УДК 615.825.1: 371.72
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С.В. Титов - аспирант Поволжская государственная академии физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
OPTIMIZATION OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF SPECIAL
MEDICAL GROUPS' PUPILS WITH VEGETATIVE VASCULAR DYSTONIA BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
S.V. Titov - postgraduate student Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: serg titov1982@,mail.ru
Ключевые слова: лечебная физическая культура, специальная медицинская группа, вегетососудистая дистония.
Аннотация. В статье рассматривается оптимизация функционального состояния учащихся специальных медицинских групп с вегетососудистой дистонией средствами физической культуры.
Keywords: medical physical culture, special medical group, vegetative vascular dystonia.
Summary. In the article the optimization of the functional condition of special medical groups' students with vegetative vascular dystonia by means of physical culture is considered.
Здоровье детей и подростков зависит от уровня физического и умственного развития, функциональных возможностей организма в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста. Главной причиной ухудшения здоровья является отсутствие у данного контингента культуры жизни, культуры здоровья, культуры питания, а также недостаточная двигательная активность [2, 6].
Общеизвестно, что физическое развитие детей и подростков является одним из информативных показателей оценки здоровья населения. При ухудшении здоровья учащегося переводят в специальную медицинскую группу, и он занимается физическими упражнениями по облегченной программе. Из-за длительного щадящего режима и низкой двигательной активности происходит снижение работоспособности и адаптационных способностей всего организма [4, 12].
Такое положение в полной мере соответствует состоянию учащихся специальных медицинских групп с вегетососудистой дистонией, которое в ходе дальнейшего обучения усугубляется продолжающимся и углубляющимся дефицитом двигательной активности вследствие стандартов обучения в школах. Целенаправленное активное противодействие последствиям болезни в процессе занятий оказывает лишь временное благоприятное воздействие в силу того, что физические упражнения они не выполняют ни в процессе профессиональной подготовки, ни в процессе профессиональной деятельности [7, 8, 14].
Доказано, что у взрослых дистония протекает тяжелее, болезненнее, увеличивается и частота приступов. Медики объясняют это тем, что с возрастом весь организм, и нервная
система в особенности, расшатывается, хронические болезни подтачивают равновесие ВНС, сопротивляемость снижается. Отсутствие регулярных занятий спортом, физической культурой и постоянные стрессы только способствуют развитию дистонии [7, 8, 14].
Формальный переход на уровень высшего общего образования в области физической культуры человека, не освоившего базовую личностную физическую культуру, не только не снимает проблему, но и усугубляет ее [10].
Любая двигательная деятельность, так или иначе, связана с развитием костно-двигательного аппарата и функциональных возможностей. Особенно эффективно на этот процесс влияют упражнения силового и скоростно-силового характера. При этом средства и методы занятий с применением атлетической гимнастики могут быть направлены не только на тренировку максимальной силы, но и на развитие других физических и функциональных качеств, например, общей выносливости, что благоприятно отражается на совершенствовании сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма [3, 9].
Известно, что занятия атлетической гимнастикой оказывают положительное воздействие на морфологические, биохимические и физиологические изменения организма, а упражнения с отягощениями эффективно влияют не только на совершенствование мускулатуры человека, делая ее рельефной и красивой, но и на процесс гармоничного развития телосложения, осанку, пластику движений и т. д. Использование на занятиях в специальных медицинских группах всего многообразия физических упражнений позволяет достичь всестороннего физического развития учащихся [10, 13].
В последние десятилетия появились труды, которые рассматривают атлетическую гимнастику с позиции возможности её применения для коррекции различных физических нарушений. В то же время, несмотря на свою популярность, этот вид двигательной деятельности человека еще не получил своего широкого признания в системе физического воспитания подростков в специальных медицинских группах по причине недостаточного научно-методического обеспечения. Отсюда возникает противоречие, с одной стороны, специалисты подчеркивают, что у современных детей, подростков и молодёжи с каждым годом отмечается тенденция понижения двигательной активности и нежелания заниматься физической культурой и спортом, а с другой стороны, в печати очень мало доступных и научно обоснованных разработок по тренировке подростков в специальных медицинских группах в таком виде, как атлетическая гимнастика [10, 12].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического и организационного обеспечения процесса оптимизации функционального состояния учащихся с ВСД в СМГ средствами физической культуры.
Опираясь на эти факты, мы предположили, что научно-педагогическое обоснование методики и содержания занятий с применением атлетической гимнастики в специальных медицинских группах позволит не только активизировать процесс физического развития, но и предложить эффективные технологии с целью активизации двигательной деятельности подростков в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Исследовать и оценить физическое и функциональное состояние учащихся специальной медицинской группы с вегетососудистой дистонией.
2. Обеспечить методическое сопровождение внедрения оздоровительных технологий в деятельность образовательного учреждения.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность процесса оптимизации функционального состояния учащихся с ВСД с применением средств физической культуры.
Мероприятия по решению задач:
1. Анализ литературы по исследуемой теме с целью выделения основных направлений для решения задач исследования.
2. В начале и после эксперимента планируется провести тестирование гемодинамики учащихся: ЧСС, САС, ДАД, ПД, УОК, МОК.
Исследования проводились на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В эксперименте принимали участие учащиеся 9-11 классов (девушки).
По мнению ряда авторов, ведущей целью физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентаций, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных упражнений в жизнедеятельности человека.
Принципиальное методологическое значение для разработки методики оптимизации функционального состояния учащихся СМГ с ВСД имеют отличия от общей системы физического воспитания в адаптивном физическом воспитании детей с ВСД. Предполагается, что для исправления положения процесс физического воспитания учащихся должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся у учащихся отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья.
При разработке экспериментальной методики мы учитывали и тот факт, что занятия для СМГ не удовлетворяют биологическую потребность в движениях, не способствуют использованию потенциальных возможностей организма, улучшению уровня физической подготовленности ребенка и повышению его интереса к занятиям физической культурой. Поэтому экспериментальная программа состояла из занятий физической культурой, дифференцированных занятий лечебной физической культурой и индивидуальных занятий, которые решали разные задачи при помощи различных средств физической культуры. Именно такой подход к организации физического воспитания может обеспечить улучшение показателей физического развития, оптимизации уровня функциональной подготовленности.
Результаты исследования.
Первый констатирующий педагогический эксперимент предусматривал двухэтапное тестирование уровня функционального состояния у учащихся средней общеобразовательной школы №1 г. Мензелинска, в начале и конце учебного года.
Показатели гемодинамики на начальном (первом) этапе исследования у учащихся ЭГ с ВСД по гипертоническому типу были следующими:_
ЧСС, уд/мин САД, мм рт.ст. ДАД, мм рт.ст. ПД, мм рт.ст. УОК, мл МОК, мл/мин
80,25±4,6 135,44±1,7 91,25±0,8 44,19±1,4 53,67±1,1 4305±274,2
Показатели у учащихся КГ с ВСД по гипертоническому типу были следующими:
ЧСС, уд/мин САД, мм рт.ст. ДАД, мм рт.ст. ПД, мм рт.ст. УОК, мл МОК, мл/мин
79,47±1,8 131,87±1,4 90,2±2,9 41,7±3,0 52,91±3,1 4203±314,0
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике повышения функционального состояния учащихся в специальных медицинских группах. Подбор упражнений был обусловлен характером и формой заболевания учащихся. В соответствии с этим, на первом этапе занятий, нагрузки давались в щадящем режиме с оптимальной фазой отдыха для каждого учащегося.
Испытуемые контрольной группы занимались по программе «Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп» (Р.В. Тазиев, Г.М. Плеханова, Р.А. Нурмухаметова, Н.И. Балинкова, А.Х. Габидуллин, 2003).
Показатели на конечном (втором) этапе исследования в ЭГ стали следующими:
ЧСС, уд/мин САД, мм рт.ст. ДАД, мм рт.ст. ПД, мм рт.ст. УОК, мл МОК, мл/мин
75,63 ±3,6 130,19 ±1,9 86,56 ±1,3 43,63 ±1,6 56,04 ±1,4 4237 ±238,9
Показатели ЧСС снизились в среднем на 5,75%. Показатели АД (САД, ДАД) снизились в среднем, соответственно, на 3,9 % (р<0,05), 5,1% (р<0,05). Показатели ПД повысились в среднем на 1,3 %.
Сердечный выброс УОК к концу исследования повысился в среднем на 4,4 %, а показатель МОК повысился на 1,6 %.
Показатели гемодинамики КГ на конечном этапе исследования следующие:
ЧСС, уд/мин САД, мм рт.ст. ДАД, мм рт.ст. ПД, мм рт.ст. УОК, мл МОК, мл/мин
78,6 ± 2,2 129,93 ±2,8 86,87 ± 1,9 43,1 ±2,3 55,56 ± 1,0 4366 ± 128,1
Показатель ЧСС снизился в среднем на 1,09 % (р<0,05). Показатели АД (САД, ДАД,) снизились в среднем, соответственно, на 1,5 % (р<0,05), 3,7 % (р<0,05). Показатель ПД повысился на 3,4 %. Показатели сердечного выброса УОК повысились в среднем на 5,0 % , а МОК понизился на 3,9 % (р<0,01).
Выводы.
1. Разработанная методика комплексного применения силовых упражнений в процессе занятий по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы учитывает индивидуальные ценности, рациональное дозирование, нарушения в состоянии здоровья и соответствует функциональным возможностям, физической работоспособности и физической подготовленности учащихся.
2. Полученные результаты выявили высокую эффективность практической реализации разработанной методики в экспериментальной группе учащихся с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу.
3. Подбор силовых упражнений в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслаблении мышц обеспечил улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, сохранение и укрепление физического здоровья, повышение физической работоспособности и физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы.
4. Установлены особенности влияния разработанной методики на учащихся экспериментальной группы с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу. Применение в течение двух лет нагрузок в сочетании с упражнениями на дыхание и упражнениями в произвольном расслабление мышц способствуют понижению артериального давления (САД, ДАД, ПД ) в среднем, соответственно, на 2,62 % (р<0,05); 5,42 % (р<0,05); 1,13 %, и увеличению сердечного выброса.
В контрольной группе у учащихся с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу сдвиги со стороны гемодинамики были существенно ниже.
Литература
1. Абзалов, Р. А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р. А. Абзалов, Ф.Г. Ситдиков; М-во общ. и проф. образования РФ. Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 1998. - 95 с.
2. Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студентов : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. - М. : Изд-во МНЭПУ, 1995. - 93 с.
3. Гуро, О. А. Оценка физического здоровья школьников / О. А. Гуро // Медицина, физкультура и спорт : итоги и перспективы развития : мат. науч.-практ. конф. - Ижевск : УдГУ, 2000. - С. 114.
4. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.
6. Кряжев, В.Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека / В.Д. Кряжев. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. - 245 с.
7. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки : учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 - Физическая культура и спорт / В.Н. Курысь. - М. : Совет. спорт, 2004. - 264 с.
8. Погудин, С.М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков : метод, разработка / С.М. Погудин. - Чайковский : ЧГИФК, 1999. - 98 с.
9. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник : в 2-х т. / под общей ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2005. - Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. - 448 с.
10. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / авт.-сост. О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2004. - 296 с.
11. Физическая подготовленность : средства и методы оздоровления физической культурой : тезисы всесоюз. науч.-практ. конф. «Физическая культура и здоровый образ жизни». - М. : ВНИИФК, 1990. - 153 с.
Literature
1. Abzalov, R.A. Developing heart and the motor mode / R.A. Abzalov, F.G. Sitdikov; The ministry of the general and vocational training of the Russian Federation. The Kazan State Pedagogical University. - Kazan, 1998. - 95 p.
2. Vilenskiy, M.Ya. Bases of a healthy way of life of students : a textbook / M.Ya. Vilenskiy, A.G. Gorshkov; The international independent ecological-politological university. - М. : Publishing house MNEPU, 1995. -93 p.
3. Guro, O.A. Estimation of physical health of schoolchildren / O.A. Guro // Medicine, physical culture and sport : results and prospects of development : proceedings of scientific - practical conference. - Izhevsk : The Udmurt state university, 2000. - P. 114.
4. Dubrovskiy, V.I. Medical physical training (kinesitherapy) : a textbook for students of HEIs / V.I. Dubrovskiy. - М. : VLADOS, 1998. - 608 p.
5. Yevseyev, S.P. Adaptive physical culture : a textbook / S.P. Yevseyev, L.V. Shapkova. - М. : the Soviet sport, 2000. - 240 p.
6. Kryazhev, V.D. Development, preservation and restoration of human's motor possibilities / V.D. Kryazhev. - M. : Publishing house VNIIFK, 2002. - 245 p.
7. Kurys', V.N. Bases of power preparation : the manual for students of HEI, carrying out educational activity on a speciality 022300 - Physical Culture and sport / V.N. Kurys'. - М. : Soviet sports, 2004. - 264 p.
8. Pogudin, S.M. Regulation of physical loads in strengthening of children and teenagers health : the method, working out / S. M. Pogudin. - Tchaikovskiy : ChGIFK, 1999. - 98p.
9. The theory and the organization of adaptive physical culture : a textbook : in 2 volumes. / under the general edition of S.P. Yevseyev. M. : Soviet sport, 2005. - Vol. 2 : Maintenance and techniques of adaptive physical culture and the characteristic of its principal views. - 448 p.
10. Technologies of physical culture sports activity in adaptive physical culture : the manual / Authors-composers O.E. Aksenova, S.P.Yevseyev; under the general edition of S.P. Yevseyev. - М. : Soviet sport, 2004. - 296 p.
11. Physical preparedness : means and methods of improvement by physical training : theses of all-Union scientifically-practical conference "Physical Culture and a healthy way of life". - М. : VNIIFK, 1990. - 153 p.
Статья поступила в редакцию 7.06.2011 г.