Научная статья на тему 'Организация воспитательного процесса среди осужденных в колониях-поселениях'

Организация воспитательного процесса среди осужденных в колониях-поселениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2334
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
воспитательная работа / исправление / неосторожность / преступление / наказание / эффективность / осужденный
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательного процесса среди осужденных в колониях-поселениях»

УДК 343.222.4 Е18

Евлоев Назир Даудович

кандидат юридических наук, исполняющий обязанности начальника Государственного учреждения Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ

kfsl@istnet.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

Аннотация:

В статье анализируется состояние воспитательной работы с осужденными, содержащимися в колониях-поселениях. Автор полагает, что при содержании осужденных в колониях-поселениях, цели наказания - исправления осужденных - не достичь, предлагает эти учреждения не реформировать, а ликвидировать и содержать лишенных свободы, как это имеет место, в тюрьмах или арестных домах.

Ключевые слова: воспитательная работа, исправление, неосторожность, преступление, наказание, эффективность, осужденный.

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством к числу основных средств исправления осужденных, отбывающих наказания, относится проводимая с ними воспитательная работа (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Исследованию этого вопроса ученые всегда уделяли большое внимание, преобладающее большинство трудов, посвященных организации воспитательного процесса среди осужденных, было написано еще в советское время. Эти вопросы поднимались в трудах следующих авторов: Ю.М. Антоняна [1], З.А. Астемирова [2], В.Г. Деева [3; 4], А.И. Долгова [5], В .А. Елеонского [6; 7], Ю.Н. Емельянова [8], И.И. Карпеца [9, с. 4], М.П. Мелентьева [10], А.С. Михлина [11], М.П. Прокопова [12], Н.С. Фомина [12], М.С. Рыбака [13], В.Е. Силкова [14], Н.А. Стручкова [15], К.А. Сыча [16], В.А. Уткина [17, а 42; 18], И.В. Шма-рова [19]. Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Поэтому основные направления, формы и наиболее важные вопросы организации воспитательной работы с осужденными урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК РФ) и принимаемыми на его основе нормативными актами Минюста Российской Федерации. В них, в частности, устанавливается порядок организации клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы, теле- и радиопередач, мероприятий по правовому, трудовому, нравственному и физическому воспитанию.

В настоящее время воспитательная работа в местах лишения свободы сводится в основном к посещению осужденных родственниками и представителями некоторых общественных организаций.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний работа по взаимодействию органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) с различными институтами гражданского общества осуществляется на протяжении более десяти лет. Основными ее направлениями являются проведение мониторингов практики исполнения наказаний в виде лишения свободы, выработка предложений по внесению изменений в действующее законодательство, определение приоритетных направлений работы, правовое просвещение осужденных и сотрудников, оказание им юридической, социальной, психологической, медицинской, материальной помощи, а также содействие в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Кроме того, в процессе совместной деятельности решаются вопросы социальной адаптации лиц после освобождения из мест лишения свободы, оказание помощи осужденным в восстановлении, поддержании и развитии социально-полезных связей, в подготовке к освобождению, решению вопросов трудового и бытового устройства, медицинского и социального обеспечения, а также в организации трудовой занятости, досуга, в получении образования осужденными, в их нравственном, правовом и культурном воспитании и развитии. В настоящее время учреждениям и органам УИС оказывают содействие в работе свыше 150 благотворительных фондов и общественных организаций (объединений).

С целью привлечения широких социальных слоев к решению проблем пенитенциарной системы в 82 субъектах Российской Федерации при руководителях территориальных органов ФСИН России созданы общественные советы, что в значительной степени помогает на региональном уровне вести работу по дальнейшему реформированию системы, обеспечению прав человека в местах лишения свободы и гуманизации условий отбывания наказания.

Директором ФСИН России подписан приказ о создании общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Среди общественных организаций наиболее активное содействие в реформировании УИС оказывает Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, которым осуществлен ряд проектов, направленных на решение вопросов социальной реабилитации лиц, отбывающих наказание, а также освобождающихся из мест лишения свободы. При его поддержке в ряде исправительных учреждений созданы профилактории для проживания осужденных женщин во время предоставляемых им ежегодных отпусков без выезда за пределы ИУ, а также реабилитационные центры для ВИЧ-инфицированных осужденных и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Организовано взаимодействие учреждений и территориальных органов ФСИН России с международными неправительственными организациями.

В ходе выполнения программы основных направлений сотрудничества ФСИН России с Российским отделением Европейского бюро Международной ассоциации тюремного служения в течение 10 лет было проведено 15 международных семинаров сотрудников УИС по теме: «Морально-этические аспекты в деятельности руководителей пенитенциарных учреждений».

Деловое партнерство налажено с представителями неправительственных организаций из Германии, Англии, США, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и ряда других стран. Положительные результаты приносит сотрудничество в рамках проекта Совета Европы «Тюрьмы-побратимы», в результате которого улучшены условия содержания осужденных в исправительных учреждениях Мурманской, Ивановской, Владимирской, Липецкой областей. В настоящее время состав участников проекта расширился, к нему подключились учреждения Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.

При поддержке программы Александра Герцена (Совет Европы) стабильно развиваются отношения исправительных учреждений Архангельской области с коллегами федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) и Приморским государственным университетом (г. Архангельск) по организации социальной работы с осужденными.

Тесные контакты территориальных органов УИС Северо-Западного федерального округа установлены с неправительственными организациями приграничных государств - Норвегии, Швеции и Финляндии. Планомерно изучается опыт реализации требований европейских стандартов, проводятся мероприятия по борьбе с туберкулезом и другими социально опасными заболеваниями осужденных, учреждениям УИС оказывается техническая и финансовая помощь, организуется обучение и стажировка сотрудников колоний, работающих непосредственно с осужденными.

Одним из наиболее важных направлений взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с неправительственными объединениями является организация исправительного процесса, а также ресоциализация несовершеннолетних осужденных.

При поддержке российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» в ноябре 2006 г. организована и проведена на базе УФСИН России по Брянской области учредительная конференция представителей заинтересованных общественных, благотворительных организаций, органов государственной, исполнительной власти и сотрудников воспитательных колоний по вопросу создания Ассоциации содействия деятельности воспитательных колоний ФСИН России.

В работе учредительной конференции приняли участие заместитель губернатора Брянской области Т.А. Старченко, член Общественной палаты Российской Федерации О.В. Зыков, сотрудники ФСИН России, представители общественных, религиозных организаций и средств массовой информации - всего 105 человек. Утверждено Положение об Ассоциации содействия деятельности воспитательных колоний ФСИН России, определены основные направления ее деятельности, проведены выборы Президиума Ассоциации. В его состав вошли председатель комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы ФС РФ Е.Ф. Лахова, председатель комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Российской Федерации А.Г. Кучерена, член Общественной палаты Российской Федерации О.В. Зы-

ков, представители общественных организаций и священники Русской Православной Церкви, некоторые начальники воспитательных колоний.

В интересах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными, а также стимулирования образовательной деятельности педагогов и учащихся ежегодно некоммерческим благотворительным фондом содействия социальной реабилитации осужденных и защиты персонала уголовно-исполнительной системы и сотрудников МВД России «Попечитель» проводятся Всероссийские конкурсы «Лучший учитель школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» и «Лучший учащийся школы воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».

С целью массового привлечения несовершеннолетних осужденных к занятию физической культурой и спортом совместно с Детским социальным фондом «Республика Спорт» во всех воспитательных колониях в летнее время проводятся Всероссийские спортивные соревнованиях «Звезда надежды». В мероприятиях принимают участие представители фонда «Республика Спорт», общества «Спортивная Россия», а также известные спортсмены страны.

Большую помощь в нравственном воспитании несовершеннолетних оказывает Российский Детский Фонд. По инициативе фонда и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в дар воспитательным колониям были направлены иконы Святой Анастасии Узорешительницы. За последние годы Российским детским фондом безвозмездно передано более 21 тысячи книг из серии «Иллюстрированная классика» для библиотек воспитательных колоний, а также комплекты видеоматериалов «Уроки нравственности» для каждой ВК.

Положительным примером успешного сотрудничества в деле ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, является участие четырех воспитательных колоний в проекте Европейского Союза «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп насе-ления-2».

В рамках проекта проведены мероприятия по укреплению взаимодействия администраций учреждений с социальными службами своих регионов. Оказана помощь специалистам по социальной работе. Воспитательным колониям Брянской, Кировской, Костромской и Ленинградской областей передано в качестве гуманитарной помощи компьютерное и психокоррекци-онное оборудование, программное обеспечение, мебель, методическая литература и пособия на сумму более 900 тыс. рублей [20].

В колониях-поселениях принципы воспитательной работы те же, что и в ИК других видов [21, с. 201], но с определенной спецификой. Отсутствие охраны, ослабление изоляции и значительное сокращение запретительных требований режима создают благоприятные предпосылки для достижения основных задач колоний-поселений - испытания заключенных, закрепления результатов исправления и подготовки их к жизни на свободе [22, с. 139]. Распорядком дня исправительного учреждения предусматривается время проведения воспитательных мероприятий, участие в которых обязательно для осужденных и учитывается при определении степени их исправления и представления к условно-досрочному освобождению, замене наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием, возбуждения администрацией исправительного учреждения ходатайств о помиловании (ч. 4, 5 ст. 113 УИК РФ).

Изученная нами практика деятельности колоний-поселений по организации воспитательной работы с содержащимися в этих исправительных учреждениях осужденными показывает, что в этой сфере имеется ряд особенностей и нерешенных проблем, а действующие нормативные акты, регулирующие деятельность самодеятельных организаций, не позволяют говорить о них в аспекте реализации возможностей как общественных организаций в достаточной мере. Основная причина заключается в том, что такая степень зарегламентированности самодеятельных организаций, при которой добровольность их создания весьма условна.

Согласно п. 2 Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом Минюста РФ от 08.06.2005 г. № 79, самодеятельные организации осужденных учреждения, как правило, состоят из советов коллективов осужденных отрядов и совета коллектива осужденных учреждения.

При совете коллектива учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: секция дисциплины и порядка; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; секция досуга, совета клуба и библиотеки; физкультурно-спортивная секция; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты учреждения; секция социальной помощи и др.

При совете коллектива отряда для руководства и проведения повседневной деятельности создаются: секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция и др.

Совет коллектива учреждения (отряда) является выборным руководящим органом самоуправления самодеятельной организации осужденных, который организует и координирует деятельность секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании организации решений и плановых мероприятий.

При самодеятельной организации осужденных отряда для руководства и проведения повседневной работы создаются: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; производственная секция; санитарно-бытовая секция; секция досуга. При самодеятельной организации осужденных колонии с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных учреждения создаются: совет коллектива колонии; секция дисциплины и порядка; производственная секция; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи [23].

С изданием постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» [24] был решен вопрос создания материальной базы для осуществления в местах лишения свободы воспитательной работы.

Важным направлением в воспитательной работе среди осужденных является создание и деятельность попечительских советов при исправительных учреждениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. утверждено примерное Положение о попечительском совете [25, с. 46-47]. В первой статье этого документа указывается, что одной из задач попечительского совета является решение вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Имеющаяся практика деятельности такого рода общественных организаций показывает, что их эффективность пока очень низка, несмотря на то, что в составы попечительских советов входят представители органов государственной власти и местного самоуправления. По сути дальше общих пожеланий дело не доходит. Такое отношение, в свою очередь, определяется, по нашему мнению, общественным мнением, которое пока отнюдь не склонно отдавать приоритет своего внимания осужденным преступникам на фоне далеко не благополучного положения с такими категориями населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты и др. Эта проблема достаточно сложна и требует специального исследования. Во всяком случае в отношении колоний-поселений активности попечительских советов не наблюдается.

В целом воспитательная работа в колониях-поселениях основывается на Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы на период 2000-2005 гг. [26], в которой основными принципами являются дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

В настоящее время основным средством в воспитательной работе с осужденными является телевидение. Однако отсутствие государственной политики и идеологии в культуре, искусстве, музыке и кино приводит к необратимым отрицательным последствиям в нравственном, моральном, эстетическом и этическом воспитании людей. Это хорошо понимают политики, экономисты, правоведы, журналисты, педагоги, учителя и др. В связи с этим в газетах и журналах появляются публикации, посвященные критике пошлости, которая заполонила телеэкраны. С телевидения почти совершенно изгнана основа русской культуры - литература.

На современном телевидении, где царят предательство и пошлость, подпитываемые - не по таланту и влиянию на умы - получаемыми деньгами. Чем более пошлы и антинациональны, примитивны и антидуховны каналы, программы, конкретные примитивные «шедевры» - тем больше деньги и выше рейтинги среди развращенной тем же телевидением публики [27].

В начале июня 2005 г. в Государственной Думе прошло заседание о реформировании учреждений бюджетной сферы в области культуры и оптимизации расходов бюджетных средств, выделяемых на содержание учреждений культуры, искусства и средств массовой информации. При этом было признано, что федерального бюджета на культуру выделяется такой мизер, что впору восклицать: «Культура в опасности!». Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой так и сделал. Выйдя на думскую трибуну, он произнес пламенную речь: «Мы все жалуемся на то, что плохо стали говорить по-русски, что русский язык вытесняется, что много западной культуры, что с западной культурой мы никак не можем справиться. И это мы

говорим вслух, много, часто, от души, это нравится вашим избирателям, это нравится нашим слушателям. Мы рвем рубахи и говорим - мы защитим нашу страну. Не защитим. Я говорю со всей ответственностью. Если культура будет финансироваться так, как она сегодня финансируется, мы ничего не защитим». «Мы очковтиратели, - самокритично признал Швыдкой, видимо, имея в виду и депутатов, принимающих законы, которые заставляют регионы экономить на культуре. - Мы морочим голову всем, мы устраиваем праздники, разного рода мероприятия на Красной площади, в Государственном Кремлевском дворце, в каждом регионе. И всем кажется: с культурой все хорошо у нас. Не хорошо. И дети ваши не будут читать Толстого, Достоевского, Шолохова. Мы подошли к очень важной и опасной черте. Речь идет о безопасности страны, о духовной безопасности страны, о душевной безопасности страны, о культурной безопасности страны» [28].

Депутаты Государственной Думы подвергли резкой критике М. Швыдкого за низкое качество телепередач.

Современное телевидение превратилось в пропаганду жестокости, насилия и секса. Такие передачи занимают в сутки не менее двух третей телеэфира.

О кризисе культуры говорят многие общественные деятели, писатели и артисты, при этом обоснованно культуру связывают с моралью. К сожалению, пока только много говорят об этом, а конкретных мер не принимается [29, с. 3].

Мы согласны с С.И. Дементьевым, Р.С. Данеляном, А.Л. Дзигарем и С.Ю. Ярышевой, которые в своей коллективной книге отвели главу, обозначив ее «Нелюди от телевидения» [30].

В заключение скажем, что при отсутствии общественно полезного труда и культуры в местах лишения свободы, в том числе и в колониях-поселениях, цели наказания - исправления осужденных - не достичь. Значит, эти учреждения надо не только реформировать, а ликвидировать и содержать лишенных свободы, как это имеет место, в тюрьмах или арестных домах.

Ссылки:

1. Антонян Ю.М. Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных // Сб. науч. тр.; редкол.: Антонян Ю.М. (отв. ред.) [и др.]. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. 119 с.

2. Астемиров З.А. Научный подход к организации исправления и перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980. Вып. 33.

3. Деев В.Г. Организация воспитательной работы в ИТУ / В.Г. Деев, М.П. Прокопов. М.: ВНИИ МВД ССР, 1980.

4. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных / Материалы всесоюз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко; редкол.: В.Г. Деев (отв. ред.) [и др.]. Рязань: РВШ МВД СССР, 1988. 262 с.

5. Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Редкол.: А.И. Долгова (отв. ред.) [и др.]. Российская криминологическая ассоциация, 2001. 243 с.

6. Елеонский В.А. Система средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных. Рязань: Изд-во Рязанской ВШ МВД СССР, 1974.

7. Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. Рязань, 1979.

8. Емельянов Ю.Н. К вопросу о понятиях исправления и перевоспитания осужденных // Сборник аспирантских работ по вопросам государства и права. Свердловск, 1963. Вып. 2.

9. Карпец И.И. Проблемы исполнения наказаний и перевоспитания осужденных // Исправительно-трудовые учреждения. 1981. № 14.

10. Мелентьев М.П. Главные цели системы ИТУ // Воспитание и правопорядок. 1990. № 10.

11. Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. 200 с.

12. Прокопов М.П. Организация нравственного воспитания осужденных в ИТУ / М.П. Прокопов, Н.С. Фомин. М., 1980.

13. Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. Учеб.-метод. пособие / М.С. Рыбак. Саратов: СГАП, 1998. 122 с.

14. Силков В.Е. Правовое регулирование карательно-воспитательного процесса в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.Е. Силков. Свердловск, 1982.

15. Стручков Н.А. Воспитание осужденного: закон, теория, практика / Н.А. Стручков. М.: Прогресс, 1984. 222 с.

16. Сыч К. А. К вопросу о цели исправления и перевоспитания осужденных / К. А. Сыч // Цели уголовного наказания. Рязань: Рязанская ВШ МВД СССР, 1990.

17. Уткин В.А. Принцип соединения наказания с иными мерами воспитательного воздействия в истории советского исправительно-трудового права // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью; под. ред. А.Л. Ременсона, В.Д. Филимонова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. 138 с.

18. Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 189 с.

19. Шмаров И.В. О критериях оценки деятельности ИТК по исправлению и перевоспитанию осужденных // Советское государство и право. 1965. № 3.

20. Пресс-релизы [Электронный ресурс]. М., Официальный сайт ГУИН Минюста РФ 2009. декабрь. Режим доступа: http://fsin.su/

21. Советское исправительно-трудовое право: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров // Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачев-ского. М.: Юрид. лит., 1983. 351 с.

22. Аблизин Н.Ф. Исправительно-трудовая колония-поселение: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Н.Ф. Аблизин. М., 1966. 234 с.

23. Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Минюста РФ от 08.06.2005 № 79 // приказ Министерства юстиции РФ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2005. № 26.

24. Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 № 974 // Собрание законодательства РФ. М., 1997. № 32. Ст. 3787.

25. Примерное Положение о попечительском совете: постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. // Преступление и наказание. 1997. № 12.

26. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: утверждена Министерством юстиции РФ от 20.04.2000 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

27. Бобров А. Свет и боль апреля // Советская Россия. 2004. 29 апр.

28. Шкель Т. Дум Кино. Из всех гостей величайшим для депутатов оказался Швыдкой // Российская газета. 2005. № 3791. 9 июня.

29. Изотов И. Кризис морали // Российская газета. 2004. № 3395. 3 фев.

30. Дементьев С.И. Перестройка и ее криминологическая оценка / С.И. Дементьев, Р.С. Дане-лян, А.Л. Дзигарь, С.Ю. Ярышева. Краснодар: РИА-КМВ, Пятигорск, 2005. 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.