Научная статья на тему 'Использование комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией'

Использование комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2019
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / MEDICAL PHYSICAL CULTURE / POWER EXERCISES / VEGETO-VASCULAR DYSTONIA / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Титов Сергей Вячеславович, Кузнецова Зинаида Михайловна

В статье рассматривается проблема по улучшению физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией. Представлены методика и результаты данного исследования, доказывающие эффективность применения комплекса силовых упражнений с учащимися специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Титов Сергей Вячеславович, Кузнецова Зинаида Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of the power exercises complex for pupils with vegetative vascular physical and functional increase condition

In this article the problem of pupils with vegeto-vascular dystonia physical and function condition improvement is considered. The technique and the results of this research proving effectiveness of power exercises complex application for special medical group pupils are presented.

Текст научной работы на тему «Использование комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

методы и средства воздействия, иметь направленность: духовное и физическое развитие, социализацию личности, воспитание межличностных коммуникаций, развитие морально-волевых качеств, создание положительной психоэмоциональной и микросоци-альной среды, управление психологическим климатом в коллективе, нормы и требования поведения в соответствии с требованиями, исправление и перевоспитание.

Библиографический список

1. Деев, В. Г. Организация воспитательной работы с осужденными в отрядее / В. Г. Деев, М. П. Прокопов. — М., 1981. —

С. 45.

2. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. С. Ледовских. — СПб., 2003. - 45 с.

3. Пирожков, В. Ф. Особенности педагогического процесса в исправительно-трудовых учреждениях / В. Ф. Пирожков, М. П. Стурова. — М., 1976. — 58 с.

4. Тюгаев, Н. А. Образовательные программы исправления осужденных / Н. А. Тюгаев. — Рязань, 1997. — 30 с.

ГИЛЯЗОВ Ильшат Фарсыевич, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы. Адрес для переписки: finksqif@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2012 г.

© И. Ф. Гилязов

УДК 796:615.825 С. В. ТИТОВ

З. М. КУЗНЕЦОВА

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ___________________________________________

В статье рассматривается проблема по улучшению физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией. Представлены методика и результаты данного исследования, доказывающие эффективность применения комплекса силовых упражнений с учащимися специальной медицинской группы.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, силовые упражнения, вегето-сосу-дистая дистония, специальная медицинская группа.

Актуальность. Нынешнее и прогнозируемое на ближайшее будущее состояние социальной сферы и экономики страны обусловливает серьезные трудности в жизнеустройстве России.

Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодежи адаптироваться к изменившимся условиям жизни [1].

Традиционная система физического воспитания не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности, освоения учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепления их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Такое положение в полной мере соответствует состоянию учащихся специальных медицинских групп с вегето-сосудистой дистонией, которое в ходе дальнейшего обучения усугубляется продолжающимся и углубляющимся дефицитом двигательной активности вследствие стандартов обучения в учебных заведениях [2].

Любая двигательная деятельность так или иначе связана с развитием костно-двигательного аппарата и функциональных возможностей. Особенно эффек-

тивно на этот процесс влияют упражнения силового и скоростно-силового характера. При этом средства и методы занятий с применением атлетической гимнастики могут быть направлены не только на тренировку максимальной силы, но и на развитие других физических и функциональных качеств, например, общей выносливости, что благоприятно отражается на совершенствовании сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [3 — 5].

В последние годы появились труды, которые рассматривают атлетическую гимнастику с позиции возможности её применения для коррекции различных физических нарушений. В то же время, несмотря на свою популярность, этот вид двигательной деятельности человека еще не получил своего широкого признания в системе физического воспитания подростков в специальных медицинских группах по причине недостаточного научно-методического обес-печения[3, 6, 7].

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического и организационного обеспечения процесса использо-

вания комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегетососудистой дистонией.

Мы предположили, что научно-педагогическое обоснование методики и содержания занятий с применением атлетической гимнастики в специальных медицинских группах позволит не только активизировать процесс физического развития, но и предложить эффективные технологии с целью активизации двигательной деятельности подростков в системе физического воспитания.

Задачи исследования:

1. Исследовать и оценить физическое, функциональное состояние учащихся специальной медицинской группы с вегето-сосудистой дистонией.

2. Обеспечить методическое сопровождение внедрения оздоровительных технологий в деятельность образовательного учреждения.

3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность процесса использования комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией.

Методы и организация исследования:

— в начале и после эксперимента планируется провести тестирование гемодинамики учащихся: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САС), диастолическое артериальное давление (ДАД), пульсовое давление (ПД), ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК); и показатели физической подготовленности: прыжок в длину с места, челночный бег, подъем корпуса из положения лежа за 30 с, подтягивание под угл. 45о;

— анализ литературы по исследуемой теме с целью выделения основных направлений для решения нашей задачи.

Исследования проводились на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Мензелин-ска. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы. В эксперименте принимали участие ученицы 9—11 классов.

По мнению ряда авторов, ведущей целью физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных упражнений в жизнедеятельности человека.

Принципиальное методологическое значение для разработки методики оптимизации физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосу-дистой дистанией имеют отличия от общей системы физического воспитания детей в специальных медицинских группах. Предполагается, что для исправления положения процесс физического воспитания учащихся должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся у учащихся отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья.

Основные задачи, которые ставит перед собой преподаватель, обучая учащихся упражнениям силового характера, могут быть сформулированы так:

1. Нормализация нарушенных функций, повышение адаптационной способности организма учащихся и отдельных его систем, органов.

2. Общее укрепление и оздоровление организма, повышение его силовых качеств, а также работоспособности и эмоционального тонуса.

3. Тренировка всех органов и систем, в особенности сердечно-сосудистой и мышечной.

4. Уменьшение субъективных проявлений заболевания, выработка и совершенствование ряда жизненно необходимых моторных навыков, умений, качеств (правильное дыхание, произвольное расслабление мышц, мышечная сила и др.).

Для силовых упражнений характерны:

а) глубокая биологичность и адекватность упражнений в изометрическом режиме;

б) универсальность (понимая под этим широкий спектр действия — нет ни одного органа или системы органов, которые не реагировали бы на силовые усилия);

в) отсутствие побочного действия (при правильной дозировке и рациональном методическом оформлении занятия);

г) возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, оказывая как специальное, так и общее воздействие на организм.

Методика комплексного применения силовых упражнений является вариативным компонентом программы «Физическая культура» учащихся специальной медицинской группы.

Эффективность использования силовых упражнений на занятиях по физическому воспитанию у учащихся специальной медицинской группы во многом зависит от правильного подбора упражнений, методов и методических приемов организации учащихся при их выполнении.

I. Силовые упражнения на занятиях по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы дифференцированы по трем основным принципам (признакам):

1) по анатомическому признаку делятся для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи, мышц туловища, мышц передней стенки живота и тазового дна, мышц ног;

2) по интенсивности развиваемой силы, принято выражать в процентах от максимально возможного.

Напряжения мышц при выполнении силовых упражнений чаще бывают малой интенсивности (20 — 30 %), умеренной интенсивности (30 — 40 %), средней интенсивности (50 %) от максимального усилия. Упражнения более высокой интенсивности учащихся специальной медицинской группы противопоказаны;

3) по продолжительности развиваемого силового напряжения продолжительность силового усилия в каждом из упражнений зависит от его интенсивности и находится с ней в обратной пропорции. Упражнения малой интенсивности выполняются 10 — 30 с, умеренной и средней интенсивности — 5—25 с, более высокой интенсивности — 2—5 с.

Для постепенной подготовки организма учащихся к работе в силовом режиме сначала включают в подготовительную часть урока два силовых упражнения, охватывающих как мелкие, так и крупные мышечные группы. Необходимо акцентировать внимание на правильном выполнении упражнений при соблюдении следующей дозировки: количество повторений 6—8 раз с паузой отдыха между упражнениями до полного восстановления пульса, такая же пауза перед сменой упражнений (для объяснения и показа преподавателя).

После 5—6 занятий учащиеся адаптируются к этому виду нагрузки, что можно определить по точности выполнения упражнений, их амплитуде (легко и свободно), ритму дыхания (без задержек), уменьшению пульсовой реакции в ответ на силовые усилия. Для адаптированных учащихся в подготовительную часть урока вводится комплекс из 6—8 упраж-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (115) 2013

Показатели Этапы исследования

1-й этап 2- й этап

ЧСС, уд/мин 80,25±4,6 75,63 ±3,6

САД, мм рт. ст. 135,44±1,7 130,19±1,9

ДАД, мм рт. ст. 91,25±0,8 86,56±1,3

ПД мм рт. ст. 44,19±1,4 43,63±1,6

УОК, мл 53,67±1,1 56,04±1,4

МОК, мл/мин 4305±274,2 4237 ±238,9

Прыжок в длину с места 151,19±8,92 157,9±8,9

Челночный бег 3? 10 12,34 ±0,53 11,62 ±0,54

Подъем корпуса из положения лежа за 30 с 18,25 ±1,91 21, 44 ±1,6

Подтягивание под угл. 45о 8,06±1,57 11,5± 1,75

нений. В паузах отдыха выполняются дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление мышц.

После 6—7 занятий с использованием силовых упражнений в подготовительной части занятия они включаются в его основную часть. Характер силовых упражнений здесь направлен на развитие силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и силы. В течение пяти минут в конце основной части занятия выполняется 2—4 имитационных упражнения по типу «круговой» тренировки. На каждой «станции» учащиеся выполняют имитационные упражнения в течение 30 — 50 с, длительностью напряжения 6—10 с, количеством повторений 2—3 раза, паузой отдыха между напряжениями 5—15 с. Интервал между упражнениями составляет 60—120 с. В это время учащиеся выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и принимают исходное положение для нового упражнения.

II. Очень важным является сочетание силовых упражнений с двумя видами динамических упражнений: дыхательными и в произвольном расслаблении мышц.

Дыхательные упражнения применяются с тремя основными целями:

а) в качестве специальных упражнений, способствующих нормализации кровообращения;

б) как средство для снижения величины общей и специальной нагрузки в занятии;

в) для обучения учащихся правильному рациональному дыханию и умению произвольно регулировать дыхание в процессе мышечной деятельности.

Необходимо следить за согласованностью движений с дыханием. Обучение рациональному дыханию — важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки делать вдох, при сжимании — выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нем участвовали все отделы грудной клетки, мышцы передней стенки живота и диафрагма.

Активизация функции органов дыхания в целом способствует газообмену, оксигенании крови, повышению барьерной функции верхних дыхательных путей, повышению обмена веществ (за счет устранения гипоксии, активизации окислительно-восстановительных процессов, фоофорилирования жиров).

Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков при самых простых упражнениях и заданиях: вдох через нос и выдох через рот;

вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук; дыхание при приседаниях и полу-приседах; дыхание во время поворотов, наклонов туловища; дыхание во время ходьбы в различном темпе с различным сочетанием количества шагов, вдоха-выдоха.

Упражнения в произвольном расслаблении применяются на занятиях по физическому воспитанию с тремя основными целями:

а) в качестве специальных упражнений, способствующих оптимизации функции аппарата циркуляции;

б) в качестве средства, расширяющего диапазон моторных навыков и умений;

в) в качестве средства, способствующего снижению уровня общей и специальной нагрузки в процессе занятия.

Поэтому целесообразно применять упражнения в произвольном расслаблении мышц непосредственно после упражнений, связанных с усилием и напряжением мышечных групп.

III. Необходимо включать в структуру занятия по физическому воспитанию силовые упражнения с учетом формы нозологии. При ВСД силовые упражнения следует применять с целью депрессорного воздействия на сосуды: малой и умеренной интенсивности, средней и большой продолжительности в сочетании с упражнениями в произвольном расслаблении мышц и упражнений на дыхание.

Именно такой подход к организации физического воспитания может обеспечить улучшение показателей физического развития, оптимизации уровня функциональной подготовленности.

Результаты исследования.

Анализ результатов исследования физического и функционального состояния учащихся специальных медицинских групп с вегето-сосудистой дистонией показал следующее.

Показатели гемодинамики и физической подготовленности учащихся экспериментальной группы (ЭГ) с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу (табл. 1). Показатель ЧСС выявил тенденцию к снижению к второму этапу исследования в среднем на 5,75 %. Показатели АД (САД, ДАД) снижаются в среднем соответственно на 3,9 % (р <0,05), 5,1% (р<0,05). Показатель ПД имеет тенденцию к понижению в среднем на 1,3 %. Сердечный выброс УОК к второму этапу исследования имеет тенденцию к повышению в среднем на 4,4 % , а МОК — к понижению на 1,6 %. Показатель прыжок в длину с места

Показатели Этапы исследования

1-й этап 2-й этап

ЧСС, уд/мин 79,47±1,8 78,6±2,2

САД, мм рт. ст. 131,87±1,4 129,93±2,8

ДАД, мм рт. ст. 90,2±2,9 86,87±1,9

ПД, мм рт. ст. 41,7±3,0 43,1 ±2,3

УОК, мл 52,91±3,1 55,56±1,0

МОК, мл/мин 4203±314,0 4366±128,1

Прыжок в длину с места 166,33±8,0 170,47±6,14

Челночный бег 3? 10 10,91 ±0,68 10,76±0,57

Подъем корпуса из положения лежа за 30 с 19,13 ±1,30 20,6±1,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтягивание под угл. 45о 9,73 ±1,71 11± 1,77

увеличился в среднем на 4,43 %; челночный бег уменьшился на 5,83 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с увеличился на 17,48 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о увеличился на 42,68 %.

Показатели гемодинамики и физической подготовленности учащихся контрольной группы (КГ) с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу (табл. 2). Показатель ЧСС снижался к второму этапу исследования в среднем на 1,09 % (р <0,05). Показатели АД (САД, ДАД) снижались в среднем соответственно на 1,5 % (р <0,05), 3,7 % (р <0,05). Показатель ПД повысился на 3,4 %. При анализе сердечного выброса УОК выявило повышение в среднем на 5,0 %, а МОК понижение на 3,9 % (р<0,01). Показатель прыжок в длину с места увеличился в среднем на 2,49 %; челночный бег уменьшился на 1,37 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с увеличился на 7,68 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о увеличилось на 13,05 %.

Выводы.

1. Разработана методика комплексного применения силовых упражнений в процессе занятий по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы, которая учитывает индивидуальные ценности, рациональное дозирование, нарушения в состоянии здоровья и соответствует функциональным возможностям, физической работоспособности и физической подготовленности учащихся.

2. Полученные результаты выявили высокую эффективность практической реализации разработанной методики в экспериментальной группе учащихся с вегетососудистой дистонией. Подбор комплекса силовых упражнений в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслаблении мышц обеспечил улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, сохранение и укрепление физического здоровья, повышение физической работоспособности и физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы.

3. Установлены особенности влияния разработанной методики на учащихся экспериментальной группы с вегетососудистой дистонией. При применении в течение двух лет нагрузок в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслаблении мышц способствуют понижению артериального давления (САД, ДАД, ПД ) в среднем соответственно на 3,9 % (р<0,05), 5,1 % (р<0,05), 1,3 %,

и улучшением показателей физической подготовленности: прыжок в длину с места на 4,43 %; челночный бег на 5,83 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с на 17,48 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о на 42,68 %.

В контрольной группе у учащихся с вегето-сосу-дистой дистонией сдвиги со стороны гемодинамики были существенно ниже.

Библиографический список

1. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кине-зотерапия) : учеб. для студентов вузов / В. И. Дубровский. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 608 с.

2. Гуро, О. А. Оценка физического здоровья школьников / О. А. Гуро // Медицина, физкультура и спорт. Итоги и перспективы развития : материалы науч.-практ. конф. — Ижевск : УдГУ, 2000. — С. 114.

3. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни студентов : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков ; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М. : Изд-во МНЭПУ, 1995. — 93 с.

4. Погудин, С. М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков : метод. разработка / С. М. Погудин. — Чайковский : ЧГИФК, 1999. — 98 с.

5. Абзалов, Р. А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р. А. Абзалов, Ф. Г. Ситдиков ; М-во общ. и проф. образования РФ. Казан. гос. пед. ун-т. — Казань, 1998. — 95 с.

6. Кряжев, В. Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека / В. Д. Кряжев. — М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. — 245.

7. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки : учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 — Физ. культура и спорт / В. Н. Ку-рысь. — М. : Совет. спорт, 2004. — 264 с.

ТИТОВ Сергей Вячеславович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьба».

Адрес для переписки: serq_titov1982@mai1.ru КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма.

Адрес для переписки: к^т_<3188 @таП. т

Статья поступила в редакцию 28.09.2012 г.

© С. В. Титов, З. М. Кузнецова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.