УДК 796: 371.236
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ
Е.Н. Папуша
Аннотация. Детские оздоровительные лагеря предоставляют широкие возможности для воспитания и социализации школьников. Эффективность процессов воспитания и социализации может быть увеличена за счёт формирования в детских оздоровительных лагерях адаптивных воспитательных систем. В статье указываются организационно-педагогические условия формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, описываются отличительные особенности. Более подробно автором рассматривается воспитательное пространство детских оздоровительных лагерей, описывается ход опытно-экспериментальной работы по оценке рекреационного и социального подпространств, как наиболее специфичных для данных образовательных организаций. В ходе эксперимента автором использовались традиционные психолого-педагогические методики, но была применена собственная система обработки результатов и их интерпретации. В ходе исследования доказано, что выявленные организационно-педагогические условия формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей эффективны.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивные воспитательные системы, педагогический мониторинг, воспитательное пространство.
FEATURES OF FORMATION OF ADAPTIVE
EDUCATIONAL SYSTEMS OF SUMMER CAMPS
E. Papusha
Abstract. Summer camps provide ample opportunities for the education and socialization of children. The effectiveness of the processes of education and socialization can be increased by the formation of adaptive educational systems summer camps. The article indicates the organizational and pedagogical conditions for the formation of adaptive educational systems of summer camps, describes the distinctive features. The author considers in more detail the educational space of summer camps, describes the course of experimental work on the assessment of recreational and social subspaces, as the most specific to these educational organizations. In the course of the experiment, the author used traditional psychological and pedagogical methods, but his own system of processing results and their interpretation was used. The study proved that the identified organizational and pedagogical conditions for the formation of adaptive educational systems of summer camps are effective.
Keywords: summer camp, adaptive educational systems, pedagogical monitoring, educational space.
Детские оздоровительные лагеря в России являются уникальными образовательными учреждениями воспитания и социализации детей. Анализ педагогической литературы показывает, что лишь в 1990-х годах исследователями было признано, что ведущей деятельностью педагогов детского оздоровительного лагеря является воспитательная [7], в это же время (1990 - 2010 годы) отмечается увеличение диссертационных исследований, авторами которых описываются и предлагаются пути решения проблем создания современных воспитательных систем лагерей (В.Н. Антонов, Е.М. Лепешкина, В.А. Волгунов, Л.С. Леднёва, Е.В. Алехина, Г.В. Заярская и др.). Отмечается, что воспитательная деятельность педагогов ДОЛ в это время была перестроена с учётом гуманистического личностно-
ориентированного подхода и стала направлена на социально-педагогическую защиту ребёнка и педагогическую поддержку подростков [8], что требует от воспитательной системы большей открытости, вариативности, динамичности [4]. Подобные характеристики во многом присущи адаптивным педагогическим системам [3].
Отличительными особенностями адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей являются: автономность
функционирования в социальной и природной среде, способность к изменению в течение короткого времени, комфортность
воспитательного пространства для каждого из субъектов. Под воспитательным пространством детского оздоровительного лагеря нами воспринимается предельно открытая
воспитательная среда, аккумулирующая воспитательные потенциалы отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, рекреационного, социального, информационного. Создание комфортного воспитательного пространства в детских оздоровительных лагерях на практике возможно через использование педагогических алгоритмов, разработанных известными педагогами (алгоритм социального проектирования О.С. Газмана и алгоритм социального моделирования С. А. Шмакова [9]), или через разработку педагогами детского оздоровительного лагеря собственных подходов социального воспитания [2].
В связи с тем, что программа деятельности детского оздоровительного лагеря отличается своей краткосрочностью (21 день смены) и реализуется она во временном детском коллективе, который отличается высокой частотой сменяемости его участников (дети меняются каждый заезд, многие не посещают один и тот же лагерь более одного раза), перед педагогами встает серьёзная проблема оценки уровня организации воспитательного
пространства. Для решения этой проблемы нами в ходе опытно-экспериментальной работы было предложено осуществлять педагогический мониторинг организации рекреационного и социального подпространств, как наиболее специфических для детского оздоровительного лагеря, и создающих условия для оздоровления и социализации детей, что соответствует ожиданиям детей и родителей от отдыха в детском оздоровительном лагере [1;7].
Нами был разработан критериально-диагностический инструментарий оценки организации рекреационного и социального подпространств детского оздоровительного лагеря [5], при проведении эксперимента наибольшее внимание уделялось результатам, полученным при помощи психолого-педагогических методик (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (опросник САН) и методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова).
Исследование проводилось на протяжении трёх лет с 2015 по 2017 годы во время второй летней смены (конец июня - середина июля). Участниками эксперимента были педагоги ДОЛ (всего 174 человека) и дети 10 - 12 лет (всего 295 человек). Отметим, что это были произвольно отобранные дети, все они являются жителями Ульяновской области, проживают в семьях. Всего в эксперименте приняло участие 12 групп временных детских коллективов (отрядов) и 4
педагогических коллектива. Выбор второй летней смены был дополнительно обоснован следующими соображениями. Во-первых, участниками временных детских коллективов ДОЛ являются дети школьного возраста, которые в течение года находятся в постоянных детских коллективах (учебных классах), чтобы снизить влияние социального опыта детей, приобретенного в школе, необходим перерыв между пребыванием в постоянном детском коллективе (классе) и временном детском коллективе (отряде ДОЛ). Во-вторых, во время проведения второй летней смены в ДОЛ Ульяновской области отмечаются наиболее комфортные климатические условия для отдыха детей на природе (температура воздуха днём + 24.2 С, ночью + 17.6 С; средняя скорость ветра 4 м/с; среднесуточное количество солнечных часов - 12,3; количество солнечных дней - 10 в месяц).
На констатирующем этапе эксперимента на второй день заезда детей в лагерь проводилось тестирование отрядов по опроснику САН и методике М.И. Рожкова. В итоге у каждого ребенка получалось 7 оценок: три категории опросника САН (самочувствие, активность, настроение) оценивались от 0 до 7 баллов и распределялись по четырем уровням (ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), четыре категории методики М.И. Рожкова (социальная адаптированность, социальная активность, социальная автономность и нравственная воспитанность) оценивались от 0 до 4 и распределялись по трем уровням (низкий, средний, высокий). Оценки всех детей в отряде суммировались по каждой отдельной категории и выводился средний арифметический результат, именно этот результат нами определялся как стартовый.
На формирующем этапе в экспериментальной группе выполнялись организационно-педагогические условия формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, выявленные нами в ходе анализа психолого-педагогической литературы ранее, а именно: внедрение структурно-содержательной модели
формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей [6]; внедрение педагогического мониторинга; организация педагогического управления развитием адаптивной воспитательной системы. При этом особое внимание уделялось содержательному компоненту указанной структурно-содержательной модели,
включающему развитие ребенка в соответствии с его запросами и способностями, совместную
деятельность детей и педагогов, добровольность деятельности, сочетание коллективности и индивидуальности в деятельности,
инициативность и самоопределение, осознанное индивидуально-личностное отношение к окружающей действительности, социуму и себе самому, достижение личностного физического, социального и психологического комфорта и благополучия и др. Также в экспериментальной группе организация деятельности педагогов проводилась согласно этапам педагогического управления (целеполагание, анализ,
прогнозирование, планирование, исполнение, контроль, регулирование).
Так как время летней смены в лагере ограничено, и педагоги всецело заняты деятельностью с детьми, то дополнительная работа с педагогами экспериментальной группы проводилась в межсезонье (январь - май) и включала лекторий, практикум, круглые столы, тренинги, курсы повышения квалификации для педагогов и инструктивный семинар для вожатых.
Контрольный этап эксперимента проводился на 20 день смены и включал повторное тестирование детей по выбранным методикам. Итоговые результаты сравнивались со стартовыми, оценивалась динамика результатов. При росте результатов на 0,1 балла и выше организация работы по данной категории оценивалась на высоком уровне, при снижении результатов на -0,1 балла и ниже организация работы по данной категории признавалась неудовлетворительной, результаты в пределах от -0,09 до +0,09 баллов считались удовлетворительными. Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы по оценке организации рекреационного и социально подпространств детских оздоровительных лагерей нами оценивались в сравнении за три года проведения эксперимента.
За три года эксперимента по полученным результатам нами отмечается несколько тенденций. Первая, на констатирующем этапе стартовые результаты в разных лагерях находятся примерно на одном уровне, что дает основание предполагать, что дети изначально приезжают в лагеря примерно с равными ожиданиями и настроением. Вторая, во всех группах на протяжении трёх лет самые низкие стартовые показатели были зафиксированы по категории «активность», что объясняется двумя факторами: во-первых, современными детьми «отдых» воспринимается либо как «ничегонеделание,
бездействие», либо малоактивные действия (компьютерные игры, просмотр видео и др.), поэтому многие из них при поездке в лагерь настроены на пассивный отдых; во-вторых, дети боятся оказаться в ситуации неуспеха, т.к. лагерь является незнакомым местом, ребенок попадает в новый коллектив и вынужден общаться с незнакомыми взрослыми, то он не может быстро ориентироваться, какие действия будут оценены взрослыми и детским коллективом как положительные и успешные. Третья, динамика результатов экспериментальной и контрольной групп при относительно равных стартовых результатах значительно различается. В экспериментальной группе динамика чаще оказывалась положительной, при этом за три года отмечается стабильный рост по всем категориям, работу детских оздоровительных лагерей экспериментальной группы по организации воспитательного пространства следует признать успешной. Этому способствовало то, что, владея результатами педагогического мониторинга, педагоги могли прогнозировать дальнейшее развитие своих временных детских коллективов и на этапе планирования деятельности могли ее скорректировать в рамках предложенной структурно-содержательной модели
формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей. В контрольной группе результаты нестабильны, в один год проведения эксперимента по разным категориям могли быть зафиксированы одновременно и высокие, и
неудовлетворительные результаты, тот рост, который отмечался в разные годы значительно ниже аналогичных результатов в экспериментальной группе. Это объясняется тем, что, не имея информационной поддержки в виде результатов педагогического мониторинга, педагогам контрольной группы приходилось работать по заранее составленному плану, изменения проводились интуитивно, их результативность никак не прогнозировалась и не контролировалась.
Результаты эксперимента в целом подтверждают, что в детских оздоровительных лагерях экспериментальной группы уровень сформированности адаптивных воспитательных систем гораздо выше уровня контрольной группы, что дает основание считать, что выделенные нами организационно-
педагогические условия формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей эффективны.
Литература:
1. Вифлеемский А. Стратегия развития летнего отдыха / А. Вифлеемский, Т. Криворотова // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 18-24.
2. Джеус А.В. Детское лагерное движение России / А.В. Джеус // Народное образование. - 2011. -№ 3. - С. 32-36.
3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для вузов / Н.П. Капустин. - М.: ACADEMIA, 2001. - 215 с.
4. Куприянов Б.В. Загородный детский лагерь: история элементарных частиц (середина XIX - первая четверть XX вв.) / Б.В. Куприянов, Л.Н. Тохтиева // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 84-90.
5. Папуша Е.Н. Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей [Электронный ресурс] /
Е.Н.Папуша // Вестник науки и образования. - 2018. -№ 13(49). - Режим доступа: http://scientificjournal.ru
6. Папуша Е.Н. Модель адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] / Е.Н. Папуша // Мировая наука. - Вып. № 9(18) (сентябрь, 2018). - Режим доступа: http://science-j .com/_9_18_sentyabr_2018/
7. Поволяева Н.М. Детские лагеря как институт воспитания / Н.М. Поволяева // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 30-37.
8. Торговкина О.П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских загородных лагерях США: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.П. Торговкина. - Москва. - 1999. - 186 с.: ил.
9. Шопина Л.П. VI Всероссийский конкурс вожатых / Л.П. Шопина // Народное образование. -2012. - № 3. - С. 38-43.
Сведения об авторе:
Папуша Елена Николаевна (г. Ульяновск, Россия), аспирантка, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, e-mail: elenka643@yandex.ru
Data about the author:
E. Papusha (Ulyanovsk, Russia) postgraduate student, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, e-mail: elenka643@yandex.ru