Д. Г. Метлин
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ИСТОРИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Статья представляет собой исследование становления и развития самодеятельности и полезной инициативы осужденных в форме самодеятельных организаций, а также их значение в организации и проведении воспитательной работы с осужденными. В частности, рассматривается полезный опыт функционирования секции дисциплины и порядка в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, организация воспитательной работы с осужденными, самодеятельные организации осужденных, секция дисциплины и порядка.
D. G. Metlin
SELF-REGULATED ORGANIZATIONS OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM: HISTORICAL AND ORGANIZATIONAL ANALYSIS
The article is a study of the formation and development of independent initiative and useful initiative of convicts in the form of self-regulated organizations, as well as their importance in organizing and conducting educational work with convicts. In particular, the useful experience of the functioning of the section of discipline and order in correctional institutions of the penal system is considered.
Keywords: penal system, organization of educational work with convicts, self-regulated organizations of convicts, discipline and order section.
В 2010 г. на основании приказа Минюста РФ от 31 декабря 2009 г. № 440 «О признании утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 79» был реорганизован институт самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России [1]. Самодеятельные организа-
ции представляли собой одну из форм организации воспитательной работы с осужденными. Сама по себе самодеятельность осужденных имеет длительный и интересный путь своего становления и развития.
Самодеятельность осужденных зародилась в советских исправительно-трудовых учреждениях в первые же годы после Октябрьской
революции. В 1919 г. в некоторых местах лишения свободы осужденные принимали участие в кружках по различным отраслям знаний: общественно-политическим наукам, сельскому хозяйству, естествоведению и др. [2, с. 86].
По мере создания исправительных учреждений и развертывания в них воспитательной работы с осужденными расширялась сфера проявления самодеятельности со стороны осужденных, которая принимала порой самые разнообразные формы.
Самодеятельные организации создавались в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, формирования навыков коллективизма осужденных и поощрения их полезной инициативы в период отбывания наказания. Главной задачей их деятельности являлось содействие и оказание помощи администрации мест лишения свободы в исправлении и перевоспитании осужденных.
Работа самодеятельных организаций за время своего существования накопила огромный положительный опыт в работе по организации воспитательной работы с осужденными.
Исследованием проблем организации воспитательной работы с осужденными, в частности в сфере самодеятельности осужденных, уже довольно давно занимаются ученые различных сфер знаний - уголовно-
исполнительного права, педагогики, социологии, психологии.
Научный интерес по вопросам деятельности самодеятельных организаций осужденных вызывают работы С.В. Калинкина, рассмотревшего в своем диссертационном исследовании «Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях: уголовно-исполнительные проблемы и перспективы» (2004 г.) эволюцию становления самодеятельных организаций осужденных и их социально-правовой статус в исправительных учреждениях; диссертационное исследование Н.Ф. Уфимцевой «Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных» (2010 г.), представившей самодеятельные организации как основное направление совершенствования социально-педагогического воздействия на осужденных; диссертационное исследование И.Н. Кузнецовой «Развитие правовых и организационных основ системы воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы в Советском государстве (1957-1991 гг.)» (2007 г.), посвященное организационным и правовым основам воспитательной работы в местах лишения свободы, а также диссертационное исследование И.Д. Дружинина «Организационно-правовые и социально-педагогические основы функционирования самодеятельных организа-
ций в местах лишения свободы» (1999 г.).
Идея всемерного развития полезной инициативы осужденных зародилась еще в 20-е годы XX в. Однако отсутствие опыта создания и управления новой организационной структурой осужденных привело к тому, что во многих случаях самодеятельные организации фактически превратились в неподконтрольные органы самоуправления местами лишения свободы, где администрации отводилась лишь роль внешнего надзора.
Впервые свое законодательное закрепление самодеятельные организации как организационная структура в механизме исправления и перевоспитания осужденных получила в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 г. В ст. 8 кодекса было сказано, что «в исправительно-трудовых учреждениях устанавливаются все меры к устранению вредного влияния худших и наиболее опасных заключенных на остальных и к развитию самодеятельности заключенных, направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе» [3].
Таким образом, ИТК РСФСР 1924 г. не только законодательно закрепил принцип всемерного развития в местах лишения свободы самодеятельности и инициативы осужденных в качестве важной формы воспитательной работы, но и
указал конкретные направления их организационного оформления, которые впоследствии получили свое дальнейшее развитие.
С принятием ИТК РСФСР 1933 г. почти завершилось организационное оформление самодеятельных организаций. Статья 66 кодекса закрепляла, что политико-воспитательная работа проводилась культсоветом лишенных свободы, состоящего из различных секций: массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и редакционно-издательской. Помимо перечисленных секций, в исправительно-трудовых учреждениях по усмотрению администрации могли образовываться и другие секции.
Первым специально принятым нормативным документом, регулирующим порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных, стало «Положение о самодеятельных организациях», утвержденное приказом МВД РСФСР № 740 от 1961 г. Правовой основой принятия данного документа послужило «Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД» от 1958 г.
Изначально перед самодеятельными организациями ставились следующие задачи: содействие администрации в воспитании осужденных и повышении их сознательности, общеобразовательного и культурного уровня, в организации профессионально-технического и
общеобразовательного обучения, поддержании и укреплении дисциплины и внутреннего порядка, соблюдении осужденными личной гигиены, проведении санитарно-просветительной работы, а также культурно-массовых мероприятий, направленных на воспитание у осужденных сознательного отношения к труду.
Как правило, каждую из указанных задач обслуживала определенная секция с соответствующим наименованием. Свои задачи самодеятельные организации осуществляли строго под руководством администрации мест лишения свободы.
Все самодеятельные организации формировались из числа лиц, зарекомендовавших себя примерным поведением и добросовестным отношением к труду, обучению и дисциплине. Членом самодеятельной организации мог стать любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Прием в члены самодеятельных организаций осуществлялся на основании письменного заявления осужденного, после чего он включался в состав секции, в которой желал работать. Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимались на общих советах коллективов осужденных в отрядах.
Таким образом, создание в исправительных учреждениях самодеятельных организаций было объективно предопределено необходимостью достижения глубокого и ка-
чественного исправления и перевоспитания осужденных.
Из большого числа образованных секций особое внимание хотелось бы уделить секции дисциплины и порядка. Работе данной секции предавалось исключительно важное значение, так как, исходя из названия, главная ее задача заключалась в поддержании правопорядка и дисциплины, а также обеспечении выполнения режимных требований осужденными в исправительных учреждениях.
В 1956 г. в ряде исправительно-трудовых учреждений в порядке эксперимента образуются секции внутреннего порядка [4, с. 11]. В последующие годы секция внутреннего порядка распространилась и в других исправительных учреждениях и стала одной из ключевых в самодеятельных организациях осужденных.
Самодеятельные организации представляли собой некую линейную систему, выстроенную на нескольких уровнях. Секция внутреннего порядка, как и другие секции, формировалась и работала на уровне совета коллектива исправительного учреждения и нижестоящем уровне - совета коллектива отряда. Общее руководство за организацией работы секции осуществлялось заместителем начальника исправительного учреждения, курирующего вопросы соблюдения режима и оперативной работы.
Таким образом, в представленной иерархичной системе органов самоуправления осужденных вышестоящие анализировали и контролировали работу нижестоящих, давали им необходимые рекомендации по улучшению своей деятельности.
Основными задачами секции являлось оказание помощи администрации в работе по укреплению режима отбывания наказания, принятие мер к предупреждению нарушений осужденными дисциплины и внутреннего порядка, помощь в выявлении и устранении причин и обстоятельств, способствующих их нарушению. Также эта секция следила за соблюдением осужденными правил ношения одежды установленного образца и поддержанием опрятного внешнего вида.
Свои задачи члены секции осуществляли путем организации дежурств на территории жилых и производственных объектов, а также в местах проведения с осужденными массовых воспитательных мероприятий. Кроме того, секция имела право заслушивать на своих заседаниях нарушителей дисциплины и принимать соответствующие решения.
Однако необходимо учитывать, что секции внутреннего порядка в исправительных учреждениях сталкивалась с целым рядом внешних и внутренних проблем, затруднявших ее эффективную работу. К внешним факторам относились: крайне большое количество осужденных в колониях, ухудшение
криминогенного состава лиц, содержащихся в местах лишения свободы, активизация группировок отрицательной направленности и их лидеров и др. Внутренние проблемы, как правило, были связаны с выбором кандидатов в члены секции. Нередко в секции внутреннего порядка попадали осужденные -нарушители режима и дисциплины и так называемые приспособленцы, т. е. лица, ведущие двойной образ жизни. Это объясняется тем, что участие осужденных в секциях имело большое значение при определении степени их исправления и этот показатель нередко находил свое отражение в характеристиках, направляемых администрацией в суды для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене не отбытой части наказания более мягким и др.
В последующие годы деятельность самодеятельных организаций осужденных осуществлялась на основе ведомственных Положений, утвержденных приказами МВД СССР (1972,1980 и 1991 гг.).
Началом следующего этапа становления и развития самодеятельных организаций осужденных уже в современной России является принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 г.).
Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций был закреплен в ст. 111 УИК РФ «Самодеятельные организации
осужденных к лишению свободы». Статья 111 УИК РФ закрепляла порядок создания, задачи и содержание работы самодеятельных организаций осужденных, членство в них, их взаимоотношения с осужденными и администрацией.
УИК РФ возложил на самодеятельные организаций новые и более обширные задачи: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.
Далее на основании нового уголовно-исполнительного законодательства была принята «Инструкция о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполни-тельной системы МВД России», утвержденная приказом МВД РФ № 420 от 08.07.1997 г. [5]. Согласно инструкции секции самодеятельных организаций формировались на основе советов колонии и советов отрядов.
В инструкции самодеятельные организации определялись как добровольные общественные формирования лиц, лишенных по пригово-
рам судов свободы, создаваемые в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе исправления осужденных.
На основании указа Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» началось масштабное реформирование УИС, направленное на совершенствование всех сторон ее функционирования, в частности организации воспитательной работы с осужденными, ее форм и методов [6].
Приняты новые нормативные акты, регулирующие деятельность самодеятельных организаций осужденных: «Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденное приказом ГУИН Министерства юстиции РФ № 253 от 14.07.1999 г., а в последующем «Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное приказом Министерства юстиции РФ № 79 от 08.06.2005 г. [7].
В указанных положениях секция внутреннего порядка переименована в секцию дисциплины и порядка. На секцию дисциплины и по-
рядка возлагались новые задачи по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных в жилой и производственной зонах, столовой, учебных классах и местах отдыха; формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, общественным нормам, правилам и традициям человеческого общежития; созданию в учреждении (отряде) здорового морально-психологического климата; воспитанию осужденных в духе соблюдения законности; стимулированию правопо-слушного поведения.
Все же главная задача секции оставалась неизменной - поддержание дисциплины и порядка среди осужденных. Свою работу члены секции дисциплины и порядка осуществляли посредством рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Однако, как уже было отмечено ранее, институт самодеятельных организаций осужденных, функционирующий в виде секций, как форма организации воспитательной работы, был реорганизован в 2010 г. [1].
Данное событие сразу же отразилось на основных направлениях деятельности исправительных учреждений. Так, с отменой секции дисциплины и порядка вся работа по контролю за соблюдением порядка и дисциплины среди осужденных на всей территории исправительных учреждений была возложена на сотрудников администрации. В первую
очередь это отразилось на состоянии дисциплинарной практики осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Так, на основании статистических данных ФСИН России за период с 2009 по 2013 г. видно, что показатель по нарушениям установленного порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек увеличился на 45,4 % (с 772,2 до 1122,9), а по злостным нарушениям - на 15,8 % (с 35,4 до 41) [8, с. 78].
Количество нарушений установленного порядка отбывания наказаний осужденными в исправительных колониях остается на достаточно высоком уровне, замечается тенденция к их увеличению (2014 г. - 578 747; 2015 г. - 565 525; 2016 г. - 592 202), что свидетельствует о низком качестве надзора за осужденными и сложной обстановке в исправительных колониях.
Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р, основными целями развития УИС являются гуманизация условий содержания осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами, а также сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы [9].
Однако по данным официал ь-
ной статистики почти каждое второе расследованное преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления (2014 г. -53,1 %; 2015 г. - 55,1%; 2016 г. - 50 % от общей численности лиц, совершавших преступления) [10].
Проблеме рецидива преступлений в настоящее время отводится самое пристальное внимание, так как сам факт возвращения лиц, отбывших уголовное наказание, в места лишения свободы за совершение повторных преступлений вызывает вопрос об эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы России.
Достижение указанных в концепции целей возможно за счет решения определенных задач в сфере социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, приоритетными из которых являются:
- поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально -психологической характеристики;
- расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов.
Как видно, одним из направлений деятельности в сфере организации воспитательной работы является развитие и совершенствование форм самодеятельности осужденных в виде клубной и кружковой работы.
Представляется очевидным, что законодателем не был учтен положительный опыт работы самодеятельных организаций осужденных в виде секций, накопленный за время их существования.
Таким образом, ввиду сложной обстановки в исправительных учреждениях, подтверждаемой приведенными данными в сфере дисциплинарной практики среди осужденных, считаем целесообразным возродить институт самоорганизации осужденных в виде секций, осуществляющих контроль за порядком и дисциплиной среди осужденных, так как самодеятельные организации являлись эффективным средством полезной самоорганизации осужденных и вносили большой вклад в осуществление воспитательного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Рос. газ. 2011. № 33. 17 февр.
2. Из истории исправительно-трудовых учреждений РСФСР (октябрь 1917-1920 годы): сб. документов. М.: Высшая школа МВД РСФСР, 1960.
3. URL :http://www.alexanderyakovlev. org/fond/issues-doc/1009071 (дата обращения: 07.07.2017).
4. Елеонский В.А., Маслихин А.В.. Самодеятельные организации осужденных в исправительно-трудовых учрежде-
ниях: лекция / Рязанская высшая школа МВД. Рязань, 1977.
5. Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 16.
6. Рос. газ. 1998. № 146. 4 авг.
7. Там же. 2005. № 14. 1 июля.
8. Дергачев А.В., Смирнов А.М., Бабаян С.Л. Совершенствование надзора в
системе профилактики правонарушений среди осужденных в исправительных колониях // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1.
9. СЗ РФ. 2017. № 2. (ч. 2). Ст. 413.
10. URL: https ://мвд.рф/folder/10176 2/item/10486824/ (дата обращения: 07.07.2017).