УДК 343.815 ББК 67.409.021.12 Б64
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты, касающиеся перехода к исправительным учреждениям (ИУ) для несовершеннолетнихосужденныхно-вого типа - воспитательным центрам (ВЦ) с обычным и усиленным наблюдением
Ключевые слова: воспитательная колония, воспитательный центр, несовершеннолетниеосужденные
ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА БИРЮКОВА*
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР: ОТ МОДЕЛИ КРЕАЛЬНОСТИ
E.Yu. BIRYUKOVA
TRAINING CENTRE: FROM MODEL TO REALITY
Annotation: This article deals with the aspects related to the transition from correctional institutions (CI) for juvenile prisoners to a new type - educational centers (EC) with conventional and enforced supervision.
Key words educational colony, educational center, juvenile prisoners.
Политические и социально-экономические преобразования, осуществляемые в России в последние годы, непосредственно коснулись и деятельности уголовно-исполнительной системы1 . В ходе научно-практической конференции, состоявшейся 10 сентября 2009 г. в Москве, были определены приоритетные задачи по дальнейшей гуманизации системы исполнения наказаний, повышению ее возможностей в достижении целей исправления осужденных, а также предупреждению совершения ими новых преступлений. Весь этот комплекс мероприятий нашел свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
Согласно Концепции несовершеннолетние осужденные к лишению свободы будут отбывать наказание в ИУ нового типа - воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением В ВЦ первой категории планируется содержать подростков, впервые осужденных к лишению свободы. При них также предполагается обязательное функционирование социально-реабилитационного участка для воспитанников, готовящихся к освобождению из льготных условий отбывания наказания (условий полусвободы, полусвободного режима). Такие условия, на наш взгляд, представляются оптимальными, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение лишенных свободы, дифференцировать и индивидуализировать карательно-воспитательный процесс. Создание же такого участка в ВЦ второй категории, согласно Концепции, представляется нецелесообразным ввиду незначительного количества подростков, предполагаемых к размещению в данном ИУ. Еще в середине 90-х годов прошлого века, когда разрабатывал-
* Адъюнкт кафедры уголовно-исполнительногоправа (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
ся УИК РФ, было почти аналогичное предложение, но оно не нашло научного и практического применения.
Главным принципом работы нового типа ИУ для лиц, не достигших совершеннолетие должно стать обеспечение раздельного содержания не-совершеннолетнихпреступников в зависимости от общественной опасности совершенных ими деяний и уровня криминальной зараженности личности (хотя требование раздельного содержания указанной категории лиц предусмотреноч. 2 ст. 80 УИК РФ), что в современных условиях в рамках воспитательной колонии (ВК) трудно осуществить. Вследствие этого все большее распространение среди воспитанников приобретают элементы криминальной субкультуры.
Предпринимаемые государствомв последние годы меры по профилактике и гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних привели к существенному сокращению численности лиц, содержащихся в ВК. Например, по состоянию на 1 ноября 2010 г. в них отбывало наказание 4,3 тыс. человек (что на 50 % меньше, чем в 2009 г.)3. В России продолжает наблюдаться тенденция к отказу от назначения наказания в виде лишения свободы за тяжкие преступления в отношении подростков4, что особенно актуально для тех, кто впервые нарушил закон5. Вследствие этого ухудшаются уголовно-правовые и уголовно-исполнительные характеристики несовершеннолетних осужденных. В 2010 г. свыше 20 % лиц, не достигших совершеннолетия, ранее подвергались уголовным наказаниям (из них 4,5 % - осуждались к лишению свободы; 42,4 - условно, 12 % - к обязательным работам, исправительным работам и другим видам наказаний). При этом более 50 % подростков приговорены к лишению свободы на срок от двух до пяти лет6, хотя средний срок наказания в ВК составляет 3,4 года7. Возможно, подобное положение связано с тем, что судебная практика идет по пути снижения назначенных несовершеннолетним сроков отбывания наказания в виде лишения свободы.
В структуре лиц, отбывающих наказание в ВК, по-прежнему наибольший удельный вес (22,8 %) составляют подростки, осужденные за кражу (ст. 158 УК РФ), 20,5 % - за грабеж (ст. 161), 15,8 % - за разбой (ст. 162), 11,7 % -за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), 6,6 % - за изнасилование (ст. 131), 6,8 % - за убийство (ст. 105 УК РФ)8. Стоит отметить, что отдельные воспитанники не стремятся встать на путь исправления и продолжают вынашивать намерения о дальнейшем
совершении преступлений. По данным нашего исследования, таких подростков насчитывается от общего количества респондентов 4,3 %, причем 8,7 % - затруднились ответить на поставленный вопрос. Бесспорно, что работа с указанной категорией лиц требует соответствующего воспитательного воздействия, позволяющего обеспечить их социальную адаптацию к условиям жизни в обществе законопослушных граждан.
Предполагаемое появление двух категорий ВЦ, на наш взгляд, весьма обоснованно. Упразднение градации ВК по видам режимов в 2001 г.9 фактически привело к объединению во время отбывания наказания осужденных с различной степенью криминализации. В связи с этим считаем целесообразным усовершенствование системы воспитательных колоний, включающее в себя реанимацию учреждений по типу воспитательно-трудовой колонии (ВТК) усиленного режима либо, что более реально в современных условиях, создание локальных участков для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Согласно ведомственной статистике и данным, полученным в результате специальной переписи осужденных, проведенной в 2009 г., таких лиц насчитывалось 4,5 %, а 42,4 % подростков не имели опыта криминального поведения, и уголовное наказание им назначалось условно в соответствии со ст. 73 УК РФ10. Следовательно, представляется целесообразным функционирование для таких воспитанников локальных участков с усиленным наблюдением на территории ВЦ с тремя видами условий - обычные, облегченные и строгие. Однако за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе общественных формирований осужденных и в воспитательных мероприятиях к ним можно было бы применить меру поощрения в виде перевода из локального участка в воспитательный центр.
Указанные аспекты, касающиеся локальных участков с усиленным наблюдением, рассматривались еще в 90-х годах прошлого столетия О. Б. Лысягиным. В ВТК усиленного режима содержались лица, которые уже отбывали наказание в виде лишения свободы, и, как правило, они были не моложе 17 лет. Естественно, что подростков в возрасте 14-15 лет там практически не было. Появление же в законе нормы об оставлении в ВТК подростков, достигших восемнадцатилетнего возраста, делало неизбежным преобладание в колониях усиленного режима несовершеннолетних осужденных в возрасте 18 лет и старше11. Это можно объяс-
нить и тем, что согласно ИТК РСФСР 1970 г. злостные нарушители порядка и условий отбывания наказания из числа несовершеннолетних осужденных должны были переводиться из ВТК общего режима в ВТК усиленного режима. Вместе с тем практика показала, что данная норма в силу некоторых объективных и субъективных причин носила декларативный характер.
Похожая ситуация может сложиться и в настоящее время в результате перехода к воспитательным центрам двух категорий, поскольку самую многочисленную возрастную категорию воспитанников составляют подростки от 16 до 17 лет (77,5 %), причем 92 % из них - мужского пола. Те лица, которые отбывают наказание не по месту жительства (21,4 %), часто теряют социальные связи с семьей, крайне важные для их социализации и дальнейшей адаптации после освобождения из ВК. Для таких подростков нарушается принцип отбывания наказания по месту жительства, сформулированный в ч. 1 ст. 73 УИК РФ. Кроме того, несовершеннолетние женского пола со всей страны отбывают наказание в трех ВК, а более чем в тридцати субъектах РФ подобные ИУ отсутствуют. В связи с этим принятие решения о ликвидации ВК в некоторых субъектах РФ еще в большей степени осложнит поддержание несовершеннолетними осужденными социально полезных связей, особенно подростков-девушек12. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность оставлять их в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ, создавать локальные участки на территории женских исправительных колоний, а также раздельно содержать в одном воспитательном центре подростков мужского и женского пола.
Полагаем необходимымизложить ч. 3 ст. 58 УК РФ таким образом: «Лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста и осужденным впервые к лишению свободы, отбывание наказания назначается в воспитательном центре, а ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы - отбывание наказания назначается в локальном участке с усиленным наблюдением, расположенном на территории воспитательного центра».
По нашему мнению, целесообразна следующая редакция ч. 1 ст. 132 УИК РФ:
1.1. Для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными предусматриваются воспитательные центры с функционирующими на их территории ло-
кальными участками с усиленным наблюдением, которые предназначены для содержания несовершеннолетних, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания.
1.2. В воспитательных центрах устанавливаются обычные, облегченные, строгие и льготные условия отбывания наказания. В локальных участках с усиленным наблюдением устанавливаются обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания».
Все виды условий, предусмотренные действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ (ч. 1 ст. 132 УИК РФ), предполагается сохранить и в воспитательном центре. При этом в социально-реабилитационном участке будет создана целостная эффективная система подготовки воспитанников к освобождению, а также приобретению либо восстановлению ими социально полезных связей, что, на наш взгляд, является главным показателем привыкания их к условиям полусвободы Справедливо на этот счет рассуждают В. Д. и О.В. Филимоновы, отмечая, что наказание в виде лишения свободы, помимо позитивного воздействия, имеет и свои негативные свойства в виде часто разрушающихся контактов с семьей, способности утраты личностью способности ориентироваться в сложившейся ситуации, действовать решительно и настойчиво в достижении общественно полезных потребностей13.
Нами разделяется точка зрения О. А. Малышевой14, которая классифицирует подростков женского пола по уровню адаптации на три категории:
1) адаптированные (не утратившие социально полезные связи);
2) слабоадаптированные (могут самостоятельно или при помощи администрации учреждения их восстановить);
3) неадаптированные (не имеющие социально полезных связей).
В большей степени необходимоуделять внимание неадаптированным воспитанникам, которые не имеют семей, способных оказать им материальную поддержку в первое время после освобождения. Однако на вопрос о том, испытывают ли они страх, неуверенность, внутреннее напряжение, психологический дискомфорт перед предстоящим освобождением, 45,6 % - ответили, что нет, так как реально оценивают обстановку и способны к ней адаптироваться, 30,4 % - указали, что предстоящее освобождение вызывает у них страх, ибо они
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
не знают, что ожидает их на свободе, а 23,9 % (как правило, это подростки, которые недавно переведены из облегченных условий отбывания наказания в льготные) пока еще не задумывались о предстоящем освобождении.
На момент освобождения из ВК количество лиц, утративших социально полезные связи и не способных их восстановить, составляет около 25 % от общей численности несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В связи с этим на практике иногда воспитанники, особенно находящиеся в условиях полусвободногорежима, изъявляют желание остаться после освобождения при учреждении для дальнейшего проживания, хотя бы на первое время. При проведении нами опроса 36,2 % сотрудников ответили, что подобные случаи встречаются, но крайне редко. Следовательно, таких подростков немного, но у них возникает реальная проблема с бытовым устройством после освобождения, и от того, как она будет решена, зависит дальнейшая судьба освободившегося. На наш взгляд, представляется целесообразным выделить комнаты в социальнореабилитационных участках ВЦ для освобожденных от уголовного наказания в виде лишения свободы, в отношении которых еще не решены вопросы предоставления жилья в соответствии с Жилищным кодексомРФ, не имеющих близких родственников.
В настоящее время практика проживания несовершеннолетних осужденных в условиях по-лусвободы в общежитиях за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации существует, но она минимальна. Так, 65,5 % практических работников ответили, что таких возможностей у учреждений, где они проходят службу, нет. Функционирование жилых комплексов за пределами ВК, в которых отбывают наказания несовершеннолетние осужденные в льготных условиях, осуществляется лишь в некоторых регионах15 в качестве пилотажных вариантов. В большей степени льготные условия востре-
бованы осужденными женского пола (10,9 % против 5,9 % несовершеннолетних мужчин). Например, в Рязанской ВК для воспитанниц функционируетреабилитационный центр «Восхождение», жизнь в котором регламентирована уставом. Он создан с целью формирования у подростков перспективы находиться в полусвободном режиме16.
Проведенное исследование выявило ряд спорных вопросов. Наиболее значимые из них, на наш взгляд, связаны со структурой воспитательного центра, категориями и возрастом содержащихся в них осужденных, конкретными формами и методами работы с воспитанниками и др. В результате развития уголовно-исполнительной системы в соответствии с Концепцией происходит поиск путей оптимизации деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних с обязательным функционированием социально-реабилитационных участков для воспитанников, освобождаемых из льготных условий отбывания наказания.
В целях экспериментальной апробации всех направлений деятельности по совершенствованию процесса исполнения наказания в отношении несовершеннолетних ФСИН России осуществляет пилотажные проекты на базе ряда воспитательных колоний. В целом модель воспитательного центра, на наш взгляд, потребует учета особенностей того региона, в котором он функционирует. Если эксперимент окажется удачным в части подготовки несовершеннолетних осужденных к жизни в условиях свободы и недопущения с их стороны повторных преступлений, то он будетрас-пространен на другие подобные учреждения уголовно-исполнительной системы.
Новые виды исправительных учреждений для лиц, не достигших совершеннолетия, должны отвечать всем современным международным требованиям и решать задачи не только в части исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, но и оказания помощи в социализации и социальной адаптации подростков.
1 См.: Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2009. № 3. С. 2.
2 См.: КашубаЮ.А., БакаевЮ.В. Уголовныенаказания, применяемые в отношениинесовершеннолетних СПб., 2009. С. 99-100; АнисимковВ.М., КоролеваЕ.В. ИсторияуголовнойРоссии: монография. М., 2010. С. 92.
3 См.: Краткая характеристикауголовно-исполнительнойсистемы по состоянию на 1 ноября 2010 года // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2011. № 1. С. 2.
4 Согласно данным, полученным с официального сайта Судебногодепартамента при Верховном Суде РоссийскойФедерации, применение к несовершеннолетнимальтернативных видов наказания в период с 2006 по 2010 год увеличилось по сравнению с назначением лишения свободы в 4 раза.
5 См.: Послание Президента РФ Д.А. МедведеваФедеральному Собранию РоссийскойФедерации // Рос. газ. 2010. 1 дек.
6 См.: Отчет о работе воспитательной колонии (Форма ВК) за 2010 г.: утв. приказом ФСИН России от 27 февраля 2006 г. № 26.
7 См.: Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденныхи лиц, содержащихсяпод стражей. М., 2011. С. 36.
8 См.: Попов В.В. Каким быть воспитательному центру? // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2010. №>1. С. 2.
9 См.: О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ: Федер. закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2001. № 11. Ст. 1002.
10 См.: Осужденныев воспитательных колониях. С. 32.
11 См.: Лысягин О.Б. Характеристика осужденных отбывающих наказание в ВТК. По материалам специальной переписи 1989 г.: пособие. М., 1991. С. 9; Характеристика осужденныхк лишению свободы По материалам специальной переписи 1999 г. / под ред. А. С. Михлина. М., 2001. С. 331.
12 См.: Осужденныев воспитательных колониях С. 7.
13 См.: Филимонов В.Д., Филимонов О.В. Правоотношения Уголовныеправоотношения Уголовно-исполнительные правоотношения М., 2007. С. 248.
14 См.: Малышева О.А. Проблемы дезадаптации женщин молодежноговозраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы (криминологические и психологическиеаспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 1999. С. 15.
15 См.: АлександровЮ. В центре внимания Архангельск// Преступлениеи наказание. 2009. № 11. С. 4-5; Не испортить тюрьмой // Там же. 2010. № 3. С. 40-41; Тищенко Е. Путевка в жизнь // Там же. 2010. № 4. С. 29; Забелин А. Б., Ковалева И.Т. О подготовке осужденных к освобождению и оказании постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2009. № 3. С. 29.
16 См.: БикаевА.С., Смирнов С.Н. Опыт работы реабилитационного центра ФБУ «Рязанская ВК УФСИН России по Рязанской области» по ресоциализации освобождающихся несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: материалы науч-практ. конф. (Рязань, 26 марта 2009 г.). Рязань, 2009. С. 98-101.
Развитие уголовно-исполнительной системы