Научная статья на тему 'Реализация физического воспитания осужденных через физкультурно-спортивную работу с ними'

Реализация физического воспитания осужденных через физкультурно-спортивную работу с ними Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1476
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / SPORTS WORK / ФОРМЫ И МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ / FORMS AND TECHNIQUES OF SPORTS WORK / СПОРТ / SPORT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

Важной составляющей исправления осужденных в условиях ограниченного пространства и движений является их физическое воспитание, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, морально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоровья. Этот процесс выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень).Историко-педагогическое исследование проблемы свидетельствует о том, что некоторые направления, методы и средства реализации физического воспитания возникли еще в первобытном обществе, но они не носили целенаправленный характер. Как организованная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Античная система физического воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем, а педагогическая мысль эпохи Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой.Изучение научной литературы и анализ использования результатов исследования применительно к лицам, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволяют отметить: наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбывания наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. Решению этой задачи способствует включение осужденного в специально организованный процесс физического воспитания и участие его в различных физкультурно-спортивных мероприятиях.В местах лишения свободы особенно активно физкультурно-спортивная работа проводилась в 70-80-е годы XX века. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная работа». В 90-е годы XX века новые общественноэкономические условия затруднили проведение физкультурно-спортивной работы с осужденными.В настоящее время ситуация изменилась указ Президента РФ В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Пришло время поднять уровень физической подготовки населения страны, а также интенсифицировать физическое воспитание осужденных, приобщая их к физкультуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF CONVICTS THROUGH SPORTS WORK WITH THEM

An important component of correction of the condemned various categories in the conditions of limited space and movements is their physical training as which it is necessary to understand the process of forming and development of physical capabilities, moral and strong-willed qualities of convicts, strengthenings and savings of their physical and mental health. This process performs three interconnected functions: improving; educational (corrective); sublimating (the switching activity (energy) of the subject on higher level).The historical and pedagogical research of the problem conducted by the author demonstrates that physical training arose at the beginning of a human civilization. Some directions, methods and implementers of physical training arose in primitive society, but they had no purposeful character. As organized activities physical training for the first time appeared in Ancient Greece. The antique system of physical training was acquired further by the Middle Ages, and the pedagogical thought of Renaissance exerted impact on the European educational system the theoretical provisions confirmed with practice... An important component of correction of the condemned various categories in the conditions of limited space and movements is their physical training as which it is necessary to understand the process of forming and development of physical capabilities, moral and strong-willed qualities of convicts, strengthenings and savings of their physical and mental health. This process performs three interconnected functions: improving; educational (corrective); sublimating (the switching activity (energy) of the subject on higher level).The historical and pedagogical research of the problem conducted by the author demonstrates that physical training arose at the beginning of a human civilization. Some directions, methods and implementers of physical training arose in primitive society, but they had no purposeful character. As organized activities physical training for the first time appeared in Ancient Greece. The antique system of physical training was acquired further by the Middle Ages, and the pedagogical thought of Renaissance exerted impact on the European educational system the theoretical provisions confirmed with practice.Studying of scientific literature and the analysis of use of results of a research in relation to the persons serving sentence in organizations of a penal correction system allow to note: punishing the person for the crimecommitted by him, the state recognizes that after serving sentence it shall be returned in society healthy and ac-tive. The solution of this task is promoted by inclusion of the physical training condemned in specially organized process and its participation in various sports actions.In places of detention sports work in the 70-80th years of the 20th century was especially actively carried out.In comprehensive plans of political-education work with convicts along with others there was a section «Sports Work». In the 90th years of the 20th century new socioeconomic conditions complicated carrying out sports work with convicts. Now the situation changed, the presidential decree of V. V. Putin returned the sports complex «It Is Ready to Work and Defense» to life. It is time to raise the level of physical training of the population of the country, and also to intensify physical training of convicts, acquainting them with physical culture and sport. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Реализация физического воспитания осужденных через физкультурно-спортивную работу с ними»

УДК 343.828

НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры юридической психологии и педагогики

(Академия ФСИН России), e-mail: upip2009@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНУЮ РАБОТУ С НИМИ

Реферат: важной составляющей исправления осужденных в условиях ограниченного пространства и движений является их физическое воспитание, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, морально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоровья. Этот процесс выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень).

Историко-педагогическое исследование проблемы свидетельствует о том, что некоторые направления, методы и средства реализации физического воспитания возникли еще в первобытном обществе, но они не носили целенаправленный характер. Как организованная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Античная система физического воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем, а педагогическая мысль эпохи Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой.

Изучение научной литературы и анализ использования результатов исследования применительно к лицам, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволяют отметить: наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбывания наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. Решению этой задачи способствует включение осужденного в специально организованный процесс физического воспитания и участие его в различных физкультурно-спортивных мероприятиях.

В местах лишения свободы особенно активно физкультурно-спортивная работа проводилась в 70-80-е годы XX века. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная работа». В 90-е годы XX века новые общественно-экономические условия затруднили проведение физкультурно-спортивной работы с осужденными. В настоящее время ситуация изменилась - указ Президента РФ В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Пришло время поднять уровень физической подготовки населения страны, а также интенсифицировать физическое воспитание осужденных, приобщая их к физкультуре и спорту.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивная работа, формы и методика физ-культурно-спортивной работы, физкультура, спорт.

Значимость и необходимость физического воспитания осужденных очевидны, ибо, как показывает практика, физкультура и спорт оказывают настолько сильное воздействие на личность, что трудно представить, чем их можно заменить или компенсировать в исправительном процессе [1, с. 189-193]. Однако, для того чтобы осужденные начали или продолжили заниматься массовым спортом и физкультурой, им необходимо объяснить, как это делать, и создать соответствующие условия.

Физическое воспитание осужденных реализуется через различные формы физкультурно-спортивной

© Тюгаева Н. А., 2016

работы с ними. Рассмотрим методику подготовки и проведения основных из них, апробированных многолетней практикой, руководствуясь следующим принципом: новизна - это не то, что отрицает, а то, что продолжает предыдущее.

1. Ежедневная утренняя физическая зарядка имеет гигиеническое и оздоровительное значение [2, с. 143-146], содействует переходу организма к бодрствованию и рабочему состоянию. Систематическое занятие зарядкой способствует воспитанию организованности, собранности и дисциплинированности. Утренняя зарядка включена в распорядок дня, проводится физоргами (из числа

осужденных) отрядов в течение 15-20 мин на закрепленных за отрядами открытых площадках в хорошую погоду, а в плохую - в общежитии. Спортивно-оздоровительные упражнения выполняются под музыку по команде, передаваемой по местному радио.

2. Физическая зарядка в рабочее время (производственная гимнастика) служит одним из средств преодоления чувства усталости, утомления, укрепления здоровья работающего и повышения производительности труда. Занятия производственной гимнастикой организуются в зависимости от характера работы, технологических процессов. Чтобы реализовать производственную гимнастику, необходимо выяснить возможности ее организации на отдельных производственных участках; определить наличие мест для непосредственного проведения занятий. Окончательное заключение по этому вопросу дает специальная комиссия, в состав которой входят инженер по технике безопасности, врач медчасти, руководитель физкуль-турно-спортивной секции колонии. Члены комиссии составляют акт, который служит своеобразным документом на право организации производственной гимнастики. Обязанность ежедневно проводить производственную гимнастику возлагается на общественных инструкторов из числа осужденных бригады, цеха, участка. Они ведут разъяснительную работу среди осужденных о пользе гимнастики и режима труда, заботятся о благоприятной санитарно-гигиенической обстановке. Гимнастические упражнения исполняются осужденными у своих рабочих мест в процессе производства в виде физкультурных пауз или физкультминуток, проводимых в специально установленные перерывы в течение рабочего дня.

3. Занятия в спортивных секциях (командах) способствуют вовлечению осужденных в активную физкультурно-спортивную работу. В исправительных учреждениях, как правило, создаются следующие секции: шахматно-шашечная, легкой атлетики, акробатики, художественной гимнастики, хореографии, настольного тенниса, спортивных игр. Руководство секциями поручается осужденным из числа спортсменов. Спортивные команды создаются в каждом отряде. Их главная задача заключается не столько в достижении спортивных результатов, сколько в формировании и сплочении коллективов. Обычно вовлекают осужденных в физкультурно-спортивную работу по желанию, но иногда можно предложить, поручить, настоять на участии в той или иной спортивной секции.

4. Участие осужденных в соревнованиях имеет для них большое воспитательное значение, суть которого заключается в наличии правил соревнований и обязательности их выполнения всеми участника-

ми. В результате систематического участия в соревнованиях у осужденных вырабатываются самообладание и выдержка, сдержанность и критическая оценка обстановки, правильная реакция на возникающие трудности.

К соревнованию необходимо тщательно подготовить спортивные площадки, инвентарь, оборудование, положение о соревновании, в котором указываются цель, задачи, время и срок проведения, состав участников, порядок определения победителей и другие организационные вопросы.

Чаще всего соревнования проводятся по спортивным играм. Кроме того, важно предусмотреть, чтобы две враждующие группы не играли друг с другом, иначе спортивные соревнования могут превратиться в дальнейшее выяснение отношений и привести к нежелательным последствиям. Особенно эмоционально проходят соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу, хоккею. Следует особое внимание уделять судейству, ибо даже небольшой, незначительной ошибкой или неточностью при судействе могут воспользоваться отрицательно настроенные осужденные. В ходе соревнований необходимо внимательно следить за игрой и игроками, чтобы не создавалась конфликтная ситуация.

Особый интерес у осужденных вызывают соревнования по поднятию гири. Для их проведения не требуется времени на подготовку. Проводятся они на открытой площадке, могут проходить самостоятельно, отдельно, а могут быть включены одним из туров спортивного конкурса.

5. Спортивные конкурсы - это непродолжительные по времени, не требующие специальной подготовки состязания. Могут проводиться в любое свободное от работы и учебы время, потому что условия конкурса просты. Они в основном проводятся с целью закрепления ранее полученных умений. Например, конкурс «силачей» включает в себя упражнения комплекса ГТО - подтягивание и отжимание в упоре лежа. Особенно эмоционально проходит конкурс по перетягиванию каната.

Легкоатлетические конкурсы могут проводиться на дистанции от 20 до 60 м в зависимости от возраста участников. Аналогично можно проводить конкурсы исполнителей комплекса утренней физической зарядки.

6. Спортивные викторины - интересная конкурсная форма спортивно-массовой работы. Для их проведения создаются команды из осужденных разных отрядов, разрабатываются вопросы по спортивной тематике.

7. Физкультурные вечера являются активной формой пропаганды спорта. Основную часть их программы составляют показательные выступления лучших спортсменов и спортивных команд отделений, отрядов, колонии или специально приглашен-

ных мастеров и разрядников из местных добровольных спортивных обществ и шефских организаций, учреждений и предприятий. Кроме того, в программу включаются спортивные игры, аттракционы и соревнования в силе, выносливости и ловкости.

8. Шахматно-шашечный турнир на первенство отряда (колонии) очень популярен среди осужденных. Он проводится с целью содействия развитию физической культуры и спорта в отряде; широкого вовлечения осужденных в регулярные занятия физкультурой и спортом; выявления лучших спортсменов для пополнения сборной команды отряда; обеспечения успешного выступления спортсменов отряда в спартакиаде колонии; пропаганды физической культуры и спорта как важного средства укрепления здоровья, исправления и подготовки к честному труду на свободе.

9. Встречи со спортсменами вызывают большой интерес у осужденных. По возможности приглашаются знаменитые спортсмены, которые рассказывают о своих спортивных достижениях, выступлениях на соревнованиях различных рангов, делятся впечатлениями об увиденном, призывают осужденных заниматься спортом, чтобы здоровыми вернуться к родным, семьям.

10. Спартакиада - комплекс соревнований, проводимых между бригадами и отрядами. Она является итогом всей физкультурно-спортивной работы и проводится, как правило, в летнее время. Организуется спартакиада в два этапа: первый внутри отряда, второй - среди отрядов. Отрядная спартакиада предшествует колонийской. По результатам отрядной спартакиады комплектуется команда отряда. В программу отрядной спартакиады включаются, например, соревнования по комплексу физической зарядки (на лучшее выполнение), волейболу, легкой атлетике, настольному теннису, шашкам, шахматам и т. д.

Итоги отрядной спартакиады целесообразно подвести на спортивном празднике, в программу которого, кроме подведения итогов, можно включить показательные выступления лучших спортсменов, различные игровые «комические эстафеты», а также награждение участников спартакиады.

Аналогично проводится колонийская спартакиада, причем организация спартакиады возможна в любой колонии, даже там, где отсутствуют специальные спортивные площадки. Обычно спартакиады проводятся в субботние, воскресные и праздничные дни.

Специфика деятельности исправительных учреждений обусловливает особенности организации и форм физкультурно-спортивной работы с осужденными: не все виды спорта могут культивироваться в местах лишения свободы. Как правило, исключаются все виды единоборства: борьба, бокс, фехтование, а также некоторые военно-прикладные виды спорта. В то же время комплекс ГТО остается нормативной и программной основой физического воспитания.

Формы физкультурно-спортивной работы многообразны, одни - для осужденных, другие - для сотрудников. Для последних, например, практикуются: смотры-конкурсы, фестиваль молодежи, чемпионат по плаванию, республиканский пробег, хоккейные турниры, День физкультурника, конкурсы на лучшую семейную пару [3, с. 28-31], спортивный фестиваль всех учреждений области [4, с. 27-30].

Выбор формы зависит от многих факторов: реальных возможностей учреждения; подбора и обучения физоргов из числа осужденных, а также инструкторов-общественников из числа сотрудников; знания и использования традиционных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных методик, инновационных технологий, адаптированных к возрастным и психологическим особенностям личности осужденных, их физическим возможностям; личного примера сотрудников [5, с. 217-220].

Практика не стоит на месте, физкультурно-спортивная работа проводилась и проводится не только с осужденными, но и с сотрудниками, формы меняются, возникают новые, но суть их остается прежней: физическое воспитание. Показателен факт оценки его результатов как критерий исправ-ленности одних и повышения уровня психолого-педагогического мастерства других.

Список литературы

1. Тюгаева Н. А. Физическое воспитание осужденных: актуализация проблемы // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 189-193.

2. Тюгаева Н. А. Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4. С. 143-146.

3. Топольник Е. И. Мудрость и опыт, помноженные на энергию молодости // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 12. С. 28-31.

4. Наша главная задача - достижение высоких показателей в деятельности уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. 2014. № 9. С. 27-30.

5. Тюгаева Н. А. Физическое воспитание осужденных различных категорий как составляющая их исправления // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : тез. выступлений и докладов участников : в 8 т. Рязань, 2015. Т. 2. С. 217-220.

NINA ALEKSEEVNA TJUGAEVA,

dsc in pedagogics, professor, honored scientist of the higher school of the Russian Federation, professor of the legal psychology and pedagogics department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: upip2009@yandex.ru

REALIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF CONVICTS THROUGH SPORTS WORK WITH THEM

Abstract: an important component of correction of the condemned various categories in the conditions of limited space and movements is their physical training as which it is necessary to understand the process of forming and development of physical capabilities, moral and strong-willed qualities of convicts, strengthenings and savings of their physical and mental health. This process performs three interconnected functions: improving; educational (corrective); sublimating (the switching activity (energy) of the subject on higher level).

The historical and pedagogical research of the problem conducted by the author demonstrates that physical training arose at the beginning of a human civilization. Some directions, methods and implementers of physical training arose in primitive society, but they had no purposeful character. As organized activities physical training for the first time appeared in Ancient Greece. The antique system of physical training was acquired further by the Middle Ages, and the pedagogical thought of Renaissance exerted impact on the European educational system the theoretical provisions confirmed with practice.

Studying of scientific literature and the analysis of use of results of a research in relation to the persons serving sentence in organizations of a penal correction system allow to note: punishing the person for the crime committed by him, the state recognizes that after serving sentence it shall be returned in society healthy and active. The solution of this task is promoted by inclusion of the physical training condemned in specially organized process and its participation in various sports actions.

In places of detention sports work in the 70-80th years of the 20th century was especially actively carried out. In comprehensive plans of political-education work with convicts along with others there was a section «Sports Work». In the 90th years of the 20th century new socioeconomic conditions complicated carrying out sports work with convicts. Now the situation changed, the presidential decree of V. V. Putin returned the sports complex «It Is Ready to Work and Defense» to life. It is time to raise the level of physical training of the population of the country, and also to intensify physical training of convicts, acquainting them with physical culture and sport.

Key words: physical training, sports work, forms and techniques of sports work, physical culture, sport.

References

1. Tjugaeva N. A. Fizicheskoe vospitanie osuzhdennyh: aktualizacija problemy [Physical training of convicts: updating of a problem]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 3, pp.189-193.

2. Tjugaeva N. A. Sanitarno-gigienicheskoe vospitanie osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Sanitary and hygienic education of convicts in correctional facilities]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 4, pp. 143-146.

3. Topol'nik E.I. Mudrost' i opyt, pomnozhennye na jenergiju molodosti [Topolnik E. I. The wisdom and experience multiplied by energy of youth]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of a penal system, 2014, no. 12, pp. 28-31.

4. Nasha glavnaja zadacha - dostizhenie vysokih pokazatelej v dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Our main task - achievement of high rates in activity of a penal system]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2014, no. 9, pp. 27-30.

5. Tjugaeva N. A. Fizicheskoe vospitanie osuzhdennyh razlichnyh kategorij kak sostavljajushhaja ih isprav-lenija [Physical training of the condemned various categories as making their corrections] Tezisy vystuplenij i dokladov uchastnikov II Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» [Proc. the II International penitentiary forum «Crime, Punishment, Correction»]. In 8 vol. Ryazan, 2015, vol. 2, pp.217-220.

© Tjugaeva N. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.