Научная статья на тему 'Правовое положение осужденных в контексте реформы уголовно-исполнительной системы'

Правовое положение осужденных в контексте реформы уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1477
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕФОРМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / LEGAL STATUS OF CONVICTED CRIMINALS / CORRECTIONAL REFORM / SYSTEM OF EXECUTION OF A PUNISHMENT AND SERVING A SENTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакулина Лидия Васильевна

В статье раскрывается целесообразность реформы уголовно-исполнительной системы (УИС) и ее влияние на правовое положение осужденных. Реформа УИС рассматривается как реорганизация системы исполнения и отбывания наказания в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакулина Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the reasonability of the correctional reform and its influence on the legal status of convicted criminals. The reform of correctional system is considered to be the reorganization of the system of execution of a punishment and serving a sentence in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Правовое положение осужденных в контексте реформы уголовно-исполнительной системы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010

УДК 343.97

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Л. В. Бакулина Аннотация

В статье раскрывается целесообразность реформы уголовно-исполнительной системы (УИС) и ее влияние на правовое положение осужденных. Реформа УИС рассматривается как реорганизация системы исполнения и отбывания наказания в современных условиях.

Ключевые слова: правовое положение осужденных, реформа уголовно-исполнительной системы, система исполнения и отбывания наказания.

Механизм возникновения правового положения осужденных состоит в том, что в период отбывания наказания из общего правового статуса личности, которым обладают и осужденные, происходит изъятие, ограничение, дублирование, конкретизация и дополнение прав и обязанностей.

Известно, что из общего правового статуса личности в отношении осужденного к лишению свободы изымаются такие права, как право выбирать место пребывания и жительства, право на забастовку, право избирать и быть избранным; осужденные к ограничению свободы ограничены в свободе передвижения; осужденные к обязательным и исправительным работам лишены права свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Дублируются конституционные права на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)), на социальное обеспечение (ч. 7 ст. 12 УИК РФ), на получение юридической помощи (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).

Конкретизируется обязанность осужденных к лишению свободы получать общее образование до 30 лет (ч. I. ст. 112 УИК РФ).

В период отбывания наказания правовое положение осужденных может изменяться как в худшую, так и в лучшую сторону. Когда речь заходит о существенном улучшении правового положения осужденных, то следует говорить о реформе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

Реформа предполагает преобразование, направленное на улучшение той или иной сферы общественной жизни, то есть перемену к лучшему. В рамках рассматриваемой нами проблемы хотелось бы обнаружить подлинное улучшение российской уголовно-исполнительной системы, означающее ее реальную либерализацию и гуманизацию.

Реформы, проводимые в УИС, можно разделить на два вида: продолжаемую и кардинальную.

1. Продолжаемая реформа связана с неопределенной периодичностью внесения изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство РФ.

Примером так называемой продолжаемой реформы является реформа, которая началась с подписания Президентом РФ 8 октября 1997 г. Указа «О реформировании УИС МВД РФ», в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие наказания, были переданы из МВД России в ведение МЮ РФ. Данная реформа продолжает осуществляться и в настоящее время. За указанный период было принято 36 федеральных законов, внесших изменения и дополнения в УИК РФ.

Наиболее крупные изменения в УИК РФ были внесены ФЗ от 9 марта 2001 г. Были упразднены режимы в воспитательных колониях, восстановлен третий вид колоний-поселений для впервые осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести и т. д.

Самые значительные изменения и дополнения в УИК РФ были внесены ФЗ от 8 декабря 2003 г. Этот закон изменил 55 статей, ввел 5 новых статей и исключил из УИК РФ 6 прежних статей. Причем некоторые изменения не улучшили, а, напротив, ужесточили правовое положение осужденных. Это выразилось в том, что согласно новым законам была исключена отсрочка исполнения штрафа, упразднены исправительные работы по месту работы, но в то же время увеличилось число свиданий, краткосрочный выезд в отношении осужденных женщин для устройства ребенка у родственников либо в детском доме увеличен с 7 до 15 дней.

Вместе с тем нельзя утверждать, что данные изменения и дополнения носят кардинальный характер, направленный на существенное улучшение правового положения осужденных.

Что же касается Указа «О реформировании УИС МВД РФ», то он имеет лишь организационно-правовое содержание и подписание этого указа связано с выполнением обязательств перед Советом Европы. В контексте сказанного следует подчеркнуть, что пенитенциарная система России за последние 115 лет четыре раза переходила из одного ведомства в другое (1895 г., 1930 г., 1953 г., 1998 г.).

2. Кардинальная реформа связана с существенными изменениями правового положения осужденных и имеет более или менее очерченные временные рамки.

Именно таковой была реформа УИС, которая проводилась с 1992 по 1996 гг. в России, то есть вплоть до принятия УИК РФ.

Внешней причиной для проведения реформы УИС послужило то, что в конце 1980-х - начале 1990-х годов мировое сообщество критиковало СССР, РФ за нарушение прав человека вообще и осужденных - в частности. Кроме этого, в 1992 г. РФ подала заявку о принятии ее в Совет Европы, поэтому УИС необходимо было приводить в соответствие с европейскими стандартами.

Внутренние причины проведения реформ связаны с политическими изменениями, происходящими в нашем государстве. Объявленный политическими лидерами курс на построение правового государства и гражданского общества потребовал либерализации многих правовых институтов, которые существовали в России при тоталитарном режиме. Анализ серии бунтов и массовых неповиновений осужденных, прокатившихся по тюрьмам и колониям за эти годы, показал неэффективность существующей системы исполнения наказаний и потребовал разработки концепции по ее модернизации.

Ряд законов начала 1990-х годов действительно расширил права осужденных и улучшил их положение. Так, в 1992 г. в соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР» осужденные получили право на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания, на получение информации о своих правах и обязанностях, на 4 телефонных разговора, на занятие индивидуально-трудовой деятельностью, на отпуск, время работы стало засчитываться в трудовой стаж, колонии 3-х видов режима стали дифференцироваться на 3 условия отбывания.

В 1993 г. был принят Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который не утратил своей актуальности и по сей день.

В 1995 г. осужденные получили право на жилье, на пенсию.

К какому же виду реформы следует отнести предстоящую реформу УИС? Судя по структуре и этапам Концепции развития УИС на период до 2020 г., подготовленной Минюстом России совместно с ФСИН, то, конечно же, к кардинальным реформам.

Реализация Концепции будет происходить в три этапа.

Первый (2009-2012 гг.) предусматривает:

- утверждение плана мероприятий, разработку и принятие федеральных целевых программ по основным направлениям деятельности, изменение законодательства, корректировку процессуальных оснований, следственной и судебной практики избрания меры пресечения в виде содержания под стражей;

- более широкое внедрение в судебную практику наказаний, альтернативных лишению свободы;

- создание системы администрированного надзора, подведомственной МВД России;

- создание государственной Службы пробации;

- создание тюрем особого режима, а также ряд иных практических мероприятий.

Второй этап (2013-2016 гг.) включает в себя:

- перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего и усиленного режима, создание новых колоний-поселений;

- создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации;

- расширение функций Службы пробации.

Третий этап (2017-2020 гг.) - завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности, разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы [1, с. 4].

Что же касается содержательной составляющей этой реформы, то трудно согласиться с некоторыми ее положениями и тем более отнести их к радикальным изменениям в УИС России.

Так, на втором этапе реализации Концепции предполагается перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего и усиленного режимов, создание новых колоний-поселений.

Для большей наглядности наших утверждений предлагаем провести сравнение в табл. 1.

Табл. 1

Колонии-поселения до реформы Колонии-поселения после реформы

В них содержатся: 1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; 2) лица, осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если лицо ранее не отбывало наказания в виде лишения свободы; 3) лица, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режима за положительное поведение. Делятся на 2 вида: 1) колонии-поселения обычного типа планируются для временного размещения и работы на строящихся государственных объектах (так называемая «химия»), здесь содержатся: - лица, впервые осужденные за неосторожные преступления небольшой тяжести; 2) колонии-поселения с усиленным наблюдением. Этот вид колоний-поселений будет организован в виде стационарных учреждений с развитым производством и инфраструктурой, где содержатся: - лица, впервые осужденные за неосторожные преступления средней тяжести; - лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы за неосторожные преступления.

Исправительные колонии до реформы Исправительные колонии после реформы. Тюрьмы

ИК общего режима, где содержатся: 1) лица, осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если лицо ранее не отбывало наказания в виде лишения свободы (но судом должны быть указаны мотивы принятия такого решения); 2) мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы; 3) женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива. Тюрьма общего режима, где содержатся: 1) лица, осужденные за преступление небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшиеся за эти категории преступлений; 2) лица, впервые осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления.

ИК строгого режима, где содержатся: 1) мужчины, впервые осужденные за совершение особо тяжких преступлений; 2) осужденные при простом и опасном рецидиве преступлений, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы. Тюрьма усиленного режима, где содержатся: 1) лица, ранее не менее 2-х раз отбывавшие наказание в виде лишения свободы и вновь осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; 2) лица, признанные опасными рецидивистами (Концепцией предполагается восстановление статуса опасного и особо опасного рецидива, присваиваемого не автоматически, а судебным решением, в том числе за злостное и систематическое нарушение порядка содержания в местах лишения свободы).

ИК особого режима, где содержатся: 1) мужчины, приговоренные к пожизненному лишению свободы; 2) мужчины при особо опасном рецидиве. Тюрьма особого режима, где содержатся: 1) лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы; 2) лица, осужденные за неоднократное совершение особо тяжких преступлений; 3) лица, признанные активными членами и лидерами преступных сообществ, особо опасными рецидивистами, «ворами в законе»; 4) лица, осужденные за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

Проведенный нами сравнительно-сопоставительный анализ видов исправительных учреждений позволяет утверждать, что не существует принципиальных отличий между колониями и предлагаемыми тюрьмами. Фактически происходит лишь номинальная смена вывесок. Поэтому уместно говорить не о реформировании системы, а о реорганизации, то есть преобразовании, которое в действительности и не связано с гуманизацией УИС, с улучшением правового положения осужденных. Тюрьма с высокой степенью карательного потенциала по определению предполагает ухудшение правового положения осужденных. Можно только вообразить, какие материальные затраты потребует это «перепрофилирование» системы, эти «декоративные» изменения! Нигде не представлено аналитическое обоснование целесообразности проведения (с правовой и экономической точек зрения) реорганизации 64 воспитательных колоний в РФ в воспитательные дома либо в воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей, не изменяя при этом условия содержания в этих колониях. Не экономичнее и эффективнее ли было бы строительство новых тюрем и арестных домов?

У Российской Федерации перед Советом Европы были обязательства об отмене смертной казни, о передаче УИС из ведения МВД в гражданское ведомство, но обязательства о создании тюремной системы отбывания наказания не было. Резонно возникает вопрос: почему мы должны отказываться от коло-нийской системы отбывания наказания?

С нашей точки зрения, система отбывания наказания в колониях является более эффективной для достижения цели уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, но и тюремная система отбывания нам не чужда, тюрьма в большей степени обеспечивает достижение цели - предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Особенностью УИС РФ должно быть, на наш взгляд, существование смешанной системы отбывания наказания в виде лишения свободы. В Китае, например, существует два вида тюремных учреждений:

- тюрьма как место заключения преступников, приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок либо пожизненно, а также к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года;

- исправительная колония для несовершеннолетних преступников, приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок либо пожизненно, а также к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года [2, с. 11].

В качестве реформаторского положения предполагается обеспечить сепаратное (то есть раздельное, см. [3, с. 712]) содержание осужденных, но раздельное содержание осужденных предусмотрено ст. 80 УИК РФ. Что же касается следственно-арестованных в следственных изоляторах, то здесь, вне всякого сомнения, должно быть обеспечено сепаратное содержание, чтобы исключить влияние криминальной субкультуры на лиц, которые еще не приговорены к наказанию.

Предлагается также создать систему «социальных лифтов», которые поднимут осужденного с первого этажа на более высокий уровень, как отмечает министр юстиции РФ А.В. Коновалов. Всевозможные переводы осужденных

из одних условий отбывания в другие, из колоний одного режима в другой в зависимости от отсутствия взысканий, за добросовестное отношение к труду и учебе связаны с прогрессивной системой отбывания наказания, учение о которой развил известный пенитенциарист Ю.М. Ткачевский. Прогрессивная система отбывания наказания - это тот же «социальный лифт».

Большое сомнение вызывает предложение о введении в УК РФ нового вида наказания - принудительных работ с отбыванием наказания в исправительных центрах. Во-первых, принудительный труд запрещен Конституцией РФ. Во-вторых, не будет ли этот вид наказания аналогом обязательных и исправительных работ?

Модернизация, реформация, реорганизация в известной мере являются формами прогресса, без которых ни одно современное общество обойтись не может. Уголовно-исполнительная политика государства, на наш взгляд, должна заключаться не только в строительстве тюрем, а в активном инвестировании в программы по профилактике преступлений и реабилитации бывших осужденных.

Summary

L.V. Bakulina. Legal Status of Convicted Criminals in Conditions of Correctional Reform.

The article reveals the reasonability of the correctional reform and its influence on the legal status of convicted criminals. The reform of correctional system is considered to be the reorganization of the system of execution of a punishment and serving a sentence in modern conditions.

Key words: legal status of convicted criminals, correctional reform, system of execution of a punishment and serving a sentence.

Литература

1. Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 12. - С. 4.

2. Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 5. - С. 11.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2008. - 944 с.

Поступила в редакцию 21.06.10

Бакулина Лидия Васильевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.