Научная статья на тему 'Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей'

Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / АДАПТИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / CAMP / ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEM / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA FOR EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуша Елена Николаевна

В статье обосновывается представление педагогической деятельности детского оздоровительного лагеря как адаптивной воспитательной системы. Автором рассматриваются специфические подпространства адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря рекреационное и социальное, уровни, критерии и показатели их организации. В статье представлен инструментарий для оценки рекреационного и социального подпространств детского оздоровительного лагеря, обозначены показатели сформированности по трем уровням: высокому, удовлетворительному и неудовлетворительному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папуша Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей»

2. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. С. 11, 13.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. С. 99-101.

4. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. С. 13-14.

5. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография. М: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. С. 73.

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ Папуша Е.Н. Email: Papusha649@scientifictext.ru

Папуша Елена Николаевна — аспирант, кафедра педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация: в статье обосновывается представление педагогической деятельности детского оздоровительного лагеря как адаптивной воспитательной системы. Автором рассматриваются специфические подпространства адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря — рекреационное и социальное, уровни, критерии и показатели их организации. В статье представлен инструментарий для оценки рекреационного и социального подпространств детского оздоровительного лагеря, обозначены показатели сформированности по трем уровням: высокому, удовлетворительному и неудовлетворительному.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивная воспитательная система, педагогические условия, критерии оценки.

CRITERION-DIAGNOSTIC TOOLS FOR ASSESSING THE FORMATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEMS OF CAMPS Papusha E.N.

Papusha Elena Nikolaevna — Postgraduate Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIAL WORK, ULYANOVSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.N. ULYANOV, ULYANOVSK

Abstract: in the article, the author theoretically substantiates the presentation of the pedagogical activity of the camp staff as an adaptive educational system. The author considers specific subspaces of the adaptive educational system of the camp - recreational and social, levels, criteria and indicators of their organization. The article presents a toolkit for assessing the recreational and social subspaces of the camp, identifies indicators offormation in three levels: high, satisfactory, and unsatisfactory. Keywords: camp, adaptive educational system, pedagogical conditions, criteria for evaluation.

УДК 379.8

С момента появления в России первых детских летних лагерей в конце 19 века до настоящего времени детские оздоровительные лагеря прошли несколько этапов развития, что обусловило их научное восприятие одновременно как учреждений для отдыха и оздоровления детей и как образовательных организаций, способствующих социализации и развитию личности ребёнка.

Основной деятельностью детского оздоровительного лагеря (далее - ДОЛ) является воспитательная деятельность, поэтому целесообразно рассматривать педагогическую систему ДОЛ как воспитательную систему. Причём воспитательную систему адаптивную.

В отечественной педагогике понятие «адаптивный» чаще всего применяются к процессу обучения и характеризуют адаптивную педагогическую систему как социально обусловленную

целостность, способную приспосабливаться к особенностям личности каждого учащегося и развивать механизмы природной и социальной адаптации (П.П. Третьяков [7], Л.В. Антропова [1], Т.И. Шамова [8] и др.).

Предлагая к применению понятие «адаптивная воспитательная система детского оздоровительного лагеря», мы опираемся на концептуальные представления о том, что воспитательная система ДОЛ характеризуется такими особенностями адаптивности, как открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность, единство систематического, синергетического и диалогического подходов к выстраиванию педагогического взаимодействия (С.А. Шмаков [4], О.С. Газман [2], А. Джеус [3], А.Г. Кирпичник [5] и др.); педагогическое управление ДОЛ ориентируется на социальное окружение, культурные и национальные традиции местности, отраслевые факторы, особенности кадрового состава образовательных учреждений; организация воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере вариативна, личностно-ориентирована, способна к быстрым изменениям и определению авторства технологий, методов и средств воспитания (И.И. Фришман и др.).

Одной из основных задач адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря является создание комфортного воспитательного пространства. При этом в воспитательном пространстве ДОЛ можно выделить несколько подпространств: природное, культурное, бытовое, творческое, социальное и специфическое рекреационное (лат. гесгеайо -восстановление, отдых, подкрепление) подпространство, включающее мероприятия по оздоровлению детей. В нашем исследовании мы решали проблему оценки организации рекреационного и социального подпространств, как наиболее специфичных для адаптивной воспитательной системы ДОЛ.

Для изучения организации рекреационного и социального подпространств ДОЛ нами определен круг диагностических методик, адаптированных и адекватно отвечающих задачам исследования (таблица 1). Их использование позволило установить три уровня организации социального и рекреационного подпространства воспитательного пространства ДОЛ: высокий, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Высокий уровень: отсутствие вспышек инфекционных заболеваний; отсутствие несчастных случаев, повлекших за собой смерть ребёнка; отсутствие несчастных случаев, повлекших за собой травмы; процент детей, получивших высокую эффективность оздоровления, свыше 85%; положительная динамика оценки детьми своего самочувствия, активности и настроения (рост свыше 0,10 балла); направленность свыше 45% социального окружения (педагогов) на «дело»; количество детей во временном коллективе от 20 до 25; высокий уровень сплоченности временного детского коллектива к концу смены; положительную динамику уровней социальной адаптированности, активности и автономности детей; а также уровня принятия нравственных норм (рост свыше 0,10 балла); количество педагогов, работающих с временным детским коллективом - 3; полная укомплектованность ДОЛ кадрами; 75 % педагогического состава имеет специальную подготовку и квалификацию.

Таблица 1. Критериально-диагностический инструментарий для изучения организации социального и рекреационного подпространства воспитательного пространства ДОЛ

Критерии Показатели Диагностический инструментарий

рекреационное подпространство физическое благополучие количество вспышек инфекционных заболеваний; количество несчастных случаев, повлекших за собой смерть ребёнка; количество несчастных случаев, повлекших за собой травмы; процент детей, получивших высокую эффективность оздоровления; динамика оценки детьми своего самочувствия; 1. Статистическое наблюдение 2. Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко Г.Л. З.опросник САН

психологическое благополучие эмоциональный фон во временном детском коллективе; динамика оценки детьми своего настроения 1. методика оценки эмоционального состояния коллектива (по А.Н. Лутошкину) 2. опросник САН

социальное благополучие динамика оценки детьми своей социальной активности; направленность социального окружения (педагогов). 1. опросник САН 2.ориентационная анкета Б. Басса

Критерии Показатели Диагностический инструментарий

социального подпространства организация временного детского коллектива; количество детей во временном коллективе; уровень сплоченности коллектива; 1. Статистическое наблюдение 2. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

социализация детей в условиях ДОЛ; уровень социальной адаптированности; уровень социальной активности; уровень социальной автономности; уровень принятия нравственных норм. 1.методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова

подготовка, квалификация и комплектование кадров; количество педагогов, работающих с временным детским коллективом; укомплектованность ДОЛ кадрами; квалификация педагогического состава; 1. Статистическое наблюдение

Удовлетворительный уровень: отсутствие вспышек инфекционных заболеваний; отсутствие несчастных случаев, повлекших за собой смерть ребёнка; количество несчастных случаев, повлекших за собой травмы, не более чем у 5% детей; процент детей, получивших высокую эффективность оздоровления, свыше 80%; положительная динамика оценки детьми своего самочувствия, активности и настроения (рост в пределах от 0,01 до 0,10 балла); направленность свыше 40% социального окружения (педагогов) на «дело»; количество детей во временном коллективе от 25 до 30; средний уровень сплоченности временного детского коллектива к концу смены; положительная динамика уровней социальной адаптированности, активности и автономности детей, а также уровня принятия нравственных норм (рост в пределах от 0,01 до

0.10.балла); количество педагогов, работающих с временным детским коллективом - 2; укомплектованность ДОЛ кадрами свыше 90%; специальнаяую подготовку и квалификацию имеет свыше 50% педагогического состава.

Неудовлетворительный уровень: зафиксирована вспышка инфекционных заболеваний; произошел несчастный случай, повлекший за собой смерть ребёнка; количество несчастных случаев, повлекших за собой травмы, свыше чем у 5% детей; процент детей, получивших высокую эффективность оздоровления, ниже 80%; отрицательная динамика оценки детьми своего самочувствия, активности и настроения (снижение ниже 0,09 балла); направленность социального окружения (педагогов) на «дело» ниже 40%; количество детей во временном коллективе от 30 и выше; низкий уровень сплоченности временного детского коллектива к концу смены; отрицательная динамика уровней социальной адаптированности, активности и автономности детей; а также уровня принятия нравственных норм (снижение ниже 0,09 балла); количество педагогов, работающих с временным детским коллективом - 1; укомплектованность ДОЛ кадрами ниже 90%; специальную подготовку и квалификацию имеет ниже 50% педагогического состава.

Список литературы / References

1. Антропова Л.В. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе / Л.В. Антропова // Педагогика, 2004. № 1. С. 68-74.

2. Газман О.С. Педагогика в пионерском лагере: (Из опыта работы всерос. пионер. лагеря «Орленок») / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. М.: Педагогика, 1982. 96 с.

3. ДжеусА.В. Детское лагерное движение России / А.В. Джеус // Народное образование, 2011. № 3. С. 32-36.

4. Летний лагерь: вчера и сегодня / по мат.работ проф. С.А. Шмакова. М.: Дополнительное образование детей, 2009. 120 с.

5. Коммунарская методика как феномен педагогической действительности / под ред. А.Г. Кирпичника, Н.Л. Селивановой. Кострома, 1989.

6. Папуша Е.Н. Педагогический мониторинг загородных лагерей / Е.Н. Папуша // Народное образование, 2016. № 2. С. 120-123.

7. Третьяков П.И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / П.И. Третьяков, Н.А. Шарай // Знание. Понимание. Умение, 2012. № 4. С. 295-301.

8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. М.: Владос, 2002. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.