Научная статья на тему 'Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний'

Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ / MAIN FUNCTIONS OF PUBLIC CONTROL / FUNCTIONING OF EDUCATIONAL COLONIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колодин Р. В.

в статье рассматриваются основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний, его роль в уголовно-исполнительной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колодин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FUNCTIONS OF PUBLIC CONTROL OVER THE FUNCTIONING OF EDUCATIONAL COLONIES

in the article the author considers main functions of public control over the functioning of educational colonies, its role in the penal system

Текст научной работы на тему «Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний»

R.V. KOLODIN

MAIN FUNCTIONS OF PUBLIC CONTROL OVER THE FUNCTIONING OF EDUCATIONAL COLONIES

Annotation: in the article the author considers main functions of public control over the functioning of educational colonies,

its role in the penal system.

Key-words: main functions of public control, functioning of educational colonies.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных

колоний, его роль в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: основные функции общественного контроля, деятельностью воспитательных колоний.

Роль общественности в сфере исполнения уголовного наказания трудно переоценить. Особенно она велика в деятельности воспитательных колоний. В дореволюционной России развитие сети детских исправительных учреждений связывалось только с участием общественных деятелей.

В уголовно-исполнительной системе общественный контроль - это и социализация личности, воспитание и образование, а в итоге - обеспечение безопасности общества и государства через научение подростка быть законопослушным и социально полезным.

В настоящее время уголовно-исполнительная система еще остается закрытой, но сделаны определенные шаги на пути создания института общественного контроля. Созданы соответствующие общественно-государственные органы, развертывают свою деятельность общественные правозащитные и иные организации.

Эффективность общественного контроля должна оцениваться в соотношении с его функциями. Поскольку данный институт находится на этапе становления, можно говорить о планируемых функциях, то есть о функциях, реализация которых послужит совершенствованию деятельности воспитательных колоний и устранению имеющихся недостатков.

Анализ практической деятельности воспита -тельных колоний показывает, что наиболее востребованы следующие функции общественного контроля:

1. Организация общественного контроля. Специалисты справедливо отмечают, что общественный контроль складывается как результат двух процессов: самоорганизации гражданского общества и соответствующего волеизъявления государства1. Государство должно создать условия для развития общественного контроля: организовать информационную открытость уголовно-исполнительной системы; обеспечить правовую регламентацию, правоприменительную практику и информационно-пропагандистскую работу; обеспечить защиту граждан, осуществляющих общественный контроль, и др. При наличии таких условий центральная организационная функция переходит к общественности.

На современном этапе для реализации этой функции сформированы специальные общественно-государственные объединения. Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 37-ФЗ учреждена Общественная палата РФ2. В числе направлений ее деятельности - оказание информационной, методическойи иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.

Одной из целей деятельности Общественной палаты Вологодской области обозначено «привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики на территории Вологодскойобласти»3.

Указом Президента РФ4 и приказом Минюста России5 заложена основа для создания об-

Р.В. КОЛОДИН

(Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России)

E-mail: vipe.vologda@mail.ru

щественных советов при органах управления уголовно-исполнительной системой в целях координации взаимодействия учреждений и органов УИС с международными неправительственными и российскими общественными организациями (объединениями), религиозными конфессиями, использования их потенциала при обеспечении выполнения мероприятий, направленных на реформирование системы. Такой совет образован при УФСИН России по Вологодской области. В числе прочих он рассматривает вопросы:

- о деятельности международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий по содействию учреждениям УФСИН России по Вологодскойобласти в работе по реформированию УИС и защите прав человека в местах лишения свободы;

- совершенствовании координации работы по взаимодействию международных неправительственных российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и органами УФСИН России по Вологодской области;

- информировании общественности о деятельности подразделений УФСИН России по Вологодской области;

- распространении положительного опыта работы учреждений и органов УФСИН России по Вологодской области в вопросах защиты прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

2. Защита прав несовершеннолетних осужденных, правовое просвещение. Несмотря на то что у воспитанников колоний в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ и международными договорами по сравнению со взрослыми осужденными условия отбывания наказания более щадящие, механизмов защиты прав у них гораздо меньше.

Правовое просвещение несовершеннолетних осужденных также является элементом общественного контроля. В силу своего возраста и недостатка образования воспитанники колоний часто даже не осознают, что нарушаются их права. Кроме того, правовое просвещение является одной из составляющих механизма ресоциализации подростков, их интеграции в об-

щество (трудоустройстве, образование, взаимоотношения в семье, жилищные вопросы и т. д.).

До недавнего времени существенный блок вопросов по защите прав несовершеннолетних осужденных решали правозащитные организации. Например, Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента» несколько лет работал в Ангарской воспитательной колонии, Йошкар-Олинская городская общественная организация «Человек и Закон» - в Новотроицкой воспитательной колонии.

После посещения учреждения правозащитные организации представляли руководствутер-риториального органа ФСИН России полный отчет о выявленных недостатках и материалы по проводимой в учреждениях работе. В случае обнаружения обстоятельств, которые угрожают жизни, здоровью осужденных, а также выявления фактов грубых нарушений прав несовершеннолетних правозащитная организация информировала территориальный орган ФСИН России и администрацию посещаемой колонии об этих обстоятельствах. При необходимости правозащитная организация могла обратиться к государственным органам контроля и надзора в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.

С принятием Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» функция защиты прав несовершеннолетних осужденных возложена на общественные наблюдательные комиссии. В каждом субъекте Российской Федерации должна быть одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Состав комиссии утверждается Общественной палатой. Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которогоявляется защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина.

Нельзя не отметить, что ранее правозащитная деятельность разворачивалась локально, то есть в рамках отдельных исправительных учреждений. Очевидно, что указанный Закон, с одной стороны, существенно сократил число возможных субъектов общественного контроля, с другой - создал основу для повсеместного развития института общественного контроля за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних в местах лишения свободы.

Кроме того, если раньше взаимодействие воспитательных колоний и общественных организаций строилось на основе гражданско-правовых договоров, то теперь оно приобрело характер конституционно-правовых и административно-правовых отношений.

3. Психологическая, воспитательная и социальная работа с несовершеннолетними осужденными. Для частичной передачи этой функции общественным организациям есть определенные предпосылки. Во-первых, уголовно-исполнительная система испытывает дефицит в профессиональных кадрах. Наиболее остро ощущается нехватка специалистов-психологов, педагогов. Органы ФСИН России предпринимают различные меры для решения этой проблемы. Так, в 2004 г. руководством УФСИН России по Вологодскойобласти в силу сложной оперативной обстановки было принято решение о передислокации Судскойвоспитатель-ной колонии в Вологодский район. Благодаря близости к областному центру появилась возможность привлечь к работе с воспитанниками специалистов-психологов, представителей социальных служб, учреждений культуры, общественных объединений, сотрудников ВИПЭ ФСИН России. Задачи воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными стали решаться эффективнее, что, в свою очередь, положительно сказалось на уровне правопорядка в ВК. Однако возможность подобных решений есть лишь у малого числа исправительных учреждений, для остальных единственный выход - помощь общественных организаций.

Во-вторых, в связи с происходящим реформированием системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, становлением ювенальной юстиции сектор психологической, воспитательной и социальной работы приобретает наибольшее значение. Расширяется ее профиль, появляются новые направления,

например социальная работа с семьей несовершеннолетнего осужденного, постпенитенциар-ный контроль. Акцент делается на проведении культурно-просветительских мероприятий, приобщении несовершеннолетних к коллективному творчеству и т. п. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наибольшую результативность эти меры приобретают при участии общественности.

На сегодняшний день вопросы психологической, воспитательной и социальной работы в рамках общественного контроля решаются лишь отчасти. Связано это с малым числом общественных формирований, готовых оказать соответствующую помощь воспитательным колониям. Как правило, это попечительские советы и родительские комитеты, создаваемые при воспитательных колониях.

Например, при Вологодскойвоспитательной колонии создан попечительский совет, который возглавляет председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Вологодской области. При участии Попечительского совета организуются систематические выезды положительно характеризующихся воспитанников за пределы учреждения в драматический театр, экскурсии, проводятся новогодние вечера, вручаются подарки.

Укреплению воспитательной и социальной работы в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних способствует деятельность организаций, содействующих созданию элементов системы ювенальной юстиции. Так, в Санкт-Петербурге реализуется проект общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» по созданию региональной службы пробации для несовершеннолетних правонарушителей. Этот проект направлен на укрепление деятельности и усиление роли некоммерческихорганизаций правовой и социальной направленности, становление ювенальной юстиции в России.

4. Материально-техническая поддержка, создание условий для трудовой адаптации несовершеннолетних осужденных. Реформа затронула и систему трудовой занятости и профессиональной подготовки осужденных. Осуществлено преобразование федеральных государственных унитарных предприятий при учреждениях, исполняющих уголовные наказания, в центры трудовой адаптации осужденных и про-

изводственные мастерские. Однако новые формы трудовой занятости осужденных не появи-лись6. Цели профессиональной, социально-психологической, организационной, экономической, психофизиологической, культурно-бытовой адаптации осужденных к труду в условиях применения прежних форм занятости, как правило, недостижимы. Усилиями сотрудников уголовно-исполнительной системы могут быть достигнуты лишь цели приспособления осужденного к условиям работы на конкретном рабочем месте, что не приносит большой пользы для дальнейшей его ресоциализации7.

Кроме того, есть трудности институционального порядка. Получение прибыли не является целью собственной производственной деятельности воспитательных учреждений. Труд осужденных мало востребован, выпускаемая ими продукция отличается низкой конкурентоспособностью и высокой себестоимостью. Фактически в рамках центров трудовой адаптации и производственных мастерских разворачивается убыточное производство, для поддержания которого необходимы существенные финансовые средства.

Функцию трудовой адаптации и материального обеспечения отчасти принимают на себя институты общественного контроля. Например, в Республике Хакасия функционирует попечительский совет при Абаканской воспитательной колонии, который оказывает колонии помощь: в установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями, укреплении производственно-хозяйственной базы колонии; обеспечении трудовой занятости осужденных; создании необходимых материальнобытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных; изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из

Абаканской ВК УФСИН России по Республике Хакасия.

Вместе с тем возможности попечительского совета невелики. Большинство их них формируется из членов законодательных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, представителей средств массовой информации, правозащитных общественных объединений и сотрудников пенитенциарной системы. При подобном составе попечительские советы несут, скорее, координационную функцию и могут оперировать лишь средствами, выделяемыми в рамках федеральных и региональных социальных программ.

1 См.: Десятых П. В. Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел (правовой и организационный аспекты): Автореф дис. ... канд. юрид. наук М., 2009.

2 См.: Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

3 Об общественной палате Вологодской области: Закон Вологодской области от 2 июля 2008 г. № 1811-ОЗ // СПС «КонсультантПлюо>.

4 О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 32. Ст. 3539.

5 См.: О создании Общественного совета при министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 30 июля 2003 г. № 184.

6 См.: Малкова Л.Л., Рассадина М.Н. Анализ состояния проблемы трудовой занятости осужденных к лишению свободы на современном этапе реформирования УИС // Государственнаяполитика в области назначения и исполнения уголовных наказаний. Вологда, 2008.

7 См.: Голодов П.В. Проблемы трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.