УДК 37.013.42 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-65-72
Роль и значимость физической культуры в жизнедеятельности
осужденных
Постнов Ю.М., Костюнина Л.И.*
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-1551-6838, [email protected]*
Аннотация: Физическое воспитание является одним из компонентов воспитательной работы с осужденными в системе исправительных учреждений. Изучение мотивов осужденных к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, их потребности в физическом совершенствовании, ценностной оценки роли и значимости физического воспитания в личностном развитии является основой построения эффективных программ физического воспитания осужденных, способствующих решению задач ресоциализациии. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, математико-статистические методы. Материалы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 по реформированию системы пенитенциарных учреждений требует обновления содержательных подходов к организации воспитательной работы с осужденными на основе поиска новых и усиления существующих форм педагогического воздействия; изменения идеологии применения основных средств исправления. Изучение мотивации, выявление степени сформированное™ ценностного отношения осужденных к физической культуре, понимание ее роли и значимости в жизнедеятельности индивида обеспечивают возможность получения объективной информации для организации физкультурно-воспитательной среды исправительного учреждения (ИУ). Результаты. В ходе исследования проведен опрос на основе специально разработанной анкеты, включающей вопросы общего характера, вопросы по оценке сформированности здорового образа жизни, по выявлению отношения к занятиям физической культурой, по оценке условий организации физкультурно-спортивной деятельности в ИУ. Выявлено, что осужденные с отрицательными психо-поведенческими характеристикам - это в большей части молодые люди в возрасте 18-30 лет (50%). В группе положительно характеризующихся осужденных данный показатель ниже - 38%. Полученные в ходе исследования данные подтверждают выводы других специалистов о том, что образовательный уровень у осужденных значительно ниже, чем у законопослушных граждан. В ходе исследования выявлены наиболее предпочтительные формы физкультурно-спортивной деятельности, уровень здоровья осужденных, наличие вредных привычек, указаны причины, обусловливающие низкую эффективность физкультурно-спортивной работы в исправительных учреждениях. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большей части осужденные, независимо от наблюдаемых социально-поведенческих характеристик, отношения к мерам воспитательного воздействия, положительно мотивированы к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Физическая культура как средство воспитательного воздействия положительно воспринимается всеми осужденными, что обусловливает необходимость проектирования инновационных подходов к использованию ее воспитательного потенциала в целях формирования ценностного отношения к своему здоровью, физическому совершенствованию, более успешной социальной адаптации осужденных.
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, осужденные, исправительные учреждения, ресоциализация, физкультурно-спортивная деятельность.
Для цитирования: Постнов Ю.М., Костюнина Л.И. Роль и значимость физической культуры в жизнедеятельности осужденных. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 65-72. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-65-72
The role and importance of physical culture in the life of convicts
Yuri M. Postnov, Lubov I. Kostyunina*
Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia [email protected],
ORCID: 0000-0003-1551-6838, [email protected]* Abstract: Physical upbringing is one of components of the upbringing activity with convicts in the system of correctional institutions. Convicts' motives study of going in for different kinds of physical-sports activity, their need for physical development, axiological estimation of physical upbringing role and importance in personal development is the base for effective physical upbringing programs creation for convicts. These programs provide the objectives of resocialization realization. Research methods. Information sources analysis and summarizing, survey, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Materials. The concept of correctional system development in the Russian Federation till 2020 concerns penal institutions reformation. It demands content approaches to the upbringing work organization among convicts renewal on the basis of new forms of pedagogical impact search and the existing forms development; the ideology change of the main correctional means use. Motivation study, the degree of convicts' axiological attitude revelation to physical culture, its role and importance understanding in the life of an individual provide the opportunity of objective information getting for physical-sports environment of a correctional institution (CI) organization. Results. The survey was held on the basis of specially created questionnaire. It included general questions, questions concerning healthy life style formation, questions concerning the attitude to physical culture revelation, the conditions estimation of physical-sports activity organization at CI. It is revealed that convicts with negative psychobehavioral characteristics are mostly young people. They are 18-30 years old (50%). In the group of positively characterized convicts this index is lower - 38%. The results prove the conclusion of other specialists that educational level of convicts is considerably lower, than educational level of law-abiding citizens. During the research we revealed the most favorable forms of physical-sports activity, convicts' health level, bad habits, the reasons for low effectiveness of physical-sports work at correctional institutions. Conclusion. The research results prove that most convicts, irrespective of the observed social-behavioral characteristics, attitude to the upbringing impact measures, are positively motivated for going in for different kinds of physical-sports activity. Physical culture as the means of upbringing influence is positively accepted by all convicts. It conditions the necessity to projects innovative approaches to its upbringing potential use for axiological attitude to own health, physical development, convicts' more successful social adaptation formation.
Keywords: motivation, healthy life style, convicts, correctional institutions, resocialization, physical-sports activity.
For citation: Yuri M. Postnov, Lubov I. Kostyunina. The role and importance of physical culture in the life of convicts. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 65-72. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-65-72
Актуальность. Эффективность воспитательной практики, решение задач ресоциализации осужденных определяются условиями пенитенциарного учреждения, создаваемой сотрудниками социокультурной среды, обеспечивающей оптимальные условия для формирования личностной потребности в преобразовании целеполагания, жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Физическое воспитание является одним из важных компонентов перевоспитания
осужденных [2,3,6]. Воспитательная практика требует научно обоснованных подходов к использованию его социокультурного, ценностного потенциала в практике ресоциализации осужденных, к построению инновационных технологий на основе использования средств физической культуры, в основе которых должно быть объективное представление о степени сформированности здорового образа жизни, потребностей индивида в физическом совершенствовании, понимание роли и значимости занятий физической культурой в процессе личностного развития [4,5,7].
Цель исследования: выявление роли и значимости физической культуры в жизнедеятельности осужденных.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности ценностного отношения осужденных к физической культуре в процессе жизнедеятельности.
2. Вывить уровень сформированности у осужденных компонентов здорового образа жизни.
Методы и организация
Для достижения цели исследования использовался комплекс методов исследования: изучение, анализ, систематизация данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, методы опроса, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Педагогическое исследование было организовано в период с ноября 2015 г. по май 2016 г. Всего было опрошено 276 осужденных, которые были распределены на 3 условные группы с учетом психологической информации о личности осужденных, особенностей их поведения (соблюдение режима содержания в ИУ, степень вовлеченности в мероприятия воспитательного характера и др.), характера коммуникативных связей с другими осужденными (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика психолого-поведенческих характеристик групп осужденных
Группа осужденных
Психолого-педагогическая характеристика
е
ы
н
ь
л
е
о
оло
П
Осужденные, обладающие выраженной положительной социальной установкой, характеризуются как сильный тип личности, обладают лидерскими качествами. Имеют достаточно высокий уровень умственного развития, отличаются умением контролировать эмоции, устойчивостью структуры личности, стремлением к организаторской деятельности, мотивацией на достижение цели, отсутствием выраженной агрессии, позитивным отношением к труду; имеют чувство социальной отзывчивости, общительны, способны быстро адаптироваться к окружению.
е
ы
н
ь
л
а
й е
К
Осужденные, имеющие потенциально положительные социальные установки, при этом конформны, легко поддаются чужому влиянию, лидерские черты отсутствуют. Характерологические черты данной группы в основном совпадают с таковыми первой группы, отличаясь наличием следующих качеств: завышенной оценкой собственных достоинств, социальной наивностью.
е
ы
н
ь
л
е
т
а ц
и
Осужденные, с выраженными асоциальными установками, отличаются эгоцентризмом, устойчивой склонностью к нарушению требований, низкой социальной отзывчивостью, предубежденным отрицательным отношением к окружающим. Склонны к употреблению алкоголя, нередко приводящему к плохо сдерживаемой импульсивности в поведении; неприятию и враждебному отношению к существующим социальным нормам, неспособности регулировать конфликтные ситуации примиряющим образом, цинизму.
Том 13 № 4 2018
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Материалы. Процесс ресоциализации в исправительном учреждении включает системно организованную воспитательную работу, направленную на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилами традициям человеческого общежития, стимулированию правопослушного поведения [1,2,3]. Средства физической культуры в контексте рассматриваемой проблемы предоставляют возможность организации последовательной программы педагогических воздействий с учетом физкультурно-спортивных интересов осужденных, потребностей в укреплении здоровья и физическом совершенствовании; программы, позволяющей содержательно наполнить и разнообразить жизнь в исправительном учреждении, добиться большего воспитательного эффекта при ненавязчивости форм воздействия на личность осужденного [9,10]. Важное значение при осуществлении воспитательной работы имеет изучение личности осужденного, что обусловливает возможность решения практических вопросов, связанных с функционированием мест лишения свободы: комплектование бригад и отрядов, организация работы актива, общественников, кружковой работы и др. [9]. Изучение личности осужденного позволяет выявить направленность, мотивы деятельности, сформированность интенционных ценностей; позволяет судить о результатах исправления, возможностях применения мер взыскания и поощрения, изменения условия отбывания наказания и пр.
Результаты и обсуждение
Изучениеотношениявсехнепосредственныхучастниковпенитенциарнойсреды(сотрудников УФСИН, осужденных) к физической культуре как компоненту процесса ресоциализации, выявление степени сформированности ценностного отношения к физической культуре, понимания ее роли и значимости в жизнедеятельности индивида обеспечивают возможность получения объективной информации для организации физкультурно-воспитательной среды исправительного учреждения, обеспечивающей возможность физического совершенствования осужденных, укрепления здоровья, формирования положительной модели поведения [11,12].
В ходе исследования был проведен опрос на основе специально разработанной нами анкеты, которая включала 4 блока вопросов: первый блок содержал вопросы общего характера; второй блок - вопросы по оценке сформированности здорового образа жизни (ЗОЖ); третий блок
- выявление отношения к занятиям физической культурой в ИУ и оценка ее возможностей как средства ресоцилизации; четвертый блок - оценку условий организации физкультурно-спортивной деятельности в ИУ.
Первый блок вопросов был направлен на выявление особенностей дифференциации осужденных по возрасту и уровню образования. В ходе исследования было выявлено, что 50% отрицательно характеризующихся осужденных - это молодые люди в возрасте 18-30 лет; 44%
- осужденные «нейтральной» группы, 38% - положительно характеризующиеся осужденные (таблица 2).
Таблица 2 - Возрастной состав и уровень образования осужденных (в %)
Вопросы анкеты Группы осужденных
1-я группа «положительные» (108 чел.) 2-я группа «нейтральные» (90 чел.) 3-я группа «отрицат-ные» (78 чел.)
' ' Возраст " '
1 До 25 дет 20 13 10
2 26-30 лет 18 31 40
3 31-35 лет 27 19 20
4 36-40 лет 17 19 15
5 41-45 лет 11 11 15
6 46 лет и старше 6 7 0
Образо ванне
1 Среднее 39 38 50
2 Средне-специальное 43 53 20
Это вполне совпадает с результатами исследования Г.В. Щербакова (2002), утверждающего, что молодежный возраст в первом случае характеризуется категоричными формами выражения асоциальных интересов, стремлений, негативным отношением к основным средствам исправления и ресоциализации, открытой демонстрацией асоциальной позиции и антисоциальным характером своих жизненных планов. Во втором варианте занимают выжидательную позицию, отличаются проявлением как положительных, так и отрицательных мотивов поведения и отношения к воспитательным воздействиям [11]. В группе положительно характеризующихся осужденных наиболее многочисленно представлен возраст 31-35, или 28% от общего числа опрошенных. Как отмечают исследователи, в данном возрасте осужденные легче адаптируются к требованиям режима, более активно включаются в воспитательные мероприятия.
Уровень образования играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень, самостоятельность целеполагания и определения жизненных ориентиров. Группа осужденных положительной направленности характеризуется наибольшим числом лиц, имеющих высшее образование - 16%; средне-специальное образование имеют 43%; среднее -39% соответственно. Высокий уровень образования в своей основе является антикриминогенным фактором, способствующим расширению интересов осужденного, формированию самосознания и ответственности перед обществом, близкими людьми, что и отличает данную группу осужденных. Недостаточный образовательный уровень ограничивает возможности индивида в принятии правильных решений в процессе общения с различными группами осужденных, персоналом ИУ, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения. Как показывают результаты опроса, 50% осужденных «отрицательной» направленности - лица, имеющие среднее образование; 20% - лица со средним специальным образованием; 5% -с высшим образованием. 25% осужденных имеют незаконченное среднее, средне-специальное образование. Осужденные «нейтральной» группы в большинстве своем имеют средне-специальное (53%) и среднее (38%) образование. Полученные нами данные подтверждают результаты ранее выполненных исследований, согласно которым, образовательный уровень у осужденных значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Характер преступлений во многом обусловлен социально-демографическими, социально-ролевыми характеристиками, психологическими установками, среди которых возраст и уровень образования являются определяющими.
Следующий блок вопросов направлен на выявление уровня восприятия осужденными норм и требований здорового образа жизни, сформированности индивидуального опыта здоровьесбережения. Выявлены значительные различия в показателях субъективной (на уровне личностных ощущений состояния здоровья) и объективной (данные медицинского обследования) оценки индивидуального здоровья осужденными с различными характеристиками поведения. Практически все осужденные реально оценивают состояние своего здоровья: относят себя к группе «практически здоровых» - 63-80%; испытывают затруднения в оценке собственного здоровья -10-11% осужденных «положительной» и «отрицательной» направленности, 20% «нейтральных». На заболевания хронического характера указывают 17% «положительных» осужденных, при этом, по данным медосмотра, 20% имеют хронические заболевания, 5% - инвалидность. В группе «отрицательных» осужденных всего 10% отмечают, что они нездоровы. При этом, несмотря на относительно молодой возраст, 10% уже имеют группу инвалидности, 5% - хронические заболевания. Проблемы здоровья осужденных во многом связаны с обстоятельствами жизни до заключения, в числе которых: нездоровые условия жизни, пренебрежение гигиеническими требованиями, отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию, размытость границ понимания состояния
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
«здоровье» - «болезнь».
Проблема вредных привычек, связанная с употреблением алкоголя, в ходе опроса, на наш взгляд, не позволила выявить реальную постановку данного вопроса. 62-80% осужденных отмечают, что они не употребляют алкоголь; 5-11% выпивают 1-2 раза в неделю. Проблема употребления алкоголя в условиях исправительного учреждения рассматривается как нарушение режима, тем не менее осужденные находят возможность даже в условиях ограничения свободы употреблять алкоголь. Курение многие осужденные рассматривают как способ снижения психоэмоциональной напряженности, стрессов, в то же время как средство активизации и стимуляции своего психического состояния. С этим связано и то значительное количество осужденных, ежедневно выкуривающих более 1 пачки в день (45-50% из числа опрошенных). Не курят совсем 40% «положительных» и 35% «отрицательных» осужденных.
В качестве имеющегося опыта занятий физической культурой и спортом 42-55% осужденных указывают на обязательные занятия физической культурой в системе общего, профессионального образования; тренировочные занятия в спортивных секциях, клубах (4955%, осужденных «положительной» и «нейтральной» направленности); различные формы самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Большинство осужденных (78-90%) отмечают несомненную значимость занятий физической культурой и спортом для здоровья; 7385% рассматривают их как основное средство для укрепления здоровья. При этом всего лишь 30% осужденных «отрицательной» направленности рассматривают физкультурно-спортивные занятия в качестве оптимальной формы организации досуговой деятельности, средства личностного развития, 10-12% опрошенных считают, что это «пустая трата времени».
В качестве ведущих факторов, обеспечивающих сохранение здоровья, осужденные отмечают необходимость соблюдения режима питания, труда и отдыха - 56-75% опрошенных; регулярный медицинский осмотр - 47-50%; отказ от вредных привычек - 43-60%. При этом 24% «положительных» осужденных говорят о необходимости использования дополнительных, нетрадиционных средств оздоровления.
В ходе исследования выявлены наиболее предпочтительные формы занятий физической культурой осужденных. В утренней зарядке принимают участие 22-30%; регулярно занимаются в спортивных кружках 35-39%, из них, соответственно, 45% «положительных», 35% «отрицательных» осужденных. У 15% осужденных «отрицательной» направленности наблюдается потребность в признании индивидуальных достижений, самоутверждении авторитета, что обусловливает большее участие в значимых физкультурно-спортивных мероприятиях исправительного учреждения. При этом необходимо отметить, что фрагментарное участие в физкультурно-спортивных мероприятиях данной группы осужденных является лишь способом достижения разнообразия жизни в исправительном учреждении, удовлетворения личностных амбиций, утверждения своего авторитета. Более трети осужденных рассматривают занятия физической культурой как одну из форм досуга и хотят прежде всего получить удовольствие как от хорошо проведенного времени. 35-40% осужденных посредством системно организованных занятий хотят укрепить здоровье; 30% осужденных «отрицательной» направленности и 19% «положительной» группы используют физкультурно-спортивные занятия в целях совершенствования телосложения.
Следующий блок вопросов направлен на выявление отношения осужденных к занятиям физической культурой в исправительном учреждении, оценку ее возможностей как средства ресоциализации. Регулярно занимаются физической культурой 30% «положительных» и 15% «отрицательных» осужденных; 70% осужденных отмечают, что если бы было больше свободного времени, представлена возможность выбора спортивных занятий, то они с удовольствием бы занимались различными видами физической активности для сохранения и укрепления своего здоровья. Наибольший интерес у осужденных вызывают игровые виды спорта (футбол,
волейбол, настольный теннис, атлетические виды гимнастики). 70-75% осужденных отмечают, что совместная игровая деятельность, занятия в тренажерном зале способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния, снижению агрессии, конфликтных ситуаций, возникающих в процессе повседневного общения в отряде. По мнению большинства осужденных (68-75% опрошенных), занятия физической культурой можно рассматривать как возможность проявления своих положительных личностных, коммуникативных качеств (настойчивости, целеустремленности, умения работать в команде и др.), что, несомненно, поможет в жизни в социуме после освобождения, в сфере профессионального самоопределения. При этом, как отмечают осужденные, возможности организации эффективных физкультурно-спортивных занятий в условиях исправительного учреждения весьма ограничены. В числе основных факторов они выделяют слабую материально-техническую базу и оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием; отсутствие специалистов, тренеров, которые бы могли грамотно организовать физкультурно-спортивную работу, осуществлять методическое сопровождение; ограниченный выбор видов спорта; недостаточное количество форм стимулирования и мер поддержки со стороны администрации, что могло бы мотивировать осужденных к более активным занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. В целом положительно оценивают организацию физкультурно-спортивной деятельности в исправительном учреждении 32-38% «нейтральных» и «положительных» осужденных, 65% «отрицательных» осужденных.
Результаты исследования роли и значимости физической культуры в жизни осужденных, сформированности компонентов здорового образа жизни, места физической культуры в системе воспитательной работы в исправительном учреждении свидетельствуют о том, что в большей части осужденные, независимо от наблюдаемых социально-поведенческих характеристик, отношения к мерам воспитательного воздействия, положительно мотивированы к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Отмечают, что это наиболее привлекательная форма организации досуга, средство укрепления здоровья, и при должной организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в исправительном учреждении они готовы заниматься физической культурой на регулярной основе.
Заключение
Таким образом, физкультурно-спортивную деятельность можно рассматривать как эффективное педагогическое средство воздействия на личность, формирования ценностного отношения к своему здоровью, физического совершенствования, приобретения опыта позитивного коммуникативного взаимодействия, положительно воспринимаемого всеми осужденными. Решение проблемы организации эффективной физкультурно-спортивной работы в исправительном учреждении как компонента ресоциализации осужденных в комплексе воспитательных воздействий требует поиска нестандартных подходов. В ходе нашего исследовании мы рассматриваем возможность решения данной проблемы на основе организации сетевого взаимодействия специалистов, осужденных исправительных учреждений УФСИН по Ульяновской области, с одной стороны, студентов, преподавателей факультета физической культуры и спорта ФБГОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», с другой [4] . Возможность научно-методического сопровождения физкультурно-спортивной работы в исправительном учреждении, системная реализация совместной физкультурно-спортивной деятельности, социально-ориентированных проектов с участием студентов-спортсменов, волонтеров, преподавателей должны создать предпосылки для повышения эффективности данного направления воспитательной работы.
Список литературы
1. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Том 13 № 4 2018
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р: в ред. Распоряжения Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р. Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010; 43: Ст. 5544. URL: http://crimestat.ru.
2. Костюнина Л.И., Постнов Ю.М. Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности для лиц отбывающих наказание в системе пенитенциарных заведений. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(3): 92-100. DOI: 10.1452б/01_1111_129
3. Постнов Ю.М., Костюнина Л.И., Колбенева Е.А. Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12 (№ 4). - С. 90-101. DOI 10/1452б/04_2017_2б7
4. Bauer K.W., Nelson M.C., Boutelle K.N., Neumark-Sztainer D. Parental influences on adolescents' physical activity and sedentary behavior: Longitudinal findings from project EAT-II. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2008; 5: 12. DOI: 10.1186/14795868-5-12.
5. Berger I.E., O'Reilly N., Parent M.M., Seguin B., Hernandez T. Determinants of sport participation among Canadian adolescents. Sport Management Review. 2008; 11(3): 277-307. DOI: 10.1016/S1441-3523(08)70113-X.
6. Elena Ramirez-Rico, Toni A. Hilland, Lawrence Foweather, Emilia Fernandez-Garcia, Stuart J. Fairclough. Weekday and weekend patterns of physical activity and sedentary time among Liverpool and Madrid youth. European Journal of Sport Science. 2014; 14(3): 287-293. DOI: 10.1080/17461391.2013.827242.
7. Atkin A.J., Gorely T., Biddle S.J.H., Marshall S.J., Cameron N. Critical hours: Physical activity and sedentary behavior of adolescents after school. Pediatric Exercise Science. 2008; 20: 446-456.
8. Catellier D.J., Hannan P.J., Murray D.M., Addy C.L., Conway T.L., Yang S., Rice J.C. Imputation of missing data when measuring physical activity by accelerometry. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2005; 37(Suppl.), S555-S562. DOI: 10.1249Z01.mss.0000185651.59486.4e.
9. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to young people's physical activity levels. Health Education Research. 2005; 20(1): 14-23. DOI: 10.1093/her/cyg101.
10. Kristensen P.L., Korsholm L., Moller N.C., Wedderkopp N., Andersen L.B., Froberg K. Sources of variation in habitual physical activity of children and adolescent: The European youth heart study. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2008; 18(3): 298-308. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2007.00668.x.
11. McKenzie T.L., Sallis J.F., Kolody B., Faucette F.N. Long term effects of physical education curriculum and staff development program: SPARK. Research Quarterly for Exercise and Sport. 1997; 68(4): 280-291. DOI: 10.1080/02701367.1997.10608009.
12. Moliner-Urdiales D., Ruiz J.R., Ortega F.B., Rey-Lopez J.P., Vicente-Rodriguez G., Espana-Romero V., ..., Moreno L.A. Association of objectively assessed physical activity with total and central body fat in Spanish adolescents; The HELENA Study. International Journal of Obesity. 2009; 33(10): 1126-1135. DOI: 10.1038ДЮ.2009.139.
13. Trost S.G., Loprinzi P.D., Moore R., Pfeiffer K.A. Comparison of accelerometer cut-points for predicting activity intensity in youth. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2011; 43(7): 13601368. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318206476e.
Статья поступила в редакцию: 19.10.2018
Постнов Юрий Михайлович - ассистент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]
Костюнина Любовь Ивановна* - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]*