УДК 37.037.1:343.8 НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,
ББК 67.409.13 доктор педагогических наук, профессор,
Т98 заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
профессор кафедры юридической психологии и педагогики
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected] © Тюгаева Н. А., 2015
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Реферат: представленная тема статьи разрабатывается автором в контексте исследования проблемы исправления осужденных в процессе физического воспитания средствами физической культуры и спорта.
Решение проблемы видится в двух направлениях: 1) изначальное формирование мотивации осужденных к занятиям физкультурой и спортом; 2) переориентация сформированной уже мотивации осужденных. В том и в другом случае в процессе физического воспитания осужденных определяющая роль отводится доведению информации до субъектов взаимодействия о закономерностях развития природы, общества, человека, в частности всеобщих причинно-следственных связях. Осознание в полной мере всего этого рано или поздно приведет индивида к мысли о неотвратимости ответственности за свое здоровье и жизнь. Возникающий таким образом внутренний регулятор дает определенные гарантии ориентации поведения на социально полезные модели поведения. Этот внутренний регулятор в сфере педагогического взаимодействия на осужденных мало используется в силу влияния ряда объективных и субъективных факторов, таких как сложность и тонкость индивидуальной работы; низкий уровень психолого-педагогической компетентности; чрезмерная нагрузка в связи с оптимизацией исправительных учреждений; отсутствие надлежащих условий и др.
В то же время можно напомнить постулат: отсутствие информации означает отсутствие изменения поведения. Речь идет о конструктивной информации, о том, что надо делать, как и в каком направлении это осуществлять.
Применительно к физическому воспитанию осужденных стоит отметить необходимость соблюдения алгоритма (последовательность действий): просвещение (просветительский проект) - обучение (образовательная программа) - формирование (мотивы, способности, физкультурно-оздоровительные и физ-культурно-спортивные навыки) - включение в деятельность (самообразование, самовоспитание) - анализ результатов (состояние физического и психического здоровья, уровень исправленности).
Ключевые слова: осужденный, физическое воспитание, мотивация, физическая культура, спорт, обучение.
В действующем уголовно-исполнительном законодательстве, Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция), материалах ее реализации, предложениях и рекомендациях выделяется педагогическая составляющая деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), к которым относятся: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, исправительные учреждения [1]. В связи с этим актуализируется проблема комплексного подхода к исправлению осужденных. Это означает создание и функционирование педагогической системы, охватывающей все стороны жизнедеятельности личности, в том числе различные направления воспитания осужденных. В современных условиях особую научную актуальность и практическую перспективу имеет разработка проблемы физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях УИС. Сущность проблемы
обусловлена: 1) высокими показателями заболеваемости; 2) недостаточным уровенем медицинского обслуживания; 3) малоподвижным образом жизни, который приводит к ухудшению физического и психического здоровья осужденных. Отсюда следует вывод: лучше сейчас вкладывать средства для укрепления здоровья, чем затрачивать значительно больше потом.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является формирование интереса, положительных мотивов, способностей осужденных к занятиям физкультурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
Изучение научных источников и практики показало, что осужденный имеет весьма различные и скудные представления о значимости физического воспитания, физического самовоспитания, физических занятий. Одним из ведущих факторов этих различий является когнитивное представление (наличие
или отсутствие знаний) по этим вопросам. Объясняться это может тем, что структура и протекание познавательных процессов у всех разные.
При исследовании проблем воспитания и исправления осужденных целесообразно руководствоваться ключевым педагогическим принципом - обязательный учет исторических особенностей развития общества, анализ идей и теорий прошлого, определение возможностей их использования в настоящее время. Краткий экскурс в историю проблемы свидетельствует о том, что физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации. Некоторые направления, методы и средства реализации физического воспитания возникли еще в первобытном обществе, но они не носили целенаправленный характер. Первобытные люди охотились, добывали пищу, обустраивали свое жилище - все эти естественные действия приводили к совершенствованию их физической формы, улучшению таких качеств, как ловкость, выносливость, скорость, сила. По мере развития человеческого общества члены племени (общины) стали замечать, что люди, ведущие активный образ жизни, были и более сильными, здоровыми, энергичными, ловкими. Заметив эту взаимосвязь, человек пришел к выводу, что если многократно повторять те или иные действия, можно развить необходимые для жизни умения и навыки. Поняв это, человек стал осознанно выполнять имитационные действия, относящиеся к тому или иному роду деятельности, например, стрелять из лука по мишени или метать копье. С тех пор, как человек стал выполнять трудовые действия вне трудовой деятельности, появились физические упражнения, которые способствовали его всестороннему развитию, что послужило предпосылкой физического воспитания.
Как организованная и целенаправленная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Воспитание здесь рассматривалось как одна из основных функций государства, а главным элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (так называемое спартанское воспитание). Ведущим было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания. Позже (конец VI века до н. э.) сложилась система «афинского» воспитания, которая сочетала умственное и физическое воспитание.
В III веке до н. э. Древний Рим стал ведущим в военном отношении государством. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли спорт, предпочитая бои
гладиаторов. Постепенно физическое воспитание в Древнем Риме в процессе образования детей теряло свой общеобразовательный характер. Физические упражнения стали использовать в основном для развития выносливости, ловкости и силы, которые необходимы бойцам римской армии для ведения военных действий. Античная система воспитания была в дальнейшем усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма. Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы - эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени (XIV-XVI вв.). Педагогическая мысль Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой. Главными среди них были идеи гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей.
Одним из основоположников теоретических и практических вопросов физического воспитания детей и взрослых является Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.). Главный принцип его теории -единство физического и умственного развития человека. Он рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.
После 1917 г. научное наследие П. Ф. Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всеобуча). С 1918 г. создавались военно-спортивные клубы и кружки. В 20-е годы возникли многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 30-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); для детей - ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Активные занятия физкультурой, несмотря на формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями, проводимая работа по физическому воспитанию помогли приобщить к физкультуре и спорту многих подростков и взрослых.
В 90-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурно-спортивные организации и коллективы в сложные условия, хотя нормативы ГТО времен Советского Союза никто не отменял. В настоящее время ситуация изменилась, указ Президента РФ В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Пришло время поднять уровень общей физподго-товки населения страны.
Таким образом, анализ и использование результатов краткого историко-педагогического исследования проблемы физического воспитания человека
позволяет применительно к лицам, отбывающим уголовное наказание в учреждениях УИС, отметить следующее. Лица, совершившие преступления, остаются гражданами своей страны. Объектом уголовной кары являются свобода, материальные и духовные блага, принадлежащие гражданину. Осужденные либо ограничиваются в пользовании ими, либо лишаются некоторых из них полностью. Однако личность осужденного, его здоровье не являются и не могут быть объектом уголовного наказания. Наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. Решение этой задачи затрудняется, если осужденный будет лишен возможности заниматься физ-культурно-спортивной деятельностью. Изложенное выше и учет текущего момента заставляют по-новому взглянуть на физическое воспитание в условиях исполнения уголовного наказания и определить его как педагогически организованный процесс, целью которого является развитие физических способностей, укрепление физического и психического здоровья, формирование нравственных и морально-волевых качеств осужденных.
Этот процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную, сублимирующую. Суть оздоровительной функции заключается в профилактике таких заболеваний, как гиподинамия, появляющаяся от недостаточности движения осужденных; профессионально-трудовых и эпидемиологических (грипп, ангина и т. п.), возникающих при большом скоплении людей, а также недомоганий психического характера; половых извращений. Работоспособность и поведение осужденных зависят не только от состояния здоровья, уровня развития физических сил, но и от степени сформированности нравственных и морально-волевых качеств: силы воли, мужества, смелости, решительности, инициативности, дисциплинированности и др. Формирование этих и других качеств составляет содержание воспитательной функции. Физкультура и спорт, как компоненты физического воспитания, помогают осужденным преодолевать чувства усталости, напряженности, страха, неуверенности, подавленности, что содействует переключению энергии, особенно у осужденных молодежного возраста, на общественно полезные дела. В этом значении состоит сублимирующая функция физического воспитания осужденных.
Реализация указанных функций способствует расширению знаний о значимости физического развития, роли физической культуры и спорта; сохранению и укреплению здоровья, правильному развитию организма, выработке сознательного от-
ношения к себе и своему телу; развитию выносливости и сноровки, необходимых в трудовой деятельности; приобретению и развитию двигательных и спортивных умений и навыков; приучению организма к физическим и психологическим нагрузкам в процессе жизнедеятельности; воспитанию организованности, ответственности, коллективизма; умению преодолевать жизненные трудности; формированию привычек личной и общественной гигиены, умению рационально использовать свободное от работы и учебы время. При этом используются специальные средства физического воспитания осужденных. Основными из них являются физические упражнения, соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. д.), познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения.
Осуществлять физическое воспитание осужденных целесообразно по трем направлениям: общая физическая, оздоровительная физическая, спортивная подготовка. Результатом физической подготовки в целом являются достигнутые при выполнении двигательных действий знания, умения и навыки, необходимые осужденным для освоения или выполнения профессиональной и физ-культурно-спортивной деятельности. Физическая подготовка характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Здесь уместно привести следующий пример. Американские исследователи определяли скорость старения человека при помощи анализа почек, печени, легких, иммунной системы, оценки обмена веществ, уровня холестерина, длины теломеров (участки ДНК, укорачивающиеся с возрастом) и т. д. У большинства испытуемых биологический возраст соответствовал возрасту хронологическому, однако были и те, кто старел втрое быстрее. У них была низкая физическая подготовка. Кроме того, их общее состояние здоровья было хуже, и они выглядели старше своих сверстников.
Изучение научной литературы и практики свидетельствует о том, что в процессе физического воспитания осуществляется не только физическое, но и умственное развитие человека. Физическое развитие создает предпосылки для умственного развития, так как здоровый физический организм сам по себе способствует высокой работоспособности в целом. Умственное развитие, в свою очередь, создает условия и более осознанному и вдумчивому подходу к занятиям физкультурой и спортом. Одновременно развивается и творческая сторона мышления, поскольку испытуемый ос-
мысливает получаемые знания, запоминает упражнения, находит индивидуальную технику их выполнения, учитывая особенности своего организма. Вместе с этим развиваются и такие интеллектуальные качества, как быстрота мышления, сообразительность, сосредоточенность и др.
Значимость и необходимость физического воспитания осужденных усиливаются в связи с утверждением ученых Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН о том, что: 1) функция головного мозга угасает, если человек не ставит перед собой новых задач, решение которых сохраняет интеллект (изучение иностранного языка, чтение, заучивание стихов, занятие творчеством, физкультурой и т. п.); 2) головной мозг, как и мышцы тела, надо все время упражнять; 3) если нагрузка на мозг уменьшается, ее надо компенсировать, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась; 4) как можно больше двигаться - физическая и умственная активность взаимосвязаны.
Исходя из вышеизложенного следует логический вывод о том, что физкультура и спорт, как составные части физического воспитания, оказывают настолько сильное воздействие на личность, что трудно представить, чем их можно заменить или компенсировать в процессе исправления осужденных. Для того чтобы они начали или продолжили заниматься массовым спортом и физкультурой, необходимо, по возможности, создать для этого условия и сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.
Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только систематическая и целенаправленная работа по физическому воспитанию осужденных при соблюдении следующих условий: 1) постоянное совершенствование знаний руководителями учреждений УИС и инструкторами по физической культуре; 2) развитие и популяризация среди сотрудников видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность (Концепция, с. 29); 3) использование традиционных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных методик; инновационных технологий, адаптированных к возрастным и психологическим особенностям личности осужденных, их физическим возможностям.
Физическое воспитание, являясь по сути управляемым извне самовоспитанием, целесообразно рассматривать: 1) как воспитательную систему (в масштабе учреждения); 2) как воспитательный процесс (в масштабе отряда); 3) как индивидуальный (на уровне личности) или коллективный (совокупный) результат. Трудно переоценить значение самовоспитания осужденных в их нравствен-
ном обновлении, превращении из социально опасной в общественно полезную силу. Когда у осужденных возникает внутренняя потребность к физическому совершенствованию, тогда воспитательные воздействия падают на подготовленную почву, дают ощутимый положительный результат. Самое трудное - сформировать эту внутреннюю готовность к самовоспитанию. Учитывая, что самовоспитание - сугубо личностный процесс, обусловленный индивидуальными качествами субъекта, нет смысла проводить кампании по физическому самовоспитанию, обсуждать публично планы, устраивать массовый «поход» за самовоспитанием, поскольку возможны ошибки, дискредитирующие это важное дело. Необходимо совершенствовать индивидуальную работу и создавать реальные предпосылки для самовоспитания.
В местах лишения свободы особо активно проводилась физкультурно-спортивная работа в 70-80-е годы XX столетия. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная работа». Он включал в себя: проведение летних и зимних спартакиад, ежедневную утреннюю физзарядку, соревнования по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис), спортивные игры (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на каждые 30 человек, а в ИТУ особого вида режима, тюрьме и СИЗО - на каждую камеру) [2].
Практика не стояла на месте, физкультурно-спортивная работа проводилась не только с осужденными, но и с сотрудниками, о чем свидетельствуют хотя и редкие публикации в специальных журналах. В дальнейшем была разработана Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденная заместителем министра юстиции Ю. И. Калининым в апреле 2000 года. В разделе «Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы» есть четкое указание на организацию в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных.
В приказе ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» отмечается: «Воспитательная работа заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий...»
В настоящее время принят План мероприятий по приведению порядка исполнения и отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы
к единым стандартам, утвержденный директором ФСИН России Г. А. Корниенко. В этом плане в контексте данной статьи важны два пункта: 1) предложения по возможности оборудования прогулочных дворов в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, спортивными снарядами (турник, брусья), в рамках текущего финансирования; 2) разработка программы организации служебной подготовки (в том числе специальной и физической) сотрудников исправительных колоний особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, с учетом
особых условий обеспечения их безопасности, складывающегося психологического климата и других особенностей функционирования данного вида исправительных учреждений.
Таким образом, действительно пришло время поднять уровень общей физподготовки населения, в том числе осужденных, причем государство этот процесс намеревается контролировать. Уже известно, что сдавать нормативы ГТО будут в 11 возрастных группах - от шести до семидесяти лет и старше. Применительно к осужденным стоит подумать, как использовать этот очень хороший способ популяризации физкультуры и спорта.
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2011.
2. Информационный бюллетень политотделов ИТУ и ЛИТУ МВД СССР. М., 1978. № 4.
NINA ALEKSEEVNA TJUGAEVA,
dsc in pedagogics, professor, honored scientist of the higher school of the Russian Federation, professor of the legal psychology and pedagogics department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Tjugaeva N. A., 2015
PHYSICAL TRAINING OF THE CONVICTS: UPDATING OF THE PROBLEM
Annotation: the presented subject of article is developed by the author in the context of research of a problem of correction of the convicts in the process of physical training by means of physical culture and sport.
There are two directions of this problem: 1) initial formation of motivation of the convicts to physical training classes and sport; 2) reorientation of the created motivation of the convicted persons . In the process of physical training of the convicts much attention is payed to getting information for subjects of interaction of regularities of development of nature, society, person, in particular general relationships of cause and effect. Conscience, sooner or later, will lead the individual to thought of inevitability of responsibility for health and life. Thus the internal regulator gives certain guarantees of orientation of behavior for socially useful behavior of models. In the sphere of pedagogical interaction of convicts this internal regulator is used a little influencing a number of objective and subjective factors, for example: complexity and subtlety of individual work; low level of psychological and pedagogical competence; excessive load in connection with optimization of correctional institutions; lack of appropriate conditions, etc.
At the same time it is possible to remind a postulate: absence of information means lack of change of behavior.
In relation to physical training of the convicted persons it should be noted the need of observance of algorithm (sequence of actions): education ( educational project) - training (educational program) - formation (motives, abilities, physical culture - sports skills) - inclusion in activity (self-education, self-education) - the analysis of results (a condition of physical and mental health, level of correction).
Key words: he convict, physical training, motivation, physical culture, sport, training.
References
1. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Criminal and executive code of the Russian Federation]. Moscow, 2011.
2. Informacionnyj bjulleten' Politotdelov ITU i LITU MVD SSSR [Newsletter of political departments of correctional institutions and medical correctional institutions of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Moscow, 1978, no. 4.