Научная статья на тему 'Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности'

Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА / ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CHILDREN’S HEALTH-IMPROVING CAMP / TEENAGERS’ MORAL RELATIONS CULTURE / SYSTEM / PEDAGOGICAL SYSTEM / ELEMENTS OF A CAMP PEDAGOGICAL SYSTEM / TEMPORARY GROUP OF CHILDREN / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетчин Ильдар Лукманович

В статье рассматривается детский оздоровительный лагерь как педагогическая система, ее составные элементы, их влияние на формирование культуры нравственных отношений подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical System of Children’s Health-Improving Camp in Research the Formation of Teenagers’ Moral Relations Culture in Socio-Cultural Activities

The article considers children’s health-improving camp as a pedagogical system. The elements of a camp pedagogical system which influence the teenagers’ moral relations culture forming are under consideration in the article as well.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности»

УДК 379. 8 ББК 77

Давлетчин Ильдар Лукманович

аспирант кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусства

г. Челябинск Davletchin Ildar Lukmanovich Post-graduate Chair of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk

Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной

деятельности

Pedagogical System of Children’s Health-Improving Camp in Research the Formation of Teenagers’ Moral Relations Culture in Socio-Cultural Activities

В статье рассматривается детский оздоровительный лагерь как педагогическая система, ее составные элементы, их влияние на формирование культуры нравственных отношений подростков.

The article considers children’s health-improving camp as a pedagogical system. The elements of a camp pedagogical system which influence the teenagers’ moral relations culture forming are under consideration in the article as well.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, система, педагогическая система, культура нравственных отношений подростка, временный детский коллектив.

Key words: children’s health-improving camp, system, pedagogical system, elements of a camp pedagogical system, teenagers’ moral relations culture, temporary group of children, socio-cultural space.

В современной системе образования Российской Федерации уделяется

большое значение духовно-нравственному воспитанию юных граждан. Детские оздоровительные лагеря, являясь частью системы дополнительного образования детей, имеют большой потенциал нравственного воспитания подростка. Влияние педагогической системы детского оздоровительного лагеря на формирование культуры нравственных отношений в социально-культурной деятельности не нашла достаточного освещения в научной литературе.

Детский оздоровительный лагерь, согласно типовому положению «О детском лагере» от 16 апреля 2012 г, является учреждением дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей. Выделяются шесть основных задач

детского лагеря, среди них: организация содержательного досуга детей; обес-Вестник ЧГПУ102012 28

печение необходимых условий для личностного, творческого, духовного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни; развитие общественной активности детей; формирование общей культуры [4].

Культура нравственных отношений - сложное интегрированное понятие, включает в себя такие понятия, как «культура», «отношения», «нравственные отношения», «культура нравственных отношений».

В социально-культурной деятельности культура понимается как: «система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения [5, с. 123]. Культура выступает как сложная, открытая, структурно-уровневая система.

В словаре терминов по общей и социальной педагогике под редакцией Воронина А.С. культура представляется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества [1].

В исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, что культура -это достижения человеческой деятельности, и она носит оценочный характер нравственных отношений.

Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде [8].

Исследователи «педагогики отношений» в условиях детского оздоровительного лагеря Е.В. Киселёва, Н.Н. Киселёв считают, что «педагогику отношений» можно определить как "латентную" (скрытую) педагогику [4, с. 264].

Культуру нравственных отношений личности следует понимать как совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди по отношению к обществу и самим к себе, проявляющиеся в нравственных действиях и поступ-

ках, качественный уровень которых обозначен ориентированностью личности на ценности культуры. Таким образом, мы рассматриваем процесс формирования культуры нравственных отношений , который включает в себя содержательный компонент (предполагает ориентацию подростков на нравственные ценности и нормы нравственных отношений). Данный компонент раскрывает суть культуры нравственных отношений, ее ядро - нравственные ценности и нормы нравственных отношений. Операционный компонент формирует умения подростков организовывать деятельность по освоению нравственных ценностей и норм нравственных отношений в социально-культурной деятельности. Проявляется в виде умений и навыков подростков организовывать социальнокультурную деятельность, ориентированную на нравственные ценности и нормы отношений. Оценочно-мотивационный компонент связан с анализом и оценкой результатов ориентации подростков на ценности нравственных отношений в социально-культурной деятельности, а также на мотивации участия и организации данной деятельности.

Вместе с тем, следует признать, что детский оздоровительный лагерь выступает как педагогическая система, имеющая свою структуру, принципы построения и функционирования. Такая система относится, как правило, к функциональным.

Педагогическая система детского оздоровительного лагеря - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует развитию личности подростка.

Ведущим элементом такой системы является временный детский коллектив, который имеет мощные воспитательные резервы, особенно в области формирования культуры отношений, которые таятся, прежде всего, в самоуправлении, совместной деятельности, сотрудничестве, основанные на принципе «равный равному».

Важным элементом педагогической системы детского лагеря выступает педагогический коллектив, включая воспитателей и вожатых. Главное в организации его работы заключается в подборе и расстановке вожатых как педаго-Вестник ЧГПУ102012 30

гов. К примеру, в этом отношение ВДЦ «Орленок» имеет уникальный опыт подбора и подготовки вожатых в рамках ежегодной «Школы педагогических работников “Ориентир”», включающей в себя использование методик проживания, социальных проб, коллективно-творческой и игровой деятельности. Образ вожатого выступает как эталон культуры социальных отношений, а в команде единомышленников-коллег своим примером «заражает» позитивными ценностями культуры нравственных отношений [2, с. 263].

Мы согласны с мнением И. А. Панченко о том, что немаловажным элементом педагогической системы детского оздоровительного лагеря являются природная среда. Природа и климат являются одним из важных природных факторов, элементов функционирующей системы. Характер местности, природной среды задает свои условия педагогической деятельности [3, с. 14].

Многие исследователи (Ю. В. Бураков, И. Г. Николаев, Е. Е. Чепурных и др.) отмечают уникальность социально-культурного воспитательнообразовательного пространства детского лагеря, на примере ВДЦ «Орленок», с его традициями, насыщенными духовными, социально-культурными ценностями [7, с. 64].

Родители опосредованно участвуют в воспитательном процессе подростка, находящегося в лагере. Но развитие информационных технологий позволяет родителям активно участвовать в жизнедеятельности лагеря: дети, педагоги и администрация лагеря имеют возможность ежедневного установления связи с мамами и папами конкретного ребёнка. Это один из важных резервов формирования культуры нравственных отношений. Разговор с родителями об успехах их ребенка в сфере социально-культурной деятельности выступает дополнительным стимулом в нравственном развитии подростка. Все эти задачи достигаются путём включения подростка в систему социально- культурной деятельности в детском лагере.

Таким образом, педагогическая система детского лагеря включает в себя подростка, временный детский коллектив; педагога; педагогический коллектив

детского лагеря; администрацию детского лагеря; природно-климатические особенности местности; родителей; социокультурное пространство детского лагеря.

Социально-культурную деятельность мы рассматриваем как фактор формирования культуры нравственных отношений подростка.

В исследовании мы опираемся на истолкование социально-культурной деятельности, данной В.В. Туевым: «процесс, организуемый социальными институтами, подчиненный приобщению человека к культурным ценностям общества и активному его включению в этот процесс» [9, с. 54].

ПО данным проведённого нами исследования, специфическими особенностями социально-культурной деятельности в детском оздоровительном лагере являются: свобода выбора видов деятельности, отталкиваясь от интересов подростков; потребность диалога культур; добровольность принятия на себя обязанностей в объединении; самореализации; самоуправляемость детского объединения; креативности.

В исследованные выявлены и апробированыпедагогические условия формирования культуры нравственных отношений при включении подростка в социально-культурную деятельность: организация социально-культурной деятельности с ориентацией на нравственных ценности и нормы нравственных отношений; организация социально-культурной деятельности детского лагеря на основе детского самоуправления; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе работы поликультурных творческих групп. Включенность подростков в многочисленные творческие группы, различные по своему культурно-качественному представительству: национальному, возрастному, гендерному, профессиональному - дают подростку расширения представлений нравственных отношений.

В итоге исследования процесса формирования культуры нравственных отношений в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря нами выявлена целесообразность в рассмотрении детского лагеря как педагогической системы. Данная целесообразность обосновывается следующими выводами: 1) культура нравственных отношений успешно формируется в

целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны; 2) сформировавшаяся педагогическая система детского оздоровительного лагеря позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, которая всегда содержит традиционные формы и способы организации социально-культурной деятельности, требующие меньше затрат, потому что действовать традиционным способом легче, практичнее; 3) специально моделируются условия для включения подростка в социально-культурную деятельность, направленные на взаимодействие подростка со всеми субъектами педагогической системы детского лагеря системы; 4) с формированием педагогической системы формируется «лицо» детского оздоровительного лагеря, его неповторимый социокультурный облик, что имеет немаловажное значение для формирования культуры нравственных отношений подростка; 5) создание педагогической системы, включающей в себя освоенную коллективом детского лагеря социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон социально-культурного влияния на личность; 6) системный подход способствует оптимальному использованию в педагогической деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.

Библиографический список

1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. / 2006 г. Воронин, А.С. - Режим доступа: http: //voluntary.ru/dictionary/898/word/kultura

2. Киселева, Е. В. Волна отношений в детском оздоровительном лагере [Текст] /Е. В. Киселева, Н. Н. Киселев // Народ. образование. - 2010. - № 3 -С. 260 -263.

3. Панченко, И. А. Всероссийский детский центр «Орленок» - место рождения рекреационной педагогики [Текст] / И. А. Панченко // «Ориентир»: журн. для действующих педагогов. - 2010. - № 3. - С. 68-74.

4. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011 N 18-2/10/1-2188 «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере» [Электронный ресурс] - http: //www.bestpravo. ru/rossij skoj e/do-dokumenty/z 1 a. htm

5. Русанова, В.С. Словарь-справочник. специальность 071401 Социальнокультурная деятельность [Текст] / Русанова В.С. :ЧГАКИ, 2010 г, - 297с.

6. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной, деятельности [Текст]: моногр. / А. В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 203 с.

7. Степанец, С. Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков в образовательно-оздоровительном учреждении: дис. ...канд. пед. наук [Текст] /С. Г. Степанец. - Кострома, 2007. - 219 с.

8. Флиер, А.Я. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]/

А.Я.Флиер - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/

enc philosophy/841

Bibliography

1. Flier, A.Ya. Encyclopedia of Philosophy [Electronic Resource] / A. Ya. Flier. -Access Mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/841

2. Kiseleva, E.V. The Relationship Wave in a Children’s Health-Improving Camp [Text] / E.V. Kiseleva, N.N. Kiselev// Narodnoe Obrazovanie. - 2010. - №3 - P. 260-263.

3. Panchenko, I.A. All - Russian Children’s Centre “Orlyonok” As a Place of Birth of Recreation Pedagogy [Text] / I.A. Panchenko // “Orientir”: Magazine for Active Teachers. - 2010. - №3. - P. 68 - 74.

4. Rusanova, V.S. Dictionary-Reference Book. Speciality 071401: Socio-Cultural Activity [Text] / V.S. Rusanova.: ChSACA, 2010. - 297 p.

5. Sokolov, A.V. The Socio-Cultural Phenomenon: Monograph / A.V. Sokolov. -SPb: SPbSUP, 2003. - 203 p.

6. Stepanets, S.G. Teenagers’ Value Orientation Forming Within Educational and Health Institution: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / S.G. Stepanets. - Kostroma, 2007. - 219 p.

7. The Letter from the Ministry of Social Health of the Russian Federation by 15.04.2001 N18-2/10/1-2188 “On a Typical Situation of a Children’s Health-Improving Camp” [Electronic Resource]. - Access Mode: http://bestpravo.ru/rossij skoj e/do-documenty/zla.htm

8. Voronin, А^. Dictionary of Terms of General And Social Pedagogy

[Electronic Resource] / 2006. A.S. Voronon. - Access Mode

http: //voluntary.ru/dictionary/898/word/kultura

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.