DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-128-133 УДК: 796: 371.236
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ КАК КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЕЙ
Папуша Е.Н.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова», Россия, г. Ульяновск, elenka643@yandex. ru
Аннотация. Отдых детей и их оздоровление являются одними из приоритетных направлений работы современного образования. Детский загородный лагерь предоставляет широкие возможности для повышения двигательной активности и улучшения физического благополучия школьников. Материалы. Предложен новый подход к целеполаганию воспитательной деятельности в детском загородном лагере. Разработана система педагогического мониторинга, позволяющая отследить формирование адаптивных оздоровительных систем детских загородных лагерей. Физическое благополучие выступает как один из основных критериев организации рекреационного подпространства детского загородного лагеря. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. В статье предлагается методика проведения педагогического мониторинга организации рекреационного подпространства адаптивных воспитательных систем детских загородных лагерей. Методика предлагает диагностику уровня физического благополучия детей в начале смены и оценку динамики изменения самочувствия детей по итогам смен.
Заключение. В ходе исследования доказано, что использование педагогического мониторинга формирования адаптивных воспитательных систем положительно влияет на организацию рекреационного пространства и способствует улучшению физического благополучия детей.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивная воспитательная система, педагогический мониторинг, физическое благополучие детей.
Для цитирования: Папуша Е.Н. Физическое благополучие детей как критерий сформированности адаптивных воспитательных систем детского загородного лагеря. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 128-133. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-128-133.
PHYSICAL WELL-BEING OF CHILDREN AS A CRITERIA OF THE COUNTRY CAMPS ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT
Papusha E.N.1
1Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I. N. Ulyanov, Russia, Ulyanovsk,
elenka643@yandex.ru
Annotation. Recreation of children and their recovery are one of the modern education priorities. Children's country camp provides ample opportunities for improving motor activity and physical well-being of schoolchildren. Materials. A new approach to the goal-setting of educational activities in a children's country camp is proposed. The system of pedagogical monitoring is
developed, which allows to trace the formation of adaptive health systems of children's country camps. Physical well-being acts as one of the main criteria for the organization of children's country camp recreational subspace. Research methods. Analysis and systematization of scientific and scientific-methodical literature, pedagogical experiment, questionnaire, statistical data processing. Results. The article proposes a method ofpedagogical monitoring of children's country camps adaptive educational systems recreational subspace organization. The technique offers diagnostics of children physical well-being level at the beginning of the shift. Assessment of the change's dynamics in the health of children at the end of the shift. Conclusion. The study proved that the use of the adaptive educational system formation pedagogical monitoring has a positive effect on the organization of recreational space and improves the physical well-being of children.
Key words: children's health camp, adaptive educational system, pedagogical monitoring, physical well-being of children.
For citation: Papusha E. N. Physical well-being of children as a criteria of the country camps adaptive educational systems development. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13 (3): 128-133. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-128-133.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Детский
загородный лагерь предоставляет хорошие возможности для оздоровления ребёнка в летний период. Природные условия проживания и проведения мероприятий, частая смена видов деятельности способствуют двигательной активности школьников, что при грамотной организации воспитательной деятельности в загородном лагере должно способствовать улучшению физического благополучия детей. На наш взгляд, педагогическая деятельность в загородном лагере должна быть направлена на формирование адаптивной воспитательной системы, основной задачей которой является создание комфортного воспитательного пространства,
способствующего развитию личности ребенка.
В воспитательном пространстве загородного лагеря можно выделить специфическое рекреационное (лат. Recreatio - восстановление, отдых,
подпространство, мероприятия по
детей. Физическое благополучие наряду с психологическим и социальным является составной частью понятия «здоровья». Под физическим благополучием нами понимается не только
подкрепление)
включающее
оздоровлению
отсутствие болезней, травм и повреждений тела ребёнка, но и его самочувствие, положительная оценка своего физического состояния.
Цель данной работы заключается в апробации и обосновании эффективности использования педагогического
мониторинга в процессе формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.
Задачи:
1. Выявить особенности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, влияющие на физическое благополучие детей.
2. Раскрыть педагогический потенциал педагогического мониторинга в формировании адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.
3. Установить показатели физического благополучия для детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение трёх лет (2015-2017) в четырёх (по два лагеря в экспериментальной и контрольной группах) загородных лагерях Ульяновской области, обладающих
сходными стартовыми характеристиками по социально-бытовым, материально-техническим, методическим и кадровым условиям. Для проведения эксперимента была выбрана вторая летняя смена (конец июня - середина июля), так как в это время климатические условия в регионе наиболее благоприятны для организации
воспитательной деятельности в природных условиях (длинный световой день, комфортная средняя температура воздуха, большое количество солнечных дней и минимальная скорость ветра в году). В эксперименте приняли участие 295 детей в возрасте 10-12 лет, все дети были выбраны случайно, проживают в Ульяновской области.
В экспериментальной группе педагогами внедрялась структурно-содержательная модель адаптивной воспитательной системы, проводился педагогический мониторинг организации рекреационного подпространства,
результаты которого позволяли
оперативно корректировать программу смены. В контрольной группе педагогический мониторинг
осуществлялся извне (результаты мониторинга не сообщались и не обсуждались с педагогами).
На констатирующем этапе (в начале смены) и на контрольном этапе (в конце смены), проводилось анкетирование детей по методике диагностики самочувствия, активности и настроения (опросник САН). На формирующем этапе в летний период проводились консультации, фокус-группы с педагогами экспериментальной группы, внедрялись другие методики оценки адаптивной воспитательной системы. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для оценки организации рекреационного подпространства нами были выделены три уровня (высокий, удовлетворительный и
неудовлетворительный) по трём критериям: физическое благополучие, социальное благополучие и
психологическое благополучие.
В качестве показателей физического благополучия были обозначены традиционные количественные
(количество вспышек инфекционных заболеваний; количество несчастных случаев, повлекших за собой смерть ребёнка; количество несчастных случаев, повлекших за собой травмы; процент детей, получивших высокую
эффективность оздоровления) и введенный впервые качественный показатель -динамика оценки детьми своего самочувствия. Далее мы рассмотрим результаты именно качественного показателя.
При использовании опросника САН в педагогическом мониторинге
загородного лагеря в аспекте оценки рекреационного подпространства нами предлагается отслеживать средние показатели временного коллектива детей (отряда) по каждой категории в начале и в конце смены по их динамике (снижение, повышение, постоянство). Для более точного измерения динамики показателей используются десятичные дроби с двумя знаками после запятой. При снижении показателей к концу смены в интервале от -0,1 и ниже - уровень организации рекреационного пространства следует признать неудовлетворительным, если динамика показателей зафиксирована в интервале от -0,09 до 0,1 -удовлетворительным, при росте
показателей в интервале от 0,11 и выше -высоким.
В 2015 году в ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что средний показатель физического благополучия детей, приехавших на 2-ю летнюю смену, высокий и выше среднего. В экспериментальной группе отмечался высокий уровень оценки детьми своего самочувствия(6,05-6,08), в контрольной группе средний показатель был в границах выше среднего - высокий (5,72-6,25). На контрольном этапе показатели остались в рамках одного уровня. При этом отмечается как положительная, так и
незначительная отрицательная динамика(-0,02). В 2016 году по итогам констатирующего этапа в обеих группах у детей отмечены уровни выше среднего и высокий по категориям: в
экспериментальной - 5,47-6,03, в контрольной группе - 5,50-6,41. На контрольном этапе 2016 года результаты уже заметно расходятся: если в экспериментальной группе отмечена положительная динамика (+0,3 и +0,73), то в контрольной группе - значительный спад (-0,1 и -0,18). Это объясняется тем, что в подготовительный период (январь - май) с педагогами экспериментальной группы был проведен ряд мероприятий по внедрению модели адаптивной
воспитательной системы, в рамках летних смен были предусмотрены меры по улучшению рекреационного
подпространства.
этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам эксперимента выявлено, что в загородных лагерях
экспериментальной группы (ЭГ1 и ЭГ2),
низким уровнем здоровья, на входной диагностике зафиксированы результаты только среднего и выше среднего уровня. Уровень физического благополучия на констатирующем этапе во всех коллективах - выше среднего: в экспериментальной группе - 5,33-5,73; в контрольной - 5,47-5,55. Диапазон результатов в начале смены между группами составил всего 0,4 балла, это самое минимальное расхождение стартовых позиций за три года проведения эксперимента. На контрольном этапе отмечена положительная динамика, но если в экспериментальной группе рост результатов составляет от 0,38 до 0,81 балла, то в контрольной группе максимальный рост составил всего 0,13 балла. Показатели динамики оценки детьми своего самочувствия представлены на рисунке 1.
где была внедрена модель адаптивной воспитательной системы и в качестве контроля сформированности этой системы внедрен на регулярной основе педагогический мониторинг организации
В 2017 году на констатирующем отмечено, что дети приехали с более
Рисунок 1 - Динамика показателей физического благополучия
рекреационного подпространства,
динамика показателей физического благополучия детей стабильно росла и оставалась на высоком уровне. В то время как в загородных лагерях контрольной группы (КГ1 и КГ2) показатели физического благополучия детей были менее стабильны и предсказуемы, что объясняется отсутствием у
педагогического коллектива четкой модели построения воспитательной работы и информационной поддержки в виде Список литературы
1. Кисилёв Н.Н, Кисилева Е.В. Экспертиза педагогической деятельности оздоровительных лагерей. Народное образование. 2014; 2: 77-81.
2. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; 1(16): 37-45.
3. Папуша Е.Н. Организация и содержание педагогического мониторинга загородных лагерей. Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Казань: АЭТЕРНА. 2016: 41-44.
4. Белоногова Л.Н., Шубович М.М., Еремина Л.И., Белухина Н.Н. Моделирование процесса формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к
References
1. Kisilev N.N., Kisileva E.V. Examination of health camps pedagogical activity. Narodnoe obrazovanie. 2014; 2: 77-81 [In Russ.].
2. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V. Scientific school of L. I. Novikova: main ideas and development prospects. Otechestvennaya I zarubezhnaya literatura. 2014; 1(16): 37-45 [In Russ.].
3. Papusha E.N. Organization and maintenance of country camps pedagogical monitoring. Prakticheskaya pedagogika I psihologiya: metody I tehnologii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2chastyah. Chast' 2 [Practical pedagogy and psychology: methods and technologies: collection of articles of the International scientific-practical conference. At 2 h. H. 2]. Kazan: AERNA. 2016: 41-44.
4. Belonogova L.N., Shubovich M.M., Eremina L.I., Belukhina N.N. The Process Modeling of Physical Culture and Sport Faculty Students Readiness
результатов педагогического мониторинга о состоянии физического благополучия детей, педагоги действовали интуитивно, что не гарантирует положительный результат. Предложенные показатели физического благополучия детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях, подтвердили эффективность использования педагогического
мониторинга в целях формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.
патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(3): 60-68. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/617. html. DOI
10.14526/01_1111_125
5. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
6. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Formation to Fulfill Patriotic Upbringing of Oncoming Generation. Pedagogiko-psohologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(3): 60-68. URL: http://www.journal-
science.org/ru/article/617. html. DOI
10.14526/01_1111_125
5. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
6. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Подано: 13.08.2018
Папуша Елена Николаевна — аспирантка, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь имени В.И. Ленина, дом 4, e-mail: elenka643@yandex.ru
DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-133-143 УДК: 796.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Пушкарская Ю.А.1, Алексанянц Г.Д.2, Медведева О.А.2, Логинов В.В.3
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, Pushkarskaya_85@mail.ru 2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма»,
Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Alexanyans@mail.ru, Medvedeva-ol.an@mail.ru 3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» Россия, г. Челябинск, nata91-2012@,mail.ru
Аннотация. Одним из путей решения проблем индивидуализации и дифференциации физической подготовки студенческой молодежи в соответствии с уровнем физической подготовленности и текущим функциональным состоянием является внедрение в процесс физического воспитания студентов индивидуально ориентированной системы мониторинга текущего физического и функционального состояния обучающихся. Материалы. Для выявления эффективности разработанной инновационной модели дифференцированного развития физических качеств студентов вузов было определено физическое развитие (длина тела, масса тела, индекс Кетле); тестирование физической подготовленности (бег на 100 м, 2000 м; прыжок в длину; поднимание туловища из положения лежа на спине; челночный бег 3х10 м, гибкость в тесте наклон вперед; общая физическая работоспособность в тесте PWC170); функционального состояния (жизненная ёмкость лёгких; экскурсия грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление). В педагогическом эксперименте приняли участие две группы - контрольная (24 девушек) и экспериментальная (25 девушек). В контрольной группе оценка подготовленности осуществлялась по традиционной схеме при сравнении фактических результатов тестирования с нормативами. В экспериментальной группе контроль подготовленности студентов осуществлялся дифференцированно в соответствии с разработанной методикой модульно-рейтингового мониторинга. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, определение физической работоспособности в тесте PWC170, определение функционального состояния, методы математической статистики. Заключение. Использование в учебном процессе студентов гуманитарного вуза, разработанной технологии дифференцированной физической подготовки на основе мониторинга и диагностики физической подготовленности и