Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности использования оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений'

К вопросу об эффективности использования оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГИМНАСТИКА / ВИДЫ ГИМНАСТИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / EFFICIENCY / GYMNASTIC / GENERAL HEALTH GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

В статье обобщены сведения об особенностях и эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about efficiency of general health varieties of gymnastic in the physical education of students

Information about peculiarities and efficiency of general health gymnastics in the physical education of students is summarized in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности использования оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений»

УДК 796 Е. В. МУДРИЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНТОК ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ___________________

В статье обобщены сведения об особенностях и эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений.

Ключевые слова: физическое воспитание, эффективность, гимнастика, виды гимнастики оздоровительной направленности.

Г имнастика является одним из древнейших средств физического воспитания. В настоящее время существует большое количество видов гимнастики, которые составляют два направления в её развитии: спортивное и оздоровительное [1 ].

К первому направлению относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, акробатический рок-н-ролл, спортивная аэробика, групповая европейская гимнастика, спортивный фитнес, чирлидинг. Основная цель занятий в этих видах спорта — развитие человеком своих предельных сложно-координационных способностей.

Второе направление представляют атлетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, оздоровительный фитнес, стретчинг, водная гимнастика и другие. Эти виды гимнастики используются в физическом воспитании различных контингентов населения ввиду доступности техники их выполнения и возможности получения оздоровительного эффекта.

В студенческой среде к гимнастическим упражнениям наибольший интерес проявляют девушки. Данный факт подтверждается на протяжении нескольких лет материалами многих исследований: Т. А. Кохан, 2001; Л. Б. Андрющенко, 2004; И. А. Ду-богрызова, 2005; Н. В. Белкина, 2006; Е. В. Муд-риевская, 2008; О. В. Тимофеева, 2010. Например, в 2010 году из числа опрошенных 354-х студентов Омского государственного технического университета (ОмГТУ) различными видами гимнастики желали заниматься 49 % девушек и только 12 % юношей [2]. Результаты опросов свидетельствуют о том, что с помощью гимнастических упражнений девушки надеются изменить или сохранить телосложение, осанку, пластику движений, работоспособность, самочувствие.

В течение последних двух десятилетий проводились работы научно-исследовательского характера по использованию гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток, обучающихся в высших учебных заведениях. Научно обоснованы и экспериментально подтверж-

дены особенности применения ритмической гимнастики (Е. А. Астраханцев, 1991; Н. К. Приходько, 2000; Н. Л. Пирназарова, 2006), общеразвивающих упражнений (А. Н. Дуруда, 1997), атлетической гимнастики (А. С. Власов, 2000), гидроаэробики (Т. А. Кохан, 2001; В. В. Садовникова, 2004), степ-аэробики (Е. В. Попова, 2003), оздоровительной аэробики (И. А. Дубогры-зова, 2005; О. Л. Смирнова, 2006), гимнастики с элементами йоги (Е. В. Мудриевская, 2008), чирлидинга (О. В. Тимофеева, 2010). Авторы этих и других исследовательских работ считают, что повысить эффективность физического воспитания женского контингента студентов можно за счет включения в программу занятий по дисциплине «Физическая культура» оздоровительных видов гимнастики. Свою позицию они аргументируют повышенным интересом девушек к гимнастическим упражнениям.

Цель настоящей статьи — обобщить сведения об эффективности различных видов гимнастики, используемых в высших учебных заведениях в качестве средства физического воспитания студенток.

Прежде, чем рассуждать об эффективности, следует дать разъяснение этому понятию. Результат каких-либо действий называют эффектом, соответственно, «эффективный» — это приводящий к определенному результату. В системе физического воспитания эффективными считаются те средства и методы, применение которых в первую очередь способствует росту функциональной и физической подготовленности занимающихся.

В высшей школе тестирование физической подготовленности женского контингента студентов осуществляется с помощью контрольных упражнений: бег 100 м, подтягивание на низкой перекладине, подъемы в сед из положения лежа на спине, кроссовый бег 2000 м. Результаты, показанные студентками в этих упражнениях, позволяют оценить их подготовленность в проявлении таких видов выносливости, как скоростно-силовая, силовая и общая. В практике физического воспитания их совершенствованию придается большое значение. Это объясняется тем, что выносливость являет собой способность орга-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

низма функционировать в условиях утомления и от уровня её развития зависит работоспособность человека.

Гимнастические упражнения, как двигательные действия, выполняемые всем телом или его отдельными частями, традиционно используются для развития силовых и координационных способностей. Воспитанию общей выносливости в наибольшей мере способствует выполнение работы циклического характера. Данная закономерность в воздействии упражнений на формирование двигательных способностей человека давно известна, тем не менее, продолжает подтверждаться в ходе исследовательских работ.

Е. В. Старкова (2006) констатирует, что применение танцевальной аэробики на занятиях со студентками дает преимущество только в совершенствовании некоторых координационных способностей, но не приводит к статистически достоверному приросту результатов в беге на 2000 м [3].

По наблюдениям Е. Б. Соловьевой и А. Д. Скачкова (2006) занятия шейпингом, характеризующиеся доминированием силовых упражнений, не способствуют гармоничному развитию физических качеств девушек студенческого возраста. В ходе проведения контрольных испытаний ими выявлен значительный прирост силовых показателей студенток по сравнению с показателями гибкости, ловкости и общей выносливости [4].

Вполне логично ожидать более разностороннего эффекта от методик физического воспитания, основанных на применении гимнастических и циклических упражнений. Е. А. Астраханцев (1991) и

Н. К. Приходько (2000) рекомендуют в течение учебного года чередовать занятия оздоровительным бегом и ритмической гимнастикой [5, 6], В. В. Садовникова (2004) — оздоровительной аэробикой и плаванием с элементами гидроаэробики [7]. По мнению авторов, использование разработанных ими методик приводит не только к повышению уровня общей физической подготовленности студенток, но и улучшению сопротивляемости их организма инфекционным заболеваниям. Получение данного кумулятивного эффекта вполне закономерно. Развитие силы, гибкости, ловкости обеспечивалось занятиями гимнастикой, выносливости — бегом или плаванием. К закаливающему эффекту привело комплексное воздействие на организм занимающихся упражнений различного характера и природных факторов окружающей среды (воздух, вода).

К настоящему времени разработаны и апробированы методики физического воспитания, основанные на применении двух, трех и более видов гимнастики. Т. А. Кохан (2001) предлагает в работе со студентками использовать гидроаэробику и ритмическую гимнастику [8], О. Л. Смирнова (2006) — оздоровительную аэробику, кондиционную гимнастику, системы «Изотон» и «Пилатес» [9], О. В. Тимофеева (2010) — чир-лидинг, оздоровительную аэробику и шейпинг [10]. Девушки, проявившие интерес к перечисленным видам гимнастики, занимались ими три раза в неделю вместо двух, предусмотренных учебным планом. В данном случае к статистически достоверному приросту показателей физической подготовленности студенток привело увеличение количества тренировочных часов, т. е. объема выполненной работы.

Есть исследования, в которых доказана целесообразность применения на протяжении нескольких месяцев одного вида гимнастики — общеразвивающих упражнений, гимнастики с элементами йоги,

степ-аэробики, оздоровительной аэробики. Занятия этими видами упражнений способствуют формированию разносторонней физической подготовленности студенток в том случае, если соблюдены определенные организационно-методические условия их проведения.

А. Н. Дурудой (1997) разработаны комплексы общеразвивающих упражнений [11], Е. В. Мудри-евской (2008) — статодинамические комплексы асан [12]. Поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений и асан позволял студенткам работать на протяжении основной части занятия в зоне умеренной мощности, тем самым были созданы условия для развития различных видов выносливости.

При составлении учебно-тренировочных программ некоторыми исследователями учитывались индивидуально-типологические особенности занимающихся. Е. В. Попова (2003) на занятиях по степ-аэробике дифференцировала физическую нагрузку по весоростовому показателю и типу телосложения [13], И. А. Дубогрызова (2005) на занятиях по оздоровительной аэробике — по уровню функциональной и физической подготовленности [14], Н. Л. Пирна-зарова (2006) на занятиях ритмической гимнастикой — по типу адаптивной реакции [15]. По наблюдениям названных авторов оздоровительный эффект от занятий гимнастикой может быть получен даже при двухразовых тренировках в неделю. Но это произойдет в том случае, если для каждой студентки определены величина и характер физической нагрузки в соответствии с уровнем её возможностей и типом индивидуальных особенностей.

Обобщение опыта применения оздоровительных видов гимнастики в высших учебных заведениях позволяет заключить следующее:

1. Упражнения гимнастики оздоровительной направленности по технике выполнения являются доступными и востребованными для женского контингента студентов.

2. Использование гимнастики в качестве основного средства физической подготовки не приводит к равномерному развитию двигательных способностей студенток.

3. Физической нагрузки от занятий одним видом гимнастики достаточно для совершенствования силовых и скоростно-силовых способностей, но её мало для развития общей выносливости.

4. Повысить эффективность применения гимнастики можно за счет увеличения количества занятий в неделю, выполнения гимнастических упражнений поточным способом или в соответствии с методиками, позволяющими учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

5. Формированию разносторонней физической подготовленности студенток в наибольшей степени благоприятствуют методики физического воспитания, основанные на применении гимнастики и циклических упражнений.

Библиографический список

1. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика / Ю. В. Мен-хин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 384 с.

2. Мудриевская, Е. В. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения / Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук // Омский научный вестник. - 2010. - № 4 (89). - С. 143-146.

3. Старкова, Е. В. Развитие двигательных координаций у студенток в учебном процессе по физическому воспитанию / Е. В. Старкова // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 11. - С. 25-26, 39-40.

4. Соловьева, Е. Б. Статистические аспекты выбора упражнений для занятий шейпингом в студенческих группах / Е. Б. Соловьева, А. Д. Скачков // Теория и практика физичес--кой культуры. — 2006. — № 2. — С. 15 — 17.

5. Астраханцев, Е. А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А Астраханцев. — М., 1991. — 22 с.

6. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. К. Приходько. — Хабаровск, 2000. — 18 с.

7. Садовникова, В. В. Валеологический подход к организации занятий по физическому воспитанию студенток основного учебного отделения вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Садовникова. — Минск, 2004. — 22 с.

8. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Кохан. — М., 2001. — 24 с.

9. Смирнова, О. Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. Л. Смирнова. — Хабаровск, 2006. — 24 с.

10. Тимофеева, О. В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Тимофеева. — Омск, 2010. — 24 с.

11. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток

с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — 24 с.

12. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. — Сургут, 2008. — 171 с.

13. Попова, Е. В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Попова. — Санкт-Петербург, 2003. — 22 с.

14. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дубогрызова. — Смоленск, 2005. — 22 с.

15. Пирназарова, Н. Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток (на примере ритмической гимнастики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Пирназарова. — Красноярск, 2006. - 24 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: elena_mudray55@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2011 г.

© Е. В. Мудриевская

уДК 7968 Т. В. САБАНЦЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ —

БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов. Идентификация факторов позволила интерпретировать их степень влияния на физическую подготовку.

Ключевые слова: факторный анализ, студенты-хореографы, физическая подготовленность.

Введение. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Фактор — это причина, движущая сила кокого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты [1, с. 3]. Факторный анализ является эффективным методом определения информативных данных, полученных в результате исследований.

Результаты факторного анализа позволят от множества исходных переменных перейти к существенно меньшему их числу и уточнить особенности их влияния на развитие профессионально значимых физических качеств студентов-хореографов.

Сегодня в процессе физического воспитания студентов-хореографов сложилась проблемная ситуация, требующая дополнительных исследований. Суть ее заключается в необходимости поиска новых путей совершенствования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов. Вышеизложенное и предопределяет актуальность и своевременность исследования.

Для совершенствования процесса физического воспитания студентов-хореографов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовку данного контингента. Наиболее важным является выделение компонентов структуры физической подготовленности, то есть

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.