РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИИ Горкина С.А.
Подъяблонский П.А.
5.2. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Горкина Светлана Александровна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника. Подразделение: кафедра управления и организации деятельности УИС. Место работы: Академия ФСИН России. Email: gorkina.s@mail.ru
Подъяблонский Павел Александрович, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Подразделение: кафедра управления и организации деятельности УИС. Место работы: Академия ФСИН России. E-mail: pavel_ryazhsk@mail.ru
Аннотация: в данной статье рассмотрено правовое регулирование исполнения наказания в отношении несовершеннолетних лиц, вопросы преобразования воспитательной колонии в воспитательный центр, предложена функциональная и организационная структура воспитательного центра с обычным и усиленным наблюдением.
Ключевые слова: исполнение наказания; несовершеннолетние лица женского пола; воспитательный центр; помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора; социальнореабилитационный центр для подготовки осужденных к освобождению, организационная
структура управления, функциональная структура управления, организация режима и надзора.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM FOR REGULATING THE PENAL JUVENILE FEMALE OFFENDERS IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM IN RUSSIA
Gorkina Svetlana Aleksandrovna, PhD at Law, associate professor. Position: Deputy head. Place of employment: Russian Academy of FSIN. Department: management and organization MIS activity chair. E-mail: gorkina.s@mail.ru Podyablonsky Pavel Aleksandrovich, PhD at Law. Position: senior lecturer. Place of employment: Academy of Russian Federal Penitentiary Service. Department: management and organization MIS activity chair. E-mail: pavel_ryazhsk@mail.ru
Annotation: This article deals with the legal regulation of the penalty against minors, issues converting juvenile correctional facility educational center, offered functional and organizational structure of the educational center with due diligence and enhanced supervision.
Keywords: execution of the sentence; juvenile females; educational center; room, in the mode of functioning of the detention facility; Social and Rehabilitation Center to prepare for the release of convicted persons, organizational structure, management, func-
tional management structure, organization and supervision regime.
B современных условиях жизни и развития общества резко обострились проблемы обеспечения законности и правопорядка. Негативные тенденции не обошли стороной и одну из самых многочисленных и наиболее уязвимых в социальном плане групп населения - молодежь. У несовершеннолетних оказались ослабленными связи с такими социальными институтами общества и государства, как семья, школа, трудовой коллектив. Эти и другие факторы обусловили рост преступной активности несовершеннолетних, что, естественно, вызывает тревогу, так как под угрозой оказывается физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения.
Преступность несовершеннолетних лиц женского пола, имея относительно постоянную величину в структуре преступности несовершеннолетних и общей преступности, представляет собой явление, изменяющееся в соответствии с реальными условиями.
Последнее десятилетие стало периодом кардинальных изменений в российском обществе и государстве. В соответствии с Концепцией развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. воспитательные колонии преобразуются в воспитательные центры.
На 2013 год функционируют 45 воспитательных колоний (ВК), из которых для несовершеннолетних лиц женского пола 2 воспитательные колонии, в дальнейшем предполагается создание 33 воспитательных центров двух видов: с обычным наблюдением (для несовершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы) и с усиленным наблюдением (для несовершеннолетних, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы). Каждый воспитательный центр будет включать в себя четыре основных структурных элемента: участок для содержания несовершеннолетних осужденных, достигших 18 лет; помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, для несовершеннолетних правонарушителей - ПФРСИ); социально-реабилитационный центр для подготовки осужденных к освобождению. При этом, учитывая, что доля несовершеннолетних женского пола, осужденных к лишению свободы, относительно постоянна и составляет около 8 %, предлагается выделение трех воспитательных центров для данной категории лиц.
Предлагается следующая функциональная и организационная структура ВЦ с обычным и усиленным наблюдением:
1. Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ). Здесь находятся несовершеннолетние подследственные обвиняемые и осужденные, в отношении которых приговор суда не вступил в законную силу.
2. Изолированный участок для содержания лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, лиц, совершивших преступления во время отбывания наказания, а также ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы (предполагается обеспечение усиленного наблюдения).
3. Участок для содержания остальных категорий осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте (предполагается обеспечение обычного наблюдения).
4. Участок для содержания совершеннолетних осужденных, достигших 19-летнего возраста, до момента их освобождения от наказания (обычное наблюдение).
151
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
5. Изолированный участок для содержания осужденных, достигших совершеннолетия - нарушителей режима отбывания наказания и не желающих исправляться (усиленное наблюдение).
6. Реабилитационный участок, располагаемый за пределами ВЦ. Здесь осужденные находятся без охраны, но под надзором. Этот участок предполагается для эффективной работы по подготовке осужденных к освобождению.
При предлагаемой модели ВЦ в помещении ДИЗО предусмотреть раздельное (покамерное) размещение следующих категорий:
1. Размещение лиц, содержащихся в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), где находятся несовершеннолетние подследственные обвиняемые и осужденные, в отношении которых приговор суда не вступил в законную силу.
2. Содержания нарушителей установленного порядка отбывания наказания с обычным наблюдением.
3. Содержания нарушителей установленного порядка отбывания наказания с усиленным наблюдением (при размещении в ВЦ участка с усиленным наблюдением).
4. Содержание лиц из числа нарушителей режима переведенных в соответствии с решением суда в тюрьму общего режима.
Отличия воспитательного центра от воспитательной колонии:
- создание структуры воспитательного центра, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними с момента заключения под стражу и до момента освобождения, посредством включения в него ПФРСИ; участка для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированного участка, функционирующего в режиме ИК (тюрьмы) общего режима; социальнореабилитационного центра;
- обеспечение раздельного содержания осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности сознания, от остальной части воспитанников (ВЦ с обычным и усиленным наблюдением; наличие локальных изолированных участков внутри ВЦ);
- обеспечение приоритета в работе психологопедагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных;
- наличие в штатах воспитательного центра большего удельного веса сотрудников, осуществляющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, а также функции медицинского обслуживания (с одновременной их специализацией в зависимости от категорий осужденных, участка воспитательного дома, этапа отбывания наказания);
- наличие в структуре воспитательного центра социально-реабилитационного центра, позволяющего повысить эффективность подготовки осужденных к освобождению, их ресоциализации;
- минимизация в работе воспитательных центров элементов , характерных для тюремного учреждения;
- оптимизация численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных групп осужденных (вместо отрядов), позволяющих обеспечить индивидуализацию процесса исправительного воздействия;
- специализированная подготовка основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними
осужденными, в том числе на базе высших образовательных учреждений ФСИН России.
В основе содержания Концепции, предполагающей создание учреждений нового типа для несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, - признанные Российской Федерацией правовые стандарты Совета Европы: Концепция о защите прав человека и основных свобод, Европейские пенитенциарные правила, прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, а также рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, стандарты в обращении с заключенными, принятые ООН.
В настоящее время криминологический портрет несовершеннолетнего осужденного представляет собой 16-17-летнего подростка, ранее не работавшего и не учившегося, с отклонениями в психическом развитии, имеющего условную судимость или отсрочку приговора, осужденного за тяжкие либо особо тяжкие преступления.
Лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте, в силу возрастной и социальной незрелости составляют особую группу осужденных из числа отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особенности подросткового возраста в определенной мере осложняют воспитательную работу с ними, требуют от персонала ВК учета «взрывоопасности» и импульсивности воспитанников. Во многом именно этими обстоятельствами объясняется обострение оперативной обстановки в некоторых ВК и ростом количества преступлений, совершенных несовершеннолетними осужденными.
Вопросы организации деятельности воспитательных колоний в современных условиях находятся под пристальным вниманием всех ветвей власти Российской Федерации, руководства ФСИН России, общественных и правозащитных организаций. Указанием директора ФСИН России кураторство воспитательных колоний субъектов Российской Федерации возложено лично на руководителей территориальных органов. Это подтверждает необходимость организации деятельности всех служб данных учреждений на основе строгого соблюдения законности при исполнении наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершенствования форм и методов воспитательной работы, социального и психологического сопровождения.
По состоянию за 2013 г. в ВК содержалось 1983 человека, в том числе в несовершеннолетних лиц женского пола - 110. В большинстве ВК криминогенная обстановка остается достаточно сложной. Так, в 2013 г. в воспитательных колониях было допущено нарушений установленного порядка отбывания наказаний 2159, из которых последовало водворение в дисциплинарный изолятор 871 чел. Всего в ВК в 2013 г. было предотвращено 1058 преступлений, что составило нарушений установленного порядка отбывания наказаний (на 1000 человек) - 1088,7.
Лица, осужденные в несовершеннолетнем возрасте, освобождаются из мест лишения свободы в активном возрасте, позволяющем социально определиться и закрепиться в обществе: продолжить учебу, трудоустроиться и завести семью. Для этого необходимо обеспечить: отбывание наказания несовершеннолетними осужденными в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали до осуждения; развитие института попечительских советов
152
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИИ Горкина С.А.
Подъяблонский П.А.
при воспитательных колониях (центрах); развитие института родительских комитетов воспитательных колоний (центров); широкий доступ в воспитательные колонии организациям, обеспечивающим подготовку осужденных к освобождению (их трудовую занятость и социально-бытовое устройство).
Список литературы:
1. Доклад о результатах и основных направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: материалы коллегии ФСИН России. М., 2013. 96 с.
2. Комментарии ФСИН России к утверждениям и ре-
комендациям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему «Гражданское участие в реформе уголовно-
исполнительной системы». М., 2013. 78 с.
3. Коломытцев Н.А., Одинцова Л.Н. Проблемы социальной адаптации освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы России // Уголовноисполнительное право. 2012. № 2 С. 119-124.
4. Краснов Д.А. Преступность несовершеннолетних и борьба с ней: нарастание кризисных явлений в первой половине 1980-х годов // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1.
5. Ханова З.Р. Проблемы профилактики преступлений среди несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1.
6. Алиева С.Ю. Уголовно-правовые аспекты противодействия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности // Пробелы в российском законодательстве. -2014. - № 1.
7. Зорькина А.А. Неосторожная преступность несовершеннолетних (на примере Алтайского края, ХМАО и Тюменской области) // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 2.
8. Гурьевских П.В. Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 2.
Рецензия
на статью «Организационно-правовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России» кандидата юридических наук, доцента Горкиной Светланы Александровны и кандидата юридических наук Подъяблонского Павла Александровича
Статья Горкиной С.А. и Подъяблонского П.А. посвящена исполнению наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России и механизму организационно-правового регулирования данной деятельности.
Актуальность данной публикации не вызывает сомнения, поскольку преступность несовершеннолетних лиц женского пола, имея относительно постоянную величину в структуре преступности несовершеннолетних и общей преступности, представляет собой явление, изменяющееся в соответствии с реальными условиями. Последнее десятилетие стало периодом кардинальных изменений в российском обществе и государстве. В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Феде-
рации до 2020 г. воспитательные колонии преобразуются в воспитательные центры. Организационноправовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России является одной из важнейших задач реализуемых уголовно-исполнительной системой в рамках претворения в жизнь Концепции развития УИС до 2020 года.
Авторами проведена серьезная работа по раскрытию методов организационно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России, четко отражены вопросы преобразования воспитательной колонии в воспитательный центр, а также предложена функциональная и организационная структура воспитательного центра с обычным и усиленным наблюдением.
Научная статья С.А. Горкиной и П.А. Подъяблонского «Организационно-правовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть рекомендована к публикации.
Профессор кафедры управления и организации деятельности УИС Академии ФСИН России, доктор юридических наук, доцент В. И. Огородников
153