Научная статья на тему 'Повышение функциональной и физической подготовленности студенток средствами хатха-йоги'

Повышение функциональной и физической подготовленности студенток средствами хатха-йоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

На основании проведенных исследований по применению асан и дыхательных упражнений из хатха-йоги на учебных занятиях по физическому воспитанию установлено повышение уровня работоспособности, функциональной и физической подготовленности студенток, имеющих низкий уровень физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improving functional and physical training of female students using Hatha-Yoga principles

On the base of conducted research in applying «asana» and respiratory exercises from Hatha-yoga philosophy at physical training classes the improving of work efficiency level, functional and physical training of female students of 17 18 years old have been determined.

Текст научной работы на тему «Повышение функциональной и физической подготовленности студенток средствами хатха-йоги»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

3. Для устранения недостатков в технической подготовке женских групп и повышения уровня базовой и профилирующей технической подготовленности необходимо использовать специальные упражнения. Специальные упражнения разрабатываются с учетом характера ошибок партнеров, вклада каждого из них в эти ошибки и объединяются в комплексы. Упражнения комплекса могут выполняться сериями или по отдельности, в любой части тренировочного занятия в зависимости от его задач. Дозировка всех упражнений зависит от амплуа партнеров, их квалификации, уровня технической подготовленности и решения частных двигательных задач в каждом комплексе специальных упражнений. Специальная техническая подготовка с использованием комплексов специальных упражнений способствует снижению сбавок за ошибки на 0,15 — 0,79 балла (на 50 — 57 %), повышая на 11% уровень базовой подготовленности и на 14 % — профилирующей.

Библиографический список

1. Болобан, В.Н. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений / В.Н. Болобан // Современный олимпийский спорт: тезисы докл. Междунар. науч. конгр. (Киев, 10—15 мая 1993г.) / Киев. ин-т физ. культуры. — Киев, 1993. — С. 80.

2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: попул. учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 508 с.

3. Гущина, Е.П. Совершенствование методики обучения юных гимнасток базовым элементам на разновысоких брусьях: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Гущина. — СПб, 2002. — 23 с.

4. Дикунов, А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации (дидактическое исследование на юных и взрослых гимнастах): автореф. дис. ... д-ра пед. наук /А. М. Дикунов. — М., 1972. — 42 с.

5. Кравчук, А. И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов : лекция / А. И. Кравчук; Омск. ин-т физ. культуры. — Омск: [б. и.], 1983. — 22 с.

6. Кравчук, А.И. Особенности планирования учебного материала по развитию физических качеств гимнастов на предварительном и начальном этапах их подготовки / А.И. Кравчук // Научные основы спортивной тренировки: сб. науч. тр. / Омск. ин-т физ. культуры. — Омск, 1977. — С. 32 — 34.

7. Кравчук, А.И. Теория прогрессирующего переноса и самообразования безупречных навыков — база высшего технического мастерства двигательных действий /А.И. Кравчук // Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса: сб. науч. ст. / Омск. ин-т физ. культуры. — Омск, 1982. — С. 58 — 60.

8. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста /А.И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. Ч. 1. - 102 с.

БОНДАРЕНКО Елена Геннадьевна, аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; преподаватель гимнастики кафедры физической культуры и спорта Инновационно-Евразийского университета г. Павлодара (Республика Казахстан);

КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Статья поступила в редакцию 31.03.08 г.

© Е. Г. Бондаренко, А. И. Кравчук

удк 79б: 37037 е. В. МУДРИЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ ХАТХА-ЙОГИ______________________

На основании проведенных исследований по применению асан и дыхательных упражнений из хатха-йоги на учебных занятиях по физическому воспитанию установлено повышение уровня работоспособности, функциональной и физической подготовленности студенток, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

В высших учебных заведениях широко распространён дифференцированный подход к построению процесса физического воспитания. Реализация этого подхода предполагает учет многих факторов — функциональных возможностей, состояния здоровья, двигательных способностей, возраста, мотивации, условий труда и быта занимающихся.

Для расширения функциональных возможностей организма, совершенствования двигательных способ-

ностей студенток, имеющих низкий уровень физической подготовленности, нами разработаны содержание и организационно-методические условия применения гимнастики с элементами хатха-йоги, а также организовано и проведено исследование с целью обоснования эффективности предложенного вида оздоровительной гимнастики.

Наше исследование проводилось в учебных группах общей физической подготовки (ОФП), которые

сформированы из студенток с низким уровнем физической подготовленности. Основной задачей физического воспитания для данного контингента студентов является повышение уровня функциональной и физической подготовленности. В качестве учебного материала на практических занятиях в группах ОФП использовали общедоступные упражнения из легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок и гимнастики. В соответствии с рабочей программой дисциплины «Физическая культура» на изучение оздоровительных видов гимнастики на первом курсе обучения запланировано 60 часов. Эти учебные часы использовали для проведения педагогического эксперимента, перед началом которого исследовали физическую подготовленность 112 студенток, принявших в нем участие.

Согласно нормативным требованиям на оценку «удовлетворительно» студентками должны быть показаны следующие результаты: бег 100 м — 17 с; прыжок в длину с места — 168 см; подтягивания на низкой перекладине в висе лежа — 10 раз; подъемы в сед из положения лежа на спине — 40 раз; 12-минутный беговой тест Купера — 1850-2150 м [4].

Итоги тестирования свидетельствуют о том, что небольшое количество студенток показывает результаты на оценку «удовлетворительно»: в беге на 100 м —

4 %; в упражнении «подтягивания в висе лежа» — 18%; в упражнении «подъемы в сед» — 24 %; в 12-минутном беговом тесте Купера — 31 %; в прыжке в длину с места — 40 %. Остальные результаты были ниже нормативов, что указывает на низкий уровень подготовленности студенток в упражнениях, характеризующихся проявлением скоростно-силовых способностей, силовой и общей выносливости.

На учебных занятиях по гимнастике в контрольной группе применяли традиционные общеразвивающие упражнения: упражнения по преодолению веса собственного тела; упражнения с гимнастическими палками, скакалками, гантелями; упражнения с использованием гимнастической стенки, гимнастической скамейки; прыжки на месте, в движении, через предметы; упражнения по растягиванию мышц и связок и на расслабление мышц.

В экспериментальной группе в качестве учебного материала на протяжении 30 практических занятий использовали гимнастику с элементами хатха-йоги, содержание которой составили дыхательные упражнения — полное дыхание, капала-бхати, анулома-вилома, асаны из различных исходных положений и статодинамические комплексы асан общей продолжительностью 30 — 40 минут [2].

Полное дыхание — упражнение в смешанном типе дыхания. Капала-бхати — упражнение, в котором акцент делается на активном выдохе за счет энергичного и быстрого сокращения мышц живота и диафрагмы. Анулома-вилома — упражнение по выполнению медленного выдоха и медленного вдоха через одну, затем другую ноздрю поочередно.

Из большого количества асан выбрали те, которые по технической сложности соответствовали уровню физической подготовленности студенток. На занятиях не использовали асаны, связанные с выполнением стойки на голове или руках.

Обучение гимнастике с элементами хатха-йоги осуществлялось по общепринятой структуре — этап начального разучивания (1 — 6 занятие), этап углубленного разучивания (7 — 22 занятие), этап закрепления и дальнейшего совершенствования разучиваемых упражнений (23 — 30 занятие) [1].

На первых шести занятиях разучивали основы техники асан, их связок и дыхательных упражнений.

Каждую асану студентки удерживали на протяжении 4—8 вдохов-выдохов в одном подходе и не более четырех раз. Всего они разучили 25 асан, которые составили основу статодинамических комплексов, и три дыхательных упражнения. Ознакомление с комплексами начиналось с третьего занятия по гимнастике. Студентки разучили четыре статодинамических комплекса асан и выполняли их подряд, т.е. без пауз отдыха между ними, в течение десяти практических занятий.

Практическое занятие по гимнастике с элементами хатха-йоги, так же как и занятие с использованием традиционных средств физического воспитания, состояло из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

90 минут учебного занятия было распределено следующим образом: организационные мероприятия —

5 мин (6 %); разминка — 20 минут (22 %); капала-бхати и полное дыхание — 10 мин (11 %); упражнения для мышц глаз — 5 мин (6 %); асаны — 10 мин (11 %); статодинамические комплексы асан — 30 мин (33 %); релаксация — 7 мин (8 %); анулома-вилома — 3 мин (3 %).

Систематическое применение гимнастики с элементами хатха-йоги способствовало росту показателей функциональной и физической подготовленности студенток (Р<0,01 — 0,001). Наибольший относительный прирост результатов в экспериментальной группе зафиксирован в упражнениях на гибкость (150%), статическое равновесие (131 %), силовую (57,1 %) и общую выносливость (21,9 %), а также в ИГСТ (51,5 %) и пробе Штанге (23,1 %).

После завершения эксперимента между экспериментальной и контрольной группами не установлено статистической достоверности различий в результатах бега на 100м и челночного бега 3x10 м (Р>0,05).

В экспериментальной группе произошло более значительное, чем в контрольной, повышение результатов в упражнениях по сохранению статического равновесия, на гибкость, общую и силовую выносливость статического характера (Р<0,001).

В контрольной группе выявлен более высокий рост результатов в скоростно-силовом упражнении «прыжок в длину с места» и упражнениях на силовую выносливость динамического характера (Р<0,05).

Таким образом, и в экспериментальной, и в контрольной группах произошло более значительное улучшение тех показателей, на которые прежде всего было ориентировано воздействие применяемых средств. В обеих группах есть положительный перенос тренировочного эффекта от применяемых средств на показатели, которым в процессе физического воспитания не уделялось достаточного внимания.

Применение гимнастики с элементами хатха-йоги повлияло на повышение показателей физической и функциональной подготовленности студенток, благодаря тому, что используемые средства и методы оказали воздействие на многие системы организма.

Выполнение дыхательных упражнений способствовало формированию навыка смешанного типа дыхания, увеличению подвижности диафрагмы и грудной клетки, укреплению дыхательной мускулатуры, повышению устойчивости организма к гипоксии. Удержание многих асан также связано с активной работой дыхательных мышц, увеличением глубины дыхания.

Своеобразие исходных положений, постоянное изменение пространственных характеристик при выполнении упражнений гимнастики с элементами хатхайоги развивали у студенток навыки управления

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

устойчивым равновесием, улучшали гибкость и ловкость.

Чередование напряжений и расслаблений при выполнении асан способствовало воспитанию способности студенток к мышечному расслаблению после проявления максимального усилия, что сказалось на улучшении результатов в скоростно-силовых упражнениях.

Применение статодинамических комплексов асан способствовало совершенствованию силовой и общей выносливости, повышению работоспособности студенток, т.к. с их помощью был реализован метод переменного непрерывного упражнения и были созданы условия для продолжительной работы, включающей функционирование значительной части мышечного аппарата. Основной переменный фактор в комплексах — это структура движений. В статодинамические комплексы были включены разнообразные асаны и движения их объединяющие, что позволило в ходе выполнения упражнений задействовать большое число мышц разных частей тела и чередовать усилия статического и динамического характера. Комбинирование асан и движений в целостный двигательный акт происходило в условиях согласования статических и двигательных действий с дыханием. Это способствовало тому, что студентки, имеющие низкий уровень физической подготовленности, смогли плавно и слитно выполнять асаны и движения на протяжении 30 — 40 минут в зоне умеренной мощности.

Длительность применения гимнастики с элементами хатха-йоги также сказалась на улучшении показателей физической и функциональной подготовленности студенток экспериментальной группы. При 2-разовых занятиях в неделю она составила около четырех месяцев, что согласуется с научными данными о сроках адаптации организма человека к стандарт-

ной тренировочной нагрузке, находящихся в диапазоне от 1,5 до 3-х месяцев [3].

Достоверное улучшение показателей функциональной и физической подготовленности студенток, применявших экспериментальную методику, позволяет сделать вывод о том, что гимнастика с элементами хатха-йоги является эффективным средством физического воспитания и может быть рекомендована для использования в высших учебных заведениях.

Библиографический список

1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

2. Мудриевская, Е.В. Хатха-йога как нетрадиционное средство физического совершенствования / Е.В. Мудриевская // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. — С. 366-368.

3. Павлов, С.Е. Современная теория адаптации и опыт использования ее основных положений в подготовке пловцов / С.Е. Павлов, Т.Н. Кузнецова, И.В. Афонякин // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 2. — С. 32-37.

4. Физическая культура. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / авт.-сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев; М-во образования РФ. — Изд. офиц. — М.: Изд-во Московск. псих.-соц. ин-та, 2000. — 34 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Статья поступила в редакцию 17.04.08 г.

© Е. В. Мудриевская

УДК 797-22+б12.171.1 С. К. ПОДДУБНЫЙ

В. А. АИКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ДАЙВИНГЕ______________________________________

Проведенные исследования кардиореспираторной системы у молодых людей при обучении дайвингу в условиях закрытой воды показали, что по мере адаптации к подводным погружениям изменяются показатели гемодинамики и дыхания. В комплексной диагностике функционального состояния дайверов рекомендовано использование методики вариабельности сердечного ритма.

При погружении под воду с аквалангом на человека воздействуют такие факторы окружающей среды, как давление (обжим), низкая температура воды, повышенное давление дыхательных газов и др. Так, например, при дайвинге отмечается повышение объема циркулирующей крови [1], дыхание с сопротив-

лением на вдохе изменяет внутриплевральное давление и, следовательно, присасывающее действие грудной клетки на вдохе [2], снижаются ударный объем сердца, а связанная с этим показателем частота сердечных сокращений повышается [3]. Указанные факторы вызывают изменения функции кардиорес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.