Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДёННЫХ ЛИЦ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДёННЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2237
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительное право / исправительные учреждения / исправление осуждённых / перевоспитание осуждённых / воспитательная работа с осуждёнными

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Детков Михаил Григорьевич

Статья посвящена анализу становления и развития в отечественном уголовно-исполнительном праве института воспитательной работы как одного из основных средств воздействия на осуждённых лиц в целях их перевоспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Детков Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДёННЫХ ЛИЦ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ ЛИН*

© М. Г. Детков

Статья посвяшена анализу становления и развития в отечественном уголовно-исполнительном праве института воспитательной работы как олното из основных срелств возлействия на осужленных лиц в целях их перевоспитания.

Детков

Михаил Григорьевич

доктор юридических наук,

профессор

Московский

государственный областной университет

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, исправительные учреждения, исправление осужденных, перевоспитание осужденных, воспитательная работа с осужденными.

В любом государстве, независимо от форм правления, неотъемлемым атрибутом защиты коренных его интересов, социально-политических и экономических отношений господствующего класса (сословия) является система уголовных наказаний и их исполнения, главной целью которой является формирование личности, отвечающей требованиям, прежде всего, правящего класса (элиты), а также общепринятым в обществе нормам общежития и морали. «Современные исправительные учреждения,

— по утверждению бывшего министра юстиции США Р. Кларка, — должны ставить перед собой цель социального восстановления. Этой цели должны быть подчинены все прочие соображения. Социально восстановить личность — значит дать человеку здоровье, дать ему образование, профессиональную подготовку, сформировать его мировоззрение...»[1]. Характерно, что в обывательском сознании укоре-

* В процессе изложения материала статьи мы будем использовать понятия и терминологию того исторического периода или эпохи, в которые исследуется рассматриваемая нами проблема. История состоялась, и поэтому считаем некорректным использовать применительно к историческому прошлому современные определения и терминологию.

нилась мысль, что преступника, особенно рецидивиста, исправить невозможно и поэтому единственным способом оградить общество от преступников является их изоляция. Весьма опасно, что суждение о невозможности исправления преступника высказывают представители ведомства, призванного обеспечить достижение цели исправления. Так, директор ФСИН России Ю. И. Калинин в одном из интервью заявил, что не верит в исправление преступника.

Это утверждение противоречит научным положениям о динамичном стереотипе личности, т.е. ее изменчивости под воздействием различных жизненных обстоятельств, а также основной цели уголовного наказания и его исполнения-исправления преступника. Что значит исправить преступника? На этот вопрос попытался в свое время дать ответ профессор С. В. Познышев. По его мнению, частное предупреждение преступлений достигается «двоякого рода воздействием на преступников, так называемым нравственным и юридическим исправлением». Под юридическим исправлением он понимал внушение субъекту, путем применения к нему наказания, сознания неизбежной связи известного поведения с данным невыгодным для него последствием. Задача же нравственного исправления намного сложнее, ибо она заключается не только во внушении субъекту такого сознания, но и в таком воздействии на характер наказуемого, которое изменило бы его настолько, чтобы он в будущем в силу внутреннего убеждения не имел решимости вступать вновь на преступный путь. Следовательно, под нравственным исправлением, полагал он, надо «разуметь не превращение порочного человека в добродетельного, что недостижимо посредством наказания, а лишь некоторое изменение к лучшему психической конституции наказуемого, его характера, достаточное для предупреждения рецидива»[2]. В этой связи, представляется целесообразным обратиться к истории развития и современному состоянию средств воздействия на личность преступника с тем, чтобы вернуть обществу безвредного и законопослушного гражданина. По моему глубокому убеждению, нет неисправимого человека. В российском законодательстве впервые закреплено понятие «исправление осужденных» в ст. 9 УИК РФ: «Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Неэффективность достижения указанной цели, на наш взгляд, предопределяют три основные составляющие, призванные обеспечить эффективность уго-ловно-исполнительного процесса.

Первая и основная — отношение государства и общества к системе исполнения уголовных наказаний вообще и к преступнику в частности. Еще классики с полным основанием относили тюрьму, наряду с армией и полицией, к основным атрибутам власти, призванным защищать эту власть присущими им силовыми и иными методами. Исправительные учреждения и общество — это два сообщающихся сосуда: общество стремится «слить» в эти учреждения «накипь» в лице преступников с надеждой получить обратно «качественный товар» — добропорядочных и правопослушных граждан государства, при этом не всегда проявляя заботу о создании условий, обеспечивающих процесс формирования такой личности. Поэтому нередко общество получает обратно из исправительных учреждений не только раскаявшихся и исправившихся преступников, но усовершенствовавшихся преступников-рецидивистов.

Последствия такого отношения: неудовлетворительная материально-бытовая, материально-техническая и учебно-воспитательная база организации исполнения

и отбывания наказания. Это положение, прежде всего, характеризуют следующие показатели: норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях должна быть не менее двух квадратных метров (ст. 99 УИК РФ), т. е. нормы, установленной еще приказом наркома внутренних дел СССР Л. Берия в 1943 году [3] и до настоящего времени оставшейся без изменения; учебно-материальная база организации общеобразовательного обучения за период реформирования системы исполнения уголовных наказаний претерпела серьезные разрушения: если в середине 80- х годов прошлого столетия во всех исправительных учреждениях функционировали средние общеобразовательные школы, в которых обучались 200-220 тысяч осужденных, то в настоящее время общеобразовательные школы функционируют только в 300 из 756 исправительных колоний, в которых обучаются порядка 60 тысяч человек. И это в условиях, когда в стране насчитывается огромная армия безнадзорных и беспризорных подростков

— потенциальных преступников.

То же можно отнести и к организации профессонально-технического обучения осужденных. В связи с передачей системы профессионально-технической подготовки на финансирование из местного бюджета, в первую очередь, из-за недостаточного финансирования были закрыты профессионально-технические училища и их филиалы в местах лишения свободы [4]. Из- за отсутствия объектов труда больше половины трудоспособных осужденных лишены возможности трудиться и зарабатывать деньги для использования в целях улучшения своих условий отбывания наказания, оказания материальной поддержки семье и близким, накопления денежных средств для обеспечения успешной адаптации после отбытия наказания.

Третья составляющая — серьезные недостатки в кадровой работе, в том числе низкий профессиональный уровень персонала, причем это относится к сотрудникам всех подразделений уголовно-исполнительной системы. Ибо специфика организации процесса исправления такова, что даже высокий профессиональный уровень сотрудников одной или нескольких ведущих служб не в состоянии будет компенсировать непрофессионализм даже отдельных сотрудников, особенно в части характера взаимоотношений между персоналом и осужденными. Об этом можно судить по следующим качественным характеристикам кадров.

Взять хотя бы возрастной состав персонала. Общеизвестно, что профессиональное становление сотрудников во многом зависит от их жизненного опыта, который накапливается с возрастом. Среди сотрудников уголовно- исполнительной системы (УИС) лица в возрасте до 30 лет составляют 40,1%, причем по сравнению с началом 90-х годов прошлого столетия (25,4%) он существенно вырос. Причем, среди младшего и рядового состава лица, находящиеся в повседневном контакте с осужденными и обеспечивающие порядок в местах лишения свободы, составляют около 50%. Не менее важным является стаж работы с осужденными: до 1 года в учреждениях УИС работают 8,5% и от 1 года до трех 18,7 % сотрудников.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность процесса исправления осужденных, является уровень общеобразовательных и профессиональных знаний сотрудников УИС, особенно непосредственно работающих с осужденными. В начале 90-х годов лица с высшим и средним специальным образованием в общей массе сотрудников составляли 72,7% (соответственно: 42,2% и 30,5%); в 2006 году

— 63,9% (соответственно: 31,8 и 32,1%). Удельный вес сотрудников составляет: с юридическим образованием — высшим — 14,8%, средним специальным — 8,7%; с педагогическим — соответственно — 8,7% и 2,2%.

Стабильность кадрового состава УИС — непременное условие повышения профессионального уровня персонала и улучшения качества его работы. В процессе реформирования системы исполнения уголовных наказаний движение аттестованных сотрудников характеризуют следующие данные [5]:

Годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

принято на службу старшего и среднего начсостава 9096 9186 14138 10958 11259 11833 9595 6925 10146 8081

уволено со службы старшего и среднего начсостава 8559 10588 7556 9266 10448 10665 10492 13003 9308 9130

И еще одна из серьезнейших, на наш взгляд, кадровых проблем современной уголовно-исполнительной системы — это чрезмерная, учитывая специфику ее деятельности, численность женского персонала, непосредственно работающего с осужденными. Среди младшего начсостава и рядового состава их доля составила в 2006 году 28,7%. Все это подтверждает вывод о несоответствии условий исполнения и отбывания наказания требованиям, обеспечивающим эффективность процесса исправления осужденных.

Формирование карательной политики Российского государства, определение ее целей, их реализация определялись характером господствующих социально-политических и экономических отношений, государственного устройства и правления, что накладывало неизгладимый отпечаток на ее содержание. На раннем этапе формирования Российского централизованного государства безраздельно господствовала концепция устрашения: «чтобы на то глядя, другим неповадно было так делать». Постепенно с развитием цивилизованных начал и под влиянием европейских государств, выступающих в качестве носителей прогрессивных в то время гуманных принципов обращения с преступниками, концепция устрашения стала уступать место концепции исправления, а это, в свою очередь, вызвало необходимость для достижения указанной цели поиска и разработки средств воздействия на преступника. Впервые эти средства были определены в положении о Попечительном обществе о тюрьмах, утвержденном Императором Российской Империи Александром I в июне 1819 года. Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления арестантов. Достижение этой цели обеспечивалось следующими средствами: постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями; заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место [6].

Дальнейшее развитие средств воздействия на личность заключенного связано с подготовкой и проведением тюремной реформы Российской Империи 1877—1879 гг. Теоретическое обоснование содержания средств воздействия на лиц, содержащихся в местах заключения, получило в трудах проф. И. Я. Фойницкого, который назвал их мерами тюремной деятельности. К ним он относил: тюремную работу; тюремное образование; тюремную дисциплину; тюремное воспитание [7]. В современном звучании «средства исправления» арестантов получили свое толкование в дореволюционный период в трудах профессора С. В. Познышева. К средствам исправления он относил: тюремное воспитание, тюремное образование; тюремную дисциплину, награды и наказания [8].

Реформа системы исполнения уголовных наказаний Советского государства после Октябрьской революции в первую очередь предусматривала определение

основных средств воздействия на лиц, совершивших преступления с учетом их классовой принадлежности. В числе методов воспитательного воздействия применительно к жизни и условиям мест заключения постановление НКЮ от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» (Временная инструкция) выделяло профессиональное обучение, общее образование и воспитание. Воспитанию при этом отдавалось явное предпочтение, ибо оно было, по мнению законодателя, связано с формированием советского нового человека. Поэтому этому средству, на наш взгляд, следует уделить особое внимание. В деле организации воспитательного воздействия на заключенных наиболее сложными оказались вопросы кадрового и методического обеспечения исправительно-трудового процесса. Места заключения, с одной стороны, не располагали собственными возможностями для решения этих вопросов, с другой стороны, было признано, что руководство этим участком работы извне позволит избежать ведомственного подхода с присущим ему карательным уклоном в деле организации воспитательного процесса. Декретом СНК от 30 июня 1920 г. «О передаче Народному Комиссариату просвещения культурно- просветительной работы в местах лишения свободы» общее руководство постановкой дела образования было возложено на Наркомат просвещения, в обязанности которому вменялось выделение средств на школы, библиотеки, другие культурно-просветительные мероприятия Внешкольным подотделам отделов народного образования предписывалось: общее руководство организацией работы библиотек, устройство спектаклей, лекций, митингов и других мероприятий в местах лишения свободы [9]. В дальнейшем «Положение об общих местах заключения РСФСР», утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г., вводит новое понятие нового средства воспитательного воздействия — «учебно-воспитательное дело», составной частью которого стала культурно-просветительная работа, реализация которой целиком возлагается на администрацию мест заключения в лице заведующего учебно-воспитательной частью. Следовательно, функции учебно-воспитательной части ограничивались организаций школьных занятий и постановкой культурно-просветительной работы в местах заключения.

Первый законодательный акт в сфере исполнения уголовных наказаний в виде

лишения свободы----Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года — впервые

на законодательном уровне определил цели, задачи и характер культурно- просветительной работы. К основным задачам культурно-просветительной работы он отнес «поднятие интеллектуального и гражданского развития заключенных путем сообщения им как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомление с основами Советского строя и правами и обязанностями гражданина Союза ССР». Основополагающим принципом всей деятельности мест заключения закреплялся принцип опоры на самодеятельность самих заключенных. ИТК РСФСР идейное руководство культурно-просветительной школьной и внешкольной работой закрепил за Наркоматом просвещения.

Для деятельности советской системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы начала 30-х годов характерны различия в определении понятия и объема воспитательного воздействия на заключенных в зависимости от ведомственной принадлежности мест лишения свободы. Силовое давление на заключенных являлось определяющим в деятельности учреждений системы исправительно-трудовых лагерей, однако оно нуждалось в сбалансированном противовесе, способном в определенной мере влиять на формирование отношений, исключающих резкое противостояние и противодействие между администрацией и заключенными.

По Положению об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ 1930 года в качестве такого противовеса выступало основное средство воспитательного воздействия на заключенных — культурно-воспитательная работа, которая должна соответствовать классовому характеру всей системы исправительно-трудовых лагерей и должна быть ориентирована в основном на запросы и интересы заключенных из числа рабочих и крестьян. Положение называет конкретные формы этой работы: клубная, театральная, научно-просветительная и иная просветительная работа, организуемая и проводимая на основе самодеятельности заключенных. При этом, закрепляется норма, обязывающая всех неграмотных заключенных в возрасте до 50 лет посещать в свободное от работы время культурно- воспитательные учреждения лагеря. Организация культурно-воспитательной работы среди заключенных возлагалась на культурно-воспитательную часть лагеря [10].

В рассматриваемый период времени деятельность исправительно-трудовых учреждений, подведомственных Наркомату юстиции, регламентировалась «Временным положением о местах лишения свободы Главного управления исправительно-трудовых учреждений», утвержденным НКЮ РСФСР 31 мая 1931 г. Временное положение впервые вводит в нормотворчество и пенитенциарную практику понятие «политико-воспитательная работа с заключенными». В законодательном порядке указанный термин был закреплен в ИТК РСФСР 1933 года. Кодекс определил ее основные формы, порядок ее организации и проведения. В качестве организации политико-воспитательной работы выступал культсовет, избираемый из состава заключенных и работающий под руководством помощника начальника мест лишения свободы по политко-воспитательной части. В составе культсовета создавались секции массово-производственной, культурно- массовой, санитарно- бытовой работы и редакционно-издательская. В состав ячеек самоуправления запрещалось избирать лиц, относящихся к классово враждебным элементам.

В 1934 году в связи с образованием НКВД СССР устанавливается единое централизованное руководство всей системой исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Все места заключения передаются в ведение вновь созданного Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний, в составе которого организуется культурно-воспитательный отдел; в исправительно-трудовом лагере и его структурных подразделениях создаются культурно-воспитательные части. В период с 1934 по 1954 гг. вся деятельность мест лишения свободы, в том числе и в сфере воспитательного воздействия, регулируется в основном ведомственными нормативными актами.

Положение о культурно-воспитательной работе в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД, утвержденное приказом НКВД СССР от 20 апреля 1940 г., раскрывает ведомственное понимание целей этой работы с заключенными: а) перевоспитание заключенных, осужденных за бытовые и должностные преступления на основе высокопроизводительного общественно полезного труда; б) содействие наиболее эффективному и рациональному использованию труда всех заключенных на производстве для выполнения и перевыполнения производственных планов. В Положении раскрывается понятие основных видов культурно- воспитательной работы, к которым отнесены: а) политмассовая работа; б) производственно-массовая работа; в) стенная печать; г) школьная работа; д) клубно-массовая работа; е) библиотечная работа.

Приказ НКВД СССР от 5 мая 1943 г. «О состоянии культурно-воспитательной работы среди заключенных в лагерях и колониях НКВД СССР и о мерах по ее улучшению »определяет понятие политико-воспитательной и культурно- массовой

работы как принцип исправительно-трудовой политики советского государства; ее целью является трудовое перевоспитание основной массы заключенных, приучение их к работе и приобщение их к участию в социалистическом строительстве Для приказа характерна непоследовательность в использовании основных понятий воспитательного воздействия на заключенных: наряду с понятием «политико-вос-питательной работы», он преимущественно использует термин «культурно-воспи-тательная работа», основным содержанием которой является: а) проведение среди заключенных массовой политической работы — организация и проведение бесед, докладов, лекций; б) организация трудового соревнования среди заключенных, внедрение в производство стахановских методов труда; в) организация обмена опытом, популяризация методов труда лучших производственников через печать, производственную наглядную агитацию, слеты и заседания штабов трудового соревнования; г) оказание помощи производственным аппаратам в развертывании сети школ и курсов массово- технического обучения; д) повседневная помощь администрации и непосредственное участие в организации быта заключенных; е) разъяснение заключенным установленных правил режима, трудовой дисциплины и мер поощрения; ж) борьба с отказчиками, промотчиками, нарушителями трудовой дисциплины и режима; з) организация культурного отдыха заключенных; и) развитие самодеятельности заключенных посредством вовлечения их в работу различных секций; к) выявление из среды заключенных талантливых и одаренных людей, рационализаторов и изобретателей, создание им условий для применения знаний и дарований.

Примером ведомственного подхода к организации и применению средств воспитательного воздействия может служить также приказ МВД СССР от 26 апреля 1952 г., объявивший организационно-методические указания по проведению культурно-воспитательной работы среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Согласно организационно-методическим указаниям, культурно- воспитательная работа в лагерях и колониях имеет цель «перевоспитание заключенных на основе высокопроизводительного труда в народном хозяйстве». К основным ее задачам отнесены: а) повышение сознательности заключенных путем повседневного разъяснения внутренней и внешней политики Советского государства и систематического освещения успехов коммунистического строительства; б) организация трудового подъема среди заключенных на основе массового трудового соревнования и всемерного содействия и помощи заключенным в приобретении и повышении производственной квалификации; в) систематическое разъяснение советской исправительно-трудовой политики и обеспечение на этой основе добросовестного соблюдения заключенными лагерного режима и дисциплины и привлечения их к борьбе против злостных нарушителей лагерного порядка; г) повышение культурного уровня заключенных [11].

В конце 50-х годов прошлого столетия в процессе реформирования исправительно-трудовой системы Советского государства и его нормативного обеспечения понятие политико-воспитательная работа стало общепринятым термином нормотворчества и практики деятельности мест заключения. В Положении об исправительно-трудовыъх колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 8 декабря 1958 г., определены содержание и основные направления политико-воспитательной работы в местах лишения свободы. Согласно Положению, ее содержание определяется задачами социалистического строительства и должно направляться на воспитание заключенных в духе соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного

отношения к труду, государственной и общественной собственности, на повышение сознательности и культурного уровня. Положение определило основные формы осуществления политико-воспитательной работы в местах лишения свободы, к которым оно относит: а) проведение занятий по изучении текущей политики Советского государства, лекций, докладов, читок и бесед на политические, естественно-научные, литературные и другие темы; б) издание многотиражных и стенных газет и организация радиовещания; в) социалистическое соревнование, проведение слетов передовиков и новаторов производства; г) развитие творческой самодеятельности и полезной инициативы заключенных и их участие в общественных мероприятиях; д) индивидуальная воспитательная работа; е) проведение культурно-массовых мероприятий и развитие художественной самодеятельности, организацию библиотек, читален клубов; ж) физкультурную и спортивную работу.

Существенные коррективы в плане совершенствования содержания и форм политико-воспитательной работы были внесены Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1951 г. На первое место в перечне форм политико-воспитательной работы оно ставит индивидуальную воспитательную работу, закрепляет ее новые направления: агитационно-массовую и пропагандистскую работы, организацию шефства над исправительно-трудовыми учреждениями промышленных предприятий, совхозов и колхозов.

Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 года, положения которых были воспроизведены в нормах республиканских Исправительно-трудовых кодексов, не только закрепили политико-вос-питательную работу в качестве основного средства исправления осужденных, но и определили ее основное содержание, которое направлено на «... воспитание их в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, бережного отношения к социалистической собственности, на повышение сознательности и культурного уровня, на развитие полезной инициативы осужденных». В законодательстве бывших союзных республик закреплены основные формы политико-воспитательной работы с осужденными. В частности, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в перечень таких форм включил следующие: 1) трудовое соревнование; 2) разъяснение советского законодательства; 3) агитационно-пропагандистскую работу; 4) культурно- массовую и физкультур-но-спортивную работу; 5) индивидуальную работу [12].

В постсоветский период, после развала Советского Союза, во многих сферах общественно-политической и экономической жизни государства на первых порах формирования российской государственности явно преобладало разрушение, а не созидание, что, несомненно, проявилось и в деятельности системы исполнения уголовных наказаний. Это, в первую очередь, касалось содержания процесса исполнения наказаний, особенно основных средств воздействия на осужденных, преимущественно политико-воспитательной работы как одного из составляющих элементов идеологической работы. Повальное увлечение «деидеологизаций» и «деполитизацией» общественно- политической жизни страны не могло пройти мимо деятельности исправительных учреждений. Ведомственными нормативными актами того времени из словосочетания «политико-воспитательная» работа было исключено слово «политико». В дальнейшем, при формировании уголовно- исполнительного законодательства, без достаточного, на наш взгляд, серьезного анализа содержания, целей и задач рассматриваемого средства и исторической практики его реализации это положение было закреплено в законодательном

порядке, что, несомненно, негативно повлияло на целостность и эффективность процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний. Ибо соотношение понятий «политико-воспитательная»и «воспитательная»работа, на наш взгляд, далеко не равнозначно. Выше, рассматривая становление понятийного аппарата воспитательного воздействия, мы обращали особое внимание на его содержание, цели, специфические задачи, с изменением которых не только изменялся и уточнялся понятийный аппарат, но, что особенно важно, формировались соответствующие структуры исправительного учреждения и их кадровое обеспечение, определялись объем их деятельности и ответственности за ее эффективность.

«Политко-воспитательная работа», по нашему мнению, это комплекс идеологических и организационных мер, направленных на повышение интеллектуального и культурного уровня осужденных, на основе которого формируются их политические ценности, мировоззрение, гражданская позиция, то есть отношение к соблюдению законности, общественным и государственным институтам, защищаемым силой закона. Определение понятия «воспитательная работа» в действующем уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует, однако четко определена ее цель (ст. 109 УИК РФ): «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня».

Таким образом, понятием «воспитательная работа»охватывается весь процесс исполнения уголовного наказания, ибо только перед указанным средством поставлена цель достижения конечной цены исполнения наказания. Попытки устранить пробел в определении понятия «воспитательная работа»на ведомственном уровне предприняты в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы с осужденными, утвержденной 20 апреля 2000 г. руководством Минюста России. Согласно Концепции, воспитательная работа определяется как «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения» [13]. С научной точки зрения вряд ли можно согласиться с таким определением понятия воспитательной работы. И, прежде всего, с утверждением, что она представляет систему «педагогических»мер, ибо главным «воспитателем» осужденных являются повседневная жизнь, их окружение, которые вряд ли можно отнести к «педагогически обоснованным мерам».

Мы полагаем, что понятие «воспитательная работа» с осужденными включает комплекс индивидуальных и массовых организационно-практических и идеологических мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественнозначимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на формирование гражданской позиции осужденных, их готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития.

Уголовно- исполнительный кодекс РФ определил основные направления воспитательной работы, к числу которых он относит нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Основными ее формами закон называет групповые, массовые и индивидуальные, оставляя за его рамками их понятия, что существенно затрудняет установление различий между групповыми и массовыми формами воспитательной работы.

Полагаем, что эти различия заключаются в организационно правовом оформлении среды осужденных, в отношении которой она применятся. Групповые фор-

мы — это формы воздействия на осужденных, организованные по формальным признакам на постоянной или временной основе приказами или распоряжениями начальником учреждения (отряд, бригада, звено, учебные группы и т. д.). Массовые формы применяются в отношении основных масс осужденных без явного их организационного оформления и, как правило, на временной основе (лекции, вечера вопросов и ответов, читательские конференции и т. д.).

Таковы в кратком изложении аспекты становления, развития и трансформации основного средства воздействия на осужденных — воспитательной работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кларк,Р. Преступность в США. М. : Прогресс, 1975. С. 276.

2. Познышев,С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 35.

3. Деткое,М. Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые-пятидесятые годы. Домодедово, 1992. С. 71.

4. Деткое,М. Г. Исправительно-трудовая система Советского государства во второй половине XX столетия: теория, законодательство и практика. Вологда, 2004. С. 216—226.

5. Работа с кадрами в уголовно-исполнительной системе. Информационноаналитический сборник / ФСИН. ГИЦ. Тверь, 2007.

6. Гернет,М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 72—74.

7. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 381—415.

8. Познышев,С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 158—225.

9. СУ РСФСР. 1920. № 15. Ст. 283.

10. СУ РСФСР. 1930. № 22. Ст. 248.

11. Деткое,М. Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые и пятидесятые годы : монография. Домодедово : РИПК МВД РФ, 1992. С. 115—145.

12. Деткое,М. Г. Организационно- правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в шестидесятые-вось-мидесятые годы. Домодедово : РИПК МВД России, 1993. С. 177—213.

13. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно- исполнительной системы / Минюст РФ; ГУИН РФ. М., 2000. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.