Научная статья на тему 'Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных в местах лишения свободы'

Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1428
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исправительные учреждения / воспитательная работа / ресоциализация личности осужденного / воспитательный потенциал кружковой работы / особенности организации кружковой деятельности в местах лишения свободы / penitentiaries / educational work / resocialization of convict / educational potential of club activity / peculiarities of club activity organization at detention facilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Панова Оксана Брониславовна

Введение. В условиях гуманизации уголовно-исполнительной системы воспитательная работа, направленная на ресоциализацию личности осужденного, становится одним из основных средств их исправления. Ресоциализация осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Немаловажную роль в данном процессе играет организация кружковой работы в местах лишения свободы, предполагающая возвращение в общество законопослушного гражданина, способного к продуктивному общению, ориентированного на культурные ценности и здоровый образ жизни. Важной задачей использования воспитательного потенциала кружковой работы в местах лишения свободы является преодоление негативных тенденций и создание оптимальных возможностей и условий для исправления лиц, лишенных свободы. В отдельных учреждениях имеется положительный опыт деятельности в указанной области. Материалы и методика. Анализ различного рода документов, публикаций периодической печати, опыта работы исправительных учреждений позволяет оценить эффективность реализации на практике процесса вовлечения осужденных в кружковую деятельность в целях их ресоциализации и наметить пути его дальнейшего совершенствования. Обсуждение результатов исследования. Изучение вопроса организации кружковой работы с осужденными на базе исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области показало, что количество осужденных, участвующих в этой деятельности, недостаточно, кружковая работа не используется для изменения внутреннего мира личности, практически отсутствуют кружки, непосредственно направленные на стимулирование процессов самопознания и саморазвития, способствующих влиянию на выбор других смысложизненных ориентиров правонарушителя. В связи с этим необходимо активизировать деятельность по использованию воспитательного потенциала кружковой работы с осужденными в местах лишения свободы в целях их ресоциализации и быстрейшей адаптации к жизни на свободе. Заключение. Организация кружковой работы в местах лишения свободы является одной из важных задач педагогических коллективов и должна быть нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание осужденных, а уже потом на занятие досуга. Содержание кружковой деятельности необходимо наполнить размышлением, общением человека с самим собой, поиском смыслов жизни, развитием экзистенциальной сферы осужденных, их творческих способностей, коммуникативных умений и самодеятельных начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Панова Оксана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Club Activity as a Means of Resocialization of Prison Population at Places of Deprivation of Liberty

Introduction. Nowadays within the conditions of humanization of the penitentiary system the educational work dealing with the resocialization of a convict has become one of the essential instruments of convicts’ treatment. Resocialization of convicted persons is primarily connected with their value reorientation, and the creation of steady stereotypes of positive social behavior. The organization of club activity at the detention facilities plays an important role in this process. The activity intends to integrate a law-abiding citizen who is able for efficient contact focused on cultural values and healthy life-style into the society. At places of deprivation of freedom a crucial task of the usage of club activity potential is to overcome negative trends and to provide optimal opportunities and conditions for rehabilitation of prison population. There is some positive experience in such activity at certain correctional institutions. Materials and Methodical Toolkit. The analysis of different documents, periodicals publications and work experience of correctional institutions makes it possible to evaluate effective practical realization of convicts’ involvement into the club activity aimed at rehabilitating convicts and outlining the way for their improvement. Discussion of the Survey and Results. The survey of the organization of club activity among prison population on the bases of detention facilities of the Directorate of Federal Penitentiary Service of Russia in Vologda region proves that the number of convicts involved into such activity is insufficient. The club activity isn’t used to change the personal inner world and in practice there is a shortage of clubs aimed at stimulating processes of self-cognition and self-development, the processes that can influence the alteration of convicts’ life-purpose guidelines. Thereby it is necessary to promote the educative potential of club activity among prison population of corrections in order to rehabilitate and adapt them to outside life. Conclusions. Organization of club activity at the detention facilities is one of the important tasks of teaching staff and it must be primarily aimed at spiritual and moral development and education of convicts and then at their recreation. It is necessary to fill the substance of club activity with such components as reflection, a person’s communication with himself, searching purposes of life, the development of existential sphere of convicts, their creativity, communicative skills and self-generating initiative.

Текст научной работы на тему «Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных в местах лишения свободы»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ПРАВОВАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Educative, legal and preventive work

УДК 343.825 © Э. В. Зауторова, О. Б. Панова, 2019 DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11008

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных

в местах лишения свободы

Зауторова Эльвира Викторовна \

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики.

Е-mail: elvira-song@mail.ru Панова Оксана Брониславовна \

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики. Е-mail: xenia-vipe@mail.ru

1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, 160002, Россия

Аннотация

Введение. В условиях гуманизации уголовно-исполнительной системы воспитательная работа, направленная на ресоциа-лизацию личности осужденного, становится одним из основных средств их исправления. Ресоциализация осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Немаловажную роль в данном процессе играет организация кружковой работы в местах лишения свободы, предполагающая возвращение в общество законопослушного гражданина, способного к продуктивному общению, ориентированного на культурные ценности и здоровый образ жизни. Важной задачей использования воспитательного потенциала кружковой работы в местах лишения свободы является преодоление негативных тенденций и создание оптимальных возможностей и условий для исправления лиц, лишенных свободы. В отдельных учреждениях имеется положительный опыт деятельности в указанной области.

Материалы и методика. Анализ различного рода документов, публикаций периодической печати, опыта работы исправительных учреждений позволяет оценить эффективность реализации на практике процесса вовлечения осужденных в кружковую деятельность в целях их ресоциализации и наметить пути его дальнейшего совершенствования.

Обсуждение результатов исследования. Изучение вопроса организации кружковой работы с осужденными на базе исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области показало, что количество осужденных, участвующих в этой деятельности, недостаточно, кружковая работа не используется для изменения внутреннего мира личности, практически отсутствуют кружки, непосредственно направленные на стимулирование процессов самопознания и саморазвития, способствующих влиянию на выбор других смысложизненных ориентиров правонарушителя. В связи с этим необходимо активизировать деятельность по использованию воспитательного потенциала кружковой работы с осужденными в местах лишения свободы в целях их ресоциализации и быстрейшей адаптации к жизни на свободе.

Заключение. Организация кружковой работы в местах лишения свободы является одной из важных задач педагогических коллективов и должна быть нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание осужденных, а уже потом на занятие досуга. Содержание кружковой деятельности необходимо наполнить размышлением, общением человека с самим собой, поиском смыслов жизни, развитием экзистенциальной сферы осужденных, их творческих способностей, коммуникативных умений и самодеятельных начал.

Ключевые слова: исправительные учреждения; воспитательная работа; ресоциализация личности осужденного; воспитательный потенциал кружковой работы; особенности организации кружковой деятельности

в местах лишения свободы.

Для цитирования: Зауторова Э. В., Панова О. Б. Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 55-61. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11008

Основные положения:

1. Актуальность изложенного материала обусловлена тем, что кружковая работа в местах лишения свободы может способствовать эффективности процесса исправления осужденных, предполагающего возвращение в общество законопослушного гражданина, способного к продуктивному общению, ориентированного на культурные ценности и здоровый образ жизни.

2. Изучение вопроса организации кружковой работы с лицами, отбывающими наказание, показало наличие множества проблем и недостатков в данном направлении, в связи с чем необходимо активизировать деятельность по использованию воспитательного потенциала кружковой работы с осужденными в местах лишения свободы в целях их ресоциализации и быстрейшей адаптации к жизни на свободе.

Введение. Важнейшим законодательным решением последнего времени, отражающим принципиальные изменения в уголовно-исполнительной политике Российского государства, является принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года '. В соответствии с Концепцией и последующими изменениями норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации существенно гуманизированы условия отбывания наказания в виде лишения свободы.

Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств их исправления, она направлена на ресоциализацию личности и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ресоциализация осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения осужденных является основной задачей исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы [1].

Немаловажную роль в процессе ресоциализации осужденных играет правильная организация свободного от учебы и работы времени, т. е. период их досуга. Правовые документы, регламентирующие подобную работу со взрослыми осужденными в исправительном учреждении (далее — ИУ), отсутствуют. В воспитательных колониях действует приказ Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» 2, в п. 3 которого в числе основных форм и методов воспитательной работы, наряду с лекциями, конкурсами, диспутами, вечерами, смотрами, конференциями, спартакиадами, названа и кружковая работа.

Теоретические предпосылки. Кружковая работа является одним из основных способов организации культурно-досуговой деятельности осужденных в исправительном учреждении, значимым фактором их ресоциа-лизации, предполагающей возвращение в общество законопослушного гражданина, способного к продуктивному общению, ориентированного на культурные ценности и здоровый образ жизни. Кружковая работа направлена на привлечение осужденных к общественно полезной деятельности, стимулирование у них инициативы и самостоятельности, развитие индивидуальных интересов и способностей. Занятия осужденных в кружках содействуют решению следующих задач: исправлению, нравственной переориентации их личности; расширению и углублению социально полезных умений и навыков; ознакомлению их с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта; формированию умений применять полученные в кружке знания на практике после освобождения; развитию по-

требности в самовоспитании и самообразовании; ведению здорового образа жизни [2, с. 166].

Вопросами воспитательной работы, организацией досуга и кружковой деятельности различных категорий осужденных в местах лишения свободы занимались многие педагоги и психологи. Наибольшая активность в изучении проблем свободного времени осужденных отмечалась в 1960-70-е гг. (С. Н. Иконникова [3], В. Д. Патрушев [4] и др.). В 1980-90-е гг. психолого-педагогические аспекты исследования нашли отражение в работах Ю. А. Алферова [5], Р. Н. Вандяка [6], Н. И. Соколова [7] Н. Л. Филиппова [8] и др. Сегодня проблемами в данной сфере занимаются Е. М. Данилин, Н. В. Давыдова [9], Ю. А. Карпухин [10], Е. Я. Лангуева [11], М. В. Маркеева [12] и др.

Важной задачей использования потенциала кружковой работы в местах лишения свободы является преодоление негативных тенденций и создание оптимальных возможностей и условий для формирования ценностных ориентаций осужденных, развития способностей, что активизирует гуманитарные, эмоциональные начала исправительного процесса. Участие в кружковой деятельности расширяет общий и художественный кругозор лишенных свободы, обогащает их эстетические чувства и увеличивает диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, помогает освоить способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренирует сенсорные способности. Правильно организованная кружковая работа способствует успешной социализации личности, позволяет человеку испытывать положительные эмоции.

В связи с этим сегодня предпринимаются все более активные попытки осмысления возможностей привлечения осужденных к участию в кружковой деятельности в целях их ресоциализации. Рациональное использование осужденными свободного времени предполагает максимальное вовлечение их в полезную деятельность, а также исключение бесконтрольного досуга.

Кружок представляет собой организацию лиц, объединившихся для совместной деятельности, совместных занятий. Главной организационной формой выступает специально подготовленное и действующее в ИУ Положение о кружковой работе с осужденными, утвержденное начальником учреждения. На основании Положения руководитель кружка составляет план работы, где необходимо указывать содержание деятельности и сроки проведения занятий. Конкретное содержание работы кружков рекомендуется определять с учетом местных условий. Количество осужденных в одном кружке не регламентируется. Все зависит от вида кружковой деятельности. Малочисленными могут быть в основном кружки, к которым предъявляются режимные требования безопасности и учета колюще-режущих инструментов, используемых на занятиях. Например, кружки художественной обра-

1 Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http://base.garant.ru/1357449/ (дата обращения: 19.05.2018).

2 Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ботки дерева, металла, вышивки, вязания и др. Кружки прикладного и технического творчества рекомендуется организовывать на базе профессионального училища ИУ Членами кружков в ИУ могут быть лица, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях. Занятия осужденных в кружках, их общественная активность и инициативность могут учитываться сотрудниками ИУ например, при подготовке характеристик при оценке поведения правонарушителя [13].

Материалы, методика и обсуждение результатов исследования. Анализ различного рода документов, публикаций периодической печати, опыта работы ИУ позволяет оценить эффективность реализации процесса вовлечения осужденных в кружковую деятельность в целях их ресоциализации и наметить пути его дальнейшего совершенствования. Современные руководители исправительных учреждений используют воспитательный потенциал кружковой работы для «выправления душ»

осужденных. В учреждениях существуют кружки и клубы по интересам: декоративно-прикладного творчества, художественной самодеятельности, спортивные и т. д.

Изучение отчетной документации исправительных учреждений Вологодской области (2016-2017 гг.) позволило дать оценку деятельности работающих кружков, объединений и клубов осужденных (табл.). Из таблицы видно, что количество осужденных, участвующих в кружковой деятельности, недостаточно, в основном создаются музыкальные кружки и прикладного творчества осужденных. При этом отсутствуют кружки, деятельность которых в большей степени способствовала бы процессу ресоциализации личности осужденного через приобретение полезных навыков для жизни на свободе, как, например, кружки технического творчества, психологических знаний, кройки и шитья, цветоводства, огородничества и др.

Организация и вовлечение осужденных в кружковую работу. Для организации кружковой работы ад-

Таблица. Участие осужденных в различных кружках и секциях (исправительные учреждения Вологодской области) (2017-2018 гг.) (Table. Participation of Convicts in Different Circles and Sections (Correction Institutions in Vologda Region) (2017-2018))

Исправительное учреждение Название кружка, объединения, студии Доля участников от общего числа осужденных

1. ФКУ ИК-3 — мастерская прикладного творчества 6%

(мужская исправительная колония общего режима) — изобразительного искусства — спортивный

2. ФКУ ИК-1 (женская исправительная колония) — прикладного творчества — вокальный — танцевальный — театральный 28%

3. ФКУ ИК-2 — прикладного творчества 17%

(исправительная колония для повторно осужденных женщин) — кружевоплетения

4. ФКУ ИК -4 — музыкальная студия 3%

(мужская исправительная колония особого и строгого режима) — прикладного творчества — спортивный

5. ФКУ ИК-5 (исправительное учреждение пожизненного заключения) — художественная мастерская — вокально-инструментальный ансамбль — спортивный 5%

6. ФКУ ИК-6 (колония-поселение) — музыкальный — спортивный 8%

7. ФКУ ИК-7 (колония-поселение) — резьбы по дереву — вышивки и шитья 17%

8. ФКУ ИК-10 — «Умелые руки» 17%

(лечебно-профилактическое учреждение) — музыкальный

9. ФКУ ИК-12 — музыкальный 28%

(мужская исправительная колония — литературное объединение

строгого режима) — художественно-изобразительного и прикладного творчества — спортивный

10. ФКУ ИК-17 — музыкальный 8%

(мужская исправительная колония — прикладного творчества

строгого режима) — художественно-изобразительного творчества — литературный кружок — спортивный

11. ФКУ У ИК-20 — музыкальная студия 2%

(мужская исправительная колония общего режима) — прикладного творчества — спортивный

министрация ИУ не привлекает специалистов из разных областей знаний, в библиотеках литература необходимой тематики представлена в незначительном количестве. Это приводит к сокращению важнейших жанров и видов самодеятельного творчества осужденных, что не может в полной мере удовлетворить запросы и интересы воспитуемых. Отсюда в области досуговой деятельности творческие возможности и способности осужденных нередко не находят себе применения.

Вместе с тем уже сейчас в отдельных учреждениях имеется положительный опыт по привлечению специалистов, представителей учреждений культуры и спорта к организации досуга осужденных. Например, в исправительном учреждении Кемеровской области функционирует совет по культуре, куда входят сотрудники учреждений культуры района и практические работники колонии 3. Члены совета оказывают методическую помощь в организации кружковой работы, помогают в составлении и подготовке программ, проведении воспитательных мероприятий. На заседаниях совета рассматриваются вопросы культурно-массовой работы как с осужденными, так и с личным составом. Большое внимание уделяется поиску новых направлений кружковой работы. Опыт данной колонии необходимо использовать в других ИУ Объединение усилий сотрудников, педагогов, психологов, социальных работников, представителей культуры, обращение к воспитательному потенциалу кружковой работы будет способствовать более гуманным отношениям участников процесса в ИУ.

Заслуживает особого внимания эксперимент, проведенный на базе Вольской воспитательной колонии, где отряды осужденных создаются на основе направленности интересов подростков в досуговой деятельности (музыка, живопись, прикладное творчество и т. д.). «При условии формирования по такому принципу у осужденных появляется возможность обмениваться по интересующему их кругу вопросов, совершенствовать и развивать в процессе обучения свои индивидуальные творческие наклонности. Это должно способствовать установлению в отделениях колонии здорового психологического климата, сокращению конфликтов на бытовой почве, приданию всему воспитательному процессу большей целенаправленности и осмысленности» [2, с. 18].

В последнее время в местах лишения свободы имеют место факты весьма успешного функционирования специально организованных кружков и студий в кор-рекционных целях, что помогает снизить уровень тревожности осужденных, повышает эффективность профилактики их эмоциональных нарушений, развивать коммуникативную компетентность. В связи с этим отметим позитивный опыт исправительной женской колонии № 1 УФСИН России по Вологодской области, где несколько лет функционирует психотерапевтический театр как особая форма терапии, способствующая раз-

решению глубоких личностных проблем, свободному выражению чувств и эмоций.

В ФГУ ИЗ-64/1 ГУФСИН России по Саратовской области в целях снятия стрессовых состояний осужденных женщин внедряются элементы различных кружковых программ (музыкальный, театральный, литературный, изостудия и др.) для формирования навыков позитивного межличностного общения, удовлетворения потребности осужденных в общении с другими людьми, нормализации психоэмоционального состояния через процесс творчества, снятия стрессового состояния, релаксации 4. Примеры организации кружковой работы в местах лишения свободы показывают возрастающий интерес к данной практике.

Организация кружков — это ответственное дело, требующее вдумчивого отношения к их комплектованию, содержанию и методов работы. Начинать организацию кружков в ИУ рекомендуется с выявления интересов осужденных. Учитывая особенности личности нынешних осужденных, можно сказать, что в большинстве своем они не проявляют никаких интересов и желания организовать свой досуг. Но перед сотрудниками ИУ одной из задач, решаемых в ходе воспитания и исправления осужденных, выступает именно формирование их здоровых интересов.

В процессе общения сотрудников ИУ с осужденными в карантинном помещении следует подробно рассказать о действующих в учреждении кружках по интересам, где можно реализовать свои способности, удовлетворить законные интересы и тем самым рационально использовать свободное время. Участие в кружках в совокупности с основными средствами исправления призвано убедить осужденного в том, что законопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и после освобождения — единственно правильный лично для него и приемлемый для общества путь, уводящий от совершения повторного преступления [14].

При вовлечении осужденных в кружковую работу необходим индивидуальный подход. Кружковая работа, основанная на принципе добровольности, объединения по интересам, призвана формировать важные моральные качества личности, в особенности такие, как трудолюбие, аккуратность, собственное представление о себе и окружающем мире [11].

Однако следует отметить, что опыт успешного использования воспитательного потенциала кружковой работы пока не находит широкого распространения в пенитенциарной практике, подобные факты продолжают оставаться единичными явлениями. По ряду объективных причин сложилась ситуация, сдерживающая процесс использования воспитательного потенциала кружковой работы в целях исправления и ресоциализации личности осужденных. Наблюдения и предварительный анализ деятельности ИУ выявили значительные недостатки в организации этого важного участка воспитательной работы.

3 Официальный сайт ГУФСИН России по Кемеровской области. URL: http://42.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=310602 (дата обращения: 17.05.2018).

4 Пенитенциарная психология и педагогика : сб. передового опыта и метод. разработок. Саратов, 2004. Вып. 2. С. 108-116.

Анализ планов воспитательной работы ИУ позволяет сказать, что руководителями практически не используются элементы личностно-ориентированного подхода при организации кружковой деятельности. Воспитательный потенциал кружковой работы не используется для изменения внутреннего мира осужденных и нередко подменяется только самодеятельным творчеством, разрозненными мероприятиями. Акцент при этом сделан на внешней привлекательности, демонстрации некоторых видов деятельности. Практически отсутствуют кружки, непосредственно направленные на стимулирование процессов самопознания и саморазвития, изменения смыс-ложизненных ориентиров правонарушителя.

Продуктивные сами по себе методы и формы работы при некомпетентном использовании оказываются бесполезными, неэффективными. Кружки для осужденных в местах лишения свободы часто не отвечают реалиям сегодняшнего дня и требуют применения современных обучающих методик, перехода от количества к качеству предлагаемого к изучению материала: пересмотра тематики кружков в сторону их большей позна-вательности, доступности, а также возможности практического использования в повседневной жизни.

Анализ показал, что кружковой деятельности в исправительных учреждениях отводится лишь роль второстепенного досугового занятия, и она занимает малую часть свободного времени. В работе кружков отмечаются отсутствие целенаправленности, эпизодичность и фрагментарность, слабая преемственность различных педагогических воздействий на личность и вытекающие отсюда прерывистость и незавершенность данного процесса.

При этом большинство сотрудников не осознает ее значимости в становлении и развитии личности осужденного. Педагогической практикой доказано, что воспитательное воздействие может достигнуть цели, когда оно принимается теми, на кого направлено, когда воспитуемый проявляет искреннее желание и стремление изменить себя и активно содействует процессу исправления. В то же время отмечено, что сотрудниками в недостаточной степени учитывается и развивается субъектный опыт осужденного, редко проектируются ситуации выбора и успеха, не уделяется должного внимания созданию атмосферы, способствующей самопроявлению и самовыражению участников процесса.

Характеризуя трудности, с которыми сталкиваются организаторы ИУ при осуществлении клубной и кружковой работы, сотрудники указывают на недостаточную материальную базу и оборудование (50,5%), отсутствие специалистов для руководства кружками (24,5%), низкую заинтересованность осужденных (25,8%). В качестве мер, которые будут способствовать совершенствованию рассматриваемой работы в ИУ сотрудники в первую очередь называют увеличение финансирования и укрепление материальной базы кружков [15].

Наряду с недостаточным финансированием кружковой работы есть и другие причины, вызывающие трудности в организации кружков для осужденных, а именно:

— отсутствие специальной подготовки к этой деятельности, в том числе недостаточные знания в области психологии и педагогики у сотрудников ИУ;

— недостаточное техническое обеспечение кружков (отсутствие инструментов, материалов, требующихся для проведения этой работы, и т. д.);

— влияние отрицательно настроенных осужденных на лиц, желающих участвовать в кружковой работе;

— недостаточная помощь со стороны руководства ИУ, а также территориальных органов в организации кружковой работы.

Для эффективности решения вопросов организации кружковой работы с осужденными поможет также изучение и зарубежного опыта. В публикациях последнего времени обсуждаются оптимальные формы построения арт-сессий и темы, возникающие в процессе работы с осужденными. Б. Карбан [16] и Р. Иннес [17] подчеркивают стремление исследователей внедрить свой метод в качестве одного из элементов работы с осужденными, поднимают вопросы, касающиеся эффективности данного направления в отношении мужчин и женщин, находящихся в условиях особых режимных учреждений.

Заключение. Проанализировав существующую практику и настоящее положение дел в области организации кружковой работы с осужденными в местах лишения свободы, можно предложить:

1) в бюджет финансирования деятельности ИУ специально включить отдельной статьей средства, выделяемые на организацию кружковой работы с осужденными;

2) включить в программы обучения курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений, а также учебных центров при ГУФСИН, УФСИН циклы занятий, посвященных организации досуга осужденных в ИУ;

3) изучать зарубежный опыт и обобщать отечественный положительный опыт организации кружковой деятельности в местах лишения свободы;

4) включить в функциональные обязанности заместителя начальника исправительной колонии, курирующего воспитательную работу с осужденными, организацию и контроль над проведением кружковой работы и др.

Таким образом, официальная организация кружковой работы в местах лишения свободы является одной из важных задач педагогических коллективов. Основная ее идея состоит в том, что эта деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание осужденных, а уже потом на занятие досуга. Содержание кружковой деятельности необходимо наполнить размышлением, общением человека с самим собой, поиском смыслов жизни, развитием экзистенциальной сферы осужденных, их творческих способностей, коммуникативных умений и самодеятельных начал.

Поэтому в условиях развития УИС важными задачами являются обеспечение атмосферы заинтересованности в ситуации создания системы вовлечения осужденных в разнообразную кружковую деятельность.

Совершенствование кружковой работы в исправительном учреждении с осужденными может быть

связано с укреплением ее материальной базы на осно- гражданского общества, использованием системы разве оптимизации использования внутренних и внешних нообразных психолого-педагогических средств и мето-ресурсов ИУ, дальнейшей разработкой и уточнением дов с учетом принципов индивидуального и дифферен-нормативного обеспечения кружковой работы, обнов- цированного подходов к личности осужденного в целях лением содержания работы кружков, привлечением их ресоциализации и быстрейшей адаптации к жизни опыта самих осужденных и представителей институтов на свободе.

Список литературы

1. Панова О. Б. Траектории правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных: ценностно-смысловые ориентиры // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1(41). С. 136-143.

2. Данилин Е. М., Артамонов В. В. Вольский эксперимент // Преступление и наказание. 1999. № 7. С. 18-19.

3. Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М., 1989. 61 с.

4. Патрушев В. Д. Использование совокупного времени общества. М., 1978. 215 с.

5. Алферов Ю. А. Личность преступника: Диагностика ценностных ориентаций осужденных и воспитательный процесс в ИТУ М., 1993. 125 с.

6. Вандяк Р. Н. Теоретические основы развития культурно-досуговой деятельности в новых условиях хозяйствования в культурно-просветительных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.,1991. 22 с.

7. Соколов Н. И. Формирование объективной самооценки у осужденных средствами кино и художественной литературы. Рязань, 1977. 167 с.

8. Филиппов Н. Л. Организация свободного времени осужденных как фактор нравственной переориентации личности : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Данилин Е. М., Давыдова Н. В. Организация досуга осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2017. № 2(31). С. 163-169.

10. Карпухин Ю. А. Психотерапевтический театр // Преступление и наказание. 2014. № 8. С. 17-18.

11. Лангуева Е. Я. Воспитательная работа с осужденными в исправительных учреждениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 20 с.

12. Маркеева М. В., Кораблева И. Г., Кораблева К. А. Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 883-886.

13. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 460 с.

14. Давыдова Н. В., Данилин Е. М., Евдокимов И. В., Дикопольцев Д. Е. Порядок организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы : метод. рекомендации. М., 2013. URL: http://mylektsii.ru/8-52170.html (дата обращения: 15.05.2018).

15. Бороздина О. С., Серебряник Е. В. Отношение сотрудников исправительных учреждений к организации кружковой работы с осужденными // Актуальные вопросы назначения и исполнения уголовных наказаний : сб. науч. тр. / под общ. ред. канд. юрид. наук В. Н. Некрасова. Вологда, 2017. С. 47-52.

16. Karban В. Working as an Art Therapist in a Regional Secure Unit Art Therapy with Offenders. Liebmann M. (ed.) London: Jessica Kingsley Publishers, 1994. Pp. 135-164.

17. Innes R. An Art Therapists Inside View. Forensic Psychotherapy: Crimt, Psychodymanics and the Offender Patient. Cordess C., Cox M. (eds.), Vol. Two: Mainly Practce. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. Pp. 547-553.

Поступила 21.05.2018

UDC 343.825 © E. V. Zautorova, O. B. Panova, 2019 DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11008

13.00.01 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

Club Activity as a Means of Resocialization of Prison Population at Places of Deprivation of Liberty

Elvira V. Zautorova 1

Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, professor at the departmentof Law Psychology and Pedagogy. Е-mail: elvira-song@mail.ru

Oksana B. Panova 1

Doctor of Sciences (Pedagogy), associate-professor, professor at the department of Law Psychology and Pedagogy.

Е-mail: xenia-vipe@mail.ru

1 Vologda Institute of Law and Economy of Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, 160002, Russia

Abstract

Introduction. Nowadays within the conditions of humanization of the penitentiary system the educational work dealing with the resocialization of a convict has become one of the essential instruments of convicts' treatment. Resocialization of convicted persons is primarily connected with their value reorientation, and the creation of steady stereotypes of positive social behavior. The organization of club activity at the detention facilities plays an important role in this process. The activity intends to integrate a law-abiding citizen who is able for efficient contact focused on cultural values and healthy life-style into the society. At places of deprivation of freedom a crucial task of the usage of club activity potential is to overcome negative trends and to provide optimal opportunities and conditions for rehabilitation of prison population. There is some positive experience in such activity at certain correctional institutions.

Materials and Methodical Toolkit. The analysis of different documents, periodicals publications and work experience of correctional institutions makes it possible to evaluate effective practical realization of convicts' involvement into the club activity aimed at rehabilitating convicts and outlining the way for their improvement.

Discussion of the Survey and Results. The survey of the organization of club activity among prison population on the bases of detention facilities of the Directorate of Federal Penitentiary Service of Russia in Vologda region proves that the number of convicts involved into such activity is insufficient. The club activity isn't used to change the personal inner world and in practice there is a shortage of clubs aimed at stimulating processes of self-cognition and self-development, the processes that can influence the alteration of convicts' life-purpose guidelines. Thereby it is necessary to promote the educative potential of club activity among prison population of corrections in order to rehabilitate and adapt them to outside life.

Conclusions. Organization of club activity at the detention facilities is one of the important tasks of teaching staff and it must be primarily aimed at spiritual and moral development and education of convicts and then at their recreation.

It is necessary to fill the substance of club activity with such components as reflection, a person's communication with himself, searching purposes of life, the development of existential sphere of convicts, their creativity, communicative skills and self-generating initiative.

Keywords: penitentiaries; educational work; resocialization of convict; educational potential of club activity; peculiarities of club activity organization at detention facilities.

Citation: Zautorova E. V., Panova O. B. Club Activity as a Means of Resocialization of Prison Population at Places of Deprivation of Liberty. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 55-61. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11008

References

1. Panova O. B. Paths of legal resocialization of juvenile delinquents: value and meaningful guidelines. Bulletin of Institute: Crime, Punishment, Correction. 2018. No. 1(41). Pp. 136-143. (In Russ.)

2. Danilin Ye. M., Artamonov V. V. Volsky Experiment. Crime and Punishment. 1999. No 7. Pp. 18-19. (In Russ.)

3. Ikonnikova S. N. Youth and Culture. Moscow, 1989. 61 p. (In Russ.)

4. Patrushev V. D. Usage of Joint Time of Society. Moscow, 1978. 215 p. (In Russ.)

5. Alferov Yu. A. Criminal Identity: Diagnostics of Value Orientations of Convicts and Educational Process in Penitentiaries. Moscow, 1993. 125 p. (In Russ.)

6. Vandyak R. N. Theoretical Framework of the Development of Cultural and Recreational Activity in the New Conditions of Economic Management at Cultural and Educational Institutions: Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 1991. 22 p. (In Russ.)

7. Sokolov N. I. Formation of Objective Self-assessment of Convicts' by means of Movies and Literature. Ryazan, 1977. 167 p. (In Russ.)

8. Filippov N. L. Organization of Leisure Time of Convicts as a Factor of Ethical Reorientation of Personality: Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 1998. 280 p. (In Russ.)

9. Danilin Ye. M., Davidova N. V. Organization of Prison Population at Penitentiaries. Bulletin of Kuzbass Institute. 2017. No. 2(31). Pp. 163-169. (In Russ.)

10. Karpukhin Yu. A. Psychotherapeutic Theatre. Crime and Punishment. 2014. No 8. Pp. 17-18. (In Russ.)

11. Languyeva E.Ya. Educational Activity of Convicts at Correction Institutions: Extended abstract of Candidate of Sciences (in Law) dissertation. Moscow, 2003. 20 p. (In Russ.)

12. Markeyeva M. V., Korablyeva I. G., Korablyeva K. A. Social Rehabilitation and Adaptation of Convicted Juveniles to the Conditions of Juvenile Correctional Facility. Young Scientist. 2015. No. 23. Pp 883-886. (In Russ.)

13. Zautorova E. V Moral and Aesthetic Education of Convicts: Doctor of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2011. 450 p. (In Russ.)

14. Davydova N. V., Danilin Ye. M., Yevdokimov I. V., Dikopoltsyev D. Ye. Arrangement Procedure of Club Activity with Prison Population: Guideline. Moscow, 2013. URL: http://mylektsii.ru/8-52170.html (accessed 15.05.2018). (In Russ.)

15. Borozdina O. S., Serebryanik E. V. Attitude of Penitentiary Personnel to the Arrangement of Club Activity with Prison Population. Current Issues of Infliction and Execution of Punishment: Collected Scientific Papers / Ed. by V. N Nekrasov, Candidate of Sciences (in Law). Vologda, 2017. Pp. 47-52. (In Russ.)

16. Karban B. Working as an Art Therapist in a Regional Secure Unit Art Therapy with Offenders. Liebmann M. (ed.) London: Jessica Kingsley Publishers, 1994. Pp. 135-164.

17. Innes R. An Art Therapists Inside View. Forensic Psychotherapy: Crimt, Psychodymanics and the Offender Patient. Cordess C., Cox M. (eds.), Vol. Two: Mainly Practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. Pp. 547-553.

Submitted 21.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.