Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных
■ В.В. ПОПОВ - начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
В статье раскрываются актуальные вопросы преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры с обычным и усиленным наблюдением в свете реформирования уголовно-исполнительной системы России. С учетом анализа деятельности воспитательных колоний на современном этапе определяются перспективы их дальнейшего развития и трансформации. Отмечается дискуссион-ность целого ряда аспектов создания воспитательных центров, необходимость их тщательной проработки и экспериментальной проверки.
Ключевые слова: воспитательная колония; воспитательный центр; несовершеннолетние осужденные; лишение свободы; исправление; исправительное учреждение; ресоциализация; дифференциация и индивидуализация исполнения наказания.
10 сентября 2009 г. в Москве прошла научно-практическая конференция, посвященная вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы. В ходе конференции были определены основные задачи реформирования. Решение их направлено, с одной стороны, на дальнейшую гуманизацию системы исполнения наказаний, с другой - на повышение возможностей в достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. Комплекс мероприятий по реализации намеченных планов нашел свое отражение в проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 г.
Согласно проекту несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, будут отбывать наказание в исправительных учреждениях нового типа - воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением. Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы посредством применения индивидуальных форм воздействия, более широкого привлечения общественности.
В настоящее время законодательством закреплены ограниченные возможности для дифференциации исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных (п. 9 ст. 74 УИК РФ). Изменения, внесенные в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, упразднили существовавшие ранее общий и усиленный режимы в воспитательных колониях для несовершеннолетних преступников1. Данное нововведение объяснялось существованием на территории Российской Федерации всего лишь 4 воспитательных колоний усиленного режима, в которых на начало 2001 г. содержалось около 500 несовершеннолетних2. На наш взгляд, следует критически оценивать суждения отдельных авторов, рассматривавших данную новеллу как прогрессивную3, поскольку она нанесла серьезный ущерб принципу дифференциации исполнения наказания4. Упразднение градации воспитательных колоний по видам режимов фактически привело к объединению на период отбывания наказания несовершеннолетних осужденных с различной степенью криминализации5. Сегодня в воспитательных колониях совместно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие данный вид наказания, несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений различной степени тяжести. В результате этого отрицательно характеризующиеся осужденные могут оказывать негативное влияние на других воспитанников. Все большее распространение среди несовершеннолетних осужденных приобретают элементы криминальной субкультуры. Как отмечают специалисты, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации подростковых общностей и в полной мере проявляется в местах лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях6.
Все это усугубляется тем, что воспитательные колонии не отделены от общей системы пенитенциарных учреждений. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов, а достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима. Данные обстоятельства в значительной степени обусловливают сложную криминогенную обстановку, которая сохраняется во многихвоспитательных колониях, и в конечном счете существенно ограничивают возможности колоний в достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. О недостаточной эффективности применяемых к подросткам видов наказаний, в первую очередь лишения свободы, свидетельствует, в частности, постоянное увеличение доли несовершеннолетних осужденных, имеющих неснятую и непогашенную судимость (с 9% в 2002 г. до 25% в
2009 г.), в том числе ранее приговоренных к лишению свободы (с 5% в 2002 г. до 18% в 2009 г.)7.
К несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, в соответствии с действующим законодательством (гл. 12, 14 УИК РФ) применяются те же средства исправления, что и к взрослым. Вместе с тем их использование не в полной мере учитывает психолого-педагогические особенности подростков, что снижает эффективность социально-реабилитационной работы с ними. Во многом это связано и с тем, что установленные законом различия между условиями содержания осужденных, существующими в воспитательной колонии, и условиями содержания в других исправительных учреждениях не являются существенными (гл. 17 УИК РФ).
По поручению директора ФСИН России Вологодский институт права и экономики ФСИН России принял участие в разработке проекта концептуальной модели воспитательного центра с обычным и усиленным наблюдением. Модель включает описание целей и задач воспитательного центра, его функциональной и организационной структуры, условий отбывания наказания и содержания под стражей. В ней также представлена характеристика системы управления воспитательным центром, даны рекомендации по организации отдельных направлений его деятельности, разработан примерный расчет штатной численности персонала, сформулированы предложения по материальной базе, рассмотрены вопросы подготовки кадров для работы с несовершеннолетними осужденными.
Модель подготовлена с учетом положений проекта Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 г., стандартов Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006 г.), требований Европейского комитета против пыток (ЕКПП), прецедентных решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), зарубежной и отечественной практики, в том числе опыта работы Алексинской, Архангельской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний. Использованы статистические и иные данные об исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных; материалы обследования несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы; результаты анкетирования сотрудников воспитательных колоний, экспертной оценки и фотографии рабочего времени персонала воспитательных колоний.
В ходе исследования авторскому коллективу пришлось решить ряд проблем, связанных с организационным построением воспитательных центров и основными направлениями их деятельности. По многим из этих вопросов нет единого мнения ни у практических работников, ни среди ученых. Например, ФСИН России принято решение о сокращении количества воспитательных колоний путем перепрофилирования
части из них в другие виды исправительных учреждений. Это было обусловлено сложившейся в уголовно-исполнительной системе ситуацией, когда в ряде учреждений превышены лимиты наполнения, в то время как фактическое наполнение воспитательных колоний невелико. Кроме того, содержание большого числа воспитательных колоний с небольшими лимитами наполнения экономически нецелесообразно. Вместе с тем, как показало исследование, многие практические работники отмечают, что подобная мера приведет к тому, что большинство осужденных окажутся далеко от места своего проживания до осуждения, что негативно отразится на их социально полезных связях и, соответственно, снизит эффективность работы по их исправлению и ресоциализации (65,8%)8.
Остается дискуссионным вопрос о целесообразности содержания в одном воспитательном центре лиц мужского и женского пола. Почти все опрошенные сотрудники воспитательных колоний (96,1% респондентов) высказываются против их совместного содержания. Такая позиция во многом объясняется тем, что на практике совместное содержание несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола способно привести к существенной дестабилизации обстановки в воспитательной колонии. Обеспечение же раздельного содержания указанных категорий осужденных в рамках одного исправительного учреждения, как того требует закон, крайне тяжело осуществимо. По мнению большинства опрошенных сотрудников воспитательных колоний, для несовершеннолетних осужденных женского пола следует создавать отдельные воспитательные центры (69,2% респондентов).
Дискуссию вызвали также вопросы, касающиеся уровня охраны и открытости воспитательных центров, правового статуса участка воспитательного центра для содержания совершеннолетних осужденных, условий, которые должны быть обеспечены в каждом из участков, раздельного содержания различных категорий правонарушителей, закрепления элементов прогрессивной системы исполнения наказания в условиях сложной организационной структуры воспитательных центров, изменения форм и методов работы с воспитанниками.
Концептуальная модель учитывает следующие основные моменты, которые предопределяют новизну воспитательного центра и его отличие от воспитательной колонии:
- создание структуры воспитательного центра, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения, оградить несовершеннолетних от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры (за счет
включения в структуру воспитательного центра помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (далее - ПФРСИ); участка для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированного участка, функционирующего в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режи-ма9; социально-реабилитационного центра);
- обеспечение раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников (за счет создания воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением);
- оптимизация численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных групп осужденных (вместо отрядов) для обеспечения индивидуализации процесса исправительного воздействия, приоритета психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных;
- обеспечение условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений (система «социального лифта»);
- создание целостной эффективной системы подготовки осужденных к освобождению посредством включения в структуру воспитательного центра соответствующего подразделения - социально-реабилитационного центра;
- минимизация в работе воспитательных центров элементов, характерных для тюремного учреждения;
- наличие в штатах воспитательного центра значительно большего числа сотрудников, осуществляющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, а также медицинского обслуживания (с одновременной их специализацией в зависимости от категорий осужденных, участка воспитательного центра, этапа отбывания наказания);
- специализированная подготовка основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними осужденными, в том числе на базе высших образовательных учреждений ФСИН России.
Как показал опрос сотрудников воспитательных колоний, большинство респондентов (84,6%) считают целесообразным создание воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением, включающих ПФРСИ, участок для несовершеннолетних осужденных, участок исправительной колонии (тюрьмы) общего режима и социально-реабилитационный центр. При этом основная задача, которую позволит решить создание таких центров, заключается, по мнению 69,23% респондентов, в снижении влияния осужденных, имеющих наибольшую криминальную зараженность, на остальных осужденных.
Другим важным результатом, как считают 46,1% респондентов, станет повышение эффективности работы по подготовке несовершеннолетних к освобождению, их ресоциализации. 36,5% опрошенных полагают, что преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры позволит обеспечить целостность и непрерывность исправительного процесса.
Большинство опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России (52,6%) полагают, что необходимо увеличение предельного возраста содержания осужденных в воспитательном центре до 24 лет (35,3% респондентов) либо до полного отбытия срока наказания (17,3% респондентов). Данная мера позволит не только обеспечить целостность и непрерывность исправительного процесса, но и избежать отрицательного воздействия на несовершеннолетних осужденных со стороны взрослых преступников. Предлагается также оптимизировать численность осужденных при групповой работе с ними: по мнению 37,3% опрошенных, она не должна превышать 20 чел.
Авторским коллективом разработана типовая организационная структура воспитательного центра. Основные нововведения определены названными выше отличиями воспитательного центра от воспитательной колонии.
В частности, предлагается включение в организационную структуру воспитательного центра ПФРСИ и изолированного участка, функционирующего в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима, с непосредственным подчинением заместителю начальника центра по режиму и оперативной работе. Вместе с тем ПФРСИ может не создаваться в случае значительной удаленности воспитательного центра от крупных городов, отсутствия достаточной территории для строительства данного объекта. Моделью предусматривается создание социально-реабилитационного центра в структуре воспитательного центра с обычным наблюдением, что позволит увеличить эффективность подготовки осужденных к освобождению, их ресоциализации. Создание социально-реабилитационного центра в воспитательных центрах с усиленным наблюдением представляется нецелесообразным ввиду незначительности количества осужденных, предполагаемых к размещению в данном подразделении. Дискуссионным на сегодня остается вопрос введения в структуру воспитательного центра участка, функционирующего в режиме колонии-поселения, для содержания положительно характеризующихся совершеннолетних осужденных. Здесь существует ряд проблем объективного и субъективного характера, связанных с возможностью предоставления оплачиваемой работы осужденным за пределами исправительного учреждения, а также с личностными характеристиками самих осужденных (наличие навыков самостоятельной организации быта и т.п.).
Предложенная организационная структура предусматривает объединение подразделений социальной защиты, воспитательной (социально-педагогической) работы и психологической лаборатории в рамках единого отдела социальной, психологической и социально-педагогической работы. Основная задача отдела - создание особой (социально-педагогической) среды, обеспечивающей социальную реабилитацию лиц, содержащихся в воспитательном центре, и восстановление их социального статуса в ситуациях ограничения свободы и исполнения в отношении них уголовного наказания. Отдел осуществляет свои функции в отношении всех категорий лиц, содержащихся в воспитательном центре, на всех этапах их пребывания. Объединение подразделений позволяет сформировать единое информационное пространство социального и психолого-педагогического сопровождения процесса исполнения наказания; четко разграничить сферы деятельности; обеспечить тесное взаимодействие специалистов при планировании и комплексной организации деятельности по сопровождению несовершеннолетних; добиться централизации руководства работой специалистов данных служб, координации их деятельности в достижении единой цели; достичь целостности и непрерывности процесса социального сопровождения несовершеннолетнего начиная с заключения под стражу и до момента освобождения из исправительного учреждения; организовать единый документооборот по всем направлениям работы.
В организационную структуру воспитательного центра представляется необходимым также ввести должность помощника начальника центра по соблюдению прав человека в УИС. Данное предложение вызвано все повышающимся вниманием со стороны государства и общественности к вопросам обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях лишения свободы, улучшения их социального положения, адаптации к жизни в обществе.
Одним из наиболее проблемных вопросов, возникших в ходе разработки концептуальной модели воспитательного центра, стало обеспечение дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы с учетом уровня криминальной зараженности личности несовершеннолетнего. Моделью предусматривается создание двух видов воспитательных центров - с обычным и усиленным наблюдением. Воспитательный центр с обычным наблюдением предназначен для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними, впервые осужденными к лишению свободы. В воспитательный центр с усиленным наблюдением будут помещаться для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также совершившие преступление в период отбывания наказания в
виде лишения свободы. Такое разделение будет способствовать предотвращению распространения криминальной субкультуры среди осужденных, а также повышению эффективности воспитательной работы с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, с учетом их уголовно-правовых характеристик. Данную идею поддержало 57,7% опрошенных сотрудников воспитательных колоний. Вместе с тем часть респондентов (34,3%) не без основания считает необходимым содержать в воспитательных центрах с усиленным наблюдением также осужденных за особо тяжкие преступления и несовершеннолетних, осужденных по совокупности тяжких и (или) особо тяжких преступлений, злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в строгих условиях, переведенных из воспитательных центров с обычным наблюдением. Отметим, что здесь возникает другая проблема - необходимость обеспечения требования п. 2 ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и лиц, ранее отбывавших данный вид наказания.
Особое значение имеет вопрос о том, чем должны различаться между собой воспитательные центры с обычным и усиленным наблюдением, если учесть, что в них будут направляться различные по степени криминальной зараженности категории осужденных. Полагаем, что отличие организации и содержания деятельности воспитательного центра с усиленным наблюдением главным образом будет состоять в более высокой плотности надзора за осужденными и повышенной степени охраны учреждения, а также в особенностях социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с учетом большей степени их криминальной зараженности (повышенная интенсивность социально-педагогического и психологического сопровождения, применение различных медицинских и психокоррекционных методик). Результаты опроса сотрудников воспитательных колоний подтверждают данную точку зрения. Так, по мнению большинства опрошенных респондентов, между воспитательными центрами с усиленным и обычным наблюдением должны быть принципиальные различия в воспитательной работе с содержащимися в них осужденными (72,9%). Кроме того, различия должны коснуться условий размещения осужденных (48,8% респондентов), особенностей организации охраны и надзора (46,1% респондентов). В то же время общей для обоих видов воспитательных центров, по мнению большинства опрошенных сотрудников воспитательных колоний (59,4%), должна стать социализирующая модель воспитательной работы с осужденными, предполагающая создание воспитывающей среды через коллектив. Однако при этом в воспитательных центрах с обычным наблюдением следует делать акцент как на групповые,
так и на индивидуальные формы организации воспитательной работы с осужденными (45,9% респондентов), в воспитательных центрах с усиленным наблюдением - в основном на индивидуальные формы воспитательной работы (75,6% респондентов).
Предлагается сохранить в воспитательном центре (на участке для содержания несовершеннолетних осужденных и положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет) виды условий отбывания наказания, предусмотренные п. 1 ст. 132 УИК РФ для воспитательных колоний (обычные, облегченные, строгие, льготные). При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Такое видение разделяют 76,9% опрошенных сотрудников воспитательных колоний. Существующие условия отбывания наказания представляются оптимальными, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение осужденных путем изменения их правового положения, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, подготовить осужденных к жизни на свободе путем последовательного снижения уровня правоограничений. В то же время по своему содержанию условия отбывания наказания, существующие в воспитательных колониях, требуют уточнения и совершенствования с учетом особенностей лиц несовершеннолетнего возраста, содержащихся в них. Введение дифференцированных условий отбывания наказания в воспитательном центре позволит обеспечить действие так называемого социального лифта для осужденных, то есть их помещение в различные условия отбывания наказания в зависимости от поведения, отношения к основным средствам исправления.
Предполагаемая структура воспитательных центров определяет ряд особенностей, касающихся условий отбывания наказания. В связи с этим представляется целесообразным:
- распространить правовые условия содержания несовершеннолетних в следственных изоляторах ФСИН России на помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением (камерное содержание);
- предусмотреть содержание несовершеннолетних осужденных в строгих условиях отбывания наказания в изолированных запираемых помещениях;
- организовать отбывание наказания в обычных и облегченных условиях в общежитиях комнатного типа без создания локальных участков для данных видов условий;
- создать социально-реабилитационные центры за пределами воспитательных центров с обычным наблюдением с проживанием в отдельном общежитии комнатного типа без охраны, но под надзором администрации;
- распространить условия отбывания наказания в исправительной колонии (тюрьме) общего режима на изолированный участок воспитательного центра, функционирующий в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима (обычные, облегченные и строгие).
Результаты исследования показали, что большинство опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России (70,4% респондентов) полагают необходимым предусмотреть возможность перевода отрицательно характеризующихся осужденных (злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания в период нахождения в строгих условиях отбывания наказания), содержащихся в воспитательных центрах с обычным наблюдением, в воспитательные центры с усиленным наблюдением, а также из обоих видов воспитательных центров в исправительную колонию общего режима (для осужденных, достигших 18-летнего возраста). Целесообразным видится и перевод положительно характеризующихся осужденных из воспитательных центров с усиленным наблюдением в воспитательные центры с обычным наблюдением (90,8% респондентов). Тем не менее перевод осужденных из воспитательного центра одного вида в другой наверняка вызовет ряд трудностей, связанных с обеспечением раздельного содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и лиц, ранее отбывавших данный вид наказания. Кроме того, такой перевод будет возможен лишь на основании судебного решения и потребует внесения поправок в законодательство.
Создание воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных требует пересмотра форм и методов работы с ними. Большинство практических работников (79% респондентов) положительно оценивают отрядную форму работы с несовершеннолетними осужденными, высказываясь за ее сохранение при усилении индивидуальной работы. Вместе с тем немалая часть опрошенных сотрудников воспитательных колоний допускает отход от отрядной системы (21,2% респондентов) и размещение осужденных небольшими группами в запираемых только на ночь помещениях (32,6%).
Концептуальная модель предусматривает переход от отрядной формы работы с осужденными в воспитательном центре к работе с мультидисциплинарной группой несовершеннолетних. Предлагается несколько подходов к формированию мультидисциплинарных групп осужденных:
- в зависимости от социальной запущенности и криминальной зараженности осужденного, его подверженности социально-педагогическому воздействию;
- в зависимости от уголовно-правовых и криминологических характеристик осужденных. В частности, осужденные могут быть сгруппированы на основании вида совершенного преступ-
ления: за насильственные преступления, корыстные преступления, корыстно-насильственные преступления и т.п. (данный критерий является наиболее значимым для классификации осужденных, содержащихся в воспитательных центрах с усиленным наблюдением);
- на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки, трудовой деятельности (класс, учебная группа, бригада).
Итак, в целях организации индивидуальной и групповой работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в воспитательном центре следует формировать секции из числа указанных лиц. Дополнительно необходимо учитывать такие критерии, как психологическая совместимость осужденных, возраст, наличие различного рода хронических инфекционных и иных заболеваний (ВИЧ-инфекция и т.п.) и др. Для социально-педагогического сопровождения исправительного процесса за каждой группой (секцией) лиц, содержащихся в воспитательном центре, необходимо закрепить социального педагога (старшего социального педагога).
Полагаем, что в основе деления осужденных на группы (секции) в воспитательных центрах с обычным наблюдением должен лежать, прежде всего, деятельностный подход. Учитывая, что основным видом деятельности несовершеннолетнего осужденного является деятельность учебная (обучение в общеобразовательной школе и профессиональном училище; профессиональная подготовка в учебно-производственных мастерских), формирование групп (секций) осужденных должно осуществляться по принципу их совместного обучения (класс, учебная группа, бригада).
Одновременно для осуществления психокор-рекционных и иных реабилитационных мероприятий предлагается формировать сквозные мультидисциплинарные группы по дополнительным критериям (наркоманы, склонные к агрессии и др.). Работа с такими группами осуществляется по отдельным программам в специальных кабинетах в отведенное для этого время (занятия психолога, психиатра, социального работника, социального педагога, учителя, мастера и др.).
Особого внимания заслуживает решение задач социальной адаптации и ресоциализа-ции несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Процесс исполнения наказания в воспитательных колониях до сих пор во многом строится на внешнем контроле, который не влияет на внутренние установки человека. При разработке модели организации социальной, психологической и воспитательной (социально-педагогической) работы учитывалось, что среди несовершеннолетних преступников увеличилась доля лиц, не имеющих социальных и профессиональных навыков, без определенных источников дохода, лиц безнадзорных, обладающих низким уровнем социальной адаптации, что во многом связано с отсутствием опеки
и контроля. Именно в воспитательных колониях наблюдается скопление лиц с недостаточным уровнем социализации, обладающих высокой дезадаптивностью. По данным специальной переписи осужденных 2009 г., 22% лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, до осуждения нигде не работали и не учились, то есть почти каждый четвертый осужденный подросток оказался вне поля таких институтов социализации, как образовательные учре-ждения10. Работа с указанной категорией лиц требует соответствующего социально-реабилитационного сопровождения, позволяющего обеспечить их эффективную ресоциализацию в современном обществе. В связи с этим важнейшей комплексной задачей, стоящей перед современным пенитенциарным учреждением для несовершеннолетних, является деятельность психолого-педагогического и реабилитационного характера, основными принципами которой должны стать:
- непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной (социально-педагогической) работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения;
- трансформация форм и методов социальной, психологической и воспитательной (социально-педагогической) работы в контексте функционирования прогрессивной системы исполнения наказания;
- обеспечение в работе приоритета психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных;
- учет возрастных и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных;
- комплексный характер деятельности, основанный на взаимодействии между различными службами воспитательного центра.
Особую актуальность приобретает проблема минимизации проявления в работе воспитательных центров элементов, характерных для тюремного учреждения. Ее преодоление потребует проработки таких вопросов организации режима и охраны, как внедрение современных инженерно-технических средств надзора, оснащение учреждения интегрированными инженерно-техническими системами охраны, что в свою очередь связано со значительными финансовыми затратами, необходимостью дополнительной профессиональной подготовки сотрудников. Тем не менее решение обозначенных вопросов позволит в перспективе снизить в воспитательном центре численность сотрудников подразделений охраны и надзора, увеличить количество сотрудников, выполняющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.
В ходе исследования была обоснована необходимость сохранения в воспитательном центре подразделения, осуществляющего опе-
ративную деятельность. Потребность в проведении оперативной работы в воспитательном центре определяется особой значимостью задач по предупреждению правонарушений, совершаемых осужденными в условиях данного учреждения, перекрытию каналов поступления в учреждение запрещенных предметов, выявлению и пресечению запрещенных связей персонала и спецконтингента, а также оказанию помощи органам внутренних дел в раскрытии ранее совершенных преступлений. Отбывая наказание в воспитательных колониях, отдельные несовершеннолетние осужденные не стремятся встать на путь исправления и продолжают вынашивать планы дальнейшего совершения преступлений. Так, в 2009 г. оперативными аппаратами в воспитательных колониях было предотвращено 2269 преступлений, из которых большую часть - 1799 (79%) - составили преступления против жизни и здоровья11. В воспитательных колониях сохраняется активность отрицательно настроенных осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, распространению традиций уголовно-преступной среды и криминальной субкультуры. Такие подростки нередко выступают в качестве организаторов различных групповых эксцессов, а иногда и массовых беспорядков. Так, в 2009 г. в воспитательных колониях зарегистрировано 10 преступлений (в 2008 г. - 13, 2007 г. - 29). Половина совершенных преступлений связана с дезорганизацией нормальной деятельности учреждений12. Особое значение оперативная работа будет иметь в воспитательных центрах с усиленным наблюдением, поскольку в них предполагается содержание лиц, вставших на криминальный путь, склонных к совершению повторных преступлений, дезорганизации деятельности исправительного учреждения, формированию неформальных групп осужденных отрицательной направленности и активному участию в них.
Исследование вопросов организации общего и начального профессионального образования, трудовой адаптации осужденных в воспитательном центре позволило прийти к выводу, что данные направления деятельности должны быть выстроены с учетом характеристики осужденных, требований раздельного содержания различных их категорий, необходимости организации единого учебно-воспитательного процесса. В частности, в силу большой криминальной зараженности спецконтингента, низкой мотивации к общественно полезной деятельности, в том числе к учебе, в воспитательном центре с усиленным наблюдением необходимо организовать более плотный надзор за осужденными в общеобразовательной школе, обеспечить безопасность учителей. При организации обучения в профессиональном училище важен индивидуальный подход к выбору профессии на
основе углубленного изучения качеств и особенностей личности осужденного. Полагаем, что в основу модели управления процессом трудовой адаптации осужденных должен быть положен принцип, разграничивающий процессы управления трудовой адаптацией осужденных в целом и управления трудовой адаптацией конкретных осужденных. Координаторами этой деятельности в воспитательном центре должны стать учебно-производственные (трудовые) мастерские (создание рабочих мест, организация производственного процесса и производственного обучения) и отделения (группы) социальной защиты (организация работы с конкретным осужденным по индивидуальной программе трудовой адаптации).
В ходе разработки модели воспитательного центра было подготовлено типовое штатное расписание воспитательного центра. Наиболее трудными для авторского коллектива стали вопросы обоснования нормативов штатной численности сотрудников по ряду категорий должностей; вопросы штатного построения таких вновь создаваемых подразделений, как ПФРСИ, изолированный участок, функционирующий в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима, социально-реабилитационный центр. Обоснование нормативов штатной численности социальных работников, социальных педагогов, психологов и мастеров учебно-производственных (трудовых) мастерских осуществлялось на основе результатов эмпирического исследования, которое проводилось в 2010 г. на базе Алексинской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний. Фотография рабочего времени соответствующих специалистов и экспертная оценка трудоемкости реализуемых ими функций позволили получить расчетным путем следующие нормативы: специалист по социальной работе - 1 сотрудник на 70 осужденных; социальный педагог - 1 сотрудник на 20 осужденных; психолог - 1 сотрудник на 50 осужденных; мастер - 1 сотрудник на 25 осужденных.
Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры потребует переработки целого ряда федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, подготовки отдельных локальных правовых актов. В первоочередном порядке необходимо будет внести в УК РФ изменения в части определения вида исправительного учреждения для отбывания лишения свободы лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте (ч. 1 ст. 56; ч. 3 ст. 58; п. 6 ст. 88); в УПК РФ - в части принятия решения об избрании в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 108); в УИК РФ - в части определения вида исправительного учреждения для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными, регламентации
особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных центрах, применения мер поощрения и взыскания, порядка перевода осужденных в изолированный участок воспитательного центра, функционирующий как исправительная колония (тюрьма) общего режима (ч. 9, 10 ст. 74; ст. 132; ст. 133; ст. 138; ст. 140); в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - в части создания в воспитательных центрах учебно-производственных (трудовых) мастерских (ст. 18), а также в ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации режима и надзора за осужденными, социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и ряда других направлений деятельности воспитательных центров. По результатам исследования авторским коллективом были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, разработаны проекты Положения о воспитательном центре, Положения о ПФРСИ, Положения о социально-реабилитационном центре.
Разнообразие задач и функций воспитательного центра, высокие требования к профессиональному уровню его персонала, специфика криминологических, психолого-педагогических характеристик воспитанников предопределяют особенности организации профессионального образования сотрудников воспитательного центра. В целях углубления профессиональной специализации в подготовке персонала для работы с несовершеннолетними осужденными в концептуальную модель включены предложения по организации непрерывного профессионального обучения сотрудников воспитательного центра, введению новых ведомственных специализаций в рамках имеющихся направлений и профилей подготовки, а также расширению перечня программ дополнительного профессионального образования.
Процесс формирования профессиональных компетенций сотрудника воспитательного центра включает три основных этапа: получение профессионального (базового) образования; профессиональное обучение при приеме на службу в воспитательный центр; профессиональное обучение при исполнении служебных обязанностей по должности. Его целостность и непрерывность обеспечиваются посредством применения таких форм профессионального образования сотрудников, как получение базового профессионального образования, в том числе в вузах ФСИН России, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка, служебная подготовка.
При замещении должностей воспитательного центра, функциональные обязанности сотрудников по которым предполагают непосредст-
венное общение с несовершеннолетними осужденными, приоритетными специальностями являются «Психология», «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Педагогика».
В рамках введения новых ведомственных специализаций с учетом имеющихся направлений и профилей подготовки сотрудников воспитательных центров предлагается внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения» (специализация - психолого-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением). Также целесообразно начать подготовку специалистов юридического профиля для воспитательных центров по новой образовательной программе 030505.65 «Правоохранительная деятельность» (специализация - воспитательно-правовая), что позволит значительно в сравнении с действующей программой увеличить вариативный блок специальных дисциплин воспитательно-правовой направленности.
В рамках расширения перечня программ дополнительного профессионального образования сотрудников воспитательных центров предлагается организовать на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников УИС и факультетов повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России реализацию программ повышения квалификации по всем категориям должностей, выполнение функциональных обязанностей по которым предполагает непосредственное общение с несовершеннолетними осужденными. В целях подготовки специалистов высшей квалификации целесообразно также сделать возможным получение сотрудниками воспитательных центров (преимущественно из категории руководителей) послевузовского профессионального образования по научной специальности 13.00.02 «Теория и методика воспитания (социальная педагогика)».
В целом проведенное исследование позволило сформулировать общие концептуальные подходы к организационно-функциональному построению воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных, организационному построению отдельных направлений его деятельности. На основе предложенной концептуальной модели после ее принятия будут выстроены индивидуальные модели воспитательных центров с учетом вида наблюдения и
необходимости совместно-раздельного содержания несовершеннолетних мужского и женского пола, а также организована их экспериментальная апробация и внедрение.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1002.
2 См.: Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 146.
3 См.: Там же. С. 145-147.
4 См.: Андрюхин Н.Г., Замыцких В.П. Об эффективности дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы. Рязань, 2004. С. 96-97.
5 См.: Андрюхин Н.Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: состояние и перспективы развития. М., 2004. С. 140-143.
6 См.: Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. СПб., 2009. С. 99-100.
7 См.: Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте за 12 месяцев 2002 г.: Ведомственное статистическое наблюдение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. М., 2003. С. 1-2; Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте за 12 месяцев 2009 г.: Ведомственное статистическое наблюдение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. М., 2009. С. 1-2.
8 В статье здесь и далее приводятся результаты исследования, проводившегося в 2010 г. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России на базе Алексинской, Архангельской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний (категория респондентов - сотрудники воспитательных колоний) и НИИ ФСИН России в 54 территориальных органах ФСИН России (категория респондентов - сотрудники территориальных органов ФСИН России).
9 Возможность создания в воспитательной колонии изолированного участка исправительной колонии общего режима предусмотрена п. 9 ст. 74 УИК РФ. Создание тюрем общего режима как нового вида исправительного учреждения предусматривается проектом Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г.
10 См.:Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) / Науч. ред. В.И. Селиверстов. М., 2010. Вып. 1. С. 15.
11 См.: Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информационно-аналитический сборник НИИИиПТ ФСИН России. Тверь, 2009. С. 15, 29.
12 См.: Отчет о работе воспитательных колоний за 2003 год, подготовленный ГУИН Минюста России // Архив Вологодского института права и экономики. 2009. Д. № 36-07. Т. 5. С. 37; Отчет о работе воспитательных колоний за 2009 год. ФГУ НИИИиПТ ФСИН России // Там же. С. 25.