ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ ЛИН*
© М. Г. Детков
Статья посвяшена анализу становления и развития в отечественном уголовно-исполнительном праве института воспитательной работы как олното из основных срелств возлействия на осужленных лиц в целях их перевоспитания.
Детков
Михаил Григорьевич
доктор юридических наук,
профессор
Московский
государственный областной университет
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, исправительные учреждения, исправление осужденных, перевоспитание осужденных, воспитательная работа с осужденными.
В любом государстве, независимо от форм правления, неотъемлемым атрибутом защиты коренных его интересов, социально-политических и экономических отношений господствующего класса (сословия) является система уголовных наказаний и их исполнения, главной целью которой является формирование личности, отвечающей требованиям, прежде всего, правящего класса (элиты), а также общепринятым в обществе нормам общежития и морали. «Современные исправительные учреждения,
— по утверждению бывшего министра юстиции США Р. Кларка, — должны ставить перед собой цель социального восстановления. Этой цели должны быть подчинены все прочие соображения. Социально восстановить личность — значит дать человеку здоровье, дать ему образование, профессиональную подготовку, сформировать его мировоззрение...»[1]. Характерно, что в обывательском сознании укоре-
* В процессе изложения материала статьи мы будем использовать понятия и терминологию того исторического периода или эпохи, в которые исследуется рассматриваемая нами проблема. История состоялась, и поэтому считаем некорректным использовать применительно к историческому прошлому современные определения и терминологию.
нилась мысль, что преступника, особенно рецидивиста, исправить невозможно и поэтому единственным способом оградить общество от преступников является их изоляция. Весьма опасно, что суждение о невозможности исправления преступника высказывают представители ведомства, призванного обеспечить достижение цели исправления. Так, директор ФСИН России Ю. И. Калинин в одном из интервью заявил, что не верит в исправление преступника.
Это утверждение противоречит научным положениям о динамичном стереотипе личности, т.е. ее изменчивости под воздействием различных жизненных обстоятельств, а также основной цели уголовного наказания и его исполнения-исправления преступника. Что значит исправить преступника? На этот вопрос попытался в свое время дать ответ профессор С. В. Познышев. По его мнению, частное предупреждение преступлений достигается «двоякого рода воздействием на преступников, так называемым нравственным и юридическим исправлением». Под юридическим исправлением он понимал внушение субъекту, путем применения к нему наказания, сознания неизбежной связи известного поведения с данным невыгодным для него последствием. Задача же нравственного исправления намного сложнее, ибо она заключается не только во внушении субъекту такого сознания, но и в таком воздействии на характер наказуемого, которое изменило бы его настолько, чтобы он в будущем в силу внутреннего убеждения не имел решимости вступать вновь на преступный путь. Следовательно, под нравственным исправлением, полагал он, надо «разуметь не превращение порочного человека в добродетельного, что недостижимо посредством наказания, а лишь некоторое изменение к лучшему психической конституции наказуемого, его характера, достаточное для предупреждения рецидива»[2]. В этой связи, представляется целесообразным обратиться к истории развития и современному состоянию средств воздействия на личность преступника с тем, чтобы вернуть обществу безвредного и законопослушного гражданина. По моему глубокому убеждению, нет неисправимого человека. В российском законодательстве впервые закреплено понятие «исправление осужденных» в ст. 9 УИК РФ: «Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
Неэффективность достижения указанной цели, на наш взгляд, предопределяют три основные составляющие, призванные обеспечить эффективность уго-ловно-исполнительного процесса.
Первая и основная — отношение государства и общества к системе исполнения уголовных наказаний вообще и к преступнику в частности. Еще классики с полным основанием относили тюрьму, наряду с армией и полицией, к основным атрибутам власти, призванным защищать эту власть присущими им силовыми и иными методами. Исправительные учреждения и общество — это два сообщающихся сосуда: общество стремится «слить» в эти учреждения «накипь» в лице преступников с надеждой получить обратно «качественный товар» — добропорядочных и правопослушных граждан государства, при этом не всегда проявляя заботу о создании условий, обеспечивающих процесс формирования такой личности. Поэтому нередко общество получает обратно из исправительных учреждений не только раскаявшихся и исправившихся преступников, но усовершенствовавшихся преступников-рецидивистов.
Последствия такого отношения: неудовлетворительная материально-бытовая, материально-техническая и учебно-воспитательная база организации исполнения
и отбывания наказания. Это положение, прежде всего, характеризуют следующие показатели: норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях должна быть не менее двух квадратных метров (ст. 99 УИК РФ), т. е. нормы, установленной еще приказом наркома внутренних дел СССР Л. Берия в 1943 году [3] и до настоящего времени оставшейся без изменения; учебно-материальная база организации общеобразовательного обучения за период реформирования системы исполнения уголовных наказаний претерпела серьезные разрушения: если в середине 80- х годов прошлого столетия во всех исправительных учреждениях функционировали средние общеобразовательные школы, в которых обучались 200-220 тысяч осужденных, то в настоящее время общеобразовательные школы функционируют только в 300 из 756 исправительных колоний, в которых обучаются порядка 60 тысяч человек. И это в условиях, когда в стране насчитывается огромная армия безнадзорных и беспризорных подростков
— потенциальных преступников.
То же можно отнести и к организации профессонально-технического обучения осужденных. В связи с передачей системы профессионально-технической подготовки на финансирование из местного бюджета, в первую очередь, из-за недостаточного финансирования были закрыты профессионально-технические училища и их филиалы в местах лишения свободы [4]. Из- за отсутствия объектов труда больше половины трудоспособных осужденных лишены возможности трудиться и зарабатывать деньги для использования в целях улучшения своих условий отбывания наказания, оказания материальной поддержки семье и близким, накопления денежных средств для обеспечения успешной адаптации после отбытия наказания.
Третья составляющая — серьезные недостатки в кадровой работе, в том числе низкий профессиональный уровень персонала, причем это относится к сотрудникам всех подразделений уголовно-исполнительной системы. Ибо специфика организации процесса исправления такова, что даже высокий профессиональный уровень сотрудников одной или нескольких ведущих служб не в состоянии будет компенсировать непрофессионализм даже отдельных сотрудников, особенно в части характера взаимоотношений между персоналом и осужденными. Об этом можно судить по следующим качественным характеристикам кадров.
Взять хотя бы возрастной состав персонала. Общеизвестно, что профессиональное становление сотрудников во многом зависит от их жизненного опыта, который накапливается с возрастом. Среди сотрудников уголовно- исполнительной системы (УИС) лица в возрасте до 30 лет составляют 40,1%, причем по сравнению с началом 90-х годов прошлого столетия (25,4%) он существенно вырос. Причем, среди младшего и рядового состава лица, находящиеся в повседневном контакте с осужденными и обеспечивающие порядок в местах лишения свободы, составляют около 50%. Не менее важным является стаж работы с осужденными: до 1 года в учреждениях УИС работают 8,5% и от 1 года до трех 18,7 % сотрудников.
Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность процесса исправления осужденных, является уровень общеобразовательных и профессиональных знаний сотрудников УИС, особенно непосредственно работающих с осужденными. В начале 90-х годов лица с высшим и средним специальным образованием в общей массе сотрудников составляли 72,7% (соответственно: 42,2% и 30,5%); в 2006 году
— 63,9% (соответственно: 31,8 и 32,1%). Удельный вес сотрудников составляет: с юридическим образованием — высшим — 14,8%, средним специальным — 8,7%; с педагогическим — соответственно — 8,7% и 2,2%.
Стабильность кадрового состава УИС — непременное условие повышения профессионального уровня персонала и улучшения качества его работы. В процессе реформирования системы исполнения уголовных наказаний движение аттестованных сотрудников характеризуют следующие данные [5]:
Годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
принято на службу старшего и среднего начсостава 9096 9186 14138 10958 11259 11833 9595 6925 10146 8081
уволено со службы старшего и среднего начсостава 8559 10588 7556 9266 10448 10665 10492 13003 9308 9130
И еще одна из серьезнейших, на наш взгляд, кадровых проблем современной уголовно-исполнительной системы — это чрезмерная, учитывая специфику ее деятельности, численность женского персонала, непосредственно работающего с осужденными. Среди младшего начсостава и рядового состава их доля составила в 2006 году 28,7%. Все это подтверждает вывод о несоответствии условий исполнения и отбывания наказания требованиям, обеспечивающим эффективность процесса исправления осужденных.
Формирование карательной политики Российского государства, определение ее целей, их реализация определялись характером господствующих социально-политических и экономических отношений, государственного устройства и правления, что накладывало неизгладимый отпечаток на ее содержание. На раннем этапе формирования Российского централизованного государства безраздельно господствовала концепция устрашения: «чтобы на то глядя, другим неповадно было так делать». Постепенно с развитием цивилизованных начал и под влиянием европейских государств, выступающих в качестве носителей прогрессивных в то время гуманных принципов обращения с преступниками, концепция устрашения стала уступать место концепции исправления, а это, в свою очередь, вызвало необходимость для достижения указанной цели поиска и разработки средств воздействия на преступника. Впервые эти средства были определены в положении о Попечительном обществе о тюрьмах, утвержденном Императором Российской Империи Александром I в июне 1819 года. Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления арестантов. Достижение этой цели обеспечивалось следующими средствами: постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями; заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место [6].
Дальнейшее развитие средств воздействия на личность заключенного связано с подготовкой и проведением тюремной реформы Российской Империи 1877—1879 гг. Теоретическое обоснование содержания средств воздействия на лиц, содержащихся в местах заключения, получило в трудах проф. И. Я. Фойницкого, который назвал их мерами тюремной деятельности. К ним он относил: тюремную работу; тюремное образование; тюремную дисциплину; тюремное воспитание [7]. В современном звучании «средства исправления» арестантов получили свое толкование в дореволюционный период в трудах профессора С. В. Познышева. К средствам исправления он относил: тюремное воспитание, тюремное образование; тюремную дисциплину, награды и наказания [8].
Реформа системы исполнения уголовных наказаний Советского государства после Октябрьской революции в первую очередь предусматривала определение
основных средств воздействия на лиц, совершивших преступления с учетом их классовой принадлежности. В числе методов воспитательного воздействия применительно к жизни и условиям мест заключения постановление НКЮ от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» (Временная инструкция) выделяло профессиональное обучение, общее образование и воспитание. Воспитанию при этом отдавалось явное предпочтение, ибо оно было, по мнению законодателя, связано с формированием советского нового человека. Поэтому этому средству, на наш взгляд, следует уделить особое внимание. В деле организации воспитательного воздействия на заключенных наиболее сложными оказались вопросы кадрового и методического обеспечения исправительно-трудового процесса. Места заключения, с одной стороны, не располагали собственными возможностями для решения этих вопросов, с другой стороны, было признано, что руководство этим участком работы извне позволит избежать ведомственного подхода с присущим ему карательным уклоном в деле организации воспитательного процесса. Декретом СНК от 30 июня 1920 г. «О передаче Народному Комиссариату просвещения культурно- просветительной работы в местах лишения свободы» общее руководство постановкой дела образования было возложено на Наркомат просвещения, в обязанности которому вменялось выделение средств на школы, библиотеки, другие культурно-просветительные мероприятия Внешкольным подотделам отделов народного образования предписывалось: общее руководство организацией работы библиотек, устройство спектаклей, лекций, митингов и других мероприятий в местах лишения свободы [9]. В дальнейшем «Положение об общих местах заключения РСФСР», утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г., вводит новое понятие нового средства воспитательного воздействия — «учебно-воспитательное дело», составной частью которого стала культурно-просветительная работа, реализация которой целиком возлагается на администрацию мест заключения в лице заведующего учебно-воспитательной частью. Следовательно, функции учебно-воспитательной части ограничивались организаций школьных занятий и постановкой культурно-просветительной работы в местах заключения.
Первый законодательный акт в сфере исполнения уголовных наказаний в виде
лишения свободы----Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года — впервые
на законодательном уровне определил цели, задачи и характер культурно- просветительной работы. К основным задачам культурно-просветительной работы он отнес «поднятие интеллектуального и гражданского развития заключенных путем сообщения им как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомление с основами Советского строя и правами и обязанностями гражданина Союза ССР». Основополагающим принципом всей деятельности мест заключения закреплялся принцип опоры на самодеятельность самих заключенных. ИТК РСФСР идейное руководство культурно-просветительной школьной и внешкольной работой закрепил за Наркоматом просвещения.
Для деятельности советской системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы начала 30-х годов характерны различия в определении понятия и объема воспитательного воздействия на заключенных в зависимости от ведомственной принадлежности мест лишения свободы. Силовое давление на заключенных являлось определяющим в деятельности учреждений системы исправительно-трудовых лагерей, однако оно нуждалось в сбалансированном противовесе, способном в определенной мере влиять на формирование отношений, исключающих резкое противостояние и противодействие между администрацией и заключенными.
По Положению об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ 1930 года в качестве такого противовеса выступало основное средство воспитательного воздействия на заключенных — культурно-воспитательная работа, которая должна соответствовать классовому характеру всей системы исправительно-трудовых лагерей и должна быть ориентирована в основном на запросы и интересы заключенных из числа рабочих и крестьян. Положение называет конкретные формы этой работы: клубная, театральная, научно-просветительная и иная просветительная работа, организуемая и проводимая на основе самодеятельности заключенных. При этом, закрепляется норма, обязывающая всех неграмотных заключенных в возрасте до 50 лет посещать в свободное от работы время культурно- воспитательные учреждения лагеря. Организация культурно-воспитательной работы среди заключенных возлагалась на культурно-воспитательную часть лагеря [10].
В рассматриваемый период времени деятельность исправительно-трудовых учреждений, подведомственных Наркомату юстиции, регламентировалась «Временным положением о местах лишения свободы Главного управления исправительно-трудовых учреждений», утвержденным НКЮ РСФСР 31 мая 1931 г. Временное положение впервые вводит в нормотворчество и пенитенциарную практику понятие «политико-воспитательная работа с заключенными». В законодательном порядке указанный термин был закреплен в ИТК РСФСР 1933 года. Кодекс определил ее основные формы, порядок ее организации и проведения. В качестве организации политико-воспитательной работы выступал культсовет, избираемый из состава заключенных и работающий под руководством помощника начальника мест лишения свободы по политко-воспитательной части. В составе культсовета создавались секции массово-производственной, культурно- массовой, санитарно- бытовой работы и редакционно-издательская. В состав ячеек самоуправления запрещалось избирать лиц, относящихся к классово враждебным элементам.
В 1934 году в связи с образованием НКВД СССР устанавливается единое централизованное руководство всей системой исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Все места заключения передаются в ведение вновь созданного Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний, в составе которого организуется культурно-воспитательный отдел; в исправительно-трудовом лагере и его структурных подразделениях создаются культурно-воспитательные части. В период с 1934 по 1954 гг. вся деятельность мест лишения свободы, в том числе и в сфере воспитательного воздействия, регулируется в основном ведомственными нормативными актами.
Положение о культурно-воспитательной работе в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД, утвержденное приказом НКВД СССР от 20 апреля 1940 г., раскрывает ведомственное понимание целей этой работы с заключенными: а) перевоспитание заключенных, осужденных за бытовые и должностные преступления на основе высокопроизводительного общественно полезного труда; б) содействие наиболее эффективному и рациональному использованию труда всех заключенных на производстве для выполнения и перевыполнения производственных планов. В Положении раскрывается понятие основных видов культурно- воспитательной работы, к которым отнесены: а) политмассовая работа; б) производственно-массовая работа; в) стенная печать; г) школьная работа; д) клубно-массовая работа; е) библиотечная работа.
Приказ НКВД СССР от 5 мая 1943 г. «О состоянии культурно-воспитательной работы среди заключенных в лагерях и колониях НКВД СССР и о мерах по ее улучшению »определяет понятие политико-воспитательной и культурно- массовой
работы как принцип исправительно-трудовой политики советского государства; ее целью является трудовое перевоспитание основной массы заключенных, приучение их к работе и приобщение их к участию в социалистическом строительстве Для приказа характерна непоследовательность в использовании основных понятий воспитательного воздействия на заключенных: наряду с понятием «политико-вос-питательной работы», он преимущественно использует термин «культурно-воспи-тательная работа», основным содержанием которой является: а) проведение среди заключенных массовой политической работы — организация и проведение бесед, докладов, лекций; б) организация трудового соревнования среди заключенных, внедрение в производство стахановских методов труда; в) организация обмена опытом, популяризация методов труда лучших производственников через печать, производственную наглядную агитацию, слеты и заседания штабов трудового соревнования; г) оказание помощи производственным аппаратам в развертывании сети школ и курсов массово- технического обучения; д) повседневная помощь администрации и непосредственное участие в организации быта заключенных; е) разъяснение заключенным установленных правил режима, трудовой дисциплины и мер поощрения; ж) борьба с отказчиками, промотчиками, нарушителями трудовой дисциплины и режима; з) организация культурного отдыха заключенных; и) развитие самодеятельности заключенных посредством вовлечения их в работу различных секций; к) выявление из среды заключенных талантливых и одаренных людей, рационализаторов и изобретателей, создание им условий для применения знаний и дарований.
Примером ведомственного подхода к организации и применению средств воспитательного воздействия может служить также приказ МВД СССР от 26 апреля 1952 г., объявивший организационно-методические указания по проведению культурно-воспитательной работы среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Согласно организационно-методическим указаниям, культурно- воспитательная работа в лагерях и колониях имеет цель «перевоспитание заключенных на основе высокопроизводительного труда в народном хозяйстве». К основным ее задачам отнесены: а) повышение сознательности заключенных путем повседневного разъяснения внутренней и внешней политики Советского государства и систематического освещения успехов коммунистического строительства; б) организация трудового подъема среди заключенных на основе массового трудового соревнования и всемерного содействия и помощи заключенным в приобретении и повышении производственной квалификации; в) систематическое разъяснение советской исправительно-трудовой политики и обеспечение на этой основе добросовестного соблюдения заключенными лагерного режима и дисциплины и привлечения их к борьбе против злостных нарушителей лагерного порядка; г) повышение культурного уровня заключенных [11].
В конце 50-х годов прошлого столетия в процессе реформирования исправительно-трудовой системы Советского государства и его нормативного обеспечения понятие политико-воспитательная работа стало общепринятым термином нормотворчества и практики деятельности мест заключения. В Положении об исправительно-трудовыъх колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 8 декабря 1958 г., определены содержание и основные направления политико-воспитательной работы в местах лишения свободы. Согласно Положению, ее содержание определяется задачами социалистического строительства и должно направляться на воспитание заключенных в духе соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного
отношения к труду, государственной и общественной собственности, на повышение сознательности и культурного уровня. Положение определило основные формы осуществления политико-воспитательной работы в местах лишения свободы, к которым оно относит: а) проведение занятий по изучении текущей политики Советского государства, лекций, докладов, читок и бесед на политические, естественно-научные, литературные и другие темы; б) издание многотиражных и стенных газет и организация радиовещания; в) социалистическое соревнование, проведение слетов передовиков и новаторов производства; г) развитие творческой самодеятельности и полезной инициативы заключенных и их участие в общественных мероприятиях; д) индивидуальная воспитательная работа; е) проведение культурно-массовых мероприятий и развитие художественной самодеятельности, организацию библиотек, читален клубов; ж) физкультурную и спортивную работу.
Существенные коррективы в плане совершенствования содержания и форм политико-воспитательной работы были внесены Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1951 г. На первое место в перечне форм политико-воспитательной работы оно ставит индивидуальную воспитательную работу, закрепляет ее новые направления: агитационно-массовую и пропагандистскую работы, организацию шефства над исправительно-трудовыми учреждениями промышленных предприятий, совхозов и колхозов.
Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 года, положения которых были воспроизведены в нормах республиканских Исправительно-трудовых кодексов, не только закрепили политико-вос-питательную работу в качестве основного средства исправления осужденных, но и определили ее основное содержание, которое направлено на «... воспитание их в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, бережного отношения к социалистической собственности, на повышение сознательности и культурного уровня, на развитие полезной инициативы осужденных». В законодательстве бывших союзных республик закреплены основные формы политико-воспитательной работы с осужденными. В частности, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в перечень таких форм включил следующие: 1) трудовое соревнование; 2) разъяснение советского законодательства; 3) агитационно-пропагандистскую работу; 4) культурно- массовую и физкультур-но-спортивную работу; 5) индивидуальную работу [12].
В постсоветский период, после развала Советского Союза, во многих сферах общественно-политической и экономической жизни государства на первых порах формирования российской государственности явно преобладало разрушение, а не созидание, что, несомненно, проявилось и в деятельности системы исполнения уголовных наказаний. Это, в первую очередь, касалось содержания процесса исполнения наказаний, особенно основных средств воздействия на осужденных, преимущественно политико-воспитательной работы как одного из составляющих элементов идеологической работы. Повальное увлечение «деидеологизаций» и «деполитизацией» общественно- политической жизни страны не могло пройти мимо деятельности исправительных учреждений. Ведомственными нормативными актами того времени из словосочетания «политико-воспитательная» работа было исключено слово «политико». В дальнейшем, при формировании уголовно- исполнительного законодательства, без достаточного, на наш взгляд, серьезного анализа содержания, целей и задач рассматриваемого средства и исторической практики его реализации это положение было закреплено в законодательном
порядке, что, несомненно, негативно повлияло на целостность и эффективность процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний. Ибо соотношение понятий «политико-воспитательная»и «воспитательная»работа, на наш взгляд, далеко не равнозначно. Выше, рассматривая становление понятийного аппарата воспитательного воздействия, мы обращали особое внимание на его содержание, цели, специфические задачи, с изменением которых не только изменялся и уточнялся понятийный аппарат, но, что особенно важно, формировались соответствующие структуры исправительного учреждения и их кадровое обеспечение, определялись объем их деятельности и ответственности за ее эффективность.
«Политко-воспитательная работа», по нашему мнению, это комплекс идеологических и организационных мер, направленных на повышение интеллектуального и культурного уровня осужденных, на основе которого формируются их политические ценности, мировоззрение, гражданская позиция, то есть отношение к соблюдению законности, общественным и государственным институтам, защищаемым силой закона. Определение понятия «воспитательная работа» в действующем уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует, однако четко определена ее цель (ст. 109 УИК РФ): «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня».
Таким образом, понятием «воспитательная работа»охватывается весь процесс исполнения уголовного наказания, ибо только перед указанным средством поставлена цель достижения конечной цены исполнения наказания. Попытки устранить пробел в определении понятия «воспитательная работа»на ведомственном уровне предприняты в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы с осужденными, утвержденной 20 апреля 2000 г. руководством Минюста России. Согласно Концепции, воспитательная работа определяется как «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения» [13]. С научной точки зрения вряд ли можно согласиться с таким определением понятия воспитательной работы. И, прежде всего, с утверждением, что она представляет систему «педагогических»мер, ибо главным «воспитателем» осужденных являются повседневная жизнь, их окружение, которые вряд ли можно отнести к «педагогически обоснованным мерам».
Мы полагаем, что понятие «воспитательная работа» с осужденными включает комплекс индивидуальных и массовых организационно-практических и идеологических мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественнозначимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на формирование гражданской позиции осужденных, их готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития.
Уголовно- исполнительный кодекс РФ определил основные направления воспитательной работы, к числу которых он относит нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Основными ее формами закон называет групповые, массовые и индивидуальные, оставляя за его рамками их понятия, что существенно затрудняет установление различий между групповыми и массовыми формами воспитательной работы.
Полагаем, что эти различия заключаются в организационно правовом оформлении среды осужденных, в отношении которой она применятся. Групповые фор-
мы — это формы воздействия на осужденных, организованные по формальным признакам на постоянной или временной основе приказами или распоряжениями начальником учреждения (отряд, бригада, звено, учебные группы и т. д.). Массовые формы применяются в отношении основных масс осужденных без явного их организационного оформления и, как правило, на временной основе (лекции, вечера вопросов и ответов, читательские конференции и т. д.).
Таковы в кратком изложении аспекты становления, развития и трансформации основного средства воздействия на осужденных — воспитательной работы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кларк,Р. Преступность в США. М. : Прогресс, 1975. С. 276.
2. Познышев,С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 35.
3. Деткое,М. Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые-пятидесятые годы. Домодедово, 1992. С. 71.
4. Деткое,М. Г. Исправительно-трудовая система Советского государства во второй половине XX столетия: теория, законодательство и практика. Вологда, 2004. С. 216—226.
5. Работа с кадрами в уголовно-исполнительной системе. Информационноаналитический сборник / ФСИН. ГИЦ. Тверь, 2007.
6. Гернет,М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 72—74.
7. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 381—415.
8. Познышев,С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 158—225.
9. СУ РСФСР. 1920. № 15. Ст. 283.
10. СУ РСФСР. 1930. № 22. Ст. 248.
11. Деткое,М. Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые и пятидесятые годы : монография. Домодедово : РИПК МВД РФ, 1992. С. 115—145.
12. Деткое,М. Г. Организационно- правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в шестидесятые-вось-мидесятые годы. Домодедово : РИПК МВД России, 1993. С. 177—213.
13. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно- исполнительной системы / Минюст РФ; ГУИН РФ. М., 2000. С. 1.