УДК 378.147.88:371.217.3 ББК 74.489.83
Леснов Алексей Александрович
аспирант
кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Ковалев Василий Петрович доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Lesnov Aleksey Aleksandrovich aspirant
Department of Pedagogics of Primary Education Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
Cheboksary Kovalev Vasiliy Petrovich Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Department of Pedagogics of Primary Education Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
Cheboksary [email protected]
Методическая работа как педагогическое условие обеспечения эффективности воспитательной работы в условиях детского
оздоровительного лагеря Pedagogical conditions the formation of professional competence of future
teachers in primary school to the work in summer camps В статье рассматриваются основы методической работы с педагогами-вожатыми, обеспечивающие эффективность воспитательной работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Как основная форма методической работы в статье отражена деятельность руководства оздоровительного лагеря по повышению профессиональной компетентности педагогов-вожатых.
The article covers the basics of methodical work with counselors to ensure the effectiveness of educational work with children in a children's health camp. As the main form of methodical work in the article covers the activities guide health camp to improve the professional competence of counselors.
Ключевые слова: методическая работа, детский оздоровительный лагерь, педагог-вожатый, воспитательная работа, профессиональная компетентность, администрация детского оздоровительного лагеря, педагогическое условие.
Key words: methodical work, children's camps, counselor, educational work, professional competence, the administration of the Camp, pedagogical conditions.
В современной России ключевым звеном общества является школьная молодежь. С каждым годом все больше мероприятий проводится для стимулирования активности данной категории общества, а также большое внимание уделяется сфере детского отдыха и оздоровления. Детский оздоровительный лагерь как более мобильное педагогическое учреждение, имеет возможность быстрее отреагировать на смену социальных потребностей. Воспитательная ценность учреждений системы летнего отдыха состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру, социальной адаптации и формирование коммуникативных качеств личности. Глубокие социальные, образовательные и духовные потребности современных подростков говорит о том, насколько велик потенциал каждой индивидуальной личности, но если его не направить в нужное русло, оно становится стихийным. Проблема управления социализацией подрастающей школьной молодежи становится крайне острой по причине замкнутости и обособленности мира ребенка, а также недостаточная совместная деятельность институтов воспитания (семья, школа, учреждения дополнительного образования) и их недостаточная педагогическая и методическая подготовленность^].
Практика показывает, что своевременное оказание методической помощи педагогам-вожатым руководством лагеря дает хорошие результаты в организации воспитательной работы с детьми. Спецификой деятельности детских оздоровительных лагерей является организация воспитательной работы в «малых группах» - отрядах. «Малые группы» представляют собой небольшое объединение детей (от 3 до 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогам-вожатым в повышении профессиональной компетентности, развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [1].
Методическая работа, в условиях детского оздоровительного лагеря являясь одним из средств повышения качества работы вожатого, призвана решать следующие задачи:
1) обеспечить доведение до педагогов: а) необходимой информации о постановлениях правительства в области образования; б) нормативных документов вышестоящих органов образования; в) информации о результатах научных исследовании и передового опыта в области педагогики, психологии;
2) ознакомить педагогов-вожатых с передовыми методами работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря;
3)оказать действенную практическую помощь педагогам-вожатым в совершенствовании их индивидуальной профессиональной подготовки и выработке необходимых, умений и навыков;
4) изучение передового педагогического опыта и внедрение его в практику педагогов-вожатых.
В целях повышения профессиональной компетентности вожатых нами разработана тематика методической работы с педагогами-вожатыми в течение лагерной смены.
№ Тема планерки. Период смены.
1. Набор вожатых. Проведение школы вожатского мастерства. Теоретические и практические основы работы вожатого. 3 месяца до начала смены.
2. План-сетка отрядных мероприятий у вожатых. Уровень подготовки вожатых. Наличие сертификата о прохождении школы вожатского мастерства. Технология коллективно-творческой деятельности. Неделя до начала смены.
3. Общие правила приема детей. Организация и размещение. Работа с родителями. Изучение устава лагеря. Методика проведения коммуникативных игр как средство формирования и развития отношений в детском коллективе. День до начала смены.
4. Подведение итогов организационного периода лагерной смены. Разбор трудностей и решение проблем возникших в начальной части смены. Уровень адаптации новых педагогов-вожатых. Методика проведения игр на командообразование. 3-6 день смены.
5. Проведение «Свечки» среди вожатых (чтобы каждый вожатый смог высказаться и психологически разгрузиться). Середина смены.
6. Подведение итогов основного периода лагерной смены. Подготовка к заключительному периоду лагерной смены. Особенный контроль безопасности детей. Методика проведения прощальных свечек. 15-18 день смены.
7. Проведение «Свечки» среди вожатых. Организация отъезда детей. За 1 до день смены.
8. Подведение итогов смены. Заключительный день смены, после отъезда детей.
Работа педагога-организатора или методиста начинается за долго до лагерной смены. Во-первых, проходит набор педагогического состава для работы в лагере - это вожатые, диджеи, физруки, ведущие кружков. Это могут быть как «старички» из педагогического отряда «Росинка», уже работавшие в лагере, так и студенты, которые хотят попробовать себя в роли вожатых впервые.
Во-вторых, проектируется план подготовки вожатых к работе в лагере. Проводится школа вожатского мастерства - «Вожатский клуб». Вожатский клуб проводится дважды в неделю, где рассматриваются такие вопросы как:
- нормативно-правовые документы в сфере организации детского отдыха и оздоровления детей;
- организация лагерной смены: организационный, основной и заключительный периоды;
- методы и формы работы в оздоровительных лагерях с детьми разного возраста;
- методика организации и проведения коллективно-творческого дела;
- методика проведения тренингов и мастер-классов декоративно-прикладного искусства;
- методика проведения отрядных мероприятий;
- основы оказания первой медицинской помощи;
- формирование и сплочение детского коллектива;
- создание благоприятного климата во временном детском коллективе.
В-третьих, проводятся мастер-классы и тренинги с вожатыми для создания сплоченного коллектива в педагогическом отряде, дружеской обстановки, взаимопонимания и взаимопомощи.
За неделю до начала смены определяется уровень подготовки вожатых. Проводится экзамен по итогам «Вожатского клуба», проверка индивидуальных папок, в которые входят игровые методики, тренинги, мастер-классы, наработанные в течение школы вожатского мастерства, проходит защита коллективно-творческого дела.
Уже в самом лагере, за день до смены проходит контрольная планерка. Обсуждаются правила приема детей, организация и их размещение по отрядам и спальным корпусам, налаживается контакт с родителями. Большое внимание отводится безопасности детей, их адаптации к условиям лагеря, режиму, питанию, так как в лагере есть устав и определенные правила, с которыми дети могут не соглашаться первое время, проведение с детьми беседы о нормах поведения и инструктажа по безопасности. Уделяется внимание методике проведения коммуникативных игр для формирования отношений в отряде, знакомство детей. Проходит подготовка вожатского концерта, разработка сценария, постановка и репетиции номеров.
На 3-6 день лагерной смены подводятся итоги организационного периода, разбор возникших трудных ситуаций, проводится работа по адаптации молодых вожатых к условиям лагеря, индивидуальные беседы с вожатыми, чувствующими себя не комфортно. Разбирается методика проведения игр на коман-
дообразование, разбираются трудности, с которыми могут столкнуться вожатые при формировании временного детского коллектива.
Проведение «свечки» с вожатыми в середине смены является очень важным этапом в работе методиста. Во время «свечки» вожатые искренне высказываются по поводу климата в педагогическом отряде, работы напарников, работы методиста. На основе высказываний методист должен проанализировать проведенную работу и спроектировать дальнейшую. На данном этапе методисту очень важно определить ситуацию в педагогическом отряде и предпринять действия по решению проблем в вожатском коллективе, если они имеются.
За 3-5 дней до окончания лагерной смены подводятся итоги основного периода смены, определяется уровень сплоченности отрядов, насколько выполняется отрядная работа и насколько она эффективна. Проходит подготовка к заключительному периоду лагерной смены, разбирается методика проведения «прощальных свечек» в отрядах, создание «семейной» обстановки в отрядах в заключительный период. Особое внимание уделяется безопасности детей, потому что они понимают, что остается немного времени пребывания в лагере и становятся наиболее активными. Проводится подготовка к прощальному концерту для детей, разработка сценария, постановка и репетиции номеров.
Проведение «свечки» с вожатыми на заключительном этапе лагерной смены очень важно, вожатые, которые работали в первый раз, делятся своими впечатлениями. Методист может проанализировать свою работу в неформальной обстановке, побеседовав с вожатыми. Также обсуждаются правила организации отъезда детей.
Заключительная планерка проводится в день отъезда детей, подводятся итоги лагерной смены, оценивается её успешность, сдается весь инвентарь и костюмы, которые использовали вожатые, проводится уборка в спальных корпусах и на территории лагеря.
Рассмотрев методическую работу как важный фактор совершенствования деятельности методистов детских оздоровительных лагерей с педагогическими кадрами, ее функции можно сгруппировать следующим образом:
Первая группа - функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту:
- осмысление социального заказа, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования;
- внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки, опыта педагогов-новаторов.
Вторая группа - функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу детского оздоровительного лагеря:
- сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
- выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций
и т.д.;
- анализ конкретной программы смены и её результатов - изменений в уровне сплоченности и воспитанности отдыхающих детей;
- предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности педагогов-вожатых;
- выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение внутри-лагерного передового педагогического опыта, обмен педагогическими находками;
- стимулирование массового педагогического творчества и инициативы педагогов-вожатых.
Третья группа - функции методической работы, которые непосредственно связаны с ростом профессионального мастерства каждого педагога-вожатого:
- совершенствование, обогащение знаний педагогов-вожатых (игровые, дидактические, воспитательные и т.д.);
- развитие мотивов творческой деятельности (увлеченность, потребность в самореализации и т.д.);
- развитие устойчивых нравственных качеств личности педагога-вожатого (развитие убежденности, педагогического оптимизма и т.д.);
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительного мастерства, педагогической культуры (техника речи, движений, мимики, жестов, интонаций, техники общения с детьми и т.д.);
- формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию [3].
Знание основных задач функций методической работы необходимо методистам детских оздоровительных лагерей для ее правильного планирования и организации.
Не менее важно донести эти задачи до сознания каждого педагога-вожатого, превратить их в личные цели профессионального самосовершенствования, постоянной работы над собой.
Содержание методической работы определяется целями, которые стоят перед детскими оздоровительными лагерями, и конкретными задачами, вытекающими из анализа деятельности педагогов-вожатых, а также анализа прошедшей смены.
Методическая работа, проводимая администрацией лагеря, связана с разработкой и использованием вариативных форм и методов сопровождения педагогов-вожатых по вопросам:
- выбора и реализации содержания воспитательной работы;
- применение воспитательных технологий, направленных на формирование положительных качеств личности;
- организации работы с одаренными детьми, детьми с отклонениями в поведении, детьми с особыми возможностями здоровья и по другим вопросам.
Для решения указанных задач, как показывает практика, целесообразно использовать следующие формы методической работы:
- проведение школы вожатского мастерства - «Вожатский клуб»;
- проведение обучающих семинаров, круглых столов;
- мастер-классы;
- организация выездов на региональные и всероссийские форумы организаторов детского отдыха.
Методическая работа - это работа по развитию педагогической культуры, организации взаимодействия творчества педагогов, диалогического общения. Главное для методиста - поддержать саморазвитие и самореализацию педагогов-вожатых, объединить единомышленников для решения назревших в воспитательном процессе проблем, разбудить заинтересованность в тех, кто ещё не занял активные позиции, помочь тем, кто нуждается в поддержке.
Библиографический список
1. Ковалев В.П. Вопросы управления общеобразовательной школой: учебное пособие / В.П. Ковалев. - Чебоксары, 2005. - 270 с.
2. Леснов А.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях / А.А. Леснов, В.П. Ковалев //UNIVERSUM: ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: электронный научный журнал. - 2014. - №4 (5). - С. 7.
3. Школа подготовки вожатых : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е.А. Белая и др. - Новосибирск : Изд. НГПУ, 2010. - 337 с.
Bibliography
1. Kovalev V.P. Questions of Management of the Secondary School: Teaching Aid / V. P. Kovalev. - Cheboksary, 2005. - 270 P.
2. Lesnov A.A. Formation of professional competence of future teacher of initial classes to work in country summer camps / A.A. Lesnov, V.P. Kovalev //UNIVERSUM: PSYCHOLOGY AND EDUCATION: electronic scientific journal. The 2014. - №4 (5). - S. 7
3. School counselors : textbook / ed.-comp. E. A. White, and others - Novosibirsk : Izd. NSPU, 2010. - 337 C.