УДК 37.048
В. Б. Фаизова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКА
Анализируется процесс формирования у бакалавров педагогического образования готовности к взаимодействию с семьей воспитанника. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, автор обозначает актуальность проблемы готовности будущих педагогов к взаимодействию с семьей. Автор полагает, что готовность бакалавра-педагога к указанному взаимодействию, сотрудничеству с воспитанниками, коллегами и другими лицами в будущей профессиональной деятельности, является социально значимым показателем педагогической компетентности и профессионализма. Следовательно, проблема формирования готовности бакалавров-педагогов к взаимодействию с семьей становится очевидной.
Ключевые слова: педагогические условия, бакалавр-педагог, профессиональная готовность, взаимодействие с семьей, Семьеведение.
В нормативных документах - федеральном законе РФ «Об образовании» (статьи 17-19, 52) [1], Конституции РФ (статьи 38, 39, 43), Семейном кодексе РФ (глава 12, статьи 54-60), Гражданском кодексе (статьи 31-37) отражается роль семьи в жизни общества. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2] актуализируется направленность как на решение проблем защиты семьи, так и на меры по привлечению бакалавров педагогического образования к работе по организации досуга и оздоровлению детей. Также обращается внимание на введение обязательной педагогической практики студентов педагогических вузов, развитие системы альтернативных форм дошкольного образования и т. д. Это указывает на необходимость усиления взаимодействия образовательной организации и семьи воспитанника.
Подготовка бакалавров к взаимодействию с семьей является поэтапным процессом социальной и психолого-педагогической работы с воспитанниками и их семьями: 1-й этап) создание условий для профессионального самоопределения бакалавров к работе с воспитанниками и их семьями в процессе подготовки по программе бакалавриата; 2-й этап) формирование комплекса профессиональных компетенций, составляющих основу профессиональной деятельности по программе бакалавриата [3]. Квалификационная характеристика бакалавра и анализ различных подходов к профессиональной подготовке будущего педагога к взаимодействию с семьей позволили нам определиться с компонентами подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьей: мотивационно-эмоциональным, когнитивным и деятельностным [4].
Определенные компоненты помогли выявить соответствующие критерии [5] и показатели, необходимые для диагностики уровня сформированности готовности бакалавров к взаимодействию с семьей: мотивационно-эмоциональный (мотивация на овладение профессиональными компетенциями по эффективному взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; потребность в подготовке к работе с семьей; принятие взаимодействия с семьей как значимой составляющей педагогической деятельности); когнитивный (знания о теории и методике взаимодействия с родителями воспитанников); деятельност-ный (умения применять полученные знания на практике). Проанализированные подходы к подготовке будущих педагогов и диагностика помогли нам определиться с уровнями
сформированности готовности бакалавров к взаимодействию с семьей: высокий (продуктивный), средний (нормативный) и низкий (адаптивный).
Результативность сформированной готовности к взаимодействию с семьей обусловливается совокупностью педагогических условий: а) разработка и внедрение структурно-функциональной модели формирования профессиональной готовности бакалавров к взаимодействию с семьей, стержневым компонентом которой является спецкурс «Семьеведе-ние» [6]; б) интеграция традиционных и интерактивных методов в изучении психологических и педагогических дисциплин; в) накопление будущими педагогами опыта взаимодействию с семьей на основе интеграции теоретической и практической подготовки.
Разработанный спецкурс «Семьеведение» является содержательным компонентом, интегрирующим теоретические знания, необходимые для формирования готовности бакалавров к работе с семьей. При разработке спецкурса мы обобщили и систематизировали знания по проблеме подготовки бакалавров к взаимодействию с семьей, полученные при изучении курсов «Психология» и «Педагогика».
Процесс подготовки, по нашему мнению, должен реализовываться в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин. Системообразующим стержнем в этом процессе является разработанный нами спецкурс «Семьеведение», направленный: а) на формирование у бакалавров стремления к сознательному усвоению основ современной теории и практики работы с семьей в профессиональной деятельности; б) формирование у бакалавров гуманистической профессиональной личностной позиции в работе с семьей; в) расширение у бакалавров профессионального кругозора в области истории и теории взаимоотношения с семьей; г) формирование у бакалавров базового понятийно-терминологического аппарата (семья, дети, родители, семейные взаимоотношения и т. д.); д) формирование у бакалавров основных принципов, методов и путей последовательного решения возникающих проблем, введение бакалавров в актуальную проблематику педагогики и психологии современной семьи; е) ориентацию бакалавров на соответствие высоким профессионально-этическим требованиям к эффективности работы с семьей; ж) формирование у бакалавров основ профессиональной, грамотной методической работы с различными типами семейных взаимоотношений; з) повышение у бакалавров уровня социально-психологической адаптивности, личной готовности к деятельности с семьей и к гармонизации внутрисемейных отношений; и) формирование у бакалавров персонифицированной системы взглядов на проблему детско-родительских взаимоотношений и супружескую совместимость (коррекция личных ролевых ожиданий по отношению к будущему супругу и т. д.).
При разработке спецкурса «Семьеведение» мы обобщили и систематизировали знания, полученные бакалаврами при изучении других учебных дисциплин. Так, для успешного освоения спецкурса «Семьеведение» необходимо иметь знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Психология» и «Педагогика». В результате изучения спецкурса «Семьеведения» бакалавр: 1) формирует систему мотивационных определений (мотивы к потребности использовать современный понятийно-терминологический аппарат при психолого-педагогическом анализе проблемной ситуации, мотивы к самостоятельному поиску путей разрешения конфликтных ситуаций) регулирующих эффективное решение воспитательных проблем, используя более глубокое понимание роли и возможностей взаимодействия родителей и педагогов; 2) формирует систему знаний о взаимодействии с семьей, об интерпретации особенностей микроклимата в современной семье в контексте исторической ретроспективы; 3) формирует систему умений использовать и модифицировать тестовые методики по конкретно решаемым проблемам, а также умений искать оригинальные творческие формы проведения семейного досуга или иные формы эффективного способа
гармонизации межличностных и внутригрупповых семейных взаимоотношений, демонстрируя тем самым устойчивый рост профессионального интереса к работе с семьей.
Диагностика результативности совокупности педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей, определенной в нашем исследовании, реализовывалась на базе ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», на филологическом факультете.
На констатирующем этапе экспериментальной работы мы обследовали 105 студентов вуза: экспериментальная группа количеством 55 человек и контрольная группа количеством 50 человек. Все респонденты обучаются по направлению 050100 Педагогическое образование по профилю подготовки «Русский язык. Литература». Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволили нам принять решение о необходимости внести изменения в образовательный процесс на факультете в сфере подготовки бакалавров к взаимодействию с семьей.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы апробировали совокупность педагогических условий формирования профессиональной готовности бакалавров к взаимодействию с семьей в учебном процессе филологического факультета. По результатам диагностики уровня готовности к работе с семьей у бакалавров экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ), мы определяли эффективность внедренной совокупности педагогических условий. Определение уровня готовности к взаимодействию с семьей у бакалавров проходило весь период опытно-экспериментальной работы. Для этого нами применялось анкетирование, тестирование бакалавров, наблюдение за их практикой, рассуждениями и т. д. Спецкурс «Семьеведение» был апробирован нами в экспериментальной группе, а его содержание было реализовано в теоретической и практической части. Завершающим этапом реализации опытно-экспериментальной работы стало подведение ее итогов. Обработка результатов экспериментальной работы показала, что уровни сформированной готовности бакалавров к взаимодействию с семьей качественно и количественно изменились -значительно выросли: в ЭГ с 30,9 % (17 чел.) до 49,1 % (27 чел.), в КГ с 24 % (12 чел.) до 38 % (19 чел.). На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы бакалавры ЭГ в большинстве своем (38,2 % имели адаптивный (низкий) и 30,9 % нормативный (средний) уровень готовности, а уже на заключительном этапе произошло изменение и уровни сместились на нормативный (средний) и продуктивный (высокий) уровни и составили: нормативный (средний) - 34,5 % и адаптивный (низкий) - 16,4 %). Таким образом, мы наблюдаем позитивную динамику формирования готовности бакалавров к взаимодействию с семьей.
Наше исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями при дальнейшем изучении проблемы формирования профессиональной готовности бакалавров к взаимодействию с семьей могут стать исследования опыта подготовки студентов в высших и средних профессиональных заведениях с иными возрастными категориями.
Таким образом, изучение и теоретический анализ проблемы формирования готовности к взаимодействию с семьей в педагогической и психологической литературе позволили уточнить понятие «формирование профессиональной готовности бакалавра - педагога к взаимодействию с семьей», под которым мы понимаем специально создаваемый процесс целенаправленного изменения личности педагога под воздействием педагогических условий, специально создаваемых субъектом педагогической деятельности, направленный на усвоение теоретических положений организации работы с семьей, повышение мотивации на усвоение принципов и технологий семейного взаимодействия и овладение практическими навыками сотрудничества с семьей.
Как показывают анализ учебно-методической литературы и реальная практика, одним из предметов, который имеет неограниченный образовательный потенциал, от познания и осмысления роли и возможностей взаимодействия родителей и педагогов до применения ее элементов в практической деятельности, является спецкурс «Семьеведение».
Эффективность формирования профессиональной готовности бакалавра-педагога к взаимодействию с семьей достигалась путем реализации комплекса педагогических условий: разработка и внедрение структурно-функциональной модели формирования профессиональной готовности бакалавров к взаимодействию с семьей, содержательным компонентом которой является спецкурс «Семьеведение»; интеграция традиционных и интерактивных методов в изучении психологических и педагогических дисциплин; накопление будущими педагогами опыта взаимодействия с семьей на основе интеграции теоретической и практической подготовки.
Успешное решение поставленных задач осуществлено в процессе внедрения разработанного авторского спецкурса «Семьеведение», интегрирующего в себе психолого-педагогические знания и ориентированного на реализацию педагогических условий формирования готовности бакалавра-педагога к взаимодействию с семьей. Однако нельзя считать проблему формирования готовности бакалавра-педагога к взаимодействию с семьей исчерпанной. Требуют дальнейшего исследования многие стороны формирования готовности бакалавра-педагога к взаимодействию с семьей: изучение психолого-педагогических дисциплин, применение сформированных компетенций в практической деятельности; исследование опыта подготовки студентов в высших и средних профессиональных заведениях с иными возрастными категориями; изучение условий формирования готовности к взаимодействию с семьей бакалавров-педагогов на разных ступенях вузовского образования, что могло бы послужить основой для создания программы формирования готовности бакалавра-педагога к взаимодействию с семьей с точки зрения преемственности с 1-го по 5-й курс.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 // Российская газета. 31.12.2012. № 5976. URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 01.09.2015).
2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3 ч. / сост. Е. Б. Мизулина и др. Ч. 1. М., 2013. 25 с.
3. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Русский язык. Литература»: филологический факультет ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». Ульяновск, 2012. 111 с.
4. Норкина Е. Л. Синтез подходов к формированию профессиональной компетентности педагогов-дефектологов в применении информационно-коммуникационных средств // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5-6. С. 102-107.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
6. Фаизова В. Б. Семьеведение: учеб.-метод. пос-е. Чебоксары: ООП ЦДИП «INet», 2014. 111 с. Фаизова В. Б., аспирант.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.11.2015.
V. B. Faizova
FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF BACHELORS-TEACHERS TO INTERACT WITH THE
PUPIL'S FAMILY
This article analyzes the process of formation of pedagogic education bachelors' readiness for interaction with the family of the pupil. Based on the results obtained during the experimental work, the author indicates the relevance of the problem of the future educators' readiness to cooperate with family. The author believes that readiness of the bachelor -teacher to the specified interaction, cooperation with the pupils, colleagues and others in the future professional activity is socially significant indicator of pedagogical competence and professionalism. Therefore, the problem of formation of readiness of bachelors-pedagogues to interact with the family becomes apparent.
Key words: pedagogical conditions, bachelor-pedagogue, professional readiness, interaction with family, Semevedenie.
References
1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [elektronnyy resurs] / prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21.12.2012, odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012 [Federal Law of the Russian Federation of 29.12.2012, № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» [Electronic resource] / adopted by the State Duma on 21.12.2012, approved by the Federation Council 26.12.2012]. Rossiyskaya gazeta. 31.12.2012. № 5976. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online (accessed 01 September 2015) (in Russian).
2. Kontseptsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (obshchestvennyy proekt): v 3 ch. [Concept of the state family policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (public project): 3 parts]. Sost. E. B. Mizulina i dr. Ch. 1. Moscow, 2013. 25 p. (in Russian).
3. Osnovnaya obrazovatel'naya programma (OOP) bakalavriata, realizuemaya vuzom po napravleniyu podgotovki 050100.62 «Pedagogicheskoye obrazovaniye» i profilyu podgotovki «Russkiy yazyk. Literatura»: filologicheskiy fakul'tet FGBOU VPO «UlGPU im. I. N. Ul'janova» [The basic educational program (OOP) undergraduate, the university implemented towards preparing 050100.62 «Teacher education» and training profile «Russian language. Literature «the Philological Faculty of VPO» UlGPU named after I. N. Ulyanov»]. Ul'yanovsk, 2012. 111 p. (in Russian).
4. Norkina E. L. Sintez podkhodov k formirovaniyu professional'noy kompetentnosti pedagogov-defektologov v primenenii informatsionno- kommunikatsionnykh sredstv [Synthesis of approaches to the formation of professional competence of teachers, speech pathologists in the application of information and communication tools]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal -Kazan pedagogical journal, 2011, no. 5-6, pp. 102-107 (in Russian).
5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar'russkogo yazyka: 80000 slovi frazeol. vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and frazeol. expressions], Moscow, AZ Publ., 1995. 928 p. (in Russian).
6. Faizova V. B. Sem'evedeniye: uchebno-metodicheskoye posobiye [Family studies: educational methodical aid]. Cheboksary: OOP CDIP «INet» Publ., 2014. 111 p. (in Russian).
Faizova V. B.
Ulyanovsk State Pedagogical University.
Рloshchad' 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700. E-mail: [email protected]