Научная статья на тему 'Теоретико-методологический Анализ социально-правовых и социально-психологических функций воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и лиц молодежного возраста'

Теоретико-методологический Анализ социально-правовых и социально-психологических функций воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и лиц молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / RECIDIVISM / EDUCATIONAL CENTER / RECURRENT JUVENILE DELINQUENCY AND THE FUNCTIONS OF THE EDUCATIONAL CENTER / THE PREVENTION OF JUVENILE RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крымов Александр Александрович, Попов Виктор Владимирович

в статье осуществлена уголовно-правовая и криминологическая характеристика рецидивной преступности несовершеннолетних, сформулированы основные положения проекта концептуальной модели нового типа исправительного учреждения для несовершеннолетних — воспитательного центра, раскрыты его виды, структура и условия отбывания наказания, обосновывающие эффективность воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности указанной категории осужденных.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крымов Александр Александрович, Попов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the criminal law and criminological characteristics of juvenile recidivism, formulated the basic provisions of the draft conceptual model of a new type of juvenile detention facility — Educational Centre opened its types, structure and terms of punishment, proving the effectiveness of an educational center in the prevention of recidivism of this category of prisoners.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический Анализ социально-правовых и социально-психологических функций воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и лиц молодежного возраста»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье осуществлена уголовно-правовая и криминологическая характеристика рецидивной преступности несовершеннолетних, сформулированы основные положения проекта концептуальной модели нового типа исправительного учреждения для несовершеннолетних — воспитательного центра, раскрыты его виды, структура и условия отбывания наказания, обосновывающие эффективность воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности указанной категории осужденных.

Ключевые слова: рецидивная преступность; воспитательный центр; рецидивная преступность несовершеннолетних; функции воспитательного центра; предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Summary: in the article the criminal law and criminological characteristics of juvenile recidivism, formulated the basic provisions of the draft conceptual model of a new type of juvenile detention facility — Educational Centre opened its types, structure and terms of punishment, proving the effectiveness of an educational center in the prevention of recidivism of this category of prisoners.

Keywords: recidivism, educational center, recurrent juvenile delinquency and the functions of the educational

А. А. Крымов, В. В. Попов

center, the prevention of juvenile recidivism.

Рецидивная преступность выражает такое качество преступности, как ее устойчивость, и прямо связана с упорным нежеланием определенной категории лиц вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения, а также с предпочтением ими криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на ранее принятые к этим лицам меры. Повторное совершение преступником уголовно наказуемого деяния свидетельствует как о недостаточности мер правового характера, которые применялись к лицу в связи с совершением им предыдущего преступления, так и о неэффективности исправительного воздействия со стороны учреждения исполнения наказания.

В последнее время на фоне снижения регистрации преступлений отмечается устойчивый рост доли лиц, совершающих преступления повторно. По данным ГИАЦ МВД России, каждое третье (34 %) зарегистрированное преступление в первом полугодии 2010 г. было совершено лицом повторно [1].

Рецидивная преступность во многом обусловлена преступностью несовершеннолетних, которая и составляет основу для воспроизводства реци-

Соотношение количества лиц, совершивших преступления, с количеством лиц, ранее совершавших уголовно наказуемые деяния (2005-2009 гг.]

1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

■ кол -во лиц, совершивших преступление □ кол -во лиц, ранее совершавших преступления

1

11 ■■ 1 п 1 п ж ж

2005 2006 2007 2008 2009

Количество преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, за период с 2005 по 2009 год (%)

дива. Криминологическими исследованиями доказано, что чем раньше человек попадает в места лишения свободы, тем выше риск повторного совершения им преступления, а рецидив ведет к формированию у лица признаков криминального профессионализма. Установ-

лено, что около 60 % рецидивистов начинают преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте [2, с. 5]. Это нашло подтверждение и в исследованиях, проходивших в период с 2004 по 2009 год на базе исправительных учреждений Мордовии, Северной Осетии, Хака-

Динамика преступности несовершеннолетних в России (2005-2009 гг.]

Изменение удельного веса преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности в 2005-2009 гг. (%]

2005 2006 2007 2008 2009

сии, Вологодской и Ярославской областей. Удельный вес осужденных, повторно совершивших преступление и ранее отбывавших наказание в воспитательной колонии в возрасте до 24 лет, составил 30 % [3].

Вместе с тем стоит отметить, что, говоря о рецидиве несовершеннолетних, мы понимаем его как весьма условное понятие. В соответствии со ст. 18 УК РФ рецидивом признается умышленное со-

вершение преступления лицом, которое имеет судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Тем не менее согласно п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ при установлении факта рецидива не учитываются судимости за те преступления, которые совершены лицом до достижения восемнадцатилетнего возраста, то есть действующим уголовным законодательством рецидив преступлений, совершенных в несовершеннолет-

нем возрасте, не предусматривается. На этом основании официальные статистические данные о совершении преступлений несовершеннолетними, имеющими судимость за ранее умышленно совершенные преступления, отсутствуют, а учет указанных лиц в настоящее время не ведется. Таким образом, при анализе преступности несовершеннолетних в части умышленного совершения двух и более уголовно наказуемых деяний целесообразно вести речь не о рецидиве, а о повторном совершении преступления.

Обратимся теперь к социальноправовому и социально-психологическому анализу тенденций преступности несовершеннолетних. Динамика преступности за последние пять лет свидетельствует о тенденции к уменьшению количества деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. За последние пять лет зарегистрированная преступность несовершеннолетних уменьшилась более чем на 60 % — с 154,7 тыс. деяний в 2005 г. до 94,7 тыс. преступлений в 2009 г.

В 2005 г. каждое одиннадцатое преступление совершалось несовершеннолетними или при их соучастии, в 2009 г. таковым являлось каждое семнадцатое, а в первом полугодии текущего года — уже каждое двадцатое уголовно наказуемое деяние. В 2005 г. удельный вес преступлений несовершеннолетних в структуре преступности составлял 9,1 %, в 2009 г. он снизился до рекордных 5,7 %, а в первом полугодии 2010 г. составил 5,1 % [1].

Отмеченное снижение регистрации преступности несовершеннолетних во многом обусловлено демографической ситуацией в стране: при общем снижении численности населения страны

(в 2008 г. убыль составила 363,5 тыс. человек) [4, с. 28] в возрастной структуре преобладает снижение доли несовершеннолетних. По итогам переписи, организованной Росстатом и ЮНИСЕФ, к 1 января 2009 г. в России проживало более 26 млн детей в возрасте до 17 лет (в 1995 г. этот показатель превышал 38 млн) [5].

Анализ преступности несовершеннолетних за последние пять лет свидетельствует о следующих закономерностях:

- около 30 % всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними, относится к тяжким или особо тяжким (в 2008 г. показатель тяжких и особо и тяжких преступлений несовершеннолетних составил 31 %, в 2009 г. — 29,9 %);

- с 2005 по 2009 год отмечен рост удельного веса несовершеннолетних преступников, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

- среди несовершеннолетних велика доля лиц, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения. Отмечается незначительный рост количества несовершеннолетних, которые в момент преступления находились под воздействием наркотических или психотропных препаратов (по данным ГИАЦ МВД России, в среднем несовершеннолетние совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения в 20 % случаев, а в состоянии наркотического —в 0,3 % случаев [6, с. 132]. Согласно отчету Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2009 год преступления в состоянии наркотического или психотропного отравления совершили 235 несовершеннолетних, что составило 0,4 % от всех осужденных данной возрастной группы);

Среднесписочная численность осужденных за период с 2006 по 2009 год

2006

2007

2008

2009

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, склонных к групповым эксцессам, в 2006-2009 гг. (%]

2,5

1,5

2006

2007

2008

2009

- около 50 % преступлений совершается несовершеннолетними в группе;

- среди несовершеннолетних преступников увеличилась доля лиц, не имеющих профессиональных навыков, без определенных источников дохода, лиц безнадзорных, обладающих низким уровнем социальной адаптации, что во многом связано с отсутствием опеки и контроля. По данным ЮНИСЕФ, в Рос-

сии в 2008 г. около 714 тыс. детей находились без родительского попечения, еще более чем у 74 тыс. детей родители были лишены родительских прав (с 1995 г. последний показатель увеличился в 2,3 раза) [5].

Указанные закономерности нашли отражение и в характеристике несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных ко-

лониях. Остановимся подробнее на их социально-психологических и личностных характеристиках.

Лишение свободы воспринимается обществом как крайняя и эффективная мера уголовно-правой превенции, способная сдержать совершение осужденным повторного преступления. Вместе с тем современная уголовная политика государства направлена на сокращение применения наказания в виде лишения свободы и развитие системы наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Результатом этого, наряду с демографической ситуацией в стране, явилась тенденция к снижению количества несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

На протяжении последних пяти лет количество несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, неуклонно снижалось (с 13 864 чел. в — 2006 г. до 5406 чел. — на 1 июля 2010 г.) [7]. При этом в местах лишения свободы сосредотачивается наиболее криминогенная и социально запущенная часть правонарушителей.

Доля несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, превысила 80 % [8]. По данным специальной переписи осужденных в 2009 г. в воспитательных колониях отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления 87,9 % осужденных, при этом тяжкие преступления составили 61,9 %, особо тяжкие — 26 %. Каждый пятый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый третий — за разбой или грабеж [7]. При этом почти 40 % осужденных ранее были осуждены условно или имели отсрочку исполнения приговора.

Отмечен рост числа осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонных к групповым эксцессам (если в 2006 г. таких осужденных было 0,8 %, то в 2009 г. уже 2,4 %), так и входящих в группы отрицательной направленности (2008 г. — 0,55 %; 2009 г. — 0,6 %).

В воспитательных колониях зафиксировано увеличение удельного веса лиц, имеющих социально значимые заболевания. Так, удельный вес несовер-

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ и токсикомании в 2006-2009 гг. (%)

2006 2007 2008 2009

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, поступивших в ВК с ВИЧ-инфекцией, в 2006-2009 гг. (%]

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, ранее отбывавших наказание в ВК, в 2006-2009 гг. (%)

2006 2007 2008 2009

шеннолетних с ВИЧ-инфекцией с учетом среднесписочной численности несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, вырос с 2006 по 2009 год почти в 2 раза (2006 г. — 82 случая,

2009 г. — 147 случаев), более четверти осужденных страдают психическими отклонениями (2009 г. — 26,4 %), отмечен рост числа лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (2007г. — 8,3 %,2009г. —12,3 %).

На протяжении ряда лет доминируют такие правонарушения воспитанников,

как угроза, неповиновение представителям администрации ИУ или их оскорбление при отсутствии признаков преступления (25 %) и изготовление, хранение или передача запрещенных предметов (16 %).

Анализ уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, демонстрирует наличие среди несовершеннолетних социально запущенных лиц, обладающих признаками криминальной за-

раженности. По состоянию на 1 июля 2010 г. в воспитательных колониях содержалось 208 несовершеннолетних (3,8 % спецконтингента ВК), повторно отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Исходя из изложенного, можно сделать некоторые предварительные оценки деятельности воспитательных колоний как вида исправительного учреждения.

Наличие высокого уровня рецидива (30 %) среди лиц, отбывших наказание в ВК, тенденция к ухудшению уголовно-правовых, криминологических и социально-педагогических характеристик воспитанников требует принципиальной оценки деятельности воспитательной колонии как вида исправительного учреждения.

Отрядная система, реализуемая в воспитательных колониях, а также виды условий отбывания наказаний не обеспечивают в полной мере соблюдение принципа дифференциации и индивидуализации наказания. При существующей практике исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних не достигается непрерывность исправительного процесса, сохранение и закрепление достигнутых результатов воспитания и ресоциализации при переводе осужденного в исправительную колонию для отбывания оставшейся части срока наказания по достижении им совершеннолетия. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из общих следственных изоляторов, и после достижения совершеннолетия переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима, что приводит к усвоению ими норм

криминальной субкультуры, повышению уровня криминализации.

В современных воспитательных колониях совместно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы, и ранее отбывавшие данный вид наказания несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений различной степени тяжести, что негативно сказывается на результатах исправительного процесса. Это усугубляется также и тем, что воспитательные колонии не отделены от общей системы пенитенциарных учреждений. К несовершеннолетним осужденным к лишению свободы применяются те же методы и формы работы, что и к остальным осужденным. Во многом это связано и с тем, что установленные законом различия между условиями содержания, существующими в воспитательной колонии, и условиями содержания в других исправительных учреждениях не являются существенными. В результате воспитательные колонии не в полной мере учитывают психолого-педагогические особенности подростков, что снижает эффективность социально-реабилитационной работы.

Таким образом, создание на базе воспитательных колоний исправительных учреждений нового типа, а именно воспитательных центров, в настоящее время является весьма актуальной проблемой.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на базе существующих 62 воспитательных колоний предполагается создание 33 воспитательных центров двух видов: с обычным и усиленным наблюдением. Преобразование воспитатель-

ных колоний в воспитательные центры обусловлено изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, новыми взглядами на ее цели и средства, последовательным развитием уголовноисполнительной системы по пути гуманизации процесса исполнения наказаний, достижения международных стандартов содержания осужденных в исправительных учреждениях. При этом на передний план выдвигаются задачи, связанные с реализацией целей исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Учитывая указанные обстоятельства, руководство ФСИН России приняло решение о разработке модели воспитательного центра. К работе по ее подготовке были подключены ВИПЭ ФСИН России, УСПВРО ФСИН России, НИИ ФСИН России, НИИиПТ ФСИН России, Академия ФСИН России. Под руководством заместителя директора ФСИН России А.М. Величко была осуществлена научно-практическая разработка по теме «Концептуальная модель воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных». Модель включает в себя описание целей и задач воспитательного центра, его функциональной и организационной структуры, даны предложения по организации отдельных направлений его деятельности и т. д.

Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается изменение подходов к осуществлению со-

циальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними в воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью. Каждый воспитательный центр будет включать в себя четыре основных структурных элемента: участок для содержания несовершеннолетних осужденных; участок тюрьмы общего режима; помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), для несовершеннолетних правонарушителей; социальнореабилитационный центр для подготовки осужденных к освобождению.

Сформулируем основные положения проекта концептуальной модели воспитательного центра, определяющие условия для повышения эффективности деятельности исправительного учреждения для несовершеннолетних по предупреждению рецидива:

1. Создание структуры воспитательного центра, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения, оградить несовершеннолетних от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры (за счет включения в структуру воспитательного центра ПФРСИ; участка для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированного участка, функционирующего в режиме ИК (тюрьмы) общего режима; социально-реабилитационного центра).

Реализация данных особенностей отражается в предлагаемой структуре воспитательного центра. В частности, для обеспечения полного цикла исправительного воздействия, организации непрерывности воспитательного процесса, возможности быстрой адаптации к условиям изоляции предусматривается включение в структуру воспитательного центра ПФРСИ.

В первом полугодии 2010 г. в ПФРСИ воспитательных колоний находилось более 1 тыс. чел. [9]. Из них более 100 человек были переведены в воспитательные колонии, 20 лицам было назначено наказание, не связанное с лишением свободы, 32 человека были освобождены [9].

Научные исследования подтверждают эффективность деятельности ПФРСИ и свидетельствуют о значительной степени нивелирования криминализации личности несовершеннолетнего. Это достигается за счет исключения отрицательного влияния взрослых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и транзитных пунктах. Проведенные выборочные исследования в 12 воспитательных колониях с участками ПФРСИ указывают на то, что доля несовершеннолетних, являющихся нарушителями установленного порядка отбывания наказания и поступивших в воспитательные колонии из следственных изоляторов, превышает удельный вес лиц, переведенных из ПФРСИ, на 33 %.

Для эффективного решения проблемы предупреждения совершения повторных преступлений, реализации полного цикла исправительного воздействия структура воспитательного центра предполагает создание участ-

ка, функционирующего как тюрьма общего режима. Опыт функционирования указанных участков в первом полугодии

2010 г. свидетельствует, что из воспитательных колоний в ИК общего режима было переведено более 2 тыс. чел., из них только 25 % являлись нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В отношении остальной части осужденных (75 %), сложившаяся ситуация не позволила реализовать весь комплекс средств исправительного воздействия и способствовала созданию условий их дальнейшей криминализации и совершения повторных преступлений.

Эффективность предупреждения повторных преступлений со стороны несовершеннолетних осужденных зависит от создания соответствующих условий по их подготовке к освобождению. Для решения указанного вопроса уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются льготные условия отбывания наказания в воспитательных колониях, предусматривающие предоставление дополнительных возможностей по организации подготовки несовершеннолетних к освобождению. На 1 июля 2010 г. в льготных условиях воспитательных колоний отбывало наказание 6,7 % осужденных, что указывает на недостаточное количество мероприятий по подготовке к освобождению для большей части несовершеннолетних. В то же время для повышения эффективности подготовки осужденных к освобождению, мотивации к правопослушному поведению, предупреждения совершения с их стороны повторных преступлений в Архангельской и Рязанской воспитательных колониях была организована деятельность реабилитационных центров. Ука-

Структура воспитательного центра

Воспитательный центр

Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ)

Участок воспитательного центра для содержания несовершеннолетних осужденных; положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет

Изолированный участок воспитательного центра, функционирующий в режиме ИК (тюрьмы) общего режима, для содержания следующих категорий осужденных:

- отрицательно характеризующиеся осужденные старше 18 лет,

- все осужденные старше 1? лет

Реабилитационный центр

занный опыт и результаты его исследования ВИПЭ ФСИН России в период с 2009 по 2010 год подтвердили их эффективность. По данным сотрудников ВК, осужденные, прибывшие из СИЗО, в первые шесть месяцев нахождения в исправительном учреждении совершают на 1/3 правонарушений больше, чем несовершеннолетние, находившиеся до этого в ПФРСИ.

2. Обеспечение раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников (за счет создания воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением).

В целях дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных центрах создаются два типа наблюдения — обычный и усиленный, на каждом из которых предусматриваются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания.

Воспитательный центр с обычным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, впервые осужденных к лишению свободы, а также несовершеннолетних женского пола с обеспечением их раздельного содержания.

Воспитательный центр с усиленным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и осужденных в несовершеннолетнем возрасте, несовершеннолетних осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также лиц, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

Результаты исследований свидетельствуют, что 84,6 % сотрудников воспитательных колоний считают целесоо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных

бразным создание воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением (исследование проведено ВИПЭ ФСИН России в марте 2010 г. путем анкетирования 300 сотрудников ВК, представлявших пять исправительных учреждений).

3. Обеспечение условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений (система социальных лифтов).

Процесс исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы дифференцируется условиями его отбывания. Действующее уголовноисполнительное законодательство в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, предусматривает следующие условия: обычные, облегченные, строгие, льготные (п. 1 ст. 132 УИК РФ). Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными для воспитательного центра, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение осужденных путем изменения их правового положения, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, подготовить осужденных к жизни на свободе путем последовательного снижения уровня правоограничений. При этом в социально-реабилитационном центре

должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия.

Введение в воспитательном центре дифференцированных условий отбывания наказания позволит обеспечить действие так называемого социального лифта для осужденных, то есть их перемещение «вниз» и «вверх», путем помещения в различные условия отбывания наказания в зависимости от поведения, отношения к основным средствам исправления. Чем лучше поведение осужденного, тем мягче условия отбывания наказания,и наоборот — это основной принцип действия социального лифта. Перемещение осужденного из одних условий в другие происходит по решению комиссии, состоящей из сотрудников воспитательного центра, представляющих различные службы.

Таким образом, система социальных лифтов, реализованная в воспитательном центре, позволит увеличить эффективность существующих условий отбывания наказания, создаст предпосылки непрерывного исправительнореабилитационного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных в целях их подготовки к освобождению и предупреждению совершения с их стороны повторных преступлений.

4. Оптимизация численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных

Условия отбывания наказания в воспитательном центре (система социальных лифтов]

ПФРСИ

Строгие условия Участок воспитательного центра

X для содержания несовершеннолетних осужденных.

Обычные условия положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет

1

Облегченные условия

Льготные условия

Реабилитационный центр

(для ВЦ с обычным наблюдением)

Строгие условия

Обычные условия

Облегченные условия

Изолированный участок воспитательного центра, функционирующий в режиме ИК (тюрьмы) общего режима, для содержания следующих категорий осужденных:

- отрицательно характеризующиеся осужденные старше 18 лет,

- все осужденные старше 19 лет

групп осужденных (вместо отрядов), что позволяет обеспечить индивидуализацию процесса исправительного воздействия, приоритет в работе психологопедагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных.

Для обеспечения эффективности исправительного воздействия необходим переход к индивидуальным и групповым формам работы на основе муль-тидисциплинарного подхода, что позволит обеспечить дифференциацию и индивидуализацию процесса исправительного воздействия, приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных.

Возможность применения такого подхода обоснована в современной отечественной и зарубежной социальной педагогике и теории социальной работы, международных стандартах пенитенци-

арной деятельности, зарубежной (Германия, Швейцария и др.) и отечественной пенитенциарной практике (Архангельская, Брянская, Колпинская, Льговская, Вологодская ВК). Активно используются эти подходы в практике психологической службы УИС. Так, за 2009 г. доля осужденных, охваченных индивидуальными психокоррекционными мероприятиями, увеличилась на 10 % и составила 63,7 %, что указывает на высокий уровень индивидуализации исполнения наказания [10].

5. Приоритет в работе психологопедагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных.

Необходимым условием успешной социализации несовершеннолетних осужденных является формирование во вновь создаваемом воспитательном центре особой социально-педагогической среды, обеспечивающей

социальную реабилитацию лиц, содержащихся в воспитательном центре, и восстановление их социального статуса в ситуациях ограничения свободы и исполнения в отношении них уголовного наказания.

Для этого следует изменить вектор работы с воспитательной на социальнопедагогическую, направленную не только на выработку у несовершеннолетних осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения, но и прежде всего на формирование самостоятельно действующей личности, отвечающей за выбор жизненного пути и реализацию своих устремлений в общественных отношениях.

Необходимо создать систему непрерывного психологического и социальнопедагогического сопровождения осужденных на всех этапах отбывания ими наказания, что предполагает решение организационных, кадровых и научнометодических задач.

В целях формирования единого информационного пространства социального и психолого-педагогического сопровождения процесса исполнения наказания предлагается объединение подразделений социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в рамках единого отдела.

Это обстоятельство предполагает потребность в осуществлении работы по созданию единого информационного окна, отражающего весь комплекс работы с подростками в особой форме документации — электронной карте ресоциализации (дневнике сопровождения).

В настоящее время эта работа реализуется в нескольких субъектах Российской Федерации — в Волгоградской, Кемеровской, Костромской, Пермской,

Ростовской, Самарской и Саратовской областях, Красноярском крае, Москве, Санкт-Петербурге и др.

Эффективность осуществления социально-педагогической деятельности напрямую зависит от готовности специалистов к проведению такой работы, наличия у них не только педагогических знаний, но и социальных компетенций, что обусловливает необходимость введения в воспитательном центре должности социального педагога вместо должности воспитателя.

Сегодня уровень профессиональной педагогической подготовки персонала, осуществляющего воспитательную работу с осужденными, недостаточен, лишь четвертая часть сотрудников ОВРО имеют высшее педагогическое образование (например, в Брянской ВК—2 из 8,5; Алексинской ВК—2 из 10).

Для сравнения — в психологической службе ФСИН России доля лиц, имеющих базовое психологическое образование, составляет 70 %, а в некоторых территориальных органах достигает 90 % (по данным обзора УСПВРО ФСИН России «Результаты психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях УИС по итогам 2009 года).

В связи с этим предлагаем организовать повышение квалификации сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с несовершеннолетними, по специализированным программам ДПО, в том числе на базе ВИПЭ ФСИН России.

Целесообразно рассмотреть вопрос о научно-методическом обеспечении социальной, психологической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними.

Положительный опыт такого обеспечения психологической работы уже имеется. За 15 лет существования психологической службы был разработано достаточное количество диагностических и коррекционных программ. Многие их них доказали на практике свою эффективность. Так, в 2009 г. использование психодиагностических программ дало возможность увеличить объем диагностической работы в СИЗО и позволило снизить число самоубийств среди подозреваемых и обвиняемых на 2 %) [10]. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» позволяет снизить уровень агрессивности у 40 % осужденных, участвующих в ней.

Необходимо решить вопрос о разработке базовых (обязательных) программ для сопровождения работы с несовершеннолетними, а также о создании социально-педагогических программ.

Положительный опыт реализации таких программ имеется. Например, воспитательным отделом ФГУ ИЗ-35/2 УФСИН России по Вологодской области совместно с ГУ ВО ТЦСПСиД г. Вологды с 2003 г. реализуется специализированная целевая социально-педагогическая программа «Надежда», целью которой является содействие социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к сложившимся условиям (отбывание наказания, помещение в закрытое учреждение) и интенсивная реадаптация несовершеннолетних, совершивших правонарушения, при освобождении. Уровень рецидива среди участников снизился на 20 %.

ВИПЭ ФСИН России готов предложить и сопроводить реализацию в ВК педагогических программ правового («Человек в правовом поле»), нравственноэстетического («В мире гармонии») и экологического («Формирование экологического сознания несовершеннолетних осужденных») воспитания.

6. Создание целостной эффективной системы подготовки осужденных к освобождению посредством включения в структуру воспитательного центра соответствующего подразделения—реабилитационного центра.

Концептуальная модель воспитательного центра предусматривает включение в его структуру реабилитационного центра, функционирующего в рамках льготных условий отбывания наказания и расположенного за пределами исправительного учреждения. Создание реабилитационного центра позволит повысить эффективность оказания помощи несовершеннолетним в социальной адаптации, их трудовом и бытовом устройстве, подготовке к освобождению, восстановлению социально значимых навыков и умений.

7. Специализированная подготовка основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними осужденными, в том числе на базе высших образовательных учреждений ФСИН России.

Важным направлением работы по созданию модели воспитательного центра является организация работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области работы с несовершеннолетними осужденными. Это обусловлено прежде всего тем, что современные международные стандарты (Пекинские правила, Европейские пенитенциарные правила)

предъявляют к персоналу исправительных учреждений для несовершеннолетних высокие требования в части знания основ юриспруденции, возрастной педагогики, психологии, социологии, социальной работы, медицины и др.

Очевидно, что только сформировавшаяся многоуровневая система профессиональной подготовки кадров УИС способна обеспечить быстрое и эффективное решение задач оптимизации структуры и повышения качества подготовки специалистов для УИС. Именно ведомственная направленность подготовки специалистов в образовательных учреждениях УИС, предоставляющая возможность привития обучающимся профессиональных компетенций в процессе обучения, является определяющим фактором в решении вопроса о сохранении системы профессиональной подготовки кадров УИС.

С 2011 г. при переходе на ФГОС ВПО нового поколения ВИПЭ ФСИН России планируется начать подготовку специалистов юридического профиля для воспитательных центров для несовершеннолетних по новой образовательной программе 030505.65 «Правоохранительная деятельность» (специализация: воспитательно-правовая), которая позволит значительно в сравнении с действующей программой увеличить вариативный блок специальных дисциплин воспитательно-правовой направленности. В соответствии с имеющимися образовательными программами «Психология» и «Социальная работа» ВИПЭ ФСИН России планируется продолжить осуществление подготовки специалистов для замещения должностей психологов и специалистов по социальной работе в пени-

тенциарных учреждениях для несовершеннолетних.

Реализация указанных основных образовательных программ позволит осуществлять на базе института повышение квалификации и переподготовку соответствующих категорий сотрудников по программам дополнительного профессионального образования.

Введение воспитательного центра как вида исправительного учреждения, в основе организации которого находятся заявленные положения, позволит повысить эффективность пенитенциарного воздействия на личность несовершеннолетнего преступника, что, несомненно, в последующем проявится в снижении уровня рецидивной и профессиональной преступности. Для комплексного решения этой задачи необходима также и организация взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами внутренних дел, общественными организациями. В этом аспекте следует особо подчеркнуть следующее.

1. Ежегодно из учреждений уголовноисполнительной системы освобождается до 300 тыс. осужденных, из которых около 70 тыс. составляют опасные и особо опасные преступники [11, с. 73]. Отбытие установленного судом срока лишения свободы, равно как и любого другого, менее строгого наказания, еще не является гарантией правопослушного поведения лица на свободе. Существует достаточно значительное количество факторов, провоцирующих на совершение новых преступлений: отсутствие жилья, места работы, постоянного источника дохода и др. Из-за нерешенности многих социально-бытовых проблем ранее осуждавшиеся лица вновь соверша-

ют преступления с целью возвращения в места лишения свободы.

Отсутствие взаимодействия органов и учреждений различных ведомств в вопросах социально-бытового обеспечения освободившихся из мест лишения свободы граждан и предупреждения совершения ими повторных преступлений влечетувеличение количественных показателей рецидивной преступности. На основании этого немаловажной для предупреждения совершения новых преступлений является деятельность государственных органов и общественных организаций по сопровождению лица после отбытия им наказания, связанного с изоляцией от общества.

Эффективность превентивной деятельности будет напрямую зависеть от уровня организации взаимодействия органов внутренних дел, общественных организаций и религиозных конфессий с органами и учреждениями ФСИН России. Современное предупреждение повторного совершения преступлений лицами, осужденными в несовершеннолетнем возрасте, требует создания единой системы постпенитенциарной реабилитации вчерашнего осужденного, предусматривающей разграничение задач и функций участников этого процесса.

2. Рассматривая проблему предупреждения повторного совершения несовершеннолетними, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, уголовно наказуемых деяний, стоит отметить, что в настоящее время не определено место учреждений уголовно-исполнительной системы в системе субъектов профилактической деятельности. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об

основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в данную систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Органы и учреждения ФСИН России в соответствии с действующим законодательством не рассматриваются в качестве субъекта постпенитенциарного предупреждения. Однако с учетом полномочий и информации об освобожденном из мест лишения свободы лице, органы уголовноисполнительной системы (прежде всего уголовно-исполнительные инспекции) были бы весьма полезны в осуществляемой предупредительной деятельности. В связи с этим включение учреждений и органов исполнения наказаний в качестве субъекта профилактики правонарушений будет способствовать обеспечению взаимодействия с иными органами исполнительной власти и общественными организациями, на которые возложена превентивная функция, и положительно скажется на эффективности предупредительной деятельности в целом.

3. Отсутствие взаимодействия учреждений УИС и ОВД приводит к недостаткам в организации профилактической работы с лицом, освободившимся из исправительного учреждения.

В настоящее время администрация учреждения только осведомляет ОВД по месту жительства бывшего осужденного о его освобождении из исправительного учреждения и предоставляет на него характеристику. Отсутствие взаимодействия не позволяет: органам внутренних дел—своевременно предпринимать меры профилактического характера в отношении бывшего осужденного с учетом полученных из исправительного учреждения сведений (возникает необходимость в оценке возможности совершения рецидива, заключении психолога, рекомендациях социального работника и т. д.); исправительному учреждению — получать информацию об эффективности своей работы по исправлению лица и корректировать пенитенциарное воздействие на других осужденных с учетом анализа полученных сведений.

Координирующую роль в процессе предлагаемого взаимодействия предлагается предоставить комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые организуются на региональном уровне при правительствах республик, областей. В связи с этим заслуживает внимания опыт Кировской области, где действует механизм под названием «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего, возвращающегося из мест отбывания наказания», утвержденный постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области. Положением о Карте социального сопровождения разработан порядок взаимодействия участников процесса социального сопровождения. Важное звено механизма — это заблаговременное обследование социальной ситуации несовершеннолетнего,

реабилитация ближайшего окружения подростка, а также организация встреч социального работника, представителя органа внутренних дел с сотрудниками воспитательной колонии для выработки механизма постпенитенциарного воздействия на освобождаемого.

Реализация мероприятий по совершенствованию механизма пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия на лицо, ранее отбывавшее наказание в исправительном учреждении для несовершеннолетних, в перспективе позволит снизить удельный вес рецидива в структуре преступности.

Литература

1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mvd.ru.

2. Лунеев В.В. Криминологические, виктимологи-ческие и пенитенциарные проблемы несовершеннолетних // Преступление. Наказание. Исправление: вестн. ВИПЭ ФсИн России. — 2009. — № 8. С. 5.

3. Миронов А.В. Предупреждение рецидива лиц мужского пола, отбывших наказание в воспитательных колониях: монография. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.

4. Россия в цифрах: статистич. справ. — М., 2009.

5. Официальный сайт Регионального отделения Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. — URL: http://www.unicef.ru.

6. Прогноз преступности в Российской Федерации на 2009 г. — М.: ВНИИ МВД России, 2009.

7. Отчет о работе воспитательных колоний за первое полугодие 2010 г.: Форма ВК 1: утв. приказом ФСИН России от 27 февраля 2006 г. № 26.

8. Материалы специальной переписи осужденных к лишению свободы. — М., 2010.

9. О работе воспитательных колоний за первое полугодие 2010 г.: отчет УСПВРО ФСИН России.

10. Обзор УСПВРО ФСИН России за 2009 г.

11. О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ: доклад Президиума Государственного совета Российской Федерации. — Вологда, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.