УДК: 796.011: 343.81
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНЯХ
И.Ф. Гилязов - аспирант Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» Набережные Челны
IMPROVEMENT OF THE FORMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF JUVENILE OFFENDERS WHO ARE SERVING SENTENCES IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
I.F. Gilyazov - post-graduate Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: igko2006@mail. ru
Ключевые слова: физическое воспитание, несовершеннолетние правонарушители, исправительные учреждения, модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных.
Аннатация. В статье рассматривается основное направление существующей практики физическультурно-спортивной деятельности в учреждениях исполнения наказания и представлена модель как новая форма организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в центре адаптации и реабилитации при Пермской воспитательной колонии ГУФСИН России.
Keywords: physical education, juvenile offenders, correctional institutions, the model of physical education of juvenile offenders.
Annotation. The article deals with the main direction of the current practice of physical and sports activities in penal institutions, and a model of a new form of organization of juvenile offenders' physical education who are serving sentences in the center of adaptation and rehabilitation of Perm Juvenile Correctional Facility of The Main Administration of Federal Agency of Execution in Russia.
Введение. В России на протяжении последних нескольких лет продолжается правовая реформа, которая затронула на современном этапе в первую очередь систему исполнения наказания. Уголовно-исполнительный кодекс изменился, государственная политика в области исполнения наказания трансформируется, признается право осужденных на улучшение бытовых условий содержания. Необходимость гуманизации системы исполнения наказания неоспорима, это продиктовано еще и тем, что у российской современной преступности появилось новое лицо - детское. В этой связи становится очевидным появление в исправительных учреждениях штатных психологов, педагогов и социальных работников, которые в целом благотворно влияют на морально-психологический климат и эмоциональное состояние специального контингента, его духовное и физическое состояние.
Отечественная исправительная педагогика по-прежнему строится в основном на плодотворном влиянии труда на личность, но, признавая такой подход в целом справедливым, необходимо искать новые средства воздействия на осужденных, особенно несовершеннолетних, и организации их жизнедеятельности в пенитенциарных учреждениях. Чрезвычайно актуальными являются проблемы поиска, обоснования и применения различных форм и средств влияния на людей, осужденных к лишению свободы, посредством реализации основной функции педагогики - воспитания, в том числе, и это важно, физического воспитания.
Однако, несмотря на то что физическое воспитание способно воздействовать на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних осужденных и их поведение, сложившаяся современная система исполнения наказания не позволяет эффективно использовать его огромный потенциал.
В этой связи целью нашего исследования является разработка модели физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях как новой формы организации процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить существующие формы организации физического воспитания в уголовно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
2. Разработать модель физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, критический анализ проблемы и разработка концепции исследования, изучение и обобщение практического опыта, моделирование.
Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 годы на базе Центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии ГУФ-СИН России.
Анализ существующих программ и планов работы с несовершеннолетними осужденными показывает, что в настоящее время в них практически отсутствует сам элемент воспитания. Предусмотренные в планах работы физкультурно-спортивные мероприятия в основном направлены на реализацию досуговой деятельности отбывающих наказание в исправительных учреждениях, тем самым являясь, по сути, элементом заполнения свободного от учебы и работы времени, не решая при этом, или решая частично, самые элементарные задачи физического воспитания - образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную.
Выстроенный системно и научно обоснованный процесс физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы, позволяет в полной мере использовать его потенциальные возможности: всестороннее физическое развитие; сохранение и укрепление здоровья; формирование морально-волевых качеств; развитие адаптационных механизмов к социальному, физическому и психическому дискомфортному состоянию; устранение дифицита двигательной активности; переключение негативного эмоционального состояния на позитивное; воспитание коммуникативных способоностей; создание эффективных условий для исправления и перевоспитания. Однако для реализации потенциальных возможностей физического воспитания необходимо внедрение новых форм организации самого процесса. В контексте нашего исследования такой формой является модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных. Это связано с тем, что модель позволяет выделить актуальные и перспективные направления педагогического воздействия, а также видеть перспективные условия интеграции ожидаемого и желаемого результата на практике.
Моделирование в педагогической науке рассматривается в двух направлениях: во-первых, как метод исследования конкретных объектов на точно смоделированных копиях существующих в определенной социальной реальности; во-вторых, как метод конструирова-
26
ния моделей, реально существующих явлений или предметов для их анализа и изучения [2;
3].
Любая педагогическая модель должна отвечать следующим критериям: аналогичности; целостности; стабильности; воспроизводимости; переносимости [1]. В контексте данного исследования мы рассматриваем модель как конструкцию построения педагогического процесса, внутри которого все его составные компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга для достижения желаемого результата.
Нами была разработана модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных, которая представлена в виде схематического изображения, где отражены цель, задачи, принципы, программное сопровождение, а также участники процесса - осужденный, ответственный воспитатель, преподаватель физической культуры, психолог и социальный работник (рис. 1).
Основой разработанной модели является ее цель: формирование культурного и физического потенциалов личности несовершеннолетнего осужденного через его включение в занятия физическим воспитанием в местах лишения свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: воспитательную, образовательную, развивающую и оздоровительную.
Решение первой задачи реализуется через воспитание у несовершеннолетних осужденных мировоззрения и духовных ценностей, позитивного отношение к физическому воспитанию, морально-нравственных и волевых качеств, потребности в здоровом образе жизни, эстетические и этические свойства и качества личности.
Вторая задача решается через овладение элементарными знаниями теории, методики и практики физического воспитания, ценностями физкультурно-спортивной деятельности; умение примененять собственные умения и навыки на занятиях физической культурой, освоение методов и средств, необходимых для самостоятельных занятий.
Реализация третьей задачи осуществляется через совершенствование физического развития и гармоничного телосложения, развитие жизненно важных двигательных способностей, психофизических качеств и свойств личности.
Четвертая задача решается через понимание необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья, оптимизацию психического состояния, развитие адаптационных возможностей организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, минимизацию негативного воздействия окружающей среды на физическое и психическое здоровье.
В качестве основополагающих принципов эффективной реализации разработанной нами модели были приняты следующие:
1. Принцип добровольности. Этот принцип отражает необходимость добровольного участия в физкультурной деятельности как для совершенствования двигательной (телесной) составляющей, так и для формирования его духовной сущности.
2. Принцип системности. Этот принцип отражает необходимость заниматься физическими упражнениями в течение определенного отрезка времени без перерывов, что позволяет точно определять необходимый (достаточный) уровень физической нагрузки при выполнении того или иного упражнения, соотнося ее с собственными возможностями.
3. Принцип деятельности. Этот принцип ориентирует обучающегося на освоение новых знаний, умений и навыков, а также на овладение ими через мышление и деятельность, реализацию духовного и интеллектуального потенциала.
4. Принцип оптимальности. Этот принцип предполагает оптимальный подбор методов и средств физического воспитания с учётом индивидуальных особенностей занимающегося, его интересов и потребностей, обеспечивая дифференцированный подход к каждой конкретной личности.
Преподаватель физической культуры
Цель:
формирование культурного и физического потенциала личности несовершеннолетнего осужденного через его включение в занятия физического воспитания в местах лишения свободы
Принципы:
добровольности; системности; деятельности; оптимальности; сотрудничества; саморазвития
Потенциал личности несовершеннолетнего осужденного:
ценность физического здоровья, оптимизация психического состояния, мотивация, интерес, потребность, коммуникативность, уважение, чувство собственного достоинства
Результат: сохранение и укрепление физического здоровья осужденного, оптимизация его психического состояния, стимулирование стремления к исправлению и перевоспитанию
1 г
Задачи: воспитательная, образовательная, развивающая, оздоровительная
г
Ответственный воспитатель (педагог)
1
Программное сопровождение:
Программа по физическому воспитанию -форма, методы и средства
1
Рис.1. Модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных
5. Принцип сотрудничества. Этот принцип предполагает постоянный диалог и взаимодействие между субъектами педагогического процесса, взаимное уважение и доверие, дополнение административных методов управления методами педагогического содержательного сотрудничества.
6. Принцип саморазвития. Этот принцип предполагает постоянное самовоспитание и самообразование через самостоятельные занятия, используя ранее имеющийся жизненный опыт и стремление освоению новых знаний, формированию новых умений и навыков.
Для реализации программного сопровождения была разработана программа физического воспитания. По программе занятия проводятся в организованной форме 2-3 раза в неделю. В ней представлены методы, как общие - педагогические, так и специфические, используемые в практике физического воспитания. Подбор средств в программе определяется стоящими задачами, интересом и потребностями занимающихся, они направлены на стимулирование получения новых знаний и формирование необходимых умений и навыков.
В процессе реализации модели предполагалось раскрытие потенциала личности несовершеннолетних осужденных: осознание ценности собственного здоровья; стремление к оптимизации психического состояния; формирование мотивации, интереса и потребности в занятиях физическим воспитанием; воспитание социальной ответственности через развитие коммуникативных способностей, формирование уважительного отношения к окружающим, воспитание чувства собственного достоинства.
Управляет процессом физического воспитания преподаватель физической культуры. Для эффективного управления процессом преподаватель должен иметь необходимый уровень профессиональной подготовки. Ответственный воспитатель оказывает содействие в организации процесса, помогает в работе с осужденными, характеризуя каждого для подбора наиболее эффективных методов педагогического воздействия. Сопровождают процесс штатный психолог и социальный работник, они контролируют взаимоотношения всех участников процесса.
Результатом реализации модели является фактическое сохранение и укрепление физического здоровья осужденного, оптимизация его психического состояния, стимулирование стремления к исправлению и перевоспитанию.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время физическое воспитание в учреждениях уголовно-исправительной системы для несовершеннолетних осуществляется посредством проведения различных физкультурно-спортивных мероприятий в рамках их досуговой деятельности, не решая, по сути, или решая частично, самые элементарные задачи физического воспитания -образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную.
2. В результате исследования была разработана модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных, которая представлена в виде схематического изображения, где отражены цель, задачи, принципы, программное сопровождение, а также участники процесса - осужденный, ответственный воспитатель, преподаватель физической культуры, психолог, социальный работник, и ожидаемый результат.
Литература
1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования / Н. В. Бордовская. - СПб. : Изд-во РХТИ, 2001. - 508 с.
2. Кофман, Л. Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодёжи: автореф. дис.... д-ра пед. наук в виде научного доклада. - М., 1997. - 71 с.
3. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис.. д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 45 с.
Bibliography
1. Bordovskaya, N. V. Dialectics of pedagogical research / N. V. Bordovskaya. - Saint Petersburg : Publishing house of the Russian Chemical Technical Institute, 2001. - 508 p.
2. Cofman, L. B. Pedagogical principles and models of organization of physical culture and sports activities of children and youth : author. dissertation of the doctor of pedagogics as a research report. - Moscow, 1997. - 71 p.
3. Ledovskikh, V. S. Sports activities as a means of physical education of convicts in penal institutions : author. dissertation of the doctor of pedagogics. - Saint Petersburg, 2003. - 45 p.
Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.