Научная статья на тему 'Значимость процесса педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям'

Значимость процесса педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГОТОВНОСТЬ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / STUDENTS / READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна

В современном учебно-воспитательном процессе вопрос об эффективном педагогическом сопровождении является актуальным. Эффективное сопровождение студента в формировании готовности к брачно-семейным отношениям должно реализовываться на основе организационно-педагогической модели. Предпринята попытка структурировать систему педагогического сопровождения и разработать модель подготовки студентов к брачно-семейным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF THE PROCESS OF PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF STUDENTS AT FORMATION OF READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS

In the modern educational process the question of effective pedagogical accompaniment is topical. Effective student accompaniment in forming of readiness for marriage and family relations should be implemented on the basis of organizational and pedagogical models. In the article the authors attempted to structure a system of pedagogical accompaniment and develop a model of preparing students for marriage and family relations.

Текст научной работы на тему «Значимость процесса педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям»

УДК 37.013.42

М. М. Шубович, В. Б. Фаизова

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

В современном учебно-воспитательном процессе вопрос об эффективном педагогическом сопровождении является актуальным. Эффективное сопровождение студента в формировании готовности к брачно-семейным отношениям должно реализовываться на основе организационно-педагогической модели. Предпринята попытка структурировать систему педагогического сопровождения и разработать модель подготовки студентов к брачно-семейным отношениям.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенты, готовность к брачно-семейным отношениям.

Идея сопровождения довольно часто упоминается в литературе по педагогике, технологии, социологии, но единого определения для данной парадигмы пока не существует. В отечественной педагогике отмечено, что сравнительно недавно внедренное в образовательный процесс педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка активно реализуются в рамках учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое сопровождение студентов в процессе становления у них готовности к брачносемейным отношениям способствует формированию у них адекватных представлений о супружеской жизни. Демографическая ситуация в настоящее время является общегосударственной проблемой, чем и обусловливается актуальность темы исследования.

Необходимость профессионального применения средств педагогического сопровождения на основе их анализа в педагогической деятельности при подготовке студентов к брачно-семейным отношениям обусловливает актуальность поставленной проблемы.

Процесс педагогического сопровождения формирования готовности обучающихся к брачно-семейным отношениям рассматривается авторами в виде педагогической деятельности по решению проблемы использования педагогических средств, которые способствовали бы активизации социальной позиции обучающегося и выступали бы показателем успешной самореализации и самосовершенствования.

Готовность студента к брачно-семейным отношениям невозможно сформировать прямыми воздействиями, это не информация, которую передают обучающимся. Поэтому процессуально-технологическое обеспечение данного процесса должно включать педагогическое сопровождение, в том числе консультирование, организацию деятельности (моделирование, проектирование, включение соответствующих мероприятий в план воспитательной работы вуза либо разработка самостоя-

тельной программы социально-нравственного направления, формирующей готовность студента к семейной жизни), так как необходимо эффективное решение комплекса ситуативных задач с помощью рефлексивного тренинга, создания педагогических условий, способствующих эффективному процессу формирования готовности студента к брачно-семейным отношениям.

Таким образом, результативность сотрудничества сопровождаемого и сопровождающего должна определяться полноценной реализацией обучающихся в социуме, сформированной готовностью к брачно-семейным отношениям и созданием системы ценностных жизненных ориентаций.

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению и анализу индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям определяется с учетом личности обучающегося, с ее стремлениями к саморазвитию и самосовершенствованию в осуществлении адекватных потребностей в этом возрасте, с желанием большего понимания партнера в отношениях брака, семьи и родительства.

Для успешного формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям им необходимо пройти в сопровождении педагога несколько этапов по формированию семейных ценностей. Эти этапы не имеют сроков заверения и являются процессом длительным и непрерывным. На первом этапе педагог проводит ценностную диагностику: изучает состояние ценностной системы каждого студента на момент начала учебного года. На втором этапе на основе диагностических результатов осуществляется анализ соответствия имеющейся системы ценностей студента духовнонравственным требованиям, определяющим оптимальные способы успешных брачно-семейных отношений. На третьем этапе ведется работа по разъяснению индивидуальной значимости общечеловеческих и семейных ценностей и их закреплению в качестве верхней мотивационной структуры; у студентов вырабатывается потребность ориентироваться при построении отношений на эти ценно-

сти. Работа ведется на примерах воплощения ценностных смыслов в жизни общества, на конкретных социальных образах. На четвертом этапе усилия субъектов учебно-воспитательной работы направлены на моделирование индивидуальных и коллективных видов, способов совместной деятельности, стимулирующих позитивное поведение студентов, ориентированное на брачно-семейные ценности. На пятом этапе организуются изучение и анализ результатов воспитательных воздействий на студентов с целью оценки их эффективности и необходимой коррекции и координации. Затем диагностируется конечный результат.

На всех этапах построения модели педагогического сопровождения подготовки студентов к брачно-семейным отношениям необходимо учитывать подходы:

1. Психологический: анализ состояния воспитанности коллектива студентов и каждого обучающегося в отдельности в контексте успешного формирования готовности к брачно-семейным отношениям с учетом индивидуальных особенностей.

2. Социальный: анализ социокультурных условий проживания развивающегося человека и их соответствия принципам воспитания; анализ возможностей социокультурной среды в плане оптимизации воспитательной работы со студентами.

3. Педагогический: анализ достижений в педагогической теории и практике воспитательной работы с точки зрения их использования в формировании готовности к брачно-семейным отношениям.

4. Аксиологический: анализ сформированности у студентов ценностных ориентаций: гражданских (гражданская ответственность, самооборона, служение Отечеству, законопослушание), этических (альтруистическое взаимодействие, общая культура, коммуникативная культура, культура межнационального общения), общечеловеческих (физическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни, творческая деловитость, свобода).

5. Общественно-политический: анализ явлений, фактов, событий общественно-политического характера; анализ состояния воспитательной работы с обучающимися с точки зрения ее соответствия изменившимся обстоятельствам.

6. Программно-целевой: анализ структурных

компонентов педагогической системы (анализ содержания и методики использования учебно-воспитательной среды).

7. Системный: опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Целями модели педагогического сопровождения являются:

1. Разработка и реализация воспитательной программы социально-нравственного направления «Вступая в жизнь» [1].

2. Разработка и реализация учебно-методического обеспечения спецкурса «Семьеведение».

3. Внедрение в воспитательную траекторию вуза работы клуба молодой семьи.

4. Организация взаимосвязанной деятельности различных специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала вуза и социальной среды.

Для достижения поставленных целей необходимо решить соответствующие задачи:

1. Продиагностировать уровень готовности к брачно-семейным отношениям: учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их ценностные ориентации, уровень взаимоотношений в семье.

2. Сравнить исходные данные с современными требованиями к воспитанию и развитию индивидуальности обучающегося.

3. Оценить содержание различных форм и методов воспитательной работы с обучающимися в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова.

4. Разработать модель единого воспитательного пространства на основе результатов педагогического мониторинга с целью обеспечения условий, необходимых для формирования у студентов готовности к брачно-семейным отношениям.

5. Систематически совершенствовать воспитательный процесс на основе современных достижений педагогической мысли и практики, социокультурных и демографических особенностей Ульяновской области.

6. Изучить и внедрить в педагогическую практику семейные ценности как основу построения брачно-семейных отношений, а также формы и методы, создающие благоприятные условия для формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям (программа социально-нравственного направления воспитательной работы «Вступая в жизнь», учебно-методический комплекс спецкурса «Семьеведение»).

Процесс педагогического сопровождения формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям выполняет следующие функции:

1. Организационно-координирующую: внут-

реннее согласованное взаимодействие; объединение усилий субъектов воспитания по формированию и реализации программ воспитания личности, соответствующих интересам студента, ожиданиям общества, государства и действующих на основе определенных правил и процедур; внесение правок в содержание образовательной деятельности и способы ее организации в целях усиления воспитательного характера этого процесса.

2. Организационно-воспитательную: планирование воспитательной работы со студентами и преподавателями, определение способов реализации запланированного, подведение итогов периодов жизни и деятельности студенческой группы и каждого студента в отдельности.

3. Педагогической поддержки: систематическое стимулирование и усложнение самостоятельности обучающегося во всех видах учебной и внеучеб-ной деятельности, оказание ему помощи в осмыслении новых идей; оказание превентивной и оперативной помощи студентам в решении их индивидуальной проблемы, связанной с определением готовности к брачно-семейным отношениям.

4. Аналитико-прогностическую: изучение путем всестороннего разбора явлений различного социального масштаба; оценка обстановки и заключение об исходе событий; принятие решения, способствующего включению студентов в процесс учебно-воспитательной деятельности и участию их в мероприятиях, посвященных построению, развитию и гармонизации брачно-семейных отношений.

5. Проектирования: постановка цели и задачи воспитательной работы со студентами, выбор оптимальных способов взаимодействия с обучающимися по определению содержания форм и методов организации воспитательной работы с группой, составление перспективного и календарного плана работы со студентами.

6. Мониторинга: сбор информации о процессе развития личности в профессиональной сфере и уровне сформированной готовности к брачно-семейным отношениям; оценка и прогнозирование; принятие обоснованных решений по достижению качественного результата.

Конечными результатами процесса педагогического сопровождения в вузе являются сформиро-ванность у обучающихся достаточного уровня готовности к брачно-семейным отношениям на основе использования целенаправленно организованной воспитательной среды и повышение качества воспитательного процесса в вузе за счет включения разнообразных видов деятельности в специально организованном учебно-воспитательном пространстве.

В процессе педагогического сопровождения авторами разработана примерная концепция воспитательной работы, которая должна включать следующие основные направления внеучебной работы:

1. Организационная и информационно-методическая работа.

2. Общественно-профессиональная деятельность.

3. Научно-исследовательская работа.

4. Работа по формированию готовности к брачно-семейным отношениям.

5. Валеологическое воспитание.

6. Работа по формированию духовно-нравственной культуры.

7. Организация воспитательного процесса в общежитии.

8. Работа по формированию психологически комфортной среды.

Структурами, ответственными за реализацию этих направлений, являются: общеуниверситетские кафедры, в том числе кафедра психологии и психологическая служба вуза, библиотека, пресс-центр, воспитательный отдел, деканаты, студенческий совет, научно-методический центр, совет по НИРС, студенческое научное общество, клуб молодой семьи.

Структура управления учебно-воспитательным процессом и реализация внеучебного плана работы раскрываются в данной концепции через согласованное взаимодействие различных ее субъектов. Педагоги являются одними из субъектов педагогического сопровождения, а среди ведущих направлений подготовки студентов к брачно-семейным отношениям выделены воспитательная и социальнопедагогическая работа, что отражает педагогический аспект рассматриваемой проблемы подготовки студентов к брачно-семейным отношениям [2].

Применение педагогических аспектов в практике сопровождения формирования у студентов готовности к брачно-семейным отношениям позволяет интегрировать педагогическую поддержку с системой воспитательной работы.

Структура реализации внеучебной работы в вузе раскрывается в данной концепции через согласованное взаимодействие различных ее субъектов и объектов. Структура системы педагогического сопровождения в организации воспитательной среды личностно ориентированного профессионального образования студентов педагогического вуза представлена на рисунке.

Содержание системы непрерывного формирования готовности к брачно-семейным отношениям реализуется через созданную воспитательную среду (программа «Вступая в жизнь») и индивидуальные качества студентов, сформированные через учебную среду (спецкурс «Семьеведение» по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование по профилю „Русский язык. Литера-тура“».

Первостепенной задачей педагогов профессионального образования является формирование готовности обучающихся к разработке и проведению персональной семейной политики. Педагог должен помочь, психологически сопроводить студента в период становления и развития его ценностных ориентиров на протяжении всего периода обучения [3].

Структура модели системы педагогического сопровождения

Таким образом, успех формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям определяется рядом взаимосвязанных педагогических условий:

1. Формирование рассматриваемого компонента на трех уровнях: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

2. Соответствие целей, задач, принципов, содержания, форм и методов формирования семейных ценностей их сущностным характеристикам и компонентам.

3. Субъект-субъектные взаимодействия в ком -муникативной сфере: преподаватель - студент, студент - студент, студент - родитель (семья).

Новизна исследования заключается в обобщении опыта применения средств педагогического сопровождения, создающих педагогические условия в высшем учебном заведении, способствующие формированию у студентов готовности к брачно-семейным отношениям.

Практическая значимость: предложена организационно-педагогическая модель формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям, которая представляет собой систему мероприятий по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям, что непосредственно имеет практическое значение для успешной социализации молодых людей после получения высшего образования.

Модель сопровождения на современном этапе развития педагогической науки является самым широко используемым способом оказания помощи обучающимся с различными проблемами. Суть представленной модели педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям в том, что субъект, осуществляющий сопровождение, должен создавать (выбирать) такие методические технологии, которые состоят из системы различных мероприятий.

Список литературы

1. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Вступая в жизнь: программа воспитательной работы социально-нравственного направления. Чебоксары, 2013. 24 с.

2. Шубович М. М., Фаизова В. Б. К вопросу о педагогическом сопровождении студентов в формировании готовности к брачно-семейным отношениям // Новый университет. 2013. № 11-12 (32-33). С. 46-52.

3. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. № 4 (132). С. 89-94.

Шубович М. М., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700.

E-mail: [email protected]

Фаизова В. Б., аспирант.

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.01.2014.

M. M. Shubovich, V B. Faizova

SIGNIFICANCE OF THE PROCESS OF PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF STUDENTS AT FORMATION OF READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS

In the modern educational process the question of effective pedagogical accompaniment is topical. Effective student accompaniment in forming of readiness for marriage and family relations should be implemented on the basis of organizational and pedagogical models. In the article the authors attempted to structure a system of pedagogical accompaniment and develop a model of preparing students for marriage and family relations.

Key words: pedagogical accompaniment, students, readiness for marriage and family relations.

References

1. Shubovich M. M., Faizova V. B. Enterring in life: program ofeducational work of social and moral directions. Cheboksary, 2013, 24 р. (in Russian).

2. Shubovich M. M., Faizova V. B. On the problem of pedagogical accompaniment of students in formation of readiness for marriage and family relations. The new university, 2013, no. 11-12 (32-33), pp. 46-52 (in Russian).

3. Shubovich M. M., Faizova V. B. The formation of values, forming psychological readiness for marriage of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 89-94 (in Russian).

Shubovich M. M.

Ulyanovsk State Pedagogical University named after 1 N. Ulyanov.

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.

E-mail: [email protected]

Faizova V. B.

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov.

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.