УДК 343.8 V.A. ZHABSKY*
ббк(Ж.409.0 CORRELATION
OF THE BASIC FORMS OF PRISON REFORM AND IMPLEMENTATION FOREIGN LEGISLATION REGULATIONS OF THE CRIMINAL PUNISHMENTS PROCEDURE IN RUSSIA
Аннотация: необходимость реформирования уголовно-исполнительюйсистемы и имплементация норм зарубежногозаконодательствав сфере уголовных наказаний в России обусловленытем, что УИС в последние годы перестала соответствоватьтребова-ниям, предъявляемым в пенитенциарной области мировым сообществом Изменения в деятельности УИС должны вернуть РоссийскуюФедерацию в международное правовое поле, привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами обращения с заключенными, способствовать развитию гражданского общества.
Ключевые слова: реформирование, уголовно-исполнительная система, имплементация, интеграция, уголовные наказания.
ВАЛЕРИЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЖАБСКИЙ*
СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕФОРМИРОВАНИЯ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙСИСТЕМЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ
* Кандидат юридических наук; доцент; докторант (Академия ФСИН России). E-mail: vzhabskii@mail.ru.
Annotation: implementing substantial prison reforms appropriate to foreign legislation of the criminal punishments procedure in Russia are caused by the fact that Prison system has ceased to correspond to the penal requirements of the world community. Reforms shall considerably improve the situation in Russia’s prisons, correlate the Russian legislation with the international standards for the treatment of prisoners and develop civil society.
Key words: reform, penal system, implementation, integration, criminal punishments.
В связи с ухудшениемкачественного состава осужденных значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы (УИС), участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, УИС во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными, развитие гражданского общества. Все это обусловило необходимостьреформирования уголовно-исполнительной системы.
Дальнейшее совершенствование уголовноисполнительной системы обусловлено и международными нормами, содержащимися в Европейских пенитенциарных правилах (2006). Основные новые положения этого документа выражаются прежде всего в принципах, среди которых наиболее возможны следующие: при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать права человека; ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались; содержание заключенных в условиях, ущемляющих их права, не может быть оправдано нехваткой ресурсов; жизнь
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
в местах лишения свободы должна быть, насколько это возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе. Все они получили поддержку в лице Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, подчеркивавшего на заседании ГосударственногоСовета в сентябре 2009 г., что осужденные должны быть готовы вернуться к полноценной, нормальной жизни.
Реформирование уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, следует рассматривать в трех аспектах: 1) допенитенциарное правовое обеспечение; 2) правовое обеспечение социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания; 3) совершенствование системы учреждений и органов, исполняющих наказания, в правовом и организационном плане. Если реализация первых двух направлений практически не зависит от учреждений и органов, исполняющих наказания, то реформирование уголовноисполнительной системы в целом в значительной степени определяется Минюстом России, ФСИН России, его территориальными управлениями и исправительными учреждениями.
Теоретическоеоформление реформирования УИС берет начало с научно-практической конференции, организованной Минюстом России и ФСИН России в сентябре 2009 г.
На конференции были определены цели и способы реформирования УИС: оптимизация уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизация негативных последствий лишения человека свободы, включая распространение криминальной субкультуры, а также повышение предупредительной функции административной ответственности.
Достичь этих целей предполагается: а) за счет декриминализации части уголовно наказуемых деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и перевода их в категорию административных проступков; б) расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества; в) существенного видоизменения, а по сути - реформы системы исправительных учреждений и следственных изоляторов1.
Идеи реформирования УИС широко обсуждались на Международной научно-практической конференции «Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации» (октябрь 2009 г., Рязань), где была обозначена необходимость изучения позитивного зарубежного опыта, его роль в реализации концепции реформирования УИС2.
Апробация идей реформирования на указанных конференциях, анализ состояния УИС и направлений совершенствования ее деятельности позволили выработать проект Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года.
Концепция предполагает:
- разработку основанных на стандартах Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала УИС, а также реализации целей исправления осужденных;
- изменение видов исправительных учреждений (ИУ) для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, представляющего собой питательную среду для криминальной субкультуры, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходи мостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
- раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации, с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих криминальную субкультуру - с другой;
- замену существующейсистемы ИУ на два основных ввда учреждений - тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении созданных для выполнения специальных задач лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений; преобразование воспитательных колонийдля несовершеннолетнихв воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Планируется создание следующих видов учреждений в УИС с предварительным внесением изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации:
а) следственный изолятор (СИЗО) - для содержания:
- лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, до вступления в силу приговора суда;
- осужденных к лишению свободы, остав -ленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
- осужденных, следующих транзитом;
б) колонии-поселения с обычным наблюдением - для содержания:
- лиц, совершивших преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- осужденных к лишению свободы впервые за совершение преступлений небольшой и средней тяжести;
- лиц, осужденных условно, но не соблюдавших предписанные условия и в связи с этим направленных в места лишения свободы и переведенных из иных мест изоляции от общества с обязательным привлечением к труду.
Осужденных в указанных учреждениях предполагается содержать без охраны, но под надзором администрации;
в) колонии-поселения с усиленным наблюдением - для содержания:
- осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления, но ранее осуждавшихся к наказаниям за совершение тяжких преступлений и преступлений против личности;
- лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшихся к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
- для лиц, переведенных из колоний-поселений с обычным наблюдением и тюрем в виде санкции или поощрения соответственно.
По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютернойин-формации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, если они признаны судомлицами, не представляющими опасности для жизни и здоровья граждан.
В колонии-поселении с усиленным наблюдением предполагается проживание осужденных в специально предназначенных для них общежитиях. Выход за пределы колонии-поселения без разрешения администрации запрещается;
г) тюрьмы общего режима - для содержания:
- лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести;
- лиц, совершивших в колониях-поселениях преступления небольшой и средней тяжести либо переведенных туда из колоний-поселений или из тюрем усиленного режима в виде санкции или поощрения соответственно;
- женщин.
Осужденных предполагается содержать в шестиместных камерах. Их выводят на работу, они могут проходить обучение в общеобразовательной школе и профессиональном училище по очной форме обучения.
Для женщин, имеющих малолетних детей, предполагается улучшение условий отбывания наказания, сохранение домов ребенка при исправительных учреждениях, увеличение возраста детей, проживающих с матерями, лишенными свободы;
д) тюрьмы усиленного режима - для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших лишение свободы и вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений либо переведенныхтуда из тюрем общего режима в виде санкции за злостные и систематические нарушения режима содержания, попытки побега, дезорганизации работы учреждений, исполняющих наказания, подготовку к преступной деятельности.
Осужденных предполагается содержать в двух- или четырехместных камерах. Их выводят на работу в рабочие камеры, они могут проходить обучение в общеобразовательной школе и профессиональном училище по дистанционной форме;
е) тюрьмы особого режима - для содержания:
- лиц, осужденных к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе при особо опасном рецидиве;
- осужденных к пожизненному лишению свободы;
- лиц, признанных активными членами и лидерами преступных сообществ, осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.
Осужденных предполагается размещать в двухместных камерах. На работу их не выводят, они могут обучаться по дистанционной форме.
В тюрьмах особого режима планируется создание отдельных блоков для осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы.
У словия отбывания лишения свободы в тюрьме особого режима для осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, совпадают с условиями, определенны-
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
ми ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).
В тюрьмах общего, усиленного и особого режимов осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в зависимости от отбытого срока наказания и поведения в местах лишения свободы;
ж) воспитательные центры - для содержания осужденных к лишению свободы, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Воспитательный центр - исправительное учреждение, создаваемое для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающее непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы.
В структуре воспитательного центра предполагается создание:
- помещения, функционирующего как следственный изолятор (ПФРСИ), для содержания подозреваемых и обвиняемых (его деятельность будет регламентироваться нормативными правовыми актами в сфере содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений);
- участка, функционирующего как традиционная воспитательная колония, для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет (его деятельность предлагается регулировать нормами УИК РФ без изменений);
- участка, функционирующего как тюрьма общего режима, для содержания отрицательно ха-рактеризующихсяосужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет (будет функционировать в соответствии с нормами, принятыми в связи с изменением законодательства);
- участка, функционирующего как колония-поселение с обычным наблюдением, для содержания положительно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;
- социально-реабилитационного центра для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказания в целях подготовки к освобождению (будет работать в рамках положений законодательства пре-
дусмотренных для льготных условий отбывания наказания);
з) лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения (с обычным и усиленным наблюдением) для содержания лиц, осужденных к лишению свободы и страдающих тяжкими заболеваниями и наркотической зависимостью.
Планируется создание новой структуры учреждений УИС, куда будут входить:
- 196 СИЗО с условиями содержания, соответствующими стандартам Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006);
- 210 колоний-поселений, в том числе с усиленным наблюдением;
- 246 тюрем общего режима с лимитом 1000 мест каждая, в том числе 58 тюрем общего режима для женщин с лимитом 1000 мест каждая;
- 161 тюрьма усиленного режима с лимитом 1000 мест каждая;
- 21 тюрьма особого режима с лимитом 400 мест каждая;
- 84 лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждения;
- 33 воспитательных центра для несовершеннолетних.
В соответствии с предполагаемым изменением численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, количество учреждений может быть изменено.
Направление осужденных в ИУ нового вида будет осуществляться по решению суда с учетом требований ст. 10 У головногокодексаРФ при строгом соблюдении правил раздельного содержания осужденных в соответствии с их социальной опасностью и личностными характеристиками.
Направление осужденных к лишению свободы в конкретный вид ИУ, исполняющего наказания, в том числе перевод в порядке санкции или поощрения, должно осуществляться исключительно по решению суда с учетом мнения администрации учреждений и общественных наблюдательных комиссий.
Таким образом, задачи реформирования уголовно-исполнительной системы полностью соответствуют требованиям норм зарубежного законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и способствуют их имплементации в российское законодательство.
1 См.: Реформированнеуголовно-исполнительнойсистемы: теоретический проект / под общ. ред. А. А. Рейме-ра. М.; Рязань, 2009. С. 13.
2 См.: РеймерА.А. Новый этап реформирования уголовно-исполнительной системы в России: задачи ведомственной науки Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации: сб. материалов Междунар науч-практ конф. (Рязань, 29-30 окт. 2009 г) / под общ. ред. А. А. Реймера 2-е изд., доп. Рязань, 2010. С. 10.