Научная статья на тему 'Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных без изоляции от общества'

Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / PROGRESSIVE SYSTEM / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО / CRIMINAL-EXECUTIVE / ОСУЖДЕННЫХ / ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ / PUNISHMENT / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габитов Басир Азатович

Актуальность выбранной темы обусловлена прогрессивной системой исполнения и отбывания наказания осужденными, отбывающими различного рода наказания без изоляции от общества, а также применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габитов Басир Азатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных без изоляции от общества»

5. Судебный департамент при Министерстве Юстиции РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 21.08.2016).

Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных без изоляции от общества Габитов Б. А.

Габитов Басир Азатович / Gabitov Basir Azatovich - студент магистратуры, кафедра уголовного права и криминологии, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Министерства юстиции России, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена прогрессивной системой исполнения и отбывания наказания осужденными, отбывающими различного рода наказания без изоляции от общества, а также применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.). Abstract: the relevance of the chose№ topic due to the progressive system of execution of sentence of prisoners serving various kinds of punishment without isolation from society, and the use of alternative types of punishment (corrective and obligatory works, restriction of freedom etc.).

Ключевые слова: прогрессивная система, уголовно-исполнительного, осужденных, лишением свободы, отбывания наказаний.

Keywords: progressive system, criminal-executive, convicts, imprisonment, punishment.

На протяжении достаточно длительного времени в науке и теории уголовно -исполнительного права особое внимание уделяется понятию и содержанию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания. Тем не менее, большинство авторов, изучавших и изучающих прогрессивную систему, отмечают, что она применима и реализуется только в отношении наказания в виде лишения свободы. В большом массиве теоретического материала о прогрессивной системе очень мало внимания уделено наказаниям, альтернативным лишению свободы. Но в науке уголовно-исполнительного права указывается на необходимость разработки и законодательного закрепления прогрессивной системы отбывания и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Одной из современных и достаточно продолжительных тенденций современной уголовно-исполнительной политики России является гуманизация обращения с осужденными. Для этого на государственном уровне разработана система мероприятий, направленная на снижение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.).

Количество тюремного населения за последние 5 лет сократилось почти на 200 тыс. человек. Это соответствует политике реформирования, обозначенной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р) [3]. Согласно этому документу предполагается увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет расширения практики назначения данных наказаний судами. Все это требует тщательного подхода к

изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и определяет особую ее актуальность.

Для наказания в виде лишения свободы, согласно статье 87 УИК РФ [1], устанавливаются три вида условий: обычные, облегченные, строгие. В воспитательных колониях устанавливается четвертый вид - льготные условия. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Разделение в период отбывания наказания на отдельные виды условий составляет сущность современной прогрессивной системы. Применительно к наказаниям, не связанным с лишением свободы, разделения условий отбывания на виды законодателем не предусмотрено.

В последнее время в науке уголовно-исполнительного права развивается теория, согласно которой к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, необходимо также применять прогрессивную систему, как это предусмотрено в отношении наказания в виде лишения свободы [4].

В самых общих чертах прогрессивную систему исполнения и отбывания наказания можно определить, как смягчение или усиление карательного содержания наказания в зависимости от поведения осужденного. Прогрессивная система исполнения наказания связана с той частью уголовно-исполнительного права, которая регламентирует изменение условий исполнения уголовного наказания в зависимости от поведения осужденного как в сторону увеличения его прав, так и в сторону ужесточения наказания [5, с. 3].

Прогрессивная система представляет урегулированный нормами уголовно -исполнительного законодательства процесс изменения фактических и юридических условий отбывания наказания и, соответственно, правового положения осужденного, в зависимости как от характера поведения самого осужденного, так и от нормативно-правовых требований, в целях достижения максимального исправительного эффекта уголовного наказания [6, с. 60].

В рамках реализации идей о прогрессивной системе исполнения и отбывания исправительных работ в научной литературе высказываются следующие мнения:

1. Т. А. Хмелевская предлагает ввести институт мер поощрения осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Для этого автором предлагается:

а) ввести ст. 28.1 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде обязательных работ» УИК РФ следующего содержания: «За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:

- предоставление отсрочки исполнения наказания на период очередного учебного или трудового отпуска по основному месту работы осужденного;

- досрочное снятие ранее наложенного взыскания»;

б) главу 7 УИК РФ дополнить ст. 44.1 следующего содержания: «За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:

- увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 23 рабочих дней;

- денежная премия» [7].

2. Э. С. Рахмаев предлагает предусмотреть в отношении осужденных к исправительным работам возможность снижения размера удержаний из заработной платы в случае их добросовестного отношения к своим обязанностям и отсутствия нарушений [8].

3. С. Л. Бабаян также предлагает предусмотреть возможность снижения размера удержаний из заработной платы осужденных при их положительном поведении:

а) дополнить ст. 50 УК РФ частью 3.1 следующего содержания: «Положительно характеризующимся осужденным суд по ходатайству уголовно-исполнительной

инспекции может снизить размер удержаний из заработной платы в период отбывания наказания, но не более чем в два раза»

б) дополнить ст. 44 УИК РФ частью 8 следующего содержания: «Уголовно-исполнительная инспекция в порядке поощрения осужденного за добросовестное отношение к труду может ходатайствовать перед судом о снижении размера удержаний из заработной платы в период отбывания наказания, но не более чем в два раза» [9].

4. Н. В. Ольховик предлагает вернуть в УИК РФ статью 41, которая предусматривала, что суд и (или) уголовно-исполнительная инспекция в целях предупреждения совершения осужденным нового преступления и обеспечения благоприятных условий его исправления, в зависимости от его поведения, вправе устанавливать осужденному дополнительные обязанности и запреты или отменять ранее установленные полностью или частично. Сегодня этот принцип реализован только при исполнении ограничения свободы (ст. 54 УИК РФ), а также при определении осужденному к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, периодичности явки в уголовно-исполнительную инспекцию [10].

По нашему мнению, с учетом всех вышеизложенных позиций авторов для реализации идей прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ предполагается дополнить УИК РФ статьей, предусматривающей разделение на отдельные условия отбывания исправительных работ и установление отдельного (специфического) правового режима на каждом их виде. Для этого нами предлагается:

а) статью 40 дополнить частью 7 следующего содержания: «Осужденные к исправительным работам отбывают наказание в обычных или облегченных условиях»;

б) дополнить УИК РФ [1] статьей 40.1 «Изменение условий отбывания исправительных работ» следующего содержания:

«1. На обычных условиях исправительных работ отбывают наказание осужденные, которым данный вид назначен по приговору суда, а также осужденные, переведенные из облегченных условий отбывания наказания. Размер удержаний из заработной платы для осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, устанавливается в размере от 5 до 20 процентов.

2. При отбывании исправительных работ в обычных условиях осужденные:

а) обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают исправительные работы;

б) обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову;

в) обязаны сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение десяти дней;

г) в случаях, определенных законодательством, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания.

3. Осужденные, характеризующиеся примерным поведением, добросовестным отношением к труду, по отбытии не менее одной третьей срока наказания могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания. Размер удержаний из заработной платы для осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, устанавливается в размере от 5 до 10 процентов. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в порядке взыскания могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в облегченные условия отбывания наказания производится не ранее чем через месяц отбывания исправительных работ в обычных условиях».

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997. № 2. ст. 198.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. № 25, ст. 2954.

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010. № 43. ст. 5544.

4. Скаков А. Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан. Астана, 2004.

5. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 2007. С. 3.

6. Тепляшин П. В. Перспективы расширения судебно-правового регулирования уголовно-исполнительных отношений // Российская юстиция, 2010. № 4. С. 60.

7. Хмелевская Т. А. Элементы прогрессивной системы наказаний в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013. № 18. С. 151.

8. Рахмаев Э. С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 154.

9. Бабаян С. Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права (теория и практика применения): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 117.

10. Ольховик Н. В. О содержании непенитенциарного режима // Человек: преступление и наказание, 2013. № 4. С. 25-28.

Противодействие кибертерроризму Диденко А. И.

Диденко Александр Игоревич /Didenko Aleksandr Igorevich - студент магистратуры,

Юридическая школа Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассматриваются российская нормативно-правовая база и другие организационные меры в области противодействия кибертерроризму. Abstract: the article deals with the Russian legal framework and other arrangements in the field of countering cyberterrorism.

Ключевые слова: кибертерроризм, противодействие кибертерроризму, компьютер, киберпространство, компьютерная сеть.

Keywords: cyber-terrorism, countering cyber terrorism, computer, cyberspace, computer network.

В период с 2000 по 2015 годы удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз - с 6,5 до 43 процентов мирового населения. По данным последнего пресс-релиза [8] Международного союза электросвязи (МСЭ) от 22.07.2016, количество пользователей интернета в мире составляет 3,5 миллиарда человек. Большинство пользователей приходится на развивающиеся страны - в них насчитывается 2,5 миллиарда пользователей, а в развитых странах - 1 миллиард [9]. Топ - 10 стран по числу пользователей интернета: Китай - 710 млн, Индия - 350 млн, США - 277 млн, Япония - 110 млн, Бразилия - 110 млн, Россия - 87,5 млн, Германия -72 млн, Индонезия - 71 млн, Нигерия - 70 млн, Мексика - 59 млн (в отношении Китая

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.