ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
методы и средства воздействия, иметь направленность: духовное и физическое развитие, социализацию личности, воспитание межличностных коммуникаций, развитие морально-волевых качеств, создание положительной психоэмоциональной и микросоци-альной среды, управление психологическим климатом в коллективе, нормы и требования поведения в соответствии с требованиями, исправление и перевоспитание.
Библиографический список
1. Деев, В. Г. Организация воспитательной работы с осужденными в отрядее / В. Г. Деев, М. П. Прокопов. — М., 1981. —
С. 45.
2. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. С. Ледовских. — СПб., 2003. - 45 с.
3. Пирожков, В. Ф. Особенности педагогического процесса в исправительно-трудовых учреждениях / В. Ф. Пирожков, М. П. Стурова. — М., 1976. — 58 с.
4. Тюгаев, Н. А. Образовательные программы исправления осужденных / Н. А. Тюгаев. — Рязань, 1997. — 30 с.
ГИЛЯЗОВ Ильшат Фарсыевич, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2012 г.
© И. Ф. Гилязов
УДК 796:615.825 С. В. ТИТОВ
З. М. КУЗНЕЦОВА
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ___________________________________________
В статье рассматривается проблема по улучшению физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией. Представлены методика и результаты данного исследования, доказывающие эффективность применения комплекса силовых упражнений с учащимися специальной медицинской группы.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, силовые упражнения, вегето-сосу-дистая дистония, специальная медицинская группа.
Актуальность. Нынешнее и прогнозируемое на ближайшее будущее состояние социальной сферы и экономики страны обусловливает серьезные трудности в жизнеустройстве России.
Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодежи адаптироваться к изменившимся условиям жизни [1].
Традиционная система физического воспитания не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности, освоения учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепления их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Такое положение в полной мере соответствует состоянию учащихся специальных медицинских групп с вегето-сосудистой дистонией, которое в ходе дальнейшего обучения усугубляется продолжающимся и углубляющимся дефицитом двигательной активности вследствие стандартов обучения в учебных заведениях [2].
Любая двигательная деятельность так или иначе связана с развитием костно-двигательного аппарата и функциональных возможностей. Особенно эффек-
тивно на этот процесс влияют упражнения силового и скоростно-силового характера. При этом средства и методы занятий с применением атлетической гимнастики могут быть направлены не только на тренировку максимальной силы, но и на развитие других физических и функциональных качеств, например, общей выносливости, что благоприятно отражается на совершенствовании сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [3 — 5].
В последние годы появились труды, которые рассматривают атлетическую гимнастику с позиции возможности её применения для коррекции различных физических нарушений. В то же время, несмотря на свою популярность, этот вид двигательной деятельности человека еще не получил своего широкого признания в системе физического воспитания подростков в специальных медицинских группах по причине недостаточного научно-методического обес-печения[3, 6, 7].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического и организационного обеспечения процесса использо-
вания комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегетососудистой дистонией.
Мы предположили, что научно-педагогическое обоснование методики и содержания занятий с применением атлетической гимнастики в специальных медицинских группах позволит не только активизировать процесс физического развития, но и предложить эффективные технологии с целью активизации двигательной деятельности подростков в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Исследовать и оценить физическое, функциональное состояние учащихся специальной медицинской группы с вегето-сосудистой дистонией.
2. Обеспечить методическое сопровождение внедрения оздоровительных технологий в деятельность образовательного учреждения.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность процесса использования комплекса силовых упражнений для повышения физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосудистой дистонией.
Методы и организация исследования:
— в начале и после эксперимента планируется провести тестирование гемодинамики учащихся: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САС), диастолическое артериальное давление (ДАД), пульсовое давление (ПД), ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК); и показатели физической подготовленности: прыжок в длину с места, челночный бег, подъем корпуса из положения лежа за 30 с, подтягивание под угл. 45о;
— анализ литературы по исследуемой теме с целью выделения основных направлений для решения нашей задачи.
Исследования проводились на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Мензелин-ска. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы. В эксперименте принимали участие ученицы 9—11 классов.
По мнению ряда авторов, ведущей целью физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных упражнений в жизнедеятельности человека.
Принципиальное методологическое значение для разработки методики оптимизации физического и функционального состояния учащихся с вегето-сосу-дистой дистанией имеют отличия от общей системы физического воспитания детей в специальных медицинских группах. Предполагается, что для исправления положения процесс физического воспитания учащихся должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся у учащихся отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья.
Основные задачи, которые ставит перед собой преподаватель, обучая учащихся упражнениям силового характера, могут быть сформулированы так:
1. Нормализация нарушенных функций, повышение адаптационной способности организма учащихся и отдельных его систем, органов.
2. Общее укрепление и оздоровление организма, повышение его силовых качеств, а также работоспособности и эмоционального тонуса.
3. Тренировка всех органов и систем, в особенности сердечно-сосудистой и мышечной.
4. Уменьшение субъективных проявлений заболевания, выработка и совершенствование ряда жизненно необходимых моторных навыков, умений, качеств (правильное дыхание, произвольное расслабление мышц, мышечная сила и др.).
Для силовых упражнений характерны:
а) глубокая биологичность и адекватность упражнений в изометрическом режиме;
б) универсальность (понимая под этим широкий спектр действия — нет ни одного органа или системы органов, которые не реагировали бы на силовые усилия);
в) отсутствие побочного действия (при правильной дозировке и рациональном методическом оформлении занятия);
г) возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, оказывая как специальное, так и общее воздействие на организм.
Методика комплексного применения силовых упражнений является вариативным компонентом программы «Физическая культура» учащихся специальной медицинской группы.
Эффективность использования силовых упражнений на занятиях по физическому воспитанию у учащихся специальной медицинской группы во многом зависит от правильного подбора упражнений, методов и методических приемов организации учащихся при их выполнении.
I. Силовые упражнения на занятиях по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы дифференцированы по трем основным принципам (признакам):
1) по анатомическому признаку делятся для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи, мышц туловища, мышц передней стенки живота и тазового дна, мышц ног;
2) по интенсивности развиваемой силы, принято выражать в процентах от максимально возможного.
Напряжения мышц при выполнении силовых упражнений чаще бывают малой интенсивности (20 — 30 %), умеренной интенсивности (30 — 40 %), средней интенсивности (50 %) от максимального усилия. Упражнения более высокой интенсивности учащихся специальной медицинской группы противопоказаны;
3) по продолжительности развиваемого силового напряжения продолжительность силового усилия в каждом из упражнений зависит от его интенсивности и находится с ней в обратной пропорции. Упражнения малой интенсивности выполняются 10 — 30 с, умеренной и средней интенсивности — 5—25 с, более высокой интенсивности — 2—5 с.
Для постепенной подготовки организма учащихся к работе в силовом режиме сначала включают в подготовительную часть урока два силовых упражнения, охватывающих как мелкие, так и крупные мышечные группы. Необходимо акцентировать внимание на правильном выполнении упражнений при соблюдении следующей дозировки: количество повторений 6—8 раз с паузой отдыха между упражнениями до полного восстановления пульса, такая же пауза перед сменой упражнений (для объяснения и показа преподавателя).
После 5—6 занятий учащиеся адаптируются к этому виду нагрузки, что можно определить по точности выполнения упражнений, их амплитуде (легко и свободно), ритму дыхания (без задержек), уменьшению пульсовой реакции в ответ на силовые усилия. Для адаптированных учащихся в подготовительную часть урока вводится комплекс из 6—8 упраж-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (115) 2013
Показатели Этапы исследования
1-й этап 2- й этап
ЧСС, уд/мин 80,25±4,6 75,63 ±3,6
САД, мм рт. ст. 135,44±1,7 130,19±1,9
ДАД, мм рт. ст. 91,25±0,8 86,56±1,3
ПД мм рт. ст. 44,19±1,4 43,63±1,6
УОК, мл 53,67±1,1 56,04±1,4
МОК, мл/мин 4305±274,2 4237 ±238,9
Прыжок в длину с места 151,19±8,92 157,9±8,9
Челночный бег 3? 10 12,34 ±0,53 11,62 ±0,54
Подъем корпуса из положения лежа за 30 с 18,25 ±1,91 21, 44 ±1,6
Подтягивание под угл. 45о 8,06±1,57 11,5± 1,75
нений. В паузах отдыха выполняются дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление мышц.
После 6—7 занятий с использованием силовых упражнений в подготовительной части занятия они включаются в его основную часть. Характер силовых упражнений здесь направлен на развитие силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и силы. В течение пяти минут в конце основной части занятия выполняется 2—4 имитационных упражнения по типу «круговой» тренировки. На каждой «станции» учащиеся выполняют имитационные упражнения в течение 30 — 50 с, длительностью напряжения 6—10 с, количеством повторений 2—3 раза, паузой отдыха между напряжениями 5—15 с. Интервал между упражнениями составляет 60—120 с. В это время учащиеся выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и принимают исходное положение для нового упражнения.
II. Очень важным является сочетание силовых упражнений с двумя видами динамических упражнений: дыхательными и в произвольном расслаблении мышц.
Дыхательные упражнения применяются с тремя основными целями:
а) в качестве специальных упражнений, способствующих нормализации кровообращения;
б) как средство для снижения величины общей и специальной нагрузки в занятии;
в) для обучения учащихся правильному рациональному дыханию и умению произвольно регулировать дыхание в процессе мышечной деятельности.
Необходимо следить за согласованностью движений с дыханием. Обучение рациональному дыханию — важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки делать вдох, при сжимании — выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нем участвовали все отделы грудной клетки, мышцы передней стенки живота и диафрагма.
Активизация функции органов дыхания в целом способствует газообмену, оксигенании крови, повышению барьерной функции верхних дыхательных путей, повышению обмена веществ (за счет устранения гипоксии, активизации окислительно-восстановительных процессов, фоофорилирования жиров).
Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков при самых простых упражнениях и заданиях: вдох через нос и выдох через рот;
вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук; дыхание при приседаниях и полу-приседах; дыхание во время поворотов, наклонов туловища; дыхание во время ходьбы в различном темпе с различным сочетанием количества шагов, вдоха-выдоха.
Упражнения в произвольном расслаблении применяются на занятиях по физическому воспитанию с тремя основными целями:
а) в качестве специальных упражнений, способствующих оптимизации функции аппарата циркуляции;
б) в качестве средства, расширяющего диапазон моторных навыков и умений;
в) в качестве средства, способствующего снижению уровня общей и специальной нагрузки в процессе занятия.
Поэтому целесообразно применять упражнения в произвольном расслаблении мышц непосредственно после упражнений, связанных с усилием и напряжением мышечных групп.
III. Необходимо включать в структуру занятия по физическому воспитанию силовые упражнения с учетом формы нозологии. При ВСД силовые упражнения следует применять с целью депрессорного воздействия на сосуды: малой и умеренной интенсивности, средней и большой продолжительности в сочетании с упражнениями в произвольном расслаблении мышц и упражнений на дыхание.
Именно такой подход к организации физического воспитания может обеспечить улучшение показателей физического развития, оптимизации уровня функциональной подготовленности.
Результаты исследования.
Анализ результатов исследования физического и функционального состояния учащихся специальных медицинских групп с вегето-сосудистой дистонией показал следующее.
Показатели гемодинамики и физической подготовленности учащихся экспериментальной группы (ЭГ) с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу (табл. 1). Показатель ЧСС выявил тенденцию к снижению к второму этапу исследования в среднем на 5,75 %. Показатели АД (САД, ДАД) снижаются в среднем соответственно на 3,9 % (р <0,05), 5,1% (р<0,05). Показатель ПД имеет тенденцию к понижению в среднем на 1,3 %. Сердечный выброс УОК к второму этапу исследования имеет тенденцию к повышению в среднем на 4,4 % , а МОК — к понижению на 1,6 %. Показатель прыжок в длину с места
Показатели Этапы исследования
1-й этап 2-й этап
ЧСС, уд/мин 79,47±1,8 78,6±2,2
САД, мм рт. ст. 131,87±1,4 129,93±2,8
ДАД, мм рт. ст. 90,2±2,9 86,87±1,9
ПД, мм рт. ст. 41,7±3,0 43,1 ±2,3
УОК, мл 52,91±3,1 55,56±1,0
МОК, мл/мин 4203±314,0 4366±128,1
Прыжок в длину с места 166,33±8,0 170,47±6,14
Челночный бег 3? 10 10,91 ±0,68 10,76±0,57
Подъем корпуса из положения лежа за 30 с 19,13 ±1,30 20,6±1,30
Подтягивание под угл. 45о 9,73 ±1,71 11± 1,77
увеличился в среднем на 4,43 %; челночный бег уменьшился на 5,83 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с увеличился на 17,48 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о увеличился на 42,68 %.
Показатели гемодинамики и физической подготовленности учащихся контрольной группы (КГ) с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу (табл. 2). Показатель ЧСС снижался к второму этапу исследования в среднем на 1,09 % (р <0,05). Показатели АД (САД, ДАД) снижались в среднем соответственно на 1,5 % (р <0,05), 3,7 % (р <0,05). Показатель ПД повысился на 3,4 %. При анализе сердечного выброса УОК выявило повышение в среднем на 5,0 %, а МОК понижение на 3,9 % (р<0,01). Показатель прыжок в длину с места увеличился в среднем на 2,49 %; челночный бег уменьшился на 1,37 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с увеличился на 7,68 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о увеличилось на 13,05 %.
Выводы.
1. Разработана методика комплексного применения силовых упражнений в процессе занятий по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы, которая учитывает индивидуальные ценности, рациональное дозирование, нарушения в состоянии здоровья и соответствует функциональным возможностям, физической работоспособности и физической подготовленности учащихся.
2. Полученные результаты выявили высокую эффективность практической реализации разработанной методики в экспериментальной группе учащихся с вегетососудистой дистонией. Подбор комплекса силовых упражнений в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслаблении мышц обеспечил улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, сохранение и укрепление физического здоровья, повышение физической работоспособности и физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы.
3. Установлены особенности влияния разработанной методики на учащихся экспериментальной группы с вегетососудистой дистонией. При применении в течение двух лет нагрузок в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслаблении мышц способствуют понижению артериального давления (САД, ДАД, ПД ) в среднем соответственно на 3,9 % (р<0,05), 5,1 % (р<0,05), 1,3 %,
и улучшением показателей физической подготовленности: прыжок в длину с места на 4,43 %; челночный бег на 5,83 %; подъем корпуса из положения лежа за 30 с на 17,48 %; подтягивание на перекладине под угл. 45о на 42,68 %.
В контрольной группе у учащихся с вегето-сосу-дистой дистонией сдвиги со стороны гемодинамики были существенно ниже.
Библиографический список
1. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кине-зотерапия) : учеб. для студентов вузов / В. И. Дубровский. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
2. Гуро, О. А. Оценка физического здоровья школьников / О. А. Гуро // Медицина, физкультура и спорт. Итоги и перспективы развития : материалы науч.-практ. конф. — Ижевск : УдГУ, 2000. — С. 114.
3. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни студентов : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков ; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М. : Изд-во МНЭПУ, 1995. — 93 с.
4. Погудин, С. М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков : метод. разработка / С. М. Погудин. — Чайковский : ЧГИФК, 1999. — 98 с.
5. Абзалов, Р. А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р. А. Абзалов, Ф. Г. Ситдиков ; М-во общ. и проф. образования РФ. Казан. гос. пед. ун-т. — Казань, 1998. — 95 с.
6. Кряжев, В. Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека / В. Д. Кряжев. — М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. — 245.
7. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки : учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 — Физ. культура и спорт / В. Н. Ку-рысь. — М. : Совет. спорт, 2004. — 264 с.
ТИТОВ Сергей Вячеславович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьба».
Адрес для переписки: [email protected] КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма.
Адрес для переписки: к^т_<3188 @таП. т
Статья поступила в редакцию 28.09.2012 г.
© С. В. Титов, З. М. Кузнецова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ