ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
УДК 796:343.815
И. Ф. ГИЛЯЗОВ
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ,
ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассматривается перспективное направление содержания физкультурноспортивной деятельности в учреждениях исполнения наказания и представлена программа физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в центре адаптации и реабилитации при Пермской воспитательной колонии ГУФСИН России.
Ключевые слова: физическое воспитание, несовершеннолетние правонарушители, исправительные учреждения, программа физического воспитания несовершеннолетних осужденных.
Введение. Отечественная исправительная педагогика по-прежнему строится в основном на плодотворном влиянии труда на личность, но, признавая такой подход справедливым, необходимо искать новые средства воздействия на осужденных, особенно несовершеннолетних, и организацию их жизнедеятельности в пенитенциарных учреждениях. Чрезвычайно актуальной является проблема поиска, обоснования и применения различных форм и средств влияния на людей, осужденных к лишению свободы, посредством реализации основной функции педагогики — воспитания, в том числе, и это важно, физического воспитания.
Несмотря на то что физическое воспитание способно воздействовать на физическое состояние несовершеннолетних осужденных, сложившаяся современная система исполнения наказания не позволяет эффективно использовать его огромный потенциал. Так, анализ существующих программ и планов работы, действующих в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осужденных, показал, что в настоящее время содержание физического воспитания отбывающих наказание в основном направлено на реализацию их досуговой деятельности, посредством проведения физкультурно-спортивных мероприятий, которые, в свою очередь, не всегда в состоянии решить основные задачи физического воспитания [1—4].
В этой связи целью нашего исследования является разработка программы физического воспитания для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях как неотъемлемой части целостного воспитательного процесса.
Были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, критический анализ проблемы и разработка концепции исследования, изучение и обобщение практического опыта.
Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 годы на базе Центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии ГУФСИН России.
Эффективность организации процесса физического воспитания в государственных учреждениях исполнения наказания зависит от того, в какой мере программное сопровождение согласуется с возрастными психофизическими особенностями несовершеннолетних осужденных, их ценностными ориентациями, интересом и потребностями, а также спецификой социального статуса занимающихся.
Для реализации сопровождения физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, была разработана программа. Содержание ее формировалось с учетом специфики контингента занимающихся, уровня их физической подготовленности и психического состояния, наличия материально-технической базы и с сохранением положительной связи с программами системы школьного образования и начального профессионального образования. Весь материал, предусмотренный программой в виде план-графика прохождения содержания физического воспитания осужденных с пояснениями и описанием основных моментов, вносился как в общий перспективный план исправительного учреждения, в групповой, а также в индивидуальные перспективные планы работы с осужденными.
Программа включает в себя три основных направления воспитательного воздействия:
— психолого-педагогическое, обеспечивающее достижение оптимизации психического состояния осужденных, коррекцию негативного поведения и позиционирования подростков, осознание необходимости исправления и перевоспитания;
— социально-нравственное, способствующее формированию у осужденных навыков взаимодействия в социальной среде; приобретению новых спо-
собов и норм поведения, адекватных объективным условиям микросоциума, коммуникативности;
— физкультурно-оздоровительное, предусматривающее сохранение и укрепление физического здоровья, формирование позитивного отношения к физическому воспитанию, стимулирование потребности в систематических занятиях физической культурой и здоровом образе жизни.
По программе занятия проводятся в организованной форме, 2 — 3 раза в неделю в течение календарного года на протяжении всего периода пребывания осужденного в исправительном учреждении. Все занятия носят групповой характер, однако нагрузка подбирается в соответствии с физическими возможностями занимающихся.
Программа состоит из трех блоков: теоретического, практического и контрольного.
Теоретический блок направлен на овладение различными аспектами теоретических и практических знаний в области физкультурно-спортивной деятельности, они проводятся в форме лекций или собеседований.
Практический блок направлен на обеспечение овладения методами и способами физкультурной деятельности, освоения общеразвивающих упражнений, различных видов физических упражнений, приобретения опыта практических навыков для способности к самостоятельной деятельности в физическом воспитании самосовершенствования и саморазвития, повышения уровня психофизических, двигательных, функциональных и социальных способностей личности.
В процессе занятий использовались как общие педагогические методы, так и специальные, применяемые в практике физического воспитания.
Общие педагогические методы:
1) слова, основным средством которого являются объяснение, рассказ, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполняемого действия, анализ ошибок;
2) наглядный метод включает в себя достоверный показ движений с применением пособий, и слуховой, при котором осуществляется звуковое оформление движений.
Специальные методы, применяемые в практике физического воспитания:
1) строго регламентированное упражнение (выполнение упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой);
2) игровой (использование упражнений в игровой форме);
3) круговой (последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы);
4) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме).
Средства физического воспитания включают в себя как физические упражнения, так и виды спорта, а также их отдельные элементы.
Основными средствами физического воспитания явились: физические упражнения:
— общеразвивающие упражнения общей физической подготовки и упражнения с отягощениями;
— отдельные виды спорта: легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки), гимнастика и ее разновидности: упражнения на снарядах (перекладина и брусья), спортивные игры (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис).
Подбор средств физического воспитания, включенных в программу физической культуры, осуществлялся исходя из следующих приоритетов: компенсации недостатков существующего физического развития осужденных; обеспечения необходимого двигательного режима; формирования и совершенствования важных для жизни качеств и способностей; активного влияния на адаптационные процессы, социализации личности, формирования ее целостного единства; формирования у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и телесного развития личности и ее коррекции.
При этом подбор средств физической культуры соответствовал следующим направлениям:
— высокая моторность, состязательность;
— социализация личности, коррекция негативных личностных и поведенческих особенностей, воспитание морально-волевых качеств;
— межличностные контакты, взаимопомощь и партнерство, укрепление взаимоотношений, положительные эмоции и микросоциальная среда, самоорганизация и саморегуляция групповых процессов, коллективное мышление, управление психологическим климатом в коллективе, нормы и требования поведения в соответствии с требованиями и т.д.
Контрольный блок предусматривает объективный контроль и учет процесса и результатов физкультурной деятельности занимающихся для анализа и отслеживания динамики показателей физической подготовленности осужденных, изменения их психофизического состояния.
Основным же критерием эффективности реализации программы физического воспитания в конкретных условиях исправительных учреждений будет потребность у осужденных в занятиях физической культурой в соответствии с задачами гуманного развития личности, что является основанием их исправления и перевоспитания.
В разработанной программе также предусматривается проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований, которые планировались и проводились в течение всего календарного года. Календарь проведения физкультурномассовых мероприятий и спортивных соревнований составляется с учетом специфики контингента, а также перспективного плана работы исправительного заведения, и включает в себя:
1. Физкультурно-массовые состязания.
2. Физкультурно-спортивные праздники.
3. Дни здоровья.
4. Соревнования по видам спорта, предусмотренные программой физического воспитания, а также шахматам и шашкам.
5. Товарищеские встречи по видам спорта со служащими колонии или другими категориями населения.
Реализация программы физического воспитания несовершеннолетних осужденных осуществляется в течение всего периода отбывания наказания, как в общеобразовательной школе, так и в профессионально-техническом училище.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно заключить, что программа физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, должна решать следующие основные задачи: образовательную, воспитательную, развивающую, оздоровительную; содержать вариативные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
методы и средства воздействия, иметь направленность: духовное и физическое развитие, социализацию личности, воспитание межличностных коммуникаций, развитие морально-волевых качеств, создание положительной психоэмоциональной и микросоци-альной среды, управление психологическим климатом в коллективе, нормы и требования поведения в соответствии с требованиями, исправление и перевоспитание.
Библиографический список
1. Деев, В. Г. Организация воспитательной работы с осужденными в отрядее / В. Г. Деев, М. П. Прокопов. — М., 1981. —
С. 45.
2. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. С. Ледовских. — СПб., 2003. - 45 с.
3. Пирожков, В. Ф. Особенности педагогического процесса в исправительно-трудовых учреждениях / В. Ф. Пирожков, М. П. Стурова. — М., 1976. — 58 с.
4. Тюгаев, Н. А. Образовательные программы исправления осужденных / Н. А. Тюгаев. — Рязань, 1997. — 30 с.
ГИЛЯЗОВ Ильшат Фарсыевич, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2012 г.
© И. Ф. Гилязов
УДК 796:615.825 С. В. ТИТОВ
З. М. КУЗНЕЦОВА
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ___________________________________________
В статье рассматривается проблема по улучшению физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией. Представлены методика и результаты данного исследования, доказывающие эффективность применения комплекса силовых упражнений с учащимися специальной медицинской группы.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, силовые упражнения, вегето-сосу-дистая дистония, специальная медицинская группа.
Актуальность. Нынешнее и прогнозируемое на ближайшее будущее состояние социальной сферы и экономики страны обусловливает серьезные трудности в жизнеустройстве России.
Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодежи адаптироваться к изменившимся условиям жизни [1].
Традиционная система физического воспитания не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности, освоения учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепления их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Такое положение в полной мере соответствует состоянию учащихся специальных медицинских групп с вегето-сосудистой дистонией, которое в ходе дальнейшего обучения усугубляется продолжающимся и углубляющимся дефицитом двигательной активности вследствие стандартов обучения в учебных заведениях [2].
Любая двигательная деятельность так или иначе связана с развитием костно-двигательного аппарата и функциональных возможностей. Особенно эффек-
тивно на этот процесс влияют упражнения силового и скоростно-силового характера. При этом средства и методы занятий с применением атлетической гимнастики могут быть направлены не только на тренировку максимальной силы, но и на развитие других физических и функциональных качеств, например, общей выносливости, что благоприятно отражается на совершенствовании сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [3 — 5].
В последние годы появились труды, которые рассматривают атлетическую гимнастику с позиции возможности её применения для коррекции различных физических нарушений. В то же время, несмотря на свою популярность, этот вид двигательной деятельности человека еще не получил своего широкого признания в системе физического воспитания подростков в специальных медицинских группах по причине недостаточного научно-методического обес-печения[3, 6, 7].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического и организационного обеспечения процесса использо-