УДК 796 Е. В. МУДРИЕВСКАЯ
Омский государственный технический университет
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНТОК ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ___________________
В статье обобщены сведения об особенностях и эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений.
Ключевые слова: физическое воспитание, эффективность, гимнастика, виды гимнастики оздоровительной направленности.
Г имнастика является одним из древнейших средств физического воспитания. В настоящее время существует большое количество видов гимнастики, которые составляют два направления в её развитии: спортивное и оздоровительное [1 ].
К первому направлению относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, акробатический рок-н-ролл, спортивная аэробика, групповая европейская гимнастика, спортивный фитнес, чирлидинг. Основная цель занятий в этих видах спорта — развитие человеком своих предельных сложно-координационных способностей.
Второе направление представляют атлетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, оздоровительный фитнес, стретчинг, водная гимнастика и другие. Эти виды гимнастики используются в физическом воспитании различных контингентов населения ввиду доступности техники их выполнения и возможности получения оздоровительного эффекта.
В студенческой среде к гимнастическим упражнениям наибольший интерес проявляют девушки. Данный факт подтверждается на протяжении нескольких лет материалами многих исследований: Т. А. Кохан, 2001; Л. Б. Андрющенко, 2004; И. А. Ду-богрызова, 2005; Н. В. Белкина, 2006; Е. В. Муд-риевская, 2008; О. В. Тимофеева, 2010. Например, в 2010 году из числа опрошенных 354-х студентов Омского государственного технического университета (ОмГТУ) различными видами гимнастики желали заниматься 49 % девушек и только 12 % юношей [2]. Результаты опросов свидетельствуют о том, что с помощью гимнастических упражнений девушки надеются изменить или сохранить телосложение, осанку, пластику движений, работоспособность, самочувствие.
В течение последних двух десятилетий проводились работы научно-исследовательского характера по использованию гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток, обучающихся в высших учебных заведениях. Научно обоснованы и экспериментально подтверж-
дены особенности применения ритмической гимнастики (Е. А. Астраханцев, 1991; Н. К. Приходько, 2000; Н. Л. Пирназарова, 2006), общеразвивающих упражнений (А. Н. Дуруда, 1997), атлетической гимнастики (А. С. Власов, 2000), гидроаэробики (Т. А. Кохан, 2001; В. В. Садовникова, 2004), степ-аэробики (Е. В. Попова, 2003), оздоровительной аэробики (И. А. Дубогры-зова, 2005; О. Л. Смирнова, 2006), гимнастики с элементами йоги (Е. В. Мудриевская, 2008), чирлидинга (О. В. Тимофеева, 2010). Авторы этих и других исследовательских работ считают, что повысить эффективность физического воспитания женского контингента студентов можно за счет включения в программу занятий по дисциплине «Физическая культура» оздоровительных видов гимнастики. Свою позицию они аргументируют повышенным интересом девушек к гимнастическим упражнениям.
Цель настоящей статьи — обобщить сведения об эффективности различных видов гимнастики, используемых в высших учебных заведениях в качестве средства физического воспитания студенток.
Прежде, чем рассуждать об эффективности, следует дать разъяснение этому понятию. Результат каких-либо действий называют эффектом, соответственно, «эффективный» — это приводящий к определенному результату. В системе физического воспитания эффективными считаются те средства и методы, применение которых в первую очередь способствует росту функциональной и физической подготовленности занимающихся.
В высшей школе тестирование физической подготовленности женского контингента студентов осуществляется с помощью контрольных упражнений: бег 100 м, подтягивание на низкой перекладине, подъемы в сед из положения лежа на спине, кроссовый бег 2000 м. Результаты, показанные студентками в этих упражнениях, позволяют оценить их подготовленность в проявлении таких видов выносливости, как скоростно-силовая, силовая и общая. В практике физического воспитания их совершенствованию придается большое значение. Это объясняется тем, что выносливость являет собой способность орга-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
низма функционировать в условиях утомления и от уровня её развития зависит работоспособность человека.
Гимнастические упражнения, как двигательные действия, выполняемые всем телом или его отдельными частями, традиционно используются для развития силовых и координационных способностей. Воспитанию общей выносливости в наибольшей мере способствует выполнение работы циклического характера. Данная закономерность в воздействии упражнений на формирование двигательных способностей человека давно известна, тем не менее, продолжает подтверждаться в ходе исследовательских работ.
Е. В. Старкова (2006) констатирует, что применение танцевальной аэробики на занятиях со студентками дает преимущество только в совершенствовании некоторых координационных способностей, но не приводит к статистически достоверному приросту результатов в беге на 2000 м [3].
По наблюдениям Е. Б. Соловьевой и А. Д. Скачкова (2006) занятия шейпингом, характеризующиеся доминированием силовых упражнений, не способствуют гармоничному развитию физических качеств девушек студенческого возраста. В ходе проведения контрольных испытаний ими выявлен значительный прирост силовых показателей студенток по сравнению с показателями гибкости, ловкости и общей выносливости [4].
Вполне логично ожидать более разностороннего эффекта от методик физического воспитания, основанных на применении гимнастических и циклических упражнений. Е. А. Астраханцев (1991) и
Н. К. Приходько (2000) рекомендуют в течение учебного года чередовать занятия оздоровительным бегом и ритмической гимнастикой [5, 6], В. В. Садовникова (2004) — оздоровительной аэробикой и плаванием с элементами гидроаэробики [7]. По мнению авторов, использование разработанных ими методик приводит не только к повышению уровня общей физической подготовленности студенток, но и улучшению сопротивляемости их организма инфекционным заболеваниям. Получение данного кумулятивного эффекта вполне закономерно. Развитие силы, гибкости, ловкости обеспечивалось занятиями гимнастикой, выносливости — бегом или плаванием. К закаливающему эффекту привело комплексное воздействие на организм занимающихся упражнений различного характера и природных факторов окружающей среды (воздух, вода).
К настоящему времени разработаны и апробированы методики физического воспитания, основанные на применении двух, трех и более видов гимнастики. Т. А. Кохан (2001) предлагает в работе со студентками использовать гидроаэробику и ритмическую гимнастику [8], О. Л. Смирнова (2006) — оздоровительную аэробику, кондиционную гимнастику, системы «Изотон» и «Пилатес» [9], О. В. Тимофеева (2010) — чир-лидинг, оздоровительную аэробику и шейпинг [10]. Девушки, проявившие интерес к перечисленным видам гимнастики, занимались ими три раза в неделю вместо двух, предусмотренных учебным планом. В данном случае к статистически достоверному приросту показателей физической подготовленности студенток привело увеличение количества тренировочных часов, т. е. объема выполненной работы.
Есть исследования, в которых доказана целесообразность применения на протяжении нескольких месяцев одного вида гимнастики — общеразвивающих упражнений, гимнастики с элементами йоги,
степ-аэробики, оздоровительной аэробики. Занятия этими видами упражнений способствуют формированию разносторонней физической подготовленности студенток в том случае, если соблюдены определенные организационно-методические условия их проведения.
А. Н. Дурудой (1997) разработаны комплексы общеразвивающих упражнений [11], Е. В. Мудри-евской (2008) — статодинамические комплексы асан [12]. Поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений и асан позволял студенткам работать на протяжении основной части занятия в зоне умеренной мощности, тем самым были созданы условия для развития различных видов выносливости.
При составлении учебно-тренировочных программ некоторыми исследователями учитывались индивидуально-типологические особенности занимающихся. Е. В. Попова (2003) на занятиях по степ-аэробике дифференцировала физическую нагрузку по весоростовому показателю и типу телосложения [13], И. А. Дубогрызова (2005) на занятиях по оздоровительной аэробике — по уровню функциональной и физической подготовленности [14], Н. Л. Пирна-зарова (2006) на занятиях ритмической гимнастикой — по типу адаптивной реакции [15]. По наблюдениям названных авторов оздоровительный эффект от занятий гимнастикой может быть получен даже при двухразовых тренировках в неделю. Но это произойдет в том случае, если для каждой студентки определены величина и характер физической нагрузки в соответствии с уровнем её возможностей и типом индивидуальных особенностей.
Обобщение опыта применения оздоровительных видов гимнастики в высших учебных заведениях позволяет заключить следующее:
1. Упражнения гимнастики оздоровительной направленности по технике выполнения являются доступными и востребованными для женского контингента студентов.
2. Использование гимнастики в качестве основного средства физической подготовки не приводит к равномерному развитию двигательных способностей студенток.
3. Физической нагрузки от занятий одним видом гимнастики достаточно для совершенствования силовых и скоростно-силовых способностей, но её мало для развития общей выносливости.
4. Повысить эффективность применения гимнастики можно за счет увеличения количества занятий в неделю, выполнения гимнастических упражнений поточным способом или в соответствии с методиками, позволяющими учитывать индивидуальные особенности занимающихся.
5. Формированию разносторонней физической подготовленности студенток в наибольшей степени благоприятствуют методики физического воспитания, основанные на применении гимнастики и циклических упражнений.
Библиографический список
1. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика / Ю. В. Мен-хин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 384 с.
2. Мудриевская, Е. В. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения / Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук // Омский научный вестник. - 2010. - № 4 (89). - С. 143-146.
3. Старкова, Е. В. Развитие двигательных координаций у студенток в учебном процессе по физическому воспитанию / Е. В. Старкова // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 11. - С. 25-26, 39-40.
4. Соловьева, Е. Б. Статистические аспекты выбора упражнений для занятий шейпингом в студенческих группах / Е. Б. Соловьева, А. Д. Скачков // Теория и практика физичес--кой культуры. — 2006. — № 2. — С. 15 — 17.
5. Астраханцев, Е. А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А Астраханцев. — М., 1991. — 22 с.
6. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. К. Приходько. — Хабаровск, 2000. — 18 с.
7. Садовникова, В. В. Валеологический подход к организации занятий по физическому воспитанию студенток основного учебного отделения вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Садовникова. — Минск, 2004. — 22 с.
8. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Кохан. — М., 2001. — 24 с.
9. Смирнова, О. Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. Л. Смирнова. — Хабаровск, 2006. — 24 с.
10. Тимофеева, О. В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Тимофеева. — Омск, 2010. — 24 с.
11. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток
с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — 24 с.
12. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. — Сургут, 2008. — 171 с.
13. Попова, Е. В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Попова. — Санкт-Петербург, 2003. — 22 с.
14. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дубогрызова. — Смоленск, 2005. — 22 с.
15. Пирназарова, Н. Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток (на примере ритмической гимнастики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Пирназарова. — Красноярск, 2006. - 24 с.
МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: elena_mudray55@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.11.2011 г.
© Е. В. Мудриевская
уДК 7968 Т. В. САБАНЦЕВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ —
БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов. Идентификация факторов позволила интерпретировать их степень влияния на физическую подготовку.
Ключевые слова: факторный анализ, студенты-хореографы, физическая подготовленность.
Введение. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Фактор — это причина, движущая сила кокого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты [1, с. 3]. Факторный анализ является эффективным методом определения информативных данных, полученных в результате исследований.
Результаты факторного анализа позволят от множества исходных переменных перейти к существенно меньшему их числу и уточнить особенности их влияния на развитие профессионально значимых физических качеств студентов-хореографов.
Сегодня в процессе физического воспитания студентов-хореографов сложилась проблемная ситуация, требующая дополнительных исследований. Суть ее заключается в необходимости поиска новых путей совершенствования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов. Вышеизложенное и предопределяет актуальность и своевременность исследования.
Для совершенствования процесса физического воспитания студентов-хореографов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовку данного контингента. Наиболее важным является выделение компонентов структуры физической подготовленности, то есть
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ