo universiteta - Bulletin of the Perm university, 2009, no 3, pp. 125-128.

5. Monahova I. M. Naznachenie nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej obshhestva. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Purpose of the punishments which aren't connected with isolation of society. Cand. legal sci. diss. abstract]. Ryazan, 2006. 24 p.

6. Tarlenko K. N. K voprosu o soderzhanii nakazanija v vide objazatel'nyh rabot [To a question of the content of punishment in the form of obligatory works]. Pravovye problemy ukreplenija rossijskoj gosudarstven-nosti [Legal problems of strengthening of the Russian statehood]. Tomsk, 2006, part 9, pp. 45-49.

7. Gladkih V. I., Kurcheev V. S. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshhaja i Osobennaja chaste [Criminal law of Russia. The general and Special speak rapidly]. Moscow, 2015. 614 p.

8. Ol'hovik N. V. Nepenitenciarnyj rezhim: ponjatie i soderzhanie [Not penitentiary mode: concept and contents]. Vestnik Kuzbasskogo institute - Bulletin of the Kuzbass institute, 2011, no 1, pp. 23-24.

9. Orlov V. N. Primenenie i otbyvanie ugolovnogo nakazanija. Dis. d-ra jurid. nauk [Application and serving of criminal penalty. Dr. legal sci. diss.]. Moscow, 2015. 392 p.

10. Bazhanov O. I. Progressivnaja sistema ispolnenija nakazanija [Progressive system of an execution of the punishment]. Minsk, 1981.

11. Remenson A. L. Nekotorye voprosy teorii sovetskogo ispravitel'no-trudovogo prava [Some questions of the theory of the Soviet corrective-labor right]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo - Soviet state and law.1964, no 1, pp. 93-99.

12. Ol'hovik N. V., Prozumentov L. M. Recidivnaja prestupnost' osuzhdennyh i ee preduprezhdenie [Recurrent crime condemned and its prevention]. Tomsk, 2009. 159 p.

13. Ol'hovik N. V. O soderzhanii nepenitenciarnogo rezhima [About the maintenance of not penitentiary mode]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 4, pp. 25-28.

14. Bush V. V. Prinuditel'nye raboty kak vid nakazanija v ugolovnom prave Rossii. Dis. kand. jurid. nauk [Forced labor as a type of punishment in criminal law of Russia. Cand. legal sci. diss.]. Krasnodar, 2015. 201 p.

15. Jahshibekjan Je. N. Jeffektivnost' ispolnenija, otbyvanija nakazanija v vide objazatel'nyh rabot [Effek-tivnost of execution, servings of punishment in the form of obligatory works]. Moscow, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.